Медаль Международной Ассоциации «Кадетское братство. Я согласен на медаль

В Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ прошло совещание, на котором решался вопрос усовершенствования кадетского образования в России. Одним из вопросов требующих обсуждения остается вопрос о детских наградах. Ситуация беспрецедентная - награды, которыми зачастую увешаны выпускники кадетских учебных заведений шокируют участников Великой Отечественной войны и приводят в недоумение общественность. Зачастую сами руководители учебных заведений и чиновники самого высокого ранга, подают пример молодому поколению, незаслуженно украшая себя погонами и звездами, орденами и медалями …

Нужно ли награждать детей?

Сегодня этот вопрос кажется провокационным - прошли те времена, когда воспитатели и учителя советовали «не перехваливать» ребенка за достижения. Наоборот, психологи советуют воспитывать через поощрение, а не через наказание. Таким образом подрастающей личности гораздо проще усвоить, что хорошо себя вести, добиваться цели, выполнять обещанное - это приятно и затраченные усилия обязательно будут вознаграждены.

Никто не станет отрицать важность награды для ребенка - как материальной, так и нематериальной. Деньги на кино, новый гаджет, новый экземпляр в коллекцию чего бы то ни было - все это очень привлекательно и желанно. Однако, по словам педагогов, искреннее восхищение близких людей, слова одобрения и признание заслуг - все это также стимулирует у ребенка желание стать лучше. Награда как символ Близкие люди лучше всех знают, что дарить, чем награждать... А как быть в тех случаях, если награждает школа, спортивная секция, кружок? Для этого и придуманы символические награды - грамоты, кубки, медали. Выглядят они красиво, хранятся долго, в отличие от съедобных или функциональных подарков, которые в процессе использования могут сломаться или испортиться. И, главное - снабжены соответствующими надписями, рассказывающими за что они получены.

Когда на пьедестале почета оказываются юные спортсмены, потрясающие кубки или сверкающие медалями - это выглядит прекрасно. Ведь эти дети приложили совсем недетские усилия и испытали серьезные нагрузки, чтобы заслужить свои награды… Весь мир знает имена наших олимпийских чемпионов, мы гордимся ими, а они гордятся своими наградами.

Но спортивные награды - это особенный случай. Они почти как воинские - получены за проявление экстраординарных качеств: силы воли, упорства, смелости. Носить такие медали имеет право далеко не каждый. Но в этом и суть награды, не так ли?

«Кадет Оболенский, надеть ордена»

Бывают и другие случаи, более спорные. Сегодня на улицах, в общественном транспорте можно иногда увидеть мальчишек и девчонок в парадной кадетской форме. Кадетские корпуса сейчас пользуются популярностью: это не только яркие погоны и галуны, но и необыкновенная школьная жизнь, кажется, полная приключений. И вот на совсем еще неширокой груди подростков школьного возраста сияют медали - почти как настоящие.

Если приглядеться, можно даже различить надписи на них: «За честь, совесть, достоинство», «Кадетское братство», «Кадетское образование», «За службу родине с детства». Что это за награды? За что они даются? И как определить достаточное количества чести, совести и братсва, чтобы их можно было бы получить?

Как правило, такие медали относятся к общественным наградам, которые учреждают либо в самих кадетских училищах, либо в военизированных общественно-исторических союзах и объединениях. Например, в 2000 году силами совета директоров кадетских корпусов при министерстве образования учредили медаль «За возрождение кадетского дела». Награду эту, наряду с медалью «Выпускнику кадетского корпуса», крестом «Кадетская доблесть» и медалью «Кадетское образование. За отличие» можно получить во многих кадетских корпусах. Есть и другие награды - местного значения. К примеру - «Кадетский корпус Мелеузовский». Или - «200 лет Омскому кадетскому корпусу». Большинство корпусов также изготавливает знаки для награждения самых лучших - «Кадет года», «Победитель» или медаль «Участнику торжественного марша» - для прошедших строевые шоу и парады. В общем, кадетских наград сегодня так много, что все они вряд ли поместились бы даже на взрослом мундире… Нужны ли они кадетам в таких количествах?

Мнение «За»

Тех, кто считает, что такие награды нужны - достаточно много. И это понятно: блестящие медали прекрасно стимулируют учебный и воспитательный процесс. Ту самую медаль «За честь, совесть, достоинство получают, как правило, учащиеся 7 курса (это 11 класс по-общеобразовательному).

Медаль «За службу родине с детства» получают те семикурсники, которые все семь лет отличались примерной учебой, занимались общественной жизнью, участвовали в конференциях. Медаль «Кадетское братство» дают на 1-6 курсах отличившимся в спорте или в общественной жизни корпуса. И именно то, что эти знаки отличия похожи на боевые награды, делает их такими привлекательными для ребят. Чтобы получить их, кадеты совершенствуются в учебе и строевой подготовке, ездят на стрельбища, занимаются различными видами спорта. В общем - достойно выносят все тяготы и лишения воинской службы, применительно к своему возрасту.

Мнение «Против»

Противоположное мнение также разделяют многие. Оно состоит вот в чем: конечно же, награды за успехи в учебе, спорте и общественной жизни необходимы. Но пусть тогда это будут значки, ценные подарки или почетные грамоты. Пятерки и «высокие спортивные достижения» не могут награждаться медалями, оформленными почти как боевые: это профанация тех наград, которые вручают за воинский или гражданский героизм.

Подростки, безусловно, тоже достойны медалей - если эти медали заслужены такими делами, которыми гордились бы и взрослые. Например, спасение погибающих, как это делала Юлия Король во время трагедии на Сямозере в Карелии. Или воинская доблесть в борьбе с врагом - чем отличился Леня Голиков, погибший в неравном 24 января 1943 года и в свои шестнадцать лет уже награжденный орденом Отечественной войны I степени, а также медалями «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны» II степени. И с высоты таких наград странно смотреть на «кадетские иконостасы». Видимо потому, что «орденоносные» кадеты, конечно, делали много хороших поступков, чтобы добиться этих медалей. А люди, имеющие право на боевые награды, сначала совершали Поступок, а потом получали медаль.

Мнение конструктивное

Есть и те, кто признают наличие проблемы, но не считают, что она - только в детях. Дело в том, что девальвация военных наград началась еще до Великой Отечественной. Известно, к примеру, что после того, как закончились бои на Халхин-Голе медаль «За боевые заслуги» получили все, кто там служил - даже стенографисткам, пекарям и сапожникам, которые участия в боевых действиях не принимали. Авторитет этой медали среди военных, естественно, сразу же понизился. В восьмидесятые годы прошлого века наградную систему вообще называли - «раздачей значков». Кто откажет кадету в праве на награду, если такой вот «памятный значок» могут вполне носить и взрослые? Поэтому ограничить следует не тех, кто стремится носить медали, а тех, кто их учреждает. Оставить только государственные награды, а ведомственные - сократить. Даже если это такие ведомства, как МЧС, полиция, таможня. Для поощрения может быть вполне достаточно знака «Отличный спасатель» или другие.

Если мы сами не будем обесценивать награды - наши дети не научатся этому от нас. Для них ведь качество вознаграждения, по словам детских психологов, гораздо существеннее, чем количество поощрений. И если человек, с заслуженными наградами снова будет восприниматься как герой - дети обязательно будут стремиться получать медали. Может быть, и в стенах кадетских корпусов, под звуки одного из кадетских гимнов.

Нам награды, чины не важны -

Все равны на кадетских просторах,

Мы - кадеты великой страны,

С нами Родина, Бог и Суворов!

, не имея вообще никакого представления о том, как дети зарабатывают эти медали . В учебных заведениях медали дают за отличие в учебе, за спортивные достижения. Таким образом воспитывается патриотизм . Большинство из них потом идут в военные структуры, на мизерные зарплаты, но они являются бОльшими патриотами, чем большинство из вас!»

Предыдущая запись об орденоносных школьниках вызвала живой интерес широкой общественности. Большинство читателей выразило горячее одобрение и поддержку передовому методу воспитания по-путински, благодаря которому выпускники покидают школу увешанные орденами и медалями.

Однако некоторые сомневаются, не шоколадные ли медали-то, не фейк ли, не розыгрыш? Сразу спешу успокоить сомневающихся, шикарные орденки и медальки натуральные, законные.

Воспитание подрастающего поколения в духе чекистского патриотизма вообще дело кропотливое. Первое поколение юных героинь было сертифицировано путинцами уже более пятилетки назад.


Девчонки сегодня теснят мальчишек в кадетских корпусах и суворовских училищах. И первое, что бросается в глаза, парадные мундиры, щедро украшенные медалями .

Обычно это так называемые общественные награды. Их учреждают либо в самих кадетках, либо в союзах и объединениях "военизированных" учебных заведений. Скажем, в 2000 году совет директоров кадетских корпусов при министерстве образования учредил медаль "За возрождение кадетского дела". Ее еще называют "Константиновской" в честь Великого князя Константина Константиновича, который был генерал-инспектором военно-учебных заведений царской России. Эта награда вместе с медалью "Выпускнику кадетского корпуса", крестом "Кадетская доблесть" и медалью "Кадетское образование. За отличие" прижилась повсеместно. А вот другие имеют, скорее, местное значение. Их вручают воспитанникам конкретного учебного заведения, как правило, в честь юбилеев. Такие медали называются памятными. Например, "200 лет Омскому кадетскому корпусу" или "Кадетский корпус Мелеузовский". Есть еще знаки для поощрения лучших учеников - "Юный кадет", "Кадет года", "Победитель" и др. Для ребят, участвующих в военных парадах и строевых шоу, изготовили медаль "Участнику торжественного марша ".

Все награды вручают кадетам вместе с удостоверениями к ним, потому мальчишки и девчонки носят свои медали на полном основании ».

Вот так-то вот.


А вместе с местной самодеятельностью в РФ существует море разливанное детских орденов и медалей.

Казачий кадетский корпус имени Шолохова звучит чудесно. Конгениально пажескому корпусу Ф. Дзержинского, семинарии Ордена Ленина и синагоге имени Ф. Ницше.

Детей в этом кадетском корпусе натаскивают на патриотизм в путинском формате.


В состав международной Ассоциации «Кадетское братство» (МАКБ) входят выпускники военных, военно-морских училищ и т.д. Данной организацией была учреждена общественная медаль Международной Ассоциации «Кадетское братство». Изготовитель награды ТПП «Челзнак» .

Описание награды

Медаль выполнена из металлического сплава золотистого оттенка - латуни и имеет круглую форму. На аверсе наградного знака - эмблема организации МАКБ, на которой расположены погоны различных военных учебных заведений. В центре - схематическое изображение земного шара, на которое нанесены параллели и меридианы. По ним - алая ленточка, на которой написано: «КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО». Сверху - черное поле, на котором золотистая буква «Н». Внизу - алое поле с золотистыми буквами «СВУ».

Центральную часть реверса занимает наименование общественного объединения: «МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО». Оно размещено в 3 ряда. Ниже размещены 2 ветки - лавра и дуба. И аверс, и реверс по краям имеют выпуклый рант.

Для крепления наградного знака к кителю предусмотрена колодка. Она имеет 5-угольную форму и обернута в муаровую черную ленточку. По обеим ее краям - по 3 узкие 2-миллиметровые полоски, отстоящие от края на 1 миллиметр. Их цвета - желтый, алый и серый.

Вручается медаль Международной Ассоциации «Кадетское братство» с бланком удостоверения. В него записываются данные награжденного.

МАКБ

Кадетами называются лица, окончившие военные училища. Эти люди с детства знают, что такое дисциплина. Они входят в общественное объединение «Кадетское братство», созданное 25.01.2005 года. На данный момент организация не действует, она ликвидирована в середине 2013 года.

Несколько лет эту организацию возглавлял генерал-полковник А.В. Ковтунов. Александр Васильевич появился на свет в 1933 году. В советское время был членом КПСС. Кандидат военных наук. Окончил несколько высших учебных заведений. В их числе две военные академии. Первая - им. Фрунзе, вторая - Генштаба.

