Как подготовить холст для рисования. Советы по подготовке холста для рисования

Чтобы правильно рисовать на холсте, следует понимать, что именно вы будете изображать на нем. Если будут работы с выраженной фактурой, где есть место камням, песку, старым замкам и огромным деревьям, нужен холст крупнозернистый, когда есть мелкие узелки, а нити – грубые, с наличием посторонних вкраплений. Здесь подходят изображения с пастозными мазками, крупными и уверенными. На такой основе изобразить портрет или рисунок с мелкими деталями будет невозможно. Мелкозернистый холст необходим там, где один мазок должен «вытекать» из другого. На таком проще делать наброски карандашом и даже стирать их.

Подготовка холста

Школа рисования ЯдоАрт позволит себе дать несколько советов начинающим художникам, которые планируют работать с маслом. Почему именно им, понятно всем. Масляная живопись требует наличия специальной поверхности, а холсты – наиболее приемлемый, традиционный вариант при его текстуре.

В современных магазинах для художников можно приобрести бумагу, сходную с холстами по строению, приклеенные холсты к доскам, а также грунтованные, продающиеся рулонами, и даже сразу натянутые на подрамники. В любом случае, художниками загрунтовываются любые из выше указанных вариантов, используя материал нейтрально-серого цвета. При чем, если необходимы полотна не стандартных размеров, можно использовать идентичную джинсовой ткань, с толщиной в пределах 10-12.

Если говорить о том, как подготовить холст для рисования, следует знать, зачем и как наносится этот изолирующий слой. Все просто. Полотно может быть испорчено масляными красками или льняным маслом. Даже если художник не желает наносить грунтовку, ткань необходимо обработать мездровым клеем. Грунтовать следует натянутую поверхность, чтобы избежать появления при натяжении мелких трещин, что в свою очередь приведет к изменению яркости красок и даже повреждению самой основы.

В ярко-белую грунтовку добавляют тонеры, зачастую используя обычные, но качественные, акриловые краски, создавая в виде базы тонировку нейтральных оттенков. Грунтовка необходима с целью:

  • обеспечения сцепления материалов и равномерного высыхания красок;
  • защиты ткани от проникновения материалов для рисования и избегания порчи;
  • формирования ровной поверхности без повреждения самой текстуры ткани;
  • создания антисептических качеств и влагоустойчивости.

В и детей вас научат различным техникам, а также как создавать эластичные покрытия, которые со временем не изменят первоначальной формы. А это значит, что ваше произведение будет радовать глаз долгие годы.

Обычной основой для живописи маслом служит льняной или хлопчато­ бумажный холст, натянутый на дере­вянный подрамник. Также используют деревянные доски, загрунтованный или наклеенный на холст картон, про­сто картон, бумагу. Натянутые на подрамники холсты, а также доски и картон классифициру­ются по таблице «Международных раз­меров подрамников». Каждый номер этой таблицы соответствует раз­ мерам картины и ее пропорциям в за­висимости от жанра: фигура, пейзаж, марина. Например, формат картины, изображающей фигуру, ближе к квад­рату, чем пейзаж или марина.

Традиционно холстом называется по­лотно, натянутое на деревянный под­рамник. Но на самом деле много разновидностей тканей может быть использовано в качестве основы для живописи. Первое место в перечне тканей для живописных работ зани­мает льняное полотно. Оно имеет плотное равномерное переплетение и может быть сильно натянуто на подрамник. Относительно недоро­гим заменителем льняного полотна является хлопчатобумажная паруси­на. Хлопчатобумажное полотно бы­вает разных видов, отличающихся по толщине и выработке: грубое, среднее и тонкое. Миткаль похожа на парусину, только это более тонкая ткань. Она не подходит для работ большого размера. Пре­красное льняное полотно продается в качестве материала для рукоделия. Его можно использовать для со­здания небольших работ. Лен имеет грубую фактуру.

В продажу холсты поступают уже отгрунтованными, то есть покрытыми слоем клея, смешанного с темперой, казеином или гипсом. Приобретен­ный готовый грунтованный холст уп­рощает работу, но он не достаточно эластичен и бывает довольно трудно добиться равномерности при натяги­вании его на подрамник.

