Этапы организации жд перевозок. Организация железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе. Погрузка грузов, пломбирование грузов

1.3 Организация перевозок железнодорожным транспортом

Железнодорожный транспорт - основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков

Преобладающие грузы - каменный уголь (более 17%), нефть (12.5%), черные металлы, лес и руды (по 6%), хлебные грузы, химические и минеральные удобрения (по 3.5%), цемент(3%). Они составляют около 60% общего отправления грузов железнодорожным транспортом. В перевозке грузов железнодорожный транспорт занимает лидирующее положение, на 2000г этим видом транспорта было перевезено около 1047 млн. тон. В то время как трубопроводный -829 млн. тон., автомобильный-550 млн. тон

На сегодняшний день протяженность железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 86 тыс.км. И занимает 3 место после Канады и США, на ее долю приходится 7% всех железных дорог мира. Однако протяженность путей в России не увеличивается, а даже наоборот уменьшается, например, если к 1997г. длина дорог составляла 87 тыс.км, то к 1998г. – 86 тыс.км и до сегодняшнего дня эта цифра не изменилась.

Тара и упаковка грузов

Грузы на основании действующих стандартов на продукцию в зависимости от вида упаковки делятся на три группы:

1) транспортируемые в таре; 2) транспортируемые без тары с частичной защитой отдельных узлов (деталей); 3) транспортируемые без тары.

Транспортабельность грузов достигается при помощи упаковки, представляющей собой совокупность тары и упаковочных материалов, или применением специальных средств, облегчающих погрузочно-разгрузочные работы и крепление грузов.

Тарой называется изделие, в которое помещаются готовая продукция, полуфабрикаты или сырье для качественной и количественной сохранности при транспортировании от места производства или заготовки продукции до места ее потребления и хранения. Тара делится на потребительскую, дополнительную и транспортную.

П о т р е б и т е л ь с к а я - это тара, в которую расфасовывают товары для доставки их потребителю (флаконы, бутылки, коробки, банки, пачки и т. п.).

Д о п о л н и т е л ь н а я тара (барьерная, групповая) предназначается для изделий, упакованных предварительно в потребительскую тару. Дополнительная тара выполняет функции защиты изделий главным образом от климатических и агрессивных воздействий внешней среды, а также служит для укрупнения и комплектации партий изделий. К ней относятся коробки, чехлы, мешки, картонные ящики и т. п.

Т р а н с п о р т н а я тара служит для упаковки разнообразных грузов, предварительно упакованных в потребительскую и дополнительную тару, а также неупакованных. Она обеспечивает необходимую защиту главным образом от механических повреждений при транспортировании упакованного груза.

К транспортной таре относятся деревянные, металлические, картонные ящики и ящики из полимерных материалов, бочки, барабаны, фляги, мешки и другие виды тары.

В зависимости от жесткости конструкции, т. е. способности сохранять первоначальную форму, тара подразделяется на жесткую, полужесткую и мягкую.

Ж е с т к а я тара изготовляется из металла, пластмассы, дерева, стекла, картона, древесноволокнистых материалов и из бумажной массы.

Для изготовления п о л у ж е с т к о й тары применяются пластмассы, бумага, некоторые сорта картона, полимерные материалы.

М я г к а я тара изготовляется из ткани, пленок, бумаги, полимерных и комбинированных материалов. Хотя в понятие тары не включаются контейнеры, поддоны, различные виды специализированных транспортных средств, они частично принимают на себя ее функции. Упаковочные и вспомогательные материалы служат для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты груза от повреждений. Они применяются при упаковке груза в потребительскую и транспортную тару, а также при размещении его непосредственно в контейнере. К упаковочным и вспомогательным материалам относятся древесина, бумага, картон, пластики, вата, ткани, пенопласт, комбинированные и другие подобные этим мате-риалы.

Защита грузов от повреждений и потерь состоит в применении комплекса мероприятий, предусматривающих правильный выбор упаковочных средств, соблюдение правил погрузочно-разгрузочных работ, транспортирования и хранения с учетом особенностей груза и влияния различных внешних факторов, которые воздействуют на груз и на упаковочные средства. На груз при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении влияют три основные группы внешних воздействий:

м е х а н и ч е с к и е - удары, толчки, вибрация, статические нагрузки, трение;

к л и м а т и ч е с к и е - влияние атмосферных осадков, влажного воздуха, морского тумана, солнечной радиации, переменой температуры и др.;

б и о л о г и ч е с к и е - влияние жизнедеятельности организмов, насекомых и грызунов.

С учетом этих факторов надлежит правильно и соответственно выбирать тару и упаковочные материалы, рассчитывать и применять их для различных климатических районов.

Защитный комплекс в общем виде включает последовательно следующие основные процессы: консервацию, обертку в бумагу, ткань или другой материал, упаковку в тару - потребительскую, дополнительную, транспортную. В зависимости от свойств груза могут применяться все процессы защитного комплекса или некоторые из них.

Упаковка наряду со своей основной функцией защиты груза должна обеспечивать: удобство выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ механизированным и ручным способами; наиболее полное использование всех транспортных средств по объему, площади и грузоподъемности тары, аккуратный внешний вид тары и сохранение товарного вида упакованного груза.

Изделия, не подвергающиеся порче от механических и атмосферных воздействий, но имеющие узлы или детали, подверженные повреждению и порче (обработанные рабочие поверхности, встроенные механизмы), допускается транспортировать в открытом виде с применением частичной защиты. Она осуществляется с помощью консервационных смазок, лаков, обертыванием водонепроницаемыми материалами, устройством деревянных щитов, колпаков, обшивки досками легкоповреждаемых мест.

Упакованные грузы допускаются к перевозке только в том случае, если тара удовлетворяет техническим требованиям, изложенным в государственных стандартах. Грузоотправители обязаны предъявлять груз к перевозке в прямом железнодорожном, водном и прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировании в подвижном составе железных дорог, на автомобильном транспорте и судах пароходств. При этом должны также учитываться климатические условия в пути следования и пункте назначения груза. За прочность изготовления тары, расположение и устойчивость груза внутри нее ответственность несет грузоотправитель.