В армии занимал разные должности, в том числе был главнокомандующим дальневосточными войсками. Одновременно с эти был депутатом ВС СССР, делегатом знаменитой 19-й партконференции, делегатом последнего, 28-го, партсъезда. МАКБ возглавил в 2006 году. Спустя 3 года, в начале осени 2009 года, скончался.

Кто такой кадет

Название «кадет» давали учащимся средних учебных заведений военной направленности. В нашей стране первый кадетский корпус появился в далеком 1732 г. В него принимались сыновья офицеров. Учиться в кадетском корпусе считалось весьма престижным делом. И тому было несколько причин. Выпускники заведений и их родители могли не переживать за будущее. Так как юноши были очень хорошо развиты как физически, так и интеллектуально, их с удовольствием брали на службу.

Более того, многие из них становились гордостью страны. Помимо того, что тоже немаловажно, для невест они считались довольно завидными женихами. Ведь служба выпускников оплачивалась достаточно хорошо, к тому же офицеры могли рассчитывать на получение квартиры. Каждому военному, хорошо несущему службу, был гарантирован карьерный рост. Во времена военных действий многие за свои подвиги были овеяны славой, им вручались почетные награды.

Главной задачей воспитания кадетов всегда являлось формирование высоконравственной личности. Человек должен уметь уважать традиции, хорошо знать историю и культурное прошлое своей страны. Самым лучшим возрастом для воспитания в личности «гражданственности» считается подростковый. Именно тогда в человеке закладываются идеалы, формируются интересы, предпочтения.

Суворовское ВУ

Одним из самых знаменитых военных училищ, в котором обучаются молодые люди школьного возраста, считается Суворовское. Поступить в это престижное среднее учебное заведение имеют право только мальчики. Помимо общего среднего образования, выпускники СВУ осуществляет подготовку учащихся к поступлению в высшие командные ВУ Сухопутных войск. Юноши, окончившие СВУ, носят почетное звание суворовцев.

Появились специализированные ВУ в период ВОВ. Это произошло после того, как 21.08.1943 г. вышло Постановление Совнаркома Советского Союза № 901. Эти учебные заведения сразу были названы в честь великого российского полководца А.В. Суворова. Основаны подобные ВУ были по инициативе генерала А.А. Игнатьева.

Весной 1943 г. он написал письмо Сталину, где обосновывал необходимость основания в столице одного кадетского корпуса. Он хотел сначала посмотреть, даст ли это положительный результат. Иосиф Виссарионович идею одобрил, но предложил создать не одно, а сразу 9 учебных заведений и дать им имя Суворова.

В результате, уже в том же году появилось 11 суворовских училищ. Они открылись в Майкопе, Новочеркасске, Ставрополе, Астрахани, Воронеже, Харькове, Курске, Калинине, Ельце, Ставрополе. Училища в Ташкенте и Кутаиси были рассчитана на детей пограничников. В следующем году появилось еще шесть училищ, в 1953 г. одно, в Минске, в 1955 - в Ленинграде.

К 1975 г. в Советском Союза осталось восемь училищ. Они располагались в Казани, Киеве, Калинине, Москве, Ленинграде, Свердловске, Уссурийске, Минске. Весной 1991г. Кабмин Советского Союза принял решение основать еще два СВУ - в Ульяновске и Бишкеке. Основой для Ульяновского СВУ стало располагавшееся в городе танковое училище. В Бишкеке СВУ так и не появилось. Причиной стал распад СССР. Относительно недавно, в 2009 г., предполагалось открыть СВУ в Оренбурге. Действующие училища сегодня есть в столицах Белоруссии и Украины.

Кадеты носят форму с красными погонами, на которых золотыми буквами написано «СуВ».

СВУ в Москве

Возглавляет московское СВУ генерал-майор А.М. Касьянов. Он является профессором, доктором исторических наук, действительным членом РАЕН. Сначала это учебное заведение появилось в Горьком. Это произошло в 1944 г. Поступали в это учебное заведение дети военнослужащих, участвовавших в ВОВ. Прием мальчиков производился специальными комиссиями. Руководителем СВУ стал генерал-майор К.А. Железняков, который занимал эту должность на протяжении шести лет.

