Четыре основных уровня сознания. Четыре уровня сознания 4 уровень сознания


«Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля это пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.»

Гердер И.
Четвёртый уровень сознания - это сознание планеты, восприятие единства с планетой, частью которой человек является в настоящее время, на этой стадии должна окончательно раствориться его личность, и тогда всё яснее станет проявляться индивидуальность. Всё в большей и большей степени начинают трансформироваться человеческие и культивируются высшие - Божественные качества. На четвёртом уровне сознания человек естественным образом учится входить во взаимодействие с планетарными силами земли, её стихиями.

Наша планета живая, она имеет космическое сферическое тело, как и все в упорядоченной Вселенной, и подчиняется её законам. Она имеет свои органы восприятия и управляет этими своими пятью органами чувств - пятью элементами: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир. Чтобы научиться входить в контакт со стихиями Земли человеку потребуется развить в себе в совершенстве соответствующие им качества.

До этого уровня вы развивали самонаблюдение, внимание и концентрацию, рассматривали качества своей личности, теперь для путника пришло время начать серьёзную осознанную работу по замене агрессивных и разрушительных качеств на сознательные активные добрые и созидательные. Эти качества четвёртого уровня сознания соответствуют качествам различных стихий. Это переломный период в переходе на человеческий уровень сознания и подготовка к переходу на более высокий, космический. Как и все предыдущие, очень трудный, долгий и тёмный, и в то же время это период обретения могущества, почти всегда у человека может уйти на эту работу не одна земная жизнь.

Тёмной стороной этого уровня является потеря доверия ко всему Чистому и Светлому. Утрата веры во всё то, во что человек свято верил, ради чего добивался и проходил через все препятствия. Это и есть скрытая ловушка четвёртого уровня, из которого выбраться самостоятельно удаётся очень немногим. На этом трудном и коварном отрезке вашего пути вам будет необходим друг, наставник или учитель, в этом мире или в другом, именно тот, кто сохранил свой Свет и стал им, только тот, кто уже прошёл этот уровень развития. Только он сможет протянуть вам руку помощи и выдернуть вас из зыбучих песков великого сомнения, отчаяния и самомнения.

В этой стране безверия и отчаяния вы погружаетесь в свой мир бессознательного, или можно сказать, подсознательного и сталкиваетесь также с тёмной стороной вашей личности. Бесполезно убегать от самого себя, вы узнаете свой страх, гнев, уныние, жадность, зависть, желание власти и могущества, силу мести. Сколько бы вы ни прятались, эти состояния будут настигать вас и становиться все сильней от вашего бездействия, отрицания или борьбы, они питаются вашей негативной энергией. Вам следует остановиться и самому начать преследовать их. Вы не можете больше утверждать, что в вашем внутреннем мире все гладко и благополучно, тем более, после проделанной работы по самонаблюдению. Как бы человек ни старался спрятать эти эмоции во внешнем окружающем его мире, его внутренние состояния сомнений всегда будут проявляться и во внешнем мире в самые неподходящие и трудные моменты жизни, напоминая Вам что пришло время работы и трансформации этих энергий.

Об этих препятствиях совсем немного кто говорит и рассказывает, принято этого не замечать и не затрагивать до определённого уровня, поскольку очень немногие из людей стремятся вступить на эту ступень. Но наступает период в пути ученика, когда необходимо озвучить и предупредить странника об опасностях как внешних, так и внутренних, чтобы вытянуть его из зыбучих песков губительного внутреннего отчаяния, вызванного внешней агресиией.
Вот как говорит про этот период Сатпрем, ученик Шри Ауробиндо в своей книге «Путешествие Сознания»:
«Это очень сознательные силы, единственная цель которых обескуражить искателя и сбивать его с избранного пути… враждебные силы любят разыгрывать драмы, поскольку в нас они находят старого партнёра, который не прочь им подыграть. Первым делом они обычно пытаются заставить нас внезапно принять какое-то крайнее и бесповоротное решение, как можно дальше уводящее нас с избранного пути… Либо враждебные силы с поразительным мастерством разбивают на части весь механизм нашего поиска, пытаясь показать, что мы лишь питаем иллюзии и не достигнем ничего… И это действительно умышленные целенаправленные атаки - в этом может усомниться лишь тот, кто никогда не пытался достичь прогресса. Довольно легко «жить как все», но как только мы становимся на путь сознательной эволюции, так сразу же поднимаются тысячи сил - словно свора сторожевых собак, следящих, чтобы мы не выбивались из общего стада» - и тогда мы видим, как хорошо организовано наше заключение…»

Иногда, преподаватель из гностической группы «AGEAC», в который я занимался когда-то, напоминал студентам: «Если у вас всё хорошо и нет проблем, трудностей, то развитие не происходит - вы спите».
Жизнь сознательной сущности всегда сопряжена с трудностями любого характера. Можно с уверенностью сказать, что если бы вы не проходили путём революции сознания, испытания и сомнения развивались бы естественно и незаметно, но очень-очень долго. Избрав этот путь, вы вышли навстречу своему Богу, вы сделали первый шаг Себе навстречу, и ваше Внутреннее Существо с радостью преодолело десять шагов, чтобы ваше соединение стало возможным.
Возможно, вам придётся встретиться с предательством, страхом, местью или ещё чем-нибудь, универсальных «проблем» не существует, они индивидуальны и касаются только вашей личности и вашего эгоизма, самости.

