Сомнение. Значение слова сомнение Что такое сомнение в литературе

Что такое сомнение? Это состояние, при котором человек неспособен быстро принять решение. Сомнение - это ещё и термин в психологии. И в этом случае опять же речь идет о состоянии, которому характерно воздержание от определенного суждения. Сомнение - это хорошо или плохо? Что о трудности в совершении выбора говорят психологи?

"Сомнение" - это весьма обыденное слово. Производные от него мы весьма часто употребляем в повседневной жизни. Тем не менее за ним кроется огромный смысл, постичь которого пытаются философы и писатели на протяжении более двух тысячелетий.

Значение слова "сомнение"

Что говорил об этом состоянии Владимир Даль? Сомнение - это, согласно самому авторитетному толковому словарю русского языка, шаткое недоумение, нерешимость, колебания мыслей, раздумие. Синонимов к этому слову можно подобрать множество. Всё зависит от контекста. В большинстве случаев это слово можно заменить на "нерешительность". Иногда синонимами служат "подозрение", "недоверие", "опасения".

"Сомнение" - это существительное, которое используется с такими глаголами, как "испытывать", "посеять", "внушить", "разрешить". Но прилагательное, образованное от него, имеет уже отрицательный оттенок. Что такое, например, сомнительная идея? Это идея, которая не вызывает доверия. А сомнительная честность? Правдивость, которая ранее не подвергалась испытаниям. А значит ее наличие вызывает определённые сомнения.

Синонимы к этому слово мы назвали. Значение его понятно, в общем-то, даже ребёнку. Однако стоит сказать, что природа сомнения довольно сложна. В этом состоянии не зря пребывает едва ли не каждый литературный герой. Способности же сомневаться лишены, как правило, отрицательные персонажи. Или безумцы. Но о них поговорим позже.

Страх совершить ошибку

Сомнения периодически посещают каждого человека. От них никуда не деться. Трудность в совершении выбора сопровождает нас повсюду. Причина ее заключается в страхе совершить ошибку. Оказываясь перед выбором, человек ищет подсказки в интернете, в книгах, советуется с родственниками. И дело вовсе не в том, что, совершив ошибку, он потеряет время, деньги, нервы. Сделать неправильный выбор - это продемонстрировать свою некомпетентность, незнание, отсутствие опыта. А чувствовать себя аутсайдером никому не нравится.

Выходит, что, решая свою проблему, человек прежде всего заботится о собственной репутации. При этом опирается на мнение других людей. То есть ищет правильный выход из сложившейся ситуации, забывая, что такое понятие, как "правильность" имеет субъективный характер. И что же делать? Как поступать в моменты, когда сомнения сковывают волю и способность формировать собственное, независимое мнение? Действовать по велению сердца, не слушая никого?

Отсутствие сомнений - признак расстройства личности

Человек, способный полностью игнорировать общественное мнение, скорее всего, страдает одним из психических расстройств. Мы живем среди людей, и не считаться с их суждениями не можем. Ведь человек - существо социальное. В литературе есть два знаменитых персонажа, которые по отношению друг к другу являются антагонистами. Первый - Гамлет. Второй - Дон Кихот. Первый днями напролёт сомневался, а потому и рассуждал на тему "быть или не быть". Второй недолго думая вступал в схватку с ветряными мельницами. Не непросто жилось и первому, и второму. Правда, сомнения Гамлета вызваны были не общественным мнением, а его внутренним диссонансом. Дон Кихота бы в наше время непременно поставили на учет в психдиспансер.

Итак, сомнения - это нормально или нет? Конечно, нормально. Человек, который всегда, при любых обстоятельствах, уверен в своей правоте, выглядит глупо. Более того, среди величайших злодеев в истории в основном личности несомневающиеся (Гитлер, например, был уверен в превосходстве арийской расы). Размышлять о правильности того или иного выбора можно и нужно. Единственная область, которая не должна подвергаться сомнению, - нравственность. Есть принципы человечности и гуманности, которые не допускают компромиссов. Относительно всего прочего "думать надвое" вполне позволительно.