Преподавателями были лучшие учителя города и военнослужащие, имеющие педагогическое образование. Многие кадеты СВУ сделали прекрасную карьеру в различных областях. В 1956 г. СВУ переехало в столицу. Со следующего года оно стало участником всех военных парадах, которые проводились на Красной площади.

В 1964 г. Система обучения была изменена. Подготовка стала осуществляться за 3 года, стали принимать 15-летних юношей. За время существование в заведении прошло 63 выпуска. У этого СВУ на данный момент 11 000 выпускников. Некоторые из них получили звание Героя Советского Союза за подвиги в ДРА. Многие воспитанники имеют генеральское звание. СВУ в Москве окончил и И.С. Иванов, секретарь Совбеза РФ.

Нахимовское ВМУ

Еще одним знаменитым училищем стало Нахимовское. Это военно-морское заведение, которое появилось еще в Советском Союзе и продолжает действовать в РФ. От других военно-морских училищ оно отличается тем, что оно не ВУЗ. Учащихся в нем воспитывают по аналогии с СВУ и готовят выпускников к дальнейшему обучению в военных ВУЗах.

Воспитанники получают общее среднее образование. Она учатся по программе 5-11 классов. Помимо того, они проходят специальный военно-морской курс. Учатся люди на протяжении семи лет. Выпускники офицерами не становятся и носят гордое звание «нахимовцев».

На данный момент существует только одно работающее Нахимовское ВМУ. Оно расположено в Санкт-Петербурге. Учебная база заведения, функционирующая летом, находится на берегу Нахимовского озера.

Появилось первое подобное учебное заведение в 1944 г. Это произошло после выхода 21.06.1944 г. Постановления Совнаркома Советского Союза № 745. Вместе с тем 23.06.1944 г. был утвержден приказ Наркома ВМФ страны № 280. В нем говорилось об устройстве и обучении мальчиков, детей военнослужащих ВМФ, КА и партизан ВОВ.

Сначала предполагалось открыть одно училище в Тбилиси. Но через некоторое время появились учебные заведения в Риге и Ленинграде. В Риге училище перестало существовать в 1953 г., через два года то же самое произошло в Тбилиси. Осталось одно - в Ленинграде.

До 2009 г. поступить в Нахимовское училище имели право исключительно мальчики, которые до того в начальной школе изучали английский язык. После этого произошло изменение правил приема и в училище стали принимать девочек.

В последние годы появилось немало различных наград - ведомственных, памятных, юбилейных и прочих. Теперь медаль, а то и орден, может заказать для себя и своих работников глава любого поселения, руководитель любой фирмы, председатель любой общественной или иной организации. Всё просто: нарисуй эскиз, оплати расходы на изготовление и награждай кого угодно и когда угодно. Появились медали и у детей. Да, конечно, и подростков во время войны награждали. Сейчас, к сожалению, забыли этих мужественных ребят. Например, партизан Лёня Голиков, погибший 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, в свои 16 лет уже был награждён орденом Отечественной войны I степени, а также медалями "За отвагу" и "Партизану Отечественной войны" II степени. Да и теперь в исключительных случаях от имени государства награждают детей медалями. Но это за реальное мужество, за подвиги, совершённые при спасении жизни погибавших.

Речь, однако, о другом. Сейчас воспитанники некоторых кадетских корпусов и суворовских военных училищ порой поражают своим "иконостасом" даже строевых офицеров, которые получили награды за отличия в боевой обстановке.

"Взяться за перо", как говорили раньше журналисты, побудил меня такой вот случай. На снимке, сделанном в ходе отчётно-выборной конференции Общероссийской общественной организации ветеранов Вооружённых Сил Российской Федерации 17 ноября 2012 года, я увидел рядом с известным и заслуженным фронтовиком кадета, на груди у которого было пять медалей, и поразился этому. Заслуженный военачальник, с 1942 года воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, и мальчишка, который по возрасту мог бы быть правнуком ветерана. Откуда столько медалей у этого юноши, за какие заслуги они получены?

