Карелы и русские. Народы карелии. Политики, общественные и церковные деятели

Северный народ — карелы – немногочисленная этническая группа. Территория расселения карел сосредоточена в Карелии , Архангельской , Тверской , Ленинградской областях . Малая часть карел проживает в Финляндии . Численность уникального народа, к сожалению, ежегодно снижается и составляет около 89 тысяч человек .


Исторический экскурс

В древности карельские племена были язычными, а в 1227 году символичное крещение карельского народа провел великий князь Ярослав. Российские карелы придерживаются православия , а финские исповедают лютеранство . Национальный язык карелов относится к финно-угорской языковой группе . Местные наречия и говоры – это наследие древних племен. Особенности диалектов хорошо заметны у беломорских карелов , жителей северного Приладожья и людиков (жителей побережья Онежского озера). На территории Карелии можно выделить три основных зоны расселения жителей:

Карельский перешеек и земли Приладожья ,
Беломорье ,
территории у Онежского озера .

Земледелие здесь было развито крайне скудно, так как возделывание болотистых и каменистых почв не приносило результатов. По этой причине карелы промышляли охотой, рыболовством. Жители приморских земель добывали морского зверя. В местных лесах собирали ягоды, коренья, грибы. Пушнина пользовалась спросом у других народов, поэтому торговля морским и пушным зверем активно шла через Новгород.

Много испытаний выпало на долю этого : суровые природные условия и голод, нападения финских и шведских соседей, притеснения московскими государями. На северную Карелию претендовали и Швеция, и Московское государство. Спасаясь от захватов, часть карелов покидали свои обжитые территории. Нелегкой была судьба нации и в период большевиков. Из — за натиска и экономического бесправия вспыхнуло восстание. Карелы покинули родные земли и бежали в Суоми.

Культура карелов

Уникальное переплетение христианских традиций и древних языческих верований легло в основу самобытной карельской культуры. В зимнюю пору готовились жители к празднованию Рождества. От христианских представлений в этом празднике карелы чтили рождение Иисуса Христа, а от языческих верований – ожидание мифического существа, посланца из мира мертвых. Традиция проводить святки имеет много общего с русскими гуляниями. Молодежь поет колядки, прославляет Христа, за что получают денежные вознаграждения или сладости. Незамужние девушки осваивают таинство гадания. Ряженые гуляют по дворам и веселятся. Молодежь наряжает бычка: надевает на мужчину шубу наизнанку, а на голову большой горшок. Такого «бычка» водят по поселку. Интересен обычай «кормления козы». К чучелу животного приносят свежий хлеб и будто кормят козу. Сам хлебушек складывают в мешок, а после ритуала набранные хлеба раздаются домашним животным. Все обычаи и магические ритуалы направлены на мольбу о богатстве скота, успешном заработке, здоровье близких.

Календарные праздники(Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Егорьев день и другие) имеют славянские корни и отмечаются схоже с русскими традициями. Свадебные приготовления сопровождаются старинными песнями и заклинаниями. В семье невесты готовятся к ритуалу увода молодой девы из отчего дома.

Карельские шаманы с помощью колдовских заклинаний общались с духами и просили их оградить народ от бед. В домах хранились обереги, защищающие от нечистой силы. В современной Карелии шаманы воспринимаются туристами и гостями как экзотическая диковинка. А между тем, шаманство карелов – это богатый духовный пласт нации. Языческие корни легли в основу сказок и былин, народных песен и обычаев.

Бытовой уклад карелов

Кушанья северных жителей – это простая в приготовлении еда из даров холодного края. Много блюд готовится из рыбы, которой в этих краях в изобилии. Горячая рыбная похлебка – уха – готовится быстро и утоляет голод надолго. В наваристый бульон из жирной рыбы добавляют картофель, лук и крупу. Из рыбы готовят и другие блюда. В больших количествах она идет на засолку и сушку. Грибы и ягоды заготавливают на зиму, чтобы полакомиться в холодные месяца. Пользуется популярностью выпечка.

Дома построены из дерева. В таких домах всегда по-особому уютно. Местные мастера украшают дома изящной резьбой, поэтому такие жилища похожи на сказочные теремки.