Размеры и конструкция тары должны обеспечивать наилучше использование грузоподъемности и вместимости вагонов и судов. Штучные грузы должны пакетироваться или объединяться в более крупные погрузочные единицы (пачки, связки, мотки).

В. целях улучшения качества. тары для обеспечения сохранности продукции при транспортировании и хранении, а также более рационального использования материалов в последнее время введен ряд новых стандартов и внесены изменения в действующие.

Стандарты на тару разделяются на о б щ е н о р м а т и в-н ы е (установочные), в которых излагаются общие технические требования, приводится расчет конструктивных элементов (толщина материалов, типы, конструкции и т. д) и стандарты конкретных видов тары для упаковки определенной продукции. Первый вид стандартов, как правило, применяется для разработки стандартов второго вида.

Стандарты, специализированные для отдельных видов продукции, учитывают специфические требования продукции, без которых не обеспечивается ее сохранность (повышенная чистота обработки, применение дополнительных защитных покрытий, характер соединения деталей и т. д.).

Наиболее часто применяются виды транспортной тары: ящики разных типов - дощатые плотные, решетчатые, ящики-лотки (для ягод), щитовые, фанерные (спички, чай), из гофрированного картона (продтара) и другие, а также барабаны, бочки.

Технические требования, предъявляемые к таре и упаковке грузов, транспортируемых в районы Крайнего Севера и отдаленные районы, изложены в специальном ГОСТе. ГОСТом повышены требования: ящики усиливаются стальной лентой, груз разделяется прокладками, на дно контейнера устанавливается решетка высотой 50 мм и т. д.

Целью маркировки является наглядный показ следующих обязательных требований:

1) каждая отправленная грузовая единица должна следо-вать определенным путем и достигнуть места назначения;

2) с грузовой единицей следует обращаться бережно во время хранения, транспортирования, при погрузочно-разгрузочных работах и распаковке;

3) груз должен быть доставлен комплектно и в сохранности.

В и д ы гр уз о в ы х ед и н и ц следующие: 1) груз в таре; 2) груз без тары или частично упакованный; 3) несколько единиц груза без тары, скрепленных в виде связки; 4) несколько мест груза в таре, составляющих пакет.

Правильная, четкая маркировка грузов является необходимым условием быстрой доставки их с сохранением качества в процессе транспортирования.

Маркировка транспортной тары регламентируется

ГОСТ 14192 - 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта. Этот ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер.

Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей.

Основные надписи - это наименование получателя и место назначения.

К дополнительным надписям относятся: масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места- длинна, ширина и высота, если они превышают 1м;-

наименование отправителя; место отправления; порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест - через дробь; знаки отправителя - условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером.

Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом-

а) - «осторожно, хрупкое!»; б) - «крюками непосредственно не брать»; в) - «верх, не кантовать»; г) - «боится нагрева»;

д) - «место строповки»; е) - «боится сырости»; ж) - «центр тяжести»; з) - «герметичная тара»; и) - «боится излучения».

При транспортировании груза в крытом подвижном составе для маркировки тары применяются бумажные, картонные или фанерные ярлыки. В случае длительного хранения груза маркировку допускается наносить непосредственно на тару.

При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннажными отправками на местах общего пользования, кроме нанесения маркировки отправителем, станция отправления или грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте железнодорожную маркировку. В ней указывается дробью: в числителе - порядковый номер книги приема грузов к отправлению и через тире - количество мест; в знаменателе - условный номер дороги отправления и через тире - условный номер станции отправления. Железнодорожная маркировка, как правило, должна наноситься на той же стороне грузового места, на которой нанесена отправительская маркировка, и указываться в накладной.

При транспортировании груза на открытом подвижном составе или морским транспортом маркировку следует четко и разборчиво наносить несмываемой краской непосредственно на тару или металлические ярлыки. Маркировка от руки не допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак и эмаль соответствующих марок.

В последнее время появился ряд технических устройств для маркировки грузов, которые легко интегрируются в производственный процесс. Среди них система LСР/1000, позволяющая применять бесконтактный способ нанесения крупного шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки, и устройство Lasermark, обеспечивающее маркировку упаковок принципиально новым методом, без использования красителей.

Лазерное маркировочное устройство может использоваться в пищевой, химической и других отраслях промышленности.

Маркировка тары при поставках грузов на экспорт должна производиться в соответствии с образцом, приведенным в заказе-наряде. Надписи при поставках на экспорт производятся на языке, указанном в заказе-наряде. При поставках экспортных грузов в тропическом исполнении следует наносить на таре красной краской букву «Т» в круге и дату упаковки в круге: числитель - месяц, знаменатель - год. Размер знака «Т» - 50 мм, цифр месяца и года - 30 мм.

Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов с участием морского транспорта должны соответствовать требованиям Правил морской перевозки опасных грузов, а при перевозке железнодорожным транспортом - требованиям Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам.

Характеристика вагонов.

Конструкция вагонов грузового парка оказывает влияние на сохранность грузов, скорость выполнения грузовых операций, эффективность перевозок, безопасность движения поездов, сохранность грузов, максимальное использование грузоподъемности и вместимости, обеспечение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращение простоя вагонов под грузовыми операциями.

Парк грузовых вагонов состоит из универсальных (крытых, платформ, полувагонов) и специализированных. В универсальных вагонах могут перевозиться практически все грузы, в специализированных - лишь те, для которых они предназначены.

К специализированным вагонам относятся цистерны, изотермические, зерновозы, муковозы, цементовозы, думпкары, хопперы для перевозки цемента, минеральных удобрений, зерна,

специальные цистерны для перевозки цемента, муки, каустической соды, спирта, сжиженных газов, вязких веществ, двухъярусные платформы для легковых автомобилей, транспортеры для тяжеловесных грузов и др.

По способу загрузки вагоны делят на открытые и закрытые. Вагоны открытого типа имеют значительные преимущества перед крытыми: шире возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, ниже простой вагонов ввиду ускорения погрузки и выгрузки, меньше расходы на постройку, ремонт, содержание, возможны перевозки длинномерных, громоздких грузов.

Одной из важных характеристик грузового вагона является его грузоподъемность, под которой понимают максимально допускаемую конструкцией нагрузку вагона, устанавливаемую МПС с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов.

Удельная грузоподъемность вагона - это количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м" геометрического объема кузова (т/м").

Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной плотности груза, т. е. массе 1 м" груза в том виде и состоянии, в которых его перевозят по железным дорогам. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость вагона используется полностью, а грузоподъемность - не полностью, при большой плотности - наоборот.

При разработке планов перевозок грузов по железным дорогам используют показатели техническая норма загрузки и статическая нагрузка вагона.

Техническая норма загрузки вагона - это обязательное количество груза, которое должно быть погружено в данный тип вагона при полном использовании вместимости или грузоподъемности. Эта норма устанавливается для каждого конкретного типа вагона при загрузке его конкретным грузом (для вагонов - в тоннах, для контейнеров -в килограммах). Сетевые технические нормы загрузки вагонов разрабатываются и устанавливаются МПС, местные- дорогами погрузки.

Статическая нагрузка вагон а - это количество тонн погруженного груза, приходящееся в среднем на один вагон. При планировании перевозок статическую нагрузку определяют на основании технических норм загрузки вагонов и соотношения четырех-, шести- и восьмиосных вагонов в общем числе физических единиц при перевозке данного груза:

Доля соответственно четырех-, шести-,восьмиосных вагонов, участвующих в перевозках;

- техническая норма загрузки четырех-, шести-, восьмиосных вагонов данным грузом.


Поселений; направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей; расположением крупных курортных и туристических объектов.1 2. Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе. Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над...

Операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок».Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте превышает 80%, значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства...

США или стран Евросоюза. Основным поставщиком грузов для железнодорожного транспорта является промышленность, на долю которой приходится до 90% общего объема грузов. 1.3 Анализ и экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в...

Звеном между различными видами транспорта и средством товародвижения как между регионами Казахстана, так и в межгосударственном сообщении. Для Республики Казахстан огромное значение имеют автомобильные дороги, по которым перевозится основной объем грузов и пассажиров. Поэтому в целях привлечения транзитных грузов необходимо провести усовершенствование сети путей сообщения, развивать сервисную...

Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом

Перевозки грузов железнодорожным транспортом в Украине регулируются Уставом железных дорог Украины, Правилами перевозки грузов, техническими условиями погрузки и крепления грузов, другими нормативными документами, а также договором, который заключается между транспортным предприятием и грузоотправителем, экспедитором или иным заказчиком. Работа по организации перевозок на железной дороге возложена на специальные службы железной дороги: товарные конторы станций, товарные кассы, багажные (грузовые) дворы. В их обязанности входит оформление и проверка составленных грузоотправителями документов на грузовые перевозки, а также обеспечение процесса доставки грузов.

Перевозки торговых грузов по железной дороге осуществляются на договорных началах на основе месячного планирования перевозок. Основой месячного планирования перевозок являются текущие или долгосрочные договоры об организации перевозки и заказ отправителей или экспедиторов. Для этого в местное Управление железной дороги заказчик (грузоотправитель, экспедитор) не позднее. за 14 дней до начала месяца, в котором планируется перевозка, должен подать заявку (лунное заказ) для получения необходимого количества вагонов или контейнеров. Такая заявка подается в трех экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем предприятия и его подпись утверждается печатью, по форме развернутого плана перевозок грузов по установленной номенклатуре, с распределением по видам грузов, станциях отправления и железных назначения, а по грузам, видвантажуватимуться в пределах железной дороги отправления - с распределением по станциям назначения. При этом объемы перевозок рассчитываются в тоннах и вагонах или только в вагонах. Грузоотправители подают отдельный развернутый план по каждой станции отправления на каждую номенклатурную группу грузов.

После разработки местной железной месячного плана перевозки грузов и доведения его до сведения грузоотправителя он должен подать декадный заказ на предоставление вагонов в разрезе дней декады и направлений перевозки (не позднее чем за 3 дня до начала декады).

На основе полученного (не позднее чем за 1 день до начала декады) сообщение местной станции железной дороги о количестве выделенных вагонов в разрезе грузов и железных дорог или станций назначения грузоотправитель должен обеспечить подготовку груза к отправке, определить способ его перемещения (т.е. установить для данного груза вид отправления, скорость доставки, вид сообщения), оформить соответствующие перевозочные документы и передать грузы транспортному предприятию.

Важную роль в организации перевозки играет способ перевозки грузов, который определяется рядом признаков, основанных на классификации железнодорожных перевозок по территориальному признаку и видом сообщения, видом отправления, скоростью перевозки и тому подобное. Скорость перевозки груза выбирает и указывает в железнодорожной накладной грузоотправитель.

Основным перевозочным документом при железнодорожной перевозке является транспортная железнодорожная накладная, сопровождает груз до станции назначения и передается грузополучателю вместе с грузом. В накладной указываются сведения об отправителе и получателе, скорость перевозки, наименование груза, количество мест и массу груза, объявленную ценность груза, при приеме его к перевозке и др. Кроме накладной заполняются другие предусмотренные документы (дорожная ведомость на перевозку груза, корешок дорожной ведомости на перевозку, квитанция о принятии груза к перевозке, при перевозках грузов с ограниченными сроками хранения дополнительно должны быть выписаны сертификаты, удостоверения качества товаров, ветеринарные свидетельства). В транспортной железнодорожной накладной железная дорога обязана проставить календарный штемпель, подтверждающий факт принятия груза к перевозке. Квитанция о приеме груза к перевозке выдается грузополучателю под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Перевозки грузов по железной дороге по территориальному признаку разделяют на внутренние перевозки и международные перевозки (в том числе перевозки экспортных и импортных грузов и транзитные перевозки); в зависимости от вида сообщения внутренние перевозки грузов по железной дороге разделяют на местные перевозки (перевозки осуществляются между двумя станциями одного Управление железной дороги); перевозки в прямом внутреннем сообщении (между станциями двух и более Управлений железной дороги); перевозки в смешанном сообщении (различными видами транспорта), в частности, перевозки в прямом смешанном сообщении (различными видами транспорта по одному документу).

