Технологии дополненной реальности. Что такое дополненная реальность? Роль Apple и Google в развитии технологии

Целый ряд компаний из разных отраслей, включая индустрию красоты, спорта, товаров для домашнего декора и индустрию напитков, уже внедрили AR для сближения онлайн и оффлайн миров, чтобы выйти за рамки пассивных маркетинговых уловок и создать динамичный, захватывающий опыт, который пробудит чувства клиентов и выведет их вовлеченность на новый уровень. Тем не менее, потребителям нужно время, чтобы адаптироваться ко всему новому, поэтому первые попытки использования AR на социальных платформах и Pokémon Go являются максимально простыми и доступными, чтобы дать пользователям возможность познакомиться и поэкспериментировать с технологией.

Чтобы клиенты получили новый опыт взаимодействия с технологией AR — и, в конечном итоге, вернулись к вам — маркетологи должны правильно сочетать инновации, развлечения и практические функции.

Нельзя забывать, что взгляд на мир через экран телефона может быть настолько же ограниченным, насколько воодушевляющим. При использовании в течение долгого времени, технология AR может стать утомительной и даже дезориентировать потребителей. В долгосрочной перспективе стоит делать ставку на стеклянные поверхности — окна, столешницы, витрины магазинов — для реализации ваших AR-задумок.

Придание ценности своему продукту

Большинство AR-игр, выпущенных в 2017 году, имели скорее развлекательный, нежели практический характер. Например, игра «Бен и Джерри» , запущенная в ноябре на платформе Facebook, позволяла пользователям ловить ртом маршмеллоу, таким образом привлекая их внимание к запуску нового мороженого со вкусом маршмеллоу. А в октябре NBA запустила игру , которая позволила любителям баскетбола бросать мячи в виртуальные обручи. Таким образом ассоциация решила привлечь молодых фанатов этого вида спорта, выросших в эпоху цифровых развлечений. До сих пор компании выпускали простые игры для пробы почвы, но в будущем доступ к большой аудитории может значительно усложниться, как только первый массовый ажиотаж вокруг технологии начнет спадать.

В большинстве случаев для того, чтобы оценить AR-технологию, пользователи должны загружать приложения или приобретать специальное оборудование. Это может помешать некоторым потребителям и они могут отсеяться, поэтому маркетологи обязательно должны продумывать правильную стратегию их вовлечения и повышать ценность своего продукта для пользователей.

Однако, несмотря на наличие определенных сложностей, аналитики прогнозируют активный рост сегмента AR: по оценкам Digi-Capital, в ближайшие пять лет размер рынка увеличится до 83 миллиардов долларов . Волна брендов, использующих AR, говорит о потенциале технологии, а также показывает, как технология может стимулировать вовлеченность и продажи в приложениях, особенно для тех компаний, которые нацелены на более молодых, мобильных покупателей. В 2018 году маркетологам важно получить хотя бы первоначальное обучение в этой области, чтобы в дальнейшем не отстать от более предприимчивых конкурентов.

ARKit 3 позволяет разработчикам создавать AR‑приложения, которыми можно пользоваться вместе с друзьями. Всё, что вы делаете, можно сохранить, чтобы вернуться и продолжить в любой момент. Пересылайте объекты дополненной реальности в Сообщениях и Почте, а затем рассматривайте их в окружающей обстановке.

Камеры, которые покажут больше.

Камеры на iPhone и iPad отлично работают в условиях низкой освещённости и снимают видео с частотой 60 кадров/с, которая идеально подходит для приложений с дополненной реальностью. Благодаря системе оптической стабилизации изображение получается очень чётким, поэтому виртуальные объекты выглядят естественно в реальной среде.

Графика и производительность. Для нереально реальной картинки.

A13 Bionic - не просто самый мощный и умный процессор, когда-либо разработанный для iPhone. Он создан специально для поддержки дополненной реальности. Несколько высокопроизводительных ядер обеспечивают необходимую вычислительную мощность. А процессор для обработки сигнала изображения оценивает условия освещённости в реальном времени, поэтому виртуальные объекты выглядят невероятно реалистично.

Продвинутые технологии отслеживания движения.

Волшебство дополненной реальности возникает во многом благодаря точному отслеживанию движений. Для создания ощущения, что объект находится в реальном мире, его положение относительно вашего iPhone или iPad необходимо рассчитывать с большой точностью. Для этого системы iOS и iPadOS учитывают текущее положение вашего устройства в пространстве, а также расстояние между камерами и датчиками движения разных iPad и iPhone.

Елизавета Самородских

Дополненная реальность (augmented reality, AR) – явление, которое уже второе десятилетие будоражит умы владельцев гаджетов во всем мире. Отношение к нему у публики, бизнеса и инвесторов не совсем однозначное. Ему то пророчат великое будущее, то ставят на нем крест, а затем возникает новый всплеск интереса на волне появления очередного поражающего воображение продукта (вроде Pokemon Go или Magic Leap). Вау-эффект работает на ура, и технология обзаводится новыми поклонниками. Ее становление лишь начинается и согласно исследованию Juniper Research , количество пользователей мобильного AR стремительно вырастет до 200 миллионов уже в 2018 году (с 60 миллионов в 2013). Давайте разбираться, что хорошего и не очень в этой технологии, и какие возможности ваш бизнес может извлечь из ее применения уже сегодня.

Что такое дополненная реальность и почему она интересна бизнесу

AR - это слой виртуальных объектов с дополнительной интерактивной информацией поверх объектов реального мира. Для активации этого слоя достаточно смартфона. Потому мобильная дополненная реальность и получила такое распространение – не нужны дорогостоящие очки и шлемы, это удел далекого будущего, а сейчас достаточно установить специальное приложение.

