Четыре уровня сознания. На каком вы уровне сознания? 4 уровень сознания

Пятница, 29 Ноя. 2013

Ведическая литература, чтобы понять, откуда появились все различия, разные культуры, разные философии, писания и религии представляет раздел, который называется “Панча-Кроша”. Это очень важное знание предназначено для того, чтобы человек мог узнать об этом и понять, почему кто-то себя ведет определенным образом, почему один человек преследует одни цели, а другой - другие.

Веды: пять уровней сознания человекообразных существ

Лакшми Нараяна дас (Леонид Тугутов)

1. Еда и вещи (психология грудного ребенка) - анна-майя .

Человек интересуется только своим телом.

Самый низший, то есть самый отвратительный уровень - его описывают ведические произведения как самый отвратительный. Говорится, что люди на этом уровне - почти животные. Таких людей, такую культуру и цивилизацию называют Двипада-Пашу , то есть двуногие животные.

То есть это живое существо, получившее человеческое тело, но ведущее образ жизни животного. Человек на этом уровне подобен животному.

Чем же отличаются животное и человек? Животное живет четырьмя потребностями: еда, секс, сон и оборона . Все. Это четыре потребности, ради которых действует живое существо.

И вот первый уровень сознания, описано, и той культуры и всех-всех-всех остальных причиндалов, так называемых, называется Анна-майа . "Майа " означает покрытие (влияние), "анна " - значит пища. Анна-майа - этот уровень еды , или, его еще называют, философией грудных детей .

В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть.

Может быть, вы видели грудного ребенка, - когда он покушает - у него счастье, когда он голодный - у него горе. То есть он живет полностью потребностями еды.

На этом уровне даже обороны практически не существует. Только еда, секс и сон.

Что это такое? Ведическая литература описывает даже раздел знаний, который предназначен для такой культуры, для такой цивилизации. И там есть их основная мантра. То есть основная звуковая вибрация, которая позволяет им достигнуть своих потребностей в еде, сне и в сексе.

Она звучит так: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха! В переводе это означает: «Абсолютной истиной является еда. Лишь еда - истина. Дай еды!» Так переводится эта звуковая вибрация.

Что же определяет такую цивилизацию или такую культуру? Это когда живые существа все измеряют продуктами питания. Есть продукты в магазинах - хорошо живем, нет продуктов - плохо живем. Есть вещи дешевые - хорошо.

Люди обычно тогда говорят: "вот раньше жили хорошо, колбасы было завались", "вот раньше водка была дешевая", "о как хорошо жили" . Это как раз концепция анна-майа.

То есть когда в нашем сознании переплетается этот самый низший образ жизни, то есть мы думаем, что еда - это основа всего.

В Библии говорится: не хлебом единым жив человек . Не потому ли мы в анна-майю погружаемся, что где-то мы соприкасаемся с этой психологией, когда говорим: «быт заедает» . Да, вот это вот - кормежка - и человек как-то невольно отходит от каких-то высших идеалов и погружается в этот быт еды.

Вы наверняка замечали, так происходит. И это говорит о том, что человек бессознательно - якобы, он так думает, что бессознательно - но он погружается в этот уровень еды.

Это считается полной деградацией. Это сознание, которое определяет всё материальным достатком, особенно едой и одеждой . "Ахары, ахара" - это означает еда и что-то на себе носим.

Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.

Это самый примитивный низший уровень сознания и такому сознанию присущи целые цивилизации. В ведический литературе он описывается как самый отвратительный.

На этом уровне сознания есть своя религия, своя культура, своя медицина и своя наука . И наука этой культуры находится именно в таком сознании. Она называется "анумана" (логический вывод на основе обобщенного опыта), что означает гипотеза, измышление или теория. То есть вы не знаете точно, вы просто даете какую-то теорию, её все принимают и думают, что это правильно.

Допустим, Дарвин дал теорию эволюции живых существ, и он ошибся, не просто ошибся - он с самого начала знал, что она ложная. Он фальсифицировал австралопитека , взял кости обезьяны и человека, создал "переходное звено", и оно было помещено в Нью-Йоркском музее. И это было обманом, а он в своем дневнике написал - ну по крайней мере примерно он так может быть должен был выглядеть.

