Краткое описание записки охотника тургенев. Тургенев иван сергеевич. Чертопханов и Недопюскин

Хорь и Калиныч

Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, пора-жала резкая разница между породой людей в Орловской

Губернии и калужской породой. Орлов-ский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на

Барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский об-рочный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит

Смело и весело, ли-цом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части

Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распа-ханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит,

Все-гда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой…

Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на

Задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью… И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской

Губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на

Десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом

Веселит и пугает стрелка и собаку.
В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным

Охотником и, следовательно, отлич-ным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в

Губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым, а родителям невест продолжал

Посылать в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, ко-торый, несмотря на уважение

Г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну; заикался; называл свою

Собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в

Полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны - порохом; зато ни одна

Морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был,

Как уже сказано, отличный человек.
В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе.
- До меня верст пять будет, - прибавил он, - пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю. (Читатель позволит мне не передавать его заиканья.)
- А кто такой Хорь?
- А мой мужик… Он отсюда близехонько.
Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвыша-лась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких

Сосновых срубов, соединенных забо-рами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. Мы вошли. Нас встретил молодой

Парень, лет двадцати, высокий и красивый.
- А, Федя! Дома Хорь? - спросил его г-н Полутыкин.
- Нет, Хорь в город уехал, - отвечал парень, улыбаясь и показывая ряд белых, как снег, зу-бов. - Тележку заложить прикажете?
- Да, брат, тележку.

Ивану Сергеевичу Тургеневу принесли славу и известность не только его великолепные романы, но и очерки, которые он писал легко и быстро. Один из таких сборников рассказов вышел впервые в печать в 1847 году, и публиковались постепенно в журнале «Современник» по 1851 год. А в 1852 году тургеневский цикл очерков «Записки охотника» был издан уже отдельной печатной книгой. Но после этого писатель сделал доработки, и в этот сборник были дописаны еще три очерка. К какому жанру причислить эти произведения, вошедшие в один сборник, исследователи так и не смогли определиться, поэтому их можно назвать и рассказами, и очерками.

История создания тургеневского цикла


Известно, что в летнюю пору 1846 года писатель долгое время проводит в родовом имении, где вместе со знакомым егерем Алифановым активно охотится. Но уже в октябре он вынужден был распрощаться и с егерем Афанасием, и с охотой. Дела обязывали вернуться в Петербург. Тут-то писатель и узнает, что журнал, где он всегда хотел свободно печататься, принадлежит Николаю Некрасову, который сразу же принял решение сотрудничать с автором замечательных рассказов.

Уже в январе этого же года выходит номер журнала, где и был опубликован первый сюжет «Хорь и Калиныч». Вот тогда и родилось второе, а потом как выяснилось, и основное название сборника «Из записок охотника». Посоветовал это название второй редактор журнала, Панаев. Это означает, что пока Иван Тургенев писал рассказы, но совсем не задумывался объединить их в одно произведение. В основу всего сборника легли те наблюдения, которые он увидел в своем крае. Их было так много, что получилась целая книга, которая заняла свое место в литературе, открыв в ней новую определенную эпоху. К значимым рассказам, которые вошли в этот сборник можно отнести:

➥ «Хорь и Калиныч».
➥ «Ермолай и мельничиха».
➥ «Петр Петрович Каратаев».
➥ «Бежин луг».
➥ «Певцы».

Уже летом в 1847 году Тургенев с другом, критиком Белинским уезжают в Зальцбрунн, где писатель продолжает свою работу над сборником. Там был написан очерк «Бурмистр». Прочитав его друзьям, он увидел восторженные лица своих друзей. Из всего тургеневского сборника только этот рассказ подписан точно: дата и место. Но известно, что когда книга полностью вышла в печать, то сильно пострадал цензур, который, по мнению властей, пропустил такое вольнолюбивое и свободное произведение.

Основное содержание тургеневского сборника «Записки охотника»


Первым произведением в сборнике Ивана Тургенева стал очерк «Хорь и Калиныч», в котором говорится о двух мужиках, встретившихся совершенно случайно. Один из этих мужиков – Хорь. О нем автор рассказывает, что став погорельцем это крестьянин поселился вместе со своей семьей в лесу, а занимался он торговлей. Во всем этот мужик был положительным: вовремя платил оброк, мог руководить любой работой, да и всегда у него были хорошие идеи. Другое дело второй мужик – Калиныч. Он постоянно находится в своих мечтах, поэтому был скромен и немного труслив. Так, он боялся не только своего барина, но даже жены. Зато у него был отличный дар: он мог лечить от страхов и умел хорошо заговаривать кровь. Любил он слушать и рассказы других людей.

