Урок математики на тему "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.(1 класс). Вычитание натуральных чисел. Уменьшаемое, вычитаемое, разность Уменьшаемое вычитаемое разность таблица 1

Выпуск 16

Прошлый видеоурок математики был посвящён знакам неравенства больше и меньше. Сегодняшняя тема связана с правилом в примерах, где есть уменьшаемое, вычитаемое и разность. Но сначала Веснушка предлагает задачу на повторение пройденного материала: «Вчера в моей кормушке сидели 3 синички, а потом прилетели ещё 5. А в кормушке Шуни сидели 5 снегирей, а потом прилетели ещё 2. В чью кормушку прилетело больше птиц?». Зубок с Шуней решают задачу, и получается, что в кормушке Веснушки больше птиц, чем в кормушке Шуни.

Зубок вспомнил также о переместительном законе в математике. Интересно, работает ли этот закон в примерах на вычитание? Профессор Пифагор начинает знакомить ребят с новымиправилами и словами математики. На доске появляется пример: 3 - 1 = 2. Цифра 3 в этом примере — уменьшаемое, цифра 1 — вычитаемое, а цифра 2 — разность.

Профессор проверяет, как ученики запомнили новый материал по математике. У него на столе 5 кубиков, но он хочет уменьшить их на 2. Профессор спрашивает ребят, как называется число 5. Шуня отвечает: «Уменьшаемое». Это верно. Веснушка сразу же догадывается, что число 2 — это вычитаемое. Итак, 5 - 2 = 3. Зубок с радостью сообщает, что 3 в этом примере по математике — разность.

Открытый урок

Предмет : математика.

Тема :

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока:

ХОД УРОКА 1. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик. (дети получили листочки с игровым полем) 1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик) Проверка по образцу.

О 1


Учитель - У кого не так? (3 человека подняли руку) Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок? Дети : - Мне надо повторить название компонентов - А мне правильно решать задачи. Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными. Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети : - Получился треугольник Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре) Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат - А у нас большой треугольник. Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения? Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание. Учитель - Запишите эти выражения в два столбика. (Дети записывают выражения в тетради)
Учитель - Что общего в выражениях первого столбика? Дети: - В этих выражениях ответ 5 Учитель - Наша героиня живёт в домике №5. – Вы её узнали? Дети: - Это Красная Шапочка
Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания? Волк первым предложил выполнить его задание. Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении. Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5 (Ребята читают все записи). Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании. (дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание? Дети : - Нет Учитель - В чём затруднение? Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Дети : - Названия чисел при вычитании Учитель - Чему мы должны научиться? Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой. (ребята выполняют задание) Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Возьмите второй конверт и выберите правильное название. Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? С третьим конвертом сделайте то же самое. Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Дети : - Проверить можно по учебнику. Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. (ученики открыли учебник и проверяют) - Молодцы. Верно выбрали названия. Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ


Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила Лоиосоао (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах. Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер. Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. Примерное объяснение детей: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел Кижё (ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)


Учитель - Он предлагает - Прочитайте задачу № 2, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Перед вами две краткие записи.

Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу? Запишите решение и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. (Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе. Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам) 1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.


Взаимопроверка. (на доске висит образец) Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.


Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение: Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец). (Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите. Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение. Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 1 классе

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Михайловны


Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

    регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

    учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    Рабочая тетрадь к учебнику

    сигнальные карточки;

    опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- в парах;
- групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель. В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент. Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка. Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

Ответы на вопросы учителя;

Устный счет;

Арифметический диктант;

Решениезадач изученных видов.

Разнообразие форм организации учебной работы:

Фронтальная;

Парная;

Индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

Игровые приемы;

Занимательный материал для счета;

Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

Виды контроля:

Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

Самоконтроль

Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

На различных этапах урока применялись методы:

Словесный;

Наглядный.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

Использование наглядного метода обучения;

Присутствие диалога между учителем и учащимися;

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них. В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов. Считаю, что урок цели достиг.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

Психологический настрой учащихся.

Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Математика

2. Актуализация знаний

Учитель - Начнём мы наш урок с разминки

Самое большое однозначное число. (9)

- Сколько дней в неделе? (7)

Сколько ног у паука? (8)

Каким числом обозначаем пару предметов? (2)

У какого числа «соседи» 4 и 6? (5)

На сколько 6 меньше, чем 7? (1)

Как называется выражение со знаком или

Что получается в результате сложения? (сумма)

Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат)

Учитель - У кого не так?

(3 человека подняли руку)

Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок?

Дети : - Мне надо повторить название компонентов

А мне правильно решать задачи.

Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными.

Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?

Дети : - Получился треугольник

Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре)

Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат

А у нас большой треугольник.

Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.

3. Работа над новой темой

Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:

Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание.

Учитель - Запишите эти выражения в два столбика.

(Дети записывают выражения в тетради)

Учитель - Что общего в выражениях первого столбика?

Дети: - В этих выражениях ответ 5

Учитель - Наша героиня живёт в домике №5.

– Вы её узнали?

Дети: - Это Красная Шапочка

Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.

Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.

Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?

Волк первым предложил выполнить его задание.

Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении.

Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5

(Ребята читают все записи).

Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании.

(дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание?

Дети : - Нет

Учитель - В чём затруднение?

Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании

Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Дети : - Названия чисел при вычитании

Учитель - Чему мы должны научиться?

Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие.

(Каждая группа получает по 3 конверта с карточками.

В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.

Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.

В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)

Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать?

Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.

(ребята выполняют задание)

Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать?

Возьмите второй конверт и выберите правильное название.

Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?

С третьим конвертом сделайте то же самое.

Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?

Дети : - Проверить можно по учебнику.

Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались.

(ученики открыли учебник и проверяют)

Молодцы. Верно выбрали названия.

Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.

УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ

Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь

5. Первичное закрепление

Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила

Лоиосоао

(ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах.

Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.

Примерное объяснение детей:

Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи

Учитель Следующим на тропинку вышел

Учитель - Он предлагает

Прочитайте задачу № 2, с.27.

О чём говорится в этой задаче?

Прочитайте условие задачи. Что известно?

Что нужно узнать в задаче?

Перед вами две краткие записи.


Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?

Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.

Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу?

Запишите решение и ответ самостоятельно.

(При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)

Проверка.

Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.

(Все дети с задачей справились)

7. Самостоятельная работа.

Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.

Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)

1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.

Взаимопроверка.

(на доске висит образец)

Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.

Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:

Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.

(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).

(Все ребята справились с этим заданием)

8. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия.

Какое настроение у вас в конце урока?

Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите.

Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение.

Урок окончен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей" (1 класс УМК «Школа России»)

ФИО (полностью)

Смолянская Наталья Викторовна

Место работы

МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района Белгородской области»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Математика

Класс

1 класс

Тема и номер урока в теме

Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Номер урока в теме: 1

Базовый учебник

Моро М.И. и др. Математика. 1 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение,2012.

8. Цели урока : познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя термины: уменьшаемое, вычитаемое, разность (значение разности).

Личностные УУД:

    формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

9. Задачи :

    обучающие:

Знакомство учащихся с названиями чисел при вычитании, учить читать выражения, используя эти термины;

Продолжение работы по формированию навыков учащихся: анализ источников информации, навыков работы в паре;

Закрепление знаний и умений: ранее изученного материала.

    развивающие:

- развитие навыков и умений: умение классифицировать и обобщать, умение формулировать выводы по изученному материалу;

Развитие самостоятельности мышления и интеллекта;

Развитие грамотной устной речи.

    воспитательные:

- воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, познаваемость окружающего мира и человечества;

Нравственное воспитание: воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, воспитание этики парной работы.

10. Тип урока: открытие нового знания.

11. Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная, в парах.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер и проектор, анимация (ЭОР) ; у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры ; учебник: Моро М.И. и др. Математика. 1 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение,2012.

13. Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Цель : Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Долгожданный дан звонок. Начинается урок!

Слушаем внимательно. Работаем старательно .

