В библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным богу. Что такое идолопоклонство? Поклонение идолам

А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления.

Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

Какая польза идолу от жертвы? он ни есть, ни обонять не может:так преследуемый от Господа,смотря глазами и стеная, подобен евнуху, который обнимает девицу и вздыхает.

И служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего».

Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.

Ибо вымысл идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни.

Хотя человек сделал их и заимствовавший дух образовал их, но никакой человек не может образовать бога, как он сам. Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мёртвое, поэтому он превосходнее божеств своих, ибо он жил, а те – никогда. Прем.15,16–17

Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе.

Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены: ибо и художники сами из людей же.

Дети! храните себя от идолов.

Не было их(ред.-идолов) вначале, и не вовеки они будут.

Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец.

Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой.

Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла.

И будете там служить другим богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют.

Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

….потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но поклоняюсь живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью.

Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше.

Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся.

Но за то и другое придёт на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое.

Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас.

Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на своё произведение?

Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет.

«Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» 1 Цар. 15:23.

Введение

Тема идолопоклонства является очень важной. Большинство верующих не могут дать определения этому понятию. Если мы спросим у наших братьев и сестер, что такое идолопоклонство, у каждого будет свое понятие, свое определение для этого.

В действительности мы увидим, что идолопоклонство – это очень сложная тема, очень обширная, намного серьезнее, чем поклонение идолам.

Идолопоклонство – это непослушание откровению, что означает оставить проект Божий .

Работа Саула

Идолопоклонство всегда было большим грехом, который сопровождал Израиль в самые важные моменты его истории и который был причиной больших проблем этого народа, потому, что Господь ненавидит идолопоклонство.

Самое главное определение идолопоклонства можно найти именно в Ветхом Завете , в словах, которые Господь повелел Самуилу передать царю Саулу.

Израиль вел войну с амаликитянами, и Саул призвал Самуила (который был пророком и священником во время царствования Саула) для того, чтобы вопросить Господа о том, должны они или нет выступить против врага, а это была решающая битва. Самуил вопросил Господа, и Он сказал «да» , но при одном условии – Саул не должен был брать ничего из трофеев. В то время было принято, что победитель забирает себе все трофеи (ценности побежденного народа).

Саул пошел и победил амаликитян, но взял себе некоторые трофеи. И тогда Господь открыл Самуилу следующее: «Саул не повиновался Мне, и поэтому Я его отвергну» . После чего Самуил отправляется навстречу Саулу.

Царь возвращался домой, он был очень доволен тем, что выиграл войну. И вот Самуил спрашивает его: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» Саул отвечает: «Я взял» .Тогда Самуил ему говорит: «Не говорил ли Господь, что ты ничего не должен брать? Почему ты взял?»

Саул снова отвечает: «Я взял, чтобы принести жертву Господу» . И Самуил говорит: «Послушание лучше жертвы. И Господь посылает сказать тебе, что непокорность это такой же грех, что и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» .

Господь назвал грех Саула – идолопоклонством . Поэтому мы здесь говорим о Работе Саула, т.к. грех, характеризующий падение Саула, был не чем иным, как идолопоклонством.

Теперь еще раз:

  • В чем заключался грех Саула? Это было обычное неповиновение.
  • Чему он не повиновался, словам Самуила? Нет. Он не повиновался откровению свыше.

Таким образом, идолопоклонство – это непослушание откровению . Почему? Потому что откровение объясняет нам проект Бога, и если вы покидаете Его проект, то это называется идолопоклонством .

Идолопоклонство – это когда вы находитесь вне проекта Бога, это неповиновение .

Любить откровение

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» Мф. 10:37 .

Означает ли это то, что Иисус попросил нас бросить семью? Конечно, нет. Мы понимаем, что Иисус Христос – это откровение, посланное свыше, и что Господь Христос хотел сказать следующее: «Кто любит отца или мать, сына или дочь больше, чем откровение, недостоин Его» .

Если вы ставите что-то превыше откровения, какой грех вы совершаете? Идолопоклонство.

Например , у вас есть сын, который записался на семинар, но Господь открывает, что он еще не в том состоянии, чтобы туда ехать. И тут вы возмущаетесь и заявляете, что не будете принимать это откровение, т.к. на ваш взгляд, это предвзятое отношение к вашему сыну. Так что вы сейчас делаете? Вы совершаете идолопоклонство, потому что, делая выбор между сыном и откровением, вы выбрали сына, вы возлюбили сына больше, чем откровение. Вы совершили грех идолопоклонства.

Иногда причиной данного греха может стать жена. К примеру : Одному брату, слуге Божьему, передается откровение: «Господь открыл, что тебе нужно поехать в город А ». Он приходит домой и рассказывает жене, что Господь открыл ему ехать в город „А”. И тут жена заводится: «Куда ты собираешься ехать? Да ни за что в жизни. Ты, что собираешься оставить меня на выходные одну с ребенком? Никуда ты не поедешь».

На следующий день брат приходит к пастору и говорит, чтоникуда не поедет. Пастор удивлен: «Но почему? Ведь Господь открыл…». Брат отвечает: «Да, Господь открыл, но моя жена сказала, что не может остаться дома одна».

Очень часто происходит так, что никакое откровение не может отменить то, что сказала жена. А что она сказала? Она всегда что-то говорит.

Этот брат может быть святым, может быть мужем, о котором все сестры просят Господа, но этот бедняга совершил грех идолопоклонства, т.к. возлюбил жену больше, чем откровение. А Господь требует обратного, поэтому он, никогда не станет диаконом. Слово говорит, что диакон хорошо управляет своим домом. Однако в данном случае не он управляет домом, а братом управляет жена. После этого он может заявлять: «Я уже в работе столько лет...» . Иногда проблема заключается именно в этой ошибке.

Отвергнись себя

« ...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. 8:34 .

Иногда идолопоклонство – это мы сами. Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною (внимая откровениям), отвергнись себя». Мы просто не можем научиться отвергаться себя, часто заявляя: «Послушайте, все это очень хорошо, но у меня есть свое собственное представление». Ваши мысли отличаются от того, что было открыто? Тогда это тоже идолопоклонство, т.к. ваши представления, вам важнее, чем откровение. И им место только в религии.«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» Ис. 55:8 .