Чтобы ни случилось, человеку, идущему путём революции сознания, рано или поздно придётся столкнуться с тёмной стороной своей личности, постараться понять, принять и изменить её. И тогда ему потребуется знание для проникновения в этом направлении, чтобы покорить, поглотить его самость. Именно в этот период вам может показаться, что все те духовные знания, к которым вы так стремились, теперь теряют всякий смысл, человеку кажется, что весь его труд напрасен и все, что в этот момент остаётся это всего лишь одна слабая нить – надежда. И только пройдя путём многократных проверок и испытаний, она может стать для вас несокрушимой опорой – верой, в основании которой будут вплетены ваши твёрдые убеждения, основанные и проверенные на личном опыте. Вера это инструмент Интуиции, который создаётся и закаляется жизненным опытом.

Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней дея­тельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявле­ний позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имею­щий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с сум­мой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет лег­че всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.

Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений лич­ности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разбо­ре топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней органи­зации, психосоматически они едины и между ними всегда можно вы­делить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют пе­реходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логиче­скими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мемб­ранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было вы­двинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логи­ческим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.

Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уров­нями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относи­тельно структуры логических уровней. Будем также называть доступ­ными логическими уровнями те, на которых данный конкретный чело­век способен свободно оперировать по собственному желанию. Выяс­няется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же дос­тупным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инст­рументе. Если уровень недоступен, он является достоянием бессозна­тельной сферы и мыслительные, психические и психофизические воз­можности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.

На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенно­сти структуры логических уровней:

Фрактальность, т. е. самоподобие организации;

Иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня после­дующему;

Возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;

Психосоматическое единство психических и соматических про­явлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;

Взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;

Изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных про­явлений.

Первый логический уровень.

Уровень окружения.

Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».

Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исклю­чительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятель­ность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на от­дельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом ста­тично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагмен­тарно, личность как таковая не представлена.

Характерны констатирующие высказывания о разнообразных фак­торах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внима­ние направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «от­сутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие пре­емственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни при­чинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.

Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: проис­ходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следствен­ным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осозна­ния и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реально­сти, неотличимых от прочих.

Это уровень восприятия как такового.

Второй логический уровень .

Уровень поведения.

Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».

Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрач­ный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается ре­альность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Созна­ние фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.

Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно напра­вить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного кон­такта с предметами непосредственного оперирования.

С точки зрения опережения реальности, здесь происходит вы­страивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт ре­гистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включе­нию в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнитель­ных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как состав­ляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же пере­ключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.

Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.

Хорошими примерами первого и второго логических уровней яв­ляются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.

Третий логический уровень.

Уровень навыков и способностей.

Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»

Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состоя­ний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода. С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начи­нает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой осно­вы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые гото­вые решения, желания, побуждения. Эта основа трактуется как бессоз­нательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впер­вые фиксируются признаки транса - замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.

Третий уровень - это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для че­го необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессозна­тельного предполагается.

Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и уме­ниях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы раз­жечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в дру­гой магазин и найти более низкую цену». Сильно изменяется физиоло­гия: дыхание становится глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появля­ются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощуще­ния, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноме­нами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглу­бокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».

Реальность оппозиционируется по принципу «Я» - «не Я», при­чем первое воспринимается как активная, а второе - как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, расклады­вается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти ли­нейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осоз­наваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализо­ваны в виде стратегий 2 .

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представ­ления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширительном смысле этот термин используется также в от­ношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной

Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения - таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реаль­ность воспринимается как некая совокупность объектов манипулиро­вания. Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осо­знания самого себя активным участником некоторого процесса. Нели­нейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессу­альная линейность; плоскость мышления образуется парой процессу­альных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воз­действие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.

Это уровень рецептурного обобщения опыта.

Четвертый логический уровень.

Уровень верований, ценностей, убеждений.

Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».

Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, сово­купные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутрен­нему состоянию.

Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое по­лено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в бли­жайшем магазине». Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем в поле перцепции начинает преобладать именно кине­стетическая составляющая. Нарастает состояние транса.

На этом уровне происходит формирование карт реальности по прин­ципу установления пространственно-временных и причинно-следст­венных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеж­дений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелиней­ный. Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбран­ный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсо­лютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это - модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса си­туаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет. Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формиро­ваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, опре­делив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и ото­брать необходимые для его прохождения средства (формирование стра­тегии). Правила игры - принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разу­меется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контексту­ально, поэтому правила игры - это тоже карта, только целиком ориенти­рованная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) - такой контекст связан с внешней дея­тельностью. Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутрен­няя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присут­ствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания - правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.

Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоско­стей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельно­стью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.

Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограничен­ным множеством карт, поскольку и контактов существует неограни­ченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.

Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т. е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачев­ным результатам), о точности идентификации контекста - (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, на­конец, о выборе правил игры. В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позво­ляют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существую­щую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места - и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное опре­деление контекстов - смешением таковых.

Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пре­делы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуж­дать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.

Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.

Пятый логический уровень.

Уровень парадигмы и мировоззрения.

Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».

Это уровень высшей интеграции опыта.

На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоз­зрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.

Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомер­ность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное прос­транство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические под­робности, называть Универсальным объемом. Характерны высказы­вания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как уни­версальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характе­ризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления за­мирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.

Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цель­ный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в еди­ное целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уро­вень абстрагирования и обобщения.

Шестой логический уровень.

Уровень самоидентификации.

Когнитивные вопросы: «Кто я такой?», «Что есть все?», «В чем смысл жизни?».

Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьер­ная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психи­ческие феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это оп­ределенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации. Важ­но понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стер­жень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознают­ся глубокие трансформации, происходящие с телом. Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи - они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехо­да, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное проти­водействие такому процессу - вплоть до агрессии по отношению к тера­певту или иному лицу, инициировавшему такой переход.

Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый - ок­ружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и туск­лый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности - восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохра­няется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.

Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» - «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».

Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.). Это состоя­ние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, чтосвойственна первому логическому уровню, - не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.

Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты - «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности. То же подра­зумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак - это тот непри­ступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим, 6.16), пре­бывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине сво­его необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вме­сте с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его» (Пс, 138,6)

В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дира­ка - так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», кото­рая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энерги­ей. Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая - это всего лишь разрушение структуры, потеря ин­формационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма син­тезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппо­зицию «Я» - «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое. От­реагирование и отражение здесь не представлены - их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, - это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где цен­тростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центро­бежные импульсы отреагирования 3 . Это уровень самопознания.

Седьмой логический уровень.

Уровень проекции абсолюта.

Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой при­чине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсо­лютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому дос­тупны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.

Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые мо­гут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самад­хи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Сле­дует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.

Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.

Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент мо­дели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собст­венно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4) : на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены во­вне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.

Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим обра­зом формально описать поведение вектора внимания:

I уровень:

11 уровень:

III уровень:

IV уровень:

Ā+= 1/2 (1,2,3)

V уровень:

Ā+ = 1/3 (1,2,3,4)

VI уровень:

VII уровень:

где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечива­ет» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересе­кается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).

Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования

Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирова­ния при разном положении центра осознания (рис. 5) ; первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, посту­пающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (по­буждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепен­но сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть про­цесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).

Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно пред­ставлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действу­ют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6) . Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.

Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль

Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека Тарт Чарльз

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

В своем описании сознания Гурджиев указывал, что оно способно функционировать на любом из четырех основных уровней. На каждом уровне могут существовать различные состояния. Мы можем назвать эти уровни (а) обычным сном и сновидением; (б) согласованным сознанием обычного бодрствования, которое более уместно называть согласованным трансом, если мы даем оценку состояниям; (в) подлинным самосознанием, для которого характерно самовспоминание; и (д) объективным сознанием. Эта последовательность четырех состояний представляет собой, помимо всего прочего, постепенный переход от фрагментации к единству.

Обычный сон и сновидение

Уровень обычного сна и сновидения является именно тем, что мы обычно под этим подразумеваем – нашей умственной активностью (или ее отсутствием) в то время, когда мы ночью спим в постели. Гурджиева не слишком волновали различия между состояниями сна без сновидений и сна со сновидениями в рамках общего уровня сна. Он не работал со сновидениями , разве что упоминал о них, когда прибегал к аналогии: когда мы пробуждаемся от ночных сновидений в состоянии согласованного транса, мы, как правило, чувствуем, что наше сознание становится гораздо более ясным, чем оно было во время сна. Так же и при самовспоминании, в состоянии подлинного самосознания наш ум является настолько же более ясным по сравнению с состоянием согласованного транса, как в согласованном трансе он более ясен по сравнению с ночным сном.

Состояние ночного сновидения включает в себя очень высокие уровни имитации реальности. Создается целый мир снов. По сравнению с согласованным трансом, в ночном сновидении наши переживания охватывают гораздо более широкий диапазон. Это связано с тем, что во время сна наш ум, как имитатор реальности, не ограничивается в какой-либо заметной степени внешними стимулами. Отсутствуют в норме приходящие от глаз визуальные паттерны, которые должны включаться в моделирование, чтобы можно было имитировать любую наблюдаемую сцену внешнего мира. Остаются только те ограничения, которые создаются ложной личностью и защитными механизмами, но и эти ограничения во время сна ослабевают по сравнению с согласованным трансом. Качество «Я» может приписываться почти всему, отсюда и те «нехарактерные» действия, которые мы иногда совершаем во сне.

