Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов. методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему. Упражнения для коррекции оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста Конспект занятия коррекции оптическ

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

о – а .

учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: Различение оптически сходных букв о – а .

Цель: учить детей различать оптически сходные рукописные буквы о и а .

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание букв о и а , выявить сходства и отличия;
  2. Уточнить артикуляцию звуков [О] и [А], закрепить связь между звуком и буквой;
  3. Тренировать учащихся в различении букв о и а в изолированном написании, в слогах и словах;
  4. Совершенствовать навык чтения;
  5. Учить выделять гласный в начале слова.

Коррекционные:

  1. Развивать логическое мышление детей;
  2. Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;
  3. Развивать умение координировать речь с движением;
  4. Развивать пальцевую моторику при помощи массажа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;
  2. Воспитывать умение достигать своей цели.

Оборудование: картинки – символы на буквы о и а ; прописные буквы о и а (заглавные и строчные); индивидуальные зеркала; карточки с характеристикой звуков - «гласный»; карточки – символы звуков «широко открытый рот» - круг, «овал»; трафареты букв О и А, наборы цветных ручек; карандаши красного цвета; макет аквариума, рыбки со слогами; макеты яблонь с яблоками, на которых написаны слова.

  1. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре плечи шире,

Пять, шесть – всем сесть,

Семь, восемь – внимания просим!

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы сможете определить тему занятия, когда отгадаете загадку:

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(буквы).

Логопед: «Правильно, это буквы. Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы. А какие буквы мы будем различать, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворения и посмотрите на картинки:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Дети отвечают, что речь идет о букве О.

Логопед демонстрирует картинку с буквой О.

Логопед переворачивает картинку с буквой О, с обратной стороны буква преобразована в колесо.

Затем логопед читает стихотворение:

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Логопед демонстрирует картинку с буквой а , преобразованной в девочку с косой.

Это что за девочка,

Девочка Алена.

У той девочки коса

С ленточкой зеленой.

Дети отвечают, что речь идет о букве а .

Логопед: Так какие же буквы мы будем различать сегодня на занятии?

Дети: Сегодня на занятии мы будем различать буквы о и а.

Логопед вывешивает на доску картинки - символы.

Буква О – колесо. Буква А – девочка с косой.

  1. Уточнение написания букв о и а.

На доску вывешиваются рукописные буквы о и а и помещаются под картинками символами.

Логопед: «Посмотрите, внимательно на эти буквы. Чем они похожи? А чем отличаются?

Дети: Похожи буквы тем, что имеют овал. А отличаются тем, что у буквы а есть крючок с правой стороны, а у буквы о его нет.

4. Уточнение артикуляции звуков [О] и [А] и закрепление связи между буквами и звуками.

Логопед: Ребята, а какой звук мы обозначаем буквой О?

Ответ учащихся: Звук [О].

  1. Уточнение артикуляции звука [О] перед индивидуальными зеркалами.

Учащиеся произносят звук [О] и отмечают, что губы принимают форму овала. На доску вывешивается схема артикуляции звука [О] – овал.

Фонетическая разминка.

На доске появляется картинка с изображением мальчика с больным зубом, мальчик стонет: «О – О – О».

  1. Уточнение артикуляции звука [А].

Учащиеся смотрят в зеркала, произносят звук [А] и отмечают, что при произнесении звука губы широко открыты, рот похож на круг. Внимание учащихся обращается на схему артикуляции звук [А] – большой круг.

Фонетическая разминка.

На доске появляется картинка с изображением девочки, качающей куклу. Все хором «качают» куклу: «а – а - а – а - а – а – а».

Логопед: Итак, ребята при произнесении звуков [О] и [А] рот открыт, изо рта выходит воздушная струя, которая не встречает на своем пути преград, эти звуки мы произносим с голосом. Как мы называем такие звуки?

Дети: Гласные.

На доску около каждой буквы вывешивается табличка «гласный».

Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

На доску прикрепляется возле каждой буквы красный кружок.

  1. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

Учащимся предлагается домик с четырьмя окошками – два на первом этаже, два на втором. В каждом окошке находится картинка животного.

Логопед поочередно приоткрывает окошки, учащиеся называют адрес квартиры, в которой живет герой: правая верхняя квартира, левая нижняя и т. д.

  1. Различение изолированных букв о и а .

Работа с трафаретами.

  1. Трафарет с буквой а.

Логопед: Ребята, сегодня мы будем работать с трафаретами. Давайте внимательно рассмотрим трафарет.

Что вы видите в верхнем правом углу? (круг).

Правