Царь цинь шихуанди. Китайский «Гумилев»: первый китайский император Цинь Шихуан был монголом. Фильмы и оперы о Цинь Шихуанди

В российских школьных учебниках по истории рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди – первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн . И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий . Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает – голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.


Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. – Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили . Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год – китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

Н.Басовская

Цинь Шихуанди правитель китайского царства Цинь с 246-го года до нашей эры до 221-го года до нашей эры. Также известен под именем Ин Чжэн. Стал первым императором объединенного Китая в 221-м году до нашей эры, после окончания эпохи Воюющих Государств. Правил империей до самой своей смерти в 210-м году до нашей эры.


Цинь Шихуанди – одна из ключевых фигур истории Древнего Китая. После объединения страны он и его главный советник Ли Си провели серию успешных экономических и политических реформ; именно в его время был заложен целый ряд титанических даже по нынешним временам проектов – вроде первой версии Великой Китайской Стены, мавзолея размером с город, охраняемого легендарной Терракотовой армией или глобальной системы дорог по всей стране. Разумеется, все эти проекты в процессе реализации унесли немало жизней; жесткость Шихуанди как правителя проявлялась еще и в том, что он объявил вне закона и сжег практически все имевшиеся в стране книги – исключение составила лишь литература о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях и труды из личной императорской библиотеки.

Будущий император появился на свет в Ханьдане, княжество Чжао. Его мать была наложницей (конкубиной) влиятельного придворного Люй Бувэя; собственно, именно действия Бувэя помогли молодому Ин Чжэю прийти к власти; из-за этого начали активно муссироваться слухи о том, что именно Бувэй – настоящий отец парня.

Ин Чжэн стал правителем царства Цинь в тринадцать лет; на тот момент царство это уже было, фактически, самым сильным из воюющих царств древнего Китая. Первое время – до 238-го – Шихуанди считался несовершеннолетним; его регентом был, разумеется, все тот же Люй Бувэй. Ин Чжэн, однако, не терял времени даром и тщательно изучал нелегкий процесс управления империей; в двадцать два года он изгнал своего приемного отца в ссылку, по обвинению в подготовке мятежа.

Взяв власть в свои руки, Чжэн начал объединение Поднебе

сной. Со временем ему удалось захватить все шесть главных царств Древнего Китая; в тридцать девять лет он стал единоличным правителем Поднебесной; именно тогда ему и было дано тронное имя Цинь Шихуанди.

Из всего наследия первого императора единого Китая в наше время наиболее известны Великая Китайская Стена и гробница, охраняемая Терракотовой армией. Стена в том виде, в котором она существует сейчас, была создана во времена царства Минь; Цинь Шихуанди лишь заложил её основы. Терракотовая армия, с другой стороны, является исключительно его наследием. Согласно исследованиям китайского историка Сымы Цяня, на строительстве мавзолея и армии было занято семьсот тысяч человек. Британский историк Джон Ман позже поставил под сомнение эти цифры – по его подсчетам, столько жителей не было во времена Шихуанди ни в одном из крупнейших городов мира; сам Ман склонен считать, что на строительстве было занято лишь шестнадцать тысяч человек. Цянь в своих трудах никогда не упоминал о Терракотовой армии; обнаружили её лишь 29-го марта 1974-го. Группа фермеров рыла новые колодцы и наткнулась на человекоподобное изваянии в земле. Как показали дальнейшие исследования, солдаты сначала были изготовлены несколькими большими партиями, с помощью глиняных форм, а затем уже доработаны вручную.

Одним из первых проектов, которые затеял молодой правитель, был его собственный склеп. Строительство его началось в 215-м году до нашей эры; в работах было занято – по разным источникам – от трехсот до семисот двадцати тысяч человек; впрочем, согласно все тому же Ману, цифры эти сильно преувеличены.

Цитата сообщения Император Цинь Шихуанди и его Терракотовое войско.

В III веке до н.э. в китайском царстве Цинь, родился принц Ин Чжэн, которому богами уготована была великая судьба. Уже в 13 лет он взошел на престол, а в 21 стал самостоятельным правителем.

В те времена Китай был поделен на 7 самостоятельных царств. Местные царьки постоянно враждовали между собой, ослабляя и разоряя свои государства.

И вознамерился Ин Чжэн стать великим правителем. Собрал он огромное войско, и захватил все соседние земли. Царей убивал, столицы сравнивал с землей, и устанавливал везде свои порядки.

17 лет Ин Чжэн провел в войнах, тысячи людей положил в битвах, но добился объединения всего Китая под своей властью.

Большое дело! Великому правителю не гоже жить со старым детским именем, и взял он себе новое, подобающее его статусу имя Цинь Шихуанди, что значит «Первый император из династии Цинь»
В официальный язык был введен ряд новых терминов, отражавших величие правителя: отныне император стал называть себя Чжэн, что соответствует русскому «Мы», употреблявшемуся в императорских указах. Личные распоряжения императора назывались чжи, а его приказы по всей Поднебесной - чжао.

Поскольку Ин Чжэн являлся первым императором циньской династии, то он приказал называть себя Ши Хуанди - Первым высочайшим императором.

Цинь Шихуан - объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г.до н.э., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного. Во-первых, город Сиань назначил столицей всей своей империи. Ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Закопали живыми в землю более 460 ученых заподозренных в нелояльности к новому режиму.

Но не только мудрым был Цинь Шихуанди, но и чрезвычайно жестоким. За любое неповиновение новым законам - смерть. При этом простая смертная казнь была самым легким наказанием. Обычными были следующие виды смертной казни: выламывание рёбер, разрыв колесницами, варка в большом котле, разрубание пополам или на части, четвертование, обезглавливание и после казни выставление головы на шесте в людных местах. Особо опасные преступления карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях, а, учитывая, что семьи у китайцев были большие, эта мера часто касалась тысяч человек.

В это время на Китай с севера нападали дикие племена кочевников-гуннов. Они разоряли земли, а жителей уводили в плен.

Для обороны северных границ Империи Цинь Шихуанди начал объединение разрозненных оборонительных сооружений в единую - Великую Китайскую Стену, протянувшуюся почти на 4 тысячи километров. Строили ее в течении 10 лет из утрамбованной земли и каменных глыб более 2 миллионов человек (солдаты, рабы из военнопленных и преступников). Умерших от непосильного труда, по преданию, замуровывали в стену. Условия возведения: голая степь, периодические набеги племен и полуголодное существование. Наблюдателям-дозорным обрубали ноги, чтобы они не могли бежать с вышек при атаках кочевников. Великая стена унесла невиданное количество жертв, ныне современные китайцы говорят, что каждый камень в стене - это чья-то жизнь.

К моменту создания империи Цинь Шихуанди было сорок лет это немалый возраст для тех древних времен. Настало время заняться поисками бессмертия - беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать планировалось еще тысячу лет. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие.

В конце концов, Цинь Шихуанди издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале, и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Смерть же императора оказалась какой-то несуразной. Как и всякий восточный правитель, Цинь Шихуанди имел гарем, и в нем было несколько тысяч наложниц. Одна из них и убила первого императора Китая, воткнув ему во время сна в ухо большую иглу. Это произошло в 210 году до н.э., когда Цинь Шихуанди было 48 лет.

Уже с момента восхождения на престол Цинь Шихуанди отдал приказ начинать строительство своей гробницы. И в 30 километрах от города Сианя, у горы Лишань за 38 лет 700 тысяч рабочих построили целый погребальный город - огромный подземный комплекс, спроектированный как зеркальное отражение столицы Циньской династии.

Мавзолей императора представлял собой дворец, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя протянулась на шесть с лишним километров, внутренняя - примерно в четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сам мавзолей: подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К нему подходят несколько туннелей. Весь комплекс занимает площадь 60 кв. км.

Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности, несметные сокровища, в том числе и золотой трон первого императора.

На полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути.

Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов, но такая попытка могла стоить жизни и ему самому, и его империи. И советникам таки удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочной армии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, для того чтобы после смерти души воинов могли переселиться в скульптуры и продолжить свою службу Императору.

Все войны были обращены лицами на восток. Именно там находились царства, разгромленные великим тираном. Статуи были выполнены с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Среди воинов не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие национальности. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90-1,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина – около 135 килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре 1 000 градусов. Затем лучшие художники раскрашивали их в естественные цвета в соответствии с табелью о рангах.

Солдат одет в короткий халат и нагрудный панцирь без украшений, его волосы стянуты узлом, на ногах обмотки и обувь с прямоугольным носком. На офицере нагрудные латы с украшениями, высокая шапка, на ногах сапоги. У генерала чешуйчатые латы с украшениями и шапка в виде двух птиц. Стрелки с луками и самострелами, в нагрудниках и коротких халатах. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью.

Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, а когда армия заняла свои места, Сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армия исчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель.

После смерти Цинь Шихуанди похоронили в золотом гробу и установили его посреди моря из ртути.

Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронить заживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов и акробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров.

Затем туда согнали 70 тысяч рабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые знали о его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпали сверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто не догадался, как туда проникнуть.