Во многих Религиях, духовных и эзотерических Учениях, в законах Успеха написанных самыми успешными людьми планеты, сомнение считается слабостью, грехом и недостатком. В йоге, например, сомнение – это одно из препятствий на пути к совершенству, просветлению, нирване.

Почитав материалы на тему “Сомнение” в Интернет, я увидел, много разных определений, но вот того, как с попрощаться пагубной привычкой сомневаться, я нигде адекватных рекомендаций не обнаружил.

Очень часто сомнения путают с анализом и интеллектуальным методом поиска истины, так сказать. Вы наверняка слышали выражение “подвергать сомнению”. Когда мы что-то анализируем, ищем ответы или наиболее эффективные варианты решения задачи, мы может подвергать сомнению какие-то выводы, аргументы или прогнозы. Но сомнение в общечеловеческом понимании, в том контексте, в каком оно рассматривается в Религии, например, имеет совершенно другое значение, и последствия тоже.

Что такое Сомнение? Определения и смыслы

– это слабость ума, не способность адекватно анализировать и принимать решения в отношении чего-либо, а также эффективно воплощать эти решения в жизнь.

В абсолютно негативном понимании – это разрушительная привычка человеческого ума не способного к принятию эффективных решений. Когда человек не может определиться – верить или не верить, доверять или не доверять, делать или не делать и т.д. Есть даже выражение – “червь сомнения”, который точит и разрушает веру человека: , в успех, в себя, т.д.

Сомнение, как негативная привычка – разрушает адекватное, направленное на достижение поставленной цели мышление. Вместо того, чтобы решать задачу – как прийти к цели, что нужно для этого сделать, какие шаги предпринять, ум человека занят абсолютно бесполезным пережёвыванием одного и того же: “получиться – не получиться”, “любит – не любит” и т.п. В этом случае сомнение – полностью блокирует здравость рассуждений, возможность анализа и принятия эффективных решений.

Успешные люди говорят: “Сомнения – убивают успех!”, “Кто в себе сомневается, тот заведомо уже проиграл”, “Если сомневаешься в чём-то, то лучше и не начинай, это означает, что в тебе нет веры. А в ком нет веры – тот слаб и его ждёт поражение”, “Сомневающийся ум – это неэффективный и бесплодный ум”, “Сомнение – лишает человека силы, обесточивает, сжирает всю жизненную энергию…”, “Пока человек сомневается – он никуда не идёт” .

– это: 1. Губительная привычка ума, его слабость, как мы уже говорили, и 2. Эмоция – которая порождается неуверенностью, страхом, отсутствием знаний в каком-то вопросе.

На что заменяется Сомнение?

Сомнение, в зависимости от ситуации необходимо заменить:

  1. Сомнение заменяется на рассудительность и анализ , который ведёт к нахождению наиболее эффективного решения.
  2. Сомнение заменяется на Решимость и Уверенность , только она даёт силу для достижения поставленной цели.
  3. Сомнение заменяется на Веру и . На – если это касается и Высших Сил. На доверие – если это касается взаимоотношений с людьми. Причём доверие имеется ввиду не слепое, а обоснованное. Доверять людям, которые этого не заслуживают (обманывали, подводили и т.д.) конечно не стоит.

Если у вас сложности с анализом аргументов и фактов , со способностью принимать решение – вам нужно учиться именно этому.

Если проблемы доверия людям – вам необходимо научиться различать людей, различать добро и зло в людях, и определиться кому и почему вы можете доверять, а кому нет.

А чтобы победить ужасную привычку ума жевать одни и те же мысли , сомневаться и по 100 раз возвращаться к одной и той же ситуации, особенно, когда событие уже произошло и вы уже ничего изменить не сможете – вам необходимо сделать следующее:

  • Признать, что бесконечное жевание и сомнение – ни на йоту не приближает вас к желаемой цели, а только истощает, сжигает вашу энергию, нервные клетки и время.
  • Занять свой ум работой более эффективной – например составлением плана дальнейших действий или другой важной умственной работой (важно, чтобы ум был занят решением полезных для вас задач, а не поеданием самого себя или жеванием жвачки).

