Интересные факты про «буденовку. Для всех и обо всем

Как «богатырский шлем», сшитый для имперского Парада Победы в Константинополе, стал символом Красной армии.

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как «буденовка» и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т. д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.
Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства.

Так, в исследовании О. А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем:
«…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».
Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Из описания "богатырки": "Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном...."

"...Спереди к головному убору, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивается правильная пятиконечная звезда из приборного сукна диаметром 8,8 см, а внутренние углы на окружности диаметром 4,3 см. Звезда должнa иметь кант шириной 5-6 мм, наносимый черной краской, отступая 3мм от края. В центре звезды прикрепляется «значок-кокарда» установленного образца».

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.
Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах.

Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М. А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Статья с сайта "Крамола"

Ещё совсем недавно было совершенно ясно откуда произошёл этот "шедевр"Однако последнее время путинские соколы-пропагандоны пытаются представить сей факт как миф.
- головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей - богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.
Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем - постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты.

Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии - пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!), новых нагрудных знаков, и т.д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка». Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики

Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном с февраля 1918 г., а председателем Реввоенсовета Республики он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора за оппозиционную деятельность. Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой», как его прозвал один из партийцев (И.И. Скворцов), да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер - попросту глупо.
Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны». А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора.
В-третьих, имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:
«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии» (.Второв Николай Александрович (1866-1918), российский финансовый деятель, предприниматель. Владелец товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями» и ряда промышленных предприятий. Основал Московский промышленный банк (1916), создал (к 1917 г.) промышленно-финансовый концерн. Энциклопедия Российского купечества.)
Вполне логичным выглядит то, что шинели в стрелецком стиле (с хлястиками-«разговорами» на груди) и «шлемы русского витязя» - «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России (сам покрой и вид этой шинели напоминает стрелецкий кафтан второй половины XVI века).

Сразу оговоримся, что вопрос о происхождении головного убора, впоследствии известного как буденовка и соответствующего ему остального обмундирования, неоднозначный и на него существует несколько точек зрения. В советской военной и исторической литературе укоренилась официальная позиция, гласящая, что буденовка (а также шинель, гимнастерка и т.д., о чем речь ниже) появилась в 1918 году и была создана специально для формирующейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Однако в современной исторической, а особенно научно-популярной литературе, уже практически не подвергается сомнению версия, что появилась эта форма около 1915-го и разработана она была для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться в этом казусе.

Главный аргумент советских историков - отсутствие документов, точно указывающих на создание новой формы при царском правительстве. И это действительно так. Ни в военных, ни в гражданских архивах подобные бумаги пока не найдены. В то же время в распоряжении историков был полный комплект документации 1918 года, позволяющих делать, казалось бы, вполне достоверные выводы. Прежде всего, это приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорилось о создании комиссии по разработке новой формы. В ее состав вошли знаменитые русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

Эскизы принимались до 10 июня того же года, следовательно, на все было отведено менее месяца. В этом же приказе довольно подробно указывалось, каким видит наркомат новую форму. Это важно, особенно вкупе с чрезвычайно сжатыми сроками. Документально известно также, что уже в конце 1918 года первая боевая часть получила новую форму. Это был сформированный в Иваново-Вознесенске красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. И, кстати, именовали новый головной убор «фрунзевка» или «богатырка». Первая конная армия Семена Буденного тогда новой формы еще не имела.

Казалось бы, все ясно, однако лишь на первый взгляд. Есть косвенные, но вполне документальные свидетельства. Так, в исследовании О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» мы читаем: «…На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии».

Итак, первые свидетельства найдены. Сразу отметим, что это не единственное подтверждение «императорской» версии, в эмигрантской мемуаристке оно тоже встречалось, но в Советской России данным источником пренебрегали.

Второй аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающиеся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л.Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие. Кстати, звезды на буденовках изначально были синего цвета, но на них нашивали красный вкладыш с плугом и молотом. Серп и молот, а также разноцветные (по родам войск) звезды появились только в последующих модификациях формы.

