Консультация: «Какой должна быть речь педагога» консультация по развитию речи на тему. Практико-значимая работа на тему: «Мастерство устного выступления учителя Какими качествами речи должен обладать педагог

Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Скачать конспект
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Но что же такое культура речи?
Культура речи – понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах.
А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки)
Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Задание 2. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Задание 3. Подберите слова, близкие по значению, т.е. синонимы для следующих слов:
Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать)
Приказ (распоряжение, команда, предписание, указание)
Ошибка (промах, просчет, оплошность)
Задание 4. Объясните значение слов
Жизнь (физиологическое существование)
Грызун (млекопитающее с длинными передними зубами)
Буффонада (сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях)

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

С целью определения средств общения необходимо вернуть-ся к основным функциям делового общения.

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, которая должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает наличие следующих знаний:

– знать средства коммуникации, как правильно ими пользо-ваться в процессе общения;

– как преодолевать коммуникативные барьеры непонимания;

– с помощью каких средств сделать коммуникацию успеш-ной.

Все средства общения делятся на вербальные и невербаль-ные.

Вербальное общение – использует в качестве знаковойсистемы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков. Речь является самым уни-версальным средством коммуникации, поскольку при переда-че информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения.

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык – это совокупность звуковых, сло-варных и грамматических средств выражения мыслей.

Как писала Г. И. Щукина: «Через призму речевой деятельно-сти можно проследить стиль и характер общения, личностное от-ношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам.

В речевой деятельности проявляется эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащими-ся, это его профессиональное средство, “ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника”»35.

В зависимости от цели речь педагога может быть развлека-тельной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной – дает новое представление о пред-мете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям че-ловека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение, призываю-щей к действию. В профессиональном педагогическом общении


35 Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в об-учении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 174 с.

присутствует все разнообразие видов речи, независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция;

4) грамотное произношение слов;

5) правильное использование специальной терминологии.



В профессиональном педагогическом общении убедитель-ность речи достигается грамотностью, ясностью, выразительно-стью, которые определяют культуру речи педагога.

Грамотность построения фраз предполагает твердое знание грамматических правил, это дает возможность педагогу пра-вильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, ос-мысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и по-нимание учебного материала.

Другой составляющей является простота и ясность изложе-ния. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для по-нимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что от них требуется. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояс-нения примеров.

Выразительность как составляющая культуры педагога до-стигается как подбором нужных слов и синтаксических конструк-ций, так и активным использованием основных компонентов вы-разительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Интонация и тональ-ность воздействуют не только на сознание, но и на чувства уче-ников, так как придают речи эмоциональную окраску словам и фразам.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло, невырази-тельно, с запинками и речевыми ошибками. И, наоборот, мало-содержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной. В зависимости от си-туации педагог должен использовать все богатство тональности. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя.



Выразительность определяет и темп речи. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку ученикам при ней трудно со-средоточиться на том, что говорит педагог, так и очень медлен-ная речь, подавляющая активность учащихся.

Включение в речь пауз при их правильном использовании по-зволяет лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи пе-дагога, его сообщения.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточно громкая речь неблагоприятно действует на слушателя. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которые вследствие этого перестают следить за содержанием речи педагога. Одинаково громкая речь на протяжении всего общения также имеет отрицательные последствия: ученики от-ключаются от восприятия. Следовательно, педагог должен с по-мощью динамики в своей речи выделять значимое, постоянно варьировать силой голоса, что придаст речи эмоциональность, выразительность, красочность.

Словарное богатство способствует приданию речи красочно-сти, а через нее – и выразительности. Умелое применение по-словиц, поговорок, метафор, афоризмов делает речь образной, эмоционально насыщенной. При этом необходимо учитывать, что пользоваться надо только доступными для детей определен-ного возраста речевыми средствами.

Дикция – ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

Профессиональная речь и речь повседневная качественно отличаются друг от друга. Например, в жизни, в быту, человек может говорить взволнованно, горячо, но неясно. Это не беда, так как у его слушателей есть возможность переспросить и уточнить, что он хотел сказать. В условиях профессиональной деятельности такой возможности нет.

Специфика педагогической профессии требует от учителя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения. Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своём диапазоне голос. Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным, полётным.