В доме чтятся древние традиции: уважение к старшим, посильная помощь детей по хозяйству, обсуждение важных дел всем семейством.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Карелы. «В краю "Калевалы», 2009


Общие сведения

КАР‘ЕЛЫ (общее самоназвание Карелов - карьялайзет, собственно Карелов - карьялани, приладожских Карелов - ливгиляйне, ливвикёй, прионежских Карелов - лююдилайне, лююдикёй), народ в России. Численность 124,9 тыс. человек. Коренное население Карелии (78,9 тыс.), расселены также в Тверской области (тверские или верхневолжские Карелы - 23,2 тыс. человек), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине (2 тыс. человек), в Белоруссии (1 тыс.) и Эстонии (1 тыс.). Общая численность 130,9 тыс. человек. Говорят на карельском языке финно-угорской группы уральской семьи. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие - православные.

По данным Переписи населения 2002 года численность карелов, проживающих на территории России, составляет 93 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 60 тыс. 815 человек.

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция Карелов на север началась в 11 веке, в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (смотри Вепсы), на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия.


Древние Карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые в 1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнической консолидации племенных групп корелы, формирования карельской культурной общности (12-14 века). Значительное влияние на культуру Карелов оказало русское население.

Распространение пашенного земледелия (начало 2-го тысячелетия нашей эры) положило начало возникновению у Карелов комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере - оленеводство. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с начала 20 века - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 века - картофель. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на юге Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя. Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, медно-литейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.


Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 века получило развитие отходничество, на севере Карелии - торговля вразнос с Финляндией. Современное социально-экономическое развитие Карелов определяет многоотраслевое производство (лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, судостроение и т.д.). Для значительной части Карелов сельское хозяйство остаётся существенной отраслью производства.

До конца 19 века сохранилась большая 3-4-поколенная семья (до 25 и даже 40 человек). Было характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. В наши дни у Карелов малая семья, её средний размер 3 человека.

Селения прибрежные (речные или озёрные) с двумя основными типами расселения: преобладающим гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры, и разбросанно-хуторским. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 века) и уличная (с 19 века). Жилище Карелов близко к северо-русскому со значительной высотой сруба (14-21 венец) и соединением под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Дома украшались резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками.


В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

В традиционной пище Карелов преобладала озёрная рыба (солёная, вяленая, сушёная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на севере Карелии - с мучной подболткой, на юге - с картофелем, перловой крупой. Повсеместно распространены калитки с крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов. Древнее блюдо - овсяные блины. Выпекали кислый хлеб-каравай, на севере и в средней Карелии - особый лепёшкообразный пресный "хлеб с дыркой". Напитки - чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас.


Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов.

В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос "Калевала" записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек. В северной Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы.

Е.И. Клементьев



Очерки

Что прожито - бело, что не прожито - темно

«Калевала» - вещь культовая

Карельский фольклор очень разнообразен. И главное место в нем занимают древнейшие эпические песни (руны). Они сопровождаются игрой на щипковом инструменте «кантеле». Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, эта книга насчитывает 22795 стихов.

«Калевала», как теперь говорят, вещь культовая. По песням этого эпоса можно почувствовать, можно увидеть, что с помощью силы слова, звука и магического заклинания человек упорядочивает мир, побеждает врагов, покоряет природу.

Не только «вековечный прорицатель» Вяйнямейнен обладал даром заклинания и магическими знаниями, но и кузнец Илмаринен.

«Словами небо он украсил, разговорами своими», - говорится в руне о выковывании неба, а также Лемминкяйнен. В состязании на пиру в Пяйвяле соперники силой слова создают животных.

Но если «Калевала» - это героический эпос, то есть у карел и эпос бытовой, семейный под названием «Кантелетар». Лучшего пособия по семейной жизни карелы пока еще не придумали, не сочинили. «Кантелетар» - это истории про то, как живут карелы, как они влюбляются, ссорятся, мирятся. Это вещь полна юмора. События в ней происходят с невероятной быстротой. И если судить о карельском характере именно по текстам, собранным в «Кантелетаре», то никакие карелы не медлительные. А наоборот, активные и стремительные. Рифмованные стихи из бытового эпоса «Кантелетар» на сцене просто поются. В начале 80-х годов прошлого века по этому произведению в Петрозаводске на сцене Финского драматического театра была поставлена пьеса. Она пользовалась необычайной популярностью в течение многих лет.

