Анализ Стихотворения «К Чаадаеву». Краткий анализ стихотворения "к чаадаеву"

А. С. Пушкин создал немало достойных произведений и стал великим поэтом потому, что смог решить две исторически важные задачи: сделал литературу зеркалом действительности и поднял ее искусством слова на подлинно художественную высоту. На практике показал, что творчество не «невинная игрушка», не приятное времяпрепровождение «в часы досужны», а «ремесло», которое должно выполнять важную функцию - «глаголом жечь сердца людей».

Новый виток в творчестве поэта наступил после переезда его в Петербург. Это неразрывно связано с новыми знакомствами в кругах свободолюбивой молодежи. Стихотворения и поэмы, написанные в этот период, привлекают внимание необыкновенной легкостью, острой оценкой действительности и совершенным владением словом. Наибольшее внимание вызвали вольнолюбивые сочинения: «Вольность», «Сказки. Noel», «К Чаадаеву». О последнем и пойдет речь в этой статье.

О Чаадаеве и Пушкине

Анализ стихотворения по плану принято начинать с даты и истории создания. Чтобы понять глубину пушкинских строк, необходимо рассказать немного о дружбе великих людей: Чаадаева и Пушкина. П. Я. Чаадаев - русский философ и публицист. В 1836 году в «Телескопе» опубликовали его письмо, в котором Чаадаев резко раскритиковал российское прошлое и настоящее. Власти объявили его сумасшедшим и запретили писать. Но письмо свое дело сделало, как писал Герцен, оно «потрясло всю мыслящую Россию». Знакомство Пушкина и Чаадаева состоялось в 1816 году, задолго до этой публикации.

Познакомились они в доме Карамзина в Царском Селе. Серьезный, исключительно умный и прекрасно образованный Петр Яковлевич оказал огромное влияние на нравственное развитие Пушкина. Этому человеку и посвящены знаменитые строки «надежды» и «тихой славы». Когда Пушкину грозила ссылка на Соловки, Чаадаев убедил Карамзина вступиться за поэта. В Михайловской ссылке поэт переписывался с Чаадаевым и посвящал ему свои сочинения. К нему обращены еще два стихотворения Пушкина. Несомненно, личность Чаадаева повлияла и на создание Онегина.

История написания

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», кратко рассмотрим историю его создания. У стихотворения около семидесяти вариантов и разночтений. Рукопись великого поэта не сохранилась, но авторство Пушкина никто и не думал оспаривать. Зачастую это посвящение относят к 1818 году и связывают с речью Александра I. Пушкин не поверил царским либеральным обещаниям, о чем и написал. Впервые стих был опубликован в 1829 году в «Северной звезде» без согласия автора и в сильно искаженном виде. Пушкин выразил по этому поводу свое недовольство.

Тема произведения

Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике, в нем говорится о возвышенном стремлении к освобождению «отчизны» от «гнета» роковой власти. Это послание - призыв, в котором воплощены идеалы. В стихотворении сочетаются интонации, присущие близкой дружбе, и формулировка гражданской позиции автора. Такое сочетание довольно необычно для лирической поэзии, и оно вызывает доверие читателя, который воспринимает произведение как обращение лично к нему.

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», необходимо отметить, что автор развивает традиции гражданского романтизма. Критика строя и программа лирического героя неконкретны, но это можно считать нормой в рамках романтизма. «Ждем с восторгом», «прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья» - это романтические образы, которые создают атмосферу служения идеалам справедливости. Автор обеспечил ясность, чистоту интонации и легкость восприятия. А искренность и гражданская позиция юного поэта не могут не привлекать читателя.

Основная мысль

Центральная темой произведения Пушкина является ожидание «минуты вольности святой». В стихотворении 21 строка, и это 10-я строка, которая занимает центральное место. Даже поверхностный анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что свое послание поэт адресует единомышленнику, поэтому излагать подробно свою позицию не требуется. Гражданская позиция раскрывается в виде дружеского послания. Герой стихотворения делится своими переживаниями. За психологической конкретикой кроется общая одушевленность, отражающая мироощущение целого поколения.

