Лесков). Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С. Лесков) Леди макбет мценского уезда краткое содержание фильм

Катерина Львовна недавно вышла замуж за купца Зиновия Измайлова. Он намного старше её, но она согласилась, так как была бедной. Жить они начали у Бориса Тимофеича, отца мужа, которому уже было за восемьдесят. Через пять лет бесплодных попыток зачать ребёнка, муж охладел к ней, и она стала скучать в одиночестве, а муж проводил время в разъездах. Однажды, у них появился новый приказчик Сергей и у Катерины быстро начался с ним роман. Про это узнал Борис Тимофеич, но она подсыпала ему яду, он умер, и никто ни о чём не догадался. После возвращения мужа любовники решили убить его, чтобы править имением самостоятельно. Им удалось это провернуть, да так, что все думали, что он просто не вернулся домой. Неожиданно, приехала тётушка с маленьким мальчиком Федей, который оказался наследником. Преступники не стали останавливаться и задушили мальчика. Неожиданно, их увидел случайный прохожий, и они отправились на каторгу. Катерина Львовна продолжала страстно любить Сергея, а он ушёл от неё к Сонетке, другой арестантке. Она не могла это вынести, и когда они переправлялись через Волгу, схватила соперницу и утопилась вместе с ней.

Краткое содержание (подробно)

Очерк начинается с описания внешности главной героини Екатерины Львовны , которая, в силу обстоятельств не по любви, а по расчету, вышла замуж за купца Измайлова. Супруг ее – Зиновий Борисович значительно старше Катерины, и по статусу выше девушки.

Жизнь у купеческой жены была весьма скучная. Жили они с мужем у свекра Бориса Тимофеевича. Выезжала она куда-то редко, и в поездках чувствовала себя не комфортно, так как была из простой семьи, а от нее ожидали проявления хорошего тона и манер. Она могла бы занять себя чтением в свободное время, но и читать Екатерина Львовна не любила.­ Супруг, несмотря на все старания, продлить купеческий род Измайловых, по всей видимости, был бесплоден. Женат он был уже второй раз, с предыдущей женой прожил Зиновий Борисович двадцать лет, пока не овдовел. В том что не получался наследник были разочарованы все и свекор, и купец Измайлов, и даже Катерина Львовна, для которой ребенок стал бы спасением от скуки.

Так тянулось все на протяжении пяти лет, пока не появился в имении Измайловых приказчик Сергей , который пользовался дурной славой и уже ходили слухи о соблазнении им соседней купеческой жены. Екатерина Львовна, лаской и вниманием мужским была не избалована, а поэтому быстро попалась на крючок к обаятельному и внешне привлекательному Сергею.­

Но об их порочной связи быстро прознал свекор, который, в качестве наказания высек приказчика нагайкой, и отправил весть о неверной жене своему сыну – купцу Измайлову.­ До выяснения обстоятельств о решении судьбы любовников Борис Тимофеевич запер приказчика в кладовой. Екатерина Львовна, осмелев и обнаглев, начала просить свекра выпустить любовника, от чего тот приходит в замешательство, и обещает за наглость и непокорность высечь невестку на конюшне, а любовника сослать в острог. Но все угрозы Борис Тимофеевич, так и не смог воплотить в жизнь, так как скоропостижно скончался. Любимая невестка приложила к его кончине руку, подсыпав в еду крысиного яда.­ Похоронили Бориса Тимофеевича очень быстро, дожидаться приезда сына не стали, ссылаясь на жаркую пору.

После смерти свекра, приказчик Сергей окончательно поселился в купеческой опочивальне.­ А Екатерина поутру стала замечать в спальне у себя толстого наглого кота, который очень громко урчал, и как по-человечески хотел, что-то сказать. Своими наблюдениями она поделилась с кухаркой Аксиньей, которая только дивится происходящему. В очередное утро пришел к Катерине кот, и начал человеческим голосом урчать, что как ей совесть позволяет жить спокойно, после того как она его – Бориса Тимофеевича погубила.­

Тут подходит время к возвращению хозяина – Зиновия Борисовича, а Сергей начинает обижаться и ревность свою показывать любовнице. Что не может так продолжаться, Екатерина Львовна, польщенная таким отношением, успокаивает любимого, что все это дело поправимо. В одну из ночей, под утро возвращается купец Измайлов, в надежде застать свою жену с любовником и взять с поличным. Но Екатерина просыпается раньше и прячет Сергея на галерее. Встречает мужа, как ни в чем не бывало и сама ставит самовар. Зиновий Борисович выражает свое недовольство и подозрения, а благоверная жена, набравшись наглости, приводит любовника и на глазах у мужа начинает его целовать, за что получает пощечину. В этом замешательстве Екатерина бросается на супруга и начинает его душить, Сергей пытается помочь ей. Купец же отбивается всеми силами, понимая, что удумали любовники, и накидывается на приказчика, кусая его за шею. Катерина бьет купцу в висок тяжелым литым подсвечником, и уже обессиленного Зиновия Борисовича добивает приказчик.­ Заметая все следы преступления, любовники закапывают тело купца в погребе.

