Как выглядит херувим. Херувимы. Херувимчики в искусстве - самая распространенная ошибка трактовки

в иудейской и христианской религиях – одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХЕРУВИМ

Слово херувим встречается в первый раз в кн. Бытия в следующих словах: “И поставил (Бог) на востоке сада Едемского херувима с пламенным мечем, по изгнании Адама и Евы из Рая, чтобы охранять путь к древу жизни” (3:24). Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар 6:27, 8:6-7, 2Пар 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с преклоненными к нему лицами, дает нам видеть, что они, как высшие духовные существа, удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его, благоговейно служат Ему, всегда готовы исполнить волю Его, проникая в тайны нашего спасения (Исх 25:18-22, 1Пет 1:12). В Псалмах Давида (17:11, 79:2), у Ис 37:15 и у других свящ. писателей (1Цар 4:4, 2Цар 6:2, 22:11, 4Цар 19:15, 1Пар 13:6-8) Господь представляется восседящим на херувимах, чем дается также видеть их особенную близость к Богу. Пророки Моисей и Иезекииль и еванг. Иоанн говорят о них как о действительных существах, и они поставляются вместе с ангелами и в числе ангелов (Пс 103:3-4, 17:11, От 4:6-9, 5:11). Херувимы составляют особенный высший чин в небесной иерархии, отличный от ангелов (От 5:11-14, 7:11). Они представляются самыми приближенными к Богу умными силами, одаренными от Бога особенными совершенствами и имеющими свое особенное служение. Херувим охраняет таинственное древо жизни в саду Едемском. Херувимы осеняют Ковчег Завета и чистилище, приникая в тайны спасения (Евр 9:5). Херувимы окружают престол Вседержителя и Агнца на небесах, и неумолчно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией (От 4:6-8, Иез 28:14). В небесной иерархии Дионисия Ареопагита они поставляются подле серафимов в первом лике, занимая таким образом второе место в ряду девяти чинов ангельских.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Херувим – это крылатое создание, живущее на небе. В Священном Писании можно встретить упоминания об этих существах. Херувимы наряду с серафимами занимают самое почетное место в иерархии ангелов – они наиболее приближены к Богу.

Упоминания в Ветхом Завете

Каждый, кто читал Книгу Бытия, помнит, что там описан херувим с огненным мечом, который сторожит вход в Рай. А Давид пишет, что эти ангелы служили в качестве своеобразного транспорта, на котором передвигался Бог. Во многих местах Ветхого Завета можно прочитать, что он сидит на херувимах. Пророк Иезекииль тоже упоминал этих существ. Описывая падение правителя Тира, он подмечает, что тот похож на херувима, одеяние которого усыпано сияющими драгоценными камнями. Бог изгнал его из Рая на землю, так как он возгордился, тем самым согрешив. Незавидная участь постигла его. Да, оказывается, и ангел херувим может совершить грех. Этим он похож на человека.

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Первый чин ангельский - Серафимы

Серафи мы - в христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

СЕРАФИМЫ (евр. серафим, «пылающие», «огненные») упоминаются в Библии только однажды, Ис 6:1-6. Назначение серафимов в иерархии небесных ангелов состоит в том, чтобы возносить хвалу святости Бога и осуществлять святые цели Бога на земле.Они - первые участники Божественного блаженства, первые осияваются светом велелепной Божественной славы. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим - и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а иначе всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в…

НЕБЕСНАЯ ИЕРАРХИЯ

Арха1нгели, Ангели, Нача1ла, Прест0ли, Госп0дствиz, и Серафи1ми шестокрила1тии, и многоочи1тии Херуви1ми Боже1ственнии, му1дрости oрга1ни, Си1лы и Вла1сти Боже1ственнейши, ХристY моли1тесz дарова1ти душа1м на1шим мир и ве1лию ми1лость.

Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1) . Под именем неба естественно разуметь духов (Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у Престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.

