Коммуникативные упражнения. Игры и упражнения на формирование навыков взаимодействия со сверстниками Упражнения на общение и взаимодействие

Урок № 23Тема: Навыки общения в небольших группах и парах

Урок:

физическая культура

Школа:

Дата:

Ф.И.О.учителя:

Класс: 1

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящён урок

1.2.1.1Знать и понимать двигательные идеи, стратегии и планы во время участия в физической деятельности.

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Вести мяч вокруг конусов (футбол).

Ориентироваться в пространстве и во времени.

Покатывать мяч в прямом направлении на расстояние 5 м.

Большинство учащихся смогут:

Ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе.

Демонстрировать контроль пространства и тела при перемещении воздушных шаров из разных стартовых позиций.

Применять социальные навыки при совместной работе в группе.

Некоторые учащиеся смогут:

Находить интересные идеи и хорошие примеры совместной работы, чтобы дать посмотреть их другим учащимся.

Исполнять роль лидера при совместном выполнении движений.

Языковая цель

Учащиеся могут демонстрировать социальные навыки работы в паре, группе; тактику взаимодействия при перемещении воздушного шара из разных позиций, контроль движения, тела и объекта при перемещении футбольного мяча.

Предметная лексика и терминология:

Взаимодействие, время реакции, координация, круг, пространство, перемещение, шары, футбол.

Полезные фразы для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения :

Можете ли вы сказать, у кого в классе хорошо получается вести мяч?

Что необходимо, чтобы вести мяч лучше?

Почему важно хорошо играть в мяч?

Что развивает упражнения партнёра?

Можете ли вы сказать, почему…?

Можете ли вы сказать, как вы меняли своё поведение, когда работали вместе?

Можете ли вы сказать, что такое время реакции?

Предыдущее обучение

Бег с мячом в руках на расстояние 3 м.

Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.

Ползание с мячом между колен с опорой на ладони и ступни.

Прокатывание мяча одной и двумя руками.

Бросание мяча за спину из исходного положения «Сед на пятки», вторая шеренга ловит.

0-3 мин

4-6 мин

7-15 мин

16-24 мин

25-30

(К,Д)Тренинг проводится в кругу

«Возьмёмся за руки и представим, что мы одно целое, единый организм. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох (3 раза). Очень хорошо. Послушаем, как бьётся сердце. Тук-шаг вперёд, тук-шаг назад (3 раза).»

Движение врассыпную по всему залу, затем показать карточку с числом – учащиеся должны быстро создать столько кругов, сколько указано на карточке.

Поощрить тех, кто взял на себя роль лидера, помог учащимся быстро организовать круг.

(И) Футбол – ведение мяча вокруг всех конусов, слегка ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе. При звуке свистка они ведут мяч к ближайшему конусу и становятся рядом со своим мячом, придерживая его ногой.

(Г) Группы из 4-х человек работают вместе с одним шариком. Предложить разные способы передачи шарика вверху из разных стартовых позиций: лёжа на полу, стоя на коленях, удерживая шарик только руками.

Комментировать интересные идеи и хорошие примеры совместной работы.

(П) Один учащийся посылает мяч перекатом, так быстро, как он может достигнуть линии конуса, которая расположена в 5 метрах от него. Как только мяч покидает руки учащегося, другой учащийся сразу бежит за ним и пытается догнать его, до того, как тот достигнет линии конуса. Партнёры меняются ролями. Это возможность наблюдать за социальными навыками в их парах, в то время как они работают вместе.

Спросить, что развивает это упражнение? (скорость, время реакции).

Что развивают упражнения партнёра?

(П,И) Раздать приготовленные карточки с изображением животных лидерам групп. Предложить показать движение заданного животного. Все учащиеся могут двигаться, копируя некоторые из лучших шарад с животными для пополнения своего словарного запаса касательно движений. Менять карточки и лидеров групп.

Просторное свободное пространство.

Карточки с числами от 1 до 8.

Конусы, мячи футбольные

Воздушные шары

Мячи баскетбольные

Карточки с изображением животных

31-35

Размышление: -Как вы меняли своё поведение, когда работали вместе?

