Является ли семья социальной группой. Социальные группы. Виды социальных групп. Малая социальная группа. Типология малых групп

Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (Г.С. Антипова).

Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа - это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие ималые , первичные и вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

Малочисленный состав;

Пространственная близость ее членов;

Длительность существования;

Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

Добровольность вступления в группу;

Неформальный контроль за поведением членов.

Типология малых групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

1. Группа-конгломерат - группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2. Группа-ассоциация , имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3. Группа-кооперация , характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4. Группа-корпорация , которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);


5. Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив , в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.

Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.

Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

Референтная группа . Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Референтной может быть группа:

К которой индивид принадлежит в данный момент;

Членом которой он был прежде;

К которой он хотел бы принадлежать.

Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, - организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

Обычно весьма значительны по размерам;

Возникают для достижения определенной цели;

В них поддерживаются формальные отношения;

Отношения ограничены (представлены контактами).

Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.

Таблица 1 - Типы первичных и вторичных групп

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа - это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

- этнические общности (расы, нации, народности, племена);

- социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

- социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

- социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Семейные проблемы.

Приоритеты и функции воспитательной деятельности педагога.

Факторы гуманизации пространства школы.

Интеграция детей разных социальных групп как ведущий принцип воспитательной деятельности. Общеизвестно, что воспитательная деятельность педагога строится с учетом процессов, протекающих в социуме, с учетом положения детей в обществе. Социальный статус ребенка предполагает узаконенную и гарантируемую на государственном уровне поддержку детей взрослыми с целью достижения максимально полного раскрытия потенциала развивающейся личности на каждом возрастном этапе. Жизнь российских детей протекает в условиях жесткой социальной дифференциации, дегуманизирующей пространство их детства. Фактором изменения этой ситуации может стать воспитательная деятельность педагога, направленная на интеграцию разных социальных групп детей в единое сообщество.

Специалисты выделяют в современном детском сообществе несколько групп детей, которые являются жертвами социума. Речь идет о детях группы «социального риска», лишенных по различным причинам возможностей, необходимых для нормального развития, попавших под воздействие криминогенных факторов, оказавшихся в условиях, препятствующих их социально-психологической адаптации. Эти дети не всегда лишены дома, семьи, достатка, но они всегда лишены главного - родительского надзора, опеки и заботы. Группа риска - это безнадзорные дети, попавшие в неблагоприятные условия социализации и нуждающиеся в социально-психологической реабилитации; дети, постоянно нарушающие по тем или иным причинам социальные нормы. К этой группе относят детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-бомжей, бродяг. Не имея определенного места жительства или не желая жить в тех условиях, которые им предлагает семья, они, как правило, имеют склонность к девиантному поведению.

Приметой нашего времени стало ускорение темпов роста социального сиротства - сироты при живых родителях. К «группе риска» относят также детей- инвалидов; детей из малообеспеченных семей; из детских домов, интернатов; детей, доставляемых в приемники-распределители за побеги из этих учреждений; детей безработных родителей; родителей- алкоголиков; детей-рабов, алкоголиков, проституток, детей из криминальных структур. Жизнь в пространстве такого детства - раннее взросление, неблагоприятные условия жизни, эмоциональная депривация, жестокое обращение - приводит детей к мысли о бесперспективности жизни. Основными причинами суицидального поведения подростков являются конфликты, переживаемые детьми в семье, школе, во взаимоотношениях со сверстниками, общении с друзьями и с противоположным полом.

Особые проблемы: непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей; личностные проблемы: одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность; любовные проблемы: несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция или бесплодие; экономические проблемы: безденежье, отсутствие жилья, безработица.

«Детей с проблемами» отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивое внимание. Эти дети плохо читают, не умеют считать, не в состоянии сосредоточиться на чем либо. Они не воспринимают требований школы и, как следствие - не получают необходимого образования Их состояние характеризуется как состояние фрустрации - психическое состояние, сопровождаемое разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности накладывается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. А частые фрустрации ведут к формированию у детей агрессивности и повышенной возбудимости. Низкий уровень жизни - это тоже причина, способствующая возникновению фрустрации.

