Азбука. в чем разница между чтением по слогам и чтением по складам? Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Восстановить фразеологизмы, указать их значение

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с] , а в каких - другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий ?

2. Распределите данные слова на три группы: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге:

Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, дефис, ателье, цемент, глобус, прогресс, модель, алфавит, километр, углубить, квартал, силос, звонит, столяр, досуг, магазин, начать ,

3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания.

Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной -переводный; складной - складный.

4. Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.

Вещий, внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.

5. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий - …… редкостный; 2) Дерзкий - …… дерзостный; 3) Лень - …. ленивец; 4) Угол - …. угловатость; 5) Корысть - …. бескорыстность 6) Цена - …. бесценность.

6. Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление

7. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.

Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

8. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

9. Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ.

А) Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл., ед.ч., вин. п.

Б) Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ср.р., разносклоняемое, ед.ч., тв. п.

В) Имя существительное, одушевленное, собственное, м.р., 2 скл., ед.ч., дат.. п.

10. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся.

Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.

11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.

Красна речь слушаньем. Сонный да ленивый - два родные братца. Не тешь меня тем, чего я не ем. Горяч на почине, да скоро остынет.

12. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса и т.д.

Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне…

Теперь слушать и слушать!..

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф.И. ______________________________________

1. Восстановить фразеологизмы, указать их значение:

Филькина, эзопов, авгиевы, ахиллесова, дамоклов, Демьянова, медвежья, прокрустово, сизифов, Тришкин, крокодиловы.

2. Составьте предложения со словами : напасть, запал, запас, заводи - так, чтобы эти слова были разными частями речи. Разобрать слова по составу. Обозначить часть речи.

3. Разбейте следующие словосочетания на две разные группы исходя из их значения.

Собака Пети, учитель брата, дом отца, хранитель печати, раб императора, убийца президента.

Попадут ли в эти группы словосочетания врач сестры, сын директора и тренер команды ? Обоснуйте своё решение.

4. Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме.

Ор(?)ентир, и (л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз..мпляр, тр..буна, конве..р, ад…ютант, к..м..тет, ..тм..сфера, пр..т..ндент, о(к,кк)упация, х..р..ктеристика, пр..з..дент, ..гре(с,сс)ия.

1. Для того, чтобы не заблудиться выбрать правильное направление, нужны … .

2. Пространство с четко очерченными границами называют … .

3. Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют … .

4. Большая удача для коллекционера - приобрести редкостный … .

5. На должность, даже на руку и сердце нужно найти … .

6. Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему … .

7. Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть … .

9. Какое слово (слова) образовано от славянского слова ОКО, имеющего значение «глаз»? Выпишите. Аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

10. Сколько раз встречается [з ]в предложении

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

11. Замените синонимами устаревшие слова.

Чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.

12. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

13. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Обоснуйте свой выбор.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

14. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

Плачу …………………………… плачу…………………………

Пили ……………………………… пили ………………………

Полки …………………………… полки ………………………

Гвоздики ………………………… гвоздики …………………………

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф.И. ______________________________________

1. Напишите слова согласно современным орфографическим правилам русского языка и объясните, почему часто ошибаются в данных словах В вазе цветы ВПЕРЕМЕ…КУ. - Машины двигались ВПЕРЕМЕ…КУ.

2. Определите три разные синтаксические роли инфинитива «курить» в предложениях:

а) Он пошёл курить, хотя привычка курить сильно ему вредила.

б) Он часто приговаривал: «Курить - здоровью вредить».

3. 1) Сделайте наблюдение над грамматическим «поведением» слова НЕТ. В роли каких частей речи оно употребляется в русском языке?

Нет, я не согласен.

Нет никаких моих сил больше.

На нет и суда нет.

2) Историки языка называют слово нет (нету ) сращением. Как вы думаете, что с чем «срослось»?

3) Чем являются по отношению друг к другу НЕТ (отрицание) и НЕТ («Интернет»)?

4. Какого человека называют шляпой ? Почему именно шляпой , а не шапкой, не кепкой, не беретом?

5. Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

6. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (две запятые)

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

7. Выберите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с,сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый .

суженный ссуженный

суженый ссужженный

суженный сужженый

Обоснуйте свой ответ.

8. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии - приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О, кей! - сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф.И. ______________________________________

1. Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого.

2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте при помощи транскрипции.

3. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорок? Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами (не менее 3х).

4. Слова простой ипростой - омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду?

5. Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее. (4 б.)

6. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? Выпишите.

7. Расставьте в предложении необходимые знаки препинания, подчеркните слова как члены предложения.

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

8. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

9. Найдите ошибки в предложениях, взятых из языка современных СМИ. Запишите предложения правильно. Свой ответ аргументируйте

а) Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.

б) По приезду домой мы сначала отправились в магазин, а затем навели порядок в комнатах.

в) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

г) Порывы ветра достигали пятнадцать-двадцать метров в секунду.

д) К праздничному столу я купила пять килограмм банан.

10. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы ? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

11. Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

12. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Определите, что это за существительное.

А. В него вступают и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.

Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.

В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.

Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё можно указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.

Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.

Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то его добиться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.

Пожалуйста, помогите с определением сочетаемости слова "исследование"! Можно ли говорить "исследование по оценке чего-либо", ведь в словарях дано "исследование чего, о чем"?

Такое сочетание не вполне корректно. Можно сказать: исследование чего-либо, целью (задачей) которого является оценка.

Подскажите мне пожалуйста, я не могу найти ни одного примера сочинения-миниатюры по теме:Язык-лучший посредник для установления дружбы и согласия.

Ответ справочной службы русского языка

Мы тоже не знаем примера такого сочинения.

Вопрос № 265086
Здравствуйте!
Проконсультируйте, пожалуйста, как правильно:
_открываем набор на должность: продавец-консультант_ (с двоеточием)
или
_открываем набор на должность продавцА-консультантА_?
И корректно ли в этой фразе слово "открываем"?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание "открыть (открывать) набор" корректно. Лучше: открываем набор продавцов-консультантов (или набор претендентов, кандидатов на такую должность).

Вопрос № 265083
Уважаемая Грамота.
Сосем запутался. Разъясните пожалуйста, могут ли слова типа "слепой", "мертвый" и.т.п быть существительными. Или это однозначно и бесповоротно прилагательные?
С Уважением Швейк

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова могут быть субстантиватами , то есть, формально являясь прилагательными, выполнять функции существительных.

Вопрос № 265081
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, на какой слог падает ударение в слове цитрусовые: цИтрусовые или цитрусОвые? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: цИтрусовые.

Вопрос № 265078
Уважаемая грамота. Растолкуйте пожалуйста, все-таки слова "хаки", "декольте"" клеш"," гофре" существительные или прилагательные. На" грамоте" вроде как существительные (пометка С.) А по этой статье прилагательные.
http://rusgram.narod.ru/1294-1314.html
Растолкуйте пожалуйста.
С Уважением Швейк.

Ответ справочной службы русского языка

Словарная помета "с." означает не существительное, а средний род - в том случае, когда слово выступает в роли существительного.

Все названные Вами слова могут употребляться и как прилагательные (несогласованные определения), и как существительные.

Вопрос № 265074
Здравствуйте, уважаемые знатоки русского языка. Задаю свой вопрос повторно, в прошлый раз я так и не получила на него ответа. Как правильно написать слово Централизовано- с одной или двумя н в предложении:
Доставка к месту пребывания будет осуществляться централизовано автобусами.
Спасибо большое. Не оставьте, пожалуйста, без внимания мой вопрос. Юлия.

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с двумя Н.

Вопрос № 265069
Подскажите, пожалуйста, как правильно говорить: ВизовЫй экземпляр, или ВизовОй экземпляр.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: вИзовый.

Вопрос № 265063
Здравствуйте!!!
Подскажите, пожалуйста, как правильно оформлять предложения типа: Учитывая, что прирост клиентской базы составил почти 150 тысяч(!) человек... Нужен ли пробел между словом и скобками, в которые заключен восклицательный знак?
У Мильчина не нашли ответ.
Спасибо!!!

Ответ справочной службы русского языка

Пробел перед открывающей скобкой нужен.

Вопрос № 265060
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как просклонять иностранную фамилию Ларкин во множественном числе: Ларкины?..
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если речь именно об иностранной фамилии, то во мн. ч. склонять ее не следует.

Вопрос № 265058
Здравствуйте!
Скажите пожалуйста, каким способом образовано слово Прикамье?

Ответ справочной службы русского языка

Приставочно-суффиксальным способом.

Вопрос № 265057
Уважаемые Господа!
Сообщите, пожалуйста, если на альтернативный вопрос, например, "Я могу пойти гулять или мне остаться и помочь тебе в работе?" сформулирован неполный ответ, например, "да", то по правилам русского языка "да" следует считать ответом на первую половину вопроса или на вторую? Т.е. "да" относится к "я могу пойти гулять" или "мне остаться и помочь в работе"?