ИДОЛ Мерзость Чужие боги

«Что же я говорю ? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» 1 Кор. 10:19-20 .

Идол – это, то же самое, что и идолопоклонство? Да, потому что Слово говорит: «Не сотвори» , т.е. если у вас есть идолы, вы не повинуетесь Слову. Как Слово определяет идола? Идол – это мерзость перед Господом, это поклонение другим богам .

А как же медный змей, которого Моисей сделал в пустыне? Змей тот был сделан по приказу Господа, и поэтому не был ни идолом, ни идолопоклонством. Но когда Господь сказал убрать его, если бы они его не убрали, какой грех они бы совершили? Идолопоклонство, потому что Господь сказал (откровение) убрать этого змея.

Это касается и двух херувимов, которые были на крышке ковчега, в Святом Святых, только священник видел их.

a) Что является идолом ?

Идол – это мерзость перед Господом, идол – это идолопоклонство.

б) Жертвоприношения идолам

Существует что-то более серьезное в отношении идолов, чем просто то, что это одна из форм идолопоклонства. Коринфянам Павел говорит следующее: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? » 1 Кор. 10:19 .

Павел, будучи водим Святым Духом, задавал этот вопрос братьям и сестрам в Коринфе: «Идол значит что-нибудь?»

Один брат, который недавно обратился к Господу, выбрасывал идолов с моста в воду. Багажник был полон икон, распятий и других подобных вещей. Самое интересное, что никто из тех идолов не изобразил никакой реакции: никто не начал летать, плавать, никто не убежал, никто не начал звать на помощь. А почему бы и нет? Потому что идол – это ничто, если упадет на пол, разобьется, если бросить его в море, утонет.

Павел еще говорил: « что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу » 1 Кор. 10:20 .

Слово жертва , в греческом языке, значит служение . Таким образом, служение или поклонение идолам – это поколение демонам.

в ) Быть в общении с бесами

И именно здесь все усложняется. Если вы идете на служение, где присутствуют идолы, это служение будет мерзостью для Господа.

Пример : приходит сестра и говорит: «Пастор, мой брат собирается жениться в таком месте, что мне делать? Слово говорит: «Не участвуйте» . Она продолжает: «а если я даже присаживаться там не буду, и все время буду молиться?» Это сложно. Как это можно объяснить? Мы не должны идти и участвовать в этом служении. Есть Слово, и оно говорит, что служение идолам – это служение, которое является мерзостью перед Господом.

Еще пример : подходит другой человек и восклицает: «Слава Богу! Мы тоже переживаем духовное обновление, мы тоже верующие». А у самого на шее крест.

У нас, что разные Библии? Я никогда не видел, чтобы Святой Дух смешивался с идолами, такого не бывает. Харизматическое обновление, крещение Святым Духом, духовные дары, и на шее полно висюлек с идолами? Распятие на стене? Не верю. Если там и есть какой-то дух, то это какой-то другой дух, не от Господа. У этого духа другое имя, его зовут не Дух Святой. И дары их тоже не от Святого Духа, там ничего нет от Бога. Ну, только если моя Библия ошибается. Я не верю этому, эти проявления не от Святого Духа, потому что Он никогда не смешивается с идолами. Напротив, Он ненавидит идолов.

И здесь вы можете сказать: «Постойте, но у меня были переживания с Господом среди тех людей». Если вы ходите в Его свете, то у вас было не только одно какое-то переживание, у вас было и второе переживание, и знаете какое? Когда Господь сказал вам: «Уходи отсюда, потому, что здесь тебе не место».

Если у вас и было переживание с Господом среди таких верующих, то только по милости Господа. С вами действительно первый раз говорил Святой Дух, но второй раз Он вам сказал уйти оттуда.

г) Какого рода это служение ?

«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» 1 Кор. 10:21 .

Мы либо не угождаем Богу, но угождаем врагу (идолам); либо мы угождаем Господу, но не угождаем врагу. Это по-библейски.

Иисус Христос говорил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» Мф. 6:24 .

Самое большое непочтение к учению, открытому в Слове, это, когда вы смешиваете благословение Святого Духа с идолом. Это не угодно Господу, Он чувствует себя оскорбленным подобной неблагодарностью. Это позиция, выраженная в Слове, где Павел провел разделительную черту, потому что нет ничего общего между Богом и идолами.

Ну и какое же это служение? Это чужое служение, где Бога нет . Слово ясно говорит на эту тему и однозначно показывает, какую позицию мы должны занять по этому вопросу.

Идолослужитель

Идолослужитель – это тот, кто поклоняется идолам, и у которого есть идолы. «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители , и всякий любящий и делающий неправду» Откр. 22:15 .

Даже не нужно поклоняться им, достаточно только иметь идола, чтобы стать идолослужителем, и в итоге оказаться вне небесного города.

a) Идолослужитель является материалистом

У всех идолослужителей есть отличительная характеристика, они материалисты. Почему? Потому что вся работа врага направлена на то, чтобы человек уклонился от проекта Бога (который является духовным проектом ) и искал только материальное. Идолослужитель имеет рациональное представление о Боге и старается познать Бога разумом.

б) Мистицизм и суеверия

Бог сравнил грех Саула с волшебством, потому что все это взаимосвязано, все это является частью поклонения врагу. Именно поэтому идолопоклонство очень суеверно, оно вешает подковы над дверью, оно не проходит под лестницей, боится черных котов, пятницы 13, и многих подобных вещей.

Идолопоклонство подталкивает людей к суевериям, потому что они взаимосвязаны друг с другом, это все работа врага.

Иисус

Существовал ли фотоаппарат во времена Иисуса? Позировал ли Иисус для какого-нибудь знаменитого художника? Сделали ли полицейские Пилата какой-нибудь «словесный портрет подозреваемого» Иисуса? Конечно, нет. Тогда о каком портрете или изображении Иисуса может идти речь?

Иисус не требует, чтобы вы представляли Его в своем разуме, Иисус хочет, чтобы вы чувствовали Его в своем сердце , Он есть Дух.

В одном из музеев Рима есть простыня, которая, как говорят, сохранила отпечаток Иисуса, потому что лежала на его лице после его смерти, и в результате черты его лица отпечатались на ней. Этот предмет называется «святая плащаница» . Уже доказано, что она XI века нашей эры.