Тем самым преодолевается характерная для сентиментализма и классицизма антитеза личного и общественного блага. И жажда свободы в стихотворении предстает не как долг, а как трепетное чувство. Стремление к свободе таится в самом сердце героя и составляет смысл его существования, потому что свободный человек счастлив только в свободном обществе. Поэтому гражданское чувство здесь уподобляется любовному, что придает ему волнующе-личный характер. Сравнение молодого свободолюбивого человека с нетерпеливым любовником сплетает общественное и личное в один узел и отображает основную мысль стихотворения.

Герой стихотворения

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и рассмотрим образ лирического героя. В послании он не одинок - «нежил нас обман», он надеется, что его поймут - «горит еще желанье», поддержат - «мы ждем», и отзовутся на «прекрасные порывы». Его задача состоит в том, чтобы укрепить веру друга, к которому он обращается - «товарищ, верь», что наступит время «пленительного счастья»; не сомневаться в своем выборе, ведь они еще «горят желаньем» и ждут свободу, и это не пустые слова, они и сами готовы выполнить свой гражданский долг «пока сердца» «живы», их борьбу с «самовластьем» не забудут и «напишут имена».

В этом послании воплощен взгляд на чувства человека как на нечто изменчивое и непостоянное. Даже гражданская позиция предстает как преходящее состояние - «пока горим» свободой. Следовательно, упоение свободой проходит так же, как любовь, и нельзя упустить «души прекрасные порывы». Все это определяет настроение этого послания: нетерпение, страстное стремление к лучшему будущему, призыв к немедленному действию на благо отечества. Так в лирике Пушкина определяются черты, присущие романтическому мироощущению: нетерпеливое стремление к идеалу свободы, интерес к противоречиям человеческой души.

Можно ли в контексте заменить понятие «герой» словом «автор»? Конечно. Обрисованное в послании мироощущение было характерно для представителей того поколения, потому как цель их жизни заключалась в борьбе с неприемлемыми для них общественными тенденциями, в поддержке угнетенных. Автобиографичность послания очевидна и потому, что стихотворение обращено к конкретному человеку - близкому другу Пушкина П. Я. Чаадаеву.

Композиция стихотворения

По содержанию стихотворение «К Чаадаеву», анализ которого нас интересует, можно разделить на две части. В одной первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, воспоминания о счастье «любви, надежды». Они наполняли душу, «нежили» воображение, как «сон», но развеялись с приходом зрелого возраста. Иллюзии юности обманчивы, но благодаря им душа стала «гореть» идеалами и жить Слово «внемлем» от «внимать» - прислушиваться, впитывать услышанное, внимательно слушать.

Во второй части автор утверждает свое отношение к несчастьям отчизны, говорит о необходимости вмешаться в ход истории и исправить ошибки, воздействуя на течение событий. Напряженность и накал чувств передается при помощи гипербол и сравнения. Герой томится - «ждет с томленьем», как «любовник молодой» в ожидании «минуты вольности». Он не сомневается, что это будет «верное свиданья», то есть оно обязательно наступит, поэтому он призывает надеться и не оставлять попыток воплотить это в жизнь. Порывы души не пройдут незамеченными, так как они подобны костру.

Ритм послания

Продолжаем анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Кратко остановимся на ритме и стихотворном размере послания. Написано оно четырехстопным ямбом, и в нем нет разделения на строфы. Вот это единство текста создает впечатление, что монолог героя движется к подтверждению вневременной значимости «упованья», «горенья», «порывов», которые вызваны желанием освободиться «от гнета власти». Жажда свободы здесь выражается не как рациональное требование, а становится содержанием духовной жизни. На смену юношеским увлечениям пришла любовь к отчизне, которой герой жаждет себя посвятить: «отчизны внемлем призыванье».