По видам отправления, то есть с учетом размера партии, отправляется по железной дороге, выделяют перевозки:

> Мелкими отправками - они имеют место тогда, когда партия грузов, предъявленных к перевозке по одному перевозочному документу, не требует предоставления отдельного вагона (в массу отправки включается масса груза, тары или упаковки, а также масса принадлежащих перевозочных приспособлений). Перевозки мелкими отправками осуществляют, как правило, в сборном универсальном вагоне. В таком вагоне мелкие партии груза, принадлежащих различным грузоотправителям, объединяются в одну вагонную партию с оформлением перевозки по отдельным железнодорожным накладным;

> Вагонные отправки - вагонным отправлением считается партия груза, предъявленная по одной железнодорожной накладной, для перевозки которой предоставляется отдельный вагон;

> Контейнерные отправки - контейнерным отправлением считается груз, который предъявлен по одному перевозочному документу для перевозки в контейнере, или контейнер в порожнем состоянии.

В практике железнодорожных перевозок выделяют также перевозки группами вагонов и перевозки маршрутами.

В зависимости от скорости все железнодорожные грузовые перевозки подразделяются на:

> Перевозки грузовой скоростью (ее обеспечивают все грузовые поезда). При перевозках большинства обычных грузов в универсальных вагонах мелкими отправками ее условно принимают в размере 180 км в сутки; вагонными отправлениями - 330 км в сутки, маршрутными - 550 км в сутки;

> Перевозки большой скоростью (в скорых поездах в одном направлении). Применяется для перевозок грузов с ограниченными сроками хранения, для перевозок ценных грузов, других грузов по желанию грузоотправителя и по согласованию to железной дороге. При таких перевозках норма пробега вагона с грузом составляют от 550 км в сутки (при перевозках мелкими отправками) до 660 км в сутки (при перевозках в вагоне рефрижераторе)

> Перевозки багажной скоростью (в грузовых вагонах пассажирских поездов). В этом случае скорость перевозки зависит от расписания движения конкретного пассажирского поезда.

Транспортная железнодорожная накладная и квитанция о принятии груза, которые выдаются грузоотправителю, подтверждают заключение договора перевозки груза, по которому железная дорога обязуется своевременно и в целостности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель - оплатить это перевозки.

Технологический процесс перевозки грузов по железной дороге включает следующие технологические операции:

Подача вагонов под погрузку;

Предъявление груза к отправке;

Скачивания груза в вагон;

Непосредственно перевозки и сопровождение груза в пути;

Операции по прибытии грузов.

Выполнение этих операций проводится после того, как грузоотправитель подготовит груз до отгрузки. Перед подачей грузов к перевозке грузоотправитель обязан упаковать товары надлежащего качества в стандартную транспортную тару (если груз отправляется в контейнере - другая транспортная тара не обязательна). На тарные единицы и штучные грузы обязательно наносится транспортную маркировку и, если нужно, специальные знаки и надписи, которые предупреждают исполнителей работ с грузами о способах обращения с ними ("Верх, а не кантовать", "Осторожно, хрупкое", "Центр тяжести »). В транспортном (отправительской) маркировке должны быть указаны наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, масса груза. Ответственность за правильность подготовки грузов к перевозке несет грузоотправитель; если грузы упакованы с нарушением требований стандартов, железная дорога имеет право отказаться от их приема к перевозке.

Подготовлены к перевозке грузы завозятся на станцию железной дороги или же отправляются непосредственно с подъездных путей грузоотправителя (для этого на путь необщего пользования подаются порожние вагоны). В последнем случае станция железной дороги не позднее чем за 2:00 до подачи порожних вагонов (или контейнеров) под погрузку должна сообщить грузоотправителю.

Под погрузку должны подаваться исправные, очищенные внутри и снаружи, при необходимости - продезинфицированы, пригодные для перевозки конкретных грузов вагоны. Перед загрузкой работники отправителя должны проверить исправность представленного вагона, поскольку в случае повреждений или порчи грузов в неисправном вагоне, ответственность несет отправитель. Особое внимание нужно обращать на вагоны для перевозки грузов с ограниченными сроками хранения - изотермические вагоны, вагоны-рефрижераторы, которые должны обеспечивать поддержание необходимого температурного режима. Отправитель имеет право отказаться от неисправного вагона (непригодного в техническом или в коммерческом плат) и требовать его замены.

Погрузка грузов в вагоны (и на автомобили для завоза на станцию отправления), а также выгрузки из них может проводиться грузоотправителем или грузополучателем, а в установленных Уставом железных дорог Украины случаях -г силами железнодорожной станции.

При загрузке грузов в вагоны и контейнеры нужно учитывать их грузоподъемность и не допускать ее превышения; загружать вагон необходимо до высоты бортов. Заключая грузы в вагоны, нужно учитывать технические требования размещения грузов в вагонах и контейнерах, закреплять грузы для предотвращения их перемещению во время транспортировки. Для сокращения продолжительности выполнения погрузочных операций рекомендуется широко применять соответствующие средства механизации. Это тем более важно, что установлены специальные сроки загрузки (и разгрузки) вагонов, за несоблюдение которых предусмотрены штрафные санкции.