Екатерина Львовна и приказчик живут в свое удовольствие, а на отсутствие купца Измайлова, лишь плечами пожимают. При том, что на мельнице сообщают, что Зиновий Борисович давно уехал домой. Екатерина понимает, что носит ребенка под сердцем, и всем объявляет о своем положении - что Измайловы ждут наследника. В отсутствие законного мужа ее допускают к ведению дел. Но тут выясняются обстоятельства, что она не единственная наследница, претендующая на дела купца, возникает еще один приемник – Федор Лямин, который приезжает со своей пожилой тетушкой, двоюродной сестрой Бориса Тимофеевича.

Так и живут купчиха с приказчиком, пока Сергей не омрачает будущее Кати фразой, о том, что Федор, делает его жизнь несчастной. После чего Екатерина Львовна места себе найти не может, так не дает ей покоя мысль, что, сколько она выстрадала и вытерпела, сколько греха на душу взяла, а какой-то мальчик, дитя, не приложив никаких усилий, претендует на ее имущество.­

Так слег Федя, заболев ветрянкой, а тетушка его ушла в церковь на службу, попросив Катерину присмотреть за ребенком. Воспользовавшись положением, что ребенок остался один Сергей и Екатерина хладнокровно душат его подушкой, в надежде сослаться на слабое здоровье и сомнительные лекарства, которые и погубили молодой организм мальчика. Но после службы мимо купеческого дома проходила толпа народа, которые перемывали кости купеческой жене, поражаясь ее наглости и порочности. Увидев свет в одном из окон, они решили посмотреть, чем же занимается в час ночной купчиха, и стали невольными свидетелями убийства Феди. Таким образом, любовников ловят с поличным, а вскрытие маленького Федора Лямина, показывает, что смерть наступила вследствие удушения.

В ходе следствия Сергей сознается во всем. Екатерина же, сопротивляется, на все отвечая: «Я ничего этого не знаю и не ведаю». Но после того, как приказчик виниться и в убийстве купца Измайлова, купчиха тоже признается, что являлась соучастницей. А поступки свои мотивирует, тем, что делала все для Сергея, во имя любви.

В качестве наказания их ссылают на каторгу, а перед этим высекают плетью. После родов ребенка в Острожской больнице, Катерина отказывается от него, и на воспитание малыша забирает старушка сестра Бориса Тимофеевича, которая признают его как купеческого наследника Измайлова. Такое положение дел вполне устраивает Екатерину Львовну.­

Для Кати важно только одно, что она остается рядом с любимым Сергеем, а в купеческом доме, или на каторге дело не принципиальное. Так отправляются они к месту каторги, и всю дорогу подкупает она этапных ундеров, что бы те ей организовали свидания с любимым. От чего Сергей злиться, и просит любовницу эти деньги отдавать ему, а не тратить так бесполезно. В Нижнем Новгороде к их партии присоединяются две интересные женщины - Фиона и молодая семнадцатилетняя блондинка Сонетка.

Сергей же ведет себя очень холодно по отношению к Катерине и изменяет ей с Фионой, та ловит их на горячем. Но Фиона от отношений с Сергеем отказывается, а тот всячески пытается найти расположения у молодой Сонетки.

