Что находится в храме святой софии. Святая софия в стамбуле. Заглянем в историю

Варварские племена приближались к границам империи, угрожая захватом римских земель. Уже в IV веке перед Римом встала угроза оккупации, тысячелетний город мог быть разрушен и разграблен.

Из-за такого положения дел, новые императоры не строили резиденции в Риме, предпочитая более спокойные и стратегически важные регионы.

Император Константин не стал исключением, но в отличие от других императоров, он решил построить новую столицу, тем самым ознаменовав новый период.

Столицей новой империи, стал греческий город Византий, расположенный на побережье Босфора. Архитекторы задумывали расширить его, за счёт перестройки ипподрома, постройки дворцов и церквей. Вокруг Византии выстроились неприступные стены, обеспечивающие защиту города от вторжений. В 330 году, по поручению Константина Великого, город становится официальной столицей Римской империи.

Главный храм Византийской империи

Построенный в VI веке лучшими зодчими, храм святой Софии в Византии стал настоящим магнитом для христиан. Архитектура долгое время была эталонной и использовалась как пример при построении других христианских соборов в Европе.

Подобные святыни выстраивались и на Руси. Для этого русские князья приглашали византийских зодчих, потому что собственной практики постройки попросту не было. Все храмы в древней Руси строились из дерева и не отличались особой помпезностью. С приходом константинопольских зодчих, все изменилось и первый каменный храм возвели в Киеве. Историки дотируют начала строительства на 989 года. Если верить летописям, то конец строительства пришёл на 996 год.

Первое разрушение

София Константинопольская пережила не одно разрушение. Так, во время правления Юстиниана первого, Византийская империя достигла наибольшего могущества. Успешные военные походы увеличивали популярность императора у военных и снижали у народа, ведь для ведения войны требовались большие средства, которых в казне не было. Из-за этого император решает повысить налоговое бремя для своих граждан.

Повышение налогов вызвало реакцию народа, в Константинополе началось восстание «Ника». Юстиниану удалось подавить восстание, но оно разрушилось большую часть города, в том числе и Софийский собор. И он решает заняться восстановлением храма, который бы своей красотой и великолепием превзошёл прошлый.

Строительство нового Софийского собора

Для этого он собирает со всех уголков Византии рабочих. Во главе работников ставит умельцев - Анфимию Тралльсково и Исиолра Милетского . Планировалось построить самое уникальное здание во всей Византии и масштабы были колоссальными, на плечи зодчих легла тяжёлая задача. Архитектурное великолепие было представлено спустя пять лет, упорного труда рабочих.

В отделке храма использовались передовые материалы. Возведением византийского чуда света, обошлось казне в приличную сумму, примерно три годовых бюджета всей империи. Дороговизна храма обусловлена его уникальными составляющими. Стены в храме украшались драгоценными камнями, фрески покрывались золотом и серебром .

Второе разрушение

Крестовых поход за прибылью в 1204 году привёл католических солдат в Софийский собор в Константинополе. Накопленные за полвека богатства были разграблены крестоносцами . Они не гнушались воровать из стен драгоценные камни. Вековые фрески были разрушены, ведь крестоносцы обдирали со стен золото. Бесценные иконы были осквернены и уничтожены. Сам христианский собор был превращён в католический.

Несмотря на бесчинства крестоносцев, Софийский собор по-прежнему был произведением искусства и продолжал работу, как христианский храм, до завоевания Мехметом I.

Мечеть Айя-Софья

В 1453 году, софийский собор оправдал вложения, из-за его потрясающей красоты, султан Мехмет I. принимает решение не разрушать его, а даёт указание перестроить в мусульманский храм Айя - София . Крест с куполов сняли в первые дни и заменили на полумесяц.

Все фрески замазали побелкой и уничтожили христианские украшения. Для придания храму мусульманского вида, вокруг него выстроили четыре минарета. В дальнейшем храм был главной мечетью в Стамбуле. Дополнительно служил в качестве усыпальницы для османских императоров.