В современной педагогике разработаны подходы к работе с детьми с «особыми нуждами». Выделены 3 группы таких детей:

Дети, которые в силу не зависящих от них обстоятельств оказались в трудных условиях существования: дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей; дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами; дети из семей вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные финансовые затруднения, семей безработных. У таких детей нарушена психическая адаптация, есть затруднения личностного развития, школьная неуспеваемость и проблемы девиантного поведения;

Дети с различными отклонениями от уровня «среднего» развития и жизнедеятельности здорового ребенка - с эмоциональными расстройствами, нарушениями в развитии речи, соматического здоровья в сторону повышения какой-либо функции или способности (до одаренности);

Дети со стойким физическим недостатком: умственная отсталость, слепота, глухота и т. д.

Психическое и личностное развитие детей разных групп «риска» имеют сходство:

Длительный опыт эмоциональной травматизации, все они пережили или переживают посттравматический стресс;

Разнообразные по степени выраженности и тяжести эмоциональные нарушения с переживаниями скрытой или явной тревоги, стойкие изменения поведения и различные соматические, телесные нарушения, отклонения в физическом развитии;

Тяжесть дезадаптации усиливают сопутствующие психосоциальные отклонения.

Гуманизация жизни современного школьника требует от педагогов осознания процессов социальной дифференциации. Дифференцированный подход в воспитании означает целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе, и оказание педагогической помощи учащимся в их самоусовершенствовании.

Педагог стремится оказать помощь каждой группе, работая с учетом ее специфики. Отказываясь от нерезультативных форм фронтальной работы с большим коллективом, переходит к методам, близким к индивидуальной работе. Педагог разрабатывает для каждой дифференцированной группы особую методику - анализ, классификацию различных качеств личности, выделение качеств, наиболее типичных для данной группы. Методы и формы работы: игры, соревнования, организация временных творческих объединений детей, создание педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства той или иной группы или отдельного ребенка.

Дифференцированное воспитание находится в прямой зависимости от творческой атмосферы, доброжелательности, демократического стиля отношений внутри коллектива, ориентации детей и педагога на гуманистические ценности.

Приоритеты воспитательной деятельности педагога. «Человек, - писал К. Роджерс, - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор» (facilitation - помощь, англ.). Фасилитаторская деятельность педагога является приоритетной воспитательной деятельностью, направленной на гуманизацию пространства детства. Такой педагог открыт для диалога, он относится к ученикам с доверием, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Освоение фасилитаторской деятельности как приоритетной - непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называют приоритетными: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условий успешной адаптации в современном мире.

Функции воспитательной деятельности педагога. Функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций.

Если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;

Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

Если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе. Эта «территория является «пространством детства», где ребенок реализует свои ведущие потребности; «педагогическим пространством», где педагог осуществляет воспитывающую функцию и, наконец, пространством взаимодействия педагогов и детей - «воспитательным пространством». В этом пространстве отношения между педагогами и детьми носят амбивалентный характер: педагог воздействует на детей (субъектно-объектные отношения) и взаимодействует с ними (субъект - субъектные отношения).

В условиях гуманизации организаторская функция учителя приобретает иной характер: если традиционно он был организатором «воспитательного мероприятия» с учащимися, то сегодня эта сфера деятельности имеет иной характер - организация «внутренней стороны жизни класса, школы, пробуждение коллективной рефлексии».

Помощь, защита, недирективное управление, культурное влияние, фасилитация - вот основные функции воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства.

Содержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства. Изучение ребенка является ведущим условием гуманизации пространства детства. Педагог наблюдает, опрашивает, анкетирует, тестирует ребенка возрастно, социально, культурно, средово, чтобы лучше понять его, фиксирует динамику развития, анализирует предметы детского творчества - сочинения, рисунки.

Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути - создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой ты есть, оценивать себя реально. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении. Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности - вот средства гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно.

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства рассматриваются: эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятия любого его переживания независимо от способа выражения. Педагогическая, эмпатия - это не осуждение, сравнивание, наказание, а терпение, поддержка, поиск общих смыслов, необходимость дать ребенку выразить свои эмоции и мысли наиболее доступным для него способом. Метод эмпатии в психологии считается самым тонким и сложным способом познания. Важнейшая инвариантная характеристика воспитательной деятельности педагога - принятие, т.е. принятие того факта, что независимо от вероисповедания, расы и др. право каждого жить на земле - абсолют (не любовь, не уважение).