Таким образом, сама педагогическая деятельность учителя в условиях учебного занятия определяет особенности педагогической речи:

1. Импровизированность. Казалось бы, речь учителя на уроке не может быть названа спонтанной, поскольку она в той или иной мере подготовлена; педагог может составить предварительный план, может ясно представить себе, о чём он будет говорить, может даже написать текст. Тем не менее, когда он будет говорить перед аудиторией, а не читать заранее составленный текст, то есть действительно пользоваться устной речью, ем у необходимо будет подыскивать слова на ходу, в значительной степени импровизировать. Ученики, слушая учителя, как бы присутствуют в момент рождения слов, выражений. Создаётся ощущение, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину. У импровизации есть свои преимущества перед заранее написанной речью.

Необходимость в кратчайший срок отобрать нужные мысли и слова создаёт у оратора большое напряжение, душевный подъём. Но импровизация имеет и слабые стороны, поскольку не всегда и не всякий педагог может сразу привести в состояние готовности необходимый материал. Поэтому всегда надо продумать речь, её основные положения, чтобы таким образом создать прочный фундамент для импровизации.

2. Устная речь обладает специфическим арсеналом средств для передачи мыслей и чувств. Содержание речи воспринимается учениками по двум каналам – звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Поэтому слово учителя в устной речи почти всегда в той или иной степени сопровождаться интонацией, мимикой и жестикуляцией. Монотонная речь, совершенно лишённая этих дополнительных средств выразительности, наблюдается очень редко. Жесты, мимика, интонация выполняют очень важную функцию: через них говорящий по преимуществу передаёт своё отношение к предмету речи, через них иногда он сообщает слушателям то, что не поддаётся передачи одним только словом, то, что специалисты по сценическому искусству называют «подтекстом» или речевой интонацией. Интонацией управляют тон, тембр, темп и течение речи. Мимика, поза, жесты говорящего учителя усиливают смысловую ёмкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи, они к какой-то мере являются наглядным выявлением отношения учителя к предмету своей речи.

3. Непосредственность общения оратора со слушателями, то есть контакт с аудиторией . Когда нет контакта с аудиторией, речь уходит «в воздух». На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с ораторской трибуны. Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Для установления контакта наиболее уместна непринуждённая манера общения с классом.

4. Направленность, обращённость речи к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчёте на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на неё своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдёт во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать её при общении.

5. Иерархия статуса участников ситуации общения, хотя позиции участников педагогического общения могут изменяться. Безусловно, такая иерархия зависит от педагогических традиций, коммуникативной стратегии, тактики и стиля учителя.

6. Один из участников (учитель) имеет «право на речь» и играет роль организатора речевого общения, передавая это «право» по своему усмотрению.

4. Профессиональная речь учителя физической культуры

В речи учителя физической культуры, выделенные выше особенности педагогической речи, приобретают некоторую специфику, которая связана с его деятельностью в рамках учебно-тренеровочного занятия (Э. А. Здановская, М. Р. Савова):

1. Связь с речедвигательной координацией , под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи.

2. Побуждение к действию .

При этом действенность слов тренера зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории физического воспитания, педагогики, от его начитанности, интеллектуальности, высокой культуры речи и общей культуры.

3. Лаконичность речи учителя на уроке физической культуры связана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на уроке занимает двигательная деятельность. Речь учителя должна быть лаконичной и чёткой. Данные качества достигаются умелым использованием гимнастической терминологии в процессе проведения учебно-тренировочного занятия. Например, команда «Равняйсь!», которая состоит из одного слова, обозначает, что дети, стоящие в строю, должны выпрямиться, расставить плечи, опустить руки «по швам», пятки поставить вместе, носки развести, повернуть голову в сторону направляющего, выравниться по носкам на одной линии. При этом команды должны быть однозначными , т.е. обозначать какое-нибудь одно действие.

4. Важность наличия четкости в речи учителя физической культуры обусловлена и акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-тренировочные занятия (спортивный зал, бассейн, спортивная площадка).

5. Доступность речи учителя, прежде всего, проявляется в использовании терминов, команд, которые понятны и легко воспринимаются учащимися той или иной возрастной группы.

6. Активное использование невербальных средств обусловлено тесной связью речи учителя физической культуры с двигательной деятельностью. Лаконичность речи при объяснении выполнения двигательных действий, упражнений требует дополнять речь жестами. Жесты используются и при проведении подвижных и спортивных игр. Невербальными средствами являются и особенности голоса, владение которыми учителю физической культуры необходимо для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона.