Гробница императора Цинь Шихуанди неприкосновенна и поныне. Терракотовая армия верно служит своему Императору, ни грабители могил, ни археологи до сих пор не побеспокоили его.

Более 2000 лет никто во всем мире не знал, где находится могила императора и его войско, пока в 1974 году простой китайский крестьянин Янь Джи Ван и пять его друзей ни решили выкопать колодец. Воду они не нашли, зато обнаружили на глубине 5 метров статую древнего воина в полный рост. Это был главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. Янь Джи Ван в один момент превратился в миллионера. Теперь он пишет книги о своей находке и каждый день раздает автографы туристам.


Сегодня на месте исторической находки возник целый город. Над «армией» построена громадная крыша, как над большим вокзалом. Пока раскопаны далеко не все воины, ведь большинство статуй раздавлены когда-то рухнувшей крышей и грузом земли, их приходится восстанавливать по осколкам.

Три больших павильона скрывают от непогоды погребальную армию первого китайского императора. Три склепа общей площадью более 20 тыс. кв. метров

Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй.

В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников.

Однако, существует мнение, что найденная армия лишь одна из немногих, охраняющих некрополь Императора

Смысл изготовления такой армии, создать которую могли лишь тысячи скульпторов и десятки тысяч рабочих, заключался, по-видимому, в верованиях, которые заставляли древних царей от Северной Европы до Японии уводить за собой в загробную жизнь жен, рабынь и рабов, воинов и слуг. Но если вождь викингов или скифов ограничивался десятками жертв, которых убивали на его могиле, то смерть Цинь Шихуанди - Повелителя Вселенной, повлекла за собой гибель тысяч людей - всех, кто знал доступ к гробнице. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили всех, кому следовало обслуживать покойного.

Но как бы ни были впечатляющи находки в склепах воинов, число которых продолжает расти, основное внимание археологов обращено к усыпальнице императора.

Археологи начали закладывать разведочные шурфы, чтобы определить, что же находится под холмом и вокруг него. Эти работы ведутся осторожно и неспешно.

По сообщениям китайской печати, за десять последних лет в районе гробницы на площади более десяти квадратных километров пробурено более сорока тысяч шурфов и траншей. Но эта исследованная площадь представляет собой примерно шестую часть той, что занимала усыпальница и сопутствовавшие ей сооружения.

Когда закладывались шурфы с целью определить размеры и конфигурацию мавзолея, археологи дважды наталкивались на туннели, пробитые в древние времена грабителями. Оба туннеля утыкались в стену мавзолея, но не проникали сквозь нее. И хотя еще до сих пор не исследованы целиком западная и южная стены гробницы, по косвенным данным ученые все более убеждаются, что мавзолей императора не был разрушен и разграблен, как сообщали летописцы. Это позволяет надеяться, что внутри мавзолея все осталось таким или почти таким, как в день, когда закрылись нефритовые двери.

И еще одна любопытная деталь - в образцах почвы холма повышенное содержание ртути. Естественным путем туда попасть она не могла, следовательно, сообщения историка Сыма Цяня о том, что на полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути, соответствуют действительности.

Пока было обнаружено в 1.5 км на восток от гробницы только три склепа, содержащие тысячи терракотовых фигурок (известных как бин ма юн) и два набора огромных бронзовых колесниц и лошадей на западе от мавзолея.

Многие века грабители пытались найти сокровища в императорских гробницах. Некоторым эти попытки стоили жизни. Удивительно, но глиняные солдаты, как могли, охраняли дух своего повелителя. Рассказывают, что среди раскопанных статуй был найден ни один человеческий скелет.

Сегодня даже глина, из которой сделаны стены, стала золотой. Один глиняный кирпич эпохи Цинь Шихуанди стоит десятки тысяч долларов. Обладатель всего одного кирпича может обменять его, скажем, на приличный особняк в окрестностях Пекина.

Глядя в пустые глиняные глаза, охватывает невольный трепет. Что-то есть там, внутри. Может и правда, души воинов после своей земной жизни заселили приготовленные для них оболочки, и теперь вынуждены томиться в терракотовых телах вечно, защищать своего царя, несмотря на прошедшие тысячелетия.

ЦИНЬ ШИХУАНДИ

(род. в 259 г. до н. э. – ум. в 210 г. до н. э.)

Император Китая, создавший единую централизованную империю, противник конфуцианства, по приказу которого была сожжена гуманитарная литература и казнено 460 ученых.

В истории Древнего Китая заметное место принадлежит императору Цинь Шихуанди, объединителю страны и реформатору, действовавшему очень жестокими методами.