С помощью технологий дополненной реальности компании привлекают внимание клиентов и добавляют ценность самому продукту. Вот пример от Danone - рекламная кампания с элементами обучающего маркетинга: на продуктах «Растишка» появилась метка Shazam, с ней ребенок погружался в интерактивную игру. Через экран смартфона он наблюдал за динозавриком Дино и картой звездного неба, поворачивался по сторонам и искал разные космические объекты. С каждым йогуртом или творожком Danone ребенок получал магнит с планетой или созвездием, собирал их в общую карту – каждый из магнитов был меткой, скрывающей яркую космическую 3D-анимацию и интересную информацию об объекте.

Приложение с дополненной реальностью, активирующее метку на продуктах Danone

Технологии дополненной реальности расширяют способы взаимодействия с потенциальными клиентами, их возможности огромны. Само по себе применение AR не вызывает сложностей – формат хорошо ложится на привычные рекламные плакаты, листовки, билборды, каталоги и стенды. Рекламный щит становится своеобразной точкой активации интерактивной и визуальной составляющей, местом погружения в новый опыт. Задача компании теперь - не просто наложение одной реальности на другую, но поиск способов удержания клиента, вовлечения во взаимодейcтвие с брендом. И с этим дополненная реальность тоже справляется на отлично, не только за счет вау-эффекта, но и благодаря возможностям геймификации.

Свяжитесь с нами Обсудим?

Как создается дополненная реальность, и как клиент просматривает AR от бренда. Инструменты и сервисы

Как работает дополненная реальность

Работа приложений дополненной реальности кажется достаточно простой – есть метка, на нее накладывается виртуальный слой, он распознается смартфоном, однако под всем этим лежит чуть более сложный процесс.

Смартфон с помощью камеры и встроенных датчиков – гироскопа, акселерометра, компаса, GPS через специальное приложение непрерывно анализирует окружающее пространство, получает изображение и данные для обработки (о положении в пространстве, координатах), которые затем идентифицирует. Алгоритмы распознавания определяют, что человек видит перед собой, где он находится – для этого используется компьютерное зрение, поиск по изображениям в сети, базы данных объектов. Затем AR-приложение оценивает, можно ли для этого реального объекта вывести виртуальный слой. Для упрощения процедуры распознавания придумано множество вариантов меток, которые в простом исполнении выглядят как набор геометрических фигур черно-белого цвета (тот же QR-код). Более сложные алгоритмы умеют анализировать фотографии, принимая их за уникальную совокупность точек. На видео ниже представлено, как осуществляется распознавание метки и наложение поверх нее виртуального слоя.

После того, как метка распознана, поверх нее выводятся объекты виртуального мира – те, что в базе данных приложения, платформы или AR-сервиса сопоставлены с этим изображением. Реальное сливается с виртуальным, обогащаясь дополнительной информацией. На данный момент развития технологии приложения ориентированы на смартфоны и планшеты – как на самое распространенное среди пользователей устройство, однако многие платформы смотрят в будущее и создают инструменты, которые кажутся бесполезными сейчас, но найдут свое применение, когда носимые AR-устройства вроде Google Glass или Microsoft HoloLens упрочат свое положение среди широких масс.

Сколько стоит разработка дополненной реальности, и кто может это делать

При создании профессиональных приложений дополненной реальности основную долю работ занимает создание качественного контента, который будет визуализирован в этом приложении и продумывание, как логика приложения отвечает целям и задачам маркетинговой кампании. Разработкой могут заниматься маркетинговые агентства: основной акцент они делают именно на проработке стратегии продвижения, а технических разработчиков привлекают в качестве подрядчиков, а могут и компании, которые специализируются на создании проектов виртуальной и дополненной реальности.

Технические компании-разработчики задействуют силы многих специалистов:

  • 3D-дизайнеров, которые формируют трехмерные модели товаров, сканируют здания и территории 3D-сканером, создают высококачественные фотографии реальных объектов и текстур для переноса в цифровую реальность;
  • геймдизайнеров, если проект задуман в форме игры или содержит систему геймификации;
  • программистов, которые объединяют подготовленный контент и метки, используют готовые механизмы компьютерного зрения или разрабатывают собственные алгоритмы, чтобы приложение работало оптимальным образом и подходило для различных устройств;
  • многих других узких специалистов в зависимости от задач проекта.

Потому профессиональные приложения стоят дорого – от 500 000 рублей за самые простые возможности и до нескольких миллионов рублей, если задача специфическая и требует постоянного взаимодействия с клиентом. Сроки разработки также зависят от сложности исполнения и согласованности действий заказчика и исполнителя. В среднем разработка занимает не менее одного месяца для простого приложения и до года – сложного. Компания Vizerra, которая существует на этом рынке более 10 лет и входит в топ-70 самых быстро развивающихся инновационных компаний мира, на своем сайте разместила описание уровней сложности создания приложений дополненной реальности и ориентировочные сроки разработки . Безусловно, найдутся и те, кто запросит за создание приложения меньшую сумму, но согласитесь, что отдать даже 150 000 рублей и получить приложение, которое вы могли бы и сами сделать в бесплатном сервисе – не слишком удачный вариант для оценки эффективности технологии в вашем бизнесе.

Вот, что можно сотворить, если привлечь профессиональную команду разработки. «Оживающие» наборы от компании LEGO привлекли новых посетителей и подняли продажи.

Сложность поиска исполнителя на создание приложения дополненной реальности состоит в том, что этот рынок находится в самом начале своего становления. Стандартов и лучших практик в нем очень мало, качественного контента еще меньше, а компании, которые умеют его создавать, можно пересчитать по пальцам.