Главному герою следующего рассказа барин разрешил жить везде, где ему будет нравиться, но только он должен был соблюдать условие: каждый месяц на кухню поставлять не меньше двух куропаток или какой-либо другой птицы. И вот этому охотнику, рассказчику из сюжета «Ермолай и мельничиха», как-то пришлось ночевать в доме мельника, где он услышал историю его жены, которая раньше жила в Петербурге, была горничной и мечтала стать женой Петра, но ее хозяйка распорядилась по-другому. Петрушку отправила в солдаты, а девушку отдала замуж в деревню за мельника.

Тему безнадежной и трагической любви автор продолжает и в своем очерке «Уездный лекарь». Медик был свидетелем бессмысленной гибели девушки, которая умерла в доме помещицы. И вот то бессилие, которое овладевало медиком, когда он пытался бороться со смертью, чтобы Александра Андреевна жила, он не смог забыть.

Герой очерка «Мой сосед Радилов» почти три года был самым счастливым человеком. Он сильно любил свою жену, и семейная жизнь у него была счастлива. Однажды он узнал, что скоро станет отцом. Но счастье было недолгим. Его жена умирает при родах, он словно каменеет. Казалось, что его сердце совсем перестало стучать. И когда этот несчастный помещик рассказывал свою историю охотнику, то рассказчик успел заметить необычный взгляд Ольги, которая его жене приходилась сестрой. А через время он узнает, что помещик уехал вместе с нею, и даже никто не знал, куда они отправились.

Необычный герой рассказа «Однодворец Овсяников», который имел фамилию Лежень. Он был помещиком и решил отправиться с французской армией в Россию, но когда армия стала отступать, то попал он в руки простых мужиков, которые его чуть в проруби не утопили. Спас его помещик, который взял его учителем французского. Чуть позже он переехал к другому помещику и, обучая языку, влюбился в свою воспитанницу. Через время он смог жениться на ней и даже поступил, как дворянин, на службу.

Художественные особенности цикла рассказов «Записки охотника»


Считается, что Хорь и Калиныч могут смело называться типичными носителями русского национального характера. Известно, что у некоторых тургеневских героев были и прототипы. Так, например, Хорь был написан с крестьянина, который был крепостным в имении его матери.

Этот крестьянин был наделен не только большой силой, но и необычным радушием. Известно, что про этого прототипа знал и поэт Афанасий Фет, который иногда во время охоты ночевал в его доме. Тургенев же после того как его рассказ вышел в печать, прислал один экземпляр крестьянину, который знал грамоту и, как утверждают современники, он несколько раз его перечитывал и гордился. Хорь в тургеневском рассказе изображен лишь только с положительной стороны, говорится и о том, что он человек довольно практический. Совсем другое дело Калиныч, который оказался романтиком, любителем помечтать, задушевно попеть, повосхищаться природой.

Рассмотрим другой рассказ из тургеневского сборника - «Ермолай и мельничиха». Главная героиня этого очерка – Арина, помещица, у которой гости засиживаются до вечера. Про нее автор говорит, что она не разрешила одной из своих девушек выйти замуж по любви за Петрушку, а просто продала ее мельнику, который ей был противен. Матрена, девушка, которая была продана, становится главной героиней следующего тургеневского очерка – «Петр Петрович Каратаев». Она полюбила Петра Петровича и не желает быть игрушкой в руках своей хозяйки, поэтому и решается на побег. Но спокойная жизнь длилась недолго. Хозяйка узнала где прячется её крепостная и девушке пришлось вернуться.

В очерке «Бежин луг» героями оказываются крестьянские дети, которые в ночном рассказывают страшные истории о домовых, покойниках и русалках. Автор, который становится невольным свидетелем этой ночной беседы, удивлен одаренности ребятишек, их внутренней красоте и силе. И этот тургеневский рассказ переплетается с другой историей из сборника – «Певцы». Главный герой этого очерка Яков, который молод и красив, но в его прекрасной песни звучит какая-то скорбь и грусть, которая увлекает и манит за собой.

Язык и стиль тургеневского цикла очерков


Автор рассказов хотел вставлять в свои произведения больше местного разговора. Но на это по-разному реагировали критики. Ивану Сергеевичу приходилось умеренно использовать местный диалект. Например, Белинский считал, что народного говора слишком много в произведения, и он так это прокомментировал:

«пересаливает в употреблении слов».