Согласованный транс является уровнем сознания, на котором мы можем практиковать такие вещи как самонаблюдение и самовспоминание, и это более высокий уровень, чем пустота и бессодержательность ночного сна или фантазии ночных сновидений. Однако в одном очень реальном смысле ночное сновидение является гораздо более безопасным состоянием, чем согласованный транс. Во время ночного сна наше физическое тело не выполняет тех действий, которые нам снятся. В сновидении прыжок со скалы или причинение вреда человеку не означает, что после пробуждения мы обнаружим, что переломали себе кости или нажили себе врага.

Современные исследования сна показали, что в действительности во время сновидения наши мышцы как бы парализованы, так что мы просто не способны выполнять те действия, которые нам снятся. Однако в состоянии согласованного транса такого предохранительного механизма нет. Как мы уже видели, у нас есть лишь частичная ориентация в действительной реальности физического мира, других людей и наших собственных чувств. Мы живем во сне наяву. Процесс имитации мира происходит в согласованном трансе так же, как в сновидении. При этом существует больше ограничений, чем во время сна, так как в процесс имитации мира должно включаться большое количество информации, поступающей от органов чувств. Наши разнообразные ложные личности в свое время подверглись основательному окультуриванию, что еще больше ограничивает диапазон наших имитаций мира, наших мыслей и чувств, в то время как те субличности, после первоначального обесценивания на ранних стадиях окультуривания, были, по большей части, предоставлены самим себе. Но мы можем действовать на основе наших искаженных восприятий, мыслей и чувств, воздействуя при этом на самих себя и на других людей. Последствия, являющиеся реакцией на наши внешние действия в согласованном трансе, представляют собой главную причину бесполезных и бессмысленных страданий.

Согласованный транс

Около одной трети жизни мы проводим на уровне ночного сна и сновидения, а остальные две трети – в согласованном трансе. Согласованный транс, в действительности, представляет собой совокупность состояний тождественности. Здесь мы ходим и говорим, даем обещания и нарушаем их, занимаемся любовью и воюем, воображая при этом, что мы находимся в третьем состоянии сознания, состоянии подлинного самоосознавания.

Мы уже обсуждали довольно подробно характеристики согласованного транса на всем протяжении этой книги, но я бы хотел коснуться здесь одного дополнительного аспекта. Мы полагаем, что мы уже являемся подлинно само-сознающими, что мы знаем, что делаем, принимаем свои собственные решения, понимаем свой собственный ум; что мы являемся одним целым. Эти специфические иллюзии особенно пагубны, ибо если мы не знаем, в какой мере мы лишены подлинных единства, самосознания, самопонимания и волеизъявления, нам не приходит в голову искать все это. Кроме того, когда мы все же узнаем об этих вещах, мы склонны сводить их к обычным уровням мышления и таким образом разрушать их потенциальную способность преобразить нас.

Иногда в процессе написания этой книги у меня возникала такая мысль: «Все эти усилия напрасны. Никто не поверит, что ему нужно очень напряженно работать, чтобы создать способности, которые, как он считает, у него уже есть!» Однако необходимость сделать это имеет решающее значение для нашего выживания: сможем ли мы принести мир нашей планете, если будем просто автоматами, находящимися в согласованном трансе? Одни лишь мои доводы, сколь изобретательными они бы ни были, не смогут действительно передать наше состояние, но если мне удалось соблазнить вас начать практиковать самонаблюдение и самовспоминание, ваш собственный непосредственный опыт донесет до вас мою точку зрения.

Подлинное самосознание

Третий уровень сознания, состояние самовспоминания, по праву принадлежит нам от рождения. В этом состоянии мы могли бы обладать теми качествами, которые мы ошибочно приписываем себе в состоянии согласованного транса. Мы могли бы быть подлинно само-сознающими в отношении наших действий и внутренних состояний, более ясно видеть мир, обладать хорошим и гармонизированным функционированием всех трех типов нашего мозга, понимать желания нашей сущности и иметь подлинную волю, чтобы делать то, что мы действительно хотим. Мы были бы наконец одним целым. Мы могли бы действительно сказать «Я есть», ибо это была бы наша подлинная самость, гораздо более живая и важная, чем преходящие состояния тождественности, существующие в согласованном трансе.

Но для большинства людей это третье состояние, к сожалению, возникает лишь в виде редких вспышек, прерывающих согласованный транс, и они почти мгновенно забываются, как только мы снова погружаемся в сон. Я надеюсь, что это утверждение становится или будет становиться для вас ложным в результате практики упражнений самонаблюдения и самовспоминания, которые были описаны в предыдущих главах.