Архаические свадебные песни карелов немногочисленны. Они сохранились в беломорской и сегозерской Карелии. Обычно это песни-наставления - невесте, молодым, песни встречи двух родов. Свадебные песни могут исполняться с руническими и причетными напевами. Самые известные песни «Летел орел с востока» и «Мир ждал молодого месяца».

В свадебной традиции карелов-людиков, сегозерских карелов (в меньшей степени) к ХХ веку закрепились русские (пудожские, заонежские, свирские) свадебные песни, которые исполняются на русском, а с 30-х годов переводятся на карельский язык.

В системе жанров карельской музыкальной традиции своеобразием отличается «huhuhja» - призывы домашних животных. Сбором этого материала занимался в середине ХХ века финляндский исследователь Е. Ала-Кённи, записывая выкрики приладожских карелов и карелов Финляндии. Этот жанр имеет аналоги в эстонской женской пастушеской музыкальной традиции. Призывы исполняются только женщинами или девушками-пастушками. Текст импровизационный, функциональный, ритмика свободная, звукоряд выкриков неустойчивый, тесситура звучания постоянно повышается как в структуре в целом, так и на отдельных ее участках.

Широкое распространение в ХХ веке получила традиция частушек. Она сформировалась на основе карельских luhutpajot (коротких песенок) с медленным, протяжным напевом; русских частушек, рунических песен и песен городской традиции.


Карельские загадки впитали в себя многовековую народную мудрость, крестьянскую хитрость, северную основательность. В загадках таятся неожиданности, оригинальные и необычные аналогии, эротический юмор. Многие древние загадки так затемнены, что путем логического умозаключения их не разгадать. Надо их просто заучить наизусть и не забывать. Интересно, что сами карелы знают толк в загадках и умеют щелкать их, как орехи.

В карельских деревнях до сих пор живут люди, знающие сотни загадок, пословиц, баек.

Загадки обычно загадывают женщины, мужчины сами загадывать не соглашаются, но подсказывают «Загадай о рукавице…», явно намекая на двусмысленность загадки. Издавна удобным временем для загадывания считалось утро, вечером загадки были запрещены - боялись прихода «хозяйки загадок». Если человек не мог отгадать определенного числа загадок (три, шесть, девять), его изгоняли из числа присутствующих.

Многие карельские загадки сочинялись на грани дозволенного. Еще чуть-чуть, еще немножко, и они бы воспринимались как непристойности. Но в том-то и состоит мастерство загадывающего, что он эту грань не переступает. Слегка пощекотать воображение отгадывающего легкой эротической щекоткой, это возможно, это допустимо. А культивировать явные пошлости - недопустимо. Но порою, войдя в раж или заигравшись, эту тонкую грань «мастера загадок» все-таки переходили. И винить их за это не надо. Это сейчас сексуальная литература вполне доступна. Ее просто много. Хочешь - читай Фрейда. Хочешь - справочники попроще, да еще и с иллюстрациями. А в те далекие времена карелы именно через загадки получали реальное представление о «мужском и женском», о взаимоотношениях между различными полами.

Вот несколько примеров относительно невинных, как бы эротических, загадок, но на самом деле абсолютно не эротических. Тот, кто загадывает загадку, просто направляет наше внимание по ложному следу…

Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. (Курица).

Качается, трясется, за мясо держится. Серёжкав ушах).

Мужик на печку поднимается, палка сзади висит. (Кот хвостатый)

Вор в чулан заходит, котомки на пороге оставляет. (Совокупление).

Не лишним будет добавить, что эти загадки были привезены из Олонецкойгубернии в конце века известным писателем Николаем Лесковым.


День и ночь в Карелии

В последнее время актуализировались споры о двух типах культуры - о жаворонках и о совах. Действительно, есть люди, которые ориентированы на дневное бытие, на технический прогресс, на рациональные способы освоения мира. И есть те, кто тянется к «ночной жизни», в которой преобладает интуиция и иррациональные формы познания.

