Многообразие форм изо. Понятие форм. Многообразие форм окружающего мира. Сравнение форм. Формы растений, животных и даже человека можно

Слайд 2

Геометрические фигуры

  • Что видите на экране?
  • Что о них можете сказать?
  • А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?
  • Слайд 3

    Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

  • Слайд 4

    • Все что нас окружает поражает разнообразием форм.
    • Величественные очертания гор.
    • Обтекаемые формы самолетов и автомобилей
    • Пластика человеческого тела
    • Громады многоэтажных зданий
    • Изящные очертания цветов, бабочекк
  • Слайд 5

    • ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И
    • ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.
    • Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.
  • Слайд 6

    Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

    Слайд 7

    В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

    Слайд 8

    • Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.
    • Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.
  • Слайд 9

    Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Геометрические тела

    Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

    Слайд 12

    Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

    Слайд 13

    • С.И. Осипов. «Васильки»
    • А. Лактионов.
    • «Февраль» 1956
    • И. И. Левитан.
    • «Одуванчики» 1889
    • Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.
  • Слайд 14

    • М. Келехсаев.
    • «с. Нар, родина Коста»
    • М. Келехсаев.
    • «Кубистический натюрморт»
    • С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»
    • М. Келехсаев. «Изобилие»
  • Слайд 15

    ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

    • Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
    • В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.
  • Слайд 16

    • Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.
    • Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.
  • Слайд 17

    • Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.
    • Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.
  • Слайд 18

    • Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.
    • Анализ формы предметов
    • Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
  • Слайд 19

    Творческая работа

    Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: животных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья».

    Слайд 20

    Домашнее задание

    Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

  • Слайд 21

    Вывод

    • Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых
    • Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).
    • Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.
    • Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.
  • Слайд 22

    Литература

    • Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса.
    • Москва. Просвещение. 2008.
    • 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы.
    • Изд. «Титул». 2000.
    • 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека.
    • Методическое пособие для 6 класа.
  • План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

    Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

    Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

    Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

    Ход урока

    1. Организация урока.
    1. Приветствие.

    Предлагаю вам послушать стихотворение:

    Художник, смотрите, художник!

    Пришёл и сидит на пеньке.

    При нём голенастый треножник

    И кисточка в правой руке.

    За ним – гаражи и помойки.

    А прямо – огромный закат,

    Два стройных жирафа на стройке,

    Как чёрные тени стоят.

    Художник! Смотрите, художник!

    Сидит посреди пустыря…

    Зачем-то сорвал подорожник,

    Задумался – видно не зря!

    М. Бородицкая

    О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

    Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

    Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

    1. Проверка готовности учащихся к уроку.
    1. Сообщение темы урока.

    Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

    1. Изучение нового материала.

    Общее понятие о форме.

    Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

    Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

    1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

    При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

    Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

    Какую форму имеют ящики, книги?

    Ученики. Форму параллелепипеда.

    Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

    Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

    Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

    Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

    Что представляет собой конус?

    Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

    Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

    Физкультминутка

    Выполнение упражнения:

    1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
    2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
    1. Актуализация знаний учащихся.

    Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

    Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

    Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

    Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

    Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

    Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

    1. Практическая работа.

    Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

    Во время практической работы:

    1. контроль организации рабочего места;
    2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
    3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
    4. контроль объёма и качества выполненной работы.
    1. Итог урока.
    1. Выставка работ.
    2. Заключительное слово.

    Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

    Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

    Понятие формы - это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

    Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

    Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

    Форма - это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

    Например, если рассмотреть молекулу воды - H 2 O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H 2) и кислорода (O 2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это - единственно возможная форма существования молекулы воды.

    Закон диалектики

    Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

    По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

    Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

    Например, форма государственного устройства - это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления - это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

    Простые геометрические тела

    Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

    Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

    Сложные геометрические тела

    В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

    Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета - его каркас, внутреннее устройство.

    Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

    Связь форм механизмов с формами предметов природы

    Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.

    Сравнение форм

    Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

    Форма в искусстве

    Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, - архитектура, живопись и литература.

    Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже - граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

    Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

    Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

    Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

    • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
    • Использует образ как средство выражения идеи.
    • Она экспрессивна.
    • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
    • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

    Виды художественных форм

    Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

    • Внутренняя форма произведения - это развитие его содержания.
    • Внешняя форма - это выражение художественного замысла различными средствами.

    Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

    Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

    Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

    Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

    Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

    Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

    Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

    Закон диалектики

    Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

    По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

    Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

    Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

    Простые геометрические тела


    Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

    Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

    Сложные геометрические тела

    В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

    Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.


    Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

    Связь форм механизмов с формами предметов природы

    Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.


    Сравнение форм

    Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

    Форма в искусстве

    Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.


    Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

    Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

    Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

    Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

    • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
    • Использует образ как средство выражения идеи.
    • Она экспрессивна.
    • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
    • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

    Виды художественных форм

    Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

    • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
    • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

    Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

    Конспект урока

    Класс, тема урока:

    6 класс Б, "Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира"

    Цель урока:

    Сформировать представление обучающихся о разнообразии форм в мире.

    Задачи урока:

    1. Познакомить с понятиями линейных, плоскостных и объёмных форм, с понятием конструкции, с видами геометрических тел.

    2. Формировать навыки изображения простых геометрических тел вращения: цилиндра и конуса.

    3. Развивать пространственные представления, наблюдательность.

    Формы, методы обучения

    Фронтальная, в группах. Элементы игровых, личностно-ориентированных технологий, развивающего обучения. Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, методы самостоятельной работы.

    Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

    Метапредметные УУД.

    Познавательные УУД:

      развивать владения навыком построения логических рассуждений,

      формировать понимание причин своего успеха / неуспеха,

      развивать способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,

      развивать умение осуществлять анализ формы предметов.

    Коммуникативные УУД:

      развивать умение аргументировать свою позицию, при выработке общего решения в совместной деятельности,

      использование речи для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД:

      умение ставить новые учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем,

      развивать способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

      умение синтезировать подобранные информационные материалы в виде таблицы.

    Личностные УУД:

    Основные понятия

    Форма, конструкция, геометрические фигуры и тела, условный объём.

    Межпредметные связи

    Черчение, математика.

    Ресурсы

    Учебник Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс; "Словарик юного художника"; таблица "Геометрические тела", изображения или модели геометрических фигур и тел; набор предметов, в основе которых какое - либо геометрическое тело или их сочетание; таблица "Закономерности светотени".

    Структура урока

    1. Организационный этап.

    2. Целеполагание и мотивация.

    3. Актуализация знаний.

    4. Первичное усвоение новых знаний.

    5. Первичное закрепление.

    6. Практическая работа.

    7. Закрепление материала.

    8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    9. Информация о домашнем задании.

    Содержание этапов урока:

    Этапы урока

    Развитие универсальных учебных действий

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организацион-ный этап

    Проверка организации рабочего места, подготовки к уроку.

    Целеполагание и мотивация

    Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Дети смотрят отрывок из кинофильма «Старик Хоттабыч».

    Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и школа будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на дома, вещи, мы убедимся, что все многообразие форм окружающего нас рукотворного мира может быть сведено к простейшим телам, фигурам и линиям. Оказывается, всё, что нас окружает, можно увидеть как сочетание геометрических фигур. Такой метод построения изображения применялся с древних времён мастерами Востока. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 62.

    Внимательно прочитайте тему нашего урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» , вспомните о чём мы сейчас говорили и попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.

    Отвечают на вопросы.

    Рассматривают иллюстрации "Метод построения изображений в древнем Востоке" в учебнике на стр. 62.

    Формулируют цель и задачи урока:

    Различать геометрические тела;

    Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрическх фигур;

    Изображать некоторые простые геометрические тела.

    Актуализация знаний

    Познавательные:

    Общеучебные: умение структурировать знания.

    Регулятивные:

    В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие "ФОРМА" трактуется как "внешнее очертание, наружный вид предмета". В переводе с латинского "ФОРМА" - это внешний вид, контуры предмета.

    Для того чтобы научиться рисовать, нужно научиться видеть конструкцию предмета.

    КОНСТРУКЦИЯ - строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение. При внимательном рассмотрении предметов, даже сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

    Записывают определения в "Словарик юного художника"

    Первичное усвоение новых знаний

    Познавательные:

    Личностные: умение самостоятельно делать выводы.