Но везде люди приняли, что он так и выглядел. И все стали думать, что этот австралопитек и является переходным звеном обезьяны к человеческому типу. Не было таких переходов и не бывает никогда. Обезьяна - это обезьяна, человек - это человек. Таракан никогда не становится человеком.

Просто в силу закона реинкранации живое существо в силу закона кармы переходит из одного тела в другое. Оно может менять тела, но сами тела не трансформируются.

2. Здоровье (правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и т.д.) - прана-майя.

Человек интересуется движением, спортом и т.д.

Когда живое существо все-таки обращается к знанию, то есть посчастливится ему каким-то образом задуматься - Атато брахма джигья сан.

Веданта-сутра начинается со стиха: Атато брахма джигья сан - человеческая форма тела предназначена для того, чтобы задавать вопросы касательно абсолютной истины.

И там говорится: «Наконец-то я стал человеком. Теперь я могу задуматься - в чем же смысл человеческой жизни.»

  • Кто я?
  • Что это все, что меня окружает?
  • Откуда это все?
  • И каковы мои взаимоотношения с тем, откуда это проистекает?

И говорится, что до тех пор, пока человек не задал эти вопросы, он считается Двипада-Пашу - двуногим животным, то есть он получил человеческую форму тела, но он живет только потребностями еды, сна и секса.

И следующий уровень, когда живое существо всё таки очищается или пытается возвыситься, то оно естественным образом восходит к такому уровню сознания, которое называется прана-майя .

Этот уровень называется уровнем здоровья. "Прана " - "означает жизненная энергия" или всё, что связано со здоровьем - правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и так далее.

На этом уровне происходит осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.

То есть человек регулирует свои чувственные наслаждения, питание, он делает какие-то физические упражнения, и его сознание полностью сконцентрировано на здоровье. И человек так погружен в свое здоровье, что он просто все остальное отвергает.

И как говорят такие люди? - "Было бы здоровье". А остальное - что? Ну, "купим там, или достанем или что-то еще" . То есть: "еду, мы достанем, было бы здоровье".

Вы подходите к кому-то и говорите - "Ну, как здоровье? Здравствуй!" Что вы имеете в виду? - Здоровье. Ну лишь бы не болел - всё остальное ерунда.

Это человек с сознанием прана-майя , чуть выше уровня анна-майя . Он думает, что здоровьем всё определяется. Поэтому такие люди обливаются, дышат, бегают, прыгают, скачут и т.д.

Какого самого верха на этому уровне мы можем достигнуть? Знания о Хатха-йога - это венец прана-майи , это описывается в «Йога-сутра» Патанджали. Такие люди также пьют урину, занимаются всевозможными лечениями. Одно слово - аюрведа и они уже всё, пойманы.

У всех есть тело, у всех есть болезни. И такой человек думает - самое главное не болеть, т.е. было бы здоровье. Нужно иметь здоровье, иначе как наслаждаться-то? Больному?

И также есть цивилизации и есть наука на этом же уровне. На санскрите она называется "пратьякша" (непосредственное восприятие при помощи чувств и ума). Пратьякша смешана с ануманой , т.е. с гипотезой и с чувствами. Если я чувствую что-то есть, значит это есть, если я не чувствую, значит этого может быть и нет.

На этому уровне человек сильно желает денег.

В ведической литературе этот уровень описывается, как уже более возвышенный, так как уже появляется интеллект.

3. Ум (информация) - мано-майя .

Человек интересуется психологией.

Когда сознание возвышается (очищается), человек переходит на следующую ступень. Эта ступень в ведической литературе называется мано-майя . "Мано " означает ум. То есть платформа ума.

Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.

Мы говорим: "сила есть… " , а тут наоборот: сила уже не нужна, еда не важна - человек начинает оценивать ум. Это уже выше здоровья, поэтому говорят - "ты слишком здоровый, а я зато умный".

На этом уровене уже начинаются цениться мозги. Сознание блуждает не в разуме, а в уме. Такие люди становятся невыносимым для окружающих из-за занудства. Постоянно всех беспокоят, допикают. Занудные философы, писатели ни о чем. Эгоистическое сознание.

То есть человек уже поднялся до менталитета, он нашел у себя ум .

Что же происходит на этом уровне?

Люди, поднявшиеся до этого состояния занимаются ментальными спекуляциями.