Так вот, ночная составляющая в карельской культуре велика, значительна. По мнению некоторых исследователей, колдовство и магия занимают в культуре карел исключительное место. Многие предметы у карел считаются магическими. Например, ртуть, зубы и когти тотемных животных, цвет ржи, кусочек кожи с вырезанной на ней пятиконечной звездой (пентаграмма - знак-оберег у многих народов мира). Чтобы уберечь новорожденного от сглаза, кусочек его пуповины зашивали в кожаную ладанку. Ребенок ее носил. Считалось, что помогает.

Мы бы не стали так уж однозначно тягу к магии и к символике относить к ночной жизни. Но факты - упрямая вещь. У карел существовали запреты рассказывать сказки летом и днем. Сказочнику нужна темнота, чтобы он мог видеть в своем воображении то, о чем идет речь, и вызвать подобные впечатления у слушателей.

Именно в сумерках и ночью в сказке происходят самые важные события. Сказка выполняла защитную функцию, так как, согласно представлениям карел, рассказанная сказка образует вокруг дома обереговый, охранительный «железный» обруч, защищающий от вредоносного воздействия злых духов. Волшебные сказки больше распространены на севере Карелии. В северных сказках ощутимо родство с песенной эпической традицией. «Ночное» ярче проявляется в культуре именно северных карел, что, вероятно, связано с суровым климатом.

На юге были популярнее сатирические и бытовые сказки. С ясным и светлым содержанием. Одну из таких сказок мы и расскажем.


Как один парень царя проучил

Жил в далекие времена один царь. Очень любил он слушать сказки. По всему государству искали царские слуги сказочников для царя, - царь требовал каждый день новую сказку. А если ему рассказывали такую, которую он уже слышал однажды, он приказывал сказочника казнить. А как было узнать, слыхал он эту сказку или не слыхал?
Бывало, как только начнут ему во второй раз знакомое рассказывать, так царь сейчас же распоряжался отрубить рассказчику голову.

И вот пришел день, когда уже не осталось в этом царстве сказочников, которые решились бы выступить перед царем. А царь из себя выходит, кричит на слуг:
- Доставайте мне сказочника, откуда хотите! А не то всем вам конец!

Мечутся слуги, себя не помнят. И вдруг является во дворец какой-то незнакомый парень.

Пришел, с царем поздоровался и говорит:

Хочешь, царь, мою сказку послушать?

А царь и рад-радёшенек. Торопится, в рот парню смотрит.

Давай, давай, рассказывай скорее! И усаживает его подле себя в мягкое кресло.

Парень царю говорит: - Ну, слушай. Такую сказку ты еще, верно, не слыхивал. Было это давным-давно, когда мой дед и твой дед вместе сарай строили. Такой был длинный сарай, что если бы в нем бревно протянуть - белка за целый день не смогла бы от конца до конца проскакать. Вот это был сарай! Ты про такое не слыхал?

Нет, не слыхал, - царь говорит, - а что дальше было?

Наутро опять приходит. Царь его опять рядом с собой усаживает, торопит:

Так вот, - говорит парень, - твой дед и мой дед в этом сарае быка вырастили. Такой был бык, что ласточке целый день лететь нужно было, чтобы с одного рога на другой перебраться. Ты про такого быка слыхал?

Нет, - говорит царь, - не приходилось.

А не слыхал, так на сегодня и хватит, - говорит парень. И опять ушел.
«Хитрый ты парень, - думает царь, - а только я все равно тебя перехитрю. Быть тебе, как и другим, без головы!»


Созвал он всех своих придворных и говорит:

Когда завтра этот парень снова рассказывать начнет, вы все приходите слушать и, что бы он ни сказал, кричите: «Мы это слышали, слышали! Вот я его и подловлю».

Пришел парень и еще раз. Уселся, начал рассказывать.

Когда твой отец и мой отец по соседству царствовали, взял твой отец у моего отца в долг тридцать бочек золота. На тридцати лошадях увез. Слыхали ли вы про это?

Слыхали, слыхали! - закричали хором придворные.

Ну, раз все слыхали, так отдавай, царь, долг! - говорит парень.

И пришлось царю золотом с парнем расплачиваться. Ведь не поспоришь, коли все хором кричат, что про этот долг слышали. Велел царь своим казначеям приготовить парню золото.

Собирали, собирали, да всего десять бочек набрали, больше у царя в казне не оказалось.