Если у вас возникнут вопросы – !

Сомне́ния - 1) рассудительная осторожность в отношении предметов ;
2) состояние озабоченности, связанное с трудностью нравственного выбора;
3) (аскет.) состояние смущения, утраты стойкости в подвижнической деятельности, вызванное действием сил;
4) неуверенность, колебания относительно того или иного вопроса;
5) обоснованная или необоснованная подозрительность, недоверие кому-либо.

Христианин и сомнения

Я хотел бы начать с разоблачения одного мифа. Это миф о том, что верный христианин не может испытывать сомнений. Сомнения якобы несовместимы с . Под влиянием этого мифа христиане часто стараются подавлять или прятать свои сомнения – как будто речь идет о чем-то настолько постыдном, что это надо спрятать и от себя самого. На самом деле сомнения не следует ни отрицать, ни тем более прятать. Следует поступать ровно наоборот. Их надо вытаскивать на поверхность, четко проговаривать, ясно осознавать. То, что Вы столкнулись с сомнением – часть Божиего замысла о Вас, и Он хочет сделать это частью Вашего духовного роста. Мы возрастаем в вере в том числе и через сомнения.


Первое, что следует сделать с сомнением – это четко его сформулировать

В чем именно я сомневаюсь? Почему? У К. С. Льюиса в «Письмах Баламута» есть очень верное наблюдение, что стремится не внушать нам определенные мысли, а отвлекать нас от мыслей. Сомнение часто приходит не в форме внятно сформулированного возражения, а в форме неопределенного чувства «так не бывает», или еще лучше «но все же вокруг знают, что так не бывает». Хороший пример – высказывание атеистического мыслителя Джулиана Хаксли: «Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь – это божественная кара, а смерть – результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут – они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ».
В этой цитате нет каких-либо аргументов, а есть решительное заявление, что для интеллигентного, образованного человека скоро будет невозможно верить в Бога – под страхом зачисления в «тугодумы и несчастные и невежественные души». Она апеллирует к тому же чувству «все вокруг знают».
В этом случае мы должны поставить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о предрассудках эпохи или о чем-то действительно обоснованном? Почему, собственно?
Рудольф Бультман, например, пишет: «Нельзя пользоваться электричеством и радио и в случае болезни прибегать к помощи современных медицинских и клинических открытий, и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес».
Это не аргументация – в самом деле, каким образом электрификация всей страны опровергает новозаветные рассказы об изгнании бесов? Это апелляция к тому, во что принято верить или не верить в нашей культуре, или, вернее, в том культурном слое, к которому принадлежал Бультман. За пределами этого слоя миллионы «современных людей» верили в превосходство арийской расы, а другие миллионы – в торжество коммунизма во всемирном масштабе. Мифы ХХ века оказались гораздо страшнее, чем мифы первого, а разнообразных бесноватых развелось гораздо больше, чем во времена Нового Завета.
Нередко сомнения апеллируют не к аргументам, а именно к взглядам на мир, характерным для нашей культуры. Взглядам, в которые вписывается диагностика кармы, но никак не вписывается Непорочное Зачатие.
Очень часто сомнения умирают просто при попытке вытащить их из области смутных ощущений в область четко сформулированных аргументов. Поэтому первое, что нужно сделать – это четко сформулировать, в чем именно Вы сомневаетесь.


Сомнения и духовный рост

Однако иногда христианину приходится иметь дело и с вполне внятными аргументами против того, во что он верит. Иногда в такой ситуации возникает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устранить все сомнения каким-нибудь сверхъестественным образом? Я уверен, Он не делает это с определенной целью. Я бы сравнил это с процессом ковки – надо очень долго стучать по железу, чтобы выбить из него все примеси.
Сомнения играют роль ударов кузнеца, они разбивают шлак, чтобы освободить сталь. Они помогают определиться с тем, во что Вы верите – и почему.