Поговорите с партнёром о ваших идеях.

Примеры изменений поведения: учащиеся становятся менее эгоистичными, более терпеливыми, помогают другим; регулярно общаются, дают совет, для того, чтобы улучшить качество работы группы.

Во время дискуссии оценить понимание учащихся взаимосвязей и социальных навыков.

Дополнительная информация

Дифференциация-как вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание-как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи

Проверка здоровья и безопасности

Связи с ИКТ

Связи с ценностями

Предложить интересные идеи и хорошие примеры совместной работы.

Демонстрировать контроль пространства и тела, и объекта при перемещении шаров из разных позиций.

Слегка ударять мяч ногами наружной или внутренней стороной стопы и держать мяч ближе к себе.

Проявят согласование и взаимопонимание при построении в указанное количество кругов.

Будут держать мяч ближе к себе при ведении между конусами.

Выполнят ряд перемещений воздушного шара из разных позиций.

Познание

Математика

Рефлексия для учителя:

Были ли цели урока/учебные цели реалистичными?

Чему ученики научились сегодня?

Какой была атмосфера урока?

Хорошо ли сработал мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?

Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Какие два аспекта могли бы улучшить урок?

Что я узнал (а) о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Повышение доверия. Развитие убедительной речи. Развитие интуиции в общении. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Развитие навыков первичного контакта. Собеседование с работодателем. Навыки эффективной самопрезентации. Тактики ведения переговоров. Упражнение предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично. Процедура группового психологического тренинга. Участники загадывают по одиннадцать человек, которые войдут персональную «команду мечты». Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы. Техника позволит улучшить свой имидж как человека делового, человека, способного помнить добро и отвечать тем же. Упражнение направлено на развитие имиджа уверенно говорящего человека. У многих, если не у большинства, людей в жизни бывает период, когда они понимают, что общения в их жизни стало слишком много. В статье представлено несколько советов о том, как стать менее общительным. Ряд советов по тому, как стать общительнее. Техника поможет научиться более объективно понимать окружающих людей, относиться к их достоинствам и недостаткам. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают антиномии - утверждения, противоречащие друг другу, и при этом оба истинные. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз). Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие имиджа, коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга. Участники образуют два круга: внешний ("жалобщики") и внутренний ("консультанты"). Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие умения выявлять обман. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают на практике три вида общения: разговор-понимание, разговор-цель, разговор-инструмент. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают особенности "первого впечатления". Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают небольшие анекдотичные сценки про то, как важно уметь дослушивать до конца и не перебивать. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют дать название разным коммуникативным ситуациям. Упражнение направлено как на совершенствование способности дифференцировать коммуникативные ситуации в характерных признаках, так и на развитие языкового чутья. Процедура группового психологического тренинга. Участники упражняются в демагогии – отстаивании точек зрения, с которыми они сами не согласны. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции. Один участник рассказывает историю, при этом не заканчивая фразы; другие - делают это вместо него. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают абсурдные сценки, вкладывая в них какой-то секретный, особый коммуникативный смысл. Другие участники должны разгадать эти сценки. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают ролевые игры, только делают это очень медленно. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности разговорить человека. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся друг с другом изящными манерами. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают искусство подхалимажа. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют ответить на вопрос "Как дела?" разными способами. Упражнение можно использовать как в целях разминки, так и в целях развития коммуникативной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники сообщают друг другу очевидные факты. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают про себя в стиле: "Какого меня вы знаете, а какого не знаете". Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности к четкой, членораздельной речи. Происходит обучение вставке микропауз. Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие красноречия. Процедура группового психологического тренинга. Выбирается "принцесса", которая выслушивает разные слова восхваления от окружающих. Процедура группового психологического тренинга. Участники «покупают» друг у друга «маску» на тот или иной жизненный случай. Процедура группового психологического тренинга. Участники интервьюируют друг друга с той или иной целью. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся использовать мозговой штурм (на примере выдуманной проблемы). Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся противодействовать манипулированию своим состоянием. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности нейтрализовать морализаторство со стороны собеседника (так называемой "позиции родителя" по трансактному анализу). Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают короткую известную сказку, заменяя имена главных персонажей на другие. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности рефлексировать коммуникативную ситуацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают способы смягчения слишком общих суждений, высказываемых собеседником ("Меня никто не любит", "Сейчас вообще не на кого положиться"). Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся своим представлением о том, какие личностные качества лучше всего характеризуют человека. Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим. Процедура группового психологического тренинга. Участники занимаются пародиями на известных людей, персонажей фильмов. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся "передавать" по кругу интонацию. Прцедура группового психологического тренинга, отрабатывается идеальная поза сидящего собеседника. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и изображают собственные мемы. Процедура группового психологического тренинга, направлена на тренировку способности побуждать других людей к действию и - в целом - на развитие коммуникативной компетенции участников. Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение основных коммуникативных тактик. Процедура группового психологического тренинга, основная задача которого - продемонстрировать участникам характерные отличия "позиции ребенка", "позиции взрослого" и "позиции родителя". Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья. Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развития красноречия. Процедура группового психологического тренинга. Участники сообща придумывают сценарий спектакля, в котором один из них или несколько являются главными героями. Процедура группового психологического тренинга, ролевая игра, направленная на развитие умения точно передавать информацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники следят за мимолетными чувствами друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают коммуникативные сигналы, свидетельствующие о волнении собеседника. Процедура группового психологического тренинга. Участники одну и ту же фразу повторяют трижды. Процедура группового психологического тренинга. Участникам выдаются "скрытые роли". Предстоит угадать, у кого какая роль. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются ассоциациями, выясняют родство этих ассоциаций с другими. Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают друг другу о своих чувствах. Направлено на развитие открытости в общении, способности выражать свои чувства, не стесняться их. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие актерского мастерства и в целом коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной гибкости. Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие письменной речи. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют угадать предпочтения друг друга. Процедура группового коммуникативного психологического тренинга. Упражнение направлено на развитие способности вникать в подтекст тех или иных фраз, анализировать невысказанное, а также на развитие умения облекать свои фразы в приемлемую форму. Процедура группового коммуникативного тренинга. Направлена на развитие активного словарного запаса, внимания, выразительности речи. Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие красноречия. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются реальными или вымышленными коммуникативными историями. Процедура группового психологического тренинга. Участники вспоминают и разыгрывают хорошие и плохие манеры. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие речевой пластичности и коммуникативной компетенции в целом. Процедура группового психологического тренинга. В конце тренингового дня участники вспоминают в деталях, что было в самом начале дня. Процедура группового психологического тренинга. Участники берут интервью друг у друга и совершенствуют список вопросов. Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение тактик коммуникативного взаимодействия. Процедура группового психологического тренинга. Участники дают словам собственные смыслы. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие рефлексивности в коммуникационном процессе, умения выделять существенное в чужой речи. Процедура группового психологического тренинга. Участники разбиваются на пары, в которых один становится на стул. Упражнение направлено на развитие уверенности. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся выражать свои чувства через уподобление себя тем или иным литературным персонажам, попавшим в определенную ситуацию. Процедура предлагается для отработки приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию. Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео. Совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга. Проработка типичных педагогических жестов. Развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения. Формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения. Анализ трансакций. Отработка техник выхода из контакта. Формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения. Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Развитие умений и навыков активного слушания. Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия. Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков. Формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений. Демонстрация на практике участникам понятия комфортного расстояния. Формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения. Овладение навыками высказывания и принятия обратных связей. Репетиция перед зеркалом. Репетиция конструктивного реагирования на агрессию в давление. Отработка схем реагирования на агрессивные вопросы. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Задача обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки (сверху, снизу, равную). Задача – сделать так, чтобы партнер действительно захотел и выполнил просьбу. Развитие внимания в общении. Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Формирование общего группового мнения. Развитие навыков активного слушания. Работа с возражениями. Выработка у участников группы умения вежливого отказа. Упражнения, развивающие устную и письменную речь. Тренинговая процедура "Спор" предназначена для развития умения и навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения. Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен и безупречен"). Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Рефлексия особенностей межличностных отношений. Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих. Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи. Во многих жизненных ситуациях важно уметь изложить свои мысли красиво, эффектно, доходчиво. Не секрет, что большинство людей более доверчиво относятся к суждениям, оформленным не без изящества. Данное упражнение позволит развить красноречие. Упражняющийся может попробовать себя в новом качестве, в роли оратора, который говорит не так уж много, но красиво и убедительно. Практика самовыражения. Проигрывание ситуации безоценочных высказываний. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Отработка принципов корректной формулировки просьб и распоряжений. Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Развитие социального мышления. Разминка, повышение доверия друг к другу. Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне. Формирование эмоционально-волевого единства группы. Отработка коммуникативных умений и навыков. Рефлексия психологии межличностных отношений. Отработка гибкости невербального поведения. Отработка навыков самопрезентации.