Грунтовка холста

Однако в том случае, если вы захотите сами подготовить холст к работе, можно приобрести грунт в банках и нанести его на холст, фанеру, оргалит или кар­тон. Грунт накладывают на поверхность хорошо впитывающих материалов, таких, как ткань или оргалит. В работе масляными красками грунтовка необходима. Грунт должен покры­вать рабочую поверхность плотно и герметично. Если масло пройдет сквозь дефекты грунтовки на ткань, то со временем она сгни­ет. Акриловые краски не содержат ничего вредного для основы, они быстро высыхают, образуя плотный непроницаемый слой. Можно работать акриловыми красками на бу­маге, картоне или холсте без предварительной грунтовки. Но если вы пишите по по­верхности, впитывающей влагу, не покрыв ее слоем предохраняющего грунта, она впитает первый красочный слой.

Если требуется цветной грунт, можно добавить цвет в белый грунт для масла или акрила, либо грунтовать прозрачной акриловой эмуль­сией. Покрыв этой эмульсией поверхность холста или дерева, вы сохраните при этом их натуральный цвет. Хотя чаще хотят сохранить белую поверхность основы для цвет­ной живописи. Все крупные фирмы-производители изготавливают различные виды грунтов. Наиболее распространены масляный, акриловый и грунт gesso. Акриловый грунт подходит и для масляных красок. Но водорастворимыми красками не работают по масляному грунту.

Сборка подрамника и натяжка холста

Для этого вам потребуется четыре рейки, специ­альные клещи, деревянные клиныш­ки, молоток. Углы планок подрамника специально запилены, чтобы при сборке подрамника получи­лись прочные соединения по углам. Вначале соедините одну длинную план­ку с одной короткой, чтобы получилась Г-образная конструкция. Затем сложите две эти конструкции так, чтобы образо­вался прямоугольник, и соедините их по углам. Деревянные клинья под на­ званием колки вставляют во внутренние части углов после натягивания холста.

Выкроите холст по размеру под­рамника, оставив поля шире толщины реек. Натягивая ткань, закрепите ее на под­рамнике в центре каждой планки степ­лером. Продолжайте натягивать и за­креплять холст по сторонам, натягивая холст от центра к краям. Когда вы натя­ните полотно на одну сторону, перехо­дите к противоположной стороне, затем натяните на две оставшиеся. Такая по­следовательность в работе позволяет на­тянуть холст наиболее равномерно. Закрепите его по всему периметру (расстояние между скрепками 5-7 см), следя за тем, что­ бы он был как следует натянут. Уголки закрепи­те, подсуньте деревянные кли­нышки под под­рамник, оконча­тельно натяните холст и подбейте клинья.

Видео натяжения холста на подрамник. Проклейка и грунтовка холста.

Задача урока: ознакомиться с материалами по живописи, научиться разбираться в материалах для живописи, научиться готовить основы для живописи по разным рецептам.


Вы можете рисовать на бумаге красками: гуашью; акварелью; темперой: масляно-казеиновой, п олив инила цетатной (ПВАтемперой), акриловыми красками.

Я лично люблю гуашь, акварель, акрил. Акварельные краски славятся своей прозрачностью, они как бы играют изнутри, ими хорошо писать свет и стекло. Технически работу акварелью трудно исправить, так как из под низа будет просвечивать первый цвет нанесённый на бумагу, и его очень трудно, а иногда и невозможно перекрыть другим цветом. Недостатком акварели есть её выгорание на свету. Их вешают в комнатах, где на работу не попадает прямой солнечный свет. А в музеях шедевры акварелью завешены сверху тканью. Чтобы посмотреть, нужно подойти и поднять ткань.

Чтобы цвет в акварели был красивым, вместо обычной воды можно использовать такую настойку, она из секретов старых мастеров: нужно залить промытый и порезанный корень цикория кипятком, закрыть сосуд и дать настояться 3-4 дня, и на этой настойке писать. Но если у Вас ленинградские краски, на обычной воде они тоже отлично пишут.

Гуашевые - светлеют при высыхании, так как из них уходит вода, которая отражает солнечный свет. Но при умении рисовать гуашь смотрится прекрасно. К плюсам гуашевых красок можно отнести то, что работу легко исправить, перекрыв другим цветом.

