Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн: Введение. Черноморский флот в годы первой мировой войны Корабельный состав черноморского флота на 1914 год

Потери Черноморского флота в Первой Мировой воине

Таблица 1

Класс и наименование корабля{~1}

Водоизмещение (т)

Время гибели{~2}

Место гибели

Причины гибели

Линейный корабль «Императрица Мария»

Севастополь

Внутренний взрыв

Канонерская лодка «Донец»

Порт Одессы

От торпеды турецкого эсминца

Минный заградитель «Прут»

На подходах к Севастополю (район мыса Фиолент)

От снарядов

Эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин»

В районе Варны

Тральщик Т-250

В бассейне Черного моря

Причина гибели не установлена

Тральщик Т-63

У побережья Лазистана

После боя с турецким крейсером «Мидилли» выбросился на берег

Эскадренный миноносец «Живучий»

Камышовая бухта

Тральщик ТЩ-252

Район Арсен-Искелесси

Причина гибели не установлена

Эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный»

В районе острова Фидониси

Подводная лодка «Морж»

В районе Босфора

Миноносец № 272

У Херсонесского маяка

Столкновение с посыльным судном «Успех»

Переоборудованный под заградитель пароход «Олег»

В районе Зунгулдака

Затоплен после боя с турецким крейсером «Мидилли»

{~1}Кроме того, в бассейне Черного моря было потеряно 34 вспомогательных судна и 29 коммерческих судов.

{~2}Все даты гибели приведены по новому стилю.

Потери иностранных флотов в бассейне Черного моря в период иностранной военной интервенции

Таблица 2

Водоизм. (т)

Время гибели

Место гибели

Причины гибели

Примечания

Буксир «Перванш»

Конец 1918 г.

В Севастополе

В 1925 г. поднят и введен в строй Морских сил Черного моря

Линейный корабль «Мирабо»

Район Севастополя

Навигационная авария

После снятия части брони и вооружения отбуксирован во Францию, превращен в корабль-цель

Охотник за подводными лодками С-40

Порт Одесса

Затоплен после внутреннего взрыва

В 1920 г. поднят, находился в строю Морских сил Черного моря до 1933 г.

Канонерская лодка «Скарн»

В районе Очакова

Захвачена советской несамоходной ПБ № 1 «Красная Заря»

Возвращен Франции

Эскадренный миноносец «Карло-Альберто Раккия»

В районе Одессы

Зашел на минное поле при конвоировании транспортов с репатриантами

Эскадренный миноносец «Тобаго»

Лето 1920 г.

Черное море

Отбуксирован на Мальту, не восстанавливался, списан в 1922 г.

Боевые потери белого флота в бассейне Черного и Азовского морей в 1920 г.

Таблица 3

Водоизм. (т)

Дата гибели

Место гибели

Примечания

ВП «Николай»

Нижний Днепр

Буксирный катер с одним 47-мм орудием, захвачен

КЛ «Салгир»

Азовское море

Потоплена артогнем

ЭМ «Живой»

Азовское море

Подорвался на минах, затонул месяц спустя при буксировке в Константинополь

ТЩ «Дмитрий Герой»

У входа в Таганрогский залив

Подорвался на минах и затонул

ТЩ «Успех»

У входа в Таганрогский залив

Подорвался на минах и затонул (?)

ТЩ «Граф Игнатьев»

У входа в Таганрогский залив

Подорвался на минах и затонул

ТР «Батум»

В районе Мариуполя

Подорвался на минах и затонул в 7 милях от берега

ТР «Смоленск»

Между Мариуполем и косой Белосарайской

Подорвался на минах и затонул

2-я бригада линейных кораблей:

«Иоанн Златоуст»

«Евстафий»

«Три Святителя»

«Ростислав»

«Борец за свободу»

Бригада крейсеров:

«Память Меркурия»

Минная бригада (эскадренные миноносцы):

«Гневный» (на мели)

«Счастливый»

«Быстрый»

«Капитан Сакен»

«Жуткий»

«Зоркий»

«Заветный»

«Звонкий»

«Завидный»

«Страшный»

«Свирепый»

«Строгий»

Бригада подводных лодок:

«Гагара»

«Тюлень»

«Кашалот»

«Буревестник»

«Нарвал»

«Налим» (учебная)

«Скат» (учебная)

«Судак» (учебная)

«Лосось» (учебная)

Плавучие базы:

«Березань»

«Кронштадт» (мастерская)

Румынские вспомогательные крейсера:

«Принцесса Мария»

«Романия»

Из Севастополя в Новороссийск

Линейные корабли:

«Свободная Россия» («Екатерина Великая») «Воля» («Александр III»)

1-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Дерзкий»

«Беспокойный»

«Пронзительный»

2-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Пылкий»

«Громкий»

«Поспешный»

3-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Гаджибей»

«Фидониси»

5-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Лейтенант Шестаков»

«Капитан-лейтенант Баранов»

6-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Жаркий»

7-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Стремительный».

Вспомогательный крейсер:

«Император Траян»

Список кораблей Черноморского флота, затопленных в Севастополе, Новороссийске и Туапсе (в апреле-июне 1918 г.)

Линейный корабль:

«Свободная Россия» («Императрица Екатерина Великая»).

Эскадренные миноносцы:

«Гаджибей»

«Громкий»

«Гневный»

«Калиакрия»{84}

«Фидописи»

«Лейтенант Шестаков»

«Пронзительный»

«Капитан-лейтенант Баранов»

Миноносцы:

«Заветный»

«Летчик» («Котка»)

«Сметливый»

«Стремительный»

Список кораблей и судов, ушедших из Новороссийска в Севастополь в июне 1921 г.

Линейный корабль:

Эскадренные миноносцы:

«Пылкий»

«Поспешный»;

«Дерзкий»

«Беспокойный»

«Жаркий»

«Жуткий»

Транспорт:

Русская (Бизертская) эскадра

После ухода большей части кораблей Черноморского флота в Бизерту приказом вице-адмирала М. А. Кедрова № 11 от 21 ноября 1920 г. на их базе была создана так называемая Русская эскадра, состав и организация которой приводятся ниже.

1-й отряд (младший флагман - контр-адмирал П. П. Остелецкий):

линейный корабль «Генерал Алексеев» (командир - капитан 1 ранга И. К. Федяевский);

крейсер «Генерал Корнилов» (командир - капитан 1 ранга В. А. Потапьев);

вспомогательный крейсер «Алмаз» (командир - капитан 1 ранга В. А. Григорков);

Дивизион подводных лодок (старший - один из командиров лодок):

подводная лодка «Буревестник» (командир - старший лейтенант Оффенберг);

подводная лодка «Утка» (командир - капитан 2 ранга Н. А. Монастырев);

подводная лодка «Тюлень» (командир - капитан 2 ранга М. В. Копьев);

подводная лодка АГ-22 (командир - старший лейтенант К. Л. Матыевич-Мациевич);

база подводных лодок транспорт «Добыча» (командир - капитан 2 ранга Краснопольский).

2-й отряд (младший флагман - контр-адмирал М. А. Беренс):

эскадренный миноносец «Пылкий» (командир - капитан 2 ранга А. И. Кублицкий);

эскадренный миноносец «Дерзкий» (командир - капитан 1 ранга Н. Р. Гутан 2-й);

эскадренный миноносец «Капитан Сакен» (командир - капитан А. А. Остолопов);

эскадренный миноносец «Жаркий» (командир - старший лейтенант А. С. Манштейн);

эскадренный миноносец «Звонкий» (командир - М. М. Максимович);

эскадренный миноносец «Зоркий» (командир - капитан 2 ранга В. А. Зилов);

эскадренный миноносец «Гневный»

эскадренный миноносец «Поспешный»

эскадренный миноносец «Цериго»

3-й отряд (младший флагман - контр-адмирал A.M. Клыков):

канонерская лодка «Страж» (командир - капитан 2 ранга К. Г. Люби);

канонерская лодка «Грозный» (командир - старший лейтенант Р. Э. фон Вирен);

канонерская лодка «Якут» (командир - капитан 1 ранга М. А. Китицын);

яхта «Лукулл» (командир - старший лейтенант Б. Н. Степанов);

тральщики «Альбатрос», «Баклан», «Китобой» (командир - лейтенант О. О. Ферсман);

сторожевой катер «Капитан 2 ранга Медведев»;

гидрографические суда «Казбек», «Веха» (командир - штабс-капитан Е. А. Поляков);

буксиры «Черномор» (командир - капитан 2 ранга В. А. Бирилев); «Голланд» (командир - лейтенант И. В. Иваненк; «Бельбек», «Севастополь».

4-й отряд (младший флагман - инженер-механик генерал-лейтенант М. П. Ермаков):

ледокол «Илья Муромец» (командир - капитан 2 ранга И. С. Рыков);

ледокол «Всадник» (командир - старший лейтенант Ф. Э. Викберг);

ледоколы «Гайдамак» (командир - капитан 1 ранга В. В. Вилькен); «Джигит»;

транспорты «Дон» (командир - капитан 1 ранга С. И. Зеленый); «Крым» (командир - штабс-капитан Я. С. Андросов); «Далланд» (командир - капитан 1 ранга Я. И. Подгорный); «Шилка» (командир - капитан 2 ранга Д. К. Нелидов); «Самара» (командир - контр-адмирал А. Н. Заев); «Екатеринодар» (командир - капитан 2 ранга П. А. Ивановский); «Рион», «Инкерман», «Поти», «Ялта», «Сарыч», «Осторожный», «Туркестан», «Ольга» (переименован из транспорта «Сухум»), «Заря», «Псезуапе», № 410 (переименован из транспорта «Вера»), № 412, № 413.

Кроме того, в состав эскадры от Добровольческого флота входили транспорты «Владимир», «Саратов», «Колыма», «Иртыш», «Херсон», «Витим», «Омск», «Доброволец»; от Дунайского пароходства - «Александр Невский», «Русь», «Моряк», «Адмирал Кашерининов»; от русского Константинопольского порта - «Радость», «Трапезунд», «Надежда», «Днепр», «Почин» и буксиры - «Днепровец», «Иппокай», «Скиф», «Чурубаш».

В распоряжении командующего Бизертской эскадрой были:

линейный корабль «Георгий Победоносец» (командир - капитан 2 ранга П. П. Савич);

транспорт-мастерская «Кронштадт» (командир - капитан 1 ранга К. В. Мордвинов);

учебное судно «Свобода» (командир - старший лейтенант А. Г. Рыбин).

Командование эскадры:

командующий эскадрой и старший флагман - вице-адмирал М. А. Кедров;

начальник штаба - контр-адмирал Н. Н. Машуков;

командир военно-морской базы - контр-адмирал А. И. Тихменев.

Черноморский флот. Кампания 1914 года.

Военные действия флотов в первую мировую войну охватили почти весь Мировой океан. Но наиболее интенсивно они велись на Северном море, в северо-восточной части Атлантического океана, на Средиземном, Балтийском и Черном морях.
Вдоль берегов Турции, Болгарии и Румынии проходили очень важные для Турции морские коммуникации, по которым доставлялись подкрепления и снабжение войскам Кавказского фронта, каменный уголь, нефть (из Румынии до вступления ее в войну на стороне Антанты), продукты сельского хозяйства в Константинополь и другие города западной части Турции. Блокада Босфора и нарушение морских сообщений Турции на театре составляли одну из главных задач русского Черноморского флота.
Оборудование и оборонительные средства русских баз (за исключением Севастополя) к началу войны находились в неудовлетворительном состоянии. Особенно слабой была береговая артиллерия.
Побережье противника не имело средств защиты. Укреплен был только район Босфора.
Боевые действия на Черном море начались вероломным (без объявления войны) нападением германо-турецких морских сил на русские базы и порты. Рано утром 16 (29) октября они обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск.
В нападении на Одессу участвовали два турецких эскадренных миноносца «Гайрет» и «Муавенет». Пользуясь внезапностью набега, вражеские корабли потопили канонерскую лодку «Донец» и нанесли повреждения заградителю «Бештау», канлодке «Кубанец», 4 пароходам, портовым сооружениям, а также сахарному заводу и трамвайной станции в городе; имелись человеческие жертвы.

Набег на Севастополь совершил линейный крейсер «Гебен» в сопровождении двух эскадренных миноносцев. Подойдя почти вплотную (на 45 кабельтовых) к входу в Северную бухту, он за 17 минут выпустил залпами по Севастополю 47 штук 280-мм и 12 штук 152-мм снарядов. Три снаряда попали в линейный корабль «Георгий Победоносец» и два снаряда в береговые батареи. На линкоре был выведен из строя один котел. Ответный огонь вели 8 батарей и «Георгий Победоносец». Но последний из-за плохой видимости в тумане успел произвести лишь три выстрела. Береговые батареи вели стрельбу до предельных дистанций, израсходовав 360 снарядов калибром до 280 мм.
При отходе от Севастополя немецкий крейсер напал западнее м. Херсонес на русские дозорные миноносцы и заградитель «Прут», возвращавшийся из Ялты в Севастополь. Эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин» получил тяжелые повреждения, а на «Пруте» вспыхнул сильный пожар и его команда вынуждена была затопить судно, так как возникла прямая угроза взрыва 710 мин, находившихся на борту. Неприятельские миноносцы, бывшие с «Гебеном», подобрали из воды и захватили в плен 75 человек из команды «Прута».



Феодосия подверглась обстрелу турецкого легкого крейсера «Гамидие», выпустившего по порту и городу 150 снарядов, в результате чего возникли пожары в портовых складах и железнодорожном депо. Обстрел Новороссийска производили германский легкий крейсер «Бреслау» и турецкий минный крейсер «Верк». По городу было выпущено свыше 300 снарядов, которые разрушили радиостанцию, повредили несколько пароходов, нефтецистерну, зерновые склады.
Помимо обстрелов вражеские корабли выставили минные заграждения у Одессы (28 мин), Севастополя (60 мин) и у входа в Керченский пролив (60 мин). На минах, поставленных у пролива, в тот же день подорвались и затонули русские пароходы «Казбек» и «Ялта».
После обстрела и постановки мин корабли противника направились к Босфору. Днем 16 (29) октября на поиск их вышли основные силы русского флота (5 линейных кораблей, 3 крейсера и несколько эскадренных миноносцев). До 19 октября (1 ноября) они крейсировали в юго-западной части моря и, не обнаружив противника, возвратились в Севастополь. Так безнаказанно удалось германо-турецкому флоту совершить набег на русские военно-морские базы и порты.
Высшее русское военное командование забыло уроки Порт-Артура. Желая, чтобы Турция сохраняла как можно дольше нейтралитет, который на деле был фиктивным, оно обрекло командование флота на пассивность. Без разрешения верховного главнокомандующего Черноморский флот не имел права выходить далеко в море и даже вести разведку военными кораблями в южной части театра. Только после нападения противника командующий флотом получил свободу действий. Командование флота, в свою очередь, проявило исключительную беспечность, не организовав заблаговременно оборону портов и баз с моря. Между морскими и сухопутными начальниками не было согласованности в действиях в случае нападения противника.
В этой обстановке вероломное нападение германо-турецкого флота могло привести к более значительным последствиям, если бы неприятельское командование не распылило сил по нескольким далеко отстоявшим друг от друга объектам. Первоначальные расчеты противника на ослабление русского Черноморского флота не оправдались.
После набега вражеских кораблей командование русского флота зашевелилось. Были приняты меры по усилению обороны побережья. В Севастополе объявлено осадное положение. Начались постановки оборонительных минных заграждений. В ноябре - декабре в районе Одессы, у входа в Днестровский лиман, в Киркинитском заливе, у Севастополя, в Керченском проливе и у кавказского побережья было выставлено 4423 мины. Была усилена также береговая артиллерия на театре, особенно в Батуме, который до войны имел слабую защиту.
Одновременно с оборонительными мероприятиями Черноморский флот развернул действия на морских сообщениях противника. Эти сообщения проходили вдоль анатолийского побережья и имели для Турции первостепенное значение, поскольку сеть железных и грунтовых дорог была развита слабо. По ним доставлялись из Зонгулдака в Босфор уголь и различного рода сырье и осуществлялись воинские перевозки с запада на восток, к линии сухопутного фронта. Целью действий русского флота было не только прервать морские коммуникации, но и заблокировать вражеский флот в Босфоре, если же он попытается прорваться в море, навязать ему бой.


До конца 1914 г. эскадра Черноморского флота совершила шесть выходов на сообщения противника в южной части моря. Первый такой выход был предпринят 22-25 октября (4-6 ноября). Результатом его явились постановка минного заграждения (240 мин) у Босфора, обстрел порта Зонгулдак и потопление 5 транспортов.
Второй выход эскадры 2-5 (15-18) ноября был связан с обеспечением минных постановок батумским отрядом заградителей («Константин», «Ксения») у юго-восточной Анатолии. Заграждения (всего 400 мин) были выставлены у Трапезунда, Платаны, Унье и Самсуна. Кроме того, корабли обстреляли портовые сооружения Трапезунда. 5 (18) ноября при возвращении в Севастополь эскадра встретила у м. Сарыч (Крым) крейсера «Гебен» и «Бреслау», посланные противником с целью перехватить часть кораблей русской эскадры. Произошло первое боевое столкновение на Черном море. Русская эскадра (5 линейных кораблей, 3 крейсера, 13 миноносцев) шла в обычном походном порядке: линейные корабли в кильватерной колонне, крейсера в дозоре, а эскадренные миноносцы сзади линейных кораблей.


В 12 часов 10 минут 5 (18) ноября неподалеку от м. Сарыч показались из тумана неприятельские крейсера. Головной русский линейный корабль «Евстафий» сразу же повернул влево, чтобы привести противника на курсовой угол 90°, обеспечивавший наиболее эффективное использование орудий главного калибра. За ним последовали остальные линейные корабля. В 12 часов 21 минуту «Евстафий» с дистанции 40 кабельтовых открыл по «Гебену» огонь из носовых 305-мм орудий и первым же залпом накрыл его, вызвав на нем пожар. Немецкий крейсер немедленно лег на параллельный курс с русской эскадрой и ответил «Евстафию» огнем из всех пяти башен. Но только при третьем залпе он смог попасть двумя снарядами в русский корабль» В дальнейшем «Гебен» добился еще двух попаданий в «Евстафий». В 12 часов 35 минут он резко отвернул вправо и скрылся в тумане. Стрельба прекратилась. Бой продолжался 14 минут. В бою приняли участие также линейные корабли «Иоанн Златоуст», «Три Святителя» и «Ростислав» (стрелял по «Бреслау»), но их огонь оказался недейственным, так как они вели стрельбу с неверной установкой прицела (60 кабельтовых).
Таким образом, бой фактически свелся к поединку двух кораблей. Русские корабли не стали преследовать противника, опасаясь мин, которые могли поставить при отходе немецкие крейсера. Да и бесполезно было это делать ввиду значительного превосходства неприятельских кораблей в скорости хода.
За 14 минут боя линейные корабли русской эскадры выпустили по «Гебену» 34 305-мм снаряда и несколько десятков снарядов среднего калибра. Вражеский крейсер получил 3 попадания 305-мм снарядов и 11 попаданий снарядов калибром 203 и 152 мм. На нем было убито 105 и ранено 59 человек. Для ремонта крейсера потребовалось две недели.
«Гебен» сделал 19 выстрелов из 280-мм орудий и добился 4 попаданий в «Евстафий», которые вызвали повреждения казематов и вспомогательных механизмов. Потери русских составляли 33 человека убитыми и 25 ранеными.
Противнику и на этот раз не удалось осуществить свой замысел. Его крейсера встретились не с одиночными кораблями или слабым соединением, а с целой эскадрой. После кратковременного боя ввиду превосходства русской эскадры они прекратили огонь и поспешно удалились. Но бой у м. Сарыч еще раз показал командованию Черноморского флота, что плавание кораблей одиночно или малыми отрядами весьма опасно. Исправление повреждений, полученных «Евстафием», приостановило на время действия сил флота на морских сообщениях противника. Германо-турецкий флот в это время активизировал свои действия. Однако это продолжалось недолго. 19 ноября (2 декабря) русская эскадра вновь вышла в море. В декабре у Босфора было выставлено еще 607 мин, произведены обстрелы турецких портов. 13 (26) декабря на минах, поставленных у Босфора, подорвался и вышел из строя на 4 месяца крейсер «Гебен».
Важное значение в конце кампании 1914 г. имели действия Батумского отряда кораблей, который в декабре был усилен эскадренными миноносцами «Жаркий» и «Живой». Отряд поддерживал огнем корабельной артиллерии приморский фланг Кавказской армии, обеспечивал высадку диверсионных десантов в тыл противника, пресекал переброску подкреплений и снабжения для турецких войск из Трапезунда. Все эти действия помогли русским войскам перейти в наступление и отбросить неприятеля за государственную границу.
Моряки Черноморского флота и воины русской армии в 1914 г. сражались также на Дунае. В начале войны обратилась к России за военной помощью Сербия. Она просила доставить стрелковое оружие, в котором ощущалась острая нужда, послать специалистов-минеров и минно-торпедное оружие для борьбы с речными силами противника, а также инженерные подразделения для устройства переправ через Дунай и его притоки. Просьба Сербии была удовлетворена. В августе 1914 г. было направлено на Дунай специальное соединение - Экспедиция особого назначения (ЭОН) под командованием капитана I ранга Веселкина. В состав экспедиции входили: отряд боевых и транспортных судов, отряд заграждений, отряд защиты Железных Ворот, инженерный отряд и различные береговые подразделения.
Экспедиция особого назначения оказала весьма существенную помощь сербским вооруженным силам в борьбе с противником в бассейне Дуная. Минные, сетевые и другие заграждения, береговые установки и артиллерийские батареи в значительной степени ограничили действия австро-венгерской речной флотилии. 10 (23) октября на русских минах подорвался и погиб неприятельский флагманский монитор «Темеш». Создание речных переправ позволило сербскому командованию своевременно маневрировать своими силами в ходе боевых действий. В Сербию было доставлено 113120 винтовок, 93 млн. патронов, 6 радиостанций и другое военное имущество. Все это помогло сербам выдержать в 1914 г. наступление превосходящих сил противника, а на ряде участков даже заставить австрийские войска отступить.
Действия германо-турецких кораблей после вероломного нападения на русские базы и порты сводились в основном к обеспечению своих морских сообщений. Главной их заботой было не дать русским морским силам закупорить Босфор. Вместе с тем они не отказывались от новых набегов на русское побережье и других действий. Так, легкие крейсера «Бреслау» и «Гамидие» в ноябре обстреляли Поти и Туапсе, а линейный крейсер «Гебен» 28 октября (10 ноября) перерезал кабель Севастополь - Варна, в декабре обстрелял Батум. 24 ноября (7 декабря) турки высадили диверсионный десант близ Аккермана, который был, однако, сразу же уничтожен русскими.

Подводя итоги кампании 1914 г. на Черном море, следует отметить, что ни та, ни другая сторона не добилась главной цели - изменить соотношение сил на театре в свою пользу. Потери, понесенные флотами, коснулись лишь второстепенных кораблей (старые канлодки, вспомогательные заградители).
Главным содержанием боевой деятельности русского флота в кампании 1914 г. были оборона своего побережья и действия на морских сообщениях противника. Однако из-за неимения баз в юго-западной части моря русским кораблям пришлось действовать в составе эскадры, которая не могла беспрерывно находиться в крейсерстве. Пробыв несколько дней в море, она возвращалась в Севастополь для принятия топлива и запасов. Этим пользовался противник и усиливал перевозки. На эффективности действий эскадры сказывалось также отсутствие систематической оперативной разведки на театре, для ведения которой у флота не было необходимых сил.
Большие надежды в борьбе на сообщениях противника русское командование возлагало на минные заграждения у турецких берегов. Но эти надежды полностью не оправдались. Во-первых, из-за неоправданно большого расхода мин в оборонительных целях для активных заграждений их оказалось недостаточно. Во-вторых, выставленные заграждения не было возможности охранять и поэтому противник мог их свободно тралить. Тем не менее действия русского флота на морских сообщениях вызвали у противника серьезную тревогу. Германо-турецкое командование вынуждено было почти полностью отказаться от активных действий и перенацелить свои силы на охрану судоходства. Сказались также и непосредственные потери противника от действий русских морских сил на сообщениях. Турки лишились 1 минного заградителя, 1 канонерской лодки, 11 транспортов и 120 моторных и парусных шхун; лучший корабль германо-турецкого флота, линейный крейсер «Гебен», получил повреждение и надолго вышел из строя.

В Первую Мировую войну (1914-1918), супротивником Русской империи на Черном море был германо-турецкий флот. И хотя младотурецкое правительство длительно колебалось с кем ратиться, а с кем дружить и придерживалось нейтралитета. Российское Министерство Зарубежных дел (МИД) и разведка, пристально следили за внутриполитическими событиями в Турции: военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел Талаат-паша выступали за альянс с Германской империей, а морской министр, начальник гарнизона Стамбула Джемаль-паша за сотрудничество с Францией. Они информировали командующего Черноморским флотом А. А. Эбергарда о состоянии турецкого флота и армии, их приготовлениях, чтоб он мог верно отреагировать на деяния потенциального противника.

С началом войны (1 августа 1914 года Германия объявила войну Рф), правительство отдало адмиралу А. А. Эбергарду указание избегать брутальных действий, которые могут вызвать войну с Османской империей, укрепив резоны турецкой «партии войны». Черноморский флот имел право начать боевые деяния только по распоряжению Верховного главнокомандующего (им был Величавый князь Николай Николаевич (младший) с 20 июля 1914 по 23 августа 1915), либо по сообщению российского посла в Стамбуле. Хотя русско-японская война (1904-1905) и показала неточность схожей позиции, когда японский флот в один момент штурмовал Российский Порт-Артурскую эскадру и временно парализовал её деятельность, что позволило жителям страны восходящего солнца провести беспрепятственную посадку сухопутных армий. Имперское правительство, спустя 10 лет «наступило на те же грабли», командующий флотом был связан директивой правительства, указаниями высшего военного командования и не сумел выполнить все меры по увеличению боеготовности флота, включая возможность превентивного удара. В конечном итоге Черноморский флот, хоть и был значительно посильнее турецких морских сил, был обязан пассивно ожидать нападения противника.

Соотношение сил: Российский Черноморский флот и Германо-турецкий флот

Перед войной Черноморский флот, по всем статьям, имел полное приемущество над противником: и по количеству вымпелов, по огневой мощи, по боевой подготовке, выучке офицеров и матросов. В его состав входили: 6 линейных кораблей старенького типа (т. н. броненосцы, либо додредноуты) – флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» (1904-1911 гг. постройки), «Пантелеймон» (прошлый грустно именитый «Князь Потёмкин-Таврический», 1898-1905 гг. постройки), «Ростислав» (1894-1900 гг. постройки), «Три Святителя» (построен в 1891-1895 гг.), «Синоп» (1883-1889 гг. постройки); 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. Основной базой был Севастополь, флот имел свои верфи в Севастополе и Николаеве. Строились еще 4 массивных линейных корабля современного эталона (дредноуты): «Императрица Мария» (1911-июль 1915 г.), «Императрица Екатерина Великая» (1911-октябрь 1915 г.), «Император Александр III» (1911-июнь 1917 г.), «Император Николай I» (с 1914 г., незавершен из-за резкого ухудшения политической и финансово-экономической обстановки после Февральской революции 1917 г.). Также уже в процессе войны Черноморский флот получил – 9 эсминцев, 2 авиатранспорта (прототипы авианосцев), 10 подводных лодок.