Таким образом, специфика речи учителя физической культуры связана, прежде всего, с особенностями гимнастической терминологии и правилами её использования. Более существенные отличия речи учителя физической культуры связаны с его речевым поведением, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (качеств голоса), кинетических и проксимических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи.

Прохорова А.Г.,

учитель-логопед

МКОУ «Детский дом-школа №95»

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся:

1) публичность, направленность на аудиторию;

2) аудиовизуальность;

3) импровизированность.

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза».

Публичность, направленность педагогической речи на аудиторию как ее важнейшая специфическая особенность обусловливает необходимость:

а) хорошего знания учителем индивидуальных свойств и качеств учащихся, особенностей классного коллектива, умений прогнозировать влияние своих слов на всех в целом и на каждого ученика в отдельности;

б) собственного отношения учителя к тому, о чем он говорит, то есть личностной окрашенности высказываний;

в) умений и навыков организации диалога (даже тогда, когда учитель использует монологическую форму педагогической речи). Достичь диалогичности можно, используя высказывания-обращения («давайте представим», «как вы помните» и т.д.), эмоционально-экспрессивные слова, риторические вопросы.

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи).

Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее импровизированность.

Импровизация (от французского – improvisation, от итальянского – improvisatione, от лат. – improvisus – неожиданный, внезапный) – это создание чего-то непосредственно в момент деятельности.

Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, определяют следующие ее значения:

1) это не дословное воспроизведение учебного (или какого-то другого) материала, а его свободное изложение на основе значительной предварительной подготовки, которая предусматривает отбор содержания, продумывание объема и логики излагаемого, определение накануне речевой деятельности характера общего тона высказываний, отдельных интонационных моментов, ритмики и темпа речи;

2) речевая импровизация педагога – это неподготовленная, сиюминутно возникающая речь, рождающаяся в условиях деятельности в целом. Педагогическая импровизация – это немедленная реакция учителя в момент взаимодействия с учащимися на конкретные их действия, проявления, слова.

И одно, и второе понимание речевой импровизации определяют условия, в которых речь учителя становится истинно педагогической. К ним относятся:

хорошее знание предмета преподавания (свободное владение учебным материалом), психолого-педагогической теории, методик обучения и воспитания;

высокая общая культура (культура речи, поведения, общения, внешнего вида и т.д.);

владение методами психолого-педагогической диагностики, которые позволяют изучить особенности классного коллектива и индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности и на основании результатов диагностирования выстраивать педагогическую речь, общение;

хорошо развитые педагогические интуиция и воображение, фантазия, позволяющие создавать прогнозируемые ситуации в педагогическом процессе и действовать в них.

В.А. Сластенин в книге «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки» пишет, что импровизационность – это специфическая особенность педагогической речи, которая опирается на сочетание аналитического и интуитивного мышления, предшествующий опыт, ранее приобретенные знания и некоторые усвоенные алгоритмы продуктивного решения педагогических задач». Это высказывание в полной мере можно отнести и к речевой импровизации учителя, поэтому важным условием формирования педагогической речи является выработка педагогом на основе глубоких профессиональных знаний и практического опыта учительской работы аналитического мышления и педагогической интуиции.

В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней:

– грамотность речи и лексическое богатство;

– логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется ввиду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

– техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность речи характеризуется способностью словом создавать наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности. Образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

– уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание ее особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение.

В плане вышеназванных требований к речи учителя принципиальное значение имеет культура волеизъявлений учителя, предъявления им требований. Для учителя норма – не прямое (иногда безапелляционное) требование, а приглашение, просьба, совет, пожелание, предостережение и т.д. Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д. Важность данного требования к речи педагога (как, кстати, и всех, обозначенных выше) обусловлено тем, его речевое поведение призвано быть эталонным для учеников и других участников педагогического процесса.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Государственный социально-гуманитарный университет»
(ГОУ ВО МО «ГСГУ»)

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико-значимая работа

на тему:

«Мастерство устного выступления учителя»

Выполнил: слушатель гр. ПИ 2-16

Бурмистрова Т.В.

Проверил: к.пед.н., доцент

Яковлева Т.В.

