Роспись стен в украинской культуре. Народная роспись и ее символика Виды украинской декоративной росписи

Урок ИЗО для старших дошкольников

Радостные краски Петриковской росписи. Мастер-класс. «Цветочно-ягодное панно»

Лери Елена Александровна, воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Солнышко» с. Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край

Мастер-класс рассчитан для педагогов дошкольного и школьного образования, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
Назначение: украшение интерьера комнаты, наглядный материал в познавательной деятельности, а еще такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
Цель: знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись. Учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера.
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- учить ритмично, рисовать панно, сочетать цвета;
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- развивать художественный вкус, чувство композиции;
- воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям, к росписи;
Материалы:
Лист плотной бумаги А4 (лучше ватман или полуватман), простой карандаш, несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и акварельные краски.


Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Характерные особенности петриковской росписи:
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.
Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Настоящие петриковские мастера не используют в работе простой карандаш, но наш мастер-класс рассчитан на детей, и поэтому перед началом работы мы придумываем приблизительно свой орнамент и зарисовываем карандашом. Контуры цветов обводим круглым лекалом, чтоб они получились четкими. В ягодах просто намечаем верх и низ. И наметить расположение листьев.


2. К пятому году жизни дети уже знакомы с нетрадиционной техникой рисования «пальцеграфия», и поэтому совсем без труда сделают любые ягодки, на нашем орнаменте это калина.
На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда « под рукой» да и причем из пяти размеров.



3. Далее приступаем к рисованию цветов, первый - мы будем рисовать, используя элемент «зернышко».
"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.
Вдоль линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.






Второй цветок рисуем пальцем. Начиная сверху, плотно прижать палец к бумаге и спуская вниз послабить, сверху ярче и виднее контуры, а внизу получится слабее цвет.




Так же заполняем и середину этого цветка, лепестки получатся короче.


5. Цветок меньшего размера мы исполняем элементом, который называется «изогнутое зернышко».
"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.
Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.


5.3. Вот такие получаются цветочки.


6. Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть множество, на сколько хватит фантазии. В рисовании листика используется переходный мазок: сначала на кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона, вплоть до черного.


6.2. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку.


Таким образом делаем зубчики у листка


6.3. Середину листка просто закрашиваем светлым тоном.


6.4. Вот такие получаются листочки


7. Середину первого цветка закрашиваем ярким цветом, я закрасила желтым. И дорисовываем стебельки тоненькой кисточкой.



8. Рисуем маленькие трехлепестковые цветочки,в пустых местах. Так же рисуются с «зернышок» и «изогнутых зернышек».




8.3. Получилось 5 цветочков, можно больше.


9. Таким образом, рисуем и листики цветочков.


9.1. Дорисовываем стебельки просто тоненькой кисточкой. Детям можно предложить дорисовать фломастером.


И вот в самом конце объединение деталей орнамента с помощью "питушинок".

А спорим, вы почти ничего не знаете об украинской национальной декоративной росписи? А ведь некоторые виды известны далеко за пределами нашей страны. Предлагаем вам расширить свой кругозор и, возможно, открыть для себя что-то новое.

Косовская роспись

Родилась в украинских Карпатах, в городе Косов, Ивано-Франковской области. Стремительное развитие соледобывающей промышленности стимулировало появление и разных видов декоративного ремесла в этом регионе. В частности керамики и декоративной росписи. На изделиях в стиле народного примитивизма можно найти растительные мотивы; изображения птиц, зверей и другие традиционные рисунки. Характерные цвета для этого вида росписи белый, зеленый и охра.

Изделия с Косовской росписью можно приобрести, побывав в туре , а также других поездках, которые следуют через сувенирные рынки в городе Косов и Яремче.

Петриковская роспись

Начинала свой "путь" в качестве настенной живописи на стенах домов поселка Петриковка, что в Днепропетровской области. Основа Петриковской росписи – растительный орнамент в стиле украинского барокко. До своего банкротства в поселке работала и одноименная фабрика, которая к сожалению, прекратила существование в 2004 году. Но, несмотря на это, в 2013 году Министерство культуры Украины включило Петриковскую роспись в перечень объектов нематериального культурного наследия Украины. Сегодня в Петриковке можно посетить Центр народного искусства «Петриковка» и музей, в фондах которого насчитывается около 2500 предметов искусства. Регулярно проводятся мастер-классы и экскурсии.

Если вы хотите приобрести изделия с Петриковской росписью, отправляйтесь в тур .