Конгруэнтность - это полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном; открытость, способность обсуждать с учениками и коллегами любые проблемы, прозрачность и безопасность действий педагога по отношению к любому члену школьного коллектива, отказ от дистанции, снятие неопределенности отношений, установление более глубоких контактов.

Суггестивность - способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, умение создать благоприятную для самочувствия и настроения эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, естественность поведения.

Способность к рефлексии - помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе жизнедеятельности, помощь в самостоятельной адекватной оценке событий (ситуация - стоп-кадр и ее анализ). Креативность педагога проявляется в стремлении воспитать творческие качества.

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки.

В качестве показателей успешности воспитательной деятельности, направленной на очеловечивание жизни ребенка, следует рассматривать его физическое здоровье, психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание учеником школьных лет как успешных и радостных событий в жизни и начала биографии. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Проект рекомендаций педсовета. На заседании МО классных руководителей выработать стратегию и тактику воспитательной деятельности в условиях интеграции детей разных социальных групп. Педагогу-психологу: составить план работы с учетом цели создания условий для самореализации учащихся в условиях гуманизации пространства детства через интеграцию, дифференциацию и индивидуализацию. Социальному педагогу: определить содержание деятельности с учетом профилактической, защитно-охранной и организационной функций.

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли интеграция детей разных социальных групп в условиях вашей школы?

2. Что включает в себя содержание воспитательной деятельности?

3. Какие направления деятельности педагогического коллектива должны быть приоритетными в условиях вашей школы?

4. Что способствует созданию условий для саморегуляции ученика, как цели и результата воспитательной деятельности педагога?

Лекцию провела О. Ю. МАКУШЕВА - заместитель директора по УВР открытой (сменной) школы № 8 г. Владимир

Семья является одним из типов организованной социальной группы. Это достаточно сложная общность людей, имеющая широкий спектр социальных функций, главная из которых – непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен в своих взглядах на семью.

В проектах "Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивал идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" – государство.

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени видели в основе общественных отношений семью, обращали основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы И. Кант и Г. Гегель. Основу семьи И. Кант видел в правовом порядке, а Г. Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь.

Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы "Материнское право". Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-1881) "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин также отмстил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Таким образом, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В основе причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, лежат потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • – репродуктивная – рождение детей;
  • – экзистенциальная – функция социальной и эмоциональной защиты своих членов;
  • – хозяйственно-потребительская – соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства;
  • – воспитательная – семейная социализация, воспитание детей;
  • – социально-статусная – связь с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи;
  • – восстановительная – поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха;
  • – коммуникативная функция – общение, обмен информацией.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи:

  • – вступление в первый брак – образование семьи;
  • – начало деторождения – рождение первого ребенка;
  • – окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
  • – "пустое гнездо" – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
  • – прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамная – женщина имеет нескольких супругов или брак одного мужчины с двумя или более женами. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой (пуклеарный) или сложный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы. Можно выделить разные исторические типы семьи.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

  • – традиционная семья. Ее признаки: совместная жизнь, по крайней мере, трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина;
  • – нетрадиционная (эксплуататорская) семья. Ее признаки: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);
  • – эгалитарная семья (семья равных). Она отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

  • – патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
  • – детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
  • – супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Семья – это сложнейшая сфера существования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития разнообразных чувств, установок, психологической совместимости. Психологический климат – это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе. Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе критически.

Выводы

  • 1. Стихийное массовое поведение – различные формы поведения толпы, циркуляция слухов, коллективные мании, общественные движения и прочие "массовидные явления". Среди стихийных групп в социально-психологической литературе выделяют толпу, массу, публику.
  • 2. Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
  • 3. Масса – добровольное объединение людей, которых волнует одна и та же проблема. Она обычно представляет собой более стабильное образование, чем толпа с довольно нечеткими границами.
  • 4. Публика – лица, находящиеся в качестве зрителей – одна из форм группы, не организованной формально.
  • 5. Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в нее лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.
  • 6. Высшей стадией развития группы является коллектив. Это группа людей, объединенная общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности.
  • 7. Коллективность – субъектный результат совместной деятельности в группе, который характеризует отношение ее членов к различным сторонам деятельности (трудовой, учебной, игровой и пр.).
  • 8. Семья – малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. К главной функции семьи относится непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни.

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

Поделиться