В середине III в до н. э. на территории Китая существовало семь самостоятельных государств – Хань, Чжао, Вэй, Янь, Ци и Цинь. Среди них царство Цинь было самым отсталым в культурном отношении, но располагало большими людскими и материальными ресурсами. Важное значение для усиления Цинь имели также реформы Шан Яна, первого советника одного из циньских царей, которые позволили упрочить царскую власть и армию государства. Это дало возможность циньцам пойти войной на «Шесть царств восточнее гор» – так называли в царстве Цинь остальные шесть китайских государств, – и завоевать значительные территории.

В 246 г. до н. э. после смерти царя Чжуан Сян-вана, на престол царства Цинь взошел его сын Ин Чжэн. Ему было всего 13 лет. Мальчик пришел к власти в очень жестокую эпоху, чуждую идеям гуманизма, и, вне всяких сомнений, усвоил примеры варварского отношения к людям. Еще совсем недавно, в 260 г. до н. э., всего за год до рождения царевича, после масштабной битвы под Чанпином (провинция Шаньси) циньцы закопали в землю живьем 400 тыс. сдавшихся воинов царства Чжоу. Несомненно, Ин Чжэн знал об этом и восхищался героизмом соотечественников.

Регентом при юном царе (в Китае они назывались ванами) был сян, бывший торговец Люй Бу-вэй, который фактически управлял государством еще при Чжуан Сян-ване. Именно поэтому на первых порах после прихода Ин Чжэна к власти в политике государства ничего не изменилось. Но Люй Бу-вэй отлично понимал, что с достижением совершеннолетия юный царь, отличавшийся независимым и своенравным характером, перестанет послушно выполнять его приказы. И он решил сместить неугодного ему правителя. Хитрый сян приблизил к матери Ин Чжэна преданного ему человека по имени Jiao Ай. Вдова быстро оценила достоинства нового придворного, и вскоре он стал пользоваться неограниченной властью.

В 238 г. до н. э. Jiao Ай составил заговор. Он похитил у царицы царскую печать и вместе со своими сторонниками пытался захватить дворец Цинянь, где в это время находился Ин Чжэн. Однако царь вовремя узнал об опасности и сумел избежать ее. Jiao Ай был казнен. Та же участь постигла еще 19 крупных чиновников, участвовавших в заговоре. Вместе с ними были казнены все члены их родов. Еще 4 тыс. семей, замешанных в заговоре, были сосланы в дальнюю провинцию Сычуань и лишены всех рангов.

Ин Чжэн прекрасно понимал, что главным организатором заговора был Люй Бу-вэй. Однако с ним было не так-то просто справиться. Только через год, по достижении совершеннолетия царь сместил советника с должности. А казни, аресты и пытки, связанные с попыткой переворота, длились еще несколько лет. Загнанный в угол, Люй Бу-вэй предпочел кончить жизнь самоубийством.

Место Люй Бу-вэя занял Ли Сы, выходец из царства Чу. По его совету циньский ван в 230 г. направил в царство Хань огромную армию. Ханьский царь Ань Ван был взят в плен, а циньцы вскоре заняли всю территорию соседей.

Хань стало первым государством, полностью завоеванным Цинь. В 228 г. до н. э. та же участь постигла царство Чжао. В 225 г. до н. э. было захвачено царство Вэй, в 223 г. – Чу, в 222 г. – Янь. Последним в 221 г. пало царство Ци. Все оружие, отобранное во время сражений и у населения на вновь завоеванных территориях, было переплавлено в 12 статуй и 12 колоколов. Известно, что вес каждой статуи составлял около 30 тонн.

Из разрозненных царств Ин Чжэн создал единую империю с централизованной властью и единым законодательством. В 221 г. до н. э. ван Цинь принял титул Цинь Шихуанди, что означало «Первый император династии Цинь», а также «Земной Бог».

Империя Цинь Шихуанди занимала большую территорию. На востоке ее границы доходили до берегов Бохайваньского залива и границ современной Кореи. На западе – до центральной части современной провинции Ганьсу, на юге – до р. Бэйцзян. Северная граница проходила по излучине р. Хуанхэ, затем следовала вдоль хребта Иншань до Ляодуна. При этом население завоеванных провинций более чем в три раза превышало число жителей Цинь.

Первые шесть лет правления императора ушли на осуществление разнообразных реформ и грандиозных мероприятий внутри страны. Прежде всего Цинь Шихуанди постарался обосновать в глазах народа свое право на управление покоренными странами. По канонизированной истории династии Цинь, созданной с этой целью, его роду приписывалось происхождение, восходившее к незапамятным временам. Среди предков назывался некий Да Фэй, который якобы помогал легендарным правителям царств Центрального Китая, учившим китайцев полезным навыкам. С Великим Юем он проводил ирригационные работы, а с Шунем приручал животных.