Акриловые - ещё одни отличные краски для рисования. Они не пахнут дурно, как масляные и пишут на любых поверхностях. Также есть анилиновые, но с ними я не работала. Но я работала с анилиновыми и акриловыми для батика.

Анилиновые для батика, хоть и имеют широкий цветовой диапазон, в отличие от акриловых для батика, после высыхания при случайном попадании на них воды - растекаются. Это их большой недостаток. Если писать картины, то проблем нет, если расписывать одежду, то её нельзя стирать, а это большая проблема для одежды. Поэтому я всё таки склоняюсь к акриловым краскам. Я рисовала ими даже на ткани и не грунтованном холсте (на сумках рисовала). Акриловые краски отлично держатся на поверхности, не выгорают, не отслаиваются от поверхности, не трескаются, не выстирываются. Я уже год свою сумку ношу, расписанную мной, и много раз стирала её в стиральной машине, а краски выглядят всё также свежо.

Обратите внимание , при рисовании этими красками нужно очень тщательно мыть кисть. На пол часа не мытую кисть лучше не оставлять, потому что кисть можно будет выбросить после этого. И вряд ли её что-то спасёт. Краска держится намертво. Рисовать акрилом и гуашью можно синтетическими дешёвыми кистями, натуральными не обязательно. Это же не шуба, а кисточки. А вот для акварели я порекомендую только беличью кисть. Тут нужна именно мягкость ворса. Именно она, по моему мнению, передаёт технику акварели.

Основы для живописи - или на чём можно рисовать красками

Если есть желание после окончания работы оставить её на планшете, то лучше изначально вместо обычного планшета использовать обычный лист ДВП или ДСП, вырезанный по размеру. А окончив свою работу, вы сможете вставить его в раму.

Вы можете рисовать акрилом, масляными красками, темперой, гуашью на ДВП и ДСП, дереве, даже не обтягивая их холстом. Если будете рисовать акрилом или маслом, особенно маслом, лучше обтянуть холстом и прогрунтовать. В этом случае грунтуйте желатином или смесью ПВА с водой. Если будете грунтовать желатином, то, после полного высыхания где-то 6 часов, поверхность нужно будет зашкурить пемзой или мелкозернистой наждачкой.

Если же не будете ничем обтягивать ДВП или ДСП зашкурьте их края мелкой шкуркой (мелкозернистой наждачкой). И прогрунтуйте с гладкой стороны , она возьмёт на себя меньше грунтовки, и поверхность для рисования будет более гладкая.

Чем можно вскрыть ДВП, ДСП или древесную плиту для работы акрилом?

Основа представляет собой: ДВП, ДСП, дерево или древесную плиту покрытую раствором.

Иногда можно не проклеивать основу, а потом грунтовать её, а сделать всё одной операцией, вот составы, позволяющие это сделать:

Самые простейшие составы проклейки-грунтовки.

Если вы будете рисовать акрилом, смело можно пользоваться такими составами для грунтовки ДВП, ДСП и древесной плиты. Но если Вы будете рисовать маслом, то желательно, сделать две операции: проклеить, а потом прогрунтовать,

Эти составы даны не просто так, они основаны на составе водоэмульсионки, в которую входят: мел, ПВА и вода. Водоэмульсионку часто используют для подготовки основы для живописи, то есть ею вскрывают ДВП, ДСП и древесную плиту.

А. Возьмите белую гуашь, добавьте ПВА и размешайте, состав готов. Если сильно густой состав, то разбавьте водой. Гуашь очень сходна с составом водоэмульсионки, так как один из основных компонентов там и там - это мел.

Б. Также Вы можете мел и ПВА смешать. Если густой состав, то разбавить водой.

В. Или Вы можете взять водоэмульсионку, разбавить её водой, и ею грунтовать. Водой размешивают из - за густоты этой краски. Я рисовала гуашью даже на стене, прогрунтованной водоэмульсионной краской - и отлично получается.

Д. Или ПВА+вода+водоэмульсионка.

Грунтовать можно кистью и валиком, но валиком лучше. Возьмите лучше широкий валик (чтобы меньше полос было), и смотрите на фактуру валика. Его фактура будет фактурой Вашей основы. Валиком загрунтуйте горизонтально, потом вертикально, потом повторите до исчезновения полос краски на грунтуемой поверхности по краям валика.

После написания работы, лаком можно покрыть: акрил, масло (масляные краски), гуашь, темперу. Акварель никогда ничем не покрывается. При написании и покрытии работы маслом не берите лаки для дерева, заменяя живописные и покрывные лаки для живописи. Лаки для дерева придают работе жёлтые тона, белый цвет желтеет, может превратиться в охру, жёлтый – стать коричневым. Лучше пойдите в художественный магазин, и купите лаки для художественных целей. Если Вы рисуете акрилом или маслом, то сравните состав лака, который Вы собираетесь покупать, с составом акрила или масла, они должны быть похожи. Например: у Вас акрил на водной основе, лак должен быть тоже на водной основе. Тогда лак лучше воспринимается краской.

Лаком вскрывайте после полного высыхания красок. Акрил можно вскрывать дня через два или месяц. Масло обычно вскрывается через год после написания картины. Если картина написана лессировочно, тонким слоем, тогда она может высохнуть и за месяц-три, а если пастозно или Вы работали мастихином, тогда картина вскрывается через год.

Это зависит от того, какие разбавители вы использовали для написания, и сколько красок нанесли на поверхность, и какая температура воздуха при высыхании, и какая влажность воздуха.

Картины лучше не хранить на кухне, так как они будут закапчиваться. Если она уже вскрыта лаком, то конечно, если нельзя, но очень хочется, то тогда можно чтобы картина висела на кухне. Но если вы ещё собираетесь вскрыть её покрывным лаком, то вы просто «похороните» копоть, которая уже лежит на красках картины и картина потеряет из-за этого свой живой блеск и яркость красок.

Обычно если картина написана и висела на кухне, то со временем, когда она закоптится, тогда её нужно будет очищать специальными растворами или скипидаром.

Рекомендую Вам отличнейшую, самую лучшую и любимую мою книгу по материалам для рисования, грунтовке холста, дефектам холста, покрытию картин лаком. А также о: палитрах, кистях, мольбертах, рамах, подрамниках, обо всех материалах в рисунке и живописи (кроме акрила, так как это очень старая книга), про фиксативные лаки, перья, акварель, гуашь, масляные краски, про разбавители для масляных красок. Эту книгу я тоже фотографировала сама, так и выкладываю: В общем, лучшей книги по материалам и подготовке поверхностей для рисования я ещё не видела.

На сегодняшний день много описывают материалы иностранные авторы, но они описывают те материалы, которые продаются у них, а у нас они не продаются. Они говорят например: для рисования акварелью есть 50 видов бумаги, возьмите горже или верже... Какое верже-горже? Три-четыре вида материала для акварели (зернистая-обычная, скорлупа и кракле) и всё, хочешь бери а хочешь нет... Как можно ориентироваться на них, если у нас это не продают?

В художественных салонах существует богатый выбор загрунтованных холстов разных размеров, натянутых на подрамник.

Упакованные в красочную вакуумную упаковку, они имеют прекрасный товарный вид. Но так ли они хороши на самом деле?

Если присмотреться внимательно, мы увидим ряд существенных недостатков, которые не позволят нам их использовать для профессиональной работы.

Во-первых, уже сам подрамник порой вызывает сомнения. Очень часто он поведён винтом, а сочленения склеены наглухо, что недопустимо. Особенно ужасной бывает натяжка. Нити не параллельны краям подрамника, гвозди (или скобы) забиты бессистемно и вразнобой. Очень часто производитель не стесняется сдавать товар, где в углах подрамника, холст уже успел дать существенные складки. Проклейки и грунт наносятся так же бессистемно. Нередки случаи, когда для ускорения просушки слоёв в грунт вносятся сомнительные химикаты, которые впоследствии не дают красочному слою полноценного скрепления с холстом. В наше время широко используется акриловый грунт. Для «родственной» акриловой живописи он очень хорош. Но масляные краски имеют абсолютно другую природу, и с ними акриловый грунт не имеет никакой связи. Уже на ощупь становится понятно, что грунт скользит, и масляную краску он не держит. На таком грунте живопись держится не более 10 лет. Мне случалось наблюдать случаи, когда красочный слой отслаивался чешуйками спустя два-три года после написания. Холст, профессионально загрунтованный под масляную живопись – это штучный товар. Любые попытки «выдать вал» для успешной реализации ведут к ускорению и «оптимизации процесса», что неизбежно влечёт катастрофическую потерю качества. Как же грамотно подготовить холст для живописи в обычных условиях?