Критик прямо заявлял, что некоторые слов просто бессмысленны. Но исследователи тургеневского творчества пришли к выводу, что описание крестьян в некоторых рассказах из его сборника было бы не таким ярким и полным, без использования местных словечек. А эта простонародная лексика и диалектизмы позволяли показать своеобразие и колорит орловской жизни. Не менее важным представляются и географические названия, которые использует автор. Так, понемногу читатель узнает местность, где живут герои. Например, это не только название сел: Бессоново, Худобубново, но даже название родников и оврагов.

Образ рассказчика в сборнике рассказов «Записки охотника»


Одним из главных героев является рассказчик, от имени которого идет все повествование. Именно благодаря этому тургеневскому персонажу можно связать все рассказы, помещенные в этот сборник, в одно целое. Но роль рассказчика в каждом произведении своя. В каком-то очерке, например, «Свидание» он простой слушатель, а где-то, как в очерке «Касьян с Красивой Мечи» старается поддержать разговор, может задавать вопросы. Очень редко рассказчик является сам участником событий. Например, в очерке «Бирюк», где он дает деньги за уже срубленное дерево.

Такой необычный прием необходим был писателю затем, чтобы пробудить активность творческого воображения у своих читателей. Кстати, это помогает добавить всем тургеневским рассказам правдивости и создает ощущение реальности. Все дорожные впечатления полны деталей, и это тоже один из приемов. Объединяет рассказы то, что все они имеют лирическую и задушевную интонацию.

Критические отзывы


Известный критик Белинский в одной из статей о русской литературе девятнадцатого века утверждал, что невозможно одним словом оценить все очерки, помещенные в тургеневский сборник, так как по своим художественным достоинствам они неравноценны. Но, по утверждению критика, все они очень интересны.

Писатель Салтыков-Щедрин говорил, что тургеневский цикл рассказов положил начало новой литературы, где главным героем стал народ. Но вот В. Боткин, который в то время писал очерки, все-таки решил, что у Ивана Тургенева все изображено слишком придумано.

В действительности, внимательный читатель должен заметить, что автор не делает никаких выводов и не навязывает своего мнения. Тургенев оставлял право своим читателям подвести итог и самостоятельно решить, хочется ли делиться своими мыслями или оставить их при себе.

Странствующий охотник записывает маленькие истории о поведении и жизни крестьян и собственных соседей, владеющих землей.

Хорь и Калиныч

Находясь в гостях у помещика в Калуге, рассказчик завел знакомство с Хорем и Калинычем. Хорь являлся состоятельным мужиком, выкупать вольную не желал. У него было семь рослых сыновей, и он прекрасно уживался с барином, которого хорошо изучил. Калиныч обладал веселым и кротким нравом, имел собственную пасеку, занимался врачеванием и испытывал благоговение перед хозяином.

Ермолай и мельничиха

Охотник поехал с Ермолаем на охоту. Его спутник являлся крепостным соседского помещика. Ермолай лентяй и не годится для какой бы ни было работы. Он постоянно оказывался участником различных переделок, однако всегда оставался невредимым. Со своей супругой крепостной был груб и жесток.

Охотники остановились на ночь на мельнице. Ночью Ермолай приглашал мельничиху Арину жить вместе, а свою жену обещался прогнать. В прошлом мельничиха являлась горничной графини. Когда хозяйка узнала о беременности горничной от слуги, она не разрешила ей создать семью и направила девушку в далекую деревню. А лакей был отправлен в солдаты. У Арины случился выкидыш и она стала женой мельника.

Малиновая вода

Во время охоты рассказчик сделал остановку у родника, который имел название Малиновая вода. Недалеко сидели на рыбалке два старика. Одного звали Степаном. Он имел темное прошлое, был несловоохотливым и суетливым. Степан выполнял работу за еду.

Другой имел прозвище Туман. Ему дали вольную, но он служил хозяину постоялого двора. В прошлом он являлся слугой графа, который был известен пирами, но скончался в нищете, потому что разорился.

Рассказчик начал беседовать со стариками. Туман стал рассказывать любовниц своего прежнего хозяина. В это время появился унылый Влас. Его взрослый сын погиб, и Влас просил у хозяина сократить ему оброк. Однако тот рассердился и прогнал мужика. Произошел небольшой разговор между всеми четырьмя, после чего они распрощались.