Человек становиться мыслителем, начинает много думать и хочет из мышления извлечь счастье. Начинает размышлять на тему истинного смысла жизни, начинает выдумывать разные правила и предписания, ограничения, основанные на неправильном понимании разнообразной литературы и духовной жизни. Или разнообразного знания, которое существует в мире. То есть люди дают свое собственное толкование по этому поводу. Это называется уровень спекуляций.

И как самым совершенным прогрессом, до которого они доходят, - они начинают думать, что есть некий космический разум, некий разум вселенной, к которому "все подключены". И все "на подключке" эти люди. Это медиума, контактеры и т.д.

Есть Вселенское правительство, описывается их категория мышления. Так они узнают о некой сфере высших живых существ, которые управляют материальными законами вселенной. Но не духовной. И поскольку они находятся на платформе спекулятивного ума, они начинают принимать это как верх совершенства.

Очень часто можно видеть, когда люди говорят - "прямо душа вышла" , и фотографии можно видеть в журналах - тонкое тело. И они говорят - вот это душа. Кто-то говорит - "взвесили душу, 12 миллиграмм весит" . То есть такие люди одно за другое принимают - тонкое тело принимают за душу.

Где-то у них всегда корабль, где-то там стоит он, всех сейчас собирает, скоро шарахнет и так далее. Они очень интересуются НЛО, это их любимая тема.

Любят ходить на разного рода мероприятия, где обсуждается духовное знание, но приходят не для получения знания, а чтобы поговорить, блестнуть своим умом.

4. Духовная мудрость (разум, интеллект) - вигьяна-майя.

Человек интересуется целью жизни.

Более высокий уровень, четвертый - вигьяна-майя . «Вигьяна» означает, что появляется духовная мудрость, человек начинает четко различать дух и материю.

Это интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

Вигьяна определяется тем, что живое существо встало крепко на основу духовной практики, строго следующей авторитетной системе йоги, описанной в "Йога-сутре" Патанджали , или в таких произведениях как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам" .

Если человек занимаетесь какой-то йогой, и ее нет в "Йога-сутре" Патанджали , то всё это относится к разделу мано-майя , то есть ментальным спекуляциям и неправильному пониманию науки. Науки, которая называется йогой (в переводе "божественная связь").

На этом уровне человек ведет разумное существование. Сознание пропитывает разум. Человек способен отказаться от внешних целей жизни. Поставить целью своей жизнью более внутренние, важные ценности. Есть связь с совестью, со сверх душой.

На этом уровне человек не принимает себя, как тонкое и материальное тело. Он знает природу души . Он постиг не только природу грубого и материального тела, он постигает природу души и четко разделяет. Не идет на поводу своих желаний.

И к людям начинает также относиться. Видит - какие-то люди обусловлены грубым телом больше, поэтому они о своей нации пекутся, о чем-то еще. Кто-то тонким телом обеспокоен, а кто-то на самом деле занят более поисками духовных сфер.

И он старается общаться с теми, кто ищет духовный прогресс, дружит с теми, кто тонко воспринимает и сторонится тех, кто на грубом уровне.

5. Вечное духовное блаженство (трансцендентный уровень сознания - осознания себя душой) - ананда-майя.

Человек интересуется верой - во что верить.

Последний этап - самый высокий, он является окончательным этапом в деятельности живых существ. Этот уровень называется ананда-майя . "Ананда " - это полное, вечное духовное блаженство. Которое проявляется в практике Бхакти-йоги - йоги чистого любовного преданного служения верховной личности Бога. Это уровень чистого сознания, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании.

В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат — Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя.

Человек полностью осознает себя как душа . И такой человек может даже находиться в материальном мире, но действовать и всё воспринимать исключительно духовно , естественно и полностью духовно.

Таким образом, люди, находясь в разных уровнях сознания, по-разному все воспринимают.

Одни действуют ради еды и используют еду для того, чтобы обогатиться, и сами на еде всё построили. Сейчас магазины куда более лучше выглядят, чем все остальные помещения. Почти храмы. Иногда просто люди ходят в магазин отдыхать, походить там, красиво одеться и походить там, что-то взять, повертеть, положить. И у них появляется хорошее настроение. Это самый низший уровень сознания - анна-майя , на котором люди все измеряют едой.

И таким же образом мы должны понять, что наше понимание и восприятие точно также соответствует этим уровням сознания .