Опошнянская роспись

Родом из Полтавской области. Известна Опошнянская керамика еще с XVII века. Опошнянские орнаменты отличаются особой жизнерадостностью и яркостью. В рисунке обязательно присутствует огибающая линия, изделия покрываются ангобом (специальным глиняным слоем). На поверхностях изделий рисуются ягоды, листья, каракули (кривульки), цветы, бабочки, сердечки, ветки и другие. Опошнянская роспись была также включена в перечень бъектов нематериального культурного наследия Украины.

Приобрести керамические изделия можно в туре .

Бубновская роспись

Может быть более известна под кодовым названием "Бубновская керамика". Этот вид декоративного искусства был распространен в Винницкой области, в городе Гайсин. По сравнению с вышеупомянутыми художественными ремеслами, Бубновская роспись имеет печальную судьбу. После смерти основных ее «идеологов» братьев Герасименко, она постепенно теряет свою популярность. И сегодня о ней знают не многие. Увидеть экспозицию Бубновской керамики можно в Музее-усадьбе братьев Герасименко (с. Новоселовка, Винницкой области). Среди других видов росписи ее отличают растительные диковинные орнаменты и желто-коричневые, белые, голубые и серые приглушенные цвета.

Петриковская роспись

(Петриковка)

Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» - мастериц по росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение. Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя стенную роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковки, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды.

Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц".

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучики" и "кучерявки", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными каменьями начинают переливаться и обычные краски.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.

Петриковская роспись традиционно исполнялась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Разрисовывались не только фасады дома, но зачастую украшались и внутренние стены помещений, печи, камины - все это создавало единый художественный ансамбль.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари - мебель, посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность и в других регионах Украины.

В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались. Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника.

Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые "малёвки". Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника - местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду художников. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем - экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

Петриковская роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти (лучше использовать кисточку-кошачку, как ее сделать, я расскажу ниже, а тем у кого нет такой возможности, можно использовать обычные беличьи кисти №2, 3, 4), палитра, вода, пипетка, мастихин.

Изготовление кисточки-кошачки

Вы можете сами сделать кисточку-кошачку, т.к. в магазине они не продаются. Именно этой кистью выполняются изысканные ярко-красочные мазки.

Чтобы сделать кисть-кошачку нам нужна кошачья шерсть, отрезанная, очень бережно у котика в области живота, либо на боках или у основании лап. Кот должен быть коротко или среднешерстный. Именно оттуда, потому что только там она нужной нам мягкости и толщины. Так же нужна палочка – корпус кисти. Нить. Клей ПВА.

Когда все «ингредиенты» собраны, начнем делать кисть. Берем палочку, затачиваем с одной стороны.

Пучком шерсти обворачиваем заостренный конец палочки.

Перематываем нитью, плотно, несколько слоев. Крепко завязываем. После ее аккуратно и очень хорошо пропитываем клеем ПВА.

Следим чтобы клей не попал на шерсть. Даем кисточке высохнуть примерно сутки.

С чего начать роспись

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону.

Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

Народные промыслы Украины

Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"

Петриковская роспись

Роспись - оберег своей земли, который сопровождает нас сейчас так же, как и тысячи лет до этого. Петриковская роспись- это естественное продолжение развития культуры росписи как таковой, воплотившей в себя весь многовековой опыт славянской и многих других народностей, проживавших на этих землях бок о бок с нашими предками.

Петриковская роспись в начале 19 века распространилась на предметы домашней утвари - посуду, столы, сундуки, брички. Спрос рождает предложение и роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. Петриковка в то время - это крупный торговый центр и работы сельских художников завоевали заслуженую популярность в других регионах Украины. Возросший спрос на петриковскую роспись, в часности на малевки вызывал естественное стремление не только его удовлетворить, но так же применил более высокие требования к самой технике исполнения петриковской росписи и к художественному уровню самих рисунков-малёвок.

Занятие "петриковская роспись" постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

Центр народного искусства объединил в своих рядах опытнейших художников и заслуженных мастеров народного творчества Украины, сплоченных идеей возрождения и развития культурного наследия. Мы создаём неповторимый, проверенный временем колорит, который одновременно является и оберегом для Вашего дома. При оформлении своего дома, квартиры и другого помещениях, где живут или работают люди, ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСЬЮ общий дизайн помещения меняется в направлении уюта и домашнего тепла, что положительным образом сказывается на общей обстановке и на взаимоотношениях между людьми.

Украинское народное и профессиональное декоративно прикладное искусство приобрело широкое признание в нашей стране и за рубежом. В его исконных образах, удобных утилитарных формах и динамических орнаментах содержатся символы засекреченной, волшебной природы, сложные перипетии нашей истории, особенности быта, доброта и щедрость души украинского народа.