Коломна 2016

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….…3-5

1. Акустические характеристики устной речи

1.1 Темп речи ………………..………………………………………..……6

1.2 Динамика голоса……………………………………………….. ….…6

1.3 Громкость голоса………………………………………………………7

1.5 Интонация………………………………………………………………8

1.6 Полетность……………………………………………………………..9

1.7 Дикция………………………………………………………………….9

2.Уловки оратора………………………………………………………..10

2.1. Фразы………………………………………………………………….10

2.2. Паузы…………………………………………………………………..11

2.3. Обращение к аудитории……………………………………………….11

2.4 Комплимент……………………………………………………………12

2.5 Реакция аудитории……………………………………………………12

3. Речь и коммуникативное поведение учителя . …………….……..13-15

4. Формы и коммуникативные качества педагогической речи……..16-19

5 . Функции педагогической речи……………………………………….20-26

6. Особенности речи учителя……………………………………………27-28

Заключение………………………………………………………………29-30

Литература…………………………………………………………………31

Введение.

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии,с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к тому, кто стремится, произвести желаемое воздействие на слушателей.

Речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Речь свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто, как не учитель, обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать её доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания. Словарный запас современного человека состоит из большого количества заимствованных слов, которые поступают к нам через различные источники информации, в том числе Интернет.

В последнее время влияние Интернет- общения на речь будущих педагогов является важной и требующей решения проблемой. Вместо того, чтобы использовать её разумно, люди общаются в социальных сетях, посещают бесполезные форумы и сайты, читают непроверенную информацию.

Мастерство учителя включает в себя большое количество различных элементов, но культура речи занимает главную позицию. Если педагог владеет культурой речи,

профессиональными знаниями и умениями, то он непременно добьётся больших успехов в обучении.

Поскольку профессионально-педагогическая деятельность учителя осуществляется на 80% в форме живой устной речи, роль звучащего слова по сравнению с печатным, письменным, очень значима. Устная речь покоряет, волнует и увлекает несравненно сильнее печатного или письменного текста.

Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей,«педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.

1. Акустические характеристики устной речи.

Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная окрашенность, полетность, дикция.

1.1 Темп речи.

Педагогу необходимо выработать оптимальный для урока темп речи. Если учитель будет говорить слишком быстро, ученикам трудно сосредоточиться на содержании информации, успеть осмыслить ее; очень медленный темп речи действует на учеников утомительно.

Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу.

Для совершенствования возможностей педагогического голоса рекомендуется выполнять следующие специальные упражнения: «Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем убыстряйте темп чтения». Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».

Громкость голоса – субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующееся в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владение голосом предполагает использование в педагогическом общении множества градаций громкости, большого динамического диапазона. Чаще всего учитель говорит не очень тихо, но и не очень громко, однако ему необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.

Значимой акустической характеристикой выступает тембр. Он воспринимается как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

1.5 Интонация.

Важнейшим элементом речевой культуры речи учителя является интонация. Под интонацией понимается «совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски» . Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Основными видами упражнений,по формированию правильной интонации, являются: изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие

Мажорная;

Беспечная или юмористическая;

Шутливая;

Сердитая или упрекающая;

Мрачная;

Торжественная;

Предостерегающая;

Просительная.

1.6 Полетность .

Полетность – способность голоса быть слышимым на большом расстоянии,при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звуко- извлечения - голос как бы «летит».

1.7 Дикция .

Одним из обязательных элементов техники речи является дикция. Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников. Небрежность в произнесении окончаний слов («проглатывание»), гнусавость могут быть устранены, если выполнять упражнения самостоятельно или под руководством специалиста по технике речи.

2.Уловки оратора.

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность, выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

2.1. Фразы.

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

2.2. Паузы.

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

2.3. Обращение к аудитории.

Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

2.4 Комплимент.

Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

2.5 Реакция аудитории.

Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу .

3. Речь и коммуникативное поведение учителя

Речь, учителя,должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.
Выражение «речь учителя» (синоним - «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса - устные высказывания. Устная речь учителя - это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например, чтение вслух параграфа учебника.
Педагогическая речь призвана обеспечить: а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками; б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности; в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения; г) рациональную организацию учебной и практической деятельностиучащихся.
Удачно, найденный,тон разговора -доверительный, рассуждающий, немного торжественный; побудительные прямые обращения к ученикам с пожеланиями, апелляция к их чувствам, сознанию; настойчивое, но деликатное выражение, требований; искреннее выражение и своей сопричастности к общему для семиклассников событию - познанию новой книги (а ведь для учителя объективно новизны книги нет в многократной повторяемости уроков, но в его искренность веришь); логичность речи, ее выразительность.
Несомненно, все эти особенности речи и поведения учителя помогут ему решить педагогические задачи урока: вызвать у учеников интерес к книге и ее автору, настроить их на нужную эмоциональную волну.
С выражением «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Каким содержанием оно наполнено? В современной научной литературе под коммуникативным поведением учителя подразумевают не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на
стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующие речи.
В нашем примере коммуникативное поведение первого учителя в данной ситуации можно назвать продуктивным. Оно создавало деловую атмосферу, располагало к взаимодействию, ритмичности в работе на уроке. Коммуникативное поведение второго учителя можно охарактеризовать как непродуктивное. Обращения, тон речи, ее содержание не вызывали у учащихся психического напряжения, но и не располагали к взаимопониманию, ответному отклику, оставили их равнодушными к теме урока.

4. Формы и коммуникативные качества педагогической речи.

Устная речь учителя существует в двух разновидностях - в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки,при оценивании знаний; оценка поведения, в неучебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода, беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.
Кроме того, в школьной практике часты ситуации, требующие обмена приветствиями, оценками, высказываниями между учителем и учениками при встрече, а также совместного обсуждения какой-либо учебной проблемы, поступка, корм поведения. В таких ситуациях формы устной речи редко существуют автономно, в «чистом» виде. Они как бы проникают, входят одна в другую, создавая сложную полифонию связного повествования, реплик, оценок, замечаний, вопросов, ответов. Поэтому так трудно при пересказе воспроизвести дословно урок или внеурочную беседу учителя с учениками. Атмосфера, создаваемая коммуникативным поведением учителя и учеников, сиюминутна, невоспроизводима дословно (исключение составляет использование технических средств записи). Это важно учитывать будущему педагогу, ибо подобная сиюминутность возлагает на него большую ответственность и за выбор слов, выражении, и за интонацию, с которой они произносятся, за жесты, движения, "которыми сопровождаются. Ведь все это надолго остается в памяти учеников в виде настроения, впечатления, вынесенного от встречи, общения с учителем.
Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т. е. соответствием речи нормам современного литературного языка акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи - се образностью, эмоциональностью, яркостью В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи учителя.
Особое внимание важно уделить вопросам правильности и чистоты речи, ибо," как показывает опыт вузовского обучения, наиболее часты ошибки, связанные с нарушением литературных норм и использованием диалектизмов, «лишних» слов («ну», «это», «значит», «так сказать»). Вот лишь некоторые характерные примеры, записанные во время практики студентов в школе: «Двойка по контрольной поставлена благодаря твоей невнимательности» (неправильное использование предлога «благодаря», который употребляется в основном для указания причины, вызвавшей положительный результат. Лучше употребить предлог «из-за») ; «выдающий ученый» (вместо (выдающийся ученый»); «книга появилась в свет в 1987 г.» (ошибочное совмещение в одном выражении компонентов двух фразеологизмов «выходить в свет» и «появляться на свет», правильно: «книга вышла в свет»); «просклоняйте по падежам существительное» (неоправданный повтор: склонять, т.е. «изменять по падежам», правильно: «просклоняйте существительное»); «сотри с доски» (правильно: «стереть с доски», но «вытереть доску»).
Не всегда соответствует требованиям терминологическая культура будущего учителя. Типичные ошибки, в толковании и использовании терминов -- неправильное или приблизительное их понимание, «мнимое» толкование («фагоцитоз» - питание, «вид» - группа животных, «фонема» - минимальная часть слова, «синантроп»- древние люди). (Использованы материалы исследования терминологической культуры студентов, проведенного Л.Л.Безобразовой и С.А.Лебеденко, преподавателями Полтавского пединститута.) А ведь знание научного содержания терминов, овладение навыками их доступного объяснения учащимся - один из показателей профессиональной культуры учителя. И важно развить в себе потребность в постоянном изучении терминов с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.
Если вы обратитесь к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то сможете составить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это, прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

5.Функции педагогической речи .