У заказчиков тоже не сформировано представление, что такое качественные AR-приложения, сколько они могут стоить и как оптимально применить дополненную реальность в бизнесе. Потому велик риск наткнуться на недобросовестных исполнителей, которые значительно пошатнут ваш бюджет, а эффект от результата будет невелик. В этом случае нужно хорошо изучать портфолио компании и отталкиваться от целей, которых вы хотите достичь с помощью AR-приложения. Вполне вероятно, что, задумавшись об этом, вы поймете, что того же результата можно достичь менее затратными методами и без AR, либо откажетесь от дополнительных «инновационных» функций, которые так расхваливает разработчик.

Непросто и отслеживать эффективность маркетинговых кампаний с применением дополненной реальности даже с учетом разработки профессионального приложения. Вы можете потратить год на разработку, и в конце осознать, что реклама у популярного блогера привлекла бы в разы больше клиентов. Можно сказать, что любая новая возможность требует вдумчивого отношения к ее применению. Не стоит сразу бросаться в разработку, если так сделала какая-то известная компания, и приложение выглядит здорово. Потому важно понимать, какие еще есть способы создания дополненной реальности и как взаимодействует с ней владелец смартфона.

Как создается дополненная реальность, и как ее активирует клиент

Здесь есть два пути, которым обычно идут компании.

Первый – создают собственное, полностью независимое AR-приложение. Для его создания используют специализированные фреймворки и инструменты разработчиков.

Например, такие:

  • Vuforia;
  • EasyAR;
  • ARKit;
  • ARCore.

Эти фреймворки обычно используются в связке со средой разработки, например, Unity3D и подходят тем, кто задумал серьезное приложение со множеством функций или добавление к продукту дополнительной ценности. В этом случае отдельное брендированное приложение размещается в Google Play или AppStore, и пользователю нужно скачивать его отдельно, только для того, чтобы взаимодействовать с вашим конкретным продуктом или меткой. В зависимости от выбранного фреймворка и технологии разработки, метка может выглядеть по-разному: в виде фотографии или в виде уникального символьного изображения, похожего на QR-код.

Второй путь – использование специального AR-браузера, платного или бесплатного. Это сервисы, которые позволяют пользователю получать доступ к проектам сразу многих компаний. Для этого компания должна создать метку и привязать к ней виртуальную информацию прямо через сервис браузера.

К этим сервисам относят такие приложения, как:

  • Aurasma;
  • blippAR;
  • Layar;
  • ARTOUCHER;
  • Metaverse (gometa.io).

Вот простые примеры, которые может сделать любой специалист и без навыков 3D-моделирования. Просто наложить готовые видео на фотографии.

Сервис дополненной реальности Layar платный, однако то же самое можно сделать в его бесплатном аналоге blippAR

Установив такое приложение один раз, потенциальный клиент может постоянно просматривать слой дополненной реальности, от вашей компании или от других. Меткой в данном случае могут быть обычные фотографии, то есть активировать AR-анимацию можно с помощью обычных рекламных листовок, страниц журнала, баннеров, изображений на стендах или связать их с координатами на карте. Инструкцию по созданию своей дополненной реальности в двух из этих сервисов я разместила в конце статьи.

И третий путь – привязывать дополненную реальность к QR-коду. Этот способ привычен людям, приложение для чтения QR-кодов может уже оказаться на смартфоне вашего потенциального клиента, так что ему не потребуется дополнительных усилий и свободного места в памяти смартфона.

Некоторые бренды идут на социальные эксперименты, используя для отображения дополненной реальности большие экраны, установленные на улице. Тогда пользователь должен лишь оказаться в нужном месте.

Так поступила компания Pepsi Max, установив экран на автобусной остановке. Несмотря на то, что происходящее мало относилось к продукту – газированным напиткам Pepsi, ролик получил виральное распространение, набрав 7,5 миллионов просмотров на YouTube, и послужил источником для ряда публикаций в прессе с упоминанием бренда, в том числе в технологических изданиях, которые при обычных условиях не обращают внимания на производителей продуктов и напитков. Этот ролик обсуждают и по сей день.

Дополненная реальность способна подарить яркие эмоции даже в самом привычном месте – на автобусной остановке

Вот еще один пример, который могут позволить себе крупные бренды, – «живая» реклама сериала «Ходячие мертвецы».

Что запоминается лучше всего? То, что человек прочувствовал на собственной шкуре

Какую пользу получит потенциальный клиент от использования AR

Эксперименты с новыми технологиями, порой, заводят компании слишком далеко. С виду впечатляющий результат может сработать только один раз, не давая пользователю существенной выгоды, а лишь заставляя терпеть неудобства. Потому при создании собственного опыта AR нужно помнить, чего хотят ваши покупатели и как можно использовать возможности технологии, закрывая их боль.

Вот несколько примеров, как сделать применение AR наиболее полезным, предоставив клиенту следующие возможности:

  • оценить продукт в натуральную величину, в полном объеме, рассмотреть со всех сторон, представить, как он будет смотреться в реальной обстановке, «примерить» продукт на себя (подходит для косметики, одежды, автомобилей, продуктов питания, мебели);
  • ощутить себя владельцем продукта, визуализировать мечту, сфотографироваться с ней (подходит для любого крупного продукта с долгим циклом сделки, где принятие решения зависит от эмоциональных факторов: автомобили, дома, мебель, техника – технологии дополненной реальности уже сейчас позволяют смоделировать объект в натуральную величину и рассматривать его со всех сторон даже со смартфона, поместить в реальную обстановку).

Например, вот так виртуальную 3D-модель дома в полную величину можно вписать в реальный участок, оценить удобство, осмотреть не только снаружи, но и внутри, понять, каким будет вид из окон, как лучше расположить выходы, удачна ли планировка интерьера. Пример сделан с помощью фреймворка ArKit и движка Unity3D.