ПОДРАМНИК. Прежде всего нужно правильно выбрать подрамник. Он должен быть прочным, желательно не тяжёлым. И обязательно разборным. Склеивание пазов категорически не допускается. Холст очень подвержен изменениям влажности, и подвижное соединение пазов обеспечивает возможность регулировать его натяжение при помощи специальных клиньев. Проверьте внимательно, не поведён ли подрамник винтом, из сухой ли сосны он изготовлен. Обязательно нужны скосы или округлый бордюр по краю подрамника, чтобы картинная плоскость ни в коем случае не примыкала к дереву. Любой серый налёт – это тревожный сигнал. Производители подрамников говорят, что это, мол, не плесень, «только дерево на воздухе полежало». Это верно лишь отчасти. Если Вы абсолютно уверены, что Ваша работа ВСЕГДА будет храниться в идеальных условиях, то проблем нет. Но помните, что любое неблагоприятное изменение влажности запустит в серых местах процесс гниения. А холст заражается мгновенно, и без помощи реставратора вам тогда вряд ли удастся обойтись. Наилучшие подрамники производятся в Черногории, в городе Спуже, в маленькой домашней мастерской Николы Кнежевича по прозвищу Гаро («Брюнет»). Неплохие подрамники продаются в парижском магазине “Passage Cloute” на rue des Boulets. В нашей стране я предпочитаю мастерскую в Переславле Залесском. Реставраторы советуют протирать подрамник олифой, все грани, за исключением той, что примыкает к картинной плоскости. Эта процедура не только защитит от гниения, но и от влажности. Подрамник не поведёт винтом. Внимательно измерьте линейкой или шнуром диагонали подрамника, иначе ваш холст будет иметь не прямоугольную, а ромбовидную конфигурацию. Помимо эстетического дефекта, неправильная форма подрамника скажется на качестве натяжки холста.

НАТЯЖКА ХОЛСТА. Прежде всего Вам необходимы специальные деревянные или металлические клещи с максимально широким захватом. Руками натягивать холст бесполезно. Получится слабо и, главное, неравномерно. Реставраторы предпочитают большие деревянные клещи, потому что дерево не травмирует холст. Также приготовьте гвозди мелкого размера. В наше время стало модно пользоваться степплером. Гвозди предпочтительнее, так как при натяжке необходимо холст фиксировать точечно. Скобы степплера Вам это не дадут сделать. У них, в свою очередь, есть своё веское преимущество – они тонкие и не рвут нити холста. Так что выбирайте. Отрежьте холст острыми ножницами. Тупые ножницы оставляют лохматые края, торчащие нитки потом едут и тянутся. С каждой стороны запас холста нужен не менее 3 сантиметров. При натяжке каждый край холста Вам придётся складывать. Так эстетичнее, а, главное консервируется край холста. В этом случае он никогда не разлохматится. Вначале следует натянуть углы. Фиксируете сначала один угол 2 гвоздиками с одной грани угла и с другой. Клещами тянете одну из прилегающих сторон холста к следующему углу. Выберите удобную для вас горизонтальную нитку, чтобы она по всей длине точно соответствовала краю подрамника. Это поможет Вам избавиться от перекоса холста по отношению к подрамнику. Советую по всей длине нитку отметить карандашом. Когда Вы будете натягивать стороны, это поможет проследить уровень натяжки, чтобы не перетянуть и не недотянуть холст. То же самое делаете с другими углами и сторонами. Итак, углы натянуты. Далее холст натягивается крест-накрест. Выбираете одну из сторон холста и фиксируете тремя гвоздями середину. Почему три гвоздя? Когда Вы потянете холст с противоположной стороны, если он закреплён одним гвоздём, то может надорваться. Три гвоздя напротив должны точно по ниткам соответствовать гвоздям с противоположной стороны. Далее Вы двигаетесь от центра к углам попеременно с каждой стороны. Повторюсь, что гвозди набиваются попарно точно напротив. Для качественной натяжки Вам придётся от каждого гвоздя прослеживать нитку до противоположной стороны и там точно забивать гвоздь. Это занимает время, но обеспечивает качество. Натягивать холст слабо не имеет смысла – он провиснет. Натягивать «изо всех сил» тоже не рекомендую. Во-первых подрамник может приобрести вогнутую форму. Во-вторых, при излишнем натяжении в тех местах, где забиты гвозди, холст может поехать и даже порваться. А это уже проблема.