Как вы могли понять из сказанного выше, а в еще большей мере из собственных попыток наблюдать самого себя и пробудиться, людям вообще довольно трудно осознать, что они находятся в согласованном трансе. Действительно, некая особенно извращенная реакция отдаляет людей от этого знания, и если вы скажете кому-то, что он не является подлинно самосознающим, он, возможно, на секунду частично пробудится и будет немного ближе к некоторому виду самосознания в то время, когда он будет отрицать, что находится в бессознательном состоянии! Стресс порой также заставляет нас более сосредоточиваться на «здесь и сейчас», отвлекая энергию от наших иллюзий, приближая нас к реальности и заставляя чувствовать себя более живыми. Это та причина, по которой некоторых людей привлекают опасные виды спорта: лучше быть живым, находясь в опасности, чем быть мертвым по отношению к реальности и своей сущности. Но учиться быть более живым с помощью самовспоминания даже еще лучше!

Здесь следует провести важное разграничение между самовспоминанием как практикой и подлинным самосознанием как уровнем функционирования, который может быть (а может и не быть) результатом практики. Самовспоминание является процессом, особым родом умственной деятельности, которую вы выполняете, пытаясь создать наблюдающую и объединяющую часть вашего ума, и зная при этом, что именно вы делаете с самим собой. Вы можете работать над собой более или менее напряженно, достигая при этом различных степеней успеха. Состояние самосознания может быть результатом ваших попыток самовспоминания.

Порой вы предпринимаете попытку самовспоминания и сразу же достигаете в результате этого состояния подлинного самосознания. Возникает ясность восприятия как внешнего мира, так и ваших внутренних процессов, а также трудно описуемое качество подлинного существования совершенно новым, более реальным образом. Самосознание, это третье состояние сознания, может длиться лишь мгновение, или же более длительный период времени. Когда отдельные случаи возникновения этого состояния происходят все чаще и чаще, и раз от раза оно сохраняется все дольше, оно становится более ясно распознаваемым в качестве отдельного состояния сознания.

Бывают и другие случаи, гораздо более частые на начальном этапе практики самовспоминания, когда вашим главным переживанием является не опыт новой и чудесной ясности, а лишь осознание того, насколько трудно достичь ясности, понимание силы автоматизированных процессов мышления, которые управляют вашей жизнью. Произошел некий сдвиг в глубине вашей погруженности в состояние согласованного транса, вы смогли ясно наблюдать это состояние, но не достигли измененного или более высокого состояния подлинного самосознания.

Я нахожу здесь очень подходящей аналогию с подводным плаванием. Мой ум подобен пловцу в реке. Мысли, чувства, ощущения и внешние события являются волнами и течениями в реке. Некоторые из них незначительны, некоторые очень сильны. Временами я нахожусь близко к поверхности реки, ближе к тому свету, который проникает сверху, и могу лучше видеть то, что находится вокруг меня. В другой раз я могу погружаться в глубину, где течения очень коварны и вода очень мутная.

Самовспоминание подобно попытке плыть к определенной цели вместо того, чтобы позволить себе пассивно отдаться течению реки. Бывают случаи, когда мои попытки вспомнить самого себя, понять, где я нахожусь, и плыть по направлению к цели, только показывают мне, что я нахожусь в темной воде возле дна, во власти мощных мутных течений, и почти не способен бороться с ними, не говоря уже о продвижении в выбранном мной направлении. В другое время я лучше могу вспоминать себя и оказываюсь в более чистой, спокойной воде, способным гораздо лучше воспринимать окружающую обстановку и более заметно продвигаться к своей цели. Бывают моменты, когда моя голова высовывается из воды и я набираю полные легкие прекрасного чистого воздуха, радуясь жизни, вижу мою цель совершенно отчетливо и плыву к ней.

Самовспоминание подобно плаванию. Свет и мир над рекой – это цель, состоящая в достижении подлинного сознания. Грязная вода и течения реки представляют собой наш автоматизированный ум и давление согласованной реальности, которое удерживает нас в состоянии транса. Моменты самовспоминания, в которые мы видим, насколько глубоко в темноте мы находимся и сколь мало мы можем сделать, являются обескураживающими. И в то же время, они жизненно важны, ибо мы пытаемся плыть, развиваем в себе волю к тому, чтобы плыть, и обучаемся это делать. Это можно сравнить с наращиванием мышц. Сначала вы не можете выполнить никаких силовых упражнений, и те усилия, которые вы прилагаете в процессе тренировки, вам неприятны. Но однажды вы обнаруживаете, что стали гораздо сильнее и начинаете почти без усилий делать такие вещи, которые раньше потребовали бы от вас огромного напряжения.

Эта аналогия очень хорошо соответствует кое-чему из моего собственного опыта. Часто, когда я начинаю предпринимать попытки самовспоминания, у меня возникает чувство, что я борюсь с мощными и темными потоками мыслей и чувств.