Противительный союз «но» не только сообщает о двух периодах жизни, но и разделяет две части послания: «но в нас горит еще…». Это пятая строчка стихотворения, она очень важна, и звуковое соответствие с ней не только в этом четверостишии, в 8-й строчке, но и в 9-й строке («мы ждем…упованья»), и в 12-й («минуты… свиданья»), являясь как бы напоминанием об основной мысли.

Художественные средства

Продолжаем анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану, предложенному ниже. Гипербола (преувеличение) возникает в стихотворении в связи с тем, что автор заостряет внимание на гражданских чувствах, которые требуют самопожертвования: нетерпение должно стать «горением», а высокая цель превратить жизнь в жизнь «для чести». Призыв посвятить «прекрасные порывы» отчизне является продолжением любви к ней зрелого человека, который отказался от юношеских «забав». Наряду с гиперболами в стихотворении встречаются метафоры и стилистические обороты.

В метафоре «свободою горим» видны два плана: предметный в виде пламени и переносный, как одушевление. Они сопоставляются в одном образе. И это сравнение вносит новые оттенки в смысл. Передает не только ощутимое впечатление о духовном мире героя и его ровесников, но и эстетическую ценность, важную для них, их идеалы. Отблески костра прекрасны, и автор уподобляет им порывы души, и, напротив, высокие чувства напоминают стремящиеся к небу языки пламени.

Близость этих двух явлений подмечена давно, что известно многим по метафоре «пламенные чувства». Но в послании Пушкина она конкретизирована и характеризует политические устремления. Здесь привносится мотив жертвенности. Трагический отблеск пламени падает на современность, и поэтому единомышленники и друзья воспринимаются как люди, сознательно выбравшие свой путь и предвидевшие, что для борцов с «самовластьем» только память станет наградой. Ободрить их должно осознание того, что они пробуждают отчизну от векового сна. Что их действия приближают восход «звезды», луч которой разрушит самовластье, и их особый дар - это способность воспринимать свою трагическую судьбу как истинное счастье.

Поэтические средства

Последнее утверждение «на обломках самовластья… наши имена» выделено двумя особенностями: восходящей интонацией и сквозной рифмой, созвучной с рифмой предыдущего четверостишия: «взойдет она… вспрянет ото сна». Пятая строчка здесь как бы продолжение, отчего возникает эффект переноса. Внимание привлекается к значимости противоборствующей стороны, противником которой является самовластье, ненавистное лирическому герою. Проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», следует еще раз отметить, насколько большое значение придавал Пушкин своей дружбе с Чаадаевым, говоря о ней в своих личных дневниках как о «счастье».

В связи с этим неслучайно обращение к нему в послании как к человеку, чье имя встанет в один ряд с представителями поколения, «горящего» свободой. Их связывают эмоциональные факторы, главными из которых являются восторг от осознания того, что их ожидает участь героев, их деятельность на дороге «чести» принесет им славу. Все, что усвоено ими в юности, меркнет перед борьбой с самой судьбой, борьбой за свободу. В них «горит» желание доказать любовь к отечеству жертвенным служением ему. Надежда становится «томленьем упованья», что их имена не забудут потомки. И все это не обман юности, а реальность, опасная, жестокая, но принимаемая ими, их «нетерпеливою душой» в ожидании «верного свиданья».

Ранняя лирика Пушкина

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» - прекрасный пример ранней лирики. Поэтические средства, использованные автором в стихотворении, позволили выделить доминирующую идею. Она важна и для характеристики самого послания, его образного строя, и для характеристики героя. Свобода для поэта - незаменимое условие для жизни, несмотря на то, что до нее, как до звезды, сложно дотянуться. И как ни далеки эти идеальные стремления от повседневности, человек оценивается способностью посвятить свою жизнь возвышенным целям, принести себя во имя общего дела.