Все это обман, и идолопоклонство живет этим, потому что оно материально, оно живет мистицизмом и суевериями.

Изображение двухмерно , реальность многомерна

Изображение имеет только два измерения. Когда вы знакомитесь с человеком, вы видите его полностью, вы видите его во всех измерениях, вы видите реальность. Если вы встретились с Иисусом, вы можете чувствовать Его, а не видеть на кусочке бумаге. Кто так делает, является идолослужителем, это материалист, который верит только в то, что видит.

В качестве примера приведем разговор одного прихожанина и пастора. После занятия к пастору подошел один из прихожан и сказал:

Знаете, из-за Вас я оказался в очень затруднительном положении.

Из-за меня? Почему?

Потому что дома у меня есть одна вещь, которая досталась мне по наследству от прабабушки. Это особенная вещь, крест из слоновой кости, с Христом из золота, весь украшенный драгоценными камнями. Он очень дорогой, стоит много денег.

И что?

Что Вы можете мне посоветовать?

Не знаю . Я привык иметь дело с простыми идолослужителями, у которых кресты из дерева или олова. Я не привык иметь дело с утонченными идолослужителями, а вы идолослужитель высшего класса.

Вы шутите.

Нет, не шучу. Вы идолослужитель первого класса, и оставайтесь идолослужителем. Конечно, Вы можете расплавить золото, продать камни, но если Вы оставите это, вы будете идолослужителем. Будет ли это золото или небольшой кусочек олова, это только вопрос ценности, но значение такое же. В любом случае это будет идолом.

Поклонение

« ...Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» Иоан. 4:23 .

Поклонение – это то, что характеризует работу Давида; это явление совершенно противоположное работе Саула. Самым большим уроком поклонения является разговор Иисуса с самаритянкой.

Иисус перешел иудейскую пустыню и дошел до места называемого Сихарь, которое было частью наследства, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был очень старый колодец, который выкопал Иаков, чтобы поить свой скот. Этот колодец существует до сих пор, и им еще пользуются, там еще есть вода.

Был полдень, Иисус остановился рядом с тем колодцем. Он был уставшим и хотел пить, и вдруг появляется самаритянка. Самаритяне не общались с иудеями, они были врагами, потому что самаритяне поклонялись в Самарии. Они проводили служения похожие на служения иудеев в Иерусалиме.

Эти служения начались во время первого рассеяния, во времена Иеремии. Навуходоносор захватил и разрушил Иерусалим, увел в плен большую часть народа. Некоторые сбежали в Самарию и там возобновили богослужения. Когда Неемия восстановил храм в Иерусалиме, богослужения опять начали проводиться там (до дней Иисуса), но самаритяне продолжали поклоняться в Самарии. Таким образом, во времена Иисуса одна часть поклонялась в Иерусалиме, и другая часть поклонялась в Самарии.

a) Что значит поклоняться в духе и истине?

  • В духе

Общение = Иметь сообща = Тело

Это выражение «в духе » такое же, как и в следующем стихе Библии: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом » 1 Кор. 14:2 .

Это выражение «в духе» в греческом оригинале обозначает «общение» , что значит иметь сообща, а это ничто иное как тело.

  • В истине

Истина = Иисус = Откровение

Кто есть истина? Это Иисус. Кто есть Иисус? Откровение. Поклонение это действие, которое помогает нам услышать откровение в теле.

Итак, что значили слова Иисуса? Что Он хотел сказать? Он хотел сказать, что истинное поклонение – это понимание откровения в теле. Когда вы понимаете откровение в теле, вы поклоняетесь в духе и истине, это именно то, что хочет Бог,

Бог ищет таких поклонников.

б) Религия не поклоняется в истине, потому что у нее нет откровения

Поклонение это понимание откровения в T еле . А что такое идолопоклонство? Это неповиновение откровению.

Когда вы получаете откровение и исполняете его, вы поклоняетесь в истине. Если бы у нас не было бы откровения, чтобы мы делали сегодня вечером? Я мог бы предложить, например, сыграть в футбол в церкви. Но я не собираюсь делать это, потому что есть откровение, и Святой Дух не согласится с моим предложением. Никто не поддержал бы мою идею.

Религия живет разными идеями, потому что у нее нет откровения. Работа живет переживаниями, откровениями, поэтому Работа поклоняется в истине. И также в духе, потому что она является телом.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Идолопоклонство как качество личности – склонность отказываться от веры в истинного Бога или подменять Его неким придуманным существом, поклоняться ложным богам и идолам, приносить им жертвы, возлагать на них надежды.

Некто попросил суфия: - Научи меня молиться. Суфий отвечал: - Ты не только уже молишься, но часть твоего ума постоянно занята этим.- Я не понимаю, о чём ты. Я не мог молиться Господу в течение нескольких месяцев по некоторым причинам. - Ты сказал: «Научи меня молиться», - ты не говорил ничего о Господе. Молитва, в которую ты был вовлечён на протяжении нескольких месяцев, это молитва к твоим соседям, так как ты постоянно думал о том, что они могут подумать о тебе. Это была непрерывная молитва идолу денег, ибо это то, чего ты жаждешь. Ты также молишься идолу собственной безопасности и множеству других. Поскольку у тебя столько богов, которым ты вынужден постоянно молиться, нет ничего удивительного в том, что у тебя не остаётся места и времени для какой-то иной молитвы.

Идолопоклонство – склонность творить в своем сердце богозаменителей – идолов. Идол – самозванец, занимающий место Бога. Для идолопоклонника идол однозначно занимает первое место. В чем опасность — он может появиться в любой сфере нашей жизни. Идолом может стать человек, деньги, материальные блага, работа, действия или отношения. И тогда какой-то истукан становится источником человеческого счастья, умиротворения и благополучия. Человек начинает уделять идолу больше внимания, чем Богу, пытается черпать из него энергию или наоборот отдавать ему свои силы.

В Ветхом завете в главе Исход прямо сказано: «Да не будет у тебя других Богов перед лицом моим». Иными словами нельзя поклоняться на одном уровне Богу и идолам или другим могущественным личностям, которых много во Вселенной. Бог как духовная сущность имеет, как и человек, определенные формы. Человек, не имея четкого представления о формах Бога, начинает что-то придумывать, воображать. В результате возникают идолы – формы, не имеющие ничего общего с Богом.