Помню, в Афганистане зимой 1980-го появилось стихотворение "Баллада о медали". Написал его один из офицеров 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, располагавшегося в Баграме. Стихи были очень несовершенны в литературном отношении, но били в самую точку. Молодые офицеры и прапорщики переписывали их, читали и качали головами. Да, на войне не всем и не всегда воздаётся по заслугам. Об этом и шла речь в "Балладе...". Если коротко, генерал спрашивает, получил ли медаль офицер, который отличился на перевале. А ему отвечают, что именно ему-то и не хватило награды:
Ну, а ему б мы тоже дали.
Но не осталось уж медалей.
Зато мы руки всем пожали.
Ему ведь тоже, правда, Ваня?

Вспоминаю и разговор с Героями России - заслуженным лётчиком Российской Федерации полковником запаса Олегом Сторожуком и заслуженным штурманом Российской Федерации подполковником запаса Владимиром Богодуховым. Речь как раз шла о первых медалях, полученных в далёкие годы офицерской молодости.

Скажите, а что испытываешь, когда тебе вручают Золотую Звезду? - спрашиваю у собеседников. - Помню, в Афганистане мы так гордились своими медалями "За боевые заслуги", словно это были самые высшие награды на свете...
- Было именно так, - подтверждает мои слова полковник запаса Сторожук. Он тоже свою первую боевую награду получил в Афганистане. И как раз медаль "За боевые заслуги".

Первую медаль, а это была юбилейная "70 лет Вооружённых Сил СССР", я получил старшим лейтенантом в 1988 году, - вспоминает подполковник запаса Богодухов. - Обмывали мы её, наверное, целую неделю. Это, конечно, сказано больше для красного словца. Сами понимаете, у нас в авиации особо-то не разгуляешься - полёты, дисциплина. Но речь не об этом. Разговор о радости от полученной награды.

Я уже рассказывал вам о том, что в Афганистане был примерно такой "норматив": до 30 боевых вылетов - медаль "За отвагу" или "За боевые заслуги"; от 30 до 40 или 50 - Красная Звезда или орден "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" III степени; от 80 до 90 - уже Красное Знамя, - продолжает разговор полковник запаса Сторожук. - Я тогда был капитаном. И награду получил в соответствии с этим негласно установленным "нормативом". В верхах рассудили, что и медали "За боевые заслуги" мне будет достаточно. Впрочем, тогда это была очень высокая награда. Да и сейчас она для меня очень дорога. Ещё бы! Она у меня первая боевая...

Да, в наше время по разным причинам ценность медалей стала уже не той, нежели лет 30—40 назад. Наград, по форме напоминающих государственные, стало так много, что и не поймёшь, которая из них боевая, а которая - подделка под неё.
Предлагаю сравнить два снимка. Вернее, их фрагменты. Разумеется, я специально выделил на них только награды - медали кадета и медали подполковника ВДВ, отвоевавшего почти два года в Афганистане. Найдите два отличия! Нашли? Да, первое - у кадета пять, а у подполковника - шесть наград. Но кто даст гарантию, что через месяц не появится шестая медаль и у кадета?.. Интересно, сколько медалей будет у него к моменту получения лейтенантских погон, после того как юноша отучится ещё лет пять в военном вузе? Теперь - второе отличие. У подполковника две медали за войну в Афганистане, а две - за безупречную службу в Вооружённых Силах СССР, за 10 и за 15 лет... А оставшиеся две - юбилейные: 60 и 70 лет Вооружённых Сил СССР. Все эти награды учреждены государством. А что у подростка?

Наверное, надо крепко подумать тем, кто учреждает такие медали и щедро раздаёт их даже ребятишкам по случаю и без оного. Задуматься о том, что это обесценивает всю наградную систему нашего Отечества.

И в завершение не могу не вспомнить прекрасные стихи удивительного советского поэта Александра Трифоновича Твардовского, написанные им в 1943 году. Приведу лишь несколько четверостиший о легендарном Василии Тёркине. Многие воспитанники кадетских корпусов и суворовских военных училищ их, возможно, и не читали.

...И девчонки на вечёрке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

Поделиться