А может, в это действительно не стоит верить?

В то время как Евангелие – истина, некоторые представления христианина вполне могут быть ошибочными; процесс духовно роста включает в себя также избавление от каких-то ошибочных взглядов. Эти представления могут быть нам дороги, они могут связывать нас с нашей общиной, их пересмотр может быть болезненным делом – но нам следует отдавать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомнениях в вере как таковой.
Христианская вера – это определенное отношение к Личности и деяниям Иисуса Христа, о чем было сказано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отношение накладывается еще что-то – определенные представления, которые не коренятся в самом Евангелии, но в сознании «срослись» с ним. Например, во время революции большевики публично вскрывали раки с мощами святых и иногда обнаруживали там истлевшие кости. Это было страшным ударом для некоторых людей и побудило их отойти от Церкви. Однако вера в нетленность мощей никак не является необходимым элементом Евангелия; Писание нигде не обещает, что тела всех благочестивых христиан после смерти не будут истлевать. То, что тела некоторых святых истлели, никак не подрывает ни Евангелия, ни даже веры в их личную святость. Другой пример – случай, о котором я прочел в одной креационистской книге. Автор говорил о неком благочестивом юноше из американских южных баптистов, который попал в университет и был там научен теории эволюции. Поскольку его новые взгляды резко расходились с тем, что ему внушали раньше как богооткровенную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обязательно. Есть христиане, считающие, что Бог творил, направляя процесс эволюции – отец Александр Мень, например; и отказ от толкования Шестоднева именно как календарной недели совершенно не требует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того молодого человека – как и для автора книги – вера во Христа жестко увязывалась с определенным истолкованием книги Бытия, принятым в его общине. Можно привести пример, смущающий многих православных христиан. Событие, которое мы отмечаем в праздник введения Богородицы во Храм, исторически никак не засвидетельствовано, однако это отнюдь не подрывает веру в то, что Сын Девы – воплощенный Бог.
Во всех этих случаях нам надо просто отделять Евангелие как таковое от наших личных взглядов (или взглядов, распространенных в наших общинах). Наши взгляды вполне могут оказаться ошибочными, и это не ставит под вопрос Евангелие.

Сомнения, порожденные непониманием

Другой тип сомнений может быть связан с недопониманием того, чему же в данном вопросе учит христианство. Этот тип сомнений особенно плодотворен, поскольку побуждает нас разобраться с содержанием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы доказать нашу веру? Остается ли она обоснованной? Что означает и чего не означает вера во всемогущество Бога? Как соотносятся Божественная и человеческая природа Христа? Можно, кончено, сказать «а я заткну уши, подавлю сомнения и буду просто верить», но тогда мы упустим возможность тщательно разобраться и усвоить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отвечать на трудные вопросы – это отказ от роста.

Сомнения, связанные с ложными ожиданиями

Очевидно, что вера приносит многие блага уже в земной жизни, а послушание заповедям избавляет нас от скорбей, вызываемых нашим собственным безрассудным поведением. Многие христиане могут засвидетельствовать – и с радостью делают это – как они освободились от химической зависимости или восстановили отношения с близкими, или порвали с преступным миром и вернулись к честной жизни. Мы должны свидетельствовать об этих прекрасных проявлениях милости Божией. Но мы не должны создавать впечатление, что земная жизнь христиан вообще будет безоблачной. Ни Господь, ни Апостолы этого не обещали. Напротив, как говорит Спаситель, в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (), а Апостолы учили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ().
Можно быть верным, угодным Богу христианином и терпеть скорби. Апостол Павел – избранный сосуд Христов, чтобы возвещать имя Его перед народами и царями и сынами Израилевыми (см. ) – страдал от тяжкой болезни (), неблагодарности учеников, жестоких преследований со стороны неверующих иудеев и язычников (), многих других трудностей и опасностей – в том числе опасности от «лжебратий».
Такая ересь как «теология процветания» (проповедуемая некоторыми из харизматиков; ее также ошибочно приписывают кальвинистам) обещает здоровье и процветание всем, кто уверует. Уверуйте, и Вы будете все в шоколаде… Что потом вызывает горький вопрос – я уже месяц как уверовал, почему я до сих пор не в шоколаде? (Другой вариант «я пробовал это, и это не работает»).
Сама по себе эта ересь не очень распространена, но само «ожидание шоколада» от обращения встречается нередко. Однако жизнь христианина может оставаться трудной и требующей усилий; христианин может столкнуться с бедностью, болезнью, предательством и несправедливостью.