Философ Василий Тушкин пишет: «Запрет на поклонение формам полубогов совсем не означает, что у Верховного тоже нет форм или что им нельзя поклоняться. Т.е. сама установка «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим» подразумевает, что у Бога есть лицо. А значит и все остальное. Т.е. у него есть форма. А на поклонение форме Всевышнего в Библии запретов нет. Но те, кто не имеет ясного понимания и не отличает Верховную личность Бога от его заместителей, министров, от всех этих полубогов списали принятое в Индии поклонение Кришне или Вишну и его различным воплощениям как идолопоклонство. Т.е. сработал обычный максимализм – вместе с водой выплеснули ребенка. Этот момент очень важно понять. Т.е. почему это идолопоклонством называют поклонение какой-то форме? Вовсе не потому, что у Бога форм нет и потому что ей поклоняться нельзя, а потому что люди не отличают форм Верховного от форм полубогов. Вот в этом весь смысл. В библейском запрете сказано: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Т.е. не стоит создавать идолов или кумиров из всего диапазона материальных форм, населяющих воду, небо и землю. Однако образы Бога, описанные в Ведах совершенно не похожи на формы этого мира. Они обладают каким-либо уникальным цветом, например, цвет Кришны – такой темно-синий. Мы не встречаем здесь людей такого цвета. Либо четыре руки, либо какая-то форма необычная, как форма [Джаганнатхи], например. Либо какие-то другие формы, которые совершенно не имеют каких-то аналогов в этом материальном мире».

Иными словами, поклонение форме Бога не является идолопоклонством. Идолопоклонниками являются люди, ставящие на место Бога какую-то безделушку, истукана или известного человека. Бог присутствует в каждом атоме своего творения. Например, в христианстве есть чудодейственные иконы, крестики с распятием, святые места – всё это материальные объекты. Почему мы их не считаем идолами? Почему поклоняемся им? Дело в том, что они отмечены присутствуем духовной энергии, идущей от Бога – «святая вода», освященная пища, священное распятие или святое место, к которому идут люди. Почему оно священное? Почему эта материя вдруг стала освященной? Потому что там был Бог. Или он низошел на это место, на эту воду или на этот символ. Идол сам хочет занять место Бога.

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом». (Втор 4:15-19).

Поклонение Богу в образе установленного в храме божества идолопоклонством ни в коем случае не является. Философ Владимир Критский пишет: «Всевышнему можно поклоняться в форме доступной для восприятия или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Абсолютной личности Бога. В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков развешенных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать, таким образом, наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить ему».

Иными словами, поклонение форме Господа в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Бог вездесущ, он везде и во всем, поэтому он находится и в своём образе, который создан верующими из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и находясь также и в сердце верующих.

Интересная история в контексте идолопоклонства связана с немецким философом Фридрихом Ницше, отрекшемуся от христианства и традиционной морали, и заявившему, что Бог мертв. Он отождествлял себя с Дионисом, греческим богом вина и достатка. На место Бога он ставил воображаемого, всесильного аморального сверхчеловека, который был в двадцатом столетии воплощен в личности Адольфа Гитлера.

В «Веселой науке» Ницше писал: «После того как Будда умер, в течение столетий показывали еще его тень в одной пещере – чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!»

На входе в университет, в котором он преподавал, была написана фраза «Бог мёртв». То есть Ницше заявлял, что Бога или нет, а если он и есть, то не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот пришло время умирать. В университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды и самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет «Бог мёртв» было приписано кем-то «Ницше мёртв», подпись «Бог».

Петр Ковалев

Что такое идолопоклонство?

Что такое идолопоклонство и как оно влияет на поклонение Богу? Формы идолопоклонства и как Библия объясняет бессмысленность идолопоклонства.

Идол, идолопоклонство

Идол - это изображение или символ чего-либо материального или воображаемого, которые являются предметом восторженного преклонения.
Идолопоклонство - это почитание идола, любовь к нему, поклонение ему или восхищение им. Как правило, идолопоклонство обращено к высшей силе,
реальной или воображаемой.

Эта сила может быть как одушевлённой например, человек, животное или организация, так и не одушевлённой например, сила природы или
безжизненный предмет. Обычно идолопоклонство выражается в какой-либо форме и связано с определёнными обрядами и ритуалами.

В еврейском языке для обозначения идолов использовались слова, которые указывали на способ их изготовления, на их никчемность или же выражали
презрение к ним.

Некоторые из этих слов переведены на русский язык как «резное изображение» букв. «что-то вырезанное»; «литая статуя», «литое изображение», «литой
идол» букв. «что-то вылитое или отлитое»; «никчемный идол» букв. «суета»; «отвратительный идол» и «омерзительный идол». Греческое слово, которое
часто переводится как «идол»,- это э́йдолон.

Не все изображения идолы

Божий закон, запрещавший делать изображения (Исх 20:4, 5), не подразумевал, что нельзя было делать никаких изображений и изваяний. На это указывает то, что позднее Иегова Бог повелел сделать на крышке ковчега двух золотых херувимов, а также вышить херувимов на внутренней стороне десяти полотнищ, из которых был сделан священный шатёр, и на занавесе, отделявшем Святое от Святого святых (Исх 25:18; 26:1, 31, 33).

Также и в храме Соломона, построенном по чертежам, которые под вдохновением от Бога получил Давид (1Лт 28:11, 12), стены были украшены резными изображениями херувимов, пальм и цветов.

В Святом святых этого храма стояли два покрытых золотом херувима из масляного дерева (1Цр 6:23, 28, 29). Литое море покоилось на 12 медных быках, а
на боковых стенках медных тележек, которые использовались в храме, были изображены львы, быки и херувимы (1Цр 7:25, 28, 29). На ступенях, которые вели к престолу Соломона, стояло 12 львов (2Лт 9:17-19).

Однако эти изображения не были идолами, они не предназначались для поклонения. Изображения внутри священного шатра и позднее храма видели
только священники во время служения. В Святое святых входил только первосвященник и только в День искупления (Евр 9:7).