Из мечети в музей

В 1935 году президент Турции издал декрет, по которому Софийский собор стал музеем. Несмотря на это, многие христианские движения хотят вернуть ему былую славу и вновь превратить его в свое пристанище. После издания декрета, на работу по восстановлению храма, были приглашены профессиональные реставраторы. Перед которыми стояла трудная задача - восстановить великолепные мозаики и фрески.

Расположение Софийского собора

Собор располагается на территории Турции, в Стамбуле. Рядом с ним располагаются величайшие архитектурные строения, к примеру:

  • Голубая мечеть.
  • Базилика цистерна.
  • Топканы.

Добраться до храма можно с помощью:

  • Трамвая Эминеню-Зейтинбурну, Султанахмет-Фатих.
  • Автобуса, курсирующего туда же, что и трамвай.

С 15 апреля до 1 октября музей работает с 9 часов утра до 7 часов вечера, а с 1 октября по 15 апреля с 9 до 5 часов. В понедельник не получиться посетить храм, также в праздники режим его работы меняется. Дети туристов до 12 лет, имеет право бесплатного посещения. Цена за один билет почти достигает 8 $.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ НА САЙТЕ)

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 508) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (344) Буклеты, памятки и листовки (140) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 143) Вопросы священнику (543) Изображения (263) Иконы (596) Иконы Божией Матери (134) Проповеди (1 397) Статьи (2 158) Требы (32) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (197) Любовь, брак, семья (92) Материалы для воскресной школы (428) Аудио (24) Видео (113) Викторины, вопросы и загадки (55) Дидактические материалы (86) Игры (40) Изображения (55) Кроссворды (36) Методические материалы (49) Поделки (33) Раскраски (18) Сценарии (16) Тексты (111) Повести и рассказы (33) Сказки (14) Статьи (23) Стихи (35) Учебники (17) Молитва (568) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (407) Новости (293) Новости Кинельской епархии (111) Новости прихода (59) Новости Самарской митрополии (14) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 608) Библия (1 208) Закон Божий (1 181) Миссионерство и катехизация (1 967) Секты (7) Православная библиотека (507) Словари, справочники (59) Святые и Подвижники благочестия (2 096) Блаженная Матрона Московская (6) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (103) Храм (188) Устройство храма (2) Церковное пение (40) Церковные записки (12) Церковные свечи (12) Церковный этикет (16) Церковный календарь (3 068) Антипасха (15) Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия (13) Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы (14) Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная (24) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Неделя о блудном сыне (25) Неделя о Страшном суде (16) Пост (529) Великий пост (298) Рождественский Пост (39) Радоница (10) Родительская суббота (41) Светлая Седмица (17) святителя Григория Паламы (1) Седмица сырная (масленица) (34) Страстная Седмица (78) Церковные праздники (838) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (15) Воздвижение Креста Господня (23) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (27) Обрезание Господне (5) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (26) Праздник Крещения Господня (50) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (2) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (139) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (27) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (6) Сретение Господне (29) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (174) Елеосвящение (10) Исповедь (40) Миропомазание (5) Причащение (30) Священство (6) Таинство Венчания (18) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (36) Паломничество (264) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Дивеевская обитель (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (6) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (58) Православное радио (92) Православный журнал (50) Православный музыкальный архив (175) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (104) Расписание богослужений (72) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (137) СМИ о приходе (25) Суеверия (45) Телеканал (451) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (251) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (71) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (129) Проза (19) Стихи (44) Чудеса и знамения (61)

Православный календарь

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270–275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Прп. Фридолина Зекингенского (540).

Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

@На 6-м часе: Ис. XI, 10 – XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 – VIII, 3. Притч. X, 1–22.@

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Дни празднования: 7 марта, 29 мая

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну...».

Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.

В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.