Как это проявляется на примере молитвы "Отче наш" - «Дай хлеб насущный»?

1. Многие думают, что это связано с едой. Человек думает, что речь о хлебе. Он даже думает "а какой белый или черный?" Можно спросить человека - а про какой хлеб там говорится про белый, про ржаной или про пшеничный?

2. Человек уровня прана-майя, он говорит - ну тут же дураку понятно, какая еда? Это о здоровье речь идет. Хлебом насущным является здоровье, здоровый образ жизни , мышцы, мускулы, мозг чтобы напрягался.

3. Третьи думают - знания , мано-майя.

4. Другие думают, что нужно служить Богу и следовать разным заповедям, что это хлебом является , поскольку это духовное произведение. Если говорится хлеб насущный, значит, речь идет о душе, а для души это служение Богу ежедневно и есть как бы хлеб.

5. Ананда-майя что думает? Что жизнью или хлебом души является любовь - любовь к Богу и ко всему его творению, как к духовному, так и к материальном у.

Таким образом в соответствии с нашим сознанием, если мы с вами будем соприкасаться с ведической литературой, с какими-то священными писаниями, мы можем быть сбиты с толку, не поняв, о чем идет речь, какие произведения о чем говорят.

Как вот допустим о курочке Рябе - они хотели съесть это золотое яичко. Это какой уровень сознания? Многие думаю, поесть...

А в золотой рыбке еще интереснее - один, второй, а потом - хочу быть владычицей морскою и чтобы рыбка была у меня на побегушках. Это сенсоры.

Люди не знают скрытого метафорического смысла. Иногда ведические произведения скрывают смысл от непосвященных. Почему? Чтобы их не беспокоить невежд. И говорится - мудрые не беспокоят невежд.

Мудрый человек не будет беспокоить какой-то истиной, потому что у человека возбуждается сознание - может произойти кондрашка, некоторые засыпают. Можно сразу определить, если человек слушает какие-то истины очень высокие, - раз и заснул. Это такая защита, потому что идет информационный перегруз, у человека сознание не готово. Он перегружается, сразу защитная реакция - сон, защищается человек, организм защищается.

Материалистическая цивилизация находится преимущественно на первых трех ступенях: анна-майи, прана-майи и мано-майи .

Первая забота цивилизованных людей - обеспечить свое экономическое благополучие, вторая - оградить себя от всего, что представляет угрозу для жизни.

Когда же человек достигает следующей стадии в развитии сознания, он начинает размышлять и вырабатывать философский подход к жизненным ценностям.

Если в ходе эволюции своих философских взглядов человек начинает жить на уровне разума и понимает, что он не материальное тело, а вечная душа, значит он достиг стадии вигьяна-майи.

Совершенствуясь духовно, он затем постигает Верховного Господа - Высшую Душу. Когда человек восстанавливает свои отношения с Господом и начинает с любовью и преданностью служить Ему, он достигает стадии ананда-майи. Ананда-майя - это вечная жизнь, исполненная знания и блаженства.

До тех пор, пока живые существа находятся на четырех низших стадиях - анна-майи, прана-майи, мано-майи и вигьяна-майи , они ведут материальную жизнь , но, достигнув стадии ананда -майи, обусловленная душа освобождается из материального плена.

