Метод пошаговой детализации план урока. Ветвление и последовательная детализация алгоритма. II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы

| Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Ветвления

Уроки 16 - 19
Ветвления
Использование двухшаговой детализации
(§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма)
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
Использование ветвлений

Ветвления





Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления . Формат команды ветвления такой:

если <условие>

то <серия 1>

иначе <серия 2>

Служебное слово кв обозначает конец ветвления. По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Такое ветвление называется полным. Пример показан на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Блок-схема полного ветвления

Неполная форма команды ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 1.12). Например:

если впереди край

то поворот

Рис. 1.12. Блок-схема неполного ветвления


Неполная форма команды ветвления:

если <условие>

то <серия>

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо, в противном случае происходит переход к следующей после ветвления команде алгоритма.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

    План урока (занятия) как документ, представляющий собой проект конкретного учебного занятия (на основе примера по дисциплинам профиля направления специальности)

По своей сути урок, как основная форма организации обучения в классно-урочной системе, предполагает его планирование как обязательное условие эффективности.

Согласно И.П.Подласому , формула эффективности урока включает две составлющие: тщательность его подготовки и мастерство проведения. Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые включают: диагностику, прогнозирование, планирование. А мастерство проведения, как правило, связано с опытом преподавателя.

Как правило, для усиления этих двух аспектов в эффективности проведения занятий, молодых педагогов в учреждении образования обязывают разрабатывать не только план урока, а его план-конспект или развернутый план урока, чтобы гарантировать его детальное планирование и подготовку.

План урока традиционно составляется в системе ПТО, во многих учреждениях ССО. В настоящее время нормативно утвержденных требований на республиканском уровне по обязательности подготовки педагогами планов уроков (занятий) нет. Однако, как видно из предыдущих пояснений, их подготовка для классно-урочной системы рекомендуется. Учреждения образования в рамках реализации системы менеджмента качества образования могут принять собственные нормы по необходимости отражения результатов конструирования занятия педагогом в документе «План урока» и даже его форму.

План урока (занятия) - документ, представляющий собой проект конкретного учебного занятия, разработанный педагогом для его проведения и отражающий его структуру и основные элементы. План урока включает определение конечных целей (задач) урока, его структуру (ход), перечень основных действий педагога и обучающихся по освоению содержания учебного материала. Для составления плана урока может быть использована примерная форма (рис. 21.1), в которой представлены основные элементы для описания содержания занятия. Каждый педагог, проектируя занятие, вносит в разрабатываемый документ необходимую (обоснованную) информацию, например, наименование темы программы, формулировку методической цели урока, тип урока, описание материально-технического оснащения и т.п.

ПЛАН УРОКА

Тема программы урока __________________________________ (количество часов)

Тема урока ___________________________________________ (количество часов)

Цели урока:

    обучающая _________________________

    воспитательная _____________________

    развивающая________________________

Ход (этапы) урока

Подпись педагога

Рис. 21.1. Примерная форма плана урока (занятия)

При подготовке плана урока трудно дать четкую рекомендацию по детализации описания его содержания. Полагаем, что необходимым является описание структуры занятия до степени, понятной другим педагогам и отличающим его от остальных занятий.

Ход урока описывает педагогом в соответствии с его структурой (структура зависит от типа урока, тип - от дидактической цели). При этом можно воспользоваться их примерной традиционной структурой, приведенной в табл. 14.2 .

Описание этапов урока может вестись через рубрикацию (прил. 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36 ) или в технологической карте - таблице, имеющей строго определенные структурные части, характеризующие учебный процесс (прил. 34). Ее использование при разработке плана урока не обязательно. С описанием планов урока в виде технологической карты можно познакомиться по ссылке: Методика современного урока: Методические рекомендации по методике современного урока / Сост.: Журавкова Т.К.., Скоморохова О.М., Скуратович С.В. / Учебно-методический центр профессионального образования управления образования Могилевского облисполкома. – г.Могилев, 2007. - http://www.mgpl1.mogilev.by/metodist1.html .