Уездный лекарь

Во время возвращения с охоты рассказчика настигла болезнь, и он поселился в гостинице, отправив за врачом. Доктор рассказал о дочери вдовой помещицы, которая была бедной. Девушку звали Александра, и она болела неизлечимой болезнью. Врач находился в их доме долгое время, старался вылечить девушку. Александра влюбилась в доктора.

Врач также был неравнодушен к ней. Они провели наедине три ночи. После этого Александра умерла. Через некоторое количество времени врач женился на богатой купеческой наследнице, которая оказалась злой и ленивой.

Мой сосед Радилов

Рассказчик находился на охоте в липовом саду, который принадлежал Радилову, его соседу. Тот предложил ему отобедать и познакомил со своей матерью и девушкой Олей. Ольга являлась сестрой покойной жены Радилова. Радилов вспоминает о своей жене, а девушка покинула комнату и отправилась в сад.

Спустя семь дней становится известным, что Радилов оставил мать и уехал с девушкой. К рассказчику приходит понимание того, что Ольга испытывала ревность к собственной сестре в отношении Радилова.

Однодворец Овсянников

Находясь в доме Радилова, рассказчик узнал однодворца Овсянникова, который своими манерами и поведением напоминал боярина. Совместно с супругой он оказывал помощь беднякам и разрешал спорные вопросы.

Однодворец позвал рассказчика отобедать с ним. Они много говорили о прошлом и общих знакомых. Во время чая Овсянников дал согласие простить племянника своей жены. Племянник оставил службу, помогал крестьянам составлять просьбы и доносы, считая это правым делом.

Льгов

Рассказчик искал лодку вместе с Ермолаем под Льговом и повстречал Владимира, который получил вольную и был образованным человеком. В юношеском возрасте он служил камердинером. Он решил помочь охотникам.

Ермолай лодку взял у рыбака, который имел прозвище Сучок. Его хозяйка не разрешила ему создавать семью. С того времени Сучок поменял большое количество работ и имел пять хозяев.

В обязанности Владимира входило вычерпывание воды из лодки, но он не выполнил это. по этой причине лодка перевернулась. Лишь к вечеру Ермолай смог вывести рассказчика из болота.

Бежин луг

На охоте рассказчик заплутал и очутился на Бежином лугу. Здесь мальчики следили за конями, и он спросил у них разрешения провести ночь у их костра. Притворяясь, что спит, рассказчик до утра слушал рассказы детей о нечистой силе.

Касьян с Красивой мечи

При возвращении с охоты сломалась ось тележки. Для ее починки он отправился на Юдины выселки. Там он повстречал карлика Касьяна, который приехал с Красивой мечи.

После починки оси рассказчик отправляется охотиться на глухаря. За ним увязался карлик. Он говорил, что убивать животных грешно и верил в свою способность отведения дичи от охотника. Касьян занимался ловлей соловьев, был обучен грамоте и врачевал травами. В виде юродивого карлик обошел страну целиком. Кучер рассказал, что Касьян бездетен, но воспитывает сироту.

Бурмистр

Отставной офицер, сосед рассказчика, образованный и рассудительный молодой человек наказывал собственных крестьян ради их блага. Рассказчик не очень любил ходить к нему в гости. Но однажды он вынужден был провести ночь у соседа. Утром хозяин отправился проводить гостя до своего села. В этом селе бурмистром был Софрон.

В этот день рассказчик вынужден был не пойти на охоту. Офицер абсолютно доверял собственному бурмистру, купил ему землю и не стал слушать жалобу человека, который оказался в кабале у Софрона. Бурмистр сослал всех его сыновей в солдаты. Позднее рассказчик услышал, что во владения бурмистра попало все село, и он крадет у соседа.

Контора

На охоте рассказчик оказался под холодным дождем и остановился в конторе деревни, которая принадлежала помещице Лосьняковой. Еремеич, являющийся конторщиком, свободно делал собственные дела, полагая, что рассказчик спит. Охотнику стало известно, что в конторе выполняются все сделки помещицы, а конторщик брал взятки.

В отместку фельдшеру за плохое лечение, конторщик оговорил его невесту. По этой причине помещица не разрешила ей выходить замуж. Позднее рассказчику стало известно, что помещица сослала девушку.

Бирюк

Рассказчик во время грозы спрятался у лесника Бирюка. Лесник был честным и неподкупным. Он был беден. Супруга сбежала от него, поэтому он один занимается воспитанием двоих детей.