Сначала 1914 года выход турецкого флота из Босфорского пролива на бой с русским флотом казался фантастикой. Османская империя уже практически два столетия была в упадке, и к 20 веку процессы разложения только усилились. Турция проиграла Рф в XIX веке три войны (1806-1812 гг., 1828-1829 гг., 1877-1878 гг.), оказалась победителем в Крымской войне (1853-1
856 гг.), но только за счёт союза с Англией и Францией; уже в XX столетии была разгромлена Италией в войне за Триполитанию (1911-1912 гг.), и в Балканской войне (1912-1913 гг.). Наша родина же заходила в пятерку глобальных фаворитов (Англия, Германия, США, Франция, Наша родина). К началу столетия турецкие военно-морские силы представляли собой жалкое зрелище – сборище морально и на техническом уровне устаревших кораблей. Одна из основных обстоятельств этого полное банкротство Турции, средств в казне не было. У турков было всего несколько более либо наименее боеспособных кораблей: 2 бронепалубных крейсера "Меджидие" (построен в США 1903 г.) и "Гамидие" (Великобритания 1904 г.), 2 эскадренных броненосца « Торгут Рейс» и «Хайреддин Барбаросса» (броненосцы типа «Бранденбург», куплены в Германии в 1910 г.), 4 построенных во Франции эскадренных миноносца (1907 г. типа «Дюрандаль»), 4 эсминца германской постройки (куплены в Германии в 1910 г., тип "S 165"). Отличительной особенностью турецких морских сил было фактически полное отсутствие боевой подготовки.

Нельзя сказать, что турецкое правительство не пробовало поменять ситуацию в свою пользу: так в 1908 году была принята превосходная программка обновления флота, было решено закупить 6 линкоров нового эталона, 12 эсминцев, 12 миноносцев, 6 подводных лодок и ряд вспомогательных судов. Но война с Италией, две Балканские войны опустошили казну, заказы были сорваны. Турция заказала ещё корабли во Франции и Великобритании (что любопытно – союзники Рф по Антанте, но строили корабли для Турции, потенциального противника Рф на Чёрном море), так в Великобритании строились линкор, 4 эсминца и 2 подлодки. Это пополнение могло серьёзно поменять баланс сил в пользу Османской империи, но как началась война Великобритания конфисковала корабли в пользу собственного флота. Только приход из Средиземного моря 10 августа 1914 года 2-ух новейших германских крейсеров: тяжёлого «Гебена» (окрестили «Султан Селим») и легкого «»Бреслау» («Мидилли»), они вошли в состав турецкого флота совместно с экипажами, дозволил Турции вести боевые деяния в бассейне Чёрного моря. Командир германской Средиземноморской дивизии контр-адмирал В. Сушон возглавил объединённые германо-турецкие силы. «Гебен» был сильнее хоть какого российского линкора старенького типа, но совместно российские броненосцы его бы убили, потому при столкновении со всей эскадрой «Гебен» уходил, пользуясь собственной высочайшей скоростью.

Справка: Сушон Вильгельм (1864-1946) , возглавлял германо-турецкий флот в 1914-1917 гг. В 17 лет стал офицером, служил на разных кораблях, командовал канонеркой «Адлер», учавствовал в аннексии Германией островов Самоа, командир броненосца «Веттин», начштаба Германского Балтийского флота, с 1911 года контр-адмирал, с октября 1913 года командир Средиземноморского дивизиона. С началом войны сумел выполнить прорыв в Дарданеллы, при полном приемуществе британского флота, ранее обстрелял француские порты в Северной Африке, задержав прибытие экспедиционного корпуса на три денька, что имело принципиальное значение, при пришествии германских армий на Париж. Своими действиями («Севастопольская побудка») втянул Османскую империю в войну. Достаточно удачно действовал против превосходящих сил Антанты, сковал своими действиями Российский Черноморский флот, в сентябре 1917 года переведён на Балтику, возглавил 4-ю эскадру флота. Учавствовал в захвате Рижского залива и Моонзундского архипелага. В марте 1919 года ушёл в отставку, на службу не возвратился, тихо дожил свои деньки, лицезрев возрождение и повторную смерть германского флота.

Планы сторон

Главной целью Черноморского флота был полное господство на Чёрном море, чтоб накрепко защитить стратегически принципиальные объекты у моря, прикрыть фланг Кавказской армии, обеспечить переброску войск и запасов морем. Сразу нарушить судоходство Турции вдоль её Черноморского побережья. При возникновении турецкого флота у Севастополя, российский флот был должен его убить. Не считая того, по мере надобности, Черноморский флот готовился провести Босфорскую операцию – по захвату пролива Босфор, силами Черноморского флота и десантных подразделений. Но возникнов

Черноморский флот в боях с «Гебеном» (1914- 1915 годы)

Борьба российского Черноморского флота с германским линейным крейсером «Гебен», богатая яркими эпизодами и драматическими обстоятельствами, красной нитью проходит через все события морской войны на Черном море в 1914-1917 годах.

Черноморский флот в боях с «Гебеном» (1914- 1915 годы)

В.Ю. ГРИБОВСКИЙ

Борьба российского Черноморского флота с германским линейным крейсером «Гебен», богатая яркими эпизодами и драматическими обстоятельствами, красной нитью проходит через все события морской войны на Черном море в 1914-1917 годах. Средиземноморская дивизия германского флота в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау», счастливо избежав недостаточно решительного преследования англичан, 28 июля 1914 года вошла в пролив Дарданеллы и вскоре прибыла в Константинополь. Командовал этой дивизией контр-адмирал Вильгельм Сушон, один из самых способных и энергичных флагманов Первой мировой войны. После фиктивной покупки кораблей правительством Османской империи «Гебен» и «Бреслау» 3 августа 1914 года подняли турецкие флаги и превратились соответственно в «Султан Селим Явуз» («Султан Селим Грозный» - немцы воспроизводили наименование корабля как «Jawus Sultan Selim» - по смыслу то же самое - В.Г.) и «Мидилли». Сушон был назначен командующим турецким флотом.

Эти обстоятельства в конечном итоге способствовали вступлению Турции в войну на стороне Германии и изменили соотношение сил на Черном море, которое характеризовалось значительным превосходством российского флота.

К началу боевых действий (16 октября 1914 года) Черноморский флот насчитывал семь линейных кораблей-додредноутов (из них два- «Синоп» и «Георгий Победоносец» - ограниченного боевого значения), два бронепалубных крейсера («Кагул» и «Память Меркурия»), яхту «Алмаз», 17 эскадренных миноносцев, 13 миноносцев, четыре подводные лодки, а также канонерские лодки, минные заградители, посыльные суда и транспорты. Среди них только четыре эскадренных миноносца типа «Дерзкий» являлись вполне современными и удачными кораблями.

Турецкий флот состоял из трех линейных кораблей (в том числе совершенно устаревший и слабый «Мессудие»), двух малых бронепалубных крейсеров, двух минных крейсеров, восьми эскадренных миноносцев и 10 миноносцев, не считая канонерских лодок, малых и старых судов. Из этах кораблей только четыре эскадренных миноносца типа «Муавенет-и-Миллет» являлись сравнительно современными, но довольно слабыми боевыми единицами.

Пополнение турецкого флота германскими кораблями придавало ему новое качество: линейный корабль «Гебен» по размерениям, скорости хода, вооружению и бронированию значительно превосходил любой русский линейный корабль. Его боевая мощь примерно соответствовала суммарной силе трех лучших черноморских линейных кораблей, 10-узловой перевес в скорости позволял немцам выбирать время и место боя, а в нем самом командовать дистанцией. «Гебен» представлял также смертельную угрозу русским крейсерам и большинству эскадренных миноносцев, которые из-за недостаточной скорости могли быть быстро уничтожены при удалении от своих линейных кораблей для разведки или торпедной атаки. Сравнительно слабый (двенадцать 105-мм орудий) «Бреслау» благодаря 27-узловому ходу являлся прекрасным дополнением к «Гебену» и пользовался полной свободой передвижения даже в условиях соприкосновения со всем Черноморским флотом, лишенным возможности разделить свои силы.

Несмотря неформальную передачу туркам и назначение вторых - турецких - командиров, «Гебен» и «Бреслау» полностью сохранили свои хорошо подготовленные экипажи, возглавляемые немецкими офицерами. Качественное превосходство этих кораблей над прочим составом турецкого флота делало их совершенно уникальным фактором в боевых действиях на море. Своих самых опасных противников черноморцы метко окрестили «дядей» и «племянником».

Как известно, война на Черноморском театре началась в ночь на 16 октября 1914 года внезапным нападением германо-турецкого флота на русские базы. Коварный В. Сушон направил «дядю» к Севастополю, где тот обстрелял старую Константиновскую батарею, внутренний рейд и портовые сооружения. «Гебен» без особого результата выпустил сорок семь 280-мм и двенадцать 150-мм снарядов, маневрируя на минах русского крепостного заграждения, которое ввели в действие (включили цепь) с опозданием. В результате ответного огня береговых батарей и, линейного корабля «Георгий Победоносец» германский крейсер получил три попадания крупными снарядами. После этого «Гебен» благоразумно поспешил удалиться.