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.
О значимости этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Д. Гранин, рассказывая о выдающемся ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском в романе «Зубр», отмечал необычную силу воздействия его речи на учеников: .то, что он говорил, запоминалось навсегда, он забивал слова, как гвозди. И спустя десятилетия его бывшие ученики воспроизводили слова, выражения, манеру говорить своего учителя.
Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала - способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Учитель решит эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и воздействовать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к размышлению, поступку.
Выстроим логическую цепочку, обозначив в ней задачи речи учителя при изложении знаний в соотнесенности с результатами их решения:
Задачи речи учителя: Информировать, . воздействовать, побуждать к
развивать формировать поступку, действию
отношение к знанию на основе знания
Результаты обогащение осмысление знаний, использование знаний
восприятия речи интеллекта принятие их для себя, как руководства
учителя учениками: как личной ценности в своем поведении
К сожалению, эта логическая цепочка в массовой школьной практике часто не «срабатывает» и знания учеников остаются формальным накоплением понятий. Речь, не обращенная к уму и сердцу учеников, изобилующая ошибками, штампами, сухими фразами из учебника, в лучшем случае передает минимум информации. Но она не включает учеников на уроке в размышление. сопереживание («осмысление знаний как личной ценности»), не побуждает к размышлению над ними на уровне собственного поведения («использование знания как руководства для поступка»). Знания формируются в сознании учеников лишь как сумма абстракций, не связанных с его реальным бытием, хотя формально учитель говорит все, что положено по программе. Так появляется возможность разрыва между знанием и реальной жизнью ученика. Такова цена педагогически несовершенной речи учителя.
С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя- обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Педагогическая речь, должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.
Так, анализ значимости темпа педагогической речи на уроках в начальных классах показал, что при нарушении учителем оптимального темпа речи у учеников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации, возрастает количество воспроизводимой ошибочной информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14,2% произвольной информации, то при быстром- 42,8%, а при замедленном - 70%. Объясняется это тем, что,ребята не в состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающемся от темпа их умственной деятельности.
Аналогичная ситуация наблюдалась и при исследовании значимости логических ударений в речи учителя для правильного восприятия учебного материала урока. Неправильная расстановка логических ударений, перегруженность ими учебной информации, излагаемой учителем, приводит к тому, что 39% учащихся такую информацию вообще не воспринимали, 11%-лишь ее часть, 47%-лишь ее начало. Учеников утомляла назидательность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя. (Исследование 3.Г. Зайцевой, 1978 г.)
На эффективность познавательной деятельности учащихся влияет и избранный учителем стиль коммуникативного поведения на уроке. Мы уже обращали на это внимание. Исследованиями установлено, что наличие в речи учителя неоправданных ограничений, запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (типичные «учительские» выражения со словами «помолчи», «перестань», «сядь», «прекрати», «закрой»), прерывание ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера (тоже, к сожалению, знакомые выражения: «как всегда ничего не знаешь», «куда только смотрят твои горе-родители», «куда уж тебе это понять»), приводит не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учениками, но и к снижению-умственной активности последних.
Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам (что не исключает и уместную шутку), стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников.
Поучительный опыт представляет практика известного грузинского педагога Ш.А.Амонашвили, основанная на сознательном конструировании педагогом своего коммуникативного поведения с целью установления на уроках гуманных взаимоотношений между учителем и учениками. Вот,лишь некоторые примеры коммуникативных приемов Ш. А. Амонашвили: проявление веры в возможности школьника («по-моему, тебе не нужна моя помощь, ты и сам прекрасно справляешься»); позитивное выражение своих огорчении из-за неудач школьников («Как же так? Это, наверное, случайно так получилось Давай выясним причину»). Советуем более глубоко познакомиться с его мудрой книгой «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников».
Следующая функция педагогической речи - обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это, пожалуй, ведущая функция, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества между учителем и воспитанниками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель - ученик», «учитель - ученики», в значительной мере определяет педагогический успех.
Речь учителя и выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений - взаимопонимания между учениками и учителем. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи", сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест. О том, как это влияет на познавательную деятельность учеников, мы уже говорили выше. В плане внеурочного общения эти детали в речи, в коммуникативном поведении-учителя еще более значимы.

Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя (общение-устрашение, общение-заигрывание, общение на основе дружеского расположения и пр.), характера его социальных установок в сфере общения (каковы его ожидания от общения с детьми, приносит ли оно ему удовольствие или утомляет и т. п.). Конечно же, при авторитарном стиле общения и негативных социальных- установках от учителя трудно ожидать корректных высказываний, доброжелательных интонаций. Демократизм отношений другого учителя определит и иной стиль коммуникативного поведения - уважительный, доверительный.
Примером мастерства использования речи как регулятора общения служит опыт А. С. Макаренко. Великий педагог строил свои отношения с воспитанниками на основе принципа: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» . В зависимости от конкретных условий он мог быть серьезным и веселым, ироничным и негодующим, авторитарным и мягким. В этом заключалась диалектичность проявления его личности, адекватность проявления человеческих реакций на поведение воспитанника. Но тон, характер его речи всегда определялись уважением к достоинству человека, стремлением «достучаться» до.его сознания, чувства.
Своеобразный кодекс коммунистического поведения воспитателя разработал В. А. Сухомлинский. Известный педагог считал, что слово учителя не должно быть грубым, оскорбляющим, в нем не должно быть фальши, предубежденности. Уровень педагогической культуры учителя, по мнению В. А. Сухомлинского, определяется уровнем его словесного воспитания.
Как видим, функции речи учителя многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к тем неудовлетворительным результатам в работе, о которых мы говорили в начале,

6. Особенности речи учителя.
Наш разговор о педагогической речи был бы неполным, если бы мы не остановились еще на одном вопросе - каковы особенности речи учителя как частного проявления речи публичной? Ведь учитель чаше всего общается, обращаясь ко всему классу, управляя с помощью слова, взгляда вниманием и восприятием целого коллектива, группы учеников.
Особенностью речи учителя как речи публичной является ее направленность, обращенность к ученикам. Слово учителя всегда имеет точный адрес - оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет его речь легко, ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде пытливого и думающего воспитанника. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.
Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, размышления, заражающую всех общим настроением, переживанием. А это сближает учителя и учеников, располагает их к сотрудничеству. Что сообщает речи учителя направленность? Прежде всего наличие собственного отношения к тому, о чем он говорит. Искренность его слов. Для мудрого учителя его речь, общение с детьми- это и способ самовыражения, «самораскрытия духовного богатства перед учениками» (В. А. Сухомлинский).
Направленность речи учителю сообщает и его умение строить свой монолог как внутренний диалог с учениками, как обращение к их разуму, чувству, совести. В его речи будут, и прямые побуждения, призывающие к совместной работе («представим себе», «давайте пофантазируем», «думаю, у вас это вызовет интерес», «вы, конечно, вспомнили» и т. п.), и выражение собственных оценок, впечатлений, и эмоционально-экспрессивные слова, выразительные интонации.
Особенностью устной речи учителя является также то, что ее содержание воспринимается учениками по двум каналам - звуковому (через звучащее слово, интонацию) и визуальному (через мимику, жесты, движения учителя). Мимика, поза, рассказом, наставлением. В таких ситуациях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь в речевом поведении проявится общая и педагогическая культура учителя (в том числе и культура речи), его нравственный опыт поведения, взаимоотношений с учениками.

Заключение.

Многие из перечисленных вопросов анализируются на занятиях по педагогическому мастерству, практическую помощь могут оказать здесь и занятия по психологии, педагогике, изучение специальной литературы (см. книги А. Б. Добровича, В. Л. Леви).
Развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями. Имеется в виду развитие воображения (воссоздающего и творческого), ассоциативной и образной памяти, фантазии. Помните, мы говорили, что обязательным условием выразительности речи учителя является мысленное видение им тех предметов, событий, процессов, о которых он повествует. Речь в этом случае становится эмоциональной, яркой, он как бы рисует картины средствами языка, говорит, по образному выражению К. С. Станиславского, «не уху, а глазу». Искусственно, волевым усилием добиться такой речи невозможно. Надо развивать в себе умение видеть и слышать окружающий мир в красках, звуках, картинах и учиться: передавать свои видения в слове. Хорошую помощь могут в этом оказать и упражнения театральной педагогики (см. работы К.. С. Станиславского и С. В. Гиппиус).
Безусловно, обрисован только общий контур учителя по совершенствованию своей речи. Были рассмотрены некоторые вопросы речи учителя как элемента его педагогического мастерства. Полагаю, что изложенные выводы и наблюдения составят основу для серьезных размышлений учителей над особенностями своей речи, а опыт талантливых «педагогов- вдохновит и придаст настойчивости в овладении выразительной, яркой, убедительной педагогической речью.

Литература.

1. Леонтьев А.,А. Педагогическое общение;

2. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе.- С. 170-184;

3.Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь, как средство и предмет обучения)

Поделиться