Загруженные вагоны (контейнеры) должны быть опломбированы железной дорогой или отправителем. Как правило, грузы отправляются:

За пломбами отправителя - когда груз загружен и взвешенный средствами отправителя

За пломбами железной дороги - когда вагон загружается и взвешенный ее средствами.

Как правило, на подъездных путях грузоотправителя загружаются собственными силами и средствами грузоотправителя; на станции железной дороги погрузки грузов осуществляется силами и средствами железной дороги (за исключением грузов с ограниченными сроками хранения, крупногабаритных грузов и тяжеловесных (массой более 0,5 т) грузов, которые загружает отправитель) загрузка грузов в контейнеры осуществляется силами и средствами отправителя, а их выгрузки из контейнеров - силами и средствами грузополучателя. Нормативными документами предусмотрена возможность выполнения всех грузовых работ силами железной дороги на платной основе в соответствии с договором между грузоотправителем и железной дорогой.

Как правило, к моменту отгрузки грузов грузоотправитель должен внести оплату за перевозку грузов и другие предусмотренные платежи, иначе дорога может задержать отправку груза.

Оплата перевозок грузов железными дорогами определяется по регулируемым или договорным тарифам в зависимости от количества грузов, вида отправки, расстояния и скорости перевозки, вида используемого вагона и его принадлежности (вагоны Укрзализныци или арендованные или частные вагоны). Кроме тарифных ставок применяются также тарифные сборы (за хранение товаров на складах, за взвешивание груза, за подачу вагонов на подъездные когда, по дезинфекцию, за сопровождение грузов и т.п.).

В подтверждение факта принятия груза к перевозке отправителю вручается грузовая квитанция (квитанция в приеме груза к перевозке), которая вместе со счетом на оплату товаров отправляется получателю товара. Окончательный расчет за перевозку производится грузополучателем по прибытии груза на станцию назначения до даты выдачи груза.

Железная дорога обязана обеспечивать доставку грузов по назначению и в оговоренные сроки. Сроки пребывания груза в пути рассчитываются по нормам суточного пробега грузов, которые зависят от вида вагона, вида отправки, характера груза, скорости доставки и расстояния перевозки. Кроме того, дополнительно выделяется время на выполнение операций, связанных с отгрузкой и прибытием груза и выполнения дополнительных операций над грузами в процессе их доставки (например, при переадресации грузов, накоплении и сортировке на грузосортировочных платформах мелких и контейнерных отправлений в вагонной нормы и др.).

Общий нормативный срок доставки груза включая время на операции по отгрузке и прибытия груза, время на дополнительные операции (при необходимости) грузов и время на непосредственное перевозки груза до станции назначения и рассчитывается по формуле:

где Тобщ - общий нормативный время доставки груза, сут;

Гв.п - время на выполнение операций с отправления и прибытия груза, сут (при любом виде отправления на данные операции выделяется 1 сутки);

Гдод - время на выполнение дополнительных операций с грузами, сут;

S - расстояние перевозки, км;

Nn - норма пробега вагона в сутки, км.

Отсчет срока доставки груза проводится с 24 ч. дня приема его к перевозке. Дата принятия груза к перевозке и дата окончания срока доставки должны быть указаны в грузовой квитанции.

Грузы считаются доставленными в срок, если на станции назначения они выгружены железной дороге, о чем сообщено грузополучателя, или если вагоны (контейнеры) с грузами поданы для выгрузки грузополучателем до истечения установленного срока доставки. Уставом железных дорог Украины предусмотрена материальная ответственность железной дороги за несоблюдение сроков доставки грузов.

За несвоевременную доставку грузов и порожних вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам-субъектам предпринимательской деятельности или арендованных ими, железная дорога уплачивает получателю штраф (если не докажет, что просрочка произошла не по его вине) в размере:

10% проезжей платы - за просрочку на 2 суток;

20% проезжей платы - за просрочку на 3 суток;

30% проезжей платы - за просрочку на 4 и более суток.

Указанный штраф не уплачивается, если груз не был вывезен получателем со станции в течение суток после получения уведомления о прибытии груза или если в этот же срок адресату розкредитуе перевозочные документы на груз, прибывший.

Операции по прибытию груза включают:

Сообщение грузополучателя о прибытии груза в его адрес;

Оформление документов на право получения грузов;

Прием груза от транспортного предприятия.

Железнодорожная станция должна сообщить грузополучателя о прибытии груза на его адрес в тот же день, но не позднее 12 часов. на следующий день. Сообщение о времени подачи вагонов (контейнеров) с грузами к месту выгрузки их грузополучателем должен быть сделано станцией железной дороги не позднее чем за 2:00 до объявленной подачи вагонов (контейнеров).

Выдача грузов может осуществляться не только способом выдачи вагонов или контейнеров с пристанционного состава или иного грузового хранилища, но и через подачу вагонов на подъездные пути грузополучателя.

Грузы, прибывшие, хранятся на станции бесплатно в течение суток. Этот срок исчисляется с 24 ч дня выгрузки груза (контейнера) средствами железной дороги или с 24 часов даты подачи вагонов под выгрузку средствами получателя. Получатель обязан за это время принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. За хранение груза на станции более указанный срок взимается плата, установленная тарифами.

Для получения груза представитель грузополучателя должен обратиться в товарную контору станции и предъявить соответствующее поручение. В товарной конторе проверяется правильность и полнота начисления платы за перевозку, оплачиваются дополнительные операции с грузом и др. После окончательного расчета представителю получателя выдается накладная, на обратной стороне которой календарным штемпелем удостоверяется оформлении выдачи груза. Груз выдается весовщиком после предоставления ему оформленной накладной.

Прием грузов от станции железной дороги может проводиться на складах станции или непосредственно из вагонов, а также непосредственно на складах грузополучателя, которые имеют подъездные пути. Принимая груз, представитель получателя обязан проверить, обеспечено его сохранение во время перевозки. При этом он проверяет состояние (исправность) вагона, целостность пломб и оттиски на них, исправность тары и упаковки, соответствие данных в накладной и по маркировке фактическому количеству мест, массе, качеству товаров, проводит внутренний осмотр вагона и состояния заключения в нем грузов и тому подобное.