Есть множество примеров, где миниатюрный автомобиль помещается поверх метки в руках у пользователя. Миниатюры любят все, но ничто так не впечатляет, как полноразмерная машина прямо перед вами – даже с возможностью «посидеть» внутри и поменять цвет авто и внутренней отделки. Пример сделан с помощью ArKit.

Еще ряд возможностей, которые бизнес может предоставить клиенту с помощью технологий AR.

  • Поиграть, развлечься, получить дополнительную развивающую и обучающую информацию (подходит для продуктов с детской и молодежной целевой аудиторией, либо в тех случаях, когда к продукту требуется привлечь внимание еще одного сегмента аудитории другого возраста).
  • Получить важную информацию о продукте непосредственно перед покупкой – выяснить состав, просмотреть отзывы, интерактивные примеры использования.
  • Сориентироваться на местности, быстро найти ваши магазины, найти товар внутри магазина, указать путь до точек, где проводятся акции (подходит для гипермаркетов, брендов, представленных в разных городах и странах, крупных значимых объектов в городе, новых открытых точек, мест проведения кампаний по продвижению).

Например, японское PR-агентство разработало приложение дополненной реальности Penguin NAVI для местного аквариума. На станции метро потенциальным посетителям предлагается скачать приложение с помощь QR-кода, а затем следовать за забавными пингвинами, которые смоделированы в точности как настоящие.

Как создать свое приложение дополненной реальности для бизнеса через бесплатный сервис

Крупные компании готовы затрачивать средства и нанимать профессиональных разработчиков AR-приложений, но что же делать малому бизнесу или тем, кто только хочет попробовать возможности дополненной реальности? Используйте AR-браузеры и платформы, с ними вы создадите AR-приложение даже без навыков программирования. Покажу, как создать приложение с дополненной реальностью, на примере двух бесплатных сервисов (для первого – текстовая инструкция, для второго – скринкаст).

Браузер blippAR

Первый онлайн-сервис, в котором можно создать свой AR-проект, называется blippAR и относится к категории браузеров дополненной реальности – это платформа, где каждый может добавить свой проект, а пользователь получает доступ к контенту разных компаний через единственное приложение для смартфона.

BlippAR позволяет наложить видео или 3D-контент на метку, в качестве которой может выступить любое изображение, а потому лучше всего подходит для «оживления» печатных рекламных и маркетинговых материалов – журналов, каталогов, листовок и визиток. Весь контент нужно подготовить заранее в соответствующих редакторах, функция приложения – лишь объединить изображение-метку и ваш контент, а также предоставить инструментарий для доступа клиента к этому контенту.

  1. После регистрации в сервисе по ссылке blippar.com вы попадете на главную страницу, с которой можно создавать собственные проекты. Нажмите кнопку Create project, чтобы создать новый проект.


  1. В следующем всплывающем окне введите название проекта и нажмите кнопку Create project.
  2. Затем вам будет предложено создать blipp – то есть метку, точку доступа клиента к вашему контенту, которую можно будет сканировать смартфоном с установленным приложением blippAR. Нажмите кнопку Create a blipp.
  3. В новом окне введите название метки, затем загрузите изображение с компьютера или перетяните мышью в окно. Изображением может быть черно-белый рисунок или фотография (страница каталога, логотип, брендовая графика и так далее). Чем сложнее фотография, тем лучше. Простые рисунки и примитивы могут не сработать, потому что компьютерное зрение должно иметь возможность однозначно идентифицировать изображение, и делает оно это по нескольким ключевым точкам.

Изображение должно отвечать следующим критериям:

  • формат PNG или JPEG;
  • размер не менее 300-800 пикселей по ширине и высоте;
  • вес не более 50 Мб;
  • палитра только RGB, а не CMYK.

Хороший маркер


Много точек для распознавания, объект сложный (изображение из документации blippAR, создатели просят не использовать его в качестве вашего маркера)

Плохой маркер


Слишком мало точек, объект примитивный (изображение из документации blippAR)

  1. После загрузки метки, откроется окно добавления контента. На левой панели инструментов есть три раздела – Catalog, Widgets, Uploads. В центре – сетка с вашей меткой, а с правой стороны – панель работы с параметрами каждого элемента. Все элементы перетягиваются на метку мышью и размещаются на ней. Можно добавлять несколько элементов. Удаляются элементы щелчком по ним и нажатием на клавиатуре клавиши Delete.
    • a. Из раздела Catalog доступны 3D-примитивы и добавление текста.
    • b. Из раздела Widgets можно добавить кнопки для перехода в соцсети, звонка, покупки с уводом на страницу интернет-магазина, просмотра pdf-документа, отправки сообщения по электронной почте, создания селфи.
    • c. Из раздела Uploads можно загрузить собственные файлы – видео, изображения, 3D-объекты в формате fbx (и сконвертировать их встроенным конвертером).

Например, вот так может выглядеть ваш контент, который будет виден поверх фотографии только в дополненной реальности. В данном случае дом – это метка, которая может быть напечатана в каталоге или на листовке, а при наведении на нее смартфона, активируется слой дополненной реальности, который отобразит кнопки звонка и покупки и информационный текст.


  1. После того, как приложение подготовлено, вы можете просмотреть его, нажав на правом верхнем углу кнопку предварительного просмотра – Preview. Когда окно предпросмотра откроется, запустите на своем смартфоне бесплатное приложение blippAR, нажмите в его правом нижнем углу бургер-кнопку с тремя вертикальными линиями и найдите пункт «Ввести код», затем вбейте код, указанный в окне предпросмотра. После этого наведите смартфон на картинку и подождите. Если картинка распозналась браузером, в ее центре появится кольцо загрузки с процентами, а затем активируется слой дополненной реальности.


