Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева. "Нам не дано предугадать": анализ стихотворения. Какой силой обладает слово Нам не дано предугадать история создания

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Нам не дано предугадать» было написано в 1869 году. Впервые опубликовано было лишь в 1903 году, в сборнике «Северные цветы». Произведение представляет собой философское размышление поэта на тему общения и взаимоотношений в обществе.

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Структура стихотворения

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» поэт написал, используя классический четырехстопный ямб, с характерной кольцевой рифмой. Чтобы подчеркнуть и выделить главную мысль он использовал анафоры, метафоры и сравнения.

По сравнению с другими произведениями автора – данное стихотворение краткое, емкое, но содержащее четкий посыл к читателю. Тютчев старался вложить в свое творение все эмоции, переживания, собственное мировоззрение и видение современных межличностных отношений. Автор считал, что внутреннее спокойствие и гармонию с самим с собой нереально достигнуть, не будучи хорошим человеком, который ответственно относится к своим словам и поступкам.

Данная тема неоднократно поднималась и обсуждалась в произведениях и стихотворениях многих литераторов того времени. Это обусловлено тем, что душевная организация каждого поэта тонка, чувствительна и достаточно многогранна. Им гораздо сложнее находить общий язык и вливаться в коллектив, нежели не творческим личностям. Они пропускают через себя даже самые незначительные мелочи и проблемы, остро переживают моменты неудач, непонимания и отсутствия вдохновения.

Главная мысль стихотворения, которую Тютчев постарался донести до читателя это то, что нужно быть ответственным за каждое свое слово, и всегда ставить себя на место собеседника, прежде чем озвучить тот или иной факт.

Вывод

С момента написания стихотворения «Нам не дано предугадать» прошло больше века, все метафоры и многие слова, которые использовал поэт во время написания своего произведения давно потеряли актуальность и по праву считаются устаревшими. Несмотря на это, сама тема и идея стихотворения на сегодняшний день как никогда актуальна и востребована в современном обществе. Любой человек, который прочитает данное творение автора прочувствует каждую мысль и эмоцию, вложенную в написание строк и примет их близко к сердцу, задумавшись о главной теме стихотворения.

Тютчев: «Нам не дано предугадать…»

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется — первая строчка написанного 27 февраля 1869 году небольшого стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873) . Выражение стало крылатым и обозначает, конечно, не столько силу слова, которое может и убить, сколько человеческое невластье над своим будущим, невозможность просчитать последствия тех или иных поступков, решений, действий, слов, даже жестов. Но, хотя результатов проявления нами сострадания к ближнему «предугадать нам не дано», поэт призывает к нему, потому что жалость, участие, отзывчивость — благодать, то есть чувство, богом данное

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..

Стихотворение Тютчева впервые увидело свет в 1903 году в литературном альманахе «Северные цветы», издавашемся в 1901-1905 годах в Москве под редакцией В. Я. Брюсова. Оно было представлено альманаху Е. И. Свечиной, внучкой княгини Варвары Федоровны Шаховской, в архиве которой хранилось (Княгиня Варвара Фёдоровна Шаховская (урожденная Фесель; 1805–1890) отличалась глубокой религиозностью. Атмосфера общения с ней раскрывается в шутливом письме ей Ивана Гончарова от 8 февраля 1844 года: «Ещё несколько таких дней, как вчерашний, ещё несколько таких писем, как Ваше нынешнее - и я из отчаянного грешника, обуреваемого всевозможными нравственными недугами, обещаю сделаться существом порядочным, годным на какое-нибудь духовное употребление» )

«Нам не дано предугадать » не первая высказанная мысль поэта на тему человеческого бессилия перед судьбой. 11 сентября 1854 года он писал

Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?

Тютчев вообще был мастером коротких, глубоких и емких содержанием стихотворений

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,-
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей

Как ни тяжел последний час —
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья,-
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…

Как много мы произносим слов. Добрых, злых, ласковых, насмешливых – очень разных. И какие же они различные по воздействию! Они, словно камушки, которые мы бросаем в Вечность: мы и понятия не имеем, где и когда могут закончить расходиться круги от этих камней.

Как в стихах Вадима Шефнера:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Велика сила человеческого слова! Именно поэтому мы должны очень аккуратно и бережно обращаться с ним, всякий раз обдумывать и рассуждать, не обижаем ли мы кого своим высказыванием, не задеваем ли чьих-то чувств.