В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Умолка́ет ны́не вся́кое уны́ние / и страх отча́яния исчеза́ет,/ гре́шницы в ско́рби се́рдца обрета́ют утеше́ние/ и Небе́сною любо́вию озаря́ются све́тло:/ днесь бо Ма́терь Бо́жия простира́ет нам спаса́ющую ру́ку/ и от Пречи́стаго о́браза Своего́ веща́ет, глаго́лющи:/ Аз Спору́чница гре́шных к Моему́ Сы́ну,/ Сей дал Мне за них ру́це слы́шати Мя вы́ну./ Те́мже, лю́дие, обремене́ннии грехи́ мно́гими,/ припади́те к подно́жию ико́ны Ея́, со слеза́ми вопию́ще:/ Засту́пнице ми́ра, гре́шным Спору́чнице,/ умоли́ Ма́терними Твои́ми моли́твами Изба́вителя всех,/ да Боже́ственным всепроще́нием покры́ет грехи́ на́ша/ и све́тлыя две́ри ра́йския отве́рзет нам,// Ты бо еси́ предста́тельство и спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Перевод: Успокаивается сейчас всякая печаль и исчезает страх отчаяния, грешники получают утешение в тяготах сердечных и Небесной любовью светло озаряются, потому что сегодня Матерь Божия подает нам спасающую руку и от Пречистого образа Своего говорит нам: «Я Ходатаица за всех грешных перед Сыном моим, Он поручился Мне за них, что будет слышать Меня всегда». Поэтому люди, обремененные многими грехами, припадите к подножию иконы Её, со слезами взывая: «Заступница мира и Ходатаица за грешных, умоли Материнскими Твоими молитвами Избавителя всех, чтобы Божественным всепрощением Он простил грехи наши и светлые двери райские открыл нам. Потому что Ты защита и спасение всех христиан».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Тебе́, милосе́рдия исто́чнику при́сно теку́щему/ и Спору́чнице гре́шных, недосто́йнии раби́ Твои́, Богоро́дице,/ припа́дающе, скорбя́ще, вопие́м Ти:/ спаса́й нас от бед, Влады́чице,// и ма́терним Твои́м хода́тайством испроси́ всем нам ве́чное спасе́ние.

Перевод: К Тебе, источнику милосердия всегда текущему и Ходатаице о грешных, недостойные рабы Твои, Богородица, преклоняя колена в скорби взываем: «Спасай нас от бед, Владычица, и материнским Твоим ходатайством испроси для всех нас вечное спасение».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Честно́е жили́ще бы́вшее/ неизрече́ннаго естества́ Боже́ственнаго/ вы́ше сло́ва и па́че ума́/ и гре́шным еси́ Спору́чница,/ подава́еши благода́ть и исцеле́ние,/ я́ко Ма́ти всех Ца́рствующаго:/ моли́ Сы́на Твоего́// получи́ти нам ми́лость в День су́дный.

Перевод: Будучи почитаемым жилищем несказанной Божественной природы, выше слов и более ума [выше понимания] и грешным Ты Ходатаица, подаешь благодать и исцеление, как Мать Царствующего над всеми, моли Сына Твоего о том, чтобы нам получить помилование в судный День.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние притека́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия: но и́мам мно́гии о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ благоутро́бие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их, покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́нех прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гнути с покая́нием ко Твоему́ благоутро́бию. О Всеми́лостивая Влады́чице, да пода́си ми ру́ку по́мощи и испро́сиши у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Твой, есть вои́стину Христо́с, Сын Бо́га Жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й кому́ждо по дело́м его́. Ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу Хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и Спору́чницу покая́ния. Вои́стинну бо несть челове́ком ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же упова́я на Тя постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди молю́ Твою́ неисче́тную бла́гость: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне, заблу́дшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́, и изба́вит мя от па́губы моея́: я́ко да и аз со все́ми получи́вшими проще́ние воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Споручница грешных»