Объективное сознание

Гурджиев определил четвертое состояние сознания как состояние, в котором вы видите вещи такими, какие они на самом деле. Оно обладает всеми качествами третьего уровня сознания, такими, например, как единство и интегрированность всех трех типов мозга, но они делаются более постоянными в результате изменения самого вашего существа, а не только лишь сознательного функционирования. Если говорить более конкретно, то вы при этом воспринимаете и понимаете совершенно новый уровень реальности в отношении самого себя и мира, так как в работу включаются два новых центра мозга. Вы можете начать понимать некоторые аспекты четвертого уровня сознания, находясь еще на третьем уровне, но со второго уровня согласованного транса вы можете понять лишь очень немного . Поэтому наше обсуждение лишь указывает на существование четвертого уровня, не будучи ни его определением, ни точным описанием. Считайте его вдохновляющей идеей или напоминанием о том, что наши возможности являются гораздо большими, чем мы обычно думаем, но не воспринимайте его буквально!

В главе четырнадцатой мы говорили о человеке как о трехмозговом существе, имеющем эмоциональный и телесно-инстинктивный центры для приема и обработки информации, которые в такой же мере можно называть «умами», как и наше интеллектуальное функционирование. Гурджиев заявлял, что мы, кроме того, имеем еще два более высоких центра, высший эмоциональный центр и высший интеллектуальный центр. Каждый из этих высших центров является гораздо более мощным и разумным, чем обычные эмоциональный и интеллектуальный центры, и каждый из них при этом действует намного быстрее, чем обычные центры. Высший эмоциональный центр включает в себя то, что Гурджиев называл «подлинной совестью», в противоположность относительной, обусловленной морали согласованного транса. Оба эти центра являются частью естественного наследия человеческих существ, они полностью развиты и действуют, однако человеку необходимо проделать огромную работу по своему развитию, чтобы построить фундамент третьего уровня для вступления с ними в контакт и их использования. Они уже воспринимают и обрабатывают информацию о нас самих и нашей реальности. Но наши обычные «Я» отсоединены от них и не могут использовать результаты их работы. Мы обычно даже не знаем, что они существуют. Это напоминает мне о высказывании, приписываемом Будде после его просветлении: «Чудо из чудес! Все люди просветленные, но они не знают об этом!»

Компьютерная аналогия с высшими центрами

Живя в компьютерную эпоху, мы можем найти прекрасную аналогию для такой ситуации. Представим, что каждый из нас имеет свой собственный маленький персональный компьютер. Он работает медленно, имеет очень небольшую память для хранения данных, и в нем накоплено не так уж много информации. Этот компьютер использует три довольно примитивных языка программирования: Интеллектуальный Бейсик , Эмоциональный Бейсик и Телесно-Инстинктивный Бейсик. Эти языки могут хорошо функционировать в большинстве случаев обычной жизни, если мы будем использовать их эффективно. Мы справедливо любим этот маленький персональный компьютер и восхищаемся им за то, что он является совершенно изумительной, хотя и ограниченной в своих возможностях машиной. И действительно, мы отождествились с ним и считаем, что его мысли – это наши собственные мысли.

В своей привязанности к нашему маленькому персональному компьютеру и в зависимости от него мы забываем, что можно запрограммировать этот компьютер таким образом, что он будет действовать как терминал, связывающий нас с неким гигантским суперкомпьютером. Этот суперкомпьютер работает во много раз быстрее, чем наш, имеет чрезвычайно обширную память, полную фактов, большая часть которых неизвестна для нас, и использует два очень сложных и мощных языка программирования, которые эффективны при разрешении всех проблем, которые не могут быть решены при использовании Интеллектуального Бейсика, Эмоционального Бейсика и Телесно-Инстинктивного Бейсика. Это Высший Эмоциональный и Высший Интеллектуальный языки программирования.

С помощью суперкомпьютера, работающего на Высшем Эмоциональном и Высшем Интеллектуальном языках и привлекающего необходимые данные из своего огромного банка памяти, могут быть получены ответы на наиболее важные вопросы нашей жизни. Но стоп! Ведь мы не подключены к нему! Мы пытаемся решать свои жизненные задачи на нашем маленьком персональном компьютере, но мы не можем решить их с помощью любого из доступных нам вариантов компьютерного языка Бейсик. Так же как некоторые шутки не могут быть переведены с, например, венгерского языка на английский без утраты их соли, утраты того, что как раз и вызывает смех, так и некоторые вещи имеют смысл только если они выражены на Высшем Эмоциональном и Высшем Интеллектуальном языке. Это вид знания, обусловленного состоянием, о котором мы говорили в первой главе.

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Три уровня внимания Внимание имеет направленность, силу и поле охвата, а следовательно, различимые уровни. Первым уровнем внимания будет механическое внимание. Оно характеризуется тем, что человек располагает минимальным количеством внимания и практически не способен

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

14. Снижение уровня обобщения При снижении уровня обобщения у больных преобладают непосредственные представления о предметах и явлениях, т. е. вместо выделения общих признаков больные устанавливают конкретно-ситуационные связи между предметами и явлениями. Они с

Из книги Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования автора Ковалев Сергей Викторович

1.5. Четыре мозга и четыре ума Есть вещи, которые надо прежде видеть, чем в них верить; и есть другие, в которые надо прежде верить чтобы их видеть. П. Буаст Само по себе название этого раздела звучит несколько эпатажно. Поскольку ещё со школьной скамьи всем и каждому