Катерина пытается убедить себя, что вовсе не любит Сергея, хотя чувствует, что любит еще сильнее, чем прежде, но всем видом дает понять, что обижена. Тот же спустя некоторое время, ищет с ней встречи. Катерина, подкупает ундера на последние семнадцать копеек, и окрыленная несется к любовнику, который обнимает и целует ее как прежде. Сергей жалуется на боли в ногах, и грозиться остаться в лазарете в Казани, бывшая купчиха боится расставанию с любимым. Но Сергей ссылается, что шерстяные чулки, разрешили бы ситуацию, и облегчили бы ему боль. Екатерина отдает ему свои шерстяные чулки, а на утро обнаруживает в этих чулках Сонетку. Женщина, поглощенная обидой и ревностью при первой же остановке подходит к Сергею и плюет прямо ему в лицо. В следующую же ночь, когда Катерина спала, в женскую казарму зашло двое мужчин, один из которых крепко держал ее, а другой, отсчитывая пятьдесят ударов, отхлестал ее толстой веревкой.­ Но на этом Сергей не останавливается и продолжает издеваться над бывшей купчихой, то напоказ целуя Сонетку, то подтрунивая колкими фразами. У Екатерины Львовны заканчивается терпение выносить обиды и издевки от любимого мужчины, поэтому во время переправы на пароме через Волгу, она хватает за ноги Сонетку и вместе с ней прыгает за борт тем самым потопив и себя, и соперницу.

В 1864 году в журнале «Эпоха» появился очерк Николая Лескова, в основу которого легла реальная история женщины, убившей своего мужа. После этой публикации планировалось создание целого ряда повестей, посвященных роковой женской судьбе. Героинями этих произведений должны были стать простые русские женщины. Но продолжения не последовало: журнал «Эпоха» вскоре был закрыт. Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда» - первой части несостоявшегося цикла - тема статьи.

О повести

Это произведение назвал очерком Николай Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда», как уже было сказано, это произведение, основанное на реальных событиях. Однако нередко в статьях литературных критиков его называют повестью.

О чем «Леди Макбет Мценского уезда»? Анализ художественного произведения предполагает изложение характеристики главной героини. Имя ее - Катерина Измайлова. Один из критиков сравнил ее с героиней драмы Островского «Гроза». И первая, и вторая замужем за нелюбимым человеком. И Катерина из «Грозы», и героиня Лескова несчастливы в браке. Но если первой не под силу бороться за свою любовь, то вторая готова на все ради своего счастья, о чем и повествует краткое содержание. «Леди Макбет Мценского уезда» - произведение, сюжет которого можно изложить вкратце таким образом: история одной женщины, избавившейся от своего мужа ради неверного любовника.

Роковая страсть, толкающая Измайлову на преступление, столь сильная, что героиня произведения едва ли вызывает жалость даже в последней главе, повествующей о ее гибели. Но, не забегая вперед, представим краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда», начиная с первой главы.

Характеристика главной героини

Катерина Измайлова - женщина статная. Обладает приятной внешностью. Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда» стоит начать пересказывать с описания недолгой совместной жизни Катерины с мужем - зажиточным купцом.

Главная героиня бездетна. В доме мужа проживает также свекор Борис Тимофеевич. Автор, рассказывая о жизни героини, говорит о том, что жизнь бездетной женщины, да еще и с нелюбимым мужем, вовсе несносная. Словно оправдывает будущую убийцу Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» начинается с отъезда Зиновия Борисовича - мужа Катерины - на мельничную плотину. Именно во время его отъезда завязывается роман молодой купчихи с работником Сергеем.

Возлюбленный Катерины

Стоит несколько слов сказать и о Сергее - втором главном герое повести «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения Лескова следует делать только после внимательного прочтения художественного текста. Ведь уже во второй главе автор рассказывает вкратце о Сергее. Молодой мужчина недолго работает на купца Измайлова. Всего месяц назад до описанных Лесковым событий он трудился в другом доме, но был изгнан за любовную связь с хозяйкой. Писатель создает образ роковой женщины. И ей противопоставлен характер мужчины хитрого, меркантильного и трусливого.

Любовная связь

О роковой страсти повествует повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Главные герои - Катерина и Сергей - во время отъезда мужа предаются любовным утехам. Но если женщина словно теряет голову, то Сергей не так прост. Он беспрестанно напоминает Катерине о муже, изображает приступы ревности. Именно Сергей толкает Катерину на преступление. Что, впрочем, никак ее не оправдывает.

Измайлова обещает любовнику избавиться от мужа, а его сделать купцом. Можно предположить, что работник именно на это изначально надеялся, вступая с хозяйкой в любовную связь. Но внезапно обо всем узнает свекор. И Катерина, недолго думая, подсыпает Борису Тимофеевичу в пищу крысиный яд. Тело с помощью Сергея прячет в подвале.

Убийство мужа

В тот же подвал вскоре «отправляется» и муж неверной. Зиновий Борисович имеет неосторожность вернуться из поездки не вовремя. Он узнает об измене жены, за что подвергается жестокой расправе. Теперь, казалось бы, все складывается так, как желали преступники. Муж и свекор в подвале. Катерина - богатая вдова. Ей стоит лишь, приличия ради, переждать некоторое время, а затем можно и смело выходить замуж за молодого любовника. Но неожиданно в дом к ней является еще один персонаж повести «Леди Макбет Мценского уезда».