Люди, которые верят в то, что Бог не допустит им никаких неприятностей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог никогда не обещал. Бог обещал другое – что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ().
На небесах мы будем совершенно счастливы и избавлены от всякой скорби; однако Писание никоим образом не обещает, что наш путь туда будет комфортным.

Сомнения, связанные с разочарованием в людях

Этот тип сомнений, кажется, легче всего опровергнуть, но именно им чаще всего объясняют свое решение люди, покинувшие . Это сомнения в людях. Я-то верил, что отец Онуфрий ходячий патерик и собеседник ангелов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу подсвечник, произнес неблагочестивое слово. Все, конец, вера разрушена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожидания, связанные с людьми. Даже верные христиане могут проявлять смущающие слабости. Церковь состоит из грешников, между которыми, в силу обоюдной греховности, возникают непонимание и конфликты.
Господь вовсе не обещает, что в Церкви мы будем наслаждаться несмущаемым миром с людьми. В Он говорит о том, как мы должны разрешать конфликты между братьями – то есть Он исходит из того, что такие конфликты будут происходить. Более того, в Церкви могут быть и «делающие беззаконие», которые могут проповедовать от Его имени, хотя Он никогда не знал их ().
Итак, что же делать, если вы сталкиваетесь с сомнениями? Попробуйте поставить вопрос «для чего мне это попущено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомнения?».

«…вера, прошедшая через религиозное сомнение, приобретает крепость несомненности после сомнения: она становится насыщенной удостоверением и приобщается к религиозному покою и религиозному равновесию достигшего духа. Такая вера не страшится ни слова, ни спора, ни критики, ни упрека в «субъективизме», ибо она, пройдя путь предметного искания и нахождения, искусилась и в опыте и «методе». И потому она встречает критику спокойным и благожелательным предложением: «Испытуем же Предмет еще раз совместно!».
Аксиомы религиозного опыта

Сомнение есть земной дух от диавола и силы не имеет.
Пастырь Ерма

Кто уверовал в Бога, тот должен не колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный.
прп.

Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, – что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! И тогда будет по вере твоей.
св. праведный

Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!

Други разума, не охотно покаряющагося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением ; не рассекайте ее изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.
святитель

Или/и раздвоения (троения и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод. Если ум не может обнаружить причин, аргументов, которые бы позволили ему прийти к однозначному решению относительно правильности или ошибочности своего мнения, тогда сомнение является отрицательным (то есть фактически блокирование дальнейшего анализа и выводов, «избегание» дискретизации). Если же разум выявил причины и они равной, подобной, сравнительной важности, делая таким образом унитарное решающее мнение невозможным, тогда сомнение считается позитивным (включающим инвариантность). В обоих случаях результатом является: невозможность формирования окончательного суждения (воздержание от него). Существует множество примеров, где человек не может победить, дискретизировать, перевести в стадию определённости) свои сомнения.

Следует отметить также, что сомнение присуще в большей или меньшей степени любому суждению, и определённость или окончательность суждения никогда не является абсолютной. Суждение может считаться окончательным, или абсолютно определённым лишь в случае привязки к определённой ограниченной (фиксированной) точке зрения (так сказать, одной системы координат).