Разбогател наш парень, на тройке коней от царя уехал. Поучительная сказка, как и многие карельские пословицы.

В одиночку только с кашей воевать.

Родина - земляника, чужбина - черника.

Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.

Даже хорошая драка не стоит плохого лаптя.

Или вот еще - просто вершина светлой народной мудрости:

Что прожито - бело, что не прожито - темно.

Карьялайзет – так именуют себя представители народа, который называют карелами. Основное место проживания – Республика Карелия и близлежащие области Российской Федерации. В средине этноса существуют и отдельные этнические группы со своими самоназваниями.

Старинные хроники упоминают о предках нынешних карел издавна. Самые давние упоминания относятся к скандинавским сагам. Русские летописи впервые говорят о карелах в 1143 году, когда карельская земля была в составе Новгородского княжества.

Предки карел обитали на северо-западе Ладоги. Язык относится к финно-угорской группе с несколькими наречиями, которые стали результатом отношений с древними финнами и вепсами. В древней топонимике и народном фольклоре прослеживается финское влияние.


Промыслы

Издревле карелы были охотниками и рыболовами. Впоследствии начали заниматься скотоводством и земледелием. Разводили овец, получая шерсть и мясо. Содержались коровы и низкорослые породы лошадей. Ближе к северу держали оленьи стада.

Земледелие носило трехпольный и подсечный (под поля вырубались и сжигались участки леса) характер. Конопля и лен сеялись для изготовления ткани. Из зерновых собирали урожай ячменя, ржи, овса, гороха и пшеницы. Из корнеплодов культивировались – редька, брюква и репа. Спустя время начали выращивать морковь, лук, картофель и свеклу. Землю обрабатывали мотыгами, сохами, боронами и плугами.

Наличие большого количества водоемов – естественная причина распространения рыбной ловли. На тихой воде с помощью вбитых в дно кольев и натянутой сети сооружали ловушки для рыбы. Охотились на всю дичь, которая обитала в лесах, используя добытое мясо в пищу, а шкуры для изготовления одежды.


Распространено было и собирательство. В лес ходили за грибами, ягодами и диким медом. Добывали также смолу. Позже пчеловодство сделалось домашним. Лес заготавливался и для строительных нужд и для продажи (сплавлялся по рекам).

Развито у карелов было кузнечное дело. Из местной руды плавилось железо. Кузнецы работали с медью, бронзой, серебром. Ковалось оружие, орудия труда, изготовлялись ювелирные украшения. Древние карелы занимались резьбой по дереву, гончарным ремеслом. Обрабатывали шкуры и выделывали кожу. Одежду шили из домотканых полотен. Солому и бересту использовали для плетения.


Кухня

Рыба использовалась в пищу в большом количестве. Запасы на зиму производились с помощью засаливания, сушки или вяления. Уха была самым распространенным блюдом. В нее добавлялась перловка или мучная болтанка, а также лук и картофель. На столе присутствовали каши, хлебобулочные изделия из кислого и пресного теста, мясо, молоко, грибы и ягоды, пиво и квас.

Совет

При возможности не отказывайте себе в наслаждении отведать карельской ухи. Она одна из лучших в мире.


Жилье

Дома ставили деревянные. Фундамент отсутствовал. Интересно, что в доме находилась и скотина и жилье для людей. Такая планировка характерна для представителей финно-угорских племен. Избы ставились хаотично возле водоема. Ограждались частоколом, украшались резьбой. Обязательными элементами поселений были амбары, навесы для хранения инвентаря и бани.


Семейные традиции

Семьи у карелов были очень большие. В одном дворе проживало до сорока человек. Объясняется это совместным обитанием нескольких поколений родственников. Старики почитались. Приобщались к посильному труду дети.

Кто главный в доме у карелов?

Все подчинялись главе семейства и его жене. Владение имуществом было совместное, так же как и ведение всего хозяйства. Периодически собирался семейный совет для решения назревших хозяйственный или иных проблем.

Свадебные обычаи уходят корнями в язычество. Ритуальные действа состояли из сватовства и ритуала увода невесты из дома родителей. Все это сопровождалось обрядовыми песнями и старинными заговорами.