1 уровень. Уровень безсознательного сновидения. На этом уровне сейчас пребывает 99% населения планеты. По другому его можно назвать состоянием жертвы. На этом уровне мы действуем на основании того, что говорит нам общество, культура, образование и всевозможные правила этого мира. На первом уровне большинство людей идёт вслепую. Они скованы идеями вроде «тебе нужно высшее образование», «тебе нужно устроиться на работу и откладывать, чтобы однажды перестать работать начать наслаждаться жизнью», или такими религиозными идеями, как «нужно каждое воскресенье ходить в церковь», которые в нас запрограммированы. Но жизнь – это нечто намного большее и когда вы начинаете подвергать сомнению общественные устои, вы поднимаетесь ко 2-му уровню. 2 уровень. Пробуждение. На этом уровне люди начинают стремиться к личностному росту. Вы начинаете исследовать новые тактики игры в этом мире. Вы начинаете открывать для себя такие идеи, как скоростное обучение, медитация, личная трансформация и улучшение самочувствия. Вы начинаете выходить за пределы того, что делает большинство людей и живёте поистине насыщенной жизнью. Но есть и более высокие уровни. 3 уровень. Управление реальностью. Когда вы достаточно долго подвергаете сомнению идеи традиционного мира, в итоге вы переходите на новый уровень – «Управление реальностью». На этом уровне у вас начинают проявляться новые способности. По сути этот уровень определяется тремя основными качествами: * Чувством ускоренной материализации. Вам кажется, что ваши мысли превращаются в реальность в ускоренном темпе. Вы можете подумать о чём-то, что вы хотите достичь, или о проблеме, которую хотите решить, или о недуге, от которого хотите исцелиться… и вы сразу чувствуете, что всё это осуществляется значительно быстрее. * Чувством удачливости, словно сама Вселенная на вашей стороне. Это чувство единения с высшей силой, или же Вселенной, и эта сила словно поддерживает вас и даёт необходимые знания об этом мире. Вы счастливы, восторженны, живете с миссией и чувствуете, что у вас всё хорошо. * Чувством управляемости. Вы действительно знаете, чего хотите, и в большинстве случаев это получаете. Однако, не всегда… Уровень 4. Изначальное Состояние. Это уровень единства, когда вы становитесь единым со всем сущим. На этом уровне вы понимаете, что все лучшее в этом мире для вас. И более того, не нужно управлять реальностью и бороться за желаемое. Все самое лучшее вы получаете легко. Это состояние, когда вы получаете то, что только хотели бы пожелать. Это как хотеть получить в подарок игрушечную машинку, а получить настоящую новенькую Ferrari.


«Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля это пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.»

Гердер И.
Четвёртый уровень сознания - это сознание планеты, восприятие единства с планетой, частью которой человек является в настоящее время, на этой стадии должна окончательно раствориться его личность, и тогда всё яснее станет проявляться индивидуальность. Всё в большей и большей степени начинают трансформироваться человеческие и культивируются высшие - Божественные качества. На четвёртом уровне сознания человек естественным образом учится входить во взаимодействие с планетарными силами земли, её стихиями.

Наша планета живая, она имеет космическое сферическое тело, как и все в упорядоченной Вселенной, и подчиняется её законам. Она имеет свои органы восприятия и управляет этими своими пятью органами чувств - пятью элементами: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир. Чтобы научиться входить в контакт со стихиями Земли человеку потребуется развить в себе в совершенстве соответствующие им качества.

До этого уровня вы развивали самонаблюдение, внимание и концентрацию, рассматривали качества своей личности, теперь для путника пришло время начать серьёзную осознанную работу по замене агрессивных и разрушительных качеств на сознательные активные добрые и созидательные. Эти качества четвёртого уровня сознания соответствуют качествам различных стихий. Это переломный период в переходе на человеческий уровень сознания и подготовка к переходу на более высокий, космический. Как и все предыдущие, очень трудный, долгий и тёмный, и в то же время это период обретения могущества, почти всегда у человека может уйти на эту работу не одна земная жизнь.

Тёмной стороной этого уровня является потеря доверия ко всему Чистому и Светлому. Утрата веры во всё то, во что человек свято верил, ради чего добивался и проходил через все препятствия. Это и есть скрытая ловушка четвёртого уровня, из которого выбраться самостоятельно удаётся очень немногим. На этом трудном и коварном отрезке вашего пути вам будет необходим друг, наставник или учитель, в этом мире или в другом, именно тот, кто сохранил свой Свет и стал им, только тот, кто уже прошёл этот уровень развития. Только он сможет протянуть вам руку помощи и выдернуть вас из зыбучих песков великого сомнения, отчаяния и самомнения.

В этой стране безверия и отчаяния вы погружаетесь в свой мир бессознательного, или можно сказать, подсознательного и сталкиваетесь также с тёмной стороной вашей личности. Бесполезно убегать от самого себя, вы узнаете свой страх, гнев, уныние, жадность, зависть, желание власти и могущества, силу мести. Сколько бы вы ни прятались, эти состояния будут настигать вас и становиться все сильней от вашего бездействия, отрицания или борьбы, они питаются вашей негативной энергией. Вам следует остановиться и самому начать преследовать их. Вы не можете больше утверждать, что в вашем внутреннем мире все гладко и благополучно, тем более, после проделанной работы по самонаблюдению. Как бы человек ни старался спрятать эти эмоции во внешнем окружающем его мире, его внутренние состояния сомнений всегда будут проявляться и во внешнем мире в самые неподходящие и трудные моменты жизни, напоминая Вам что пришло время работы и трансформации этих энергий.