Народные художественные промыслы - одна из исторически предопределенных организационных форм народного декоративно-прикладного искусства, которая являет собой товарное действие художественных изделий при обязательном применении творческого ручного труда.

Современные народные художественные промыслы Украины - предприятия, неоднородные по своей организационно экономической структурой, типами производства. Это объединение, фабрики, комбинаты, участки, цеха, кооперативы, частные предприниматели. Они подчинены Художественному фонду Украины, министерствам. Создаются новые предприятия, подчиненные Укрхудожпрому. В системе Укрхудожпрому является производственно-художественные объединения, фабрики художественных изделий и торговая сеть.Сегодня декоративно прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции, - познавательную, коммуникационную, эстетичную,туристическую и др.

Жизнь подтверждает, что декоративно-прикладное искусство обогащается новыми аспектами философско-эстетичного звучания, его содержательная красота нужна человеку, в наше время растет его художественно культурная ценность.Декоративно-прикладное искусство - предметно духовный мир человека - включает в себя многочисленные виды художественной практики. Это плетение и ткачество, роспись и вышивка, резьба и вытачивание т.д. Одни виды - керамика, обработка кости и камня, плетение - возникли на заре человеческой цивилизации, другие - молодые: кружево, гобелен, изделия из бисера, вышивки из бумаги,роспись.Но все виды передают дух истории Украины.Писанкарство. Роспись писанок имеет древний языческий корень, характеризуется изысканными символическими орнаментальными мотивами, геометрическими, растительными, которые четко подчиняются сферической форме яйца. Очень распространенная Петриковская и киевская роспись.

Украинская народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебе­ли, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяй­ственных построек, а также писанок. Судьба каж­дого из этих видов народной декоративной жи­вописи далеко не одинакова.

До нашего времени сохранилось немало де­ревянных фигур, украшавших почти до конца XVIII в. церковные иконостасы. Во многих мест­ностях, особенно по селам, такие фигуры раскра­шивались масляными красками. Росписи эти ис­чезли в начале прошлого века, когда Синод по­становил изъять из церквей все скульптурные изображения святых, видя в них проявление влияния католицизма на православную церковь.

Однако раскрашенные деревянные скульптуры продолжали оставаться в народном быту и в XIX в. в виде резных ульев, изображавших Зосиму и Савватия - покровителей пчеловодства. Они были чуть ли не обязательными для пасек в северной и средней полосе Украины. В южной, степной части Украины встречались ульи-долбанки в виде головы казака с чубом или целой сидящей фигуры. Кроме раскрашенных ульев - скульптур, в это время имели распространение ульи с нарисованными на них разными картин­ками. Среди них можно было встретить изобра­жения Железняка и Гонты верхом на конях и с копьями в руках, а также Адама и Евы в раю, звонаря за работой, петуха, ведущего за собой цыплят, и др.

Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жи­лищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-деко­ративный характер.

Особенно интересны росписи сундуков, кото­рые в крестьянских семьях были своеобразными реликвиями, передававшимися из поколения в поколение. В хате сундук обычно стоял на са­мом видном месте и должен был свидетельство­вать о достатке семьи.

Форма сундуков и характер их росписей дают возможность почти безошибочно определить, из какой именно местности они происходят. Инте­ресно отметить, что изготовление сундуков свя­зано главным образом с лесной и лесостепной полосой; в южных районах сундуки изготовля­лись из привозного леса, иногда же в степные районы готовые сундуки привозились из цент­ральных и северных губерний, а расписывали их уже на месте.

Интересен сундук с Киевщины, датируемый XVIII в. и хранящийся в Киевском музее укра­инского народного декоративного искусства. На передней стенке в центре изображен «Казак Ма­май», играющий на бандуре. По обеим сторонам от него нарисованы два больших вазона с пыш­ными цветами. По стилевым признакам это на­родная интерпретация барочного вышивального и коврового орнамента того времени.

Подобный же мотив можно увидеть на одной из долбанок для хранения белья, датируемой нача­лом XIX в..

Росписи сундуков XIX - начала XX в. отли­чаются ярко выраженными местными особенно­стями. Черниговские сундуки преимущественно черные или темно-синие с яркими большими цве­тами - белыми, желтыми, красными - в ме­дальонах и гроздьями в виде волнистых узоров. Полтавские сундуки похожи на черниговские: они тоже расписаны по темному фону крупным цветочным орнаментом ясных тонов с четким ритмичным его повторением. Совсем иное можно наблюдать на сундуках с Днепропетровщины. Они обычно окрашены в яркие цвета: желтый, чаще - в сочный зеленый. Орнамент более мел­кий по сравнению с полтавским и очень разно­образен по мотивам.