Однако одних легенд было недостаточно. Император поспешил обнародовать указ, в котором обвинял царей шести завоеванных государств в намерениях захватить царство Цинь. Именно они, по его мнению, были виновны в развязывании войн и поэтому справедливо наказаны. Это должно было оправдать и жестокости, творимые циньской армией на вражеских территориях.

Нужно было думать и о системе управления империей. Большая часть приближенных императора во главе с сяном Ван Гуанем предложили поставить во главе завоеванных стран сыновей Цинь Шихуанди. Однако мудрый Ли Сы, не занимавший в государстве высоких постов из-за того, что не был уроженцем Цинь, предостерег императора. Он считал, что рано или поздно это вызовет соперничество между принцами и приведет к междоусобицам. Он предложил оставить страну под властью императора. И Цинь Шихуанди, стремившийся к единоначалию, принял его проект, заявив: «Поднебесная только что объединена, и насаждать снова [самостоятельные] царства – это значит готовить войну».

Вся империя была разделена на 36 округов, которые в свою очередь делились на уезды. В каждый округ были назначены по два губернатора – военный и гражданский. Они управляли своими территориями с помощью разветвленного бюрократического аппарата, назначались в столице и в любой момент могли быть смещены. Чтобы избежать смут и заговоров, в столицу империи Синьян были переселены 120 тыс. дворов знатных и богатых семей из бывших шести царств.

В 213 г. Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, хранившиеся в частных собраниях, за исключением гадательных книг, трактатов по медицине, сельскому хозяйству, военному делу, вопросам религии и истории Цинь. (Прочие исторические труды были идеологическим оружием его противников – наследственной аристократии.) Однако примечательно, что эти же издания в государственных библиотеках и книгохранилищах были оставлены в целости и сохранности.

Вместе с книгами из частных библиотек погибли и летописи всех покоренных царств, и книги ученых-конфуцианцев, что, собственно, и было целью тирана. В результате народу оставалась известной только история династии Цинь, которую можно было расцвечивать любыми красками: ведь опровергнуть что-либо на основании письменных источников теперь было невозможно. Замеченных в чтении или обсуждении знаменитых «Книги песен» или «Шицзин» (исторических документов) казнили, а тех, кто ссылался на старину, отправляли в ссылку.

Любое недовольство новыми порядками жестоко подавлялось. Тюрьмы, где широко применялись пытки, были переполнены узниками; всеми дорогами империи брели осужденные, одетые в багряные рубашки.

Государственная казна пополнялась за счет грабительских налогов. К концу правления Цинь Шихуанди поземельный налог, например, составлял две трети доходов земледельца. Население скрывалось от чиновников и бежало из селений. В империи появились буванжэни – целая категория беглецов, скрывавшихся от налогов и еще более страшного бедствия – повинностей.

В государстве имели место две основные повинности – военная и трудовая. И та и другая были опасны для жизни. Понятно, что легко погибнуть на войне или при охране границы. Но условия выполнения трудовой повинности были так тяжелы, что часто тоже заканчивались смертью. Вот лишь один пример. Чтобы обезопасить империю от набегов соседей-кочевников, Цинь Шихуанди решил соорудить на северной границе циклопическую стену, остатки которой до сих пор поражают воображение туристов в Китае. До него здесь уже были возведены оборонительные сооружения, однако император приказал отремонтировать их, расширить и объединить в единый комплекс.

На строительство Великой китайской стены сгоняли толпы людей. Тысячами умирали они от голода и непосильной работы, а тех, кто пытался бежать, живьем замуровывали в стену. Народные страдания, связанные с этим грандиозным строительством, нашли отражение в китайском фольклоре. Одно из самых проникновенных в человеческой истории сказаний рассказывает о красавице Мэн Цзян-нюй, которая полюбила юношу Фань Си-ляна, бежавшего из-под оборонительных стен, возводимых императором.

В день свадьбы в дом родителей Мэн Цзян-нюй ворвались стражники, забрали жениха и замуровали его живьем в Великой стене. Но Мэн Цзян-нюй не хотела верить в гибель мужа. Она отправилась к Великой стене. Ее слезы раскололи стену именно там, где покоились останки Фань Си-ляна. И все попытки восстановить стену оканчивались неудачей. Чиновники донесли Цинь Шихуанди о случившемся, и он приказал привести Мэн Цзян-нюй в свои покои. Ее красота произвела на императора огромное впечатление, и он решил сделать ее одной из своих жен. Но Мэн Цзян-нюй потребовала сначала построить гробницу для ее покойного мужа, воздвигнуть в его честь храм и совершить обряд жертвоприношения, причем провести его должен был сам Цинь Шихуанди.