На обратном пути он потопил возвращавшийся в Севастополь минный заградитель «Прут». Начальник дозорного дивизиона эскадренных миноносцев капитан 1 ранга князь В.В.Трубецкой с тремя своими довольно слабыми (400 т, 25 уз, два 75-мм орудия, два минных аппарата) кораблями предпринял смелую попытку атаковать грозного противника. На дистанции 45-50 кабельтовых «Гебен» добился накрытия флагманского эскадренного миноносца «Лейтенант Пущин», на котором 150-мм снаряд разбил привод штурвала и вызвал пожар. Трубецкому пришлось отвернуть, отказавшись от атаки линейного крейсера, который 18 октября вернулся в Босфор.

Запоздалый выход в море главных сил Черноморского флота, предпринятый его командующим А.А. Эбергардом, естественно, окончился безрезультатно: быстроходный противник не стал дожидаться возмездия.

После поиска «Гебена» флот возвратился в Севастополь 19 ноября - на следующий день после официального объявления Россией войны Турции. Очередной его поход состоялся в период с 22 по 25 октября с целью обстрела угольного порта Зушулдак и минирования подходов к Босфору. Во время бомбардировки русскими берега «Гебен» находился в море, направляясь в сопровождении турецкого минного крейсера «Берк» к Севастополю. Демонстрацией в районе Ялта - Севастополь Сушон надеялся отвлечь внимание противника от транспортов, перевозивших войска из Босфора в Трапезунд. Замысел новоявленного командующего турецким флотом, мягко говоря, не удался. Транспорты с войсками были обнаружены крейсером «Память Меркурия» и потоплены артиллерийским огнём русских кораблей. Получив по радио донесение об обстреле Зунгулдака, Сушон повернул к турецким берегам, вначале собравшись «заставить противника принять бой и прежде всего, чтобы воспрепятствовать ему незаметно под берегом прорваться на W» . Вскоре на «Гебен» поступило сообщение о силах неприятеля, которые оценивались в шесть линейных кораблей и 13 эскадренных миноносцев. После этого боевой пыл германского адмирала несколько угас, и Сушон призадумался о трудностях обнаружения русских и о возможностях соединения «Гебена» со старыми линкорами «Торгут-Рейс» и «Хайреддин Барбаросса», посланными для защиты Босфора. Так или иначе, прекратив поиски противника, «Гебен» вскоре после полудня 25 октября вошел в Босфор. Почти одновременно с ним эскадра адмирала А.А. Эбергарда вернулась в Севастополь.

2 ноября Черноморский флот снова почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. На этот раз обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке «атаковать его по частям». Днем 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир - капитан цур зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А.А. Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море . Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Утром 5 ноября на подходах к крымским берегам стояла тихая погода, легкий туман ограничивал дальность видимости 30-40 кабельтовыми, особенно плохим горизонт был в норд-вестовой четверти - как раз в направлении Севастополя. Эбергард держал флот в походном порядке. В 3,5 мили впереди главных сил располагалась завеса крейсеров: в центре - «Алмаз», справа - «Память Меркурия» под флагом контр-адмирала А.Е.Покровского, слева - «Кагул». Кильватерную колонну линейных кораблей составляли «Евстафий» (флаг командующего флотом, командир - капитан 1 ранга В.И.Галанин), «Иоанн Златоуст» (капитан 1 ранга Ф.А.Винтер), «Пантелеймон» (флаг начальника дивизии линейных кораблей вице-адмирала П.И.Новицкого, капитан 1 ран-га М.И. Каськов), «Три Святителя» (флаг начальника 2-й бригады линейных кораблей контр-адмирала Н.С.Путятина, капитан 1 ранга В.К.Лукин) и «Ростислав» (капитан 1 ранга К.А.Порембский). Позади линейных кораблей в двух кильватерных колоннах шли 13 эскадренных миноносцев - три новых типа «Дерзкий» и 10 «угольных». Эскадренные миноносцы вел начальник Минной бригады капитан 1 ранга М.П.Саблин, державший брейд-вымпел на «Гневном» - головном корабле правой колонны.

Походный порядок Черноморского флота не в полной мере соответствовал обстановке: сравнительно тихоходные крейсеры (подобную завесу крейсеров Гранд-Флита англичане применят в Ютландском сражении в 1916 году) были подставлены под внезапный удар противника, а лучше эскадренные миноносцы не могли быстро выйти в торпедную атаку.

Соотношение главных сил в целом складывалось в пользу русских, имевших пять линейных кораблей против одного «Гебена» (таблица). 305-мм орудия русских кораблей стреляли снарядами массой 332 кг (фугасные) и 380 кг (бронебойные), 280-миллиметровые «Гебена» - снарядами массой 300 кг. Бортовой залп черноморской дивизии линкоров усиливали также 35 орудий среднего калибра (152 и 203 мм), а германского крейсера - всего шесть 150-мм пушек.

Однако «Гебен», более крупный, современный и лучше защищенный (толщина брони главного пояса 270 мм против 229 мм на линкорах типа «Евстафий») превосходил русские корабли также в скорости стрельбы. При этом, учитывая фактор времени - скоротечность артиллерийского боя, - боевую мощь сравнительно устаревших «Трех Святителей» и «Ростислава» можно было и вовсе не принимать в расчет.

Именно так и рассуждало русское командование, которое еще до войны отрабатывало особую организацию стрельбы 1-й бригады - «Евстафия», «Иоанна Златоуста» и «Пантелеймона» - на случай ее встречи с дредноутами. Управление огнём при стрельбе по одной цели осуществлялось централизованно со среднего корабля в строю («Иоанна Златоуста»). Команды передавались особым кодом по радио с помощью особых антенн, выстреливаемых на специальных бамбучинах по бортам. На учебных бригадных стрельбах обычно достигали вполне удовлетворительных результатов, причем получались одновременные шестиорудийные залпы всех трех кораблей - по одному выстрелу из каждой башни.

Тактическая принадлежность и наименование корабля

Водоизмещение в нормальном грузу, т

Характеристики главного калибра

Экипаж, чел.

число орудий -

калибр в мм

дальность стрельбы, кб.

скорость стрельбы, выстр./мин

Черноморский флот

1-я бригада ЛК «Евстафий»

Более 1000*

«Иоанн Златоуст»

«Пантелеймон»

2-я бригада ЛК «Три Святителя»

«Ростислав»

Германо-турецкий флот

* Фактически в ноябре 1914 года.

** По штату, фактически не менее 1200.

Для бригады линейных кораблей предпочтительным был бой в условиях хорошей видимости и на дистанциях 80-100 кабельтовых. Сами черноморцы считали, что им «выгодно подбить «Гебен» на больших дистанциях, где немцы не умеют стрелять вовсе» . В тумане трудности централизованного управления огнём и прочие случайности неизбежны, а каждый удачный выстрел «Гебена» имел бы серьезные последствия для русских кораблей, спроектированных на 10 лет ранее. Зато и германскому крейсеру грозила внезапная встреча с эскадренными миноносцами. Действительность же, как это обычно бы-вает, опровергла самые строгие предположения и расчеты.

Около 11 ч 40 мин, находясь в 45 милях от мыса Херсонес - почти напротив мыса Сарыч, «Алмаз» сигнализировал прожектором на «Евстафий» о том, что наблюдает «большой дым». Несколько ранее германские крейсеры, нарушив из-за тумана условленное радиомолчание, вышли в эфир для согласования своих действий, и их переговоры прослушивались радистами русских кораблей. Спустя несколько минут «Алмаз» обнаружили с «Бреслау», и «Гебен», развив полный ход, повернул прямо на противника.

Адмирал Эбергард также распорядился увеличить ход до 14 уз, приказав своим кораблям уменьшить интервалы и подтянуться. С мостика «Евстафия» справа по курсу в 80-90 кабельтовых заметили дым. По докладу старшего артиллериста лейтенанта А.М.Невинского командир флагманского корабля капитан 1 ранга В.И.Галанин предложил адмиралу перевести главные силы в строй фронта, чтобы при появлении неприятеля быстрее построить боевой порядок на выгодном курсовом угле. Но А.А. Эбергард посчитал, что маневрировать еще рано, и только спустя несколько минут, после повторного напоминания, приказал повернуть последовательно на восемь румбов влево.

В это время русские крейсеры поспешно занимали предназначенные им места: «Кагул» - в голове строя, «Память Меркурия» - в хвосте, а «Алмаз» уходил за линию главных сил. Эскадренные миноносцы устремились вперед - на левый траверз линейных кораблей.

Как только «Евстафий» лег на новый курс, справа в тумане показался силуэт «Гебена». После поворота «Иоанна Златоуста» командующий флотом приказал поднять сигнал об открытии огня. Однако стелящийся туман и дым из труб «Евстафия» помешали точно определить дистанцию на «Иоанне Златоусте». Управляющий огнём бригады старший артиллерист лейтенант В.М.Смирнов передал в эфир: «прицел 60», хотя дистанция была минимум в полтора раза меньше. Тем временем на «Евстафий» ее определили верно (38,5 кабельтова) и с разрешения А. А. Эбергарда открыли стрельбу, нарушив тем самым, казалось, так хорошо отработанную схему централизованного управления артиллерийским огнем.