КЛЕЙ. Разумеется, самый лучший клей – осетровый. Но в наше время это такой же деликатес, как чёрная икра. Поэтому не грех воспользоваться более доступным пищевым желатином. Пропорция сухого клея к воде – 8-10 %. Если, например, у Вас 40 грамм желатина, значит, Вам понадобится пол литра воды. Замочите желатин на 40 минут. Затем варите его на водяной бане, помешивая, до тех пор, пока он полностью не растворится. Добавьте антисептик. Очень сильный антисептик – пентахлорфенолят натрия. Но он ослабляет действие клея. За неимением лучшего часто пользуются порошковым стрептоцидом из аптеки. Это хороший антисептик. Но он не удобен в приготовлении – с трудом растворяется в кипящей воде. Реставраторы говорят, что оптимальный вариант – катамин. Им они и пользуются.

ПРОКЛЕЙКИ. Из инструментов Вам понадобится шпатель, а также флейцевая кисть или густая сапожная щётка. Я лично предпочитаю шпатель шириной 50 см и густую сапожную щётку, в которой пучки волоса вклеены в шахматном порядке. Дождитесь пока приготовленный клей немного остынет. Советую поймать тот момент, когда клей только-только из жидкого становится желеобразным. Если клей будет слишком жидким, есть опасность, что он не закроет дырки холста (а это – главная цель проклейки), а то, ещё доброго, впитается в холст насквозь. В этом случае ваша работа будет запорота. Если вы упустите момент, и клей станет чересчур густым, он ляжет на холст неравномерно, наростами, и, кроме этого опять-таки не закроет все дырки. Слишком много на щётку клея не берите. Наносите клей равномерно. И сразу по всей плоскости холста снимите клей шпателем. На холсте должно остаться минимальное количество клея, необходимое лишь для того, чтобы закрыть дырки. Дождитесь полного высыхания клея. Оптимальное время – сутки. Тщательно прошкурьте холст мелкой наждачной бумагой. Для второй проклейки разбавьте имеющийся клей, предварительно растопив его, ровно пополам, чтобы получилась концентрация в 4-5%. Многие советуют добавлять в этот момент мёд в качестве пластификатора. Я считаю, что перегружать грунт компонентами не полезно. Моя практика показывает, что, если грамотно наносить клей тонким слоем и тщательно счищать шпателем, переклейки холста не происходит, и, следовательно в пластификаторе нет нужды. Для второго слоя не нужно превращать клей в желе. Его нужно использовать в жидком виде но, естественно не горячим. Нанесите второй слой так же быстро и равномерно. Снимите излишек клея шпателем, даже если на первый взгляд, слой получился не очень толстым. В принципе, если всё было сделано правильно, 2 проклеек достаточно. Коли есть сомнения, можно нанести ещё один слой той же концентрации, или, разбавив ещё раз пополам до 2,5% ГРУНТ. Для приготовления грунта Вам необходим ещё один компонент – мел или цинковые белила. Белила следует замочить отдельно в воде минут на сорок. А затем добавить в растопленный клей. Есть вариант добавить белила большой концентрации в 5% клей. Лично я придерживаюсь другого правила. Добавляю растворённые белила в умеренном количестве в клей малой концентрации 3-2,5%. Это позволяет нанести грунт равномерно, в 2-3 слоя. Растворяя белила в клее, имейте в виду, что излишнее количество белил на клей малой концентрации сделает грунт хрупким. Клей не будет «держать» грунт, и впоследствии он осыпется. Грунт наносится в жидком виде, тонким слоем и также счищается шпателем. Для окончательной просушки Вам потребуются сутки. Технологический смысл грунта – масло из красочного слоя должно войти в грунт, и тем самым связать их между собой. Если из свежего грунта не испарилась вода, значит, «место» для масла занято, и сцепления не произойдёт. То-есть красочный слой с поверхности холста просто отшелушится. Чтобы просушить грунт, не оставляйте его стоять на полу – сквозняк, стелющийся по полу чрезвычайно опасен. Лучше всего поставить Ваш холст на стеллаж или на табуретку. Это относится и к хранению уже написанных картин. Подготовка холста к масляной живописи требует времени и внимания. Если Вам это окажется не под силу, советую обратиться к живописи акриловыми красками. Говорят, что это технология будущего.

