Если ребенок не отвечает на уроках. Если ребёнок боится отвечать на уроке

Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники.

Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.

Предпосылок к подобному поведению всего две – и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.

Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным . Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.

Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах. К примеру, заставить ребёнка стесняться могут внутренние и внешние условия:

  1. Слабое знание предмета. Некоторые дети бойко отвечают у доски, даже если не особо разбираются в материале. Другие же тушуются, стесняясь собственного «невежества». Пожалуй, это самая «лёгкая» для коррекции причина детского стеснения.
  2. Речевые трудности. Стесняться выступлений перед педагогом и одноклассниками может ребёнок, у которого наблюдаются какие-либо языковые трудности: неверное произношение звуков, шепелявость и т.д.
  3. Натянутые отношения с одноклассниками. Проще говоря – ребёнок аутсайдер в классе. Низкий школьный статус заставляет детей отказываться от выхода к доске, поскольку каждое их действие вызывает издёвку, насмешливое отношение (о том, мы уже писали в одной из прошлых статей).
  4. Завышенные требования взрослых. Очень часто родители желают, чтобы ребёнок получал только «пятёрки», обладал широким объёмом знаний и, вообще, соответствовал всем мыслимым и немыслимым ожиданиям. Ученик попросту боится любой инициативы, которая может быть оценена как промах.
  5. Неграмотное поведение учителя. Вероятно, этот фактор можно поставить во главу угла многих поведенческих проблем школьников. Насмешки, неуместные замечания, грубый тон, просто отказ от индивидуального подхода – вот некоторые педагогические ошибки, заставляющие ребёнка стесняться публичных ответов.

К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.


Что делать?

Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.

  1. Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов.
  2. Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка.
  3. Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов. Важно помочь ребёнку .
  4. Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам. Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность.
  5. Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда


  1. Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
  2. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
  3. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
  4. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:
    • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
    • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
  1. Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе. Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.

«… Тебя сегодня спрашивали по физике? Ты вчера мне весь параграф замечательно рассказывал. Обидно, ведь мог получить заслуженную пятёрку!
- Нет, я не отвечал.
- А ты поднимал руку? Ты же действительно знал материал!
- Если бы меня вызвали к доске и спросили еще что-нибудь, а я бы не смог ответить. Наоборот, хорошо, что «пронесло»».

Наверное, многие родители не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке, пока учитель не спросит его. Бывает, что насыщенный интересными фактами реферат или доклад также остаётся без внимания педагога и одноклассников. Почему же ребенок, вместо досады, разочарования и обиды, испытывает облегчение, а в другой раз, также предпочитает «отсидеться» за партой, чем блестяще ответить, рассказать много полезного для ребят и получить заслуженную хорошую отметку?

Причин, которые вынуждают ребенка боятся отвечать на уроке, может быть несколько. Вот две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

С 9 лет ребенок может стать крайне застенчивым, очень переживая из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Не уверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться неуспешным и получить негативную оценку не только учителя, но и одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку именно в этот раз подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Если ребенок чувствует свою компетентность, если пользуется уважением ребят, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .

Причины могут быть следующими :

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :

Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;

При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;

- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в , и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.


Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.


Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.


И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Уверенность в себе - важное условие нормальной жизни в классе . Такой ученик пользуется популярностью среди одноклассников, смело отвечает на уроках. Если же ребенок застенчив, то о комфортной жизни в школе можно забыть. Значит, ему нужно помочь.

"Я боюсь отвечать у доски, хотя на все, о чем спрашивает учитель, ответы знаю. Как только выхожу к доске - сразу всё вылетает из головы. Смотрю в лица своих одноклассников, краснею и мычу что-то невразумительное. Ноги и руки становятся, как чужие, а тут еще ребята строят рожи, смеются. Тут я вообще теряюсь и забываю все, а учитель думает, что я ничего не знаю, и ставит мне плохую оценку. Я бы училась хорошо, если бы меня не вызывали к доске".

С такими жалобами чаще всего обращаются к психологам подростки, и это естественно. Ведь ответ у доски - это почти такое же выступление, как игра артиста на сцене. Причем это не просто выступление, а выступление на оценку, где проверяются не только знания ученика, но и оценивается его внешность одноклассниками, мнение которых для подростка очень важно. Он сильно хочет им понравиться и волнуется, если не очень уверен в своей привлекательности.