  1. Если требуется доработка проекта – нажмите в этом окне кнопку Done, предпросмотр закроется, и вы сможете изменить или добавить элементы. Если результат вас устраивает – нажимайте желтую кнопку Make it Live – тогда появится дополнительно окно с отправкой на модерацию. Создатели blippAR проверят ваше приложение на соответствие политике организации, а затем одобрят или отклонят его. Приложение можно сделать доступным по всему миру (пункт Global) или в пределах страны (пункт Local to Country, обычно заполняется автоматически). Тот же эффект отправки на модерацию дает нажатие синей кнопки Publish в правом верхнем углу проекта при редактировании.
  2. Так можно быстро разнообразить уже имеющиеся рекламные и маркетинговые материалы слоем дополненной реальности. У клиента на смартфоне должно быть установлено приложение blippAR, чтобы он мог активировать этот слой. А на рекламные материалы можно поместить наклейку с сообщением о том, что за изображением скрывается дополнительная информация и возможности.

Сервис Metaverse

Платформа Metaverse (gometa.io) также бесплатна и позволяет создавать приложения дополненной реальности с чуть более сложной логикой, чем браузер blippAR. Через нее можно создавать простые игры, квесты, тесты, задавать вопросы о бренде, использовать компьютерное зрение для поиска предметов, людей, животных, определения эмоций. Приложения создаются без программирования, только лишь визуальным взаимодействием с элементами, а слой дополненной реальности активируется через метку, генерируемую самим сервисом и похожую на QR-код.

В скринкасте ниже я рассказываю, как создать приложение дополненной реальности для воображаемой кофейни – клиент делает селфи с логотипом бренда (или отвечает на вопросы о бренде), а затем получает скидку, которой может оплатить товар. Аналогичные приложения подойдут для самых разных компаний: от ритейла до сферы услуг.

Оба сервиса – и blippAR, и Metaverse – освоить достаточно легко, но вместе с тем в них можно создавать приложения со сложной структурой, которая ограничивается только вашей фантазией.

Как видите, магию дополненной реальности может оценить каждый, не затрачивая больших средств. Пробуйте и делитесь ссылками на свои приложения, сделанные по инструкциям, в комментариях!

Свяжитесь с нами Обсудим? Закажите бесплатную консультацию

Дополненная реальность – одна из многих технологий взаимодействия человека и компьютера. Ее специфика заключается в том, что она программным образом визуально совмещает два изначально независимых пространства: мир реальных объектов вокруг нас и виртуальный мир, воссозданный на компьютере.

Новая виртуальная среда образуется путем наложения запрограммированных виртуальных объектов поверх видеосигнала с камеры, и становится интерактивной путем использования специальных маркеров.

Дополненная реальность уже много лет используется в медицине, в рекламной отрасли, в военных технологиях, в играх, для мониторинга объектов и в мобильных устройствах.

Основа технологии дополненной реальности – это система оптического трекинга. Это значит, что «глазами» системы становится камера, а «руками» - маркеры. Камера распознает маркеры в реальном мире, «переносит» их в виртуальную среду, накладывает один слой реальности на другой и таким образом создает мир дополненной реальности.

Существуют три основных направления в развитии этой технологии:

«Безмаркерная» технология AR

«Безмаркерная» технология работает по особым алгоритмам распознавания, где на окружающий ландшафт, снятый камерой, накладывается виртуальная «сетка». На этой сетке программные алгоритмы находят некие опорные точки, по которым определяют точное место, к которому будет «привязана» виртуальная модель. Преимущество такой технологии в том, что объекты реального мира служат маркерами сами по себе и для них не нужно создавать специальных визуальных идентификаторов.

AR технология на базе маркеров

Технология на базе специальных маркеров, или меток, удобна тем, что они проще распознаются камерой и дают ей более жесткую привязку к месту для виртуальной модели. Такая технология гораздо надежнее «безмаркерной» и работает практически без сбоев.

«Пространственная» технология

Кроме маркерной и безмаркерной, существует технология дополненной реальности, основанная на пространственном расположении объекта. В ней используются данные GPS/ГЛОНАСС, гироскопа и компаса, встроенного в мобильный телефон. Место виртуального объекта определяется координатами в пространстве. Активация программы дополненной реальности происходит при совпадении координаты, заложенной в программе, с координатами пользователя.

Стараясь исключить технологические риски и обойти проблемные моменты, при разработке прототипа программного комплекса, мы остановили свой выбор на надежной и проверенной маркерной технологии дополненной реальности.

Так же, использование маркерной технологии имеет дополнительные преимущества в плане внедрения в методическую часть наглядных печатных материалов, используемых в общеобразовательных учреждениях при изучении конкретной темы и проведении практических работ по ней.

Примеры приложений с AR технологиями

Оборудование для AR технологий

Для работы с технологией дополненной реальности обязательно необходимы следующие компоненты:

  • Графическая станция. Это может быть мобильный телефон, ноутбук, персональный компьютер, графическая рабочая станция с профессиональной видеокартой. Одним словом, компьютер.
  • Дисплей. Экран телефона, телевизор, монитор, моно или стерео дисплей, проекционный экран.
  • Камера. Благодаря камере мы получаем «слепок» реального мира, на который специальное программное обеспечение накладывает виртуальные объекты.
  • Метки, или маркеры.
  • Программное обеспечение. Математические алгоритмы, которые позволяют камере увидеть и распознать метку (маркер) в окружающем пространстве, а затем определить, какая именно модель программно «привязана» к метке. И, наконец, «положить» эту модель на метку таким образом, чтобы виртуальный 2D или 3D объект повторял любое движение реальной метки.

Технология дополненной реальности это, в основе своей, программное обеспечение. То есть это специальные математические алгоритмы, которые связывают камеру, метки и компьютер в единую интерактивную систему.