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

2.2. Три уровня 1) Уровень объективной информации объединяет в одну логическую цепочку причину и ее следствие, например, начало депрессии (следствие) после потери значимого лица (причина).2) На уровне субъективной информации доминирует психологическая очевидность,

Из книги Когда невозможное возможно [Приключения в необычных реальностях] автора Гроф Станислав

ВЫИГРЫШ В ГОНКЕ СПЕРМАТОЗОИДОВ Переживание клеточного уровня сознания Если продвигаться дальше вспять по линии времени, то отчеты о пренатальном опыте, переживаемом в холотропных состояниях сознания, становятся все фантастичнее и поверить в них все труднее. И все же

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Нужно иметь четкое представление о трех различных уровнях возможностей. Все беды происходят тогда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три уровня:1. Возможность.2. Фантазия.3. Провокация.Представьте, что вы стоите на самом верху горящего

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Три уровня сознания Три силы порознь и во взаимодействии определяют качество человеческого существования, жизни. Поэтому важно осознать эти силы.Обыденное сознание, ответственное за мышление* Мысли оформляют реальность.* Мысленно высвобождается изначальная творческая

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Глава 5. Причины и следствия низкого уровня сознания Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспомним, как мы определяли «Я»:«Я» -

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Глава 10. Упражнения для повышения уровня сознания Упражнения для повышения уровня сознания направлены на воспитание четырех основных аспектов того механизма, который удерживает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Четыре стадии или четыре уровня жизнедеятельности Теперь последнее о жизни, но, конечно же, не в моей или вашей жизнедеятельности. Поговорим о четырех стадиях оной, которые на самом деле знаменуют четыре же возможных для нас уровня этой самой жизни, кардинально отличных

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Описание методикиПо аналогии со стадиями интеллектуального развития Ж. Пиаже, Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Как оторваться от уровня II В 1990-х годах из отдельных подразделений бизнеса была сформирована большая корпорация «Lockheed Martin». Руководство хотело использовать систему ERP (планирование ресурсов предприятия), чтобы ее могли применять все бывшие подразделения, но

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Определение её перспективы и уровня сознания Правильно определить свой собственный космический адрес достаточно сложно. Это требует критического самосознания, поскольку нельзя недооценивать силу отрицания. Тем не менее если вы дошли до этой главы и вам близки идеи

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

глава третья Первые четыре смысловых уровня имени «Пилат» Первое приглашение читателя к «кладовым» его родовой памяти. Не зная первого смыслового уровня имени «Пилат», невозможно осмыслить «нелогичный» выбор Пилатом-мыслителем военной стези и того, почему она со

Из книги Основы самопознания автора Бенджамин Гарри

14 глава. Четыре состояния сознания Обычно мы осознаем только два состояния сознания: 1. Когда мы спим. 2. Когда мы бодрствуем. В действительности первое мы не признаем как состояние сознания и поэтому считаем наше состояние бодрствования за единственное состояние

Из книги Введение в психологию йоги автора Таймни Икбал Кишен

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»

Альберт Эйнштейн

В основу нижеизложенного материала, положено исследование, проводимое нами в течение четырех лет работы с совершенно разными людьми и с собой. Целью данного анализа является облегчение жизни каждого, кто ищет способы изменений жизни и не намерен останавливаться в поисках.

Мы искренне верим в вашу силу и мудрость! В искренность вашей мечты и способность размышлять. Пусть наш опыт сократит ваш путь к счастью, а ошибки уберегут вас от «камней» на дороге жизни.

Мир похож на игру. Мы в течение жизни проходим уровень, который ранее не смогли пройти. И либо проходим его, либо не проходим, и снова рождаемся в том же мире, в похожих условиях. Учимся играть на этом уровне жизни. Это значит принять все правила этого Уровня и выбирать пройти его легко, играючи. Если не прошли - рождаемся снова и снова.

У всех уровней есть различные задачи. На каждом новом уровне больше энергии жизненной силы, а, значит, больше возможностей реализовать свои желания и мечты.

Читайте также : ? «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень»

Иногда при жизни мы вырываемся и переходим в новый Мир, на новый уровень сознания. Значит, на новый Уровень жизни.

Если вы приняли полностью правила игры предыдущего уровня, научились тому, чему необходимо на прежнем уровне, если вы вышли с любовью из болезненных ситуаций - ваша жизнь будет гармоничной. Вы будете жить легко и осваивать следующий уровень сознания - учиться жить на новом уровне.

Каждый уровень полон любви, каждый Мир полон любви, только на каждом уровне Любовь выглядит по-разному. Например на уровне первом Любовь проявляется в виде борьбы, болезней, страданий.

Мудрые Души стремятся родится на первом уровне (даже несмотря на возможность застрять). Ведь здесь есть огромный ресурс. Эмоции первого уровня, если их полюбить и принять. Потому что это топливо, которое поможет в процессе вознесения. И человек сможет совершить квантовый скачок.