Отзывы о книге Лескова критиков и читателей говорят о том, что, несмотря на жестокость героини, она вызывает если не симпатию, то некоторую жалость. Ведь ее дальнейшая судьба складывается трагически. Но следующее преступление, которая она совершает после убийства мужа и свекра, делает из нее одного из самых непривлекательных персонажей в русской литературе.

Племянник

Новое действующее лицо очерка Лескова - Федор Ляпин. Отрок приезжает в дом дяди погостить. Деньги племянника находились в обороте купца. То ли из меркантильных соображений, а быть может, из страха быть разоблаченной Катерина идет на более страшное преступление. Она принимает решение избавиться от Федора. В тот самый момент, когда она накрывает мальчика подушкой, в дом начинают ломиться люди, заподозрившие, что там происходит нечто страшное. Этот стук в дверь символизирует полное нравственное падение Катерины. Если убийство нелюбимого мужа можно было бы как-то оправдать страстью к Сергею, то смерть малолетнего племянника - грех, за который должна последовать жестокая кара.

Арест

Очерк «Леди Макбет Мценского уезда» повествует о женщине сильной, волевой. Когда любовника отвозят в участок, он признается в убийствах. Катерина же до последнего молчит. Когда же отпираться нет смысла, женщина признается в том, что убила, но сделала это ради Сергея. У следователей молодой мужчина вызывает некоторую жалость. Катерина - лишь ненависть и отвращение. Но вдову-купчиху волнует только одно: она мечтает поскорее попасть на этап и быть ближе к Сергею.

Заключение

Оказавшись на этапе, Катерина постоянно ищет встречи с Сергеем. Но тот тяготится быть с ней наедине. Катерина ему больше не интересна. Ведь она отныне не богатая купчиха, а несчастная арестантка. Сергей быстро находит ей замену. В одном из городов к заключенным примыкает партия из Москвы. Среди них девушка Сонетка. Сергей влюбляется в юную особу. Когда же Измайлова узнает об измене, плюет ему в лицо при других арестантах.

В заключении Сергей становится совершенно другим человеком. И именно в последних главах Катерина способна вызвать сочувствие. Бывший работник не только находит новую пассию, но еще и издевается над прежней возлюбленной. А однажды, дабы отомстить ей за публичное оскорбление, Сергей вместе со своим новым другом избивает женщину.

Смерть

Измайлова после предательства Сергея не впадает в истерику. Ей достаточно лишь одного вечера, чтобы выплакать все слезы, единственной свидетельницей которых становится заключенная Фиона. На следующий день после избиения Измайлова кажется предельно спокойной. Она не обращает никакого внимания на издевательства Сергея и хихиканье Сонетки. Но, улучив момент, толкает девушку и падает вместе с ней в реку.

Самоубийство Катерины стало для критиков одним из поводов сравнивать ее с героиней Островского. Однако на этом все же сходства между этими двумя женскими образами заканчиваются. Скорее, Измайлова напоминает героиню трагедии Шекспира, произведения, на которое автор очерка «Леди Макбет Мценского уезда» делает аллюзию. Коварство и готовность на все ради страсти - эти черты Катерины Измайловой делают ее одним из самых неприятных литературных персонажей.

Даже если вы прочитали книгу в оригинале, не стоит думать, что на этом подготовка к уроку закончена. Увы, важные, но мелкие подробности из произведения легко ускользают из памяти, поэтому краткое содержание по главам – незаменимое пособие для качественного литературного обучения. Приятного чтения!

Катерину Львовну, миловидную девушку из небогатой семьи, выдают замуж за Измайлова Зиновия Борисовича, обеспеченного вдовца, семья которого занимается продажей крупчатки.

Катерина не получает должного внимания со стороны мужа, который вместе со своим отцом Борисом Тимофеевичем ежедневно с раннего утра уходит заниматься делами. Молодая девушка также огорчена бездетностью Зиновия Борисовича, она не может приложить свои силы к воспитанию ребенка и вынуждена в скуке проводить свои дни в большом купеческом доме.

Глава вторая

Катерина Львовна продолжает тоскливо коротать свое время. В один из весенних дней прорывается плотина, и Зиновий Борисович с отцом бросают все свои силы на починку мельницы. Катерина Львовна прогуливается по двору и замечает молодого приказчика Сергея, который вместе с другими работниками подшучивают над кухаркой.