Цари́це моя Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, Спору́чнице гре́шных! Се, бе́дный гре́шник предстои́т Тебе́! Не оста́ви мене́, все́ми оста́вленнаго, не забу́ди мене́, все́ми забы́таго, даждь ми ра́дость, неве́дущему ра́дования. О, тя́жки мои́ бе́ды и ско́рби! О, безме́рны мои́ грехопаде́ния! Я́ко тьма нощна́я - житие́ мое́. И несть в сыне́х челове́ческих ни еди́наго си́льнаго ми помощи́. Ты - Еди́ная моя́ Наде́жда. Ты - Еди́ный мой Покро́в, Прибе́жище и Утвержде́ние. Дерзнове́нно простира́ю к Тебе́ немощны́я мои́ ру́це и молю́: умилосе́рдися о мне, Всеблага́я, пощади́ искупле́ннаго Кро́вию Сы́на Твоего́, утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, укроти́ я́рость ненави́дящих и оби́дящих мя, возста́ви си́лы моя́ увяда́ющия, обнови́, я́ко у орля́те, ю́ность мою́, не попусти́ осла́бнути в де́лании за́поведей Бо́жиих. Огне́м небе́сным косни́ся смуще́нныя души́ моея́ и испо́лни ю́ ве́ры непосты́дныя, любве́ нелицеме́рныя и наде́жды изве́стныя. Да всегда́ пою́ и сла́влю Тебе́, Преблагослове́нную ми́ра Засту́пницу, Покро́в наш и Спору́чницу всех нас гре́шных, и поклоня́юся Сы́ну Твоему́ и Спа́су на́шему, Го́споду Иису́су Христу́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Жизнепода́тельным Ду́хом Святы́м во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Мы с вами продолжаем изучение Священной евангельской истории и в данной программе поговорим об Отроке Иисусе в Иерусалимском храме, опираясь на текст Евангелия от Луки.

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 40–52.

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.

2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

(Лк. 2, 40–52.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ ДЕТЕЙ

П риуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32).


(MP3 файл. Продолжительность 9:19 мин. Размер 6.8 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Чудо святителя Луки: рассказ однокурсника

    Спустя пару-тройку дней мне назначают сдать в очередной раз анализ. И вдруг результат… Инфекции нет!


Всего 79 фото

Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. Кроме всего прочего никак не избежать того, что величайшая жемчужина христианского мира была под гнетом мусульман около 500 лет. Это не могло не отразиться как на внешнем, внутреннем облике Софийского собора так и появлении османских строений на территории Айя-Софии. Этим материалом я завершаю свой рассказ об Айя-Софии, великолепнейшем и впечатляющем храме, бывшим центром христианского мира почти тысячу лет. Для меня история Софийского собора тем ни менее не закончена. В процессе работы над этими пятью частями возникло множество вопросов, понимание того, что я многого еще не увидел. А казалось бы!?) В общем, история Айя-Софии продолжается, но не только как музея, но и как одного из самых интригующих и мистических мест на земле. Из этого мы и будем исходить. Из этого же и будет складывается содержание этой пятой части моего рассказа об Айя-Софии. Сразу скажу что легенды связанные со строительством и функционированием собора могут показаться невероятными, но на то они и существуют чтобы их рассказывать, удивляться, очаровываться, задавать трепетные вопросы и идти дальше по жизни помня о чудесах, тайнах и говоря себе, что в твоей жизни все точно также - твоя жизнь точно также полна легенд, тайн и загадок. Именно поэтому они так и сильны и поэтому притягивают человеческое воображение.

Главный императорский храм Византийской империи - несомненное чудо строительного искусства и особое звено, от которого в обе стороны по шкале времени уходят ступени средиземноморской цивилизации. В прошлое - к шедеврам римской и эллинской классики. И в будущее - к обоим ветвям искусства Средних веков, христианской и исламской. Святая София оказалась потерянной и для христианского мира, и для истории искусства после падения Константинополя в 1453 году. Султан Мехмед II Фатих был поражен совершенством ее художественного организма и превратил храм в придворную мечеть, так что она почти 500 лет служила главной мечетью Стамбула.
02.