Участие железной дороги в процессе приемки груза зависит от того, по чьим пломбами (железные или грузоотправителя) прибыл вагон (контейнер). При прибытии грузов в исправных вагонах с неповрежденными пломбами грузоотправителя взвешивания грузов не производится, что отмечается в транспортной железнодорожной накладной. После этого представитель грузополучателя расписывается в дорожной ведомости, получает вагон (контейнер) и организует дальнейшие операции с грузами в соответствии с принятой транспортно-технологической схемы.

Если грузы прибыли в вагоне (контейнере), за пломбами железной дороги, грузополучатель обязан потребовать проверки массы грузов, количества мест и качественного состояния груза даже в случае прибытия груза по целым неповрежденными пломбами.

Также железная дорога обязана проверить грузы при:

> Прибытия грузов, которые были загружены силами и средствами грузоотправителя и за его пломбами, если на станции назначения обнаружена неисправность вагона или повреждения пломб;

> Прибытии груза с признаками недостачи, порчи или повреждения при перевозке в открытом подвижном составе;

> Прибытия грузов с ограниченными сроками хранения с нарушениями установленных сроков доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторных вагонов;

> Выдачи груза, который был выгружен станцией железной дороги в местах общего пользования.

Грузы, поступившие мелкими отправками, принимаются по массе, количеству мест и их состоянием с участием представителя железной дороги.

При выявлении нарушений представитель получателя обязан требовать оформления и издания ему коммерческого акта. Если железная дорога отказывается от составления коммерческого акта, то грузополучатель в течение 24 часов должен подать заявление-жалобу на имя начальника отделения или начальника Управления железной дороги через начальника станции, а прием груза проводить с участием представителя незаинтересованной организации, общественности или транспортной милиции. При установлении расхождений в количестве (качества) заполняется соответствующий акт об установлении расхождений в количестве (качества) при приемке товаров. Ответ на заявление-жалобу об отказе в составлении коммерческого акта начальник отделения железной дороги обязан в течение 3 суток (по товарам с ограниченными сроками хранения - в течение 24 часов).

Коммерческие акты, оформленные на специальных бланках в 3 экземплярах, подписываются начальником станции, заведующим грузового двора, лицом, проводившим взвешивания груза, грузополучателем. Первый экземпляр коммерческого акта передается в соответствующую службу железной дороги, 2-й экземпляр выдается грузополучателю, 3-й экземпляр хранится в делах станции. Коммерческий а кг основным документом, на основании которого могут предъявляться претензии на в иди и кодирования железной материальный ущерб. В отдельных случаях заполняются также акт общей формы и технический акт.

Кроме претензий за недостачу или повреждение грузов при перевозке заказчики могут предъявлять к железной дороге претензии за нарушение срока доставки грузов, за непредставление вагонов или контейнеров, за перебор проездных платежей и тому подобное. Размеры соответствующих штрафов предусмотрены Уставом железных дорог Украины.

Коммерческий акт составляется в случаях, если: фактические название, масса, количество мест не соответствуют данным сопроводительных документов; груз испорчен или поврежден, в т.ч. в результате нарушения правил, условий и сроков перевозки; грузы прибыли без документов или документы прибыли без груза; железная дорога возвращает похищенные грузы Акт общей формы составляется в случаях, если: нет сопроводительных документов; нет пломб; содержание оттисков пломб не соответствует данным сопроводительных документов Акт о техническом состоянии вагона составляется в случаях, если: вагон или контейнер поврежден; груз испорчен из-за неисправности вагона или контейнера; обнаружено, утечки в вагоне, контейнере

Рис. 10.1. Условия оформления актов на транспорте

Принятые грузы должны быть вовремя выгружены из вагона (контейнера). Операции разгрузки вагонов могут осуществляться силами и средствами как грузополучателя, так и железной дороги. Сроки разгрузки устанавливаются действующими нормативными документами и зависят от вида груза, способа разгрузки (механизированный или ручной) и др. Продолжительность простоя вагона под разгрузкой определяется с момента подачи вагона под разгрузку и заканчивая моментом получения станцией железной дороги сообщения грузополучателя о готовности вагонов к уборке. Грузополучатели обязаны обеспечивать круглосуточное разгрузки вагонов (в том числе - в праздничные и выходные дни) для того, чтобы не допускать сверхнормативных простоев транспортных средств.

Отношения между железнодорожным транспортом, грузоотправи­телями и грузополучателями регулируются Транспортным уста­вом железных дорог РФ, правилами грузовых перевозок, заключен­ными договорами.

При крупных станциях организуются транспортно-экспедицион­ные конторы, выполняющие операцию по обслуживанию грузоотпра­вителей и грузополучателей (ТЭКи). В некоторых крупных городах транспортно-экспедиционное обслуживание организуется автотранс­портными предприятиями. Транспортно-экспедиционные конторы по договорам с грузоотправителями и грузополучателями берут на себя доставку подготовленных к отправке грузов со станции на склады по­лучателя, контейнеров - к местам разгрузки и погрузки, оформление всей транспортной документации, а также информируют грузополу­чателей о прибывших в их адрес грузах.

Железнодорожные перевозки классифицируют но нескольким при­знакам. По особенностям планирования их делят на местные - в преде­лах одной железной дороги, прямые - если груз перевозят по несколь­ким железным дорогам, смешанные - если в них участвуют другие виды транспорта. Различают железнодорожные перевозки и по скорости. Товары могут быть отправлены грузовой (малой), большой И пассажир­ской скоростью. Большинство перевозок осуществляется грузовой ско­ростью в обычных вагонах товарных поездов.

Скоропортящиеся товары отправляют преимущественно большой скоростью в специальных поездах. Небольшие партии товарок перевозят в багажных вагонах пассажирских поездов пассажирской скоростью.

