Психосексуальные расстройства. Преждевременное психосексуальное развитие Как лечить преждевременное проявление психосексуального развития

Ретардации психосексуального развития проявляются отставанием сроков становления сексуальности от возраста субъекта. Выделяют три варианта ретардации психосексуального развития.

Соматогенные задержки имеют биологическую основу и связаны с отставанием в половом развитии. Грубые расстройства эндокринной системы могут привести даже к асексуальности, то есть полному выпадению сексуального компонента в психическом развитии личности.

Психогенные задержки вызваны различными нарушениями в становлении психики, включая общее отставание психического развития. Наиболее часто они обусловлены психопатическими аномалиями характера (шизоидное, тревожное, ананкастное расстройства личности и т. д.). Их тормозящее влияние заметно уже на этапе формирования полоролевого поведения, а максимально проявляется при становлении психосексуальных ориентации. Так, робость, застенчивость, нерешительность, впечатлительность, слабость побуждений, свойственные лицам с тревожным (уклоняющимся) или шизоидным расстройствами личности, затрудняют контакты с окружающими (в том числе и сексуальные), а крайняя изменчивость эмоций, способность к яркому фантазированию, недостаток волевых качеств в сочетании с трудностями общения способствуют формированию и закреплению заместительных форм половой активности (например, стойкой регулярной мастурбацией в сочетании с сексуальными фантазиями и просмотром соответствующей видеопродукции).

Социогенные ретардации психосексуального развития чаще всего наблюдаются при гармоничном психофизическом развитии личности, но неправильном половом воспитании. Привитие ребенку мысли, что все, связанное с полом, -постыдное и грязное, ограничения в общении со сверстниками, негативная реакция на любые проявления сексуальности ребенка, воспитание у него отношения к «телесному низу» как к чему-то порочному, непристойному нередко задерживают психосексуальное развитие, формируя у субъекта устойчивые представления о неприличном характере не только половых контактов, но даже мыслей на «постыдную» тему.

Ретардации являются одним из вариантов несвоевременного становления сексуальности, то есть асинхроний психосексуального развития, отражающих дисгармоничность полового созревания. Указанные варианты сексуальных ретардаций относят к простым асинхрониям, которые редко встречаются изолированно. Чаще наблюдаются сочетанные асинхроний, обусловленные воздействием сразу нескольких негативных факторов. Один из наиболее распространенных вариантов сложных асинхроний психосексуального развития - совмещение нормального соматического полового созревания с задержкой становления сексуальности.

В детстве задержки психосексуального развития не привлекают особого внимания родителей или педагогов и воспринимаются как показатели благополучного воспитания. Такие дети не проявляют полового любопытства, а полоролевые игры сведены у них к минимуму или вообще отсутствуют. При этом у них происходит правильное становление полового самосознания и формируется адекватная половая роль. Ретардации становятся более заметными в подростковом возрасте, когда затрудняется формирование сексуальной ориентации. В дальнейшем половое влечение как у мужчин, так и у женщин не достигает зрелости, оставаясь на стадиях платонического или эротического либидо. В ряде случаев полоролевые игры «в семью», «дочки-матери», типичные для детей 5-7 лет, из-за трудностей общения со сверстниками переносятся на школьные годы. «Недоигравшие» в свое время дети группами и поодиночке продолжают увлеченно играть в куклы, порой даже в старших классах. Вместе с тем эти игры уже качественно отличаются от полоролевых игр дошкольников, поскольку осведомленность в вопросах пола к этому возрасту выше, а гормональный уровень существенно изменяется. Эти игры как бы заполняют «брешь» в становлении сексуальности, формируя ролевые установки. Однако совпадение игр с гормональной активностью может привести к формированию суррогатных форм реализации либидо и искажению направленности полового влечения. Наибольший процент сексуальных ретардаций приходится на этап формирования психосексуальных ориентации. Так, задержки преимущественно на эротической стадии становятся одним из важнейших механизмов возникновения сексуальных девиаций.

Неправильное половое воспитание и другие отрицательные влияния микросоциальной среды приводят не только к социогенным ретардациям, но и к нарушениям формирования психики ребенка и подростка в целом.
Обычно женщины значительно больше, чем мужчины, страдают от чрезмерной «бдительности» воспитателей на всех этапах становления сексуальности. У мужчин же, испытывающих серьезные проблемы уже при первых сексуальных контактах, нередко можно выявить своеобразный психологический барьер, затрудняющий интимные отношения с противоположным полом. Как правило, это результат неразвитости платонической и эротической коммуникаций. Отсутствие практических навыков, которые они не смогли получить в процессе становления сексуальности, значительно затрудняет общение с партнершей еще на платоническом уровне, а гармоничный переход к эротической близости с последующим сексуальным контактом практически невозможен. В результате без истинного сексуального влечения, не умея заранее программировать, а по ходу общения с партнершей корректировать свое поведение, они идут на половую близость, заведомо обреченную на неудачу. Все их попытки, минуя платоническое общение и эротический контакт с партнершей, сразу «перескочить» к сексуальным отношениям принимают утрированный, подчас нелепый характер, отталкивая большинство женщин. В редких случаях с помощью благожелательной партнерши удается преодолеть все трудности подготовительного периода, но сам половой акт нередко заканчивается неудачей, усиливая у мужчин чувство сексуальной неполноценности. Особенно наглядно выраженные задержки психосексуального развития проявляются у мужчин отсутствием эякуляции и оргазма, несмотря на значительную длительность половых актов.

Коррегирующее лечение ретардаций психосексуального развития предусматривает проведение реконструктивной психотерапии, которая включает ряд последовательных мероприятий по формированию у пациентов адекватных представлений об интимных отношениях и выборе потенциального сексуального партнера, выработки оптимальной модели поведения на всех этапах сближения (от первого знакомства и платонического ухаживания до эротических ласк и полового акта). Адаптивная поведенческая роль закрепляется вначале в воображении (на фоне мышечной релаксации или в гипнотическом состоянии), а затем последовательно реализуется в реальных партнерских отношениях.