В то же время в стилистику работ Василия Васнецова новая форма ложится идеально. Певец древнерусских витязей и был, по сути, создателем богатырского образа, который используется в концепции нового патриотичного обмундирования. И свидетельств того, что художник занимался разработкой военной формы, достаточно. Отметим, что авторство В. Васнецова не отвергают и советские военные историки, только переносят момент создания формы на более позднее время.

Есть и чисто экономический аспект. Реально ли было в разоренной войной и дезорганизованной революцией стране всего за несколько месяцев пошить достаточное количество комплектов новой формы? Это выглядит утопией. Как и то, что за месяц можно было разработать концепцию обмундирования и почти сразу довести идею до промышленного производства. Нужно понимать, какие в 1918 году были технические условия и скорость передачи информации.

Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол - у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать. А историю с комиссией и конкурсом придумали, чтобы разорвать цепь исторической преемственности, ведь негоже бойцам и командирам Красной армии щеголять в шинелях, пошитых для триумфа императорских войск. И отсутствие документов, вероятно, связано именно с этим. Упоминания могли быть уничтожены, дабы не дискредитировать новую революционную мифологию, частью которой и стали легендарные буденовки. Кстати, имя самого Троцкого ведь тоже почти начисто было стерто из архивов РККА.

Итак, судя по всему, форма, придуманная для парада Победы в Великой войне, действительно существовала. Она была создана по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах. Идеологическая концепция разработана художником Василием Васнецовым, возможно, в технических вопросах ему помогал кто-то еще. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах. Похоже, количество комплектов новой формы было не велико, что могло говорить о ее парадном характере. Косвенно, об этом свидетельствует и то, что на практике новая форма показала себя не блестяще и уже через 20 лет полностью вышла из употребления.

Последним эпизодом стала финская война, после чего буденовки были окончательно заменены на меховые шапки-ушанки, а шинели - на ватники и полушубки.

Судьба формы оказалась незавидной, хотя могла быть славной. И, согласитесь, это очень символично. Васнецовская форма повторила перекроенную революцией историю всей страны: вместо скорой победы и мира нам досталась многолетняя гражданская война с миллионами новых жертв. А триумфальная «богатырка» русских воинов осталась в народной памяти краснознаменной «буденовкой».

Как называлась изначально буденовка?

    Буденовку, как известно, из некоторых источников, придумал художник Виктор Васнецов для победного марша русских солдат в Берлине в 1917 году и эти солдаты должны были выглядеть, как русские витязи. И изначально этот предмет не был буденовкой, а назывался он - Богатырка .

    Этот головной убор считается традиционным для красноармейцев начала 20 века. Он по своему внешнему виду напоминает головные уборы русских богатырей. В обиходе его прозвали соответственно - богатырка, фрунзевка. За весь период, когда его использовали для обмундирования солдат, он видоизменялся. Подробнее об истории буденовки и ее возникновении можно

    Верным ответом на данный вопрос будет слово БОГАТЫРКА . Именно так называлась изначально буденовка. Как известно, буденовкой называли раньше особый головной убор, который мог в полной мере защитить воинов от холодной зимы. Он полностью обеспечивал тепло голове

    В начале 20 века красноармейцы носили на голове интересный головной убор, который назывался буденовкой. Но это не было первоначальным названием головного убора.

    Есть две версии появления этого форменного головного убора.

    Изначально она имела название - богатырка, потом называлась по имени военноначальников того времени - фрунзовка и последний вариант- буденовка.

    Хорошее название было у этого головного убора, БОГАТЫРКА. Пожалуй, даже зря, что теперь это название не используется нигде, потому что буденовцы - те еще богатыри были в свое время. Но все зависит от начальства, из-за него и переименовыли.

    В этом непросто вопросе для меня есть несколько вариантов, которые как я полагаю могут подойти для ответа. Следующие слова без сомнений подходят по критерии:

    • Первым пробуем подставить - фрунзевка
    • Если не получилось с первым вариантом, то пытаемся вставить еще одно слово - богатырка

    Одно из двух подойдет с вероятностью в сто полноценных процентов, так как других ходов я не вижу.