Упражнения на общение необходимы, прежде всего, в тренингах развития коммуникативных навыков. Но ведь общение составляет основу многих важных сфер нашей жизни: рабочих отношений, личных отношений, работы в команде. А, значит, упражнения на общение будут полезны в тренингах переговоров и командообразования, тренингах уверенности в себе и тренингах отношений. Ну и, конечно, в тренингах продаж. Ведь общение - это стержень, вокруг которого строится успешная продажа.

Упражнения на общение хорошо снимают внутренние барьеры участников и развивают навыки коммуникации. Они учат навыку самопрезентации и уверенного общения, учат управлять ходом беседы. И, конечно же, умению слушать и договариваться. Пожалуй, это самый важный навык, который дают упражнения на общение.

А ещё упражнения на общение создают в группе теплую атмосферу доверия и поддержки, которая так нужна для эффективного обучения.

Эксперты профессионального портала для тренеров подобрали для вас 6 прекрасных упражнений на общение , имеющихся в свободном доступе.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель : тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников : любое.

Время : 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель : потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как « восточный рынок » ? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

Обсуждение:

вопрос к победителям: - Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: - Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

- Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение на общение «Другими словами»

Цель : тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время : 20–25 мин.

Количество участников : любое

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов. Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками. Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров - следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение :

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  • В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение на общение «За того парня»

Цель : развитие навыков уверенного общения

Время : 15–20 мин.

Количество участников : любое

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами.

Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера (по желанию - кладет последнему руки на плечи). Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы».

Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает ли он точный ответ или нет.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой - какой был процент попаданий.

Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.

Упражнение на общение «Выслушай и повтори»


Цель
: обучить участников приемам активного слушания.

Время : 35–40 мин.

Количество участников : любое

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах - «тройках». Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли «контролера». Будут проведены три беседы: каждый побудет и в роли собеседника и в роли контролера.

Один разговор рассчитан минут на 8–10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», «Ты го¬воришь…» Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:

  • это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
  • давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;
  • в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника; это давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
  • улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
  • слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Цель : потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение :

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы можете скачать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе .

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Эксклюзивная техника от профессора психологии Н. И. Козлова.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

Техника «Внутренний переводчик» одинаково хорошо подходит как для деловых коммуникаций, так и для межличностного общения. Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, не «заезжена», поэтому её с успехом можно использовать для опытных участников.

  • Упражнение «Презентация директора топ-составу»


Универсальное и результативное упражнение
, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Неординарные условия упражнения повысят мотивацию и интерес участников тренинга, а реальная обратная связь выступлений в «тепличных условиях» поможет им лучше осознать и проработать сильные и слабые стороны своих презентаций. При усилении упражнения системой оценочных балов упражнение может стать упражнением-вызовом , создающим соревновательный момент.

  • Упражнение «Повышение - Увольнение»

Отличное богатое на выводы упражнение для тренинга общения, переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации . В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение «Приходите в следующий раз»


Мощное упражнение
, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

  • Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Вырвись из круга!

    Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"

    Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . и получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразования . Ваша выгода составит более 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов !
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!

Оксана Пономарёва
Сборник игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, у детей дошкольного возраста

Сборник игр , направленных на формирование у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми .

Составитель : Пономарёва О. В.