Преждевременное психосексуальное развитие - раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. К его причинам относят врожденное или раннее поражение глубоких структур мозга, проявляющееся снижением порогов оргастического рефлекса, которое способствует быстрому закреплению патогенных влияний социальных факторов (растление и совращение ребенка подростками или взрослыми).Играют роль психические расстройства (шизофрения, начавшаяся в раннем возрасте, расстройства поведения, олигофрения), которые затрудняют коммуникации со сверстниками, способствуя ранней фиксации интереса детей на сексуальной сфере. Реализация различных, часто девиантных форм половой активности в возрасте до 10 лет приводит к их прочной фиксации с формированием выходящего за рамки нормы сексуального стереотипа, который в дальнейшем практически не поддается терапевтической коррекции.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА
или сексуальные расстройства, группа психических расстройств, включающих нарушения половой самоидентификации, парафилии (сексуальные извращения) и сексуальные дисфункции. Сексуальная функция требует такой сбалансированности души и тела - психологических и физиологических факторов, - что специалисты в области психического здоровья предпочитают теперь использовать термин "психосексуальные", а не "сексуальные", расстройства. Определения сексуальных расстройств в этой статье основаны на Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) Американской психиатрической ассоциации.
Нарушения половой самоидентификации. Половая самоидентификация - это основанное на субъективном опыте осознание своей принадлежности к определенному полу ("Я - мужчина" или "Я - женщина"). Социальным проявлением половой самоидентификации служит половая роль, т.е. формы поведения, соответствующие либо мужскому, либо женскому типу.
Транссексуализм - нарушение половой самоидентификации. Его сущность заключается в несоответствии биологического пола и половой самоидентификации. Транссексуал убежден в том, что он (или она) - пленник тела, несовместимого с истинной половой принадлежностью. Большинство транссексуалов биологически принадлежат к мужскому полу, однако считают себя женщинами и воспринимают свои гениталии и другие свойственные мужчинам черты как отвратительные. Они обращаются за помощью с одной целью: добиться хирургического вмешательства, которое бы сделало их тело женским. Около 30% транссексуалов составляют женщины, которые хотят стать мужчинами. Транссексуалов следует отличать от одевающихся в одежду противоположного пола гомосексуалов, больных шизофренией и трансвеститов. Гомосексуальность более не рассматривается как нарушение половой самоидентификации, как это было ранее. Специалисты теперь не числят ее в списках психических заболеваний. Хотя причины гомосексуальности до сих пор неясны, многие ученые убеждены, что она определяется программами, закладывающимися в мозгу в период внутриутробного развития. Некоторые уподобляют ее леворукости. С этих позиций гомосексуальность, подобно гетеросексуальности, не может рассматриваться как дело сознательного выбора.
См. также ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ .
Парафилии (букв. "около любви"), иногда называемые половыми извращениями, характеризуются сексуальным возбуждением от объектов или ситуаций, не считающихся нормальными источниками возбуждения, и почти всегда свидетельствуют о нарушении способности к нормальным сексуальным контактам со взрослыми партнерами. Парафилии в большинстве случаев встречаются у мужчин, хотя женский садизм и мазохизм - не редкость. Часто наблюдается повышенная склонность к фантазиям на тему желаемого. Парафилии включают фетишизм, трансвестизм, педофилию, эксгибиционизм, вуайеризм, половой мазохизм и половой садизм, а также некоторые более редкие формы.
Фетишизм предполагает использование неживых объектов как предпочитаемый способ сексуального возбуждения. Фетиш может заменять сексуальный контакт с партнером. В качестве фетишей часто используется женское белье или обувь. Если фетиш включен в сексуальное отношение к партнеру, он требуется для эротического возбуждения.
Трансвестизм - термин, обозначающий поведение гетеросексуальных мужчин, которые переодеваются в женскую одежду и тем самым достигают определенной степени сексуального возбуждения. Подобное поведение на публике может приносить глубокое удовлетворение. Несмотря на такое отклонение, многие трансвеститы состоят в счастливых браках, если их супруги проявляют понимание. Когда этого не происходит, трансвеститы обычно испытывают тревогу, подавленность, чувство вины и стыда, связанные с желанием носить одежду противоположного пола.
Педофилия. При педофилии предпочитаются сексуальные действия с детьми, не достигшими половой зрелости. Педофилы выбирают детей того же пола в два раза реже, чем противоположного. При гетеросексуальной взрослый обычно знаком ребенку. Взгляды или прикосновения более часты, чем генитальные контакты. Гетеросексуальные педофилы предпочитают девочек восьми-десяти лет, в то время как гомосексуальные педофилы обычно предпочитают мальчиков постарше. Сексуальное насилие над детьми составляет значительную часть зарегистрированных криминальных сексуальных актов.
Эксгибиционизм определяется как периодически совершаемая демонстрация гениталий не ожидающим этого незнакомым людям с целью сексуального возбуждения. Как правило, эксгибиционизм замещает всякие другие половые контакты. Около 30% задержанных мужчин, совершавших правонарушения сексуального характера, - эксгибиционисты. Жертвами почти всегда являются женщины.
Вуайеризм - термин, обозначающий достижение полового возбуждения в результате тайного подглядывания за раздевающимися, обнаженными или занимающимися сексом людьми. Хотя это расстройство может начинаться в подростковом возрасте, отношение к вуайеризму подростков относительно терпимое и случаи их ареста единичны. Существенной характеристикой является навязчивый поиск таких ситуаций. Вуайерист редко предпринимает попытки дальнейшего сексуального контакта.
Сексуальный мазохизм определяется как преднамеренное участие человека в такой активности, которая угрожает ему самому физическими страданиями или реально причиняет их, за счет чего у него возникает сексуальное возбуждение; зачастую унижение, побои, связывание или что-то подобное, заставляющее страдать, становятся исключительным или предпочитаемым способом сексуального возбуждения. Чаще встречаются мазохистские фантазии, тогда как мазохистское поведение относительно мало распространено. Потенциально опасной формой является частичное удушение через повешение или какие-то другие способы, которые могут привести к случайной смерти.