Религиозные верования

В современной Карелии преобладающей религией является христианство (в том числе старообрядчество). В местном культе христианские обряды смешаны с древними верованиями предков карелов.

Древние верования карьялайзет

Поклонения деревьям. Предполагалось наличие у всего живого (в том числе и у деревьев) души. Поэтому заготовка леса превращалась в целый ритуал с привлечением колдуна, который читал заговоры. А после самому лесорубу необходимо было обращаться к духам за разрешением на порубку. Поваленные и первоначально обработанные деревья в течение сорока дней оставались в лесу умирать. А в местах захоронений и священных рощах деревьев не трогали никогда.


Поклонение духам

Практиковалось поклонение духам природных стихий и домашнего очага. В народных верованиях лешие имели свои срубы в лесу, и социальный уклад был схожим с человеческим. Водная стихия принадлежала русалкам и водяным. И в зависимости от настроения они могли и напакостить людям. Ветрами повелевали четыре брата с разным нравом и характером.


Огнем повелевал рыжебородый дух, при чем ничего общего с домашним очагом он не имел. В карельских преданиях существовало много разных потусторонних созданий, обитающих рядом с человеком. Это дворовые духи, кикиморы, Мара, выстригающая шерсть на невымытых домашних животных. А дух бани, несмотря на покровительство роженицам, мог наказать людей за неправильное пользование баней вплоть до удушения.

Сосуществование духов и людей

Шаманы и колдуны посредством заклинаний задабривали духов, чтобы те если не помогали, то хотя бы не мешали деятельности людей. На теле и в доме размещались обереги. С тех далеких времен осталась традиция росписи и декорирования домашней утвари.

Шаманы Карелии уже не вызывают трепета и воспринимаются как экзотика севера. Но языческие традиции оставили после себя богатейший пласт устного народного творчества, выраженного в былинах, сказаниях, обрядах, песнях и др.


Вывод:

Карелы – древний этнос испокон веков обитавший на берегах Ладоги. Обычаи народа уходят корнями в далекое языческое прошлое финно-угорских племен. Поэтому уклад жизни подразумевал полную самодостаточность и большие дружные семьи.


Карельская деревня

Печем калитки в карельской деревне Кинерма, самой красивой в России. Фото: ИА "Республика" / Игорь Георгиевский

Сразу расставим точки над ā. На территории Карелии долгие века жили вместе несколько народов — каждый из них внес что-то свое в исторический облик республики. Самое большое влияние (помимо русских) оказали карелы, вепсы и финны.

Последнюю тысячу лет они жили бок о бок, обменивались культурными достижениями, смешивались — и в результате появились современные прибалтийско-финские народы, живущие в нашей республике. Однако внутри каждого из них есть отдельные группы. Иногда они различаются диалектом своего языка, иногда — местом проживания, а порой и тем и другим.

О вепсах и финнах в нашем проекте мы расскажем чуть позже, сегодня речь о титульном этносе: именно карелы дали название нашей республике.

Карелы

Немножко цифр. Сегодня компактные места проживания карелов — Олонецкий (53%), Пряжинский (32%) и Калевальский (36%) национальные районы. Доля карелов в республике — 7,1% (по переписи 2010 года — 45 530 человек).

В карельском народе ученые традиционно выделяют три группы, которые различаются прежде всего особенностями языка и местом проживания. Статистика их объединяет, но на территории нынешней республики живут ливвики, людики и собственно карелы.

Собственно карелы

На севере республики вот уже несколько веков живут люди, которые называют себя просто — «карелы». Ученые именуют их также «собственно карелы» или «северные карелы». Их язык наиболее близок к финскому, чаще всего его считают эталонным диалектом карельского.

Живут собственно карелы на территории Калевальского, Лоухского, Беломорского, Сегежского, Муезерского, Медвежьегорского (бывшего Паданского) районов.

Карелы-ливвики

В Олонецком районе и на части района Пряжинского исторически расселились карелы, именующие себя ливвиками. Живя в Приладожье, ливвики долгое время контактировали с вепсами и более западными племенами финно-угорского происхождения, поэтому их язык богат заимствованиями из вепсского и некоторых западно-прибалтийских языков.