Ответ справочной службы русского языка

По "правилам русского языка" такой ответ следует счесть неполным и некорректным.

Вопрос № 265054
В каких предложениях допущены речевые ошибки?
1) Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.
2) После тяжелой работы мама приготовила для нас сытный обед.
3) Обувь фирмы «Экко» одета на всех ведущих нашей телекомпании.
4) Во время прямой линии поступило огромное количество звонков, к сожалению, не все из них удалось прочитать.

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, выполните задание самостоятельно. Пользуйтесь электронными словарями ГРАМОТЫ.РУ.

Вопрос № 265053
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, если предложение начинается со слов "Между тем...", нужно ли их отделять запятой?
Спасибо.
С уважением,
Тамара Фурманская

Ответ справочной службы русского языка

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Критерии проверки

3. Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его :

- Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

- Неохота!

- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну ладно.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Критерии оценивания.

1. Название сказки – 0,5 б.

2. Язык - 0,5 б.

3. Восстановление текста сказки – от 1 до 10 баллов в зависимости от точности и полноты отражения стилистического и содержательного своеобразия сказки.

Задание 4.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Итоговое количество баллов – 4.

Ответ.

1. Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).

2. Издалека из далека (места). Допоздна до поздна (часа, времени). Снова с нова (раза). Смолоду с молоду (возрасту). Засветло за светло (время).


Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.

Критерии оценивания.

1. Определение грамматических особенностей кратких прилагательных - 1 балл.

2. Восстановление одного производящего словосочетания - 0,5 балла. Комментарий – 0,5 балла. В сумме 3 балла.

Задание 5.

Какого человека называют шляпой ? Почему именно шляпой , а не шапкой , не кепкой , не беретом ?

Ответ.

Человека неловкого, нерасторопного часто называют шляпой . Шляпа – принадлежность гражданского, штатского костюма и является как бы символом штатского человека. Человека, у которого отсутствует выправка, стать и сноровка, в отличие от кадрового военного, называют шляпой, подчёркивая таким образом качества, свойственные невоенным людям.

Критерии оценивания.

Ответ на вопрос – 1 балл. Комментарий – 1 балл.

Задание 6.

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:__________________ языки,___________________________ языки,______________________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая - ________________; вторая -___________________________ ; третья - ___________________________..

Итоговое количество баллов – 22.

Ответ.

Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: восточнославянские языки , западнославянские языки, южнославянские языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая – языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий; третья – сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки . У каждого из этих языков-ветвей есть еще веточки с многочисленными «листочками» - наречиями и говорами (диалектами).

Критерии оценивания.

1. Восстановление одного наименования - 1 балл. В сумме -15 баллов.

2. Продолжение текста с указанием на членение языковых ветвей - 2 балла.

Конкретизирование членения русского языка (южнорусское и севернорусское наречие, среднерусские переходные говоры и т. д.) – до 5 баллов.

Задание 7.

Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?

Приди, о Истина, и поселись меж нами,

Приди, искорени вгнездившийся порок,

Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

Дух премудрости, и разума, и силы!

Всеобъемлющей, божественной любви!

Нас, заглохших в суете, помилуй

И своим дыханьем оживи1

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий мимо саду,

Бредет по жесткой мостовой…

Итоговое количество баллов - 10.

Ответ.

1. Молитва.

2. Соделай, помилуй, пошли (отраду) – формы повелительного наклонения, 2 лица, ед. ч.

Критерии оценивания.

1. Определение жанровой формы – 1 балл.

2. Выявление грамматических форм: одна форма – 1 балл. В сумме 2 балла.

3. Их характеристика – до 2 баллов.

4. Указание на одно из речевых действий – 1балл. В сумме – 5 баллов.

Задание 8.

Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем ? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 2.

Ответ.

Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой .

Критерии оценивания.

Толкование фразы – 1 балл. Комментарий – 1 балл.

Задание 9.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов – 2.

Ответ.

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

Критерии оценивания.

Обособление приложения скота – 2 б.

Задание 10.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый . Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 6.

Ответ.

Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:

сузить страдательное причастие

пишется как суженный;

Образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

Существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить , пишется как суженый .

Критерии оценивания

Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б. Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 11.

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ф. Глинка

Итоговое количество баллов – 12,3.

Ответ.