Император исполнил все. У могилы Си-ляна разожгли большой костер, на котором должны были по обычаю сжечь жертвенные бумажные деньги. Но когда император прибыл для совершения обряда, в костер бросилась сама Мэн Цзян-нюй. А та часть стены, что была разрушена слезами красавицы, по преданию, так и осталась недостроенной.

Великая китайская стена была вершиной строительной техники Древнего Китая. Но не только оборонительные сооружения были в центре внимания Цинь Шихуанди. В возведении пышных дворцов и иных сооружений он видел способ возвеличить свое царствование. Недаром император издал указ о возведении вокруг столицы дворцов по лучшим образцам захваченных стран. А к концу его правления на территории бывшего царства Цинь находилось 300 дворцов из семисот существовавших в империи.

Но еще роскошнее была гробница императора, строительство которой продолжалось более тридцати пяти лет и закончилось уже после его смерти. Подземные воды мешали ее сооружению. Тогда строителям пришлось залить в котлован для фундамента расплавленную медь, чтобы помешать подтоплению, а на расстоянии 8–10 км врыть в землю огромные пятиугольные керамические трубы, которые способствовали осушению территории. Внутри гробницы строители имитировали небесный свод и земной ландшафт. При этом реки и моря были наполнены ртутью. Искусные мастера изготовили также самострелы, поражавшие всякого, кто попытался бы проникнуть в гробницу. Однако строителей гробницы постигла печальная участь. Следуя примеру отца, его наследник, Эр Шихуанди, приказал заживо замуровать всех мастеров, трудившихся над внутренним оформлением.

Как уже отмечалось, в империи были введены общие законы, направленные на укрепление верховной власти. Фактически законы царства Цинь были распространены на всю империю. К сожалению, система наказаний отличалась большой жестокостью. В империи действовала так называемая поручительская система, когда в случае антигосударственных преступлений вместе с виновным уничтожались три рода преступника: по отцу, по матери и род жены. Если «преступник» хранил у себя запрещенную литературу или, еще хуже, высказывал критические замечания об императоре и его правлении, вместе с ним уничтожался и его род. В зависимости от степени преступления основного виновника его могли четвертовать. В этом случае руки и ноги осужденного привязывали к четырем различным колесницам, потом по команде пускали вскачь быков и разрывали тело на части. Практиковали также, в том числе и для наказания за хозяйственные и уголовные преступления, разрубание (живого человека) пополам или на части; обезглавливание после казни, а в особо тяжелых случаях – обезглавливание с последующим выставлением головы на шесте в людных местах, обычно на базарной площади; удушение с помощью бечевки, которую закручивали на шее осужденного и скручивали, то ослабляя, то усиливая, до смерти жертвы; закапывание живьем; варку в большом котле; выламывание ребер; пробивание темени острым предметом, например гвоздем, вырезание коленных чашечек, отрезание носа, клеймение, кастрацию и битье по пяткам (крайне болезненная процедура).

К числу положительных реформ Цинь Шихуанди можно отнести денежную реформу, реформу мер и весов, а также реформу письменности. Все они, безусловно, носили деспотический характер, но оказали благотворное влияние на развитие Поднебесной как во время правления династии Цинь, так и после ее падения.

После завоевания «Шести царств восточнее гор» империя Цинь столкнулась с функционированием различных денежных знаков. Среди них были не только монеты различной формы и веса, но также куски яшмы, черепашьи панцири, раковины. Цинь Шихуанди издал указ о введении высшей золотой валюты и низшей медной монеты, строго соответствовавших определенному весу. Хождение яшмы, раковин и других эквивалентов монеты было категорически запрещено. Все они могли использоваться только в виде украшений. Была унифицирована и форма монет: отныне медная монета имела округлую форму с квадратным отверстием. В таком виде циньская монета намного пережила историю династии Цинь и просуществовала без каких-либо изменений свыше двух тысячелетий.

Примерно такая же ситуация к моменту образования циньской империи существовала и в отношении единиц измерения объема, веса и длины. Это мешало нормальному развитию экономических отношений между отдельными частями империи и затрудняло сбор налогов. Поэтому еще в 221 г. до н. э., сразу же после объединения, Цинь Шихуанди издал указ о принятии единых мер веса, длины и объема на основе измерительной системы царства Цинь. Соответствующие эталоны были изготовлены, разосланы во все округа и уезды империи. На гири и иные эталоны был нанесен текст императорского эдикта, который свидетельствовал об их подлинности. Образцы этих эталонов в наши дни составляют гордость ряда китайских исторических музеев.