Сергей предлагает Катерине взвеситься на весах и затем в игривой манере крепко прижимает купеческую жену к себе. Катерина Львовна испытывает сильное смущение, кухарка рассказывает ей, что Сергей совсем недавно попал на службу к Зиновию Борисовичу, до этого он работал у соседних купцов и якобы имел любовную связь с женой хозяина.

Глава третья

Этим вечером муж Катерины Львовны задерживается на мельнице, а его отец отбывает на празднование именин. В дом к Катерине приходит Сергей с просьбой одолжить ему какую-нибудь книгу, но переводит тему и незамедлительно признается в любви.

Катерина Львовна готова упасть без чувств, но Сергей подхватывает её и уносит в спальню…

Глава четвёртая

Катерина Львовна после злополучного вечера продолжает встречаться с Сергеем. Каждую ночь тот пролезает в окно купеческого дома, а после так же уходит. Отец Зиновия Борисовича замечает, как Сергей лезет по галерейному столбу, хватает его и тащит в кладовую. Свекор Катерины Львовны нещадно стегает непрошенного гостя нагайкой, закрывает его в кладовой и посылает людей за сыном, который все еще не вернулся с мельницы.

Катерина Львовна узнает об этом случае и умоляет Бориса Тимофеевича отпустить Сергея. Но тот непреклонен - он презирает неверную жену своего сына и грозится выпороть Катерину, а ее любовника сослать в острог.

Глава пятая

Все тем же вечером Борис Тимофеевич страдает от тошноты после съеденного ужина, который заранее отравляет Катерина Львовна. Старик в мучениях умирает от крысиного яда, а Катерина вызволяет своего любовника из кладовой.

Посланные за Зиновием Борисовичем люди не застают того на мельнице. Катерина Львовна хоронит свекра и еще сильнее сближается с Сергеем.

Глава шестая

Катерине снится сон: она видит большого серого кота, который трется между ней и Сергеем. Катерина пытается прогнать его, но её попытки тщетны - серый кот, словно туман, проходит сквозь ее пальцы. Катерина просыпается и видит только лежащего рядом Сергея.

Купеческая жена все свое свободное время проводит с молодым приказчиком, они признаются друг другу в любви, Сергей высказывает свои опасения: он боится, что вскоре прибудет купец Зиновий Борисович, и все вмиг разрушится. Катерина уверяет Сергея, что знает, как его самого сделать купцом, и что никакой муж ей в этом не помеха.

Глава седьмая

Катерине снова снится серый кот, но на этот раз вместо кошачьей головы она видит голову покойного свекра. Катерина просыпается с криками и слышит собачий лай. Она догадывается, что вернулся Зиновий Борисович, и он вот-вот будет у дома.

Катерина Львовна прячет Сергея и, словно только что проснулась, дожидается мужа. Зиновий Борисович сетует на схороненного отца, он находит пояс Сергея и сообщает Катерине, что знает о ее любовных похождениях. Та дерзит мужу в ответ, неожиданно вводит в комнату Сергея и крепко целует его. Уязвленный муж в запале бьет Катерину Львовну по щеке.

Глава восьмая

Завязывается ожесточенная борьба: Катерина валит мужа на пол, а Сергей пытается его задушить. Зиновий Борисович получает тяжелый удар по голове и уже через несколько мгновений погибает.

Сергей ужасается от содеянного греха, но помогает новой хозяйке тщательно спрятать тело убитого в погребе. Катерина стирает пятна крови и сообщает своему любовнику, что тот, наконец, стал новым купцом.

Глава девятая

На купеческом дворе недоумение: куда запропастился Зиновий Борисович? Его поиски ни к чему не приводят. Катерина Львовна переписывает капитал своего мужа на себя, но узнает, что определенная часть имущества принадлежит племяннику Зиновия Борисовича - Федору. Вместе с этой новостью приходит и другая - Катерина Львовна беременна.

Федор приезжает в имение вместе с пожилой двоюродной сестрой Бориса Тимофеевича. Сергея терзают сомнения, он боится потерять так легко доставшиеся деньги.

Глава десятая

Катерину Львовну не устраивает такое положение дел, она не готова делиться нажитым с малолетним племянником Зиновия Борисовича. В связи с беременностью Катерина полнеет, и в городе начинают ходить недвусмысленные слухи насчет ее отношений с Сергеем.