Ангелы - суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних…

Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, а в частности, сочинением «О небесной иерархии,» носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет мир ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней, иерархии: власти, господства, силы. В третьей, более близкой к нам: ангелы, архангелы, начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в «Постановлениях Апостольских,» у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Златоуста; позднее — у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: «Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об ангелах, архангелах, силах, властях, началах, господствах, престолах, херувимах и серафимах. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти…

Ангелы, серафимы, херувимы

Ангелы

Изображение Св. Иоанна в виде ангела

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал’ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы…

Бесплотные небесные силы в христианской традиции имеют свою сложную иерархию. Лучше всего она представлена в сочинении неизвестного автора «О небесной иерархии» (созданном на рубеже 5-6 веков).

Его авторство долго приписывалось Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому и выдающемуся богослову, память которого чтится 16 (3) октября. Согласно этой иерархии, 9 чинов ангельских делятся на три степени, лика или «сферы» — на иконах они часто изображаются именно как сферы.

В первую сферу входят:

Серафимы — горящие, пламенеющие, огненные. Приближенные к престолу Творца шестикрылые ангелы, прославляющие Его, пламенеющие любовью к Богу и побуждающие к ней других.

Херувимы — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости, четверокрылые и четырехликие ангелы. Они беспрерывно созерцают Бога и передают миру полученную от Него мудрость. В православном богослужении на литургии поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице…

Angelologia. Православное учение об Ангелах

___________________

Как изобразить непостижимое?

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, — говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. — Язык христианской культуры — это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних — как прекрасных юношей, других — как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.

Небесная иерархия

«В начале сотворил Бог небо и землю» — этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, — поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. — Это невидимое Небо представляет…

~ АкваМаринка ~ Высший разум (118436) 8 лет назад В христианстве сонм ангелов подразделяется на три класса, или иерархии, а каждая иерархия, в свою очередь, подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, которую приписывают Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.

Серафимы, относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи. Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги. Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в…

Чем отличается херувим от серафима?

Серафим (от древнееврейского – огненный) – это ангел, стоящий на самой высокой иерархической ступени. Эти существа ближе всех находятся к Богу и имеют три пары крыльев. В христианской традиции серафимы изображаются алым цветом, т.к. они являются огненными духами.

Известные русские художники, такие как Михаил Врубель и Виктор Васнецов, в свое время представили на наш суд свое видение этих пламенных существ. (На картинке ниже работа В.Васнецова)

Херувим также является ангелом, но на ступень ниже, это второй по значимости ангельский чин. Херувимы также близки к Богу, их называют «песнословящими духами», крыльев у них четыре, а на иконах они обычно изображаются голубым, лазоревым цветом. Иногда могут изображаться с двумя головами – львиной и человеческой. Известно, что на крышке Ковчега Завета были расположены два херувима с распростертыми крыльями. Описания херувимов в христианской и еврейской традициях довольно точное,…

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы….

Херуви мы (собственно, ивр….

Греческое слово «ангелос», вошедшее в европейские языки, является переводом древнееврейского «мал’ах» — посланец, вестник. Ангелы служат единому Богу, воздают ему хвалу, несут его волю стихиям и людям. В древнейших книгах Ветхого Завета (Пятикнижии Моисеевом, книгах Царств, Хрониках) довольно много историй, в которых участвуют ангелы.

Но если мы внимательно перечитаем их, то с удивлением убедимся, что эти сказания не дают повода считать, будто ангелы всегда добры и прекрасны. В зависимости от воли пославшего его Бога, ангел может быть равно благостным или гневным, и порой в его руке не цветок, а карающий меч.

Внешность ангелов в этих преданиях вообще не описывается, поэтому вовсе не ясно, как они выглядят. Ангел может принять облик человека – странника, спутника, но каков его истинный вид? Это далеко не единственный вопрос, который остается без ответа.

В книге «Бытие» упоминаются ангелы и херувимы, но каковы различия между ними? Ангелы были созданы Богом или…

Ангелы

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал"ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы средневековой картины мира.

В соответствии с этим планом, херувимы и серафимы ответственны за первотолчок (Primum mobile) и за сферу неподвижных звезд, престолы - за сферу Сатурна, господства - Юпитера, начала - Марса, власти - Солнца, силы - Венеры, архангелы - Меркурия, ангелы - Луны, ближайших к Земле небесных тел. В средневековых космологических представлениях фигурировали и иные ряды и взаимосвязи.