Об этих препятствиях совсем немного кто говорит и рассказывает, принято этого не замечать и не затрагивать до определённого уровня, поскольку очень немногие из людей стремятся вступить на эту ступень. Но наступает период в пути ученика, когда необходимо озвучить и предупредить странника об опасностях как внешних, так и внутренних, чтобы вытянуть его из зыбучих песков губительного внутреннего отчаяния, вызванного внешней агресиией.
Вот как говорит про этот период Сатпрем, ученик Шри Ауробиндо в своей книге «Путешествие Сознания»:
«Это очень сознательные силы, единственная цель которых обескуражить искателя и сбивать его с избранного пути… враждебные силы любят разыгрывать драмы, поскольку в нас они находят старого партнёра, который не прочь им подыграть. Первым делом они обычно пытаются заставить нас внезапно принять какое-то крайнее и бесповоротное решение, как можно дальше уводящее нас с избранного пути… Либо враждебные силы с поразительным мастерством разбивают на части весь механизм нашего поиска, пытаясь показать, что мы лишь питаем иллюзии и не достигнем ничего… И это действительно умышленные целенаправленные атаки - в этом может усомниться лишь тот, кто никогда не пытался достичь прогресса. Довольно легко «жить как все», но как только мы становимся на путь сознательной эволюции, так сразу же поднимаются тысячи сил - словно свора сторожевых собак, следящих, чтобы мы не выбивались из общего стада» - и тогда мы видим, как хорошо организовано наше заключение…»

Иногда, преподаватель из гностической группы «AGEAC», в который я занимался когда-то, напоминал студентам: «Если у вас всё хорошо и нет проблем, трудностей, то развитие не происходит - вы спите».
Жизнь сознательной сущности всегда сопряжена с трудностями любого характера. Можно с уверенностью сказать, что если бы вы не проходили путём революции сознания, испытания и сомнения развивались бы естественно и незаметно, но очень-очень долго. Избрав этот путь, вы вышли навстречу своему Богу, вы сделали первый шаг Себе навстречу, и ваше Внутреннее Существо с радостью преодолело десять шагов, чтобы ваше соединение стало возможным.
Возможно, вам придётся встретиться с предательством, страхом, местью или ещё чем-нибудь, универсальных «проблем» не существует, они индивидуальны и касаются только вашей личности и вашего эгоизма, самости.

Чтобы ни случилось, человеку, идущему путём революции сознания, рано или поздно придётся столкнуться с тёмной стороной своей личности, постараться понять, принять и изменить её. И тогда ему потребуется знание для проникновения в этом направлении, чтобы покорить, поглотить его самость. Именно в этот период вам может показаться, что все те духовные знания, к которым вы так стремились, теперь теряют всякий смысл, человеку кажется, что весь его труд напрасен и все, что в этот момент остаётся это всего лишь одна слабая нить – надежда. И только пройдя путём многократных проверок и испытаний, она может стать для вас несокрушимой опорой – верой, в основании которой будут вплетены ваши твёрдые убеждения, основанные и проверенные на личном опыте. Вера это инструмент Интуиции, который создаётся и закаляется жизненным опытом.

Четыре уровня сознания

В своем описании сознания Гурджиев указывал, что оно способно функционировать на любом из четырех основных уровней. На каждом уровне могут существовать различные состояния. Мы можем назвать эти уровни

обычным сном и сновидением;

согласованным сознанием обычного бодрствования, которое более уместно называть согласованным трансом;

подлинным самосознанием, для которого характерно самовоспоминание;

объективным сознанием.

Эта последовательность состояний представляет собой, помимо всего прочего, постепенный переход от фрагментации к единству.

Обычный сон и сновидение

Уровень обычного сна и сновидения является именно тем, что мы обычно под этим подразумеваем – нашей умственной активностью (или ее отсутствием) в то время, когда мы ночью спим в постели. Когда мы пробуждаемся от ночных сновидений в состоянии согласованного транса, мы, как правило, чувствуем, что наше сознание становится гораздо более ясным, чем оно было во время сна. Так же и при самовспоминании, в состоянии подлинного самосознания наш ум является настолько же более ясным по сравнению с состоянием согласованного транса, как в согласованном трансе ясен по сравнению с ночным сном.