Тем временем Федя заболевает ветрянкой, и его бабушка просит Катерину присмотреть за мальчиком. Сергей и Катерина собираются у комнаты Федора и, обменявшись взглядами, входят к больному.

Глава одиннадцатая

Мальчик, будто понимая свою участь, пугается вошедших людей. Катерина зажимает Федору рот и приказывает Сергею крепко держать лежащего в кровати мальчика. Катерина кладет на лицо Федора подушку и крепко прижимает ее. Мальчик умирает.

В этот момент дом сотрясается от сильнейших ударов. Сергей в приступе паники бежит прочь, ему кажется, что за ним пришел усопший Зиновий. Катерина аккуратно укладывает голову Федора и отпирает дверь. В дом вбегает толпа людей, чуть ли не сметая Катерину с порога.

Глава двенадцатая

Люди возвращаются со службы в церкви, обсуждая слухи о приказчике и молодой вдове. Они видят свет в доме купчихи и подсматривают в окно - там они наблюдают сцену убийства. Катерину и ее сообщника тут же хватают и заключают под стражу.

Сергей раскаивается и признается во всех убийствах. Люди откапывают из погреба труп Зиновия Борисовича, а купчиха вместе со своим любовником отправляются на каторгу. В больнице Катерина рожает, но сразу же отказывается от своего ребенка.

Глава тринадцатая

На пути к каторге Катерина Львовна тратит все свои деньги на то, чтобы ей позволили идти рядом со своим возлюбленным. Сергей недоволен этим, он часто бранит свою пассию, что сильно её расстраивает.

В пути они примыкают к другой группе каторжников, среди них - солдатка Фиона, а также молодая и прыткая Сонетка.

Глава четырнадцатая

Сергей без какого-либо стеснения ухаживает за Фионой. Катерина Львовна застает своего возлюбленного лежащим вместе с солдаткой. Она бьет Сергея по лицу и убегает.

Катерина страдает от такого отношения, а на следующий день видит, как Сергей уже общается с Сонеткой, что еще больше ранит ее сердце. Сергей просит о встрече с Катериной, и той кажется, что все возвращается на свои места. Возлюбленный жалуется на боль в ногах и выпрашивает у Катерины шерстяные чулки. Она не может отказать Сергею и с большим рвением отдает их ему.

Глава пятнадцатая

На следующий день Катерина Львовна видит Сонетку в чулках, которые давеча она дарила Сергею. Катерина плюет в лицо изменнику, весь этап смеется над горем каторжанки. Ночью в казарму Катерины входят два человека и бьют молодую девушку веревкой. Катерина узнает в одном из них Сергея, но на следующий день не говорит никому ни слова. Сергей дерзит и смеется над своей бывшей возлюбленной.

У Волги каторжников ведут на паром, там Сергей продолжает издеваться над Катериной: просит купить водки, демонстративно целует Сонетку. Катерина Львовна видит в воде головы людей, которые погибли от ее рук. Она впадает в иступленную ярость, хватает Сонетку и выпрыгивает вместе с ней за борт. Весь паром пристально наблюдает за неспокойными волнами: в один момент люди видят всплывающую Сонетку, но затем из-за ее спины появляется Катерина и хищным движением утаскивает девушку на дно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сюжет

Главная героиня – молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Её муж постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в четырёх стенах большого богатого дома. Супруг бесплоден, но вместе со своим отцом попрекает жену. Катерина влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея, постепенно её увлечение переходит в страсть, любовники ночуют вместе. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается череда убийств: сначала Катерина Львовна отравляет свёкра, чтобы спасти Сергея, которого свекр запер в погребе, затем, вместе с Сергеем, убивает своего мужа, а потом душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство. Однако в этот момент со двора врывается толпа праздных мужиков, один из которых заглянул в окно и увидел сцену убийства. Вскрытие доказывает, что Федя умер от удушья, Сергей во всём сознаётся после слов священника о страшном суде. Следователи находят закопанный в подвале труп Зиновия Борисовича. Убийцы предстают перед судом и после наказания плетьми идут на каторгу. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине, как только она перестает быть богатой купчихой. Он увлечен другой узницей, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеётся над её любовью. В финале Катерина хватает свою соперницу Сонетку и тонет вместе с ней в холодных водах реки.

Краткое содержание повести «Леди Макбет мценского уезда»

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живёт в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остаётся до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свёкра белым порошком, припасённым для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своём ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остаётся в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щёлку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведёт себя стойко и даже на родившегося ребёнка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключённым присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьётся, а в руки не даётся».