Серафимы были описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название - SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии , и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в «Числах» и «Второзаконии». Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется также и как символ Света.

Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (Овид., «Метам.», кн. XV.) Серафимы «Ветхого Завета» связаны с Херувимами. В Каббале Серафимы - это группа ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой - Суровостью.

Древневосточные изображения крылатых человекообразных фигур как воплощенных гениев и сверхъестественных существ оказали влияние на христианские представления об ангелах как о существах, снабженных крыльями, но в раннехристианском искусстве долго уклонялись от их изображения (видимо, чтобы избежать смешения с такими персонификациями античных языческих гениев, как Нике (Виктория), Глория и Агата Тюхе, счастливая судьба Цезаря). С 4 в. ангелы изображаются со священным сиянием - нимбом - и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола), курильницами, знаменами или трубами (для извещения о Страшном суде). Во времена средневековья и раннего Возрождения ангелы изображались андрогинами (двуполыми существами) или юноженственными.

С 12 в. начинают распространяться изображения ангелов в виде крылатых голов (со смысловым значением бестелесности, бесплотности) детей (безгрешность), что находит свое окончательное идиллическое выражение в стиле барокко, где ангелы изображаются в виде младенцев.

Херувимы

Херувимы часто изображаются с огненными мечами как стражи закрытого рая, а серафимы - как слуги при Престоле Господнем, архангел Гавриил - как фигура в сцене благовещения Марии, архангел Михаил - как воитель при опустевшем гробе Господнем против драконов по имени Люцифер и Уриэль; ангелы фигурируют и в изображениях, связанных с лестницей Иакова, в изображениях с очистительным огнем чистилища (Purgatorium) как проводники душ, направляющихся на небеса. В 19 в. было широко развито представление об ангелах-хранителях (в особенности с охранительной миссией по отношению к детям).

Множество людей вплоть до современного времени сообщают об обнаружении Ангелов, помогающих людям при необходимости. Иногда они сообщают, что Ангел действительно избавил их от опасности. Иногда Ангелы ведут людей жертвенным путем, чтобы помочь им. Другие сообщения повествуют о том, что Ангелы появляются как вестники Бога, чтобы донести до людей божественные слова.

Херувимы - один из наивысших ангельских чинов, упоминания о которых встречаются во множестве ситуаций в библейских преданиях. Знать о них однозначно будет полезно, так как херувимы являются одним из столпов христианской и иудейской веры.

В статье:

Кто такие херувимы

Первое упоминание о херувимах на страницах Библии происходит практически от самого момента сотворения человека. Описывается, что Господь после изгнания первых людей из Рая поставил на ворота Эдемского Сада херувима с пламенным мечом. Упоминали о херувимах и царь Давид, и пророк Иезекииль - они, в частности, поминают херувимов в качестве основного транспортного средства Бога. Тем не менее таковое предназначение этого является спорным, так как в христианских источниках упоминается, что эту роль выполняют другие ангелы, имя которым - престолы. Значение слова херувим является до сих пор не расшифрованным. Некоторые толкователи связывают его с еврейским словом «рахав », обозначающим верховую езду.

Больше всего внимания херувимам уделялось в ветхозаветных историях о Ковчеге Завета, где крайне подробно описывались божественные предписания Моисею о внешнем виде Ковчега . Так, херувимы должны были быть установлены на крышке ящика со скрижалями. Они были выполнены из чистого золота и накрывали Ковчег своими крыльями. Впоследствии Соломон велел установить в Святой Святых Иерусалимского Храма двух пятиметровых херувимов. Они покрывали своими крыльями Ковчег, были выполнены из масличного дерева и покрыты золотом. Также херувимы были изображены на множестве покрытий как Храма, так и Скинии, в первую очередь - на покрывалах, занавесках и стенах. Одна из легенд гласит, что Соломона один из паломников упрекнул в том, что народ Израиля поклоняется статуям, и после этого херувимов стали изображать на стенах, чтобы подчеркнуть их вторичность в сравнении с Богом.