1. Мч ится: ч" не имеет пары по твердости, трой ка: обозначение мягкости не требуется, так как этот звук не имеет пары по твердости, удалая : обозначение мягкости не требуется, так как звук j не имеет пары по твердости , вдоль : при помощи мягкого знака , дорог е: при помощи буквы е, столбовой : (см. тройка), колоколь чик, ч (см. вдоль, мчится) , Валдая (см. удалая ), гуд ит: при помощи буквы и, дугой : см.тройка.

Критерии оценивания

1. Каждая верно выявленная буква – 0,1 б. В сумме – 1,3 б.

2. Каждый из способов обозначения мягкости согласных - 1 б. В сумме - 11 баллов.

На уроках русского языка в 9 классе изучаются сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связями. Отдельное внимание в программе для девятиклассников уделяется развитию речи, повторению орфографии.

Материалы этих тем используются при составлении заданий для проведения олимпиады по русскому языку. Сложность таких заданий может различаться от средней, до повышенной, а значит готовиться к олимпиаде нужно заранее.

Ниже вы найдете примеры олимпиадных заданий для 9 класса с правильными ответами. Использовав приведенные задания можно провести пробную олимпиаду на уроке или потренироваться самостоятельно во внеурочное время.

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
Г) Предложение с разными типами связи.
Д) Бессоюзное предложение.

2. Схема предложения.
Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.
А) , ()
Б) (), , ()
В) , (), ()
Г) , (), (), ().
Д) (), .

3. Количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1

4. Косвенная речь – это
А) Чужая речь, переданная в измененной форме.
Б) Речь двух или нескольких людей.
В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.
Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.
Б) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.
В) В слове ХЛЕБ последний звук [п].
Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
А) голодала
Б) заплесневеет
В) осложнения
Г) положили

8. Укажите слова, в которых пишется Ь:
А) вскач…
Б) настеж…
В) горюч…
Г) невтерпеж…

9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А) (полу) ночник
Б) (древне)русский
В) (пол)арбуза
Г) (общественно)политический

10. В каком слове пишется Ъ?
А) помещич.и
Б) фел.етон
В) ин.екция
Г) в.юга

Открытые вопросы

Вопрос 1
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

Вопрос 2
В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

Вопрос 3
Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

Вопрос 4
Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?

Вопрос 5
Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:
[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

Творческие задания

Задание 1
Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

Задание 2
Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.
Много — ….
Обмануть — …

Задание 3
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

Задание 4
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.

Задание 5
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В Б А А Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Г А, Б В, Г В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный
Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой.
Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Ответ на вопрос 5:
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].
Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.
Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

Пример ответа на творческое задание №2
Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т. д.

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т. д.

Пример ответа на творческое задание №3
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать

Пример ответа на творческое задание №4
Утро на ферме
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

Пример ответа на творческое задание №5
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Русский язык

9 класс

Общее время выполнения работы - 3 часа (180 минут).

Задание 1.

В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик . Например : Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа... есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни истукатель .(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)

Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова. Как вы думаете, что обозначали истукатель, истуканщик в XVIII веке? Каковы их синонимы в современном русском языке? Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик , исчезнувшие из языка и замененные другими?

Итоговое количество баллов -

Задание 2.

Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.

О Грамматике и ея разделении.

Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

Грамматика разделяется на четыре следующие части:

I. На Правописание.

II. На Произведение слов.

III. На Сочинение слов

IV. На Произношение слов.

Количество баллов - 4.

Задание 3.

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии - приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О ¢ кей! - сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

Количество баллов - 11 .

Задание 4.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Задание 5.

Какого человека называют шляпой . Почему именно шляпой , а не шапкой , не кепкой , не беретом ?

Итоговое количество баллов - 4.

Задание 6.

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык - _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________ и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________. Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________ и ___________________________________.

Итоговое количество баллов - 22.

Задание 7.

Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?

Приди, о Истина, и поселись меж нами,

Приди, искорени вгнездившийся порок,

Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

Н.И. Тургенев

Дух премудрости, и разума, и силы!

Всеобъемлющей, божественной любви!

Нас, заглохших в суете, помилуй

И своим дыханьем оживи1

Ю.В. Жадовская

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий мимо саду,

Бредет по жесткой мостовой...

Ф.И. Тютчев

Итоговое количество баллов - 10.

Задание 8.

Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем ? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов - 2.

Задание 9.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов - 2.

Задание 10.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый . Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов - 6.

Задание 11.

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ф.Глинка

Итоговое количество баллов - 12,3.

Поделиться