Сомнение считается фундаментальным отличием мыслящей и немыслящей природы (кибернетического устройства). Задачи, стоящие перед существами мыслящими, имеют инвариантный набор решений, без эмпирических «взвешиваний» обойтись невозможно. Любое взвешивание может быть сделано только с допустимой погрешностью , а в конечном счёте это означает наличие сомнения в достаточном, для данного случая точности этого взвешивания. По своей природе, вычислительной машине не присуще сомнение. Состояние неопределённости парализует действие машины. Это в свою очередь означает, что пока вычислительная машина не начнёт сомневаться, до того не получим конкурента человеческого разума в лице искусственного интеллекта . Для такого случая учёные должны найти алгоритм решения уравнений с множеством неизвестных, программисты - запрограммировать машину, и если машина сможет их решать, мы получим мыслящее киберустройство. А это сделать невозможно, в силу невозможности решить уравнение с n-ным количеством неизвестных. Сомнение является признаком мыслящего существа.

Согласно идее о том, что сомнение является тонкой формой или симптомом большего страха или фобии от эго , психологи и психоаналитики часто приписывают это явление в ранних стадиях жизни, когда он формируется: то есть, детства. Именно там, учёные утверждают, насаждается сомнение в собственных возможностях и даже сама самоидентификация личности. Влияние родителей и других влиятельных лиц часто имеет глубокие последствия на следующее самовосприятие ребенка (его), с сомнениями часто вовлечёнными в такие самопортреты.

В психопатологии , чрезмерное сомнение обычно ассоциируется с синдромом навязчивых состояний, часто называют «болезнью сомнения».

См. также

Напишите отзыв о статье "Сомнение"

Отрывок, характеризующий Сомнение

Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.
  • Сомнение - психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троения и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод. Если ум не может обнаружить причин, аргументов, которые бы позволили ему прийти к однозначному решению относительно правильности или ошибочности своего мнения, тогда сомнение является отрицательным (то есть фактически блокирование дальнейшего анализа и выводов, «избегание» дискретизации). Если же разум выявил причины и они равной, подобной, сравнительной важности, делая таким образом унитарное решающее мнение невозможным, тогда сомнение считается позитивным (включающим инвариантность). В обоих случаях результатом является: невозможность формирования окончательного суждения (воздержание от него). Существует множество примеров, где человек не может победить, дискретизировать, перевести в стадию определённости) свои сомнения.

    Следует отметить также, что сомнение присуще в большей или меньшей степени любому суждению, и определённость или окончательность суждения никогда не является абсолютной. Суждение может считаться окончательным, или абсолютно определённым лишь в случае привязки к определённой ограниченной (фиксированной) точке зрения (так сказать, одной системы координат).

    Сомнение считается фундаментальным отличием мыслящей и немыслящей природы (кибернетического устройства). Задачи, стоящие перед существами мыслящими, имеют инвариантный набор решений, без эмпирических «взвешиваний» обойтись невозможно. Любое взвешивание может быть сделано только с допустимой погрешностью, а в конечном счёте это означает наличие сомнения в достаточной для данного случая точности этого взвешивания. По своей природе, вычислительной машине не присуще сомнение. Состояние неопределённости парализует действие машины. Это в свою очередь означает, что пока вычислительная машина не начнёт сомневаться, до того не получим конкурента человеческого разума в лице искусственного интеллекта. Для такого случая учёные должны найти алгоритм решения уравнений с множеством неизвестных, программисты - запрограммировать машину, и если машина сможет их решать, мы получим мыслящее киберустройство. А это сделать невозможно, в силу невозможности решить уравнение с n-ным количеством неизвестных. Сомнение является признаком мыслящего существа.

    Согласно идее о том, что сомнение является тонкой формой или симптомом большего страха или фобии от эго, психологи и психоаналитики часто приписывают это явление в ранних стадиях жизни, когда он формируется: то есть, детства. Именно там, учёные утверждают, насаждается сомнение в собственных возможностях и даже сама самоидентификация личности. Влияние родителей и других влиятельных лиц часто имеет глубокие последствия на следующее самовосприятие ребенка (его), с сомнениями часто вовлечёнными в такие самопортреты.

    В психопатологии, чрезмерное сомнение обычно ассоциируется с синдромом навязчивых состояний, часто называют «болезнью сомнения».

Поделиться