Поэтому не существовало опасности, что израильтяне станут поклоняться золотым херувимам, находившимся в святилище. Эти изображения были лишь
символом небесных херувимов. (Ср. Евр 9:23, 24.)

И так как нельзя было поклоняться самим ангелам, то тем более не следовало почитать их изображения (Кл 2:18; Отк 19:10; 22:8, 9).

Конечно, иногда изображения, созданные не для того, чтобы им поклонялись, становились идолами.

Например, израильтяне стали поклоняться медной змее, которую сделал в пустыне Моисей, и поэтому верный Богу царь Езекия раздробил её (Чс 21:9;
2Цр 18:1, 4).

Ефод, сделанный судьёй Гедеоном, оказался «западнёй» для него и его домашних (Сд 8:27).

Изображения как помощь в поклонении

Писание не разрешает использовать изображения как помощь для обращения к Богу в молитве. Такое использование изображений противоречит принципу, согласно которому желающие служить Иегове Богу должны поклоняться ему в духе и истине (Ин 4:24; 2Кр 4:18; 5:6, 7).

Он не терпит никакого смешения истинного поклонения с идолопоклонством. Это видно из того, что он осудил поклонение телёнку, хотя израильтяне и связали такое поклонение с его именем (Исх 32:3-10).

Иегова Бог не делится своей славой с резными изображениями (Иса 42:8).

Нигде в Писании не упоминается о том, что верные служители Иеговы использовали какие-либо предметы, чтобы с их помощью молиться Богу или
поклоняться ему.

Однако некоторые указывают на Евреям 11:21, где, согласно католическому переводу «Дуэская Библия» (Douay Version), говорится: «Верой Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и почтил верх его посоха».

В сноске к этому стиху сказано, что Иаков «оказал относительную честь и почтение верху посоха Иосифа», и отмечается: «Некоторые переводчики, не
признающие такого относительного почитания, искажают этот стих, переводя его как „поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха“».

Но такой перевод и подобные ему не искажает текст, как утверждается в этой сноске, а согласуется со смыслом еврейского текста в Бытии 47:31 и принят
даже в некоторых католических переводах, в том числе в «Иерусалимской Библии» (JB).

Формы идолопоклонства

Идолопоклонство, о котором говорится в Библии, включало в себя такие отвратительные дела, как сакральная проституция, принесение в жертву детей,
пьянство и самоистязание до крови (1Цр 14:24; 18:28; Иер 19:3-5; Ос 4:13, 14; Ам 2:8).

Идолов почитали тем, что ели и пили на праздниках и церемониях в их честь (Исх 32:6; 1Кр 8:10), им кланялись и приносили жертвы, перед ними пели и танцевали, их даже целовали (Исх 32:8, 18, 19; 1Цр 19:18; Ос 13:2).

Кроме того, идолопоклонники накрывали столы для ложных богов (Иса 65:11), приносили питьевые приношения, жертвенные лепёшки и возносили жертвенное курение (Иер 7:18; 44:17), а также устраивали церемониальные плачи (Иез 8:14).

Одна из возможных причин, по которым Закон запрещал израильтянам определённые действия, состояла в том, что они были связаны с
идолопоклонством, распространённым среди соседних народов.

Например, израильтянам запрещалось делать себе татуировки, делать на теле нарезы, сбривать брови, стричь коротко виски и портить край бороды (Лв 19:26-28; Вт 14:1).

Идолопоклонство может принимать и более скрытые формы. Среди них жадность (Кл 3:5). Жадный человек начинает любить уже не Творца, а то, чего
страстно желает.

Таким образом желаемое фактически становится для него идолом. Вместо того чтобы верно служить Иегове Богу, человек может стать рабом своего живота, то есть плотского желания, и сделать его своим богом (Рм 16:18; Фп 3:18, 19).

Так как любовь к Творцу доказывается послушанием ему (1Ин 5:3), к идолопоклонству приравниваются мятеж и самонадеянность (1См 15:22, 23).

Идолопоклонство до Потопа

Идолопоклонство зародилось в невидимой сфере. Одно облечённое славой духовное создание, движимое жадностью, развило в себе настолько сильное
желание стать подобным Всевышнему, что отдалилось от своего Бога, Иеговы, и восстало против него (Иов 1:6-11; 1Тм 3:6; ср. Иса 14:12-14; Иез 28:13-15, 17).

Первым человеком, виновным в идолопоклонстве, была Ева. Она захотела съесть запретный плод, и это неправильное желание побудило её нарушить
Божью заповедь. Когда Адам позволил эгоистичному желанию стать сильнее любви к Иегове и затем ослушался его, он также стал идолопоклонником (Бт
3:6, 17).

Со времени мятежа в Эдеме лишь немногие люди не осквернили себя поклонением идолам.

Когда жил внук Адама Енос, идолопоклонство стало проявляться в том, что люди «начали призывать имя Иеговы» (Бт 4:26).

Ясно, что они не призывали Иегову с верой, как это делал праведный Авель за много лет до того, за что его и убил его брат Каин (Бт 4:4, 5, 8).

Очевидно, во времена Еноса люди стали неправильно использовать имя Иеговы Бога, и это было некой формой ложного поклонения. Возможно, люди называли именем Иеговы себя или других людей через которых они якобы поклонялись Богу или идолов считая их видимым средством, помогавшим им поклоняться невидимому Богу.

В Библии не сообщается, насколько широко распространилось идолопоклонство в период времени со дней Еноса до Потопа, но положение, несомненно, постоянно ухудшалось, так как в дни Ноя «Иегова увидел, что люди на земле погрязли в пороке и что все мысли их сердца постоянно направлены только на зло».

Этому способствовали не только грешные склонности людей. Сильное пагубное влияние на мир того времени оказывали материализовавшиеся ангелы,
вступавшие в интимные отношения с человеческими дочерьми, и их гибридные потомки, нефилимы (Бт 6:4, 5).

Идолопоклонство во времена патриархов

Хотя в Потопе погибли все люди, занимавшиеся идолопоклонством, оно появилось вновь. Во главе возродившегося идолопоклонства стоял Нимрод,
«сильный охотник, противящийся Иегове» (Бт 10:9).

Без сомнения, именно под руководством Нимрода началось строительство Вавилона и его башни по-видимому, зиккурата, предназначавшегося для
идолопоклонства.