Лесник обнаружил мужика, который пытался срубить дерево. Охотник предложил заплатить, но лесник отпустил мужика просто так.

Два помещика

Рассказчик часто ездил на охоту в имения Хвалынского и Стегунова. Первый являлся генерал-майором в отставке. Жадный, но не следит за хозяйством. Холост. Стегунов тоже холост. Но он хлебосольный, веселый и радушный хозяин. Хозяйство он ведет по старинке. Крепостные считают, что барин наказывает их справедливо, и любят его.

Лебедянь

Охотник поехал в Лебедень на ярмарку для покупки трех лошадей для собственной брички. В гостинице он встретил Хлопакова, умевшего нравиться богачам из Москвы и жившего на их деньги.

Хлопаков с князем не дали охотнику приобрести лошадей у барышника. Он отыскал другого продавца. Однако приобретенная лошадь была хромой, а продавец оказался мошенником. Через неделю рассказчик снова встретил здесь князя, но в сопровождении другого спутника.

Татьяна Борисовна и её племянник

Вдова пятидесяти лет проживала в небольшом поместье, была не образована. Однако отличалась свободомыслием, с помещицами практически не общалась, ее посещала лишь молодежь.

Несколько лет она воспитывала племянника Андрея, которому было двенадцать лет. Мальчик был сиротой, имел красивую наружность и прекрасные манеры. В Андрее нашли художественный талант и отправили учиться в Санкт-Петербург.

Вскоре племянник стал просить деньги, но вдова их не дала. По этой причине мальчик вернулся обратно и жил у тети. За двенадцать месяцев Андрей поправился, его полюбили все девушки в округе. А вдову перестали навещать старые знакомые.

Смерть

Рассказчик поехал охотиться с соседом, а тот предложил ему посетить дубовый лес, который ему принадлежал. Здесь происходила вырубка погибших в холодное зимнее время деревьев. В это время на их глазах происходит несчастный случай.

Певцы

Рассказчик оказался в кабаке «Притынный». Тут проходил конкурс певцов. Победителем стал Яшка Турок. В его исполнении чувствовалась русская душа. После ухода рассказчика в кабаке отмечали его победу Яшки.

Пётр Петрович Каратаев

Рассказчик, ожидая смены лошадей на почтовой станции, познакомился с Каратаевым. Это был помещик, который разорился. Он поведал историю о своей любви к крепостной по имени Матрена. Каратаев собирался выкупить девушку и взять ее замуж, но хозяйка категорически отказалась. По этой причине помещик похитил Матрену и стал жить с ней.

При катании на санях они повстречали хозяйку девушки. Барыня узнала ее и постаралась вернуть. Оказалось, что барыня собиралась выдать замуж за Каратаева собственную компаньонку.

Ради возлюбленного девушка сама вернулась к хозяйке, а помещик разорился. Через год рассказчик снова повстречал Каратаева. Тот был не в лучшем состоянии.

Свидание

Рассказчик оказался невольным свидетелем встречи крестьянки Акулины и камердинера Виктора в березовой роще.

Это было их завершающее свидание. Кавалер должен был ехать со своим хозяином в Петербург. Девушка беспокоилась насчет того, что ее отдадут замуж за нелюбимого. Поэтому она мечтала, чтобы любимый на прощание сказал ласковое слово. Однако Виктор вел себя грубо и холодно. Он не желал брать в жены неграмотную девушку.

После ухода камердинера девушка заплакала, а рассказчик попытался ее утешить. Но Акулина испугалась и бросилась бежать.

Гамлет Щигровского уезда

Находясь в гостях у состоятельного помещика, рассказчик жил в одной комнате с человеком, который рассказал ему собственную историю. Его местом рождения был Щигровский уезд. В шестнадцать лет мать увезла его в Москву, определила в университет и отошла в мир иной. Ее сын остался на попечении дяди. В день совершеннолетия молодой человек понял, что дядя украл у него деньги.

Наследник оставил вольноотпущенного человека на управлении и отправился в Берлин. Там он полюбил профессорскую дочь. Однако эта любовь пугала его. По этой причине он сбежал и в течении двух лет путешествовал по Европе. При его возвращении в Москву кто-то пустил сплетню, из-за которой он уехал оттуда.

Он обосновался в собственной деревне и взял в жены дочь вдовой полковницы. Девушка умерла при родах. Ребенок тоже погиб. После смерти жены он стал служить, однако скоро ушел в отставку.