Напрасно флагманский артиллерист флота старший лейтенант Д.Б. Колечицкий по семафору пытался перевести управление на «Евстафий». «Иоанн Златоуст» продолжал стрелять самостоятельно, почти наугад, с неверной установкой прицела. Не лучше обстояло дело на других кораблях. «Пантелеймон» из-за дыма и мглы вообще ничего не видел и огня главным калибром не открывал. «Три Святителя» стрелял по неверным установкам «Иоанна Златоуста», а командир отставшего «Ростислава» капитан 1 ранга К.А.Порембский «согласно общей директиве о бое и плохой видимости» , не открывая огня по «Гебену», обстрелял «Бреслау». Таким образом, бой с «Гебеном» фактически вел один «Евстафий».

Вскоре после своего поворота на восемь румбов русские линейные корабли обнаружили с мостика «Гебена». Адмирал Сушон немедленно приказал ворочать вправо - почти на параллельный курс противнику. Через несколько секунд после первого залпа «Евстафия» (12 ч 24 мин) старший артиллерист «Гебена» корветтен-капитан Книспель с дистанции 38-39 кабельтовых открыл ответный огонь, сосредоточив его на головном линейном корабле русских.

Артиллеристы «Евстафия» и «Гебена» оказались достойными друг друга противниками. Первый же двухорудийный залп русского флагманского корабля дал попадание в третий 150-мм каземат левого борта «Гебена». Снаряд, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуга, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались.

Первый пятиорудийный залп «Гебена» лег перелетом 2-3 кабелътова с большим разбросом по целику . Снаряд из второго залпа пробил среднюю дымовую трубу «Евстафия» и вывел из строя радиоантенну. Третий и четвертый залпы дали два попадания. Одно из них пришлось в середину 152-мм батареи - снаряд пробил 127-мм броню, вызвал большие разрушения и пожар патронов. Другой снаряд пробил две 152-мм броневые плиты в передней части батареи (правый носовой каземат), повредив 152-мм орудие. Погибли пять офицеров - лейтенант Евгений Мязговский, мичманы Сергей Григоренко, Николай Гнилосыров, Николай Семенов и Николай Эйлер (один из них умер от ран) и 29 унтер-офицеров и матросов, 24 нижних чина были ранены. Один из снарядов последующего залпа разорвался о воду возле самого борта и сделал несколько осколочных пробоин. Два «шальных» 280-мм снаряда германского линейного крейсера легли в 10-16 метрах от правого борта «Ростислава».

Несмотря на повреждения и потери, «Евстафий» продолжал бой. По мнению противника, русские залпы ложились так хорошо, что В. Сушону показалось даже, что «Гебен» находится «под сосредоточенным огнем пяти русских линейных кораблей». Повернув направо, крейсер поспешил скрыться в полосе тумана (12 ч 35 мин). Не исключено, что такое впечатление сложилось у Сушона, когда он наблюдал падение 152-мм и 203-мм снарядов «Евстафия», открывшего беглый огонь из орудий среднего калибра. Бой прекратился. Адмирал Эбергард отказался от попытки преследовать противника из-за обнаружения впереди по курсу плавающих предметов. Вместо намеченного поворота вправо русские корабли отвернули в сторону от противника и, сделав большую петлю, направились в Севастополь.

В этом скоротечном бою «Евстафий» произвел 12 выстрелов из 305-мм орудий, добившись одного попадания (8,3%). «Гебен» - по германским данным - выпустил девятнадцать 280-мм снарядов (15,8% попаданий), хотя русские наблюдали падение не менее шести залпов (30 снарядов - !?) . «Иоанн Златоуст» успел сделать шесть выстрелов главным калибром, «Три Святителя» - 12, «Ростислав» - два выстрела из 254-мм и шесть - из 152-мм орудий по «Бреслау», который поспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий.

Капитан 1 ранга М.П. Саблин на «Гневном» вскоре после первого залпа «Евстафия» пытался повести Минную бригаду в атаку, но спустя десять минут отменил ее по приказанию командующего флотом, а по окончании же боя нефтяные эскадренные миноносцы не смогли преследовать противника из-за недостатка топлива.

Подводя итоги, следует признать, что обе стороны не проявили настойчивости в достижении цели. В. Сушон, обнаружив русский Черноморский флот в полном составе, явно поторопился скрыться, оказавшись под огнём сравнительно более слабого противника. В свою очередь, А.А. Эбергард не использовал всех возможностей комбинированного применения своих многочисленных сил. Контр-адмирал В. Сушон убедился в достаточно высокой боеспособности российского флота, который не позволил застать себя врасплох. Русское командование получило подтверждение опасности разделения сил, а это вынуждало практически отказаться от разведки. «Полное отсутствие в Черноморском флоте быстроходных крейсеров, - доносил позднее в Ставку адмирал А.А. Эбергард, - ставило нас в крайне невыгодное положение для крейсерства и поддержания блокады, так как за исключением четырех миноносцев, только что вступивших в строй, не было ни одного судна, которое можно было бы отделять от флота» .

8 ноября в Севастополе состоялись похороны погибших, через четыре дня флот посетил морской министр адмирал И.К. Григорович, наградивший многих участников боя с «Гебеном», а уже 16 ноября, окончив ремонт повреждений, «Евстафий» занял свое место в Северной бухте. 28 ноября флот вышел в очередной поход к берегам Анатолии. Активность германских и турецких крейсеров побудила русское командование заминировать подходы к Босфору. В ночь на 9 декабря отряд минных заградителей выставил напротив пролива 585 мин. На двух из них 13 декабря, возвращаясь в Босфор, подорвался «Гебен», приняв до 2000 т воды. Выход из строя линейного крейсера стал одной из главных причин отказа германо-турецкого руководства от перевозки войск в Трапезунд.

До окончания постройки кессона - так как не было соответствующего дока для ремонта «Гебена» - он трижды (31 декабря 1914 года, 14-го и 25 января 1915 года) рискнул выйти в Черное море, главным образом, для введения русских в заблуждение относительно своей боеспособности. Ремонт самой опасной пробоины левого борта (площадь 64 кв. м) окончили только 15 марта 1915 года, в день бомбардировки Босфора Черноморским флотом. В ответ В. Сушон решил обстрелять Одессу, а для прикрытия операции вывести в море «Гебен», способный развить 20-узловую скорость при частично локализованной пробоине правого борта. Однако задуманное возмездие провалилось из-за гибели турецкого крейсера «Меджидие» на русских минах. Правда, «Гебен» и «Бреслау» потопили у крымских берегов два торговых парохода, зато 21 марта 1915 года они были вынуждены вновь отказаться от преследования всего русского флота. Превосходство в скорости позволило крейсерам уйти от погони. Проведенная вечером этого дня русскими эскадренными миноносцами 1-го дивизиона атака окончилась безрезультатно: «Гневный» выпустил три торпеды с большой дистанции (около 20 кабельтовых), а «Пронзительный» получил незначительные повреждения от огня «Бреслау». Не успела занять позицию для торпедного залпа и подводная лодка «Нерпа», обнаружившая «Гебен» и другие корабли противника утром 22 марта на подходах к Босфору.

Ремонт линейного крейсера закончился только 18 апреля, а через пять дней неутомимый В. Сушон вывел его в очередной демонстративный поход вместе с крейсерами «Бреслау» и «Гамидие». 25 апреля германские и турецкий корабли вернулись в Босфор, где на следующее утро получили известие о действиях российского флота в районе Эрегли и гибели трех турецких угольщиков. Надеясь застать противника врасплох, Сушон направил «Гебен» в море. 27 апреля около 6 ч утра командиру крейсера Р. Аккерману доложили радиограмму турецкого эскадренного миноносца «Нумуне»: «Семь русских военных кораблей в квадрате 228, курс SО». После успешных операций в Угольном районе адмирал А.А. Эбергард привел Черноморский флот к Босфору для обстрела его укреплений. Командир «Гебена» (Сушон остался в Константинополе), предполагая разделение сил противника, решил его атаковать.

Адмирал Эбергард, не зная о нахождении «Гебена» в море, действительно разделил силы: в 5 ч 40 мин линейные корабли «Три Святителя» под флагом контр-адмирала Н.С.Путятина и «Пантелеймон», пропустив вперед тралящий караван, направились к Босфору. Для разведки его укреплений с авиатранспорта «Император Александр I» спустили на воду гидросамолет, который вскоре поднялся в воздух. Командующий флотом с линейными кораблями «Евстафий», «Иоанн Златоуст» (флаг вице-адмирала П.И.Новицкого) и «Ростислав» остался в прикрытии в 20-25 милях от пролива. Мористее линейных кораблей несли дозор крейсеры «Кагул» и «Память Меркурия» .

Погода стояла тихая и ясная, только румелийский и анатолийский берега Босфора покрывала легкая мгла. Миноносец «Нумуне» обстрелял русские тральщики, но вскоре отошел под огнём «Пантелеймона», который сделал также семь выстрелов из орудий главного калибра по круп-ному кораблю, находившемуся в проливе . Около 7 ч крейсер «Память Меркурия», только что потопивший турецкую угольную шхуну, обнаружил на востоке «большой дым», в котором опознали «Гебен», Контр-адмирал А.Е.Покровский не-медленно донес о появлении грозного «дяди» командующему флотом и полным ходом пошел на соединение с «Евстафием».