Сексуальный садизм - причинение сексуальному партнеру физического или психологического страдания как способ стимуляции собственного сексуального возбуждения и оргазма. У индивида отмечаются постоянные и упорные фантазии, в которых сексуальное удовлетворение достигается только таким путем. Диагноз ставится независимо от того, имелось ли согласие партнера на половую связь с садистскими действиями. Большинство насильников не являются садистами, но есть садисты, которые подвергают жертву жестокому изнасилованию и мучениям. Крайняя степень расстройства - убийцы-сладострастники, у которых смерть жертвы вызывает сексуальное удовлетворение.
Сексуальные дисфункции. Удовлетворительное сексуальное функционирование зависит от возникновения желания, т.е. предвосхищающей психической "установки", в которой выражается готовность к сексуальным отношениям. Достаточное возбуждение предполагает эрекцию у мужчины, набухание и смазку влагалища у женщины и оргазм. Сексуальные дисфункции связаны с нарушением тех фаз рефлекторного сексуального цикла, которые опосредованы сбалансированным взаимодействием симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Причиной десинхронизации или подавления рефлекторных реакций поллюции и эякуляции у мужчины и сокращений влагалища у женщины могут быть влияния со стороны центральной нервной системы, а также гормональные, неврологические или сосудистые нарушения. Сексуальные дисфункции могут отмечаться в течение всей жизни (первичные) или возникать после периода нормального функционирования (вторичные). Они бывают генерализированными или ограничиваются определенными ситуациями с определенными партнерами; кроме того, они могут быть тотальными или частичными. Психологические причины дисфункций включают: ненависть к партнеру; страх перед близостью, утратой контроля над ситуацией, зависимостью или беременностью; а также чувство вины, подавленность или тревогу, порождаемые супружеским разладом, стрессогенными жизненными ситуациями, старением или неопытностью. После нескольких неудач существенным фактором развивающейся дисфункции становится страх неудачи. Пониженное сексуальное влечение определяется как постоянные или периодически возникающие утрата или ослабление сексуальных фантазий или влечения к сексуальным действиям у женщин или у мужчин. Сексуальное влечение - психосоматический процесс, основанный на деятельности головного мозга и психологической установке, включающей сексуальную мотивацию. Причинами его понижения могут быть депрессия, разлад в супружеских отношениях либо какие-то нейрохимические или гормональные факторы. Использование психостимулирующих препаратов или гипотензивных средств тоже оказывает свое влияние. Подобное расстройство широко распространено; чаще всего оно встречается у женщин, хотя нередко и у мужчин. Полная утрата сексуального влечения порой преходит в отвращение к половой жизни, которое проявляется как постоянное или периодически возникающее избегание всех или почти всех сексуальных контактов. Это состояние может отмечаться в течение всей жизни, если сексуальная травма (инцест или изнасилование) произошла в детском возрасте. Иногда у индивида с таким расстройством развивается крайне выраженная тревожность или фобия, связанная с возможностью сексуального контакта. Расстройство сексуального возбуждения у мужчин (импотенция, или дисфункция эрекции) определяется как неспособность достигать или поддерживать эрекцию, достаточную для нормального полового акта. При этом более чем в 25% случаев мужчина неспособен завершить половой акт. Первичная, т.е. отмечаемая в течение всей жизни, импотенция относительно редка. Около 50% вторичных расстройств обусловлено психическими факторами, однако даже в тех случаях, когда импотенция имеет физические причины, в ней всегда присутствует психический компонент в форме страха неудачи. Нарушения эрекции бывают ситуационными, связанными с местом, временем, определенным партнером, субъективным ощущением поражения или снижением самооценки. Физические факторы включают множество системных заболеваний, особенно часто сахарный диабет. Импотенция распространена также среди людей с высоким кровяным давлением. Другая часто встречающаяся причина - прием гипотензивных средств и антидепрессантов. Большая часть случаев отсутствия возбуждения и оргазма у женщин обусловлена психическими факторами - разладом супружеских отношений, подавленностью, эмоциональным стрессом, а также ассоциацией секса с греховностью и сексуального удовольствия с чувством вины. Однако эта дисфункция может быть обусловлена различными физическими причинами, включая как местные, так и системные заболевания, а кроме того, действие медикаментов. Подавленный оргазм у мужчин - относительно редкое нарушение, и в практике сексотерапии оно встречается в 5-10% случаев. При этом расстройстве не происходит интравагинальная эякуляция. Значительно чаще наблюдается преждевременная эякуляция, при которой у мужчины постоянно или периодически эякуляция происходит до или сразу после введения полового члена во влагалище. Преждевременная эякуляция широко распространена у подростков, однако и примерно 15% взрослых мужчин не умеют контролировать себя и задерживать эякуляцию. Поведенческая психотерапия этого расстройства чрезвычайно эффективна.
Диспареуния - боль во время полового акта. Она изредка встречается у мужчин, но в основном распространена у женщин. Диспареуния может быть психогенной (психически обусловленной), но чаще возникает в силу физических причин, нередко местных, например рубцов после родов, воспалений (таких, как вагинит) или эндометриоза. Если боль носит постоянный характер, спазм влагалища (непроизвольное рефлекторное сокращение мускулатуры нижней части влагалища, или вагинизм) является результатом бессознательного желания предотвратить введение полового члена.
Лечение сексуальных дисфункций. Терапия обычно включает разнообразные поведенческие и другие психотерапевтические методы, а при наличии обусловливающих патологию физических факторов - их коррекцию. Необходимо выяснить, каково происхождение дисфункции - психологическое или физиологическое. Часто имеют место оба фактора, и эффективная терапия должна включать воздействие как на психическое, так и на физическое состояние пациента.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА" в других словарях:

    Невротические психосексуальные расстройства - У мужчин к подобным расстройствам относятся психогенная импотенция и преждевременное извержение спермы при половом сношении, у женщин – фригидность и вагинизм. Психогенная импотенция – слабая или кратковременная эрекция или ее полное отсутствие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    - (от греч. psyche душа и iatreia лечение), отрасль медицины, изучающая причины, проявления и лечение психических заболеваний. История этой медицинской специальности кардинально отличается от истории терапии или хирургии. История психиатрии,… … Энциклопедия Кольера

    Истинные и ложные перверсии - Гомосексуализм – половое влечение к лицам своего же пола, в США и многих других странах перверсией не считается, а рассматривается как вполне допустимая девиация. Среди мужчин встречается гораздо чаще, чем среди женщин, у которых он носит… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике - МКБ 10 N94.394.3 МКБ 9 625.4625.4 DiseasesDB … Википедия

    Портал ЛГБТ ЛГБТ … Википедия

    Термин «конверсия» восходит к концепции конверсионной истерии Фрейда, согласно к рой психосексуальный конфликт трансформируется в соматическое расстройство. В настоящее время К. р. представляют собой достаточно специфическую и редкую… … Психологическая энциклопедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

К 2 годам он уже знает свою половую принадлежность, хотя и не может ее обосновать. По внешним признакам (одежда, внешний вид, голос, имя) ребенок в 2-3 года различает мужчин и женщин. Примерно с этого возраста у него появляется интерес к телесным различиям между полами, называемый половым любопытством. В этот период проявляется повышенный интерес к гениталиям лиц своего и противоположного пола, их рассматриванию, ощупыванию, демонстрации сверстникам.

К 5-6 годам формируется и закрепляется единая система половой роли и идентичности, которая функционирует в системе обратных связей. Эта устойчивая система оказывается одним из важнейших компонентов ядра личности, непосредственно влияет на восприятие, обучение и научение, на построение отношений с окружающими, формирование предпочтений, симпатий, идеалов.

На подростковый возраст приходится начало осознания себя как субъекта и объекта сексуального взаимодействия. Мощный выброс половых гормонов, фактически запускающий процесс телесного созревания, пробуждает дремлющие силы сексуального влечения, приводит к появлению так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности. Он характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления. Собственная сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, даже сексуальное насилие).

Оценивать психосексуальное развитие следует по формированию половой идентичности, полоролевому поведению, дифференцированному развитию мужественности или женственности, информированности в вопросах пола, сексуальным проявлениям.

Основные этапы психосексуального развития.

Весь процесс формирования пола можно условно разделить на два периода.

В первом периоде действуют генетически жестко запрограммированные механизмы, приводящие к последовательной, строго фиксированной во времени и необратимой смене одних этапов дифференцировки пола другими.

Второй период охватывает события от момента рождения ребенка до формирования необратимой половой аутоидентификации, т. е. осознанного отнесения индивидом себя к мужскому или женскому полу.

В 2-3 года происходит первичная (детская) половая идентификация, то есть правильное определение своей половой принадлежности, освоение ребенком собственной схемы тела и внешности. К 5-6 годам система половой идентичности оказывается достаточно сформированной. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности уже гораздо менее эффективны. Младший дошкольный возраст рассматривается как наиболее восприимчивый к формированию отношения к миру, к половой сфере человека, в том числе и к своему полу.