Чертопханов и Недопюскин

При возвращении с охоты охотник оказался на земле помещика Чертопханова. Здесь он познакомился с этим помещиком и его товарищем Недопюскиным. Помещик принадлежал к старинному и состоятельному роду. Но в наследство ему досталось лишь заложенное село, по причине того, что он бросил службу в армии по неприятности. Бедность сделала его жестоким, задирой и гордецом.

Отец Недопюскина смог выбиться в дворяне. Перед смертью он жил в нищете, но успел пристроить сына на должность чиновника в канцелярию. Недопюскин находился сейчас в отставке, служил мажордомом. Он встретился с помещиком, когда тот получал наследство от покровителя Недопюскина, и встал на защиту того во время издевательств. После этого они были неразлучны.

Охотник был у помещика и познакомился там с Машей.

Конец Чертопханова

Спустя два года девушка ушла от помещика. Сказалась цыганская страсть к бродяжничеству. После длительной болезни и побега девушки Недопюскин умер. Помещик продал его имение, но дела его шли очень плохо.

Помещик стал спасителем жида. В благодарность тот привел прекрасного коня. Но Чертопханов не захотел брать даром и сказал, что заплатит через шесть месяцев. Когда оставалось два дня до условленного срока, коня похитили. Было понятно, что это сделал старый владелец коня, так как тот не сопротивлялся.

Они отправились в погоню и спустя год вернулись с конем. Однако оказалось, что это не тот конь. Помещик застрелил коня, стал пить и умер через полтора месяца.

Живые мощи

Во время дождя охотник остановился на хуторе, который был заброшен и принадлежал его матери. На пасеке он увидел необыкновенное существо. Это была Лукерья, которая была первой красавицей. Рассказчик в шестнадцать лет был в нее влюблен. При падении с крыльца у нее повредился позвоночник, и девушка стала сохнуть.

Теперь Лукерья практически не может есть и спать от испытываемой боли. Как то ей привиделась смерть и сказала, что заберет ее после петровок.

Местные жители звали ее живыми мощами. Девушка умерла на петровки.

Стучит!

У охотника закончилась дробь. А лошадь стала хромать. Рассказчик был вынужден нанять Филофея. Во время дороги охотник стал дремать. Его разбудили слова крестьянина: «Стучит!.. Стучит!». И на самом деле охотник слышал стук колес. Через некоторое время мимо них проехала телега, на которой сидело шесть пьяных человек, и перегородила дорогу. Крестьянин сказал, что это разбойники.

Телега встала и люди на ней стали требовать у охотника деньги. Когда рассказчик дал им деньги, они уехали. В тот же день на этой же дороге произошло ограбление и убийство купца.

В эпоху, когда складывались нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировался Тургенев-гражданин, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Понемногу все громче и громче раздавались голоса, сначала намекавшие на необходимость такой реформы, затем советовавшие введение ее, а затем уже и прямо требовавшие подобной реформы. Тургенев обратил все свои усилия против самого позорного явления русской жизни – крепостного права.

Тургенев — прекрасный живописец русского мира, и задуманный им план, проходя с котомкой охотника по различным местам и закоулкам России, ознакомить нас со многими людьми и характерами,удался в полной мере. Это мы видим в «Записках охотника».

Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»? Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась. Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом. Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага. Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника», которые являются не только общественно-значимым произведением, но и обладают большими достоинствами с литературно-художественной точки зрения.

В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.

Какую главную цель преследовал И.С.Тургенев про создании этого произведения? Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом. Талант художника и мыслителя подсказали Тургеневу, что во главу угла надо ставить не предельные случаи жестокости, а живые образы. Именно таким образом художник достучится до русской души, до русского общества. И ему удалось это сделать в полной мере. Эффект от художественного произведения оказался полным, потрясающим.

«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков. В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание». Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.

Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.

Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.

В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности. Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч. Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте. И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.

«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства. Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности. Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.

Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.

«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором. И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины. Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.

Внешним достоинством «Записок охотника» является та сила влияния, которое они оказывают на читателя, благодаря языку, которым они написаны, и, особенно, живости и красоте описаний. В качестве примера таких описаний можно указать сцену пения Якова Турка; читатель вместе с автором переживает все, что навеяло на слушателей это пение, и нельзя не поддаться поэтическому обаянию воспоминаний о лебеде, навеянного на автора пением Якова. Не менее поэтичны и сильны по своему воздействию на душу читателя описания, встречающиеся в рассказах «Свидания», «Бежин луг», «Лес и степь».