В 7 ч 5 мин адмирал Эбергард приказал «Трем Святителям» и «Пантелеймону» немедленно возвратиться к флоту, но для соединения всех пяти линейных кораблей требовалось время. Контр-адмирал князь Н.С.Путятин, распорядившись убрать тралы, медленно разворачивался с «Тремя Святителями» и «Пантелеймоном» в протраленном пространстве, так что маневр занял около 18 минут. «Гебен» приближался, его командир Р. Аккерман уже убедился в долгожданном разделении сил противника и возлагал надежды на искусство корветтен-капитана Книспеля, готового засыпать «Евстафий» снарядами: за 10 минут «Гебен» мог сделать не менее 150-200 выстрелов из орудий главного калибра.

Адмирал Эбергард был вынужден принять бой с тремя линейными кораблями, из которых «Ростислав» не мог считаться серьезным подкреплением своим более молодым собратьям. В 7 ч 35 мин «Евстафий» и «Иоанн Златоуст», приведя «Гебен» на курсовой угол 110° правого борта, открыли централизованный огонь из 305-мм орудий с дистанции 94 кабельтовых. Одновременно «Гебен» повернул почти на параллельный курс и с дистанции около 87 кабельтовых ответил пятиорудийными залпами, направленными против «Евстафия». «Три Святителя» и «Пантелеймон» еще находились не менее чем в двух милях от флагманского корабля флота.

Корветтен-капитан Книспель знал дело не хуже своего коллеги фон Хаазе с «Дерфлингера», потопившего год спустя в битве при Скагерраке английский линейный крейсер «Куин Мэри». Залпы «Гебена» ложились очень кучно - вначале недолетами, а потом и прямо по курсу «Евстафия», входившего в водяные столбы от падений 280-мм снарядов. Однако попаданий не было: по приказанию адмирала А.А. Эбергарда его флагманский корабль шел зигзагом, изменяя также скорость в пределах 10-12 уз. В свою очередь, старшие артиллерийские офицеры «Евстафия» и «Иоанна Златоуста» лейтенанты А.М.Невинский и В.М.Смирнов в первые минуты не смогли поразить «Гебен»: снаряды из сосредоточенных четырехорудийных залпов разрывались о воду с недолетами. Зато они мешали Книспелю корректировать стрельбу.

Ход боя переломил «Пантелеймон», который около 8 ч 5 мин обогнал «Ростислав», стремясь занять свое - третье - место в строю бригады. Старший артиллерийский офицер «Пантелеймона» лейтенант В.Г. Мальчиковский вторым залпом с дистанции более 100 кабельтовых накрыл «дядю», добившись попадания в среднюю часть корпуса «Гебена». Снаряд разорвался у нижней кромки брони главного пояса, вызвал затопление бортового коридора и вывел из строя второе 150-мм орудие левого борта .

Р. Аккерман несколько приуныл: все линейные корабли противника снова оказались вместе. Дистанция уменьшилась и, как впоследствии отмечали немцы, «стрельба велась русскими исключительно хорошо». Вскоре «Гебен» получил еще два подпадания 305-мм снарядами: один из них попал в носовую часть жилой палубы, а другой разбил ящик для уборки противоторпедных сетей, вследствие чего сеть стала свешиваться за борт. Потерь в личном составе не отмечалось, но «артиллерийское превосходство русского флота было слишком велико», и Р. Аккерман решил выйти из боя. Находясь в 73 кабельтовых от русских кораблей, «Гебен» резко отвернул вправо, и около 8 ч 16 мин стрельба с обеих сторон прекратилась.

В 23-минутном бою «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон» успели сделать 156 выстрелов из 305-мм орудий, добившись трех (около 1,9 %) попаданий. Первые два линейных корабля стреляли также из 203-мм пушек, выпустив 36 снарядов, еще тринадцать 305-мм послал в противника «Три Святителя». В ответ «Гебен» произвел до 160 безрезультатных выстрелов из орудий главного калибра. В отличие от «Дерфлингера» в Ютландском бою 31 мая 1916 года корабль Р. Аккермана сам оказался под эффективным огнём противника, который, главным образом, и помешал ему добиться результатов.

Дальнейшее маневрирование «Гебена» в бою 27 апреля 1915 года свелось к попыткам отвлечь русских от Босфора, а самому прорваться в пролив. Последнее не составило особого труда: линейный крейсер легко развивал скорость до 26 уз. Через шесть часов адмирал Эбергард убедился в бесцельности преследования, а в 15 часов «Гебен» скрылся из виду. Черноморский флот взял курс на Севастополь, куда и прибыл на следующий день после обеда. За бой с «Гебеном» у Босфора многие офицеры и матросы получили заслуженные награды. Командир «Евстафия» капитан 1 ранга М.И. Федорович, в частности, был удостоен Георгиевского оружия - золотой сабли с надписью «За храбрость».

1 июля 1915 года на Севастопольский рейд из Николаева прибыл новый дредноут «Императрица Мария», который в одиночку мог расправиться и с «дядей», и с «племянником». У немцев сохранялось лишь некоторое превосходство в скорости. С этого времени борьба с «Гебеном», да и все боевые действия на Черном море вступили в новую фазу.

Цит. по: «Флот в первой мировой войне». Т.І. М.: Воениздат, 1964. С. 352.

Флот в первой мировой войне...Т.І. С.381

РГАВМФ, ф. 580, оп.1, д. 35, лл. 7-10.

В этом бою «Евстафием» командовал старый черноморец капитан 1 ранга М.И.Федорович, бывший командир находившегося в постройке дредноута «Император Александр III». Он сменил В.И.Галанина, который скоропостижно скончался 18 марта 1915 го да от кровоизлияния в мозг и был похоронен на Северной стороне Севастополя рядом со своими матросами.

Л о р е й Г. УКАЗ. СОЧ. С. 118-119.

Журнал "Гангут". – СПб: 1996. №10. С. 21-34

В Первую Мировую войну (1914-1918), супротивником Российской империи на Черном море был германо-турецкий флот. И хотя младотурецкое правительство долго сомневалось с кем ратиться, а с кем дружить и придерживалось нейтралитета. Русское Министерство Иностранных дел (МИД) и разведка, внимательно наблюдали за внутриполитическими событиями в Турции: военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел Талаат-паша выступали за союз с Германской империей, а морской министр, начальник гарнизона Стамбула Джемаль-паша за сотрудничество с Францией. Они информировали командующего Черноморским флотом А. А. Эбергарда о состоянии турецкого флота и армии, их приготовлениях, чтобы он мог правильно отреагировать на действия потенциального противника.

С началом войны (1 августа 1914 года Германия объявила войну России), правительство дало адмиралу А. А. Эбергарду указание избегать агрессивных действий, которые могут вызвать войну с Османской империей, укрепив доводы турецкой «партии войны». Черноморский флот имел право начать боевые действия только по распоряжению Верховного главнокомандующего (им был Великий князь Николай Николаевич (младший) с 20 июля 1914 по 23 августа 1915), или по сообщению русского посла в Стамбуле. Хотя русско-японская война (1904-1905) и показала ошибочность подобной позиции, когда японский флот внезапно атаковал Русский Порт-Артурскую эскадру и временно парализовал её деятельность, что позволило японцам провести беспрепятственную высадку сухопутных армий. Имперское правительство, спустя 10 лет «наступило на те же грабли», командующий флотом был связан директивой правительства, указаниями высшего военного командования и не смог осуществить все меры по повышению боеготовности флота, включая возможность превентивного удара. В итоге Черноморский флот, хоть и был существенно сильнее турецких морских сил, был вынужден пассивно ждать нападения противника.

Соотношение сил: Русский Черноморский флот и Германо-турецкий флот

Перед войной Черноморский флот, по всем статьям, имел полное превосходство над врагом: и по количеству вымпелов, по огневой мощи, по боевой подготовке, выучке офицеров и матросов. В его состав входили: 6 линейных кораблей старого типа (т. н. броненосцы, или додредноуты) – флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» (1904-1911 гг. постройки), «Пантелеймон» (бывший печально знаменитый «Князь Потёмкин-Таврический», 1898-1905 гг. постройки), «Ростислав» (1894-1900 гг. постройки), «Три Святителя» (построен в 1891-1895 гг.), «Синоп» (1883-1889 гг. постройки); 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. Основной базой был Севастополь, флот имел свои верфи в Севастополе и Николаеве. Строились еще 4 мощных линейных корабля современного образца (дредноуты): «Императрица Мария» (1911-июль 1915 г.), «Императрица Екатерина Великая» (1911-октябрь 1915 г.), «Император Александр III» (1911-июнь 1917 г.), «Император Николай I» (с 1914 г., незавершен из-за резкого ухудшения политической и финансово-экономической обстановки после Февральской революции 1917 г.). Также уже в ходе войны Черноморский флот получил – 9 эсминцев, 2 авиатранспорта (прообразы авианосцев), 10 подводных лодок.


В начале 1914 года выход турецкого флота из Босфорского пролива на бой с русским флотом казался фантастикой. Османская империя уже почти два столетия была в упадке, и к 20 веку процессы разложения только усилились. Турция проиграла России в XIX веке три войны (1806-1812 гг., 1828-1829 гг., 1877-1878 гг.), оказалась победителем в Крымской войне (1853-1856 гг.), но только за счёт союза с Англией и Францией; уже в XX столетии была разгромлена Италией в войне за Триполитанию (1911-1912 гг.), и в Балканской войне (1912-1913 гг.). Россия же входила в пятерку мировых лидеров (Великобритания, Германия, США, Франция, Россия). К началу столетия турецкие военно-морские силы представляли собой жалкое зрелище – сборище морально и технически устаревших кораблей. Одна из главных причин этого полное банкротство Турции, денег в казне не было. У турков было всего несколько более или менее боеспособных кораблей: 2 бронепалубных крейсера "Меджидие" (построен в США 1903 г.) и "Гамидие" (Англия 1904 г.), 2 эскадренных броненосца « Торгут Рейс» и «Хайреддин Барбаросса» (броненосцы типа «Бранденбург», куплены в Германии в 1910 г.), 4 построенных во Франции эскадренных миноносца (1907 г. типа «Дюрандаль»), 4 эсминца немецкой постройки (закуплены в Германии в 1910 г., тип "S 165"). Отличительной особенностью турецких морских сил было практически полное отсутствие боевой подготовки.

Нельзя сказать, что турецкое правительство не пыталось изменить ситуацию в свою пользу: так в 1908 году была принята грандиозная программа обновления флота, было решено закупить 6 линкоров новейшего образца, 12 эсминцев, 12 миноносцев, 6 подводных лодок и ряд вспомогательных судов. Но война с Италией, две Балканские войны опустошили казну, заказы были сорваны. Турция заказала ещё корабли во Франции и Англии (что интересно – союзники России по Антанте, но строили корабли для Турции, потенциального противника России на Чёрном море), так в Англии строились линкор, 4 эсминца и 2 подлодки. Это пополнение могло серьёзно изменить баланс сил в пользу Османской империи, но как только началась война Англия конфисковала корабли в пользу своего флота. Только приход из Средиземного моря 10 августа 1914 года двух новейших немецких крейсеров: тяжёлого «Гебена» (назвали «Султан Селим») и легкого «»Бреслау» («Мидилли»), они вошли в состав турецкого флота вместе с экипажами, позволил Турции вести боевые действия в бассейне Чёрного моря. Командир германской Средиземноморской дивизии контр-адмирал В. Сушон возглавил объединённые германо-турецкие силы. «Гебен» был мощнее любого русского линкора старого типа, но вместе русские броненосцы его бы уничтожили, поэтому при столкновении со всей эскадрой «Гебен» уходил, пользуясь своей высокой скоростью.

Справка: Сушон Вильгельм (1864-1946) , возглавлял германо-турецкий флот в 1914-1917 гг. В 17 лет стал офицером, служил на различных кораблях, командовал канонеркой «Адлер», принимал участие в аннексии Германией островов Самоа, командир броненосца «Веттин», начштаба Германского Балтийского флота, с 1911 года контр-адмирал, с октября 1913 года командир Средиземноморского дивизиона. С началом войны смог осуществить прорыв в Дарданеллы, при полном превосходстве английского флота, до этого обстрелял француские порты в Северной Африке, задержав прибытие экспедиционного корпуса на три дня, что имело важное значение, при наступлении германских армий на Париж. Своими действиями («Севастопольская побудка») втянул Османскую империю в войну. Довольно успешно действовал против превосходящих сил Антанты, сковал своими действиями Русский Черноморский флот, в сентябре 1917 года переведён на Балтику, возглавил 4-ю эскадру флота. Принимал участие в захвате Рижского залива и Моонзундского архипелага. В марте 1919 года ушёл в отставку, на службу не вернулся, спокойно дожил свои дни, увидев возрождение и повторную гибель германского флота.

Планы сторон

Главной целью Черноморского флота был полное господство на Чёрном море, чтобы надежно защитить стратегически важные объекты у моря, прикрыть фланг Кавказской армии, обеспечить переброску войск и припасов морем. Одновременно нарушить судоходство Турции вдоль её Черноморского побережья. При появлении турецкого флота у Севастополя, русский флот должен был его уничтожить. Кроме того, при необходимости, Черноморский флот готовился провести Босфорскую операцию – по захвату пролива Босфор, силами Черноморского флота и десантных подразделений. Но появление у Турции немецких крейсеров, планы русского командования были спутаны, адмирал Сушон не собирался вступать в бой с главными силами русского флота, а пользуясь своей скорость наносил точечные удары и уходил до подхода основных сил Черноморского флота.
В 1915 году, когда во флот вошли новейшие линкоры типа "Императрица Мария", перед флотом была поставлена задача всеми силами срывать подвоз угля и прочих припасов в район Босфора и оказывать помощь войскам Кавказского фронта. С этой целью были созданы 3 корабельные группы, каждая из которых была мощнее немецкого крейсера "Гебен". Они должны были, меняя друг друга, постоянно находиться у турецкого берега и тем самым выполнять основную задачу флота.

Стратегический умысел командующего объединённым германо-турецким флотом контр-адмирала Сушона заключался в том, чтобы нанести внезапный удар почти одновременно по главной базе русского флота Севастополю, портам Одессе, Феодосии и Новороссийску. Потопить или серьёзно повредить находившиеся там боевые корабли и торговые суда, а также наиболее существенные военные и промышленные объекты на берегу и, тем ослабив русский Черноморский флот, добиться возможности полного превосходства на море. Тем самым немецкий адмирал планировал повторить опыт японцев в 1904 году. Но несмотря на успех операции, Русский флот серьёзных потерь не понёс, у Сушона просто не хватило огневой мощи. Будь флот турок помощнее, Черноморский флот мог получить тяжелейший удар, что резко ухудшило положение Русской Кавказской армии и нарушило черноморские коммуникации.

Начало боевых действий: «Севастопольская побудка»

Вице-адмирал А. А. Эбергард получил известие о выходе 27 октября германо-турецкой эскадры из Босфора, он вывел Черноморский флот в море, целый день прождал на подходах к Севастополю в надежде встретить врага. Но 28-го в штаб флота поступило распоряжение Верховного командования «не искать встречи с турецким флотом и вступать с ним в бой лишь в случае крайней необходимости». Черноморский флот вернулся на базу и больше не предпринимал активных действий. Адмирал А. А. Эбергард хоть и действовал по приказу свыше, но это не снимает с него вины за пассивность, думаю адмирал С. О. Макаров бы не стал считаться с чинами, если речь шла о чести Русского флота.

Конечно, командование флота принимало действия, чтобы не допустить внезапного удара турецкого флота. Велась разведка, на подходах к Севастополю в дозоре находилось три миноносца (которые проморгали германский крейсер), главные силы флота находились в базе в полной готовности. Но всего этого оказалось мало. Командование не сделало никаких распоряжений о подготовке сил флота, включая и Севастопольскую крепость, к отражению атаки врага. Начальник охраны рейдов хотел включить минное поле, но А.А.Эбергард запретил это делать, так как ожидал подход минзага «Прут». Но начальник рейда всё же предупредил командира артиллерии крепости о возможном приходе вражеской эскадры. И береговая артиллерия более или менее выполнила свою задачу.

В итоге Черноморский флот не выполнил своей главной задачи – не смог защитить русское побережье, упустил вражеский флот, который спокойно ушёл к Босфору. 29-30 октября германо-турецкий флот нанёс артиллерийский удар по Севастополю, Одессе, Феодосии, Новороссийску. Это событие получило название – «Севастопольская побудка». В Одессе эсминцы “Муавенет-и Миллет” и “Гайрет-и-Ватание” утопили канонерку “Донец”, обстреляли город и порт. Линейный крейсер "Гебен" подошел к Севастополю и в течение 15 минут беспрепятственно ходил по нашему минному полю, без противодействия, обстреливая город, порт и корабли, стоявшие на внешнем рейде. Электрическая цепь минного поля была выключена, и без приказа никто не включал её. Константиновская батарея молчала, ждала когда немецкий крейсер войдет в пристрелянный квадрат, но открыв огонь, сразу трижды поразила цель. "Гебен" немедленно дал полный ход и ретировался в море. На обратном пути он встретил минный заградитель "Прут", которого с полным грузом мин ждали в Севастополе. Пытаясь спасти "Прут", три бывших в дозоре старых миноносца ("Лейтенант Пущин", "Жаркий" и "Живучий") пошли в атаку на "Гебен". У них не было ни одного шанса на успех, но и «Гебен» не смог их утопить, «разошлись миром». Артиллеристы "Гебена" легко отбили эту атаку. Командир минного заградителя капитан 2 ранга Г. А. Быков затопил корабль, что интересно «Гебен» вел по нему огонь – 1 час 5 минут, по практически безоружному кораблю. Но это был успех, т. к. «Прут» вёз большую часть флотских морских мин. Крейсер “Бреслау” поставил мины в Керченском проливе, на которых подорвались и затонули пароходы “Ялта” и “Казбек”. В этом большая вина командующего и его штаба, особенно виноват Верховный командующий, который своими указаниями связал инициативу А. А. Эбергарда. Но в итоге германо-турецкий план всё равно не сработал: слишком были распылены силы первого удара, да и не хватало огневой мощи.

Так Турция вступила в первую мировую войну и в последнию войну с Россией. В этот же день русские корабли начали походы к берегам врага. Огнем крейсера "Кагул" были уничтожены огромные угольные хранилища в Зонгулдаке, а броненосец "Пантелеймон" и миноносцы потопили три груженых войсковых транспорта. Турки были поражены такой активностью русского флота, они просчитались, мня себе, что выиграли время, Черноморский флот был жив и действовал.

Поделиться