Основная задача системы – определить трехмерное положение реальной метки по ее снимку, полученному с помощью камеры. Процесс распознавания происходит поэтапно. Сначала снимается изображение с камеры. Затем программа распознает пятна на каждом кадре видео в поисках заданного шаблона – рамки метки. Поскольку видео передается в формате 2D, то и найденная на кадре рамка метки определяется как 2D контур. Как только камера «находит» в окружающем пространстве рамку, ее следующая задача – определить, что именно изображено внутри рамки. Как только сделан последний шаг, задача системы – построить виртуальную 3D модель в двухмерной системе координат изображения камеры. И привязать ее к метке.

После этого, как бы мы ни передвигали метку в реальном пространстве, виртуальная 3D модель на ней будет точно следовать за движением метки.

К сожалению, маркерная технология, как и любая другая технология, имеет ряд возможных проблем в работе с метками. Бывает, что при движении метки объект может «соскочить» с нее или вовсе исчезнуть с экрана. Это означает, что камера просто перестала «видеть» метку. Есть пять основных причин для этого.

Первое, в чем может заключаться проблема, это освещение. Затемненная зона, слишком яркое направленное освещение, лампа дневного света, светочувствительность камеры, - все эти параметры напрямую влияют на уровень распознавания метки.

Вторая проблема – это расположение реальной метки в пространстве по отношению к камере. Поскольку камера должна четко и целиком видеть рамку метки, она не сможет распознать ее, если метка будет под наклоном или если область рамки будет закрыта, например, рукой. Еще одна причина – слишком быстрое перемещение метки из стороны в сторону. Большинство любительских камер просто не успевает отследить ее перемещения по частоте кадров в секунду и «теряет» метку вместе с моделью.

Если первые две сложности легко устранить, просто следуя инструкции по применению, то есть и третья, более серьезная проблема. Она связана с калибровкой камеры. Калибровка нужна, чтобы построить модель реальной камеры в компьютерном пространстве.

Для того чтобы добавить перспективу и глубину в 2D картинку, которая отображается с камеры на экран, нужно определить параметры перспективной проекции для камеры. Это можно сделать в домашних условиях, используя «шахматную доску» и специальное программное обеспечение.

Еще одна проблема, которая часто относится к web-камерам, - это низкое разрешение камеры. Любительская оптика, тем более встроенные камеры на ноутбуках, как правило, не обладают хорошими объективами с высоким разрешением. Поэтому они дают больше нелинейных искажений и проблем в работе с метками дополненной реальности. Например, если метка будет находиться слишком далеко от камеры или на границе ее видимости, то последняя ее просто «не увидит». Этот вопрос решается покупкой камеры с более высоким разрешением и ее последующей калибровкой.

И последняя проблема – это программное обеспечение. Некоторые алгоритмы распознавания могут иметь ошибки и давать погрешности во время распознавания рамки и «чтения» картинки метки. В этом случае модели могут отображаться некорректно (например, на метке с совой может появиться совсем другой объект) или вовсе исчезать с экрана.

Аппаратная часть, для реализации базовых функций технологии дополненной реальности должна решать 3 основных задачи: получать видеопоток хорошего качества, иметь возможность обработать данный видеопоток и дополнить слоем с виртуальными объектами и, конечно же, вывести обработанные данные на устройства вывода для восприятия конечным пользователем.

Дополненная реальность AR. Это термин, который получает техническую элиту, но ее часто неправильно понимают и трудно определить. Несмотря на то, что в течение нескольких десятилетий он запутывается в мире бизнеса, он только сейчас начинает прыгать в мир потребителей.

Мощные очки повышенной реальности были восприняты как потенциальный игровой чейнджер для того, как мы живем. Но что такое AR, на самом деле, и почему это такое захватывающее модное слово? Почему Apple, Facebook, Google и остальные так сильно стремятся к будущему AR?


Дополненная реальность не совсем легко доступна, чтобы попробовать себя, поэтому она может чувствовать себя немного тупой. И даже когда вы его используете, технология и экосистемы, стоящие за ними, не являются хорошими или полезными для большинства людей.

Оставайтесь спокойно, друзья. Мы собрали ответы на некоторые из ваших горячих вопросов. Читай дальше.

Виртуальная реальность обещает погрузиться в симулированную реальность. VR доставит вас на место и попытается заставить вас поверить, что вы на самом деле там. Дополненная реальность почти противоположна. AR хочет держать вас в вашем мире, но он также хочет действовать как слой между вами и вашим миром.

Короче говоря, это технология, которая дополняет ваш мир, разбивая графики и изображения и видео поверх него. Первое устройство AR, родившееся в 1960-х годах и получившее название «Дамоклов меч» (серьезно), поставило эту идею в камень. В то время как само устройство было огромным и громоздким, оно накладывало географическую сетку поверх вашего зрения.

Итак, как именно добавленная реальность связана с смешанной реальностью? Они на самом деле довольно похожи друг на друга, настолько, что Microsoft будет настаивать на том, чтобы вы называли гарнитуру HoloLens устройством смешанной реальности, а не дополненной реальностью. По сути, смешанная реальность подобна странной взаимосвязи между виртуальной VR и AR дополненной реальностью.

Подумайте об этом так: Смешанная реальность - это когда виртуальные объекты могут взаимодействовать с реальными объектами в мире и наоборот. Представьте, что вы разместили виртуальную таблицу в своей комнате, и тогда вы можете обойти планшет. Или версия Pokemon Go, где покемон может уйти от пути случайных людей, идущих мимо. Это смешанная реальность.