Буквально пару дней назад на «Нашем Радио» ведущая задала вопрос слушателям: «Чему вы мечтаете научиться?» Ответы из своего блога она зачитывала самые разнообразные… одним из них был – «Хочу научиться писать маслом».

Масляная живопись широко распространена, и многие знаменитые художники писали свои работы именно маслом. Конечно, нельзя научиться работать масляными красками за один день, это усердный и кропотливый труд. Но результат не заставит себя ждать.

Приведу несколько практических советов начинающим художникам, как писать маслом.

Начнем с подготовки холста .
Масляная живопись основана на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Материал, на котором выполняется работа, называется основанием. Маслом лучше всего писать на холсте. Он должен приятно пружинить под кистью, позволяя наносить выразительные мазки, писать энергично. Холст должен быть льняным или пеньковым. Как показывает опыт, хлопчатобумажные, вискозные и прочие ткани непригодны.

Зернистая фактура холста очень удобна для живописи. Для учебных работ следует выбирать холст с нитями средней толщины, а для больших картин – крупнозернистый. Некоторые художники предпочитают брать за основание мешковину. Но на ней лучше писать крупноформатные этюды и картины, так как она имеет выраженную рельефную фактуру. Следует выбирать не очень разреженную мешковину, без помарок и выстиранную.

Хорошо иметь небольшой запас разных типов холста, чтобы с самого начала занятий живописью изучить возможности каждого материала.

Многие знаменитые художники писали именно масломНу вот, холст приобретен. Теперь необходимо позаботиться о подрамнике .
Главное назначение подрамника – держать холст в натянутом состоянии. Свои свойства холст проявляет только тогда, когда он правильно натянут, не коробится, не теряет упругости во время работы.

Холст натягивают на подрамники, изготовленные со скосом, направленным внутрь подрамника под углом 5-7 градусов. Иначе холст деформируется, и слой нанесенной краски со временем трескается. Если у подрамника не будет скосов, то клей и грунт могут проникнуть на оборотную сторону холста, чего допускать нельзя.

Когда краски высохнут, готовую работу можно снять, а на освободившийся подрамник снова натянуть основание.

Следующий этап – проклейка холста .
Для живописи готовят хорошо натянутый холст. Проклейка закрывает все поры холста – во-первых, чтобы предохранить его от вредного воздействия масла, а во-вторых, чтобы слои грунта и краски не проникли на изнаночную сторону.

Главное назначение подрамника – держать холст в натянутом состоянии.Для проклейки заранее готовят жидкий столярный клей и остужают его. Студенистым клеевым раствором легче закрывать поры. Такой раствор наносят широкой кистью или щеткой на холст. Важно, чтобы поры закрывались, а нити были покрыты самым тонким слоем.

После проклейки холст следует просушить при обычной комнатной температуре в хорошо проветриваемом помещении. Затем его поверхность, на которой бугрятся некоторые утолщения нитей после проклейки, надо протереть куском пемзы. Необходимо шлифовать легко, осторожно, чтобы не повредить зернистую фактуру. Сдув порошок пемзы, оставшейся между нитями, можно сделать повторную проклейку.

Итак, если все поры холста закрыты, фактура его сохранена, клеевой слой при сгибе не трескается, можно считать проклейку удачной.

Проверив качество проклейки, переходят к грунтовке .
Грунт – это связующее звено между холстом и красками, писать на незагрунтованном холсте масляными красками нельзя. Если грунт приготовлен плохо, по нему трудно писать кистью – краски будут тускнеть, на картине появятся матовые пятна. Важно, чтобы грунт был белым, без полос и пятен.

Рецептов и видов грунтов существует много: эмульсионный, полумасляный, масляный. Знание всех свойств различных видов грунтов приобретается с практикой. Рекомендуют на этапе обучения живописи пробовать разные способы грунтовки холста.

Конечно, холст – лучшее основание под живопись маслом. Но допустимо и использование других материалов – картона, бумаги (ватмана), и даже стекла и фанеры.Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

Поделиться