Согласованный транс

Около одной трети жизни мы проводим на уровне ночного сна и сновидения, а остальные две трети – в согласованном трансе. В действительности, согласованный транс представляет собой совокупность состояний тождественности. Здесь мы ходим и говорим, даем обещания и нарушаем их, занимаемся любовью и воюем, воображая при этом, что мы находимся в третьем состоянии, состоянии подлинного самоосознавания.

Подлинное самоосознание

Третий уровень сознания, состояние самовспоминания, по праву принадлежит нам от рождения. В этом состоянии мы могли 6ы обладать теми качествами, которые мы ошибочно приписываем себе в состоянии согласованного транса. Мы могли бы быть подлинно самосознающими в отношении наших действий и внутренних состояний, более ясно видеть мир, обладать хорошим и гармонизированным функционированием всех трех типов нашего мозга, понимать желания нашей сущности и иметь подлинную волю, чтобы делать то, что действительно хотим. Мы были бы наконец одним целым. Мы могли бы действительно сказать «Я есть», ибо это была бы наша подлинная сущность, гораздо более живая и важная, чем преходящие состояния тождественности, существующие в согласованном трансе!.

Объективное сознание

Гурджиев определил четвертое состояние сознания как состояние, в котором вы видите вещи такими, какие они на самом деле. Оно обладает всеми качествами третьего уровня сознания, такими, как единство и интегрированность всех уровней мозга.

из книги «Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека». Чарльз Тарт

Книга «Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека»посвящена всем тем, кто стремится найти большее понимание самих себя и других людей и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется «обычным сознанием».

Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней дея­тельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявле­ний позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имею­щий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с сум­мой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет лег­че всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.

Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений лич­ности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разбо­ре топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней органи­зации, психосоматически они едины и между ними всегда можно вы­делить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют пе­реходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логиче­скими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мемб­ранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было вы­двинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логи­ческим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.

Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уров­нями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относи­тельно структуры логических уровней. Будем также называть доступ­ными логическими уровнями те, на которых данный конкретный чело­век способен свободно оперировать по собственному желанию. Выяс­няется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же дос­тупным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инст­рументе. Если уровень недоступен, он является достоянием бессозна­тельной сферы и мыслительные, психические и психофизические воз­можности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.

На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенно­сти структуры логических уровней:

Фрактальность, т. е. самоподобие организации;

Иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня после­дующему;

Возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;

Психосоматическое единство психических и соматических про­явлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;

Взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;

Изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных про­явлений.

Первый логический уровень.

Уровень окружения.

Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».

Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исклю­чительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятель­ность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на от­дельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом ста­тично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагмен­тарно, личность как таковая не представлена.

Характерны констатирующие высказывания о разнообразных фак­торах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внима­ние направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «от­сутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие пре­емственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни при­чинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.

Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: проис­ходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следствен­ным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осозна­ния и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реально­сти, неотличимых от прочих.

Это уровень восприятия как такового.

Второй логический уровень .

Уровень поведения.

Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».

Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрач­ный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается ре­альность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Созна­ние фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.

Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно напра­вить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного кон­такта с предметами непосредственного оперирования.

С точки зрения опережения реальности, здесь происходит вы­страивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт ре­гистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включе­нию в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнитель­ных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как состав­ляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же пере­ключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.

Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.

Хорошими примерами первого и второго логических уровней яв­ляются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.

Третий логический уровень.

Уровень навыков и способностей.

Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»

Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состоя­ний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода. С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начи­нает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой осно­вы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые гото­вые решения, желания, побуждения. Эта основа трактуется как бессоз­нательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впер­вые фиксируются признаки транса - замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.

Третий уровень - это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для че­го необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессозна­тельного предполагается.

Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и уме­ниях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы раз­жечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в дру­гой магазин и найти более низкую цену». Сильно изменяется физиоло­гия: дыхание становится глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появля­ются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощуще­ния, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноме­нами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглу­бокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».