Иегова Бог расстроил планы строителей, смешав их язык. Перестав понимать друг друга, они прекратили строить город и рассеялись.

Однако идолопоклонству, зародившемуся в Вавилоне, не был положен конец. Куда бы ни приходили те строители, они приносили с собой ложные
религиозные взгляды (Бт 11:1-9).

В халдейском городе Уре, следующем городе, упомянутом в Писании, как и в Вавилоне, не поклонялись истинному Богу, Иегове. Согласно археологическим раскопкам, покровителем того города был бог луны Син.

В Уре жил Фарра, отец Аврама (Авраама) (Бт 11:27, 28).

Живя среди идолопоклонников, Фарра, возможно, был одним из них, как это следует из слов Иисуса Навина, сказанных израильтянам спустя столетия: «В древние времена ваши предки, среди которых был Фарра, отец Авраама и отец Нахора, жили на той стороне Реки и служили другим богам» (ИсН 24:2). Тем не менее Авраам проявлял веру в истинного Бога, Иегову.

Где бы ни оказывался Авраам, а позднее и его потомки, они везде сталкивались с идолопоклонством, которое корнями уходило в отступничество в Вавилоне.

Поэтому им постоянно угрожала опасность оскверниться идолопоклонством. Идолы были даже у родственников Авраама. У Лавана, который был тестем
Иакова, внука Авраама, были терафимы, или семейные идолы (Бт 31:19, 31, 32).

Иаков счёл необходимым повелеть своим домашним удалить всех чужеземных богов и закопал идолов, которых они ему отдали (Бт 35:2-4).

Возможно, он закопал идолов для того, чтобы никто из его домашних, считая металл, из которого они были сделаны, особенно ценным, не использовал его в каких-либо целях. В Библии не говорится, стал ли Иаков переплавлять или ломать идолов, до того как закопать их.

Идолопоклонство и народ, состоявший в соглашении с Богом

Как Иегова и говорил Аврааму, его потомки, израильтяне, стали пришельцами в чужой земле, Египте, и подверглись там угнетению (Бт 15:13).

Они оказались в стране, погрязшей в идолопоклонстве и наводнённой изображениями. Многие из почитаемых в Египте божеств изображались с телом
человека и головой животного, среди них Баст с головой кошки, Хатор с головой коровы, Гор с головой сокола, Анубис с головой шакала и Тот с головой ибиса.

Египтяне почитали созданий, обитающих в воде, воздухе и на суше, и «священных» животных после смерти мумифицировали.

После того как Иегова Бог освободил свой народ из Египта, он дал ему Закон, в котором недвусмысленно осуждалось идолопоклонство, распространённое
у других народов.

Вторая из Десяти заповедей ясно запрещала делать резные и любые другие изображения того, что в небесах, на земле или в водах, и поклоняться им
(Исх 20:4, 5; Вт 5:8, 9).

Давая израильтянам последние наставления, Моисей подчеркнул, что невозможно сделать изображение истинного Бога, и предупредил их о ловушке
идолопоклонства (Вт 4:15-19).

Чтобы израильтяне не стали идолопоклонниками, он также повелел им не заключать никаких соглашений и брачных союзов с язычниками, жившими в
земле, в которую они входили, а истребить их. Следовало уничтожить и всё, что было связано с идолопоклонством,- жертвенники, священные столбы и колонны и резные изображения (Вт 7:2-5).

Преемник Моисея, Иисус Навин, собрал в Сихеме все племена Израиля и призвал их удалить ложных богов и верно служить Иегове Богу. Народ
согласился и после этого служил Иегове Богу, пока был жив Иисус Навин и старейшины, которые пережили его (Ис.Н 24:14-16, 31).

Но затем израильтяне погрязли в отступничестве и стали поклоняться ханаанским богам - Ваалу, Астарте и священному столбу, или Ашере. Поэтому
Иегова Бог отдавал их в руки их врагов.

Всё же, когда израильтяне раскаивались, он, проявляя милосердие, назначал им судей, чтобы избавлять их (Сд 2:11-19; 3:7).

Во времена царей

В Библии не сообщается о том, что во времена правления первого израильского царя Саула, его сына Иевосфея, а также Давида в Израиле было распространено идолопоклонство. Тем не менее можно заключить, что оно там всё же было. Например, у Мелхолы, дочери Саула, был терафим (1См 19:13).

Однако открытое идолопоклонство распространилось в царстве лишь в конце правления Соломона, сына Давида. К нему израильтян подтолкнул сам царь,
который под влиянием многочисленных чужеземных жён построил высоты Астарте, Хамосу, Милхому и Молоху. Народ в целом вовлёкся в ложное
поклонение и стал кланяться идолам этих богов (1Цр 11:3-8, 33; 2Цр 23:13).

Из-за такого идолопоклонства Иегова Бог отнял десять племён у Ровоама, сына Соломона, и отдал их Иеровоаму (1Цр 11:31-35; 12:19-24).

Иегова Бог заверил Иеровоама, что если тот будет верно служить ему, то он упрочит его царство. Однако, став царем, Иеровоам испугался, что если его
подданные будут и дальше ходить для поклонения в Иерусалим, то восстанут против его правления, и поэтому ввёл поклонение телятам (1Цр 11:38; 12:26-33).

Народ поклонялся телятам всё время, пока существовало десятиплеменное царство, а во время правления Ахава в царстве было введено ещё и поклонение тирскому Ваалу (1Цр 16:30-33).

Но отступниками стали не все. Во время правления Ахава - когда по наущению его жены Иезавели пророков Иеговы убивали мечом - в стране оставалось 7 000 человек, которые не вставали на колени перед Ваалом и не целовали его (1Цр 19:1, 2, 14, 18; Рм 11:4).

Кроме сообщения о том, что Ииуй искоренил в царстве поклонение Ваалу (2Цр 10:20-28), нет никаких сведений о том, что кто-то из царей десятиплеменного царства проводил в стране религиозные реформы.

Ни правители, ни народ северного царства не прислушивались к пророкам, которых Иегова Бог неоднократно к ним посылал, и поэтому Всемогущий отдал этих закоснелых идолопоклонников в руки ассирийцев (2Цр 17:7-23).