За 2-3 года до явных проявлений полового созревания гипоталамус и гипофиз начинают стимулировать гонады к интенсивной выработке мужских (у мальчиков) и женских (у девочек) половых гормонов, форми­руя пубертатный гормональный пол. Под влиянием этих гормонов происходит половой метаморфоз.

Половая дифференциация, приводящая в конечном итоге к половому диморфизму (разнице между полами), складывается не только из генетических, гормональных, соматических, но и из поведенческих и психологических различий, а также и сексуальной ориентации.

Нарушения психосексуального развития.

Можно выделить 5 основных групп сексуальных нарушений у детей и подростков наиболее часто встречающихся в практике врача:

    преждевременное психосексуальное развитие;

    повышение сексуального влечения;

    патология полоролевого поведения;

    нарушение психосексуальных ориентации;

    нарушения половой аутоидентификации.

1. Преждевременное психосексуальное развитие. Преждевременное психосексуальное развитие представляет собой раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание.

2. Повышение сексуального влечения. Повышение сексуального влечения у детей и подростков в отличие от элементарных сексуально значимых реакций характеризуется более или менее выраженным сознанием принадлежности повышенного влечения к сексуальной сфере, гомо- или гетеросексуальным фантазированием и эротическими переживаниями.

Д. Н. Исаев приводит следующие признаки, на основании которых можно составить представление о патологичности подростковой мастурбации:

    большая частота (чаще одного раза в 10-60 дней);

    сочетание с другими формами сексуальных проявлений (обнажение гениталий, подглядывание за обнаженными, эротические фантазии);

    участие мастурбации в структуре того или иного нервно-психического или эндокринного заболевания.

В этих случаях необходимо тщательное обследование подростка для выявления основного заболевания и своевременного лечения.

Повышение сексуального влечения при нарушениях темпа полового созревания почти всегда входит в структуру сложных психопатологических синдромов, включающих нарушения сна, выраженные аффективные колебания, повышенную раздражительность с реакциями в виде агрессивных вспышек и бурных аффективных разрядов.

3. Патология полоролевого поведения. Сюда относятся относительно стойкие нарушения становления половой принадлежности индивида в детском и подростковом возрасте, выражающиеся главным образом свойственными противоположному полу проявлениями в поведении при правильном половом самосознании. Сущность патологии полоролевого поведения - нарушение половой социализации в широком смысле слова.

4. Нарушения психосексуальных ориентаций. Нарушения психосексуальных ориентации (половые перверзии) представляют собой искажения направленности полового влечения и форм его реализации. Наряду с подростковым гомосексуализмом к нарушениям психосексуальных ориентации у детей и подростков относится садистическое и мазохистическое поведение. Чаще эти формы сексуальных перверзий, как показывают наблюдения, выступают как одно из проявлений психических заболеваний (шизофрения, психопатии).

5. Нарушения половой аутоидентификации (полового самосознания). Проявляются различными вариантами транссексуализма. Транссексуализм - стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное (соответствующее генетическому полу) формирование гениталий, гонад и вторичных половых признаков.

Своевременность и гармоничность психосексуального развития является прерогативой нормы. Однако часто приходится наблюдать отклонения темпов и сроков психосексуального развития, которые являются проявлением дизонтогенеза. Данные нарушения бывают в форме задержки психосексуального развития (ЗПР) и в форме преждевременного психосексуального развития (ППР).

Причины, проявления и значение нарушений темпов и сроков психосексуального развития описаны В.М. Масловым, И.Л. Ботневой и Г.С. Васильченко (1983, 1990).

Задержки (ретардации) психосексуального развития – наиболее частые клинические варианты нарушений психосексуального развития. Они заключаются в отставании сроков становления сексуальности от возраста ребенка. По происхождению и по механизмам развития выделяют три варианта задержек: соматогенные, психогенные и социогенные.

Соматогенные задержки связаны с отставанием в половом развитии. Это наиболее глубокие и трудно корригируемые нарушения, имеющие биологическую основу, связанную с эндокринной системой. Самые грубые нарушения эндокринной системы, например, агонадизм, обычно приводят к асексуальности, т.е. к полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.