Наиболее низкие железнодорожные тарифы на перевозку грузовой (малой) скоростью, более высокие - большой скоростью и самые вы­сокие - пассажирской.

По размеру отправок различают мелкие отправки, контейнерные, повагоипые и маршрутные (группа вагонов или целый железнодорож­ный состав). Мелкой отправкой считается перевозка товаров в таре массой до 10 т. Тарифы на мелкие отправки выше иоиагоипых. При перевозке товаров в контейнерах взимается специальный сбор, поэто­му здесь тарифы несколько выше иовагоппых, по ниже тарифов на мелкие отправки.

До передачи груза железной дороге заполнен мыс железнодорожные накладные сдают в товарную кассу станции дли указания дня завоза и


13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом ________ 327

номера кладовой, в которую должен быть доставлен груз. Это необ­ходимо для комплектации вагонцой партии из отправок различных грузоотправителей.

Вагоны, заполненные товарами, отправляемые в адрес нескольких грузополучателей, носят название сборных. Такие вагоны отправляют как в адрес нескольких грузополучателей, находящихся в зоне обслу­живания одной станции, так и в адрес грузополучателей, находящих­ся в зоне обслуживания 2-3-х станций одной железной дороги.


Отгрузка товаров вагонными партиями ведется как с прирельсово­го склада грузоотправителя, так и с погрузочной платформы железно­дорожной станции. Размер партии должен соответствовать полной вместимости подаваемого вагона. За неполное использование емкости вагона станция имеет право взимать штраф. Работники складов перед погрузкой должны проверить исправность поданного вагона, его при­годность по санитарному состоянию к перевозке товаров.

Загрузка поданного вагона должна быть закончена в течение време­ни, установленного для данного груза и типа вагона. Загруженный ва­гон запирают проволочной закруткой и пломбируют, после чего сдают весовщику товарной станции и одновременно оформляют железнодо­рожную накладную.

Персональная ответственность за неудовлетворительное использо­вание вагонов возлагается на руководителей торговых организаций. С виновных лиц взыскивают убытки, вызван тле сверхнормативными простоями вагонов.

Железная дорога отвечает за сохранность грузов в пути следования.как по количеству, так и по качеству, а также за сроки доставки. При недостаче или порче груза по вине железной дороги она несет ответ­ственность в полном размере причиненного ущерба.

Срок доставки груза по железной дороге определяется из расчета суточного прохождения груза: малой скоростью при маршрутной от­правке - 550 км, повагонной и контейнерной - ".УМ) км, мелкой - 180 км; большой скоростью в поездах с машинным охлаждением - 660 км. К расчетному по километражу сроку доставки добавляю! по 2 дня на переработку грузов на станциях отправления и назначения. Расчет-срока доставки начинается с 24 ч дня приемки груза к перевозке, указанного в накладной. За его просрочку железная дорога уплачи­вает пени.

Для перевозки товаров железнодорожным транспортом использу­ются крытые товарные вагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и цистерны.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время грузовое хозяйство является одним из ведущих на железнодорожном транспорте страны.

Грузовая и коммерческая работа как производственная сфера железнодорожного транспорта и как отрасль эксплуатационной науки имеет

СВОЮ более чем столетнюю историю развития. Идет постоянное развитие контейнерных и пакетных перевозок, создается механизированные и автоматизированные транспортно-складские комплексы и автоматизированные системы управления грузовыми станциями и контейнерными терминалами; па промышленном транспорте получили распространение научно обоснованные методы взаимодействия подъездных путей и станций примыкания на основе Единых технологических процессов; применяются методы ускоренного обслуживания грузовых фронтов, централизованные расчеты за перевозку грузов, концентрирования грузовой работы на меньшем числе станций, маршрутизация перевозок и др.

Улучшение организации грузовой и коммерческой работы станций и подъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностей страны в перевозках грузов с минимальной затратой технических и денежных средств.

Выполнение данного курсового проекта по теме «Организация и механизация грузовой работы на станции» имеет своей целью углубить и закрепить теоретические знания, развит!, навыки решения инженерных вопросов в области организации и механизации грузовой работы.

На основании заданного грузооборота станции и примыкающих к ней подъездных путей необходимо произвести расчет вагонопотоков, выбрать типы и определить размеры складов, запроектировать грузовой двор, разработать технологию грузовой и коммерческой работы на станции и подъездных путях.

Исходные данные

1. Схема грузовой станции (Вид 1)

2. Грузовой район тупикового типа.

З. Объемы грузовой работы, тыс. тонн в год

4. Характеристика грузов.

Тарно-штучные (повагонные отправки) :вес пакета 0,41 т;

Количество ярусов пакета в вагоне 2;

Среднетоннажные контейнеры 3 т брутто 60%, 5 брутто 40%;

Тяжеловесные грузы: средний вес 3,4 тонны

5. Вес маршрута брутто т.

6. Состав передаточного поезда 32 вагон.

7. ПП1 обслуживается локомотивом станции,

ПП2 - локомотивом ветвевладельца.

1 .АНАЛИЗ ГРУЗОПОТОКОВ.

1.1 Характеристика станции и промышленного района.

Заданная грузовая станция находится в железнодорожном узле, который представляет собой комплекс технологически связанных станций, расположенных на одной магистрали и совместно обслуживающих крупный город.

Для обслуживания грузового движения в узле имеется сортировочная станция, на которой выполняются операции но расформированию и формированию грузовых составов и пропуску транзитных поездов.

Для обслуживания пассажирского движения имеется пассажирская станция, расположенная ближе к основным жилым районам города и имеющая соответствующие обустройства.

Грузовая станция расположена в промышленном районе и имеет удобную связь с сортировочной станцией и подъезды из города. На грузовой станции выполняют следующие операции:

Технические - расформирование и формирование поездов, подача и уборка вагонов на грузовых фронтах, обработка составов по прибытию и отправлению;

Коммерческие - прием, взвешивание и выдача грузов, оформление перевозочных документов, исчисление провозных плит и расчеты с отправителями и получателями, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность;

Грузовые - погрузка, выгрузка, перегрузка и сортировка.