Документ «План урока» составляется с выполнением основных требований делопроизводства (Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (с изм. и доп.) ).

План открытого занятия утверждается заместителем руководителя учреждения образования.

В плане урока обычно указывается также его дата проведения, номер по тематическому (календарно-тематическому) плану, номер группы, специальность, квалификация, для которой он проводится. Любая информация дается не для того, чтобы увеличить его объем, а значит уменьшить эффективность восприятия его описания, а для детализации необходимых элементов. Например, название специальности необходимо, если дисциплина читается с различным содержанием для различных специальностей, следовательно педагогу нельзя перепутать планы уроков для них.

Цели урока могут быть поставлены с различных позиций (см. раздел 23 ). Если педагог выбрал вариант постановки трех целей занятия (обучения, воспитания и развития или обучающей, воспитательной и развивающий), все они должны быть поставлены с одной позиции. Возможен другой вариант целеполагания: постановка дидактической цели и задач урока, как ее частей. В этом случае формулируется минимум три задачи (обучающая, воспитательная, развивающая). Педагоги, ставящие цели с позиции педагога приводят обычно еще и результаты занятия, чтобы описать конкретную ожидаемую деятельность обучающихся и, соответственно ей, предусмотреть задания для них для ее освоения и критерии оценки.

План урока, если его форма не утверждена, не имеет ограничений на объем и детализацию описания содержания занятия. Однако этот документ педагог составляет как для проверки методическими службами, так и для рационализации собственной деятельности, что наиболее важно. Он должен максимально помогать педагогу в проведении занятия. Значит, преподавателю должно быть удобно им пользоваться.

Для грамотного описания урока необходимо указать его тип, так как именно от него зависит его структура. Проектируя занятие, педагог прогнозирует затраты времени на каждый из его элементов. Время может быть показано для каждого этапа в плане урока.

Описание этапов урока дополняется методами обучения, которые планирует педагог к использованию, формами обучения, средствами обучения. Если есть необходимость, эти средства детализируются (описываются) прямо в плане урока (например, могут указываться планируемые вопросы для актуализации знаний и т.п.). Однако имеются более подробные формы описания содержания и организации занятия.

В плане урока указывается необходимое материально-техническое обеспечение или ТСО, домашнее задание. К плану урока могут прилагаться необходимые дидактические материалы (эталоны ответов на задания закрытого теста, карточки-задания и т.п.), критерии оценки.

Необходимо помнить, что есть несколько форм описания результатов проектирования занятия: план урока, план-конспект, развернутый план-конспект, сценарий нетрадиционного урока, методическая разработка. В данном перечислении формы описания занятия ранжированы на основе возрастания детализации описания. Хотя рамки между ними достаточно условны (если их форма не установлены документально).

Конспект урока - подробное описание урока. В нем не фиксируется не только структура занятия, но и излагается учебный материал. Развернутый план-конспект подразумевает детальное (полное по сравнению с конспектом) описание занятия.

Методическая разработка - это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока. По тексту дается объяснение многих позиций методики проведения занятия, методическое обеспечение урока (или серии уроков).

Взаимосвязанные вопросы: МП – 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 14 , 20 , 22 , 23 , 35 ; П – 18 , 19 .