Не сильно отличалось положение и в царстве Иуда, хотя некоторые цари и совершали там религиозные преобразования. Несмотря на то что разделение
царства Соломона произошло именно из-за идолопоклонства, его сын Ровоам не извлёк урока из наказания Иеговы Бога и не стал сторониться идолопоклонства.

Как только власть Ровоама утвердилась, он - а с ним и весь народ царства Иуда - впал в отступничество (2Лт 12:1).

Народ строил высоты, ставил на них священные колонны и столбы, а также участвовал в сакральной проституции (1Цр 14:23, 24). Царь Авия, когда воевал с Иеровоамом, проявил веру в Иегову Бога и был благословлён победой, но во многом он поступал так же, как его отец и предшественник на престоле, Ровоам (1Цр 15:1, 3; 2Лт 13:3-18).

Два следующих иудейских царя, Аса и Иосафат, верно служили Иегове Богу и стремились искоренить в своём царстве идолопоклонство. Но жители Иуды
настолько погрязли в ложном поклонении, что, несмотря на усилия этих царей уничтожить высоты, тайно сохраняли их или строили вновь (1Цр 15:11-14;
22:42, 43; 2Лт 14:2-5; 17:5, 6; 20:31-33).

Правление следующего царя, Иорама, началось с кровопролития и ознаменовало новый этап в истории идолопоклонства в Иуде, который объяснялся влиянием его жены-идолопоклонницы Гофолии, дочери Ахава (2Лт 21:1-4, 6, 11).

Гофолия также была советчицей их сыну Охозии. Поэтому во время правления Охозии и затем захватившей власть Гофолии идолопоклонство в царстве процветало с одобрения власти (2Лт 22:1-3, 12).

В начале правления Иоаса Гофолию казнили и истинное поклонение было восстановлено. Но после смерти первосвященника Иодая царство под влиянием
князей вновь вернулось к идолопоклонству (2Цр 12:2, 3; 2Лт 24:17, 18). Поэтому Иегова отдал иудейские войска в руки вторгшихся в страну сирийцев, а Иоаса убили его же слуги (2Лт 24:23-25).

Исполнение Божьего приговора, вынесенного Иуде, и насильственная смерть Иоаса, несомненно, произвели сильное впечатление на Амасию, сына Иоаса,
и в начале своего правления он делал то, что правильно в глазах Иеговы Бога (2Лт 25:1-4).

Но, победив эдомитян и взяв их идолов, он стал служить богам побеждённых им же врагов (2Лт 25:14).

Расплата за это пришла, когда Иуде нанесло поражение десятиплеменное царство, а Амасию убили заговорщики (2Лт 25:20-24, 27).

Хотя об Азарии (Озии) и его сыне Иофаме говорится, что в целом они поступали правильно в глазах Иеговы Бога, их подданные продолжали поклоняться идолам на высотах (2Цр 15:1-4, 32-35; 2Лт 26:3, 4, 16-18; 27:1, 2).

При Ахазе, сыне Иофама, идолопоклонство в Иуде достигло невиданного прежде размаха. Ахаз стал первым иудейским царем, о котором сказано, что он сжёг своего сына, а возможно, даже нескольких в жертву ложным богам (2Цр 16:1-4; 2Лт 28:1-4).

В наказание Иегова Бог отдал иудеев в руки их врагов. Вместо того чтобы раскаяться, Ахаз заключил, что успех царям Сирии даровали их боги, и решил
тоже приносить жертвы этим божествам, чтобы они помогали и ему (2Лт 28:5, 23).

Более того, он запер двери храма Иеговы и разломал на куски принадлежности храма (2Лт 28:24).

Езекия, сын Ахаза, в отличие от своего отца, извлёк урок из вразумления Иеговы Бога (2Лт 29:1, 5-11). Став царём, он сразу же начал восстанавливать истинное поклонение Иегове Богу (2Лт 29:3).

Во время его правления было уничтожено всё, что было связано с ложным поклонением, не только в земле Иуды и Вениамина, но и в земле Ефрема и
Манассии (2Лт 31:1).

Сын Езекии Манассия восстановил идолопоклонство (2Цр 21:1-7; 2Лт 33:1-7).

В Библии не объясняется, почему он это сделал. Возможно, Манассия,
вступивший на престол в 12-летнем возрасте, оказался под плохим влиянием советников и князей, которые не были всецело преданы Иегове Богу.

И всё же, в отличие от Ахаза, получив суровое наказание от Иеговы и оказавшись в плену в Вавилоне, Манассия раскаялся и, вернувшись в Иерусалим, провёл религиозные преобразования (2Лт 33:10-16). Однако его сын Амон опять стал приносить жертвы резным изображениям (2Лт 33:21-24).

Следующий царь, Иосия, очистил Иуду от идолопоклонства. В Иуде и даже в городах Самарии были осквернены места, на которых поклонялись идолам.

Иосия отстранил от служения жрецов и тех, кто возносил жертвенный дым Ваалу, солнцу, луне, зодиакальным созвездиям и всему небесному воинству (2Цр 23:4-27; 2Лт 34:1-5).

Тем не менее и эта крупномасштабная кампания против идолопоклонства не покончила с ним навсегда.

Последние четыре иудейских царя - Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия - были идолопоклонниками (2Цр 23:31, 32, 36, 37; 24:8, 9, 18, 19).

Упоминания об идолопоклонстве в книгах пророков проливают свет на то, что происходило в царстве Иуда в последние годы его существования. В стране
по-прежнему были места для идолопоклонства, люди занимались сакральной проституцией и приносили в жертву детей (Иер 3:6; 17:1-3; 19:2-5; 32:29, 35; Иез 6:3, 4).

В идолопоклонстве были виновны даже левиты (Иез 44:10, 12, 13). Перенесшись в видении в Иерусалимский храм, Иезекииль увидел там омерзительного «идола ревности» и людей, которые поклонялись изображениям ползающих существ и отвратительных зверей, а также ложному богу Таммузу и солнцу (Иез 8:3, 7-16).

Хотя израильтяне чтили идолов настолько, что приносили им в жертву собственных детей, при этом они делали вид, что поклоняются Иегове Богу, и
считали, что их не постигнет бедствие (Иер 7:4, 8-12; Иез 23:36-39).