«Ле́ди Ма́кбет Мце́нского уе́зда» («Катерина Измайлова») - опера Дмитрия Шостаковича в 4 действиях, 9 картинах на либретто Д. Д. Шостаковича и А. Г. Прейса по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова . Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и была запрещена к постановке во второй половине 1930-х - 1950-х годах . В 1962 году поставлена (Москва) в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова», в 1966 году снят фильм под тем же названием . Постановка оперы в оригинальном виде возобновлена в 1978 году (Лондон). Премьера состоялась в январе 1934 года в Малом ленинградском оперном театре (МАЛЕГОТ) .

Действующие лица

  • Борис Тимофеевич Измайлов, купец (бас)
  • Зиновий Борисович Измайлов, его сын (тенор)
  • Екатерина Львовна Измайлова, жена Зиновия Борисовича (сопрано)
  • Сергей, работник (тенор)
  • Аксинья, кухарка (сопрано)
  • Задрипанный мужичонка (тенор)
  • Священник (бас)
  • Квартальный (баритон)
  • Сонетка, каторжница (меццо-сопрано)
  • Старый каторжник (бас)
  • Каторжница (сопрано)
  • 1-й, 2-й, 3-й приказчики (тенора)
  • Работник с мельницы (бас)
  • Приказчик (бас)
  • Кучер (тенор)
  • Дворник (бас)
  • Часовой (бас)
  • Пьяный гость (тенор)

Видео по теме

Действие первое

Картина 1 . Спальня в доме богатого купца Зиновия Измайлова. Екатерина Львовна (Катерина), молодая жена Измайлова, хорошо выспалась и выпила чаю с мужем. Изнывая от тоски и одиночества, она безуспешно пытается вновь заснуть, размышляет о бессмысленности своей замужней и обеспеченной жизни.

Её свёкор Борис Тимофеевич просит на ужин грибов и попрекает Екатерину бездетностью, на что та замечает, что вина в том не её. Свёкор предостерегает её от возможной измены мужу.

Борис Тимофеевич наказывает снохе потравить крыс в амбаре. «Сам ты крыса! / Тебе бы отравы этой!» - бормочет Катерина.

Либретто Д. Д. Шостаковича - А. Прейса следует фабульной канве повести, но все же несколько отличается от неё. Основные отличия следующие:

  • В повести парочка любовников совершает три убийства: Бориса Тимофеевича, Зиновия Борисовича и малолетнего племянника («Фёдора Захарова Лямина») первого, причем третье убийство мотивировано исключительно корыстью и совершается с наибольшим хладнокровием. В либретто детоубийства нет, и племянник со своей матерью отсутствуют среди действующих лиц.
  • В повести преступления Катерины и Сергея раскрываются благодаря свидетелю третьего убийства. В либретто «Задрипанный мужичонка» случайно обнаруживает «скелет в шкафу » (тело в погребе), причем в момент матримониальной кульминации отношений купчихи с работником. Это позволило либреттистам ввести в третье действие резко сатирическую «полицейскую» картину.
  • В повести Катерина беременеет от Сергея и успевает по ходу действия родить ребёнка и отказаться от него при отправке на каторгу (причём спокойствие, с которым она отказывается от ребёнка, контрастирует с утверждением, высказываемым в начале повести, о том, что «самоё Катерину Львовну это» (бездетность брака) «очень печалило»). В либретто Катерина не беременеет и не рожает, бросать ей некого.
  • Театральное прощание Катерины с мужем, при котором свёкор заставляет её принести «клятву верности», напоминающее сцены из классической русской драматургии (например, из «Грозы » А. Н. Островского), введено либреттистами.
  • Снохаческие помыслы Бориса Тимофеевича во втором действии также полностью на совести либреттистов, в повести они отсутствуют.
  • В повести (глава IV) Борис Тимофеевич порет Сергея втайне, причем последний, не желая огласки того, что пойман выходящим от Катерины, соглашается: «Моя вина - твоя воля … Говори, куда идти за тобой, и тешься, пей мою кровь». В либретто он подвергается публичному истязанию на глазах Катерины (что дает последней дополнительный мотив к ненависти).
  • В либретто отсутствует яркий образ каторжницы «Фионы» (которая «… была русская простота, которой даже лень сказать кому-нибудь: „прочь поди“ и которая знает только одно, что она баба», глава XIII).