Грузовая станция состоит из транспортно-складского комплекса, технического парка с приеме - отправочными путями, сортировочными и вытяжными путями. На грузовой станции также размещены техническая контора, помещение дежурного по станции и маневрового диспетчера, пункта технического обслуживания вагонов и др. К грузовой станции примыкают подъездные пути.

Подъездной путь ПП1 обслуживает домостроительный комбинат, ПП2 - обслуживает деревообрабатывающий комбинат и металлургический

комбинат.

В данном узле через сортировочную станцию местный поток в составе передаточных поездов и маршрутов направляется на грузовую станцию, где передаточные поезда расформировываются.

После расформирования передаточных поездов вагоны подбирают и подают на грузовые фронты для выполнения грузовых операций.

1.2 Выбор типа подвижного состава и определение объемов грузовой работы.

Многообразие перевозимых железными дорогами грузов определяет структуру парка грузовых вагонов. Он состоит, из вагонов различного типа, приспособленных для перевозки отдельных видов или групп грузов. Грузовые вагоны должны удовлетворять определенным эксплуатационным требованиям, обеспечивающим рациональное их использование, сохранность грузов и минимальные транспортные расходы.

Тип подвижного состава выбирается на основании характеристик груза и в соответствии с Правилами перевозок грузов.

Результаты выбора представим в виде таблицы

Выбор типа подвижного состава.

Рассчитываем технические нормы загрузки для тарно-штучных грузов:

Р тех=Q пак х М пак; (1.1)

Где Q пак- вес пакета - 0,41 т согласно исходных данных;

М пак - количество пакетов в вагоне- при 2 - ярусной погрузке в крытом вагоне размещается 64 пакета. Ртех=0,41 Х64-26.24 т. (1.1)

Рассчитываем технические нормы загрузки для среднетоннажных контейнеров:

Ртех= 11 xQкy; (1.2)

Где 11- количество условных контейнеров, размещающихся в контейнеровозе, шт

Q ку ~ нагрузка условного контейнера, т/конт, определяется по формуле:

L 3 х q 3 + L 5 x q 5 .

Оку= ------;(1.3)

Где L 3 , L 5 - доля соответственно 3 -х и 5 - тонных контейнеров - по 50% согласно исходных данных,

q 3 ,q 5 - нагрузка нетто соответственно 3 -х и 5 - тонного контейнера, принимается для 3 - тонных - 1,75 т/конт, для 5 тонных - 3,5 т/конт.

Оку= (0,6х 1,75 +0,4х3, 5)/ (0, 6 +2 х 0,4)=2, 45/1, 4- 1,75 (1.3)

Ртех=11xl,75=19,25 т. (1.2)

Рассчитываем технические нормы загрузки для тяжеловесных грузов:

Р тех =0,5 х Ргр; (1.4)

Где Ргр - грузоподъемность вагона, тонн принимаем Ргр = 69 тонн.

Ртех = 0,5 х 69 = 34, 5 т. (1.4)

Для остальных грузов технические нормы загрузки вагонов принимаются на основании Справочного материала для курсового и дипломного проектирования но «Организации и механизации грузовой работы» Часть 1, Екатеринбург, УРГАПС.

Размеры суточного вагонопотока определяются по формуле:

Nсут =---------; (1.5)

Где Q сут - суточный грузопоток по прибытию или отправлению, т/сут.

Суточный грузопоток определяется по формуле:

Q год х Кн

Qcyт=------; (1.6)

где Q год- годовой грузопоток по прибытию или отправлению, т/год

Кн - коэффициент неравномерности перевозок грузов

Для тарно-штучных грузов:

Q пр.тар-шт cyт=40 000 х 1,1 / 365 - 120, 5 т. N пр.тар-шт сут = 120, 5 / 26,24 - 4, 59 = 5 вагонов

Q от.тар-шт =50000х1,1/365=150,7 т. N от.тар-шт сут =150.7 / 26,24 =5,7=6 вагонов.

Для грузов в среднетоннажных контейнерах:

Q пр.ср.кон cут = 110 000 х 1,1 / 365 =331, 5 т. N пр.ср.кон сут = 33 1,5/ 19,25 =17,2 = 18 вагонов

Q от.ср.кон сут = 120 000 х 1,1 / 365 - 361,6 т. N от.ср.кон сут - 361,6 / 19,25 =18,8 =19 вагонов,

* Для тяжеловесных грузов:

Q пр.тяж сут =140000х1,1 /365=421,9т. N пр.тяж сут =421, 9 /34,5 =12,2= 13 вагонов.

Q от.тяж сут =130 000 x l,l / 365 =391.8т. N от.тяж сут = 391,8 / 34, 5 =11,4=12 вагонов.

Суточный объём грузовой работы на станции

Грузовой пункт Род груза Грузооборот Вагонооборот
Приб. Oтпр. Приб. Отпр.
1 2 3 4 5 6
ГР Тарно-штучные 120,5 150,7 5 6
Среднетоннажные контейнера 331,5 361,6 18 19
Тяжеловесные 421, 9 391,8 13 12
Итого ГР 837,9 904,1 36 37
ПП1 ЖБИ - 493, 2 - 13
Итого ПП1 - 493, 2 - 13
ПП2 Коке 558, 9 - 10 -
Нефть - 482,2 - 9
Итого ПП2 558, 9 482,2 10 9
Всего по станции 1432,8 1879,5 46 59

Для обеспечения своевременной погрузки грузов на предприятии, повышение производительности вагонов необходимо улучшить организацию порожних вагонопотоков путем увеличения числа сдвоенных операций, то есть максимального обеспечения погрузки грузов на станции и подъездных путях за счет вагонов, освобождающихся после выгрузки.

Поделиться