Сама технология может принимать различные формы. Самая популярная форма сейчас - через наши смартфоны. Фильтры Snapchat могут превратить вас в симпатичную собаку или действовать как цифровой макияж. Он также может улучшить ваши фотографии и видео весело, например, растянуть лицо или поместить голову на тело танцующего эльфа.

Остальные две основные формы - гарнитуры и смарт-очки. Smartglasses, по-видимому, являются желательным форм-фактором для расширенной реальности, предоставляя нам легкие и простые в использовании устройства. Гарнитуры немного громоздкие, но их размер часто необходим для включения всех датчиков и технологий, необходимых для запуска.

Да, датчики. Для расширенной реальности нужно несколько функций. Ему нужна камера, потому что она должна уметь видеть и интерпретировать мир. Для этого нужны датчики движения, поэтому, когда вы перемещаете устройство, он понимает, где он находится по отношению к окружающему миру. Он нуждается в программном обеспечении, которое может собрать все эти вещи вместе, и, самое главное, ему нужен портативный процессор и аккумулятор, чтобы поддерживать работу и работать в то время, когда вы в пути.

Хорошо, давайте разберемся здесь. Да, дополненная реальность, как правило, включает в себя расслоение кучи графики против вашего взгляда, чтобы изменить то, как вы видите свой мир. Но, ну, не всегда.

Оказывается, расширенная реальность - более туманный термин, чем мы поняли. Бозе, например, работает над аудио-дополненной реальностью. Это почти так, как кажется. Вместо того, чтобы показывать вам слои поверх текущего мира, он просто рассказывает вам о том, что вы ищете.

Этот тип AR, очевидно, лучше для тех из нас, у кого есть слабое зрение, но он также служит опрятным стоп-залом, поскольку технология визуально дополненной реальности все еще имеет долгий путь, прежде чем она будет готова для потребителей. Визуализациям нужны сильные процессоры и большие батареи, не говоря уже о передовых технологиях проектирования.

Аудио не нуждается в такой работе. Он может просто смотреть в мир с помощью камеры, ощущения, где вы находитесь, а затем рассказать вам о том, что вы смотрите.

Отлично, это то, что AR - но для чего это? По сути, это вычислительная платформа. AR может полностью изменить способ взаимодействия с нашими компьютерами. В основном потому, что наши компьютеры не будут неподвижными, мы больше сидим перед ними, это будет весь мир.

Например, самый известный пример - если вы ходите по городу и чувствуете голод. Вам нужно немного средств к существованию, поэтому вы нажимаете свои умные очки и просите хороших ресторанов. Когда вы посмотрите на ресторан, его рейтинг Yelp может появиться. Вы можете погрузиться и получить некоторые отзывы и рекомендации, возможно, даже заглянуть в меню, прежде чем даже пойти на место. Все, не вынимая телефон.

Если вы хотите отправиться в другое место, а не в прямом смысле, AR может выстроить улицы по направлениям, показывая вам, куда идти и сколько времени займет путешествие. Он может даже синхронизироваться с системами города и отображать, когда можно пройти через этот переход.

Когда вы попадаете в ресторан и заказываете что-то, вы можете посмотреть на предмет и рассказать свою пищевую информацию для себя в своем взгляде. Возможно, это может даже сказать вам, будет ли это вписываться в ваш рацион или сколько минут работы вам нужно сделать, прежде чем вы сможете подобрать этот пирог пекана в свой день.

AR не только для объектов. Он также может использоваться для улучшения взаимодействия с людьми, поскольку Стэнфорд работает над своей системой BodyNet. Вы могли бы просто взглянуть на кого-то, и благодаря носящим датчикам, которые они носят, посмотрите, не лгут ли они вам, неудобно с вами или рад вас видеть. Это поможет уменьшить неловкие даты, расстроить супругов и сказать неправильные вещи. Кроме того, вы знаете, идентифицируя своего второго кузена на свадьбе, прежде чем вы смутитесь.

Другие виды использования включают общую работу и игру. Генеральный директор Magic Leap Рори Абовиц говорил о возможности наблюдать за играми НБА в середине эфира - нет необходимости в телевидении. Вы могли бы даже превратить свою гостиную в игровое помещение, играть в виртуальные настольные игры или просто стрелять из странных маленьких уток, не имея необходимости ничего устанавливать. Кроме того, это модная новая тенденция. Не застрял в прошлом сезоне.

Одна техническая вещь, которую вам нужно знать о визуальном AR: не все системы созданы одинаково. См., Есть два основных метода создания дополняемых реализаций гарнитур и очков.

Помните Google Glass? Как это было в основном рама с крошечным кусочком стекла в углу? Стекло проецировало его дисплей на этот крошечный кусок стекла. AR в этом случае фиксируется в этом положении. Он не может приспособиться к вашему видению или что-то в этом роде. Мы видели, что другие очки, такие как Everysight Razor, применяют аналогичные подходы к AR.

Проекционное AR также может быть сопоставлено с датчиками и использоваться для публичных демонстраций AR. Лучшим примером этого является песочница UC Davis AR. Он проецирует карту на коробку с песком, а регулировка песка регулирует проекцию.Общественное AR еще не было слишком горячей темой, но, вероятно, некоторые волны будут иметь место, когда компании смогут найти способы слияния физического взаимодействия с методами отображения.

Другой метод основан на технологии, называемой световым полем. Это проектирует изображения AR прямо в ваши глаза, и его цель состоит в том, чтобы легко смешивать изображения AR с тем, как вы видите реальный мир. Вы можете быть знакомы с камерами с легким полем, которые фиксируют количество света в любой данной сцене, позволяя вам изменять фокус после факта. Технология светового поля для AR аналогична, поскольку позволяет естественным образом сосредоточиться на этих изображениях AR, как если бы они были на самом деле в мире. Это то, что Avegant и Magic Leap основали технологию AR.