Находясь на первых трёх уровнях сознания, человек не может почувствовать то, что чувствует человек на высших уровнях

Стремясь жить, как «богатые и знаменитые» человек подражает богатым и более успешным. И начинает копировать действия и поступки, внедрять привычки богатых. Но не знает, что все, что делает богатый легко, даже не задумываясь, создаётся его состоянием и делается из другого состояния сознания.

Читайте также : , о том, почему нужно исцелять мужскую энергию, о переходе на новый уровень реализации, и балансе инь и янь.

И именно поэтому бедному даётся тяжело то, что богатый делает легко. А там, где богатый прилагает минимум усилий, бедный прикладывает множество усилий, чтобы достичь желаемого.

Люди с четвёртого уровня сознания и выше иначе воспринимают Мир

Он для них полон возможностей, там больше радости и любви и, как следствие, больше денег.

Многие сейчас неосознанно стремятся к состоянию любви и единства, создавая тем самым предпосылки для квантового перехода сознания. Сейчас становится реально возможным совершить прыжок через несколько уровней и жить из сердца.

Три года назад, полностью запутавшись на уровне ИСКАТЕЛЬ, мы осознали, что просто топчемся на месте, мы за несколько лет мало куда продвинулись в материальном плане, и даже наоборот…

И первое, что мы сделали - это перестали ИСКАТЬ ПРИЧИНЫ ВСЕГО)))

И открыли свой СПОСОБ ПЕРЕХОДА, который назвали: ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗНОГО ТВОРЕНИЯ.

Это помогло нам перейти быстро на уровень ЛИЧНОСТЬ: жизнь из сердца, привлечь желаемое благосостояние, делая то, что нам нравится.

Сознание ПЕРВОСТЕПЕННО и влияет на внешний мир. Оно, как магнит, притягивает обстоятельства и предметы, людей и даже мысли.

Приглашаем вас перейти на новый уровень. С нами ваш путь станет короче! Ну, а выбор, как всегда, за вами!

Приглашаем вас в первую онлайн-школу ТОТ . Это годовой проект, где открыты ВСЕ курсы, тренинги, практикумы, мастер-классы, созданные Обретением Мастерства за 3 года!

Все разложено по темам и удобно отсортировано на факультеты. Двенадцать новых мастер-классов, поддержка, ответы, программа скидок для участников школы - все для вашего перехода на новый уровень жизни.

1 уровень. Уровень безсознательного сновидения. На этом уровне сейчас пребывает 99% населения планеты. По другому его можно назвать состоянием жертвы. На этом уровне мы действуем на основании того, что говорит нам общество, культура, образование и всевозможные правила этого мира. На первом уровне большинство людей идёт вслепую. Они скованы идеями вроде «тебе нужно высшее образование», «тебе нужно устроиться на работу и откладывать, чтобы однажды перестать работать начать наслаждаться жизнью», или такими религиозными идеями, как «нужно каждое воскресенье ходить в церковь», которые в нас запрограммированы. Но жизнь – это нечто намного большее и когда вы начинаете подвергать сомнению общественные устои, вы поднимаетесь ко 2-му уровню. 2 уровень. Пробуждение. На этом уровне люди начинают стремиться к личностному росту. Вы начинаете исследовать новые тактики игры в этом мире. Вы начинаете открывать для себя такие идеи, как скоростное обучение, медитация, личная трансформация и улучшение самочувствия. Вы начинаете выходить за пределы того, что делает большинство людей и живёте поистине насыщенной жизнью. Но есть и более высокие уровни. 3 уровень. Управление реальностью. Когда вы достаточно долго подвергаете сомнению идеи традиционного мира, в итоге вы переходите на новый уровень – «Управление реальностью». На этом уровне у вас начинают проявляться новые способности. По сути этот уровень определяется тремя основными качествами: * Чувством ускоренной материализации. Вам кажется, что ваши мысли превращаются в реальность в ускоренном темпе. Вы можете подумать о чём-то, что вы хотите достичь, или о проблеме, которую хотите решить, или о недуге, от которого хотите исцелиться… и вы сразу чувствуете, что всё это осуществляется значительно быстрее. * Чувством удачливости, словно сама Вселенная на вашей стороне. Это чувство единения с высшей силой, или же Вселенной, и эта сила словно поддерживает вас и даёт необходимые знания об этом мире. Вы счастливы, восторженны, живете с миссией и чувствуете, что у вас всё хорошо. * Чувством управляемости. Вы действительно знаете, чего хотите, и в большинстве случаев это получаете. Однако, не всегда… Уровень 4. Изначальное Состояние. Это уровень единства, когда вы становитесь единым со всем сущим. На этом уровне вы понимаете, что все лучшее в этом мире для вас. И более того, не нужно управлять реальностью и бороться за желаемое. Все самое лучшее вы получаете легко. Это состояние, когда вы получаете то, что только хотели бы пожелать. Это как хотеть получить в подарок игрушечную машинку, а получить настоящую новенькую Ferrari.

Поделиться