Карелы-людики

В Пряжинском и Кондопожском районах живут карелы-людики. Их язык испытал самое большое влияние языка вепсского, также на его развитие повлиял собственно карельский диалект.

Карелы, конечно же, живут не только на территории республики. Значительная группа еще в средние века поселилась в Тверской области. Их самоназвание — тверские карелы, а язык их ближе всего к собственно карельскому. Живут карелы в Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях, в Москве.

Отдельный вопрос — карелы в Финляндии. В XX веке большую их часть окончательно ассимилировали финны, однако до сих пор в соседней стране, по некоторым оценкам, проживает до 25 тысяч карелов.

В мире на сегодняшний день насчитывается почти 90 тысяч карелов. Более 60 тысяч живут в России, около 25 тысяч — в Финляндии. В Карелии проживает 45 тысяч карелов, в Тверской области более 7 тысяч, остальные — в Санкт-Петербурге, Мурманской, Ленинградской и Новгородской областях, а также в Москве.

Карельский язык

Наталья Николаева, директор Олонецкого музея карелов-ливвиков, — карелка. На ливвиковском наречии говорит, хотя и не так свободно, как говорили в ее семье когда-то. Как ни жаль, считает она, но живой повседневный карельский уходит из жизни жителей Олонца.

Почти до конца двадцатого века на карельском люди говорили только дома. В 1940 году язык был лишен статуса официального и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой.

К вопросу вернулись только после перестройки. В 1989-м власти Карелии официально утвердили алфавит карельского (ливвиковского наречия).

Единый алфавит карельского языка был утвержден постановлением правительства республики только в 2007-м. Спустя семь лет в него было внесено изменение: добавлена буква Cc.

На каком языке говорят и пишут сегодня коренные жители республики?

В Калевальском и Лоухском районах — на собственно карельском, близком к финскому. На юге и в центральной части — на ливвиковском и людиковском диалектах карельского языка.

Алфавит общий, лексика часто похожа, но говорят южные и северные карелы на разных наречиях.

Дом карельского языка

— Моя мама родилась в соседней Кинерме, — рассказывает Ольга Гоккоева. — Теперь в Кинерме живет моя сестра Надежда со своей семьей. Но выросли мы в Петрозаводске, сюда приезжали только на лето.

Помню, в детстве едешь на автобусе и слышишь только карельскую речь. И смех, постоянный смех! Такое ощущение, что все говорят одновременно, никто друг друга не слушает — все говорят и все смеются!

Сестры. Надежда Калмыкова и Ольга Гоккоева. Фото: Игорь Георгиевский

Карельский (как и финский) Ольга выучила уже в университете. Давно живет в Финляндии, но в Карелию приезжает всё время, и не только с сестрой повидаться. В Ведлозере Ольга построила дом. Не для себя — для жителей деревни. Дом карельского языка.

Деньги на Дом карельского языка собирают всем миром. Помогают кто чем может: один заявки на гранты пишет, другой калитки для туристов печет.

Никакого обязательного правила говорить здесь только на родном языке нет. Но Дом карельского языка в Ведлозере — это в последние годы настоящий национальный центр республики.

— У нас Дом карельского (не ливвиковского!) языка, — утверждает Ольга Гоккоева. — Мы не делим свой народ на ливвиков, людиков и собственно карелов. И работаем со всеми, хотим, чтобы люди слышали друг друга.

Я считаю, что без родного языка и без понимания, откуда ты идешь, очень трудно вырасти гармоничным человеком. Я, к примеру, в любой стране хорошо себя чувствую, даже если не знаю языка. Потому что знаю, кто я, знаю, откуда я.

И всегда гордо о своем происхождении заявляю. Потому и не ношу национальные костюмы: после пяти минут разговора со мной все знают, что я карелка!

Ольга Гоккоева. Фото: ИА «Республика» / Игорь Георгиевский

Наталья Воробей. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Карелов в проекте «100 символов Карелии» представляет Наталья Воробей, председатель Союза карельского народа:

— Сегодня карельский язык перебирается из деревни в город вместе со своими носителями. Из простого, бытового он превращается в язык общения творческой интеллигенции, и не только национальной.

На курсы ливвиковского и собственно карельского каждый год записываются и те, у кого есть национальные корни, и те, кто хочет глубже узнать историю и традиции нашей республики. Без языка это невозможно.