    Есть две версии появления буденновки в армии.

    Одна - официальная, что в 1918 году при формировании Красной Армии были разработаны новые виды обмундирования, в том числе и головной убор.

    Проводился даже конкурс, в котором приняли участие известные русские художники. В результате появилась буденновка, названная так в честь Буденного, в части которого начали использовать этот убор в первую очередь. Еще в формированиях под командованием Фрунзе, отсюда шлем стали называть фрунзевкой.

    Но изначально, из-за прототипа - шлема русских богатырей - она звалась богатыркой .

    Вторая версия происхождения буденновки -якобы в 1915 году для царской армии -не подтверждена официально, в отличие от версии с Красной Армией.

    Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить русских витязей, так как это название буденовки имеет непосредственное отношение к ним. Витязи, это- богатыри, вот и головной убор придуманный Васнецовым назывался почти также- Богатырка, по моему очень красивое название для военной одежды.

    Будновка - это достаточно своеобразный головной убор, изготавливающийся из толстого сукна, защищающего бойца от холода. Он наглухо застгивался и по форме напоминал шлем витязя с заострнной верхушкой. Использовался в качестве предмета обмундирования бойцов Красной Армии и, помимо будновки, имел и другие названия - фрунзевка и богатырка - оба состоят из девяти букв.

    Буденовка, наверное самый известный и популярный головной убор в Красной армии, был изначально разработан к параду Победы императорской армии в 1915-ом году. После чего несколько лет образцы пылились на складе, откуда и вошли в официальное обмундирование в 1918-ом году, после революции. Говорят, дизайн этого головного убора позаимствован из описания легендарного суконного шлема русских богатырей. Отсюда и первое его название, БОГАТЫРКА.

Эксперты помогли Metro разобраться с происхождением символов новой власти и красных командиров - будёновки, шинели, кожанки комиссаров и красной косынки.

Древние корни и французское влияние
"Когда именно появилась косынка, точно непонятно, - признаётся Анна Хорошева, старший преподаватель исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедры истории России XX-XXI веков. - А такой предмет одежды, как платок, имеет давнюю историю. Женщины в домонгольской Руси носили убрус (белое полотенце из льна, украшенное вышивкой). В XVII веке появляется уже более традиционный платок". Косынка, собственно, это тот же платок, только сложенный вдвое. Его частенько использовали работницы на фабрике - концы завязывались на затылке для удобства во время работы.
Самое важное в косынке начала XX века - красный цвет. "Это символ революции ещё со времён Великой французской революции 1789 года, - продолжает историк. - Этот образ большевики позаимствовали именно из Франции. Головной убор работницы красного цвета стал символом раскрепощения женщины и её деятельной роли в происходящих преобразованиях".

1918 год. Народный комиссариат по военным делам РСФСР издал приказ и объявил конкурс по разработке нового
обмундирования для военнослужащих РККА.

1919 год. Именно тогда был издан приказ, который официально ввёл в военное обмундирование богатырку (будёновку) как новый зимний головной убор во всех родах войск Красной армии.

Наследство прежнего режима
"Кожаная куртка, или, как тогда говорили, кожанка, была форменной курткой лётчиков и шофёров времён Первой мировой войны, - напоминает Анна Хорошева. - Она лежала в больших количествах на складах. Как одежда, она была очень практичная, ей не было износа, а потому распределялась среди значимых людей в среде большевиков и очень быстро стала символом новой власти и красного командира".
Кстати, теория "царского" наследства применялась и к объяснению происхождения советской шинели и будёновки. В Интернете можно найти информацию, согласно которой будёновка (похожий на неё головной убор) была разработана около 1915 года для Парада Победы нашей армии в Берлине и Константинополе. Пишут о том, что она долго лежала на складах и была экспроприирована большевиками.
"Этот достаточно нелепый миф (с полным отсутствием даже косвенных подтверждений) получил распространение в период гласности 80-х годов, когда на страницы печати выплеснулось немало действительно захватывающих сюжетов из ранее закрытого советского прошлого", - рассказывает Кирилл Цыплёнков, консультант по военному костюму Российской государственной библиотеки искусств.
Наш эксперт уверен, что будёновку и шинель не могли изготовить к параду 1915 года просто потому, что в них не было никакой необходимости: "Армия и Гвардия уже имели новую парадную форму, её к тому моменту только разработали и начинали вводить. Это была форма образца 1907-1909 годов, наряднее которой не создавалось ничего в российской истории. Ещё до начала Мировой войны, при подготовке к празднованию 300-летнего юбилея Дома Романовых в 1913 году, эта форма прошла целенаправленную адаптацию к комбинированному ношению с предметами походного обмундирования, получив, таким образом, ещё и упрощённый вариант для случаев массового применения. Ни о какой разработке новой "с головы до пят" парадной формы в стране, экономика которой за два последующих года была до предела истощена войной, попросту не могла идти речь".