Эффект - это в основном тонкая нормализация графики AR. Это заставляет чувствовать, что это реально, а не проектор на стекле на пару очков.

Расширенная реальность: устройства - теперь и в будущем
Итак, теперь вы знаете, что такое дополненная реальность, но как вы можете ее использовать? Или как вы будете использовать его в будущем? Ну, теперь есть несколько устройств, которые позволят вам использовать AR. Большинство из них направлены на бизнес и работу, но потребительский материал не за горами (2020 год, похоже, год, на который указывают все).

Большой папа. Долгое время HoloLens рассматривался как самое продвинутое устройство дополненной реальности. Это преимущество немного поскользнулось, так как жалобы на его узкое поле зрения на 35 градусов выросли. Есть также обещание гарниров для потребителей AR за углом. HoloLens видел применение компаниями и разработчиками, а также может работать в тех же приложениях, что и гарнитуры Windows Mixed Reality для совместной работы AR-VR.

$ 3000, Microsoft.com

Vuzix Blade AR

Спецификации Blade AR - лучшая попытка в обычных очках AR. Они выглядят хорошо, они поставляются с Alexa на борту и включают в себя такие функции, как пошаговая навигация, оповещения на основе местоположения и сообщения. Также есть 8-мегапиксельная камера с объемом памяти 4 ГБ для заполнения. Вы получите от 2 до 2,5 часов автономной работы. Они не полностью потребители (особенно эта цена), но они ужасно близки.

$ 1,800, vuzix.com

Эвергиус Раптор

Everysight заработал свой многолетний опыт, создав для военных устройств с улучшенной реальностью, и поставил их для создания пары очков AR для велосипедистов. Raptor использует свои встроенные смартфоны, чтобы дать вам указания и информацию о вашей поездке. Там также есть камера для вас, чтобы сделать кулачковые выстрелы в некоторых особенно интересных моментах. Тем не менее, это также бэкдор-продукт в более широкую, более общую AR-платформу.

$ 499, everysight.com

Серия ODG R

В основном, ориентированные на предприятия, трио ARG-смартфонов ODG почти одновременно. Есть R7, который дебютировал в 2015 году и имеет 720p объективы, 37 градусов поля зрения, распознавания голоса, Bluetooth, Wi-Fi и датчики движения. R8, который будет дебютировать позже в этом году, имеет 40-градусное поле зрения, позиционное отслеживание, дисплей 1080p и процессор Snapdragon 835. R9, отправляемый в ограниченных количествах, берет все это и ударяет поле зрения до 50 градусов.

$ 2750 (R7), $ 1,999 (R9), TBD (R8), osterhoutgroup.com

Хорошо, так что это скорее конкретное, нишевое использование, но оно все еще является дополненной реальностью. Lenovo сотрудничает с Disney, чтобы использовать гарнитуру Mirage AR вместе с игрушечным светом и вашим телефоном с приложением Jedi Challenges. Вы также получите маленький мяч, а затем, как только все будет хорошо, вы можете тренироваться с помощью своего светового меча, как будто вы сами Люк Скайуокер. Да прибудет с тобой сила.

AR не просто позволяет вам просматривать мир, но и давать вам объекты, с которыми вы можете взаимодействовать. Это то, что куб, хотя это также в большой степени о том, чтобы дать вам игру на основе AR, с которой вы можете поиграть. Хотя для этого требуется больше поддержки приложений, это дешево и весело, особенно если вы хотите, чтобы ваши дети подключились к этой расширенной жизни.

$ 14.99, merge.com

ARKit

Тим Кук очень взволнован по поводу дополненной реальности, поэтому взволнован тем, что компания продолжает строить свою экосистему AR до тех пор, пока не будут полностью подтверждены те слуховые очки AR. Apple уже некоторое время экспериментирует и патентовывает вещи, в том числе гарнитуры, в которые вы можете сложить свои телефоны.

Пока эта технология не готова, ARKit - это способ заставить разработчиков создавать AR-приложения и готовить экосистему. По нашему опыту, это уже самое высокое качество AR, которое мы видели до сих пор. Он даже недавно получил обновление с ARKit 1.5, позволяя вертикальное размещение объектов и группы AR.

Чтобы не отстать, Google также стремится создать AR-экосистему с ARCore. Google Glass, возможно, был эпическим провалом, но это не означает, что Google отказывается от дополненной реальности.Google интересуется смарт-классами AR, но он ждет, пока технология не станет достаточно зрелой, чтобы стать мейнстримом. Так почему бы не повесить назад и не создать экосистему приложений и разработчиков тем временем? Одна вещь, на которую следует обратить внимание: недавно компания Google приобрела компанию Lytro, специализирующуюся на технологии светового поля.

После нескольких лет секретности Magic Leap представила свой первый продукт: Magic Leap One, пару очков AR, которые подключаются к компьютеру с маленькими дисками и оснащены пультом дистанционного управления для управления всем этим. Мы знаем, что это похоже на решение «все-в-одном», которое заменяет ваш компьютер. Мы знаем, что у него будут приложения от подобных ILM и NBA. Мы знаем, что его контроллер имеет 6DoF. Мы знаем, что это будет стоить около 1000 долларов, и что он наступит в этом году. И, ну, это все, что мы знаем. По большинству счетов (кроме Beyonce’s) Magic Leap One может быть устройством AR, которого мы так долго ждали.

Если есть герой, в котором нуждается мир AR, это танцевальная хот-собака Snapchat. Компания, пожалуй, самая популярная модель толкателя AR, и она окунула носок в пригодные для носки камеры с очками. Конечным толчком, однако, являются пара смарт-очков AR. У Snap есть и талант, и патенты, чтобы сделать это, нам просто нужно подождать и посмотреть.

Поделиться