Никогда не устану восхищаться этим уникальнейшим собором, его неповторимым образом. Всем нутром чувствуешь что это не просто храм, а средоточие мощнейшей как говорят энергетики, то есть того, что не выражается человеческими словами, но того что чутко видит чувствует душа. Все это и воплощено в загадки, тайны Айя-Софии, которых просто не могло не быть по определению.

Началось же все с местоположения и строительства императорского собора.
03.

Начнем с того, что Айя-София возведена на месте акрополя античного Византия. Что было еще ранее на этом месте точно неизвестно, но с определенной долей уверенности можно сказать что находилось здесь в архаические языческие времена нечто значительное, исходя хотя бы из того в каком ключевом месте находится Айя-София. А находится она в месте слияния бухты Золотой Рог и пролива Большой Босфор. И место это находилось на древнейшем морским пути из Средиземного моря через Мраморное в Черное - величайшим историческим торговом - из причерноморских земель в этот регион шли суда с зерном и рабами...
04.


Айя-София - вид со стороны Мраморного моря

05.


Айя-София - вид с Галатской башни Галатского холма залива Золотой Рог

06.


Большой Босфор. Залив Золотой Рог справа. Айя-София за кадром - правее.

Об истории Айя-Софии я уже рассказывал. Сосредоточимся теперь на любопытных особенностях строительства Софийского собора. Как мы помним первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никонианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году. Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
07.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому приказу свозились в больших количествах архитектурные элементы и декоративная облицовка древних языческих античных построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). По другой версии, все восемь колонн происходят из храма Аполлона в Баальбеке. Не исключено что здесь есть элементы архитектуры и отделки еще более ранних христианских храмов. Есть даже легенда, что колонны Айя-Софии высекались по повелению царя Соломона из горных пород Эльбруса и других священных гор, а выполняли эту неподъемную работу джинны, феи и великаны. Считается, что для отделки собора использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками - из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии. Для устройства фундамента собора был выкопан котлован глубиной до 70 метров. По легендам он был заполнен заполнен золотом и серебром, чтобы в случае, если храм обрушится, его можно было быстро отстроить заново. Таким образом Айя-София есть средоточие бесчисленных и уже беззвестных для нас шедевров мировой архитектуры и искусства. Не забываем и о нематериальных вещах. Айя-София сконцентрировала в себе необъятную духовную энергию языческих храмов и сооружений древнего мира в виде использованных строительных материалов из этих храмов.

Считается, кстати, что эти императорские врата Айя-Софии сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Справедливости ради стоит отметить что они изготовлены в середине XIX века. Оригинальные же вывезли крестоносцы в начале XIII-го. Входил в эти врата только император. Для сановников и свиты использовались другие двери с обоих сторон от главной.
08.

Именно поэтому когда ты входишь во внутренние пространства Айя-Софии тебя охватывает одновременно с величием и восхищением странное чувство, что ты находишься на перекрестке миров, где эти причудливо смешанные в удивительных сочетаниях разнородные элементы строительных конструкций, их цветовые оттенки, затейливые фризы, мраморные плиты облицовки огромного количества культовых сооружений древности зажигают неповторимый в своем духовном спектре огонь света Софийского собора. Наверное это и есть одна большая тайна, живое чудо и незабываемое впечатление для человека кто впервые попадает сюда. Замечу что разочарованных не бывает. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Все до одного выходят из Айя-Софии пораженными ее величием и одновременно невольно и навсегда изменившимися.
09.