Для пушкинского лирического героя важен человек со всей неповторимостью своих чувств, который прилагает усилия для преодоления несовершенства, ощущаемого им как господство тьмы. Он стремится принести людям счастье, открывая путь к звезде, которая «взойдет» над ними, подобно солнцу. И пушкинский герой готов доказать неизбежность этого тем, кто неуверен. Он находит способы показать то, что выпало на их долю: это не только потери, страдания, жертвы, но и смысл жизни - «пленительное счастье».

План стихотворения

В образовательных учреждениях начиная с 5 класса учащимся предлагают провести анализ стихотворения. Это необходимо для того, чтобы:

  • Познакомить их с основными этапами творчества автора.
  • Выявить важнейшие цели и принципы художника.
  • Применить полученные знания и определить ведущую тему и жанр произведения, сюжет, проблематику, композиционное построение, ритм, преобладающее настроение автора.
  • Самостоятельно дать характеристику героя и определить соотнесенность его с автором.

Универсального плана нет, но, в 7 классе анализ стихотворения «К Чаадаеву» будет примерно таким:

  • название и автор стихотворения;
  • тема, идея (о чем стих?);
  • основная мысль (что автор хотел сказать?);
  • какую поэт рисует картину в своем стихотворении? (детали прорисовки, их цветовая гамма; слова, которые подсказали особенности изображения);
  • чувства и настроение поэта (меняются ли они от начала к финалу);
  • главные образы (как соотносится с автором; сам автор или от лица героя повествования);
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
  • собственное отношение (какие чувства у вас вызывает стихотворение?).

В 9 классе в анализе стихотворения «К Чаадаеву» дополнительно требуется определить:

  • относится ли автор к какой-либо литературной группировке (акмеист, символист, футурист);
  • ритм, стихотворный размер (анапест, дактиль, хорей, ямб и т. д.);
  • рифму (кольцевая, парная, перекрестная);
  • стилистические фигуры (анафора, антитеза, эпифора и др.);
  • лексику автора (бытовая, литературная, публицистическая; архаизмы, неологизмы);
  • автобиографичность стихотворения или прототипы и адресаты;
  • характеристика лирического героя;
  • эволюция образов в творчестве автора.

Стихотворение «К Чаадаеву».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву, имевшему большое влия­ние на поэта. Стихотворение получило широкое распростране­ние в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его — дружеское послание, стиль — романтический.

Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Поэт говорит о прошлом, настоящем и будущем своем и своего поколения, всех прогрессивно настроенных молодых лю­дей своего времени. Их прошлое — это юные забавы, обманчи­вая любовь и надежда. Настоящее — это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Композиционный центр стихотворения — призыв, обращен­ный ко всем единомышленникам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Будущее Отчизны — это ее свобода, пробуждение ото сна.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А.С. Пуш­кин использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «прекрасные порывы», «звезда пленитель­ного счастья»), метафору («недолго нежил нас обман», «пока сво­бодою горим», «Россия вспрянет ото сна»), сравнение («Исчез­ли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Недолго нежил нас обман») и ассонанс («Под гнетом власти роковой»).

Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим при­зывом к свободе, искренней верой в будущее страны и личност­ным воодушевлением поэта. Мы можем рассматривать его в кон­тексте всей вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П.Я. Чаадаеву, имевшему большое влия­ние на поэта. Стихотворение получило широкое распростране­ние в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его - дружеское послание, стиль - романтический.

Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Поэт говорит о прошлом, настоящем и будущем своем и своего поколения, всех прогрессивно настроенных молодых лю­дей своего времени. Их прошлое - это юные забавы, обманчи­вая любовь и надежда. Настоящее - это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Композиционный центр стихотворения - призыв, обращен­ный ко всем единомышленникам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Будущее Отчизны - это ее свобода, пробуждение ото сна.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А.С. Пуш­кин использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «прекрасные порывы», «звезда пленитель­ного счастья»), метафору («недолго нежил нас обман», «пока сво­бодою горим», «Россия вспрянет ото сна»), сравнение («Исчез­ли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Недолго нежил нас обман») и ассонанс («Под гнетом власти роковой»).

Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим при­зывом к свободе, искренней верой в будущее страны и личност­ным воодушевлением поэта. Мы можем рассматривать его в кон­тексте всей вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина.

Сочинение

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призыванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы...», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные 1 эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано А.С. Пушкиным в 1818 году. Оно адресовано человеку, дружбой с которым поэт очень дорожил. П.Я. Чаадаев был старше Пушкина на пять лет, он имел богатый жизненный опыт, великолепное образование (Московский университет), был человеком глубокого, энциклопедического ума. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, в 1816–1820 гг. был офицером лейб-гвардии гусарского полка. Чаадаев имел большое влияние на юного поэта, дружбой с ним Пушкин очень дорожил. Петру Яковлевичу поэт адресовал несколько посланий и четверостишие «К портрету Чаадаева», в котором он сравнивает своего старшего товарища с героями античности:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,
А здесь он – офицер гусарский.

Послание «К Чаадаеву» получило большое распространение в списках. В искаженном виде без ведома Пушкина было опубликовано в альманахе «Северная звезда» на 1829 год. А полностью напечатано было лишь в 1901 году.

Жанр произведения – дружеское послание. Стиль – романтический, в котором сочетаются интонации любовной и гражданской лирики. Однако послание относится к гражданской, вольнолюбивой поэзии. Основная тема его – тема свободы, это мечта о пробуждении России.

Как неоднократно отмечали исследователи, в этом стихотворении Пушкин пишет от лица целого поколения, которое только еще осознает свои цели и задачи. Послание начинается с грустной ноты: упоение жизнью, любовь, надежды – все это оказалось лишь обманом, мифом, несбыточным сном. И такого рода потери часто имели место в современной поэту действительности. Мечты о славе и свободе часто оборачивались горьким разочарованием при столкновении с реалиями жизни. Так было и с Чаадаевым. Именно об этом говорит поэт в первых строках стихотворения:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

Однако затем печальный тон поэта сменяется бодрым и жизнеутверждающим:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Вдохновенную мечту о «вольности святой» не могут заглушить ни трудности борьбы, ни «гнет власти роковой». Служение Отчизне поэт здесь сравнивает с чувством любви, с пылом юного любовника. При этом важно то, что этот жар души не должен перегореть, остыть.

Обращение поэта к старшему другу так настойчиво и призывно:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

И это обращение не к одному Чаадаеву, а ко всему поколению.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – это мысли лирического героя о прошлом, своеобразный анализ ушедших чувств, мироощущения, надежд, свойственных наивной юности. Вторая часть – анализ своих чувств в настоящем. Центром стихотворения является призыв к другу и единомышленнику:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Третья часть – мысли о будущем, открывающие горячую веру героя в идею свободы, в возможность преображения России. В финале стихотворения появляется тот же самый мотив, что и в начале его – пробуждение ото сна. Только в финале мотив этот звучит очень широко: это уже не индивидуальное мироощущение героя, а мироощущение целого народа, России. Интимно-лирическая интонация становится здесь гражданско-патетической. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Послание написано четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки. Все произведение поделено на четверостишия и заключительное пятистишие. Каждая группа самостоятельна по своей интонации. Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («свободою горим», «горит желанье», «Россия вспрянет ото сна»), эпитеты («тихой славы», «минуты вольности святой»), сравнение («Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман»). В послании использована лексика «высокого» стиля («внемлем», «отчизны», «упованья»), общественно-политические термины («гнет», «власть», «вольность», «свобода», «честь», «самовластье»).

Таким образом, в романтическом послании «К Чаадаеву» Пушкин отходит от романтизма в традиционном его тематическом воплощении. Основная идея произведения – идея свободы и рыцарского служения Отчизне.

Поделиться