Васнецов, Кустодиев и другие...
Согласно официальной версии, происхождение будёновки приписывают коллективному творчеству российских художников.
"7 мая 1918 года был объявлен конкурс на разработку. В нём участвовали знаменитые русские художники
Б. М. Кустодиев, В. М. Васнецов и другие, - подтверждает Анна Хорошева. - В итоге победил образ, разработанный этими художниками, где за основу был взят образ русского витязя. В 1919 году была утверждена и шинель с суконными петлицами - "разговорами" (так назывались красные поперечные клапаны). Автором стал С. Аркадьевский".

Кирилл Цыплёнков, консультант по военному костюму РГБИ

Крупномасштабная затея 1918 года по введению формы для РККА на первых порах выразилась в принятии лишь небольшого набора "революционно новых" предметов. Полноценную форму одежды на этой основе удалось создать только по окончании Гражданской войны, и она просуществовала с 1922 по 1924 год. После отстранения Троцкого от главных постов в РККА стали разбираться, почему при нём была такая дорогая и неудобная военная форма, кто автор этих "разговоров", которые нас чуть не разорили, кто ответственен за летние головные уборы, съезжающие на глаза при стрельбе. Следственная проверка не была доведена до обвинений во вредительстве, но для нас её результатом стали опросные листы с письменными объяснениями сотрудников Военно-хозяйственного управления РККА. Отвечая на вопросы следствия, участники событий вспоминали известные им обстоятельства появления будёновок и кафтанов. Все эти показания в целом сходятся с документальными данными, известными нам из опубликованных приказов Наркома по военным делам и Реввоенсовета РСФСР за 1918 год, но есть в архивных записях и интересные детали. Например, уже к 1920 году почти полностью были утрачены материалы разогнанной ВЧК временной комиссии при Всеросглавштабе. Теперь за неимением данных народная молва приписывает авторство победивших в конкурсе эскизов великим Васнецову и Кустодиеву, но в действительности это оказалось не так. Художником, который внёс решающий вклад в создание образа богатырской шапки и "стрелецких" кафтанов, стал вернувшийся в 1918 году из австрийского плена Михаил Дмитриевич Езучевский. Это обстоятельство подтверждается не только архивными свидетельствами (прямым упоминанием со стороны председателя комитета по выработке форм обмундирования М. В. Акимова), но и выявленными в последнее время подлинными эскизами Езучевского, находящимися в частных собраниях историка униформы РККА Алексея Степанова и коллекционера Сергея Подстаницкого.

Главные факты о Гражданской войне
. Гражданская война развернулась на территории бывшей Российской империи в 1917-1923 годах.
. Бои велись силами советской власти, Белого движения и сепаратистов при вмешательстве западных интервентов.
. Потери в ходе войны составили 12,5 млн человек. Эта цифра включает убитых и погибших от ран, погибших в результате красного, белого и зелёного (партизанского) террора, а также умерших от голода и эпидемий.
. Гражданская война закончилась установлением советской власти на большей части бывшей имперской территории.
. На тему Гражданской войны снято более 80 фильмов, среди которых четыре экранизации "Тихого Дона" Михаила Шолохова.

Поделиться