Не меньшие проблемы в начальный период образования империи вызвало и существование большой разницы в изображении отдельных иероглифов. Это делало практически невозможным административное и хозяйственное управление отдельными территориями государства. Поэтому под руководством Ли Сы было упрощено и унифицировано начертание иероглифов. При этом грамматика, лексический состав и строй языка оставались без изменения. Новый стиль письменности получил название сяочжуань. Он был объявлен официальным государственным стилем письма, но широкого применения так и не нашел. В практику вошел стиль лишу, отличавшийся еще большей простотой написания. Им пользовались все юристы империи. Он же, в основном, использовался и при частной переписке. Поэтому стиль лишу в последующих династиях стал единственным видом письма, что, впрочем, не умаляет заслуг Цинь Шихуанди и Ли Сы, первыми сделавших попытку унифицировать китайскую письменность.

Примечательно, что император в проведении реформ не ограничивался сидением в столице. Уже в 219 г. в сопровождении многочисленной свиты он отправился в путешествие по стране, чтобы убедиться в правильности выполнения своих указов и обеспечить собственную популярность в народе. В общей сложности император преодолел несколько тысяч километров. На территориях завоеванных царств были поставлены стелы, надписи на которых провозглашали заслуги императора как миротворца, положившего конец непрерывным войнам; подчеркивались справедливость его реформ и личные достоинства владыки империи.

Но все усилия Цинь Шихуанди по укреплению своего авторитета не достигли цели. Во время одной из таких поездок на императора было произведено неудачное покушение, однако преступника поймать не удалось. Неспокойно было и на границах империи. Главными противниками китайцев в то время были кочевые скотоводческие племена сюнну (гунны), обитавшие на севере и часто тревожившие рубежи империи. В 215 г. до н. э. Цинь Шихуанди направил против них войско, насчитывавшее около 300 тыс. воинов, во главе с талантливым полководцем Мэн Тянем. За два года Мэн Тянь отвоевал у кочевников огромную территорию Хэнаньди (совр. округ Хэтао автономного района Внутренняя Монголия), занимавшую площадь около 400 кв. км. На этой территории было создано 44 уезда, куда переселили 30 тыс. семей, предоставив им льготные условия и присвоив ранг знатности.

В то же время на юге военные действия Цинь Шихуанди носили не оборонительный, а завоевательный характер. Здесь война велась с многочисленными племенами юэ, населявшими современные китайские провинции Гуандун и Гуанси и располагавшими значительными, в понимании циньцев, богатствами: рогами носорога (из них готовили дорогие лекарства), слоновой костью, перьями редкостных птиц, жемчугом и другими ценностями. Император послал на юг 500-тысячную армию во главе с полководцем Ту Цзюем, которой пришлось очень туго в непривычных для северян природных условиях. Для ее снабжения пришлось построить канал, соединявший р. Сяныиуй с притоком Сицзяна р. Люшуй и названный циньцами «дорогой продовольствия». Это несколько улучшило положение армии, однако успех в кампании был достигнут ценой новой мобилизации. Только получив подкрепление, циньские войска смогли захватить Намвьет и восточную часть Аулака, где были учреждены округа Наньхай (совр. провинция Гуандун), Гуйлин (совр. провинция Гуанси) и Сян (область на северо-востоке совр. Вьетнама). Сюда, опять же на льготных условиях, были переселены жители центральных районов империи Цинь.

Государственные дела все большим бременем ложились на плечи императора. Ежедневно он просматривал огромное количество докладов и писем. Древние источники говорят, до 30 кг различных бумаг. Со временем он становился все более деспотичным и не желал делить власть ни с кем из советников, помощников и наследников. Все они должны были лишь выполнять приказы, не смея высказывать своих соображений.

Мысли о скорой кончине одолевали императора. Он стал одержим даоистской концепцией бессмертия. Несколько тысяч рабов и рабынь во главе с ученым Сюй Фу были отправлены на поиски лекарства бессмертия, которое, по преданию, находилось у монахов, живших на островах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. По всей Азии были разосланы сотни ученых-алхимиков на поиски легендарного острова Бессмертия. Других заставили искать рецепт эликсира бессмертия. Когда это не удалось, Шихуанди приказал казнить более четырехсот человек, не сумевших оправдать его надежды на бессмертие.

Несколько покушений заставили императора подозревать в измене всех и каждого. Как большинство тиранов, он старался не ночевать дважды в одном и том же месте и часто переезжал из одного дворца в другой. Слугу, случайно проговорившегося о планах владыки, ждала мучительная казнь. В каждом из двухсот семидесяти императорских дворцов всегда все было готово к приезду Цинь Шихуанди. Никто не имел права менять в них обстановку и даже переставлять отдельные вещи. Любое подозрение в измене каралось смертью.