Отсутствие в либретто невинноубиенного отрока Федора Лямина и его многострадальной матери делает обстановку ещё более беспросветной, чем в повести. Однако, в отличие от последней, по Шостаковичу-Прейсу Катерина - трагическая фигура, заслуживающая в своей судьбе не только осуждения, но и сочувствия. Трагедия Катерины разворачивается на фоне фарсово драматизированного (за исключением трагической же партии «Старого каторжника» в четвёртом действии) изложения положений и поступков прочих лиц.

История постановок и последующая судьба оперы

На выбор сюжета оперы могли повлиять выход в (1927?) году фильма Чеслава Сабинского «Катерина Измайлова» и - в 1930 году - переиздание повести в сопровождении иллюстраций, выполненных Б. М. Кустодиевым и предисловия, в котором говорилось об «отчаянном протесте сильной женской личности против душной тюрьмы русского купеческого дома».

Первая редакция

Шостакович приступил к работе над оперой 14 декабря 1930 года и закончил партитуру (в первой редакции) 17 декабря 1932 года .

16 октября 1932 года постановочная работа над оперой началась в Московском музыкальном театре им В. И. Немировича-Данченко (дирижёр С. Самосуд , режиссёр В. И. Немирович-Данченко ), а в январе 1933 года - в Ленинградском Малом оперном театре (дирижёр С. А. Самосуд ). Премьера оперы в Ленинграде состоялась 22 января (менее чем за год опера в Ленинграде была представлена пятьдесят раз), а в Москве (под названием «Катерина Измайлова») - 24 января 1934 года . В этих двух театрах за два сезона опера прошла около двухсот раз.

В 1935 году состоялись также премьеры в Кливленде , Филадельфии , Цюрихе , Буэнос-Айресе , Нью-Йорке , Лондоне , Праге , Стокгольме ; Музыкальным государственным издательством (Музгизом) издан её клавир .

В целом опера была хорошо принята публикой, критикой и тогдашним советским музыкальным начальством. Однако заметна была и критика, касавшаяся, в основном, экспрессии и изобразительного натурализма, усмотренного в музыке, например, композитором С. С. Прокофьевым («волны похоти») и критиком американской «Нью-Йорк Сан » («порнофония»).

По ходу постановок либретто подвергалось значительному изменению; в 1932-1935 годах сложилось три (опубликованные) литературно-сценических версии произведения.

Отчасти изменение было связано со смягчением языка и натурализма в изображении сцен, так, в сцене первого диалога Катерины Львовны с Борисом Тимофеевичем (Картина 1) её реплики читаются:

(Партитура 1932 года) «Не моя вина! Не моя вина! … Не может Зиновий Борисович положить ко мне в утробу ребёночка». (Либретто 1934 года) «Я сама грущу, я сама грущу … Самой веселее мне было бы‚ если бы родился ребёночек».

А в сцене забав дворни с Аксиньей (Картина 2) текст трансформировался следующим образом:

(Партитура 1932 года) «А ну, пощупай! Прижми, ещё. … Вот так вымя … … Разрешите пососать?» (Либретто 1934 года) «Ай да Аксинья. Давай! Давай! … Вот так ручка … Разрешите посмотреть»

Более серьёзное изменение, могущее оказать влияние на понимание замысла произведения в целом, внесено в реплики Сергея в его разговором после любовной сцены (Картина 3):

(Партитура 1932 года) «Зиновий Борисович-то‚.. хо, хо,.. жену не смог …». (Либретто 1934 года) «Забудем про это».

Эта публикация открыла серию статей, в которой Шостакович (как автор рассматриваемой оперы и балета «Светлый ручей ») был подвергнут идеологическому осуждению («Балетная фальшь», «Ясный и простой язык в искусстве» в «Правде», многочисленные статьи в другой советской прессе). Наряду с традиционными попреками «формализмом » и «натурализмом », композитора обвиняли в «пренебрежительном отношении к народному творчеству ».

За публикацией этих статей последовали резолюции ленинградских (7 февраля) и московских (15 февраля) композиторов, и опера была изъята из репертуара советских театров, хотя репрессий против композитора и солибреттиста не последовало. В 1937 году состоялась её премьера в Загребе, а в - в Венеции.

Вторичный запрет

Возобновление постановок в СССР

26 декабря 1962 года состоялась премьера второй редакции оперы (под названием «Катерина Измайлова») в Музыкальном Театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Вторая редакция оперы ставилась также в Ленинграде , Риге , Лондоне (), Загребе , Хельсинки , Ницце , Пече (Венгрия), Сан-Франциско (), Вене , Казани , Киеве , Русе (Болгария),

Поделиться