Это только сейчас я понимаю, что не рассмотрел и десятой части того, чего стоило бы. Но еще не вечер)

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. Юстиниану например приснился сон в котором ангел якобы поведал императору план строительства Айя-Софии. Всего в храме насчитывается 361 дверь. Сто одна из них - большая, покрытая символами. Говорят, что каждый раз, когда их пересчитывают, обнаруживаются новые. По повелению императора, храм и императорский дворец связывала сеть подземных тоннелей. Чтобы они не разрушались, Айя-София покоится на мощных сваях.
10.

К достопримечательностям Святой Софии относится так называемая Колонна Святого Григория - «плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку с просунутым большим пальцем в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

В анонимном древнерусском описании Царьграда утверждается даже, что “у левой стороны близ стены в столпе замурован святый Григорий Богослов”. А вот что говорит Антоний Новгородец: “Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем...”.
11.

Известный путешественник Эвлия Челеби писал, что во время превращения Айя-Софии в мечеть в строительный раствор возле этой колонны была добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам, после чего столб начал потеть. Согласно другой легенде, в ходе перестройки церкви в мечеть в куполе появился небольшой изгиб. Святой Илья (Хызыр), держась за эту колонну, выровнял дефект, но на столбе осталось отверстие от его пальца и след руки вокруг него.
12.

Есть и другая загадка Собора Святой Софии: в правой его части есть ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви укрылось 1000 верующих. Когда османы ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Загадкой храма является также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. Вот какой из этого окна открывается вид со второго этажа Айя-Софии на "Голубую мечеть".
13.

На втором этаже Айя-Софии находится гробница известного венецианского дожа Энрико Дандоло, прославившегося тем, что тот возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 г. под напором войска энергичного 97-летнего слепого венецианца город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София - крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь - плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год. Его похоронили в соборе Святой Софии, но сегодня его гробница пуста.
14.

После завоевания Стамбула в 1453 году султан Мехмед Фатих II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам. Любопытно, что именно его гробница интересовала Роберта Лэнгдона из романа Дэна Брауна «Инферно».

В соборе можно найти рунические надписи на парапетах, высеченные, очевидно, викингами, состоявшими на в гвардии у византийского императора. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились. К сожалению и у меня не было времени их разыскать и сфотографировать. Уж в следующий раз)


Подземные пространства Айя-Софии

Интригуют сведения о наличии этих подземных лабиринтов. Айя-София не могла не иметь такого рода загадочных и будоражащих человеческое сознание сооружений. Из разрозненных источников известно, что под Айя-Софией расположены древние цистерны для сбора воды, многочисленные тоннели для ее подачи и передвижений важных государственных личностей. Испанский посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Константинополь в 1403 году сообщает: «В церкви Святой Софии под землей находилась очень большая цистерна, и была она так велика, что говорили, будто в ней могли уместиться десять кораблей. Обо всех этих и многих других сооружениях этой церкви невозможно ни рассказать, ни написать вкратце». Еще два европейских путешественника уже в османское время спускались в резервуары под Святой Софией: англичанин Джон Ковель в 1676 году видел там высокое сводчатое помещение, в котором вода стояла на 17 футов (около 5 метров), а голландец Корнелиус де Брюин в 1698 году писал о десяти резервуарах, своды которых держались на сорока колоннах.
15.

В 1945 году американские историки архитектуры Уильям Эмерсон и Роберт Ван Найс попытались пробраться в подземелья Айя-Софии. Тогда было решено выкачать оттуда воду, но, несмотря на все усилия, ее уровень не понижался. В конце концов у помпы перегорел двигатель, и ученым пришлось отказаться от своей затеи. Лезть под воду тогда никто не решился.