В 212 г. по приказу Цинь Шихуанди была проведена специальная проверка чиновников на благонадежность. В результате свыше 460 недовольных режимом были заживо закопаны в землю, а еще большее число отправлено в ссылку на охрану границ государства.

Однако репрессии не уменьшали количества недовольных. Однажды в округе Дунцзюнь на куске недавно упавшего метеорита появилась надпись: «Когда император… умрет, то земля будет разделена». Виновников найти не удалось. Тогда по приказу Шихуанди кусок камня был раздроблен в порошок, а все окрестные жители казнены.

Тем не менее надпись на метеорите оказалась пророческой. Боясь покушений и злых духов, Цинь Шихуанди старался как можно реже появляться перед народом. По этой причине точная дата его смерти не известна. Мы знаем только, что это случилось летом 210 г. до н. э. в Шацю (территория совр. провинции Шаньдун).

В жестокой борьбе за трон были уничтожены почти все сыновья и дочери первого императора Цинь, в том числе старший сын и наследник Фу Су. На трон взошел более удачливый младший сын Ху Хай, принявший имя Эр Шихуанди – Второй император династии Цинь. Он во всем следовал примеру отца, но не смог подавить придворной оппозиции и народных выступлений. После смерти Цинь Шихуанди династия просуществовала всего 15 лет. Однако императоры в Китае правили еще два тысячелетия, а дух одного из самых значительных тиранов в истории человечества жив в Китае по сей день. Недаром император Цинь Шихуанди был одним из примеров для подражания у Великого кормчего Мао Цзэдуна, который так же, как и его образец, постепенно мифологизируется и становится столпом национального самосознания китайцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Первый император Китая — Цинь Шихаунди — знаковая фигура для китайцев. Он считается основателем существующего ныне государства.

Китай до 221 года, когда император объявил себя правителем всего Китая представлял из себя несколько царств,

Ин Чжэн (так было настоящее имя императора) стал правителем царства Цинь в 246 году до нашей эры в возрасте 13 лет. Достигнув совершеннолетия в 238 году Ин Чжэн полностью взял власть в свои руки.

С правлением Ин Чжэна связаны самые большие стройки в истории Китая и древнего мира. Одна из них — большой ирригационный канал, который в 246 году начал строить инженер Чжэн Го из царства Хань. Длина канала составляла 150 км. и строился он десять лет. В результате строительства количество пригодных для земледелия площадей увеличилось на 264,4 тысячи гектаров, что привело к невиданному экономическому подъёму Цинь.

Ин Чжэн вел успешные войны. Постепенно он захватил один за другим все шесть государств, на которые в то время делился Китай: в 230 г. до н. э. Хань, в 225 г. - Вэй, в 223 г.- Чу, в 222 г.- Чжао и Янь, а в 221 - Ци.

Таким образом он объединил весь Китай и в 221 году до нашей эры принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем.

Столицей империи стал Сяньян, неподалёку от современного Сианя.

Помимо реформ написания, денежной системы, создания дорог и прочего император начал грандиозные стройки, тяжесть которых легла на плечи миллионов простых людей.

Сразу после объявления себя императором Цинь Шихуанди начал строить свою гробницу.

Строительство гробницы началось в 247 г. до н. э. Для ее строительства были задействованы более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников. Цинь Шихуанди был похоронен в 210 г до н. э. вместе с ним было захоронено огромное количество драгоценностей и ремесленных изделий. Также с императором были заживо погребены 48 его наложниц.

Под землей была спрятана целая армия скульптур из глины, т.н.

Воины и лошади Терракотовой армии были сделаны в различных районах Китая.

Фигуры воинов являются настоящими произведениями искусства, выполнялись они в индивидуальном порядке. Каждая статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица.

Другой не менее значительной стройкой Цинь Шихуанди стала При строительстве ее использовались ранее существовавшие северные стены, которые укреплялись и соединялись между собой.

Строительство длилось 10 лет, количество рабочих достигало 300 тысяч. Ландшафт по которому шло строительство стены был сложным (горные цепи, ущелья) поэтому строительство было сопряжено со значительными трудностями.

Для строительства Великой китайской стены применялись каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. При ведении Стены на востоке возводилась большая насыпь. В дальнейшем участки Стены стали облицовываться, для чего использовались камень и кирпич.

Император умер в 210 году во время очередного объезда своих владений.

Однако династия Цинь на нем же и закончилась. После смерти императора вспыхнуло восстание и всё его семейство было истреблено.

по материалам wikipedia

Поделиться