Психогенные задержки обусловлены нарушениями в становлении психики и могут наблюдаться при общем отставании психического развития или могут быть изолированными при своевременном созревании остальных компонентов. Соматополовое развитие при этом может происходить правильно и своевременно. Психогенные задержки психосексуального развития наиболее часто происходят из-за расстройств личности, в частности астенического, психастенического, шизоидного или истероидного типа. Тормозящее влияние расстройства личности может сказываться уже на этапе формирования полоролевого поведения и в наибольшей мере проявляет себя на этапе психосексуальных ориентаций.

Нарушенная коммуникативность у этих лиц обусловливает обеднение качества общения, ограничение контактов со сверстниками, к изоляции, что не позволяет развивать навыки полоролевого поведения. При взрослении эти навыки как бы фиксируются, остаются на прежнем более раннем уровне, напоминая инфантильный рисунок полоролевого поведения. Неразвитость стереотипа полоролевого поведения создает крайнюю неуверенность и ограничивает или исключает возможность контактов с лицами противоположного пола. В иных случаях попытки установления контактов со сверстниками противоположного пола оказываются неловкими, не воспринимаются другой стороной и не приводят к успеху или же взаимоотношения быстро распадаются. Эмоциональная лабильность, яркое фантазирование при ограничении общения создают предпосылки для формирования и закрепления заместительных и суррогатных форм сексуальной активности. У лиц с истероидными расстройствами эмоциональная лабильность, яркое фантазирование и высокий уровень притязаний приводят к формированию оторванных от реальности установок всех этапов становления сексуальности. Попытки реализовать эти установки во второй фазе, когда должно произойти закрепление модели поведения, вызывают конфликты, как внутренние, так и межличностные. Все это тормозит психосексуальное развитие.

Наиболее грубо психосексуальная сфера страдает при рано начавшемся шизофреническом процессе. Могут выпадать фазы, стадии, этапы психосексуального развития.

Социогенные задержки психосексуального развития могут развиваться на благополучном фоне соматополового и психического развития. Они в большинстве случаев вызваны неправильным половым воспитанием педагогами и родителями, прививающим установку порочности всего, что связано с полом. Такие родители контролируют общение детей, порой изолируют их, в сексуальных играх детей видят распущенность и пресекают их, налагают запрет на контакт рук с гениталиями, как на нечто недопустимое и грязное. Неадекватные воспитательные меры искажают этапы психосексуального развития.

Задержки являются одним из вариантов асинхроний психосексуального развития. Описанные выше ретардации относятся к простым асинхронии, которые редко наблюдаются изолированно. Чаще встречаются сочетанные асинхронии, когда задержка психосексуального развития вызвана двумя или тремя факторами. Асинхронии отражают дисгармоничность полового созревания и являются проявлением дизонтогенеза.

Проявлением задержки психосексуального развития в дошкольном возрасте может быть отсутствие любопытства, связанного с полом, и незаинтересованностью в полоролевых играх. В результате не происходит научения общению между полами. Результат становится наиболее заметным в пубертатном возрасте. Здесь возникают трудности установления контактов со сверстниками противоположного пола подобные описанным выше.

В некоторых случаях полоролевые игры «в семью», «дочки-матери», свойственные детям 5-7 лет, вследствие нарушения коммуникации в этом возрасте переносятся на школьные годы. Ребенок осваивает эту игру в обществе младших детей. В некоторых случаях «недоигравшие» дети играют в куклы не только в младших классах, но и в старших. Однако игры эти качественно отличаются от «своевременных» игр дошкольного возраста, так как осведомленность к этому возрасту выше и гормональный уровень уже иной. Участвуют в таких играх обычно только девочки. Эти игры могут быть полезными, так как закрывают «брешь» в становлении сексуальности, формируют ролевые установки. Однако совпадение игр с гормональной активностью может зафиксировать их как суррогатную форму реализации либидо.

“Значительная доля задержек становления сексуальности приходится на этап формирования психосексуальных ориентаций. В этих случаях половое влечение задерживается на платонической или эротической стадии. Его реализация соответствует той стадии, на которой произошла задержка, а фантазии и мечты относятся к следующей стадии.” Обычно в пубертатном периоде интерес к сексуальным проблемам в подростковых коллективах резко возрастает. Однако дети, отстающие в формировании сексуального влечения, остаются интактными к разговорам сверстников на сексуальные темы, не видят в них смысла. Нередко среди пациентов с жалобами на отсутствие полового влечения или на отвращение к половой жизни встречаются женщины, половое воспитание которых заключалось в формировании негативного отношения к мужчинам и к половой жизни. В результате у них задерживаются становление сексуальной стадии полового влечения.