Сундуки западных областей Украины отли­чаются от сундуков приднепровских. Они более массивны и расписаны преимущественно мелким орнаментом, закомпонованным в декоративные рамки, подчеркивающие форму сундука. Иногда орнамент, применяемый в росписях сундуков Львовщины, близок к орнаменту настенных рос­писей или рисунков набивных тканей. Другие сундуки из западных районов Львовщины по ха­рактеру росписей приближаются к польской на­родной декоративной живописи.

Гуцульские сун­дуки похожи на столы. Они декорированы кон­турным геометрическим орнаментом, в пределах которого фигуры окрашены коричневой, охри­стой, черной, иногда белой красками. Здесь крас­ки только помогают выявлению резного орна­мента.

Не меньшее распространение в народном быту получила деревянная расписная посуда, вернее, деревянные тарелки для хлеба круглой или овальной формы. В XVIII в. их вырезывали вручную, а с конца XIX - вытачивали на токар­ном станке. Праздничные тарелки имели изыс­канную форму - квадратную с врезанными угла­ми (полукруглыми или в виде удлиненных ле­пестков). Глубина тарелок небольшая и во всех областях почти одинаковая. Форма тарелки обу­славливала и композицию росписи. В самых ран­них тарелках главная часть орнаментальной ком­позиции заполняла всю среднюю площадь, а вокруг, на свободных местах, помещались допол­нительные, более мелкие орнаментальные моти­вы. В позднейших росписях становится обяза­тельной орнаментация венчика, уравновешенная с центральной частью декора. По колориту рос­писи тарелок сходны с росписями сундуков и имеют те же самые местные признаки.

По сюжету - это преимущественно цветоч­ные орнаменты, композиции с птицами среди цветов и ягод, а еще чаще - изображения рыбы, ножа, вилки, зеленых огурцов и т. п. Такие та­релки предназначались для праздничного стола, а в будни - выставлялись на полке и служили украшением хаты.

В XVIII - начале XIX в. получило распро­странение расписывание масляными красками резных деталей саней и возов. Позднее задки на санях и возах стали украшать прямыми и кри­выми цветными полосками разной толщины по ровной плоскости доски.

К 1911 году относятся расписные сани с Уманщины, где элементы геометрического резно­го контурного орнамента сочетаются с цветоч­ным. Центром отдельной росписи здесь является вырезанная под циркуль шестилепестковая ро­зетка, вокруг которой компонуются веточки с ягодами и традиционным растительным моти­вом, называемым «вылоги» и распространенным в настенных росписях, в керамике и вышивке. Здесь имеются также росписи, в которых наряду с геометрическим и растительным орнаментом фигурируют изображения рыб, птиц и лошадей.

В 1920-х годах в разных районах Киевщины и Подолии встречались росписи на задках саней, близкие по характеру к вышеупомянутым. Из но­вых элементов орнамента были распространены изображения советской эмблематики - пятико­нечная звезда, серп, молот, советский герб. С из­менением форм ведения хозяйства на селе и с по­явлением автотранспорта этот вид росписей по­степенно исчезает, и на первый план выходят другие разновидности росписей.

Со средины 1930-х годов народные мастера из с. Петриковка Днепропетровской области сест­ры В. и Г. Павленко и М. Тимченко начинают расписывать масляными красками небольшие, разной формы коробочки из дерева, служившие пудреницами. Росписи производились непосред­ственно по дереву без всякой грунтовки и поэто­му были очень неустойчивы.

После Великой Оте­чественной войны такие росписи возродились на новой технической основе - это была уже подлаковая роспись на черном фоне, основанная тоже на традиционном петриковском цветочном орнаменте. Подобные росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

А с 1958 года цех подлаковой росписи открылся при фабрике «Дружба» в самой Петриковке. Молодые худож­ники, возглавляемые народным мастером Ф. Панко, обратились к местным традициям декоратив­ной живописи. Петриковцы стали делать некото­рые свои росписи не на черном, а на охристом или сочном зеленом фоне, т. е. так, как обычно раскрашивались сундуки на Днепропетровщине еще задолго до революции.

Обращение к мест­ным традициям обеспечило успешное развитие нового художественного промысла.

В последнее время наблюдается возвращение народных мастеров к росписям деревянных та­релок, изготовленных на токарном станке. Рас­писываются они прямо по дереву масляными красками, а сверху покрываются прозрачным ла­ком, благодаря чему лучше выявляется фактура дерева, а сами росписи становятся звонче по цве­ту и устойчивее. Тарелки эти предназначены для украшения интерьера.

Б. С. Бутник-Сиверский 1964 г.

Поделиться