Погрязнув в идолопоклонстве, люди в целом стали настолько неразумны, что когда во исполнение слов Иеговы бедствие всё же пришло и в 607 г. до н. э.
вавилоняне опустошили Иерусалим, они решили, что это постигло их за то, что они перестали возносить жертвенное курение и возливать питьевые приношения «царице небес» (Иер 44:15-18).

Почему Израиль обращался к идолопоклонству

То, что так много израильтян всё снова и снова оставляли истинное поклонение, объяснялось несколькими причинами. Как одно из дел плоти, идолопоклонство взывало к желаниям плоти (Гл 5:19-21).

Поселившись в Обетованной земле, израильтяне могли видеть, что не изгнанные ими до конца язычники, которые обладали гораздо большим опытом в земледелии, получали богатые урожаи.

Возможно, многие израильтяне спрашивали у хананеев о причинах их успехов и следовали их советам о том, как угодить Ваалу, или «владельцу», каждого участка земли (Пс 106:34-39).

Кроме того, к отступничеству их могли подтолкнуть брачные союзы с идолопоклонниками (Сд 3:5, 6). Серьёзным искушением для них была и связанная с идолопоклонством сексуальная распущенность.

Например, в Ситтиме на равнинах Моава тысячи израильтян предались безнравственности и вовлеклись в ложное поклонение (Чс 22:1; 25:1-3). А кто-то
мог прельститься возможностью напиваться при святилищах ложных богов (Ам 2:8).

Помимо этого некоторых привлекала якобы существовавшая возможность узнать будущее, ведь они хотели получить заверение в благоприятном исходе тех или иных событий. Так, Саул обратился к женщине, вызывавшей духов, а Охозия послал спросить Ваал-Зевува, бога Екрона (1См 28:6-11; 2Цр 1:2, 3).

Бессмысленность идолопоклонства

В Писании неоднократно говорится о том, как глупо полагаться на богов из дерева, камня и металла. Пророк Исаия описывает процесс изготовления идолов и показывает всю глупость человека, который одну часть дерева использует, чтобы приготовить себе пищу и согреться, а из другой делает бога, от которого ждёт помощи (Иса 44:9-20).

Исаия написал, что в день ярости Иеговы Бога идолопоклонники бросят своих бесполезных идолов землеройкам и летучим мышам (Иса 2:19-21).

«Горе тому, кто говорит куску дерева: „Пробудись!“ - и немому камню: „Проснись!“» (Авв 2:19). Делающие идолов станут подобными им, то есть
безжизненными (Пс 115:4-8; 135:15-18; см. Отк 9:20).

Отношение к идолопоклонству

Верные служители Иеговы Бога всегда относились к идолам с отвращением. В Библии ложные боги и идолы не раз описываются уничижительными
словами: они называются бесполезными (1Лт 16:26; Пс 96:5; 97:7), отвратительными (1Цр 15:13; 2Лт 15:16), постыдными (Иер 11:13; Ос 9:10), а также
мерзостью (Иез 37:23).

Часто встречается выражение «омерзительные идолы», которым переводится еврейское слово гиллули́м, родственное слову со значением «помёт» (1Цр 14:10; Сф 1:17).

Впервые это выражение, передающее презрение, появляется в Левите 26:30, и в одной лишь книге Иезекииля оно встречается около 40 раз, начиная с 4 -го стиха 6-й главы.

Праведный Иов понимал, что если бы его сердце втайне соблазнялось, когда он смотрел на небесные тела, например на луну, и если бы его рука посылала воздушные поцелуи возможно, в знак поклонения идолам, то это было бы равносильно отречению от Бога и, следовательно, идолопоклонством
(Иов 31:26-28; ср. Вт 4:15, 19).

Через пророка Иезекииля Иегова Бог сказал о праведном человеке, что он «не устремлял свои глаза к омерзительным идолам дома Израиля», то есть ни о чём их не просил и не искал у них помощи (Иез 18:5, 6).

Среди людей, избегавших идолопоклонства, можно выделить также трёх евреев - Седраха, Мисаха и Авденаго, которые даже под угрозой смерти в огненной печи отказались поклониться золотому истукану, установленному царем Навуходоносором на равнине Деир (Дан, гл. 3).

Первые христиане следовали вдохновлённому Богом совету: «Убегайте от идолопоклонства» (1Кр 10:14), и те, кто изготавливали идолов, видели в
христианстве угрозу своему прибыльному делу (Де 19:23-27).

По свидетельствам историков, не участвуя в идолопоклонстве, христиане, жившие в Римской империи, часто оказывались в ситуациях, сходных с той, в
которой оказались три еврея. Если бы эти христиане сожгли щепотку благовония в знак признания божественной сущности императора, они могли бы избежать смерти. Но на такое соглашались немногие.

Первые христиане ясно понимали, что если бы они, после того как обратились от идолов к истинному Богу (1Фс 1:9), вернулись к идолопоклонству, то они не вошли бы в Новый Иерусалим и не получили бы в награду жизнь (Отк 21:8; 22:14, 15).

И сегодня служители Иеговы Бога должны хранить себя от идолов (1Ин 5:21).

В Библии было предсказано, что на всех жителей земли будет оказываться
сильное давление с целью заставить их поклоняться символическому «зверю и его изображению». Никто из участвующих в таком идолопоклонстве не получит Божий дар вечной жизни. «Здесь нужна стойкость святых» (Отк 13:15-17; 14:9-12).

Смотрите полезное видео

Идолопокло́нство (от греч. eidwlon - видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса - бога вина и веселья, Афродиты - богини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.

В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким “похотям”, идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений . Идолослужением апостол Павел называет, например, страсть к богатству, “любостяжание” (Кол. 3:5), чревоугодие (“их бог - чрево” - Флп. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец - ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: “Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия” .

Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан , когда писал: “Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство” .

Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, “не словом или языком, но делом и истиною” (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: “Не можете служить Богу и мамоне” (Мф. 6:24).

Происхождение идолопоклонства

Свт. Игнатий (Брянчанинов) : идолопоклонство - попытка падшего ангела реализовать своё гордое желание стать равным Богу

Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада , он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу . Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге. Но чувство богопочитання есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением - лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха - падшему ангелу и сонмищу его демонов . Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха - демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение; пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как научает нас Божественный

Поделиться