Карельский адаптируется к новым, современным реалиям: в «ВКонтакте» есть интерфейс на собственно карельском наречии, активно развивается Википедия на ливвиковском. Мы говорим на карельском на работе и в семье. А пока жив язык — живет и народ.

Наталья Воробей не карелка. Отец белорус, мама — русская, хотя и из вепсской деревни Ревсельга. Язык (собственно карельское наречие ) Наталья начала изучать в педагогическом училище, затем продолжила на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского университета.

— Но по-настоящему я заговорила только тогда, когда пришла работать на телевидение, в национальную редакцию. И поехала в командировки на север Карелии: в Калевалу, в Юшкозеро. В командировках я даже сны вижу на карельском.

А еще Наталья говорит на родном (уже родном!) языке с дочерью Тарьей.

— До трех лет, пока я была в декретном отпуске, говорила с ребенком только на карельском. И первый язык, на котором заговорила моя дочь, — это карельский язык.

Я понимаю, что это может остаться просто в семье, на уровне «давай попьем чаю / одевайся / пошли». Конечно, этого мало. И таскаю ее на все национальные мероприятия, чтобы слышала речь, чтобы было с кем поговорить. Ребенку было девять месяцев, когда я повезла ее в Лахти, в Финляндию, на Конгресс финно-угорских народов. Сейчас смотрю на эти фотографии — ну вот нормальная мама?!

Теперь в детском саду уже Тарья учит воспитателей карельскому языку. Сложила кубики — и объяснила всем, что построила KOTI.

Потому что koti — это дом.

Над проектом работали:
Мария Лукьянова , редактор проекта
Елена Фомина , автор текста
Игорь Георгиевский , фотограф
Николай Смирнов , фотограф
Борис Касьянов , фотограф
Владимир Волотовский , оператор
Илья Дедюшко , режиссер
Павел Степура , вёрстка
Елена Кузнецова , консультант проекта

Идея проекта — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте

Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона.

Коренные жители Карелии

Карелы

Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, основная теория базируется на том, что карелы отделились от финно-угорских племён современных территорий юга и востока Финляндии, а также южной Карелии во II тысячелетии нашей эры. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями.


Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион ещё в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карелов придерживаются православного христианства. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч представителей этой народности.

Вепсы

Ещё один коренной народ Карелии, близкий к карелам. Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике, а в I-II тысячелетии нашей эры они постепенно начали передвигаться на восток. Вепсы относятся к группе прибалтийско-финских народностей, которые заселяли обширную территорию Межозёрья, то есть земли между Белым, Онежским и Ладожским озёрами.


Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел стал основным занятием вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре. Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали у аборигенов, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей. Сейчас в Российской Федерации проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.

Саамы

Самый малочисленный на сегодняшний момент, но самый древний из коренных народов Карелии. Первые саамы появились на этой территории почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр примерно пять тысяч лет назад. Точное происхождение народности неизвестно, но археологи установили, что саамы заселили север ещё во времена, когда человек не знал железа.


Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму останавливались в южных районах на погостах (в деревнях). Весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Саамы быстро приручили оленей: для них это был и транспорт, и твёрдая валюта, и основа для пошива одежды, и еда.

Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Вначале — разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо «стеклянные бусы», либо спиртное. Сегодня российские саамы живут в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Общая численность не превышает трёх тысяч, ещё порядка 60 тысяч саамов живут в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Итоги

Последняя полноценная всероссийская перепись населения в 2010 году показала, что в Карелии преобладает русское население, насчитывающее более 82 % от всех живущих в республике. В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9%.


Для сравнения, предыдущие переписи населения, проводимые в России в 1989 и 2002 годах, показывали другие цифры. Людей, называющих себя русскими, в 1989 году в Карелии проживало 73%, в 2002 — уже 77%. Как видим, доля русского этноса в республике плавно увеличивается. Доля же коренного населения, напротив, снижается. В 1989 году это были 13%, а в 2002 — уже 12%.

Если такая тенденция сохраниться и будет подтверждена планируемой в 2020 году очередной всероссийской переписью населения, это будет означать, что в перспективе у коренного населения Карелии стоит вполне реальная угроза исчезновения с этнической карты России.


Поделиться