Все достоинства «Записок охотника», как художественного произведения, в связи с высокогуманными идеями, которыми проникнуты рассказы, обеспечили им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.

«Записки охотника» - это цикл из 25 небольших рассказов, в которых ярко и живописно представлена жизнь мелкого дворянства и простого народа середины XIX века. Основано повествование на впечатлениях, полученных самим писателем, и рассказах людей, встреченных им во время охотничьих скитаний.

Рассмотрим в статье самые популярные рассказы, которые часто называют очерками, и которые наиболее ярко характеризуют весь цикл «Записки охотника».

Сравнивая две губернии, Калужскую и Орловскую, автор приходит к выводу, что они разнятся не только красотами природы и разнообразием зверя, на которого можно охотиться, но и людьми, их внешним видом, характером, помыслами. Знакомство с помещиком Полутыкиным, который пригласил охотника остановиться в своих владениях для совместной охоты, привело автора в дом мужика Хоря. Именно там и происходит встреча с двумя такими разными людьми, как Хорь и Калиныч.

Хорь - зажиточный, суровый, сутуловатый мужик. Он живет в крепком осиновом доме на болотах. Много лет назад дом его отца сгорел и тот выпросил у помещика возможность жить подальше, на болотах. При этом сговорились об уплате оброка. С тех пор большая и крепкая семья Хоря там и обитает.

Калиныч - веселый, высокий, улыбчивый, с легким нравом, безамбициозный человек. По выходным и праздникам занимается торговлей. Без него, немного странный, но страстный охотник, помещик Полутыкин ни разу не выходил на охоту. За всю жизнь Калиныч так и не построил себе жилья, не завел семьи.

Будучи настолько разными, Хорь и Калиныч - закадычные друзья. Автор с удивительной точностью, до мелочей прорисовывает все особенности их характеров. Они с удовольствием проводят время вместе. За три дня, проведенных у Хоря, охотник успел привыкнуть к ним и покидал их с неохотой.

В один из дней автор собрался на охоту с Ермолаем - крепостным соседа, который постоянно попадал в передряги, хотя и выпутывался из них целым и невредимым, и не был пригоден ни к какой работе. Поскольку главной обязанностью мужика стала доставка дичи к помещичьему столу, он прекрасно знал окрестности.

Проведя день в березовой роще, герои приняли решение переночевать на мельнице. Хозяева разрешили расположиться на сеновале, под навесом на улице. Среди ночи автор проснулся от тихого шепота. Прислушавшись, понял, что мельничиха Арина рассказывает Ермолаю про свою жизнь. Была она горничной у графини Зверковой, которая отличалась жестоким характером и особым требованием к тому, чтобы служанки ее были незамужними. Отслужив 10 лет, Арина стала просить, чтобы отпустили ее замуж за Петра, лакея. Девушке отказали. А через время выяснилось, что Арина беременна. За что девушку остригли, сослали в деревню и выдали за мельника. Ребенок ее погиб. Петра же отправили в армию.

Прекрасным августовским днем охота проходила недалеко от реки Исты. Уставший и измученный охотник решил отдохнуть в тени деревьев недалеко от родника с красивым названием Малиновая вода. Рассказ идет о судьбе трех мужиков.

Степушка, неизвестно откуда появившийся человек, которого никто ни о чем не спрашивал, а сам он предпочитать молчать. Жил он у Митрофана, садовника, помогал тому по хозяйству взамен получая только еду.

Михайло Савельевич, по прозвищу Туман, был вольноотпущенным и долгое время служил дворецким у разорившегося графа на постоялом дворе; ярко и красочно описывал Туман пиры, которые закатывал граф.

Появившийся в разгар беседы крестьянин Влас рассказал, что ходил в Москву к барину, просил его снизить сумму оброка; раньше оброк вносил сын Власа, который недавно умер, на что барин рассердился и выгнал бедолагу.

А что делать теперь, крестьянин не знал, потому как взять с него было нечего. Помолчав полчаса, спутники разошлись.

Рассказ составлен со слов уездного лекаря, который поведал о том, как много лет назад вызвали его к больной, проживавшей в семье бедной вдовы, достаточно далеко от города. Доктор увидел, что несмотря на болезнь, девушка очень красива. Ночью он не смог уснуть и большую часть времени провел у постели больной.