Турецкий кинодокументалист Гёксель Гюленсой и его команда исследовали историю и легенды, скрытые под Айя-Софией. Результаты исследований группы были сфотографированы и выставлены в кафе «Пепо» в районе Бейоглу. Над своим проектом Гёксель Гюленсой работал около 15 лет. Исследователи обнаружили туннели, которые выходили из-под Айя-Софии на поверхность. Команда Гюленсоя провели погружения в три этапа: в 1988, 2009 и 2013 годах. Некоторые из подземных легенд подтвердились, а некоторые оказались неправдой. «Мы нашли катакомбы и подземные склепы. Катакомбы представляли собой помещения для захоронений, в которых тела располагались на полках. Подземные склепы - это помещения для захоронений, скрытые под землей. Разница между этими захоронениями состоит в том, что в катакомбах тела располагаются в специальных нишах. До того как мы спустились под Айя-Софию, легендой оставался даже вопрос о том, похоронен ли кто-то под землей. Мы были первыми, кто сделал снимки подземных захоронений.
16.

Также одна из легенд утверждала о существовании подземного склепа. Кто-то говорил, что никаких его чертежей нет. Кто-то говорил, что такой склеп существует. Были известны подобные легенды. Мы решили проверить на достоверность легенды, скрытые под Айя-Софией. В процессе исследования возникли и новые вопросы. Потому что всегда, когда ведется исследование, возникают новые вопросы», - отметил руководитель группы исследователей Гюленсой. Был исследован колодец около главного входа. Резервуар, как оказалось, имел 12 метров в глубину. На полу водолазы увидели два толстых куска дерева, напоминавших черенок от лопаты и ведро, которые рассыпались от первого прикосновения.
17.

Затем они спустились в другой колодец, ближе к центру здания. На дне колодца были обнаружены осколки гигантского светильника.
18.


Публикация "Вокруг Света".

На всех посетителей храм Божественной Премудрости производил особое впечатление своей освещенностью. По словам Стефана Новгородца, «кадил множество неисчетно в Святой Софии». Робер де Клари, один из крестоносцев, захвативших город в 1204 году, насчитал в храме 100 светильников. Но ни одного старого экземпляра до нынешнего момента пока не находили. Кроме того, водолазы нашли кусочки витражного стекла семи разных цветов. Наконец, в стенах водолазы увидели две плотно замкнутые двери, но не пытались их открыть. Им было разрешено находиться под водой не более 50 минут. Нельзя исключить, что за дверями и скрываются те огромные цистерны, о которых рассказывают путешественники. Во всяком случае, сканирование храма показало наличие под ним обширного пустого пространства.
19.

Наконец, последний спуск был осуществлен в сухой каменный коридор высотой 70 сантиметров, который начинался под нартексом Святой Софии и вел в двух противоположных направлениях: один на юго-запад, в сторону Ипподрома, второй на северо-восток, в направлении нынешнего дворца Топкапы. Первый через 50 метров разветвлялся надвое, но вскоре упирался в тупик. Видимо, он был сооружен не для существующего храма, а для его предшественника, сгоревшего в январе 532 года. Другой коридор также раздваивался. Один его рукав, постепенно сужаясь, выводил во двор Топкапы, а второй вел в две обширные камеры площадью 5 м2 с двухметровыми потолками. В каждой из них были обнаружены человеческие кости. Не было обнаружено и тайных ходов, якобы связывавших храм с далеким дворцом Текфур Сарай или даже Принцевыми островами.
20.

Еще одной примечательной достопримечательностью является кот Гли. Это хранитель и хозяин Айя-Софии и самый известный в Стамбуле кот. Он попадается чаще всего именно сидящим или гуляющим почему-то у Императорского места (Центра земли).
21.

Гли знаменитость, его гладил Обама)
22.

Кот очень необычный, ведет себя действительно как хозяин Айя-Софии. Может это дух Юстиниана воплотился в нем. Уж очень Гли любит Императорское место.
23.

Это то самое "Императорское место" облюбованное Гли. Однако по правде говоря императоры здесь никогда не короновались потому как изготовлен этот Омфал не ранее XIV века. Кстати и совсем не ясно где все же стоял императорский трон. Существует мнение, что трон стоял в юго-восточной экседре, справа, у самой стены.
24.