Отвечать к доске вызывают всех учеников, а ведут себя у нее школьники по-разному. Уверенные в себе дети у доски отвечают смело и даже шутят, а другие после ответа у доски долго не могут успокоиться, и, наконец, третьи так сильно волнуются, что у доски путаются и забывают даже хорошо выученный урок.

Причин, по которым ребенок боится отвечать у доски, может быть немало. Это и особенности нервной системы, и адаптация к новому коллективу, и низкая самооценка и поведение родителей. Например, если ребенка родители постоянно сравнивают с другими детьми, которые более успешны чем он, то он становится неуверенным в себе и стесняется выступать перед публикой.

Чаще всего неуверенными в себе вырастают в семьях, где родители слишком требовательные или тревожные. Исправить ситуацию родители могут, начав с себя. Оцените свое поведение и постарайтесь исправиться. Станьте более спокойным и мягким. Найдите время объяснить своему ребенку, что у него, как и у всех, есть свои сильные и слабые стороны. Одни он должен развивать, а другие стараться преодолеть.

Научите сына и дочь рассматривать стрессовые ситуации с разных позиций. Например, помогите ему прояснить ожидания других людей при ответе у доски. Задайте ему вопросы: "Чего от тебя хочет учительница, когда вызывает тебя отвечать к доске?", "Кто из ребят в школе настроен оптимистично и считает, что ты хорошо справишься, а кто настроен пессимистично?", "Как ты думаешь, что тебе нужно сделать, чтобы оправдать эти ожидания?".

Также можете попробовать рассмотреть возможные рычаги влияния на ситуацию: "Что учительница может сделать, чтобы твой ответ завершился неудачей?" или "Что я, мама, могу сделать, чтобы твой ответ завершился удачей?". Это поможет ребенку выявить большое число альтернативных способов отношения к ситуации.


Родители могут помочь ребенку побороть страхи и поддержать его, соблюдая следующие правила:

1. Ежедневно вместе репетируйте все домашние задания, приобщая к этому родственников и друзей. Попросите ребенка рассказать им выученные темы, такие публичные выступления помогут ему преодолеть стеснительность.

2. Иногда волнение возникает из-за долгого ожидания своей очереди отвечать или из-за наличия какого-то внешнего недостатка. Поэтому стеснительному ребенку лучше посоветовать первым поднять руку, а чтобы он был уверен в своей внешней красоте, родителям следует больше общаться с ним и выяснить причину, которая его третирует. Возможно, школьник считает, что у него некрасивое выражение лица или ему не нравится его одежда. Задача родителей - выявить и устранить причину, которая мешает ребенку перебороть стеснительность.

3. Чаще обращайте внимание на заслуги ребенка, больше хвалите его. У большинства стеснительных детей в памяти сидит ситуация, где он был смешон. Такого ребенка очень важно похвалить за любое проявление активности и достижение успеха, за смелость в общении с другими детьми и выступления на публике. Не забывайте каждый раз обратить внимание ребенка на то, где он выглядел похвально и достойно. В разговорах акцентируйте внимание на этих ситуациях, а не на тех, где он стеснялся, боялся или вел себя неуклюже.

4. Окружите ребенка любовью и лаской. Чтобы побороть свою неуверенность, ребенку важно чувствовать себя любимым и защищенным. Он должен знать, что родители принимают и понимают его таким, какой он есть. Не сравнивайте своего ребенка с другими более успешными детьми. Оценивайте не ребенка, а его поступки. Если ваш ребенок плохо учится, помогите ему приобрести необходимые навыки, это поможет снизить уровень тревожности. Не позволяйте никому насмехаться над вашим ребенком!

Кроме того, не забывайте обучать школьника навыкам саморегуляции эмоционального состояния: дыхательным упражнениям, настраивающим на успех, приемам самомассажа, снимающим напряжение. Ну, и конечно, если ситуация не меняется к лучшему, стоит обратиться за помощью к психологу.

Поделиться