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

0,5мин

Актуализация знаний

Цель : Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

ЭОР №1

ЭОР №2

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой.

Задачи в стихах.

Есть котята у кошки:

Три котёнка в лукошке,

Два у блюдца с водицей-

Захотелось напиться.

Попрошу я ребят

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Два несут иголки.

Сколько их под ёлкой? (6)

Ходит красный петушок,

Шесть хохлаток тоже там.

Сколько всех их? Скажешь сам? (7)

В кружку сорвала Мария

Девять ягодок малины.

Пять дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке? (4)

5, 6,7,4. (запись на доске)

Что можно сказать об этих числах? Как расположены? Давайте расположим их по-порядку? Что получилось? (отрезок натурального ряда чисел)

б) Самостоятельная работа класса.

б) Дифференцированная работа.

Работа с цепочками. (Задание на интерактивной доске).

2. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Какую цифру мы пропишем, вы должны угадать:

К этой цифре ты привык,

Это цифра-снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру …. ! (восемь)

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

(Объект интерактивного взаимодействия «Письмо цифр»)

Посмотрите образец правильного написания цифры 8 и повторите самостоятельно в тетради.

Подчеркните самую красивую на ваш взгляд цифру.

3. Работа с математическим набором.

Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

Тогда сосчитайте, сколько красных кругов ? (2)

Сколько синих кругов? (4)

Сколько всего кругов? (6)

Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)

Почему записали выражение на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).

Прочитайте равенство разными способами.

По ходу чтения 2+4=6 разными способами, рядом с равенством появляются таблички: 1 “ прибавить”

2 “увеличить” 2+4=6

3 “плюс”

4“ сумма”

Молодцы, все четыре способа назвали. (Слева от табличек крепится улыбающееся лицо ).

Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? (4+2=6).

Что заметили? (значение суммы не изменилось)

Составьте выражение на вычитание с этими числами. (6-4=2 или 6-2=4 ).

Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание? (обратное действие суммы - вычитание).

Прочитайте выражение разными способами.

По ходу чтения, рядом с ним появляются таблички: 1 “ отнять

6-4=2 2 “ уменьшить

3 “ минус

Молодцы, все способы назвали.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Обеспечение в самом начале урока высокого уровня вовлечённости учеников в учебную деятельность.

Формирование умения находить ответы при нахождении значения числовых выражений.

Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал).

Работа по образцу.

Самостоятельная работа.

Высказывания предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Чтение равенств, используя математическую терминологию.

Моделирование действий сложения и вычитания с помощью рисунков.

Составление схем арифметических действий, запись числовых выражений.

5 мин

7 мин

3 мин

5 мин

Физминутка.

ЭОР №3

Тренажер для глаз: «Лепим снеговика»

Учащиеся смотрят на экран и повторяют рисунок, двигая глазами за объектом.

1 мин

Постановка проблемы.

Цель : Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Ребята, вы прочитали разными способами выражение на вычитание, но оно почему-то не довольно, обижено. (Справа от табличек – грустное лицо ). Как вы думаете, в чём причина?

Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?

Для чего это нужно? Сформулируйте тему урока.

Учащиеся устанавливают, что выражение на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. Нужно найти ещё один способ.

Установить название компонентов при вычитании.

2 мин

«Открытие» новых знаний детьми

Цель : Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Для начала вспомните, что значит “ вычесть”? - Что обозначает первое число?

Что показывает второе число?

А третье число?

Какое число из трёх самое большое?

Как вы думаете, почему?

Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?

То как может называться это число?

Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

Значит, как его называют?

А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

На сколько 6 больше 4? (На 2).

Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

Как же называется третье число?

Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Возле примера появляется табличка: 4 “разность” и вместо грустного лица – весёлое.

Проблема разрешена.

Ребята, посмотрите, наше исследование прошло успешно, выражение на вычитание тоже улыбается. Все его числа получили имена.

Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании

Взять, отложить, убрать…

(Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

Применение знаний и способов действий в изменённых условиях.

Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.

Выясняется, что

уменьшаемое, вычитаемое.

Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания.

5 мин

Физкультминутка

- Мы присядем столько раз, сколько зайчиков у нас.

Столько сделаем наклонов, сколько ёлочек зелёных.

Столько раз поднимем руки, сколько точек в нашем круге.

Развитие внимания учащихся.

Развитие мышц тела и конечностей.

2 мин

Первичное закрепление.

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

ЭОР №4

ЭОР № 5

8-4 4+1 6-2 9-7

Что записано на доске? На какие группы разделим записи? Выпишите в тетрадь разности и найдите их значения.

Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое. (С комментированием)

Работа по учебнику: стр. 29

- №1 (самостоятельно) Уменьшаемое - 9, вычитаемое - 4. Запишите разность этих чисел и вычислите.

- №2 и №3 – устно решить задачи на нахождение остатка.

- Работа в парах.

1,2,3

Работа в группах

«Знакомство с уменьшаемым, вычитаемым, разностью» Дети определяют, что неизвестно, наблюдают за происходящим, заполняют таблицу, пользуются математическим словариком, проверяют решение)

Высказывания предположений, систематизация знаний.

6 мин

2 мин

4 мин

Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности .

    На полях в тетради нарисуйте два вертикальных отрезка.

    Под первым поставьте букву Т (трудно), под вторым И (интересно).

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей" (1 класс УМК «Школа России»)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

ЭОР № 1

Тренажёр на выполнение табличного сложения и вычитания чисел до 10.

практический

Тест с видеофрагментами

ЭОР № 3

Тренажёр для глаз.

практический

Презентация

ЭОР № 4

Интерактив. Компоненты действия вычитания. Задание 1,2,3

практический

Видеофрагмент

http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /4999 b 6 fb http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /4999 b 6 fd -9 e 71-11 dc -8314-0800200 c 9 a 66/ iz 2. swf

ЭОР № 5

Знакомство с уменьшаемым, вычитаемым, разностью.

контрольный

Вычитание - это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым , число, которое указывает сколько единиц будет вычтено из первого числа, называется вычитаемым . Число, получаемое в результате вычитания, называется разностью (или остатком ).

Рассмотрим вычитание на примере. На столе лежит 9 конфет, если съесть 5 конфет, то их останется 4. Число 9 является уменьшаемым, 5 - вычитаемым, а 4 - остатком (разностью):

Для записи вычитания используется знак - (минус). Он ставится между уменьшаемым и вычитаемым, при этом уменьшаемое записывается слева от знака минус, а вычитаемое - справа. Например, запись 9 - 5 означает, что из числа 9 вычитается число 5. Справа от записи вычитания ставят знак = (равно), после которого записывают результат вычитания. Таким образом, полная запись вычитания выглядит так:

Эта запись читается так: разность девяти и пяти равняется четырём или девять минус пять равно четыре.

Чтобы в результате вычитания получить натуральное число или 0, уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему.

Рассмотрим, как, используя натуральный ряд, можно выполнить вычитание и найти разность двух натуральных чисел. Например, нам необходимо вычислить разность чисел 9 и 6, отметим в натуральном ряду число 9 и отсчитаем от него влево 6 чисел. Получим число 3:

Вычитание также можно использовать для сравнения двух чисел. Желая сравнить между собой два числа, мы задаёмся вопросом, на сколько единиц одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать это, надо из большего числа вычесть меньшее. Например, чтобы узнать, на сколько 10 меньше 25 (или на сколько 25 больше 10), надо из 25 вычесть 10. Тогда найдём, что 10 меньше 25 (или 25 больше 10) на 15 единиц.

Проверка вычитания

Рассмотрим выражение

где 15 - это уменьшаемое, 7 - это вычитаемое, а 8 - разность. Чтобы узнать правильно ли было выполнено вычитание, можно:

  1. вычитаемое сложить с разностью, если получится уменьшаемое, то вычитание было выполнено верно:
  2. от уменьшаемого отнять разность, если получится вычитаемое, то вычитание было выполнено верно:
Поделиться