Пояснительная записка…. 4

1 блок Игры,

обмена информацией… . 7

2 блок Игры направленные на восприятие детей

друг друга. ….14

3 блок Игры, направленные на взаимодействия детей… . 19

5. Список литературы…. 26

Пояснительная записка

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом и со взрослыми , оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте , общение со сверстниками становиться ведущей потребностью.

ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для полноценного развития воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования : ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми , участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Следовательно, решению задач формирования у детей дошкольного возраста навыков общения следует уделять особое внимание.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой . В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми , происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом . Игра – главная сфера общения детей : в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

В данном сборнике представлены игры , общей целью которых является формирование и развитие навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми .

Все игры сборника классифицированы на три блока :

1 блок - Игры,

2 блок - Игры направленные на формирование навыков восприятия детьми друг друга

3 блок - Игры, направленные на формирование навыков взаимодействия д .

Задачи, решение которых возможно посредством применения игр сборника :

Развивать навыки необходимые ребенку для осуществления обмена информацией ;

- формировать доброжелательные отношения между сверстниками .

Развивать у детей навыки восприятия партнера по общению , понимания его внутреннего состояния; взаимопонимания;

- формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

Развивать у детей умение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и ответственно относиться к выполнению поручения.

Игры, представленные в сборнике , можно применять в процессе организации нерегламентированной деятельности, на прогулке, так и в свободной деятельности детей . Формы организации игровой деятельности могут быть разнообразными : фронтальная, в подгруппах, в парах (в зависимости от целевого назначения, особенностей содержания игры) .

Сборник может быть интересен педагогам ДО, студентам, родителям детей дошкольного возраста .

Блок 1. Игры, направленные на формирование навыков обмена информацией

Игра «Секрет»

Цель : умение находить общий язык со сверстниками , развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п.» кладёт в ладошку и зажимает кулачок . Дети ходят по группе, ищут способы, уговорить каждого, показать свой секрет.

Живая картина

Цель : развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков .

Возраст : 5-6 лет.

Количество играющих : любое.

Описание игры : дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины» .

Комментарий : несмотря на то, что основная цель игры - создание «живой картины» , акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей .

Тропинка

Цель : развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст : 6-7 лет.

Количество играющих : четное.

Необходимые приспособления : аудиозапись с русской народной песней «Кума» .

Описание игры : дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий :

«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий : игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

Небоскреб

Цель : развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст : 6-7 лет.

Количество играющих : 5-6 человек.

Необходимые приспособления : складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры : дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый , наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий : взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель : построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению - это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу - от развала.

Я хороший

Цель : развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе положительные стороны.

Ход игры : игра проводится в небольшой группе детей , примерно 6–8 человек. Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает : «Я хороший, потому что.» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает , что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.

Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.

Цель : Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Один ребёнок – «продавец» , остальные дети – «покупатели» . На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

Блок 2. Игры, направленные на формирование навыков восприятие собеседника, взаимопонимания

«Зеркало»

Цели : развивать восприятие и познание партнёра.

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга . Один из них совершает разные движения : поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру : строить рожицы, поворачиваться и т. д. Время игры ограничивается 1-2 минутами. Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

Игра «Земля, вода, воздух, ветер»

Цель : развивать внимание, актуализировать память. Учить детей слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.

Размещение лучше всего организовать в форме круга . В игре можно использовать дополнительно : - игрушку, какой-то предмет, который будет передаваться.

Игра имеет две интерпритации :

1. Детям объясняется смысл стихий. Если ведущий говорит «земля» , то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут на земле. Если называется «вода» , то ребята называют представителей растительного мира, если «ветер» , то кружатся, если «воздух» - то те живые существа, которые могут обитать в воздухе.

На кого укажет ведущий, или перейдет символ передачи, должен ответить.

В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.

2. Во втором варианте дети проявляют в большей мере свое умение работать в группе, умение слушать ведущего. На каждую стихию дается установка - выполнить то, или иное задание. Например , если называется «воздух» - дети должны делать взмахи руками, если – «земля» , то прыгать как лягушка (как зайчик, изобразить слона, медведя, цветок и т. д., если – «вода» - изобразить различные движения пловца, если “ветер” - подуть, покружиться, закачаться, как деревья.

Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.

Цель : развивать умение понимать друг друга, излагать свои мысли лаконично.

Дети садятся в круг, получают по картинке, не показывают их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану :

1. Внешний вид животного.

2. Чем питается.

Для игры используют «игровые» часы. Вначале крутят стрелку, на кого она покажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать, описываемое животное.

Игра «Королевство»

Цель : развивать взаимопонимание, учить понимать и обсуждать закономерности возникновения взаимопонимания; выбирать роли и функции, которые они хотели бы выполнять.

1. Группа делится на подгруппы. Желательно, чтобы у ведущего в этой игре были помощники. Детям, ведущий объясняет, что в игре участвует вся группа. Каждый участник может побывать в роли Короля и распределить роли сам, попробовать сделать так, что все будет зависеть только от него.

2. Один из добровольцев становится «Королем» . Он может набрать себе всех подданных - Королеву, Принца, Принцессу, Слугу, Повара, Палача и так далее. Каждому, кроме ролей, Король раздает поручение.

3. Следующим этапом является проигрывание ролей.

4. Затем роли обсуждаются. Каждый имеет право объяснить, чем его роль привлекательна для него. Или, почему, он не согласен с Королем, почему его роль, ему не нравится.

5. Каждому участнику игры дается возможность внести свои коррективы в «Королевство» , что-то изменить, повысить или понизить кого-то в должности, или, вообще ввести новую должность. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки.

6. Когда «Королевство» создано, с ребятами проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.

Эта игра учит детей не просто уважать мнение другого человека, но и обосновывать свои выборы, кроме того, каждый в этой игре может побыть в роли лидера. Также каждый может испытать на себе давление и понять его отрицательный и положительный эффект.

Через стекло

Цель : Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации .

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами , представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т. е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи : «Я тебе позвоню, когда приеду» , «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Снежная королева

Цель : развивать умение видеть хорошее в друг друге.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть предложение : Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух – трёх детей . После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры.

Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»

Цель : развивать у детей умение взаимодействовать, договариваться друг с другом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения.

Воспитатель :

Ребята, вы были в цирке?

Вам там понравилось?

Что большего всего понравилось?

А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные!

Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?

Волшебное животное - это животное, которое может быть, например , кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например , тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?

Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится (Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)

Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой.

Воспитатель с детьми строят арену цирка.

Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете?

Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например , дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню : волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.

Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики - их дрессировщиками. А потом поменяемся : мальчики будут волшебными животными, а девочки - их дрессировщицами. Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.

Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик - девочка» . Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным.

Воспитатель помогает каждой паре.

Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.

Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон.

Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые!

Цель : помочь детям, испытывающим затруднения в общении , обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие, становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова» , последний - «хвост» . «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» , она становится «хвостом» . Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Интервью

Цель : развитие коммуникативных навыков , активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих : 3 и более человек.

Необходимые приспособления : стул.

Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди , по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами общения у людей, как известно, являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря ему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью.

Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Вербальное же общение присуще только человеку, и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей . .

Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению

“Кто говорит?”

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

“Угадай, кто это”

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

“Пожелание”

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

“Комплименты”

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

“Закончи предложение”

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

“Ласковое имя”

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

“Разговор по телефону”

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

“О чём спросить при встрече”

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” - “Хорошо”. “Как идут дела?” - “Нормально”. “Что нового?” - “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

“Вопрос - ответ”

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” - “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” - “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” - “Ловишки” и т.д.).

“Прощай”

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

“Как говорят части тела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

  • как говорят плечи “Я не знаю”;
  • как говорит палец “Иди сюда”;
  • как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
  • как говорит голова “Да” и “Нет”;
  • как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“Зоопарк”

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Сделай подарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, всё оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

“Робот”

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

“Эхо”

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

“Руки - ноги”

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

“Удержи предмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

“Змея”

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - “голова змеи”, последний - “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт

“Дрозды”

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Возьмёмся за руки, друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

“Рисунок на спине”

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

“Ручеёк”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

“Руки танцуют”

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Поделиться