Тема: "Метод пошаговой детализации"
Обуч цель: Повторить с учащимися этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов. Ввести понятие метода пошаговой детализации.
Развив цель: Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики.
Воспит цель: Культуру поведения, общения. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов.
Тест
1. Четко сформулированная последовательность правил описывающих этот процесс является
а) блок-схемой
б) алгоритмом *
в) одно из свойств алгоритма
2. Свойства алгоритма
а) точность, определенность, результативность
б) ясность, понятность, результативность
в) дискретность, определенность, массовость, результативность*
3. Разработанный алгоритм можно зафиксировать несколькими способами
а) графическим
б) составление уравнений, правил, формул
в) словесное описание, блок-схема, на алгоритмическом языке *
4. Этап обработки информации изображается
а) прямоугольником *
б) ромбом
в) овалом
5. Проверка условий изображается
а) прямоугольником
б) ромбом *
в) квадратом
6. В фигуре подобной овалу записываем
а) ввод, вывод*
б) формулу
в) начало, конец
7. Ввод исходных данных и вывод результата записываем в…
а) параллелограмме *
б) квадрате
в) ромбе
8. Которые из документов являются алгоритмами?
а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с
б) Программа телепередач
в) Кулинарный рецепт приготовления блюда*
г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа*
9. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это
а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных*
б) указание на выполнение действий
в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи
г) программа в машинных кодах
10. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это
а) Дискретность*
б) Определенность
в) Массовость
г) Детерминированность
11. Которые из документов являются алгоритмами?
А) Каталог книг в библиотеке
Б) Порядок набора международного телефонного номера*
В) Рецепт приготовления клея*
Г) Настенный календарь на текущий год

Проверка: Критерий оценок: 11 «+»-5, 9 «+»-4, 7 «+»-3, 5 «+»-2

4. Объяснение новой темы:
Успех любой деятельности зависит от тщательности планирования. И чем сложнее задача, тем важнее умение спланировать свои действия. Главным при этом всегда будет четкое определение конечных результатов, затем определение промежуточных результатов, без которых невозможно достижение поставленных целей.
Такой подход оказывается единственно возможным при составлении сложных алгоритмов и больших программ для решения задач с использованием ЭВМ. Этот способ называется пошаговой детализацией алгоритмов и программ. При пошаговой детализации алгоритмы записываются в виде множества вспомогательных алгоритмов, решающих вспомогательные подзадачи, а каждая из них требует получения определенных промежуточных результатов.
Разработав основной алгоритм, можно приступить к разработке алгоритмов «второго уровня», которые в свою очередь могут требовать дальнейшей детализации. Таким образом, основной алгоритм представляет собой план действий, который необходимо выполнить для достижения поставленной цели, а суть каждого действия расшифровывается в соответствующем вспомогательном алгоритме.
Использование пошаговой детализации для описания алгоритмов позволяет четко, ясно и понятно описывать способы решения задач.
Метод пошаговой детализации облегчает составление алгоритмов, т.к. позволяет решать задачу по частям и пользоваться в качестве вспомогательных алгоритмов еще не решенных задач. Такое построение называют программированием сверху вниз.
Рассмотрим задачу и составим алгоритм используя метод пошаговой детализации.
1. Имеются 2 кувшина емкостью 3л и 8л. Исполнитель Джин может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять налита ли вода в кувшине доверху. Составьте алгоритм, выполнив который Джин наберет из реки 7 л. воды.
2. Исполнитель умеет заменять в слове одну букву, причем из осмысленного слова должно получиться снова осмысленное слово. Составьте алгоритм преобразования:
а) слова САД в слово КОТ;
б) слова МУХА в слово СЛОН.

5. Этап постановки Д/з: прочитать конспект, придумать несколько коротких (не более 15 команд) программ с ошибками, чтобы на следующем уроке дать отладить их своему соседу по парте. Предварительно сообщив с какой целью вы составляли эти программы.

6. Этап подведения итогов урока.

ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"

Цели урока:

Образовательные:

1.познакомить учащихся с командой ветвления.

2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.

Воспитательные:

воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

1.развитие самоконтроля;

2.развитие познавательных интересов

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала

Оборудование: доска, компьютеры, проектор

Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс

План урока:

    Организационный момент, проверка домашнего задания.

    Объяснение нового материала.

    Практическая часть.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.

Проверка домашнего задания

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>.

Давайте изобразим блок-схему.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления

Например:

если впереди край
то поворот
кв

Блок-схема:

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.

Составим сравнительно сложную про грамму для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг.

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД

поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

Процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Приложение 1.

Переходим к практической части нашего урока.

Загружайте файл Ц_1 уровень

Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.

Загружайте файл Ц_2 уровень

Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.

Загружайте файл Ц_3 уровень

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Домашнее задание п.31,

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Поделиться