В откровениях пророка Иезекиля херувимы упоминаются как существа, имевшие одновременно лицо человека и льва. Кроме этого, когда Иезекиль увидел тетраморфа - вестника Божьего, он упросил заменить тельца из четырех увиденных им существ, херувимом, так как не хотел, чтобы взгляд Бога оскверняло животное, которому некоторое время поклонялись иудеи, забыв про своего единственного владыку.

Кого сейчас называют херувимами и как они выглядят

Сейчас очень часто на вопрос кого сейчас называют херувимами - курьеров или ангелов, некоторые отвечают, что курьеров Бога и его посланников. Это - в корне неверное толкование. В библейских текстах практически не встречается упоминания того, что Бог использует столь высокопоставленных ангелов как посыльных. Эту задачу он обычно передает простым ангелам, находящимся на нижней ступени ангельской иерархии.

Внешний вид херувимов также является предметом множества споров, так как мало где в Библии дается четкое описание их внешнего вида. Некоторые толкователи считают, что пророк Иезекиль видел именно посланника божьего, принадлежащего ко второму ангельскому чину. А это значит, что он имеет головы человека, льва, орла и тельца одновременно. В устоявшейся церковной традиции иконографии этих существ чаще всего изображают в виде четырехкрылых ангелов. А некоторые отдельные источники упоминают образ херувимов как в виде огненных колес, так и в виде страшных существ, покрытых множеством глаз.

В еврейской традиции также нет единства ни относительно внешнего вида херувимов, ни относительно их сути. Более того, некоторые толкователи иудаизма вообще утверждают, что херувим - это название не существа, а предмета. Этот предмет является неотделимым атрибутом Бога по их мнению.

Все это дает основание предполагать, что внешний вид херувимов может различаться - либо в зависимости от их функциональных обязанностей, либо от их желания и целей. Не являются они и полностью идеальными существами - многие из них, как и , и полчища обычных , последовали за Сатаной в ад.

Херувимчики в искусстве - самая распространенная ошибка трактовки

Библейские мотивы, помимо классической иконографии, существовавшей еще на заре христианства, вызывали огромный интерес у творцов эпохи Возрождения. Именно тогда большинство художников, кто из страха перед Инквизицией, а кто из-за искреннего желания раскрыть с новой стороны идеи чувственности в христианства, предпочитали использовать в своих картинах сюжеты из Ветхого Завета. Именно на этих картинах впервые появились маленькие пухлые малыши с крылышками. Их не только рисовали на картинах, но и делали статуи с их участием, фрески и другие произведения искусства.

В итоге, сейчас, когда высокое искусство Ренессанса стало доступно для каждого, этих малышей многие по незнанию называют херувимчиками. Хотя на самом деле они не имеют никакого отношения к ангельскому чину, наиболее близкому к Богу после серафимов. Это заблуждение, в первую очередь, существует лишь в русскоязычных странах.

На самом деле, такой малыш называется путто, или путти - когда их много. Они появились благодаря смешению интереса к античной культуре с интересом к христианской религии. Путти практически всегда выполняют дополняющую роль, сопровождая главный объект искусства. Зачастую их рисование доверялось подмастерьям и ученикам, в то время, как художник был поглощен основным сюжетом картины. Настоящие же херувимы принимались художниками во внимание крайне редко, а их изображение было совсем не ангельским, а зависело от конкретного сюжета. Так, очень известна картина «Видение пророка Иезекииля» авторства Рафаэля. Там этот ангельский чин изображен как четыре летящих существа - ангел, телец, орел и лев, на которых восседает Бог.

В целом, херувимы занимают крайне важное место в современном христианстве. Об этом свидетельствуют большое значение херувимского ладана в церковной магии и другие аспекты. Так, одно из главных богослужений, исполняемых в православных храмах, зовется Херувимской Песнью, которая начинается со слов «иже херувими». Тем не менее ни один херувим ни в одном предании не имел собственного имени и какого-либо назначения. Это позволяет некоторым сомневаться в важности этих ангелов в божественном мире.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»«.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Поделиться