    Назовите мне виды геометрических фигур. (ребята заполняют таблицу) (Приложение).

    Это плоские фигуры, но в жизни предметы не плоские. Их форма представлена в виде геометрических тел или сочетанием геометрических тел.

    Внимание на экран. (слайд «Геометрические тела»)

    Проведём опыт: будем вращать прямоугольник на стержне (Приложение) и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите? Назовите предметы цилиндрической формы.

    Проведём опыт: будем вращать треугольник (Приложение) на стержне и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите?

    Давайте подумаем чем геометрическая фигура отличается от геометрического тела?

    слайд

    Заполните таблицу.

    (ребята заполняют таблицу).

    Обучающиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике на стр. 62 и отвечают на вопрос "Из каких отдельных геометрических фигур состоит форма этих кувшинов?"

    Отвечают на вопросы (цилиндр - геометрическое тело, вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон; конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов).

    Ответы обучающихся.

    Первичное закрепление

    Познавательные: умение самостоятельно делать выводы. Регулятивные: умение работать по предложенному плану.

    Если всё, что нас окружает можно представить сочетанием простых геометрических тел, то уже при их рисовании нужно развивать в себе чувство формы. Поэтому осваивать главные правила рисования вы будете на простейших геометрических телах.

    Рассмотрим в учебнике на стр. 63 изображение геометрических тел.

    Практическая работа

    Познавательные:

    Логические: выбор оснований для сравнения.

    Регулятивные: контроль, коррекция.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    1. Составляя геометрические фигуры разной величины, придумайте волшебный сосуд. Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно.

    2. Из полученной заготовки выполните макет геометрического тела.

    Творческая работа обучающихся.

    Закрепление материала

    Личностные: действие смыслообразования.

    Познавательные логические: анализ, выбор оснований для сравнения.

    Коммуникативные: умение выражать собственные мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

    Сейчас мы проведём игру и узнаем как же вы запомнили названия и форму геометрических тел. Каждая пара получает пакет с небольшими предметами простой формы (блокнот, воронка, теннисный шарик, простой карандаш, химическую колбу и т.д.) и показывает предметы одноклассникам,

    которые должны сказать каким геометрическим телом или их сочетанием образована форма предмета.

    Участвуют в игре

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Познавательные общеучебные: оценка процесса и результатов деятельности,

    понимание причин своего успеха / неуспеха.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Личностные: действие смыслообразования.

    1.Анализ работ обучающихся.

    Сделаем импровизированную выставку ваших работ.

    Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, что нужно было бы доработать?

    2. Как вы считаете, что чему ещё вам необходимо научиться, чтобы изображать предметы узнаваемыми и объёмными.

    Проводят самооценку.

    Домашнее задание

    1. На следующем уроке вы познакомитесь с правилами изображения геометрических тел, поэтому к уроку попрошу подобрать и принести изображения геометрических тел с различных точек зрения (репродукции в книгах, рисунки из Интернета, фотографии из журналов).

    2. Творческое задание: внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел.

    Записывают домашнее задание

    Приложения

    Таблица "Группы геометрических тел"

    (рядом с названием фигур и тел помещаются их изображения или макеты)

    Плоские фигуры

    Объёмные геометрические тела

    гранные

    тела вращения

    квадрат

    куб

    Цилиндр

    прямоугольник

    призмы

    Цилиндр

    треугольник

    пирамиды

    Конус

    трапеция

    усечённые пирамиды

    усечённый конус

    Круг

    Шар

    Пособия для опыта "Образование цилиндра и конуса"


    Игра - домино "Закономерности светотени"

    Вариант 1

    Вариант 2

    Примерные работы обучающихся по теме урока

    Образ цилиндра "Неведома зверушка"

    Образ конуса "Село (город) под колпаком"

    Литература

    1. Забелина Е.И. . Изобразительное искусство в школе. Программа и методические разработки уроков в начальной школе. Орёл. Издательство Социально-Образовательного центра, 1996.

    2. . Неменская Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М.: Просвещение, 2010

    3. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе под редакцией Б.М. Неменского. Волгоград: "Учитель". 2008

    Поделиться