Человек у святых отцов, в отличие от прочих Божьих творений, именуется “существом словесным”. И поэтому грехи словесные, как не странно, могут быть очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, недобрые речи… Такие слова отражают то самое “злое сокровище” – недобрую часть сущности человеческой, которая к сожалению, присутствует в каждом из нас: прежде всего, и во мне самой. Дар слова – дар творческой созидательной силы, с помощью которого можно сделать так много полезного, доброго, но как пользуюсь им я? Сколько злых и просто пустых речей я произношу вслух. Как часто обижаю и делаю больно окружающим: даже не со зла, а просто не обдумав свои слова.

Почему-то в нашей культуре вообще не принято говорить добрые, ласковые, ободряющие слова – даже близким. Напротив: считается, что нельзя хвалить никого, даже детей. То ли боятся избаловать, то ли готовят к суровым жизненным испытаниям…

«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» – это предупреждение часто кажется нам непонятным: что значит слово, важны лишь дела! Но если Христос сказал так, значит, это правда. Между нашими словами и нашей жизнью существует очень тесная, нерушимая связь, даже если мы ее не замечаем. Наши слова влияют не только на жизнь тех, кому они адресованы, но и на нашу жизнь – самым непосредственным образом. И либо мы управляем своими словами, ответственно относясь к ним, обдумывая то, что произносят наши уста, либо наши слова будут управлять нами. Злые и жестокие слова будут ожесточать наше сердце и умножать в нас злобу и холодность.

Слово может ранить, задеть, оскорбить, но может и вдохновить, возродить к жизни, зажечь и согреть. Так нужно, чтобы мы взвешивали и обдумывали наши слова, ведь нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы из нашего сердца исходили только слова, взвешенные на весах нашей совести.

Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется
Из стихотворения без названия (1869) Федора Ивановича Тютчева (1803-1873).
Нам не дано предугадать.
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается.
Как нам дается благодать.

Цитируется: как призыв быть осторожным со словом, поскольку оно может и оживить, и глубоко ранить, «убить» человека.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется" в других словарях:

    Из оды «Бог» (1784) Гаврилы Романовича Державина (1743 1816). Шутливо иронически о чем то большом, значительном, что дает себя знать и в малых деталях, отражениях. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим… …

    См. Нам не дано предугадать, / Как спово наше отзовется. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    ПРЕДУГАДАТЬ, предугадаю, предугадаешь, совер. (к предугадывать), кого что (книжн.). Наперед, заранее угадать. Предугадать намерение. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.» Тютчев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Катрен - (франц. quatrain, от quatrea четыре) четверостишие, строфа из 4 строк. В рус. поэзии является наиб. распростран. строфич. формой. Виды К. определяются способом рифмовки, наиб. популярными из к рых являются: перекрестная (а в в а), парная (а а в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    КАТРЕН - (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В персидской поэзии (рубаи) и в подражаниях ей употребляется форма aaba,… …

    Тютчев Ф.И. Тютчев Федор Иванович (1803 1873) Русский поэт. Афоризмы, цитаты Русская история до Петра Великого одна панихида; а после Петра одно уголовное дело. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (р. 24.07.1938) спец. в обл. теории познания; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила филос. ф т МГУ (1965), асп. там же (1971). Преподавала филос. в Моск. ин те хим, машиностроения (1965 1972); историю филос. и логику в Высшей нормальной… … Большая биографическая энциклопедия

    Говорить красиво - одно из человеческих качеств, заключающееся в том, что ради красного словца люди отступают от терминологии в мир слов, зачастую ничего не значащих, что и позволило сказать одному поэту: Нам не дано предугадать как слово наше отзовется, а другому … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович - (1803 73). русский поэт. Филос. и любовная лирика (сб. «Стихотворения», 1854, под ред. И. С. Тургенева; 1868, под ред. И. С. Аксакова), в т. ч. (даты создания), «Весенняя гроза» (1828, переработ. 1854), «Бессонница» (1829), «Безумие», «Осенний… … Литературный энциклопедический словарь

    ложная интерпретация - неправильное толкование чужой речи. Ср. одна ученица написала в сочинении, что Чацкий в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» сошел с ума, потому что пил много чаю, сославшись на слова Хлестовой о нем: «Чай, пил не по летам». Ср. Нам не… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать “.

Метафора – “слово наше отзовется “.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “ как нам дается благодать “, метафора “ слово наше отзовется “, анафора “ как-как “.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 17.

Поделиться