Реальность оппозиционируется по принципу «Я» - «не Я», при­чем первое воспринимается как активная, а второе - как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, расклады­вается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти ли­нейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осоз­наваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализо­ваны в виде стратегий 2 .

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представ­ления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширительном смысле этот термин используется также в от­ношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной

Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения - таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реаль­ность воспринимается как некая совокупность объектов манипулиро­вания. Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осо­знания самого себя активным участником некоторого процесса. Нели­нейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессу­альная линейность; плоскость мышления образуется парой процессу­альных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воз­действие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.

Это уровень рецептурного обобщения опыта.

Четвертый логический уровень.

Уровень верований, ценностей, убеждений.

Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».

Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, сово­купные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутрен­нему состоянию.

Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое по­лено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в бли­жайшем магазине». Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем в поле перцепции начинает преобладать именно кине­стетическая составляющая. Нарастает состояние транса.

На этом уровне происходит формирование карт реальности по прин­ципу установления пространственно-временных и причинно-следст­венных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеж­дений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелиней­ный. Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбран­ный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсо­лютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это - модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса си­туаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет. Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формиро­ваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, опре­делив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и ото­брать необходимые для его прохождения средства (формирование стра­тегии). Правила игры - принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разу­меется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контексту­ально, поэтому правила игры - это тоже карта, только целиком ориенти­рованная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) - такой контекст связан с внешней дея­тельностью. Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутрен­няя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присут­ствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания - правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.

Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоско­стей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельно­стью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.

Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограничен­ным множеством карт, поскольку и контактов существует неограни­ченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.

Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т. е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачев­ным результатам), о точности идентификации контекста - (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, на­конец, о выборе правил игры. В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позво­ляют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существую­щую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места - и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное опре­деление контекстов - смешением таковых.

Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пре­делы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуж­дать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.

Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.

Пятый логический уровень.

Уровень парадигмы и мировоззрения.

Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».

Это уровень высшей интеграции опыта.

На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоз­зрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.

Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня - многомер­ность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное прос­транство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические под­робности, называть Универсальным объемом. Характерны высказы­вания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как уни­версальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз - это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д. Телесное состояние характе­ризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления за­мирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая - на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.

Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это - цель­ный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в еди­ное целое, база их взаимодействия - это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уро­вень абстрагирования и обобщения.

Шестой логический уровень.

Уровень самоидентификации.

Когнитивные вопросы: «Кто я такой?», «Что есть все?», «В чем смысл жизни?».

Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьер­ная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психи­ческие феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это оп­ределенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации. Важ­но понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стер­жень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознают­ся глубокие трансформации, происходящие с телом. Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи - они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехо­да, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное проти­водействие такому процессу - вплоть до агрессии по отношению к тера­певту или иному лицу, инициировавшему такой переход.

Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый - ок­ружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и туск­лый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности - восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохра­няется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.

Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» - «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».

Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.). Это состоя­ние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, чтосвойственна первому логическому уровню, - не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.

Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты - «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности. То же подра­зумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак - это тот непри­ступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим, 6.16), пре­бывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине сво­его необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вме­сте с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его» (Пс, 138,6)

В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дира­ка - так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», кото­рая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энерги­ей. Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая - это всего лишь разрушение структуры, потеря ин­формационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма син­тезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппо­зицию «Я» - «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое. От­реагирование и отражение здесь не представлены - их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, - это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где цен­тростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центро­бежные импульсы отреагирования 3 . Это уровень самопознания.

Седьмой логический уровень.

Уровень проекции абсолюта.

Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой при­чине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсо­лютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому дос­тупны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.

Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые мо­гут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самад­хи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Сле­дует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.

Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.

Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент мо­дели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собст­венно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4) : на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены во­вне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.

Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим обра­зом формально описать поведение вектора внимания:

I уровень:

11 уровень:

III уровень:

IV уровень:

Ā+= 1/2 (1,2,3)

V уровень:

Ā+ = 1/3 (1,2,3,4)

VI уровень:

VII уровень:

где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечива­ет» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересе­кается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).

Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования

Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирова­ния при разном положении центра осознания (рис. 5) ; первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, посту­пающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (по­буждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепен­но сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть про­цесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).

Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно пред­ставлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действу­ют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6) . Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.

Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль

Поделиться