Испытав расположение к семье девушки, члены которой хоть и были небогаты, отличались начитанностью и образованностью, доктор решил остаться. Мать и сестры больной с благодарностью это приняли, так как видели, что Александра верит доктору и выполняет все его указания. Но с каждым днем девушке становилось все хуже, а по разбитым непогодой дорогам не поступали своевременно лекарства.

Перед смертью Александра открылась доктору, призналась ему в любви и объявила матери о помолвке. Три последних ночи они провели вместе, после чего девушка умерла. Позже доктор женился на дочери зажиточного купца, но она оказалась ленивой и злой.

Мой сосед Радилов

Однажды, охотясь в одном из запущенных садов Орловской губернии, автор с Ермолаем познакомились с помещиком Радиловым, который пригласил их на обед. За столом присутствовали: мать помещика, маленькая печальная старушка, разорившийся приживала Федор Михеич и сестра покойной жены Радилова, Ольга. Во время обеда велась непринужденная беседа, но было заметно, что помещик и его золовка наблюдают друг за другом.

Посетив Радилова через неделю, охотник узнал, что помещик вместе с Ольгой уехали, оставив старушку мать в одиночестве и печали.

Однодворец Овсянников

С пожилым дворянином Овсянниковым автор познакомился у помещика Радилова. В свои 70 лет Овсянников заслужил репутацию умного, образованного и достойного человека. Беседы с ним отличались глубоким смыслом. Особенно по нраву автору были рассуждения однодворца по поводу сравнения современных нравов и устоев екатерининских времен. При этом к однозначному заключению стороны беседы никогда не приходили. Раньше было больше бесправия более слабых перед зажиточными и сильными, однако и жилось тише и спокойнее.

Современные идеи гуманизма и равноправия, продвигаемые «передовыми людьми», такими, как племянник Овсянникова Митя, пугают и смущают пожилого дворянина, поскольку пустых разговоров много, а конкретных действий никто не предпринимает.

Однажды автору предложили охоту на уток, на озере, возле большой деревни Льгов. Охота на заросшем озере была богатой, но доставать добычу стало затруднительно. Поэтому было принято решение взять лодку. Во время охоты автор знакомится с двумя интересными людьми:

Вольноотпущенный, по имени Владимир, отличался грамотностью, начитанностью, ранее он служил камердинером и даже учился музыке;

Пожилой крестьянин Сучок, поменявший за свою долгую жизнь множество хозяев и работ.

Во время работы прохудившаяся лодка Сучка начинает тонуть. Только к вечеру уставшим охотникам удается выбраться из озера.

Бежин луг

Во время охоты на тетерева в Тульской губернии автор немного заблудился. С наступлением ночи он вышел на луг, в народе носившем название Бежин. Здесь охотник встречает группу крестьянских мальчишек, которые пасли лошадей. Устроившись у костра, ребятишки заводят разговоры о всякой нечисти, водившейся в округе.

Детские рассказы велись о домовом, якобы поселившемся на местной фабрике; загадочной русалке, которая зазывала к себе плотника Гаврилу; о говорящем белом барашке, живущем на могиле утопленника, которого видел псарь Ермила и многом другом. Каждый старался рассказать что-то необычное и загадочное. Разговор о нечисти длился почти до рассвета.

Касьян с Красивой мечи

Возвращаясь с охоты, кучер с автором встречают похоронную процессию. Понимая, что это плохой знак, кучер поспешил обогнать процессию, однако, у телеги сломалась ось. В поисках новой оси автор следует в Юдины выселки, где и встречается с карликом Касьяном, переселенцем из Красивой Мечи, которого в народе считали юродивым, однако часто обращались к нему за лечением травами. Жил он с приемной девочкой Аленушкой, любил природу.

Ось заменили, охоту продолжили, однако безуспешно. Как объяснил Касьян, это он животных отвел от охотника.

Бурмистр

Наутро вместе решили ехать в Шипиловку, которая находилась недалеко от Рябово, где автор должен был охотиться. Там помещик с гордостью показывал имение, дом и окрестности. Пока не приехал бурмистр Сафрон, который стал жаловаться на увеличение поборов, небольшое количество земли.

Вывод

Главная мысль всего сборника «Записок охотника» - это желание показать жизнь разных слоёв общества, его культуру, стремления, нравственность, высокогуманность. Рассказы дают полную картину жизни помещиков и их крестьян, что делает произведения Тургенева не только литературными, но и историческими шедеврами.

Поделиться