Маленькие и большие кружки, роящиеся по периметру центрального круга, образуют загадочный, несимметричный рисунок, причем для пущей головоломки цвета некоторых кругов совпадают. Считали, будто это астрологическое пророчество или зашифрованное гностическими символами словосочетание “Христос София”, однако все эти объяснения были впоследствии опровергнуты. И эта загадка до сих пор не разгадана...

Вот с этой мраморной колонной, что находится справа на фото ниже связана удивительная история начала строительства и падения Византии.
Юго-восточный столб галереи - это то место, в котором обитал ангел, стороживший Святую Софию. В Константинополе была популярна легенда о том, как во время строительства Святой Софии рабочие однажды пошли обедать, оставив на стройплощадке одного лишь мальчика. Ему-то и явился “светозарный муж”, показавшийся вначале одним из дворцовых евнухов. Он спросил, в чем причина перерыва, а затем велел мальчику идти к рабочим и побудить их работать безустанно. Тот возразил, что его поставили охранять инвентарь и отлучиться он не может, - но пришелец заверил, что сам посторожит, пока мальчик не вернется. Когда тот явился с этим известием к обедавшим строителям, среди них находился и Юстиниан. Тот быстро пересчитав своих евнухов (именно им в Византии чаще всего уподобляли ангелов) и убедившись, что все на месте, император сообразил, что речь идет о неземном существе. Он тотчас отправил мальчика в Рим, причем навсегда - с тем, чтобы ангел вечно охранял новую церковь.
25.

Все константинопольцы и “гости столицы” точно знали, где именно затаился ангел, тем более что Сказание о Софии не оставляет на этот счет ни малейшей неясности: “С правой стороны столба, от которого арка поднимается к куполу”. Увы, по свидетельству Нестора-Искандера, христианина, служившего в османском войске, вечером, накануне решающего штурма Константинополя турками, ангел "снялся" со своей 800-летней вахты и в виде огненного столба ушел в небо: “Пламеню огненну велию изшедшу, окружившу всю шею церковную, и собрався пламень в едино, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо. Онем же зря-щим начеша плакати горько. Свету же оному достигшу до небес, отверзошася двери небесные, и приявше свет паки затворишась. На утрие патриарх поиде к цесарю и рече: ангел Божий, его же укрепи Бог при Устиниане цесаре, на со-хранение святыя церкви, в сию бо ночь отидоше на небо, и се знаменует, яко хочет Бог предати град наш врагом нашим ”.

Османский период

После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания.
26.

Кстати, совершенным чудом в камне можно вполне считать купол Айя-Софии. Для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию. Купол Айя-Софии доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. Ранее в центре купола находился лик Христа, а сейчас причудливая вязь цитат из корана.
27.

Теперь рассмотрим что за строения османского периода, что мы видим вокруг Айя-Софии.
28.


Справа на фото выше - гробница Султана Мурада III.

Она же на фото ниже.
29.

На втором плане гробница султана Селима II, справа - гробница султана Мехмеда III. Доступа к гробницам кстати нет.
30.

31.

32.

Слева от гробницы Султана Мурада III - Muvakkithane (Дом с Часами).

33.

Вот он - слева на фото ниже. Сейчас мы во дворе Айя-Софии на выходе из музея.
34.

35.

Справа от выхода из музея Айя-София - Начальная школа.
36.

37.

Правее от нее - Фонтан для омовений.
38.

39.

Остатки патриаршего дворца. Справа - южный выход (вход) из Айя-Софии.
40.

41.

42.

43.

Место для омовений
44.

Здесь в скверике находятся солнечные часы османских времен довольно любопытной конструкции.
45.

46.

Гробница Мустафы I. Вообще же, изначально это баптистерий Святой Софии , т.е. отдельное здание от церкви, предназначенное для совершения таинства крещения.
47.

Слева - Гробница Мустафы I (первоначально баптистерий)

Собор Святой Софии - Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Первые постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал . Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде , Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть . К собору пристроили четыре минарета , и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Поделиться