Преждевременное психосексуальное развитие – представляет собой раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание.

“В качестве основных причин преждевременного психосексуального развития выступают соматические, психические и микросоциальные факторы. Среди соматических причин главную роль играет врожденное или раннее поражение глубоких структур мозга, проявляющееся снижением порогов возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм. Это служит фоном, способствующим закреплению патогенных воздействий психических и социальных факторов.” “Независимо от причин раннее пробуждение и дальнейшее развитие сексуальности возможны только при постоянном подкреплении оргазмом или хотя бы приятными ощущениями. Снижение порогов возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм, позволяет получить это подкрепление.”

В этиологии преждевременного психосексуального развития нередко участвует различная психическая патология, прежде всего расстройства личности, шизофрения. “Обусловленные ими особенности психического развития приводят к ранней фиксации интереса детей на сексуальной сфере. Еще в периоде любопытства, связанного с полом изучение гениталий становится эмоционально значимым и принимает по-настоящему сексуальную окраску.” Чаще всего сексуальность находит выход в суррогатных формах, т.к. реализовать в этом возрасте сексуальные установки в полном объеме практически невозможно, что может приводить к их деформированию. Вместе с тем нарастающее в процессе психического заболевания нарушение коммуникативных функций, которое нередко сочетаться с изменением волевых, эмоциональных, когнитивных качеств, может привести в дальнейшем к задержке развития сексуальности и приостановить формирование полового влечения. Сложившиеся искаженные стереотипы реализации полового влечения в этом возрасте могут сохраниться на всю жизнь.

“К социогенным причинам преждевременного психосексуального развития относятся пробуждение и формирование сексуальности вследствие иногда однократного, но чаще методичного и достаточно длительного растления и совращения детей подростками или взрослыми, обычно теми, кто не может адекватно реализовать свое половое влечение.” Используя любознательность детей, взрослые знакомят их с эротографическими материалами, осуществляют взаимное разглядывание гениталий, прикосновение к ним, постепенно приучают детей к сексуальным действиям желательным для себя, т.е. в сжатые сроки проводят ребенка через стадии становления сексуальности. Во всех случаях преждевременного психосексуального развития происходит смещение стадии формирования психосексуальных ориентаций на предшествующую стадию формирования полоролевого поведения и соединение их в стереотипе реализации полового влечения.

У детей с преждевременным психосексуальным развитием половое влечение может в значительной мере определять поведение детей. Уже в 5-10 лет бывает сексуальное фантазирование, дети являются инициаторами сексуальных игр, которые имеют для них эротическое и сексуальное значение. Дети могут стремиться к половым контактам со старшими и проявляют активность в этом направлении.

Раннюю допубертатную мастурбацию у мальчиков и у девочек авторы также рассматривают как проявление преждевременного психосексуального развития, которая требует внимания с точки зрения диагностики и при необходимости коррекции вызвавших ее состояний.

Последовательность формирования сексуальности отличается при социогенных вариантах и при преждевременном психосексуальном развитием на основе психических расстройств. В первом случае половая активность приводит в последующем к формированию полового влечения, а во втором случае – сначала проявляется половое влечение, которое может привести к половое активности.

Пути коррекции зависят от причин преждевременного психосексуального развития. Наряду с терапией психических расстройств при всех вариантах требуется внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, позволяющее сохранить с ним контакт и адекватный контроль его контактов. В процессе семейной психотерапии необходимо учитывать конкретные условия, а также уровень сексуальной зрелости и осведомленности ребенка. Авторы рекомендуют в некоторых случаях осознанно вводить таких детей под соответствующим наблюдением в сформированный детский игровой коллектив; также одновременно проводить терапию (медикаментозную и рефлекторную), направленную на повышение порогов возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм.

При психогенном характере преждевременного психосексуального развития прогноз сексуального функционирования будет зависеть от прогредиентности психического заболевания и от направленности полового влечения, которая может отклоняться. Социогенный путь становления преждевременной сексуальности чреват деформацией личности ребенка с тенденцией к делинквентному поведению. Этому способствует растление ребенка, его ранняя сексуальная активность и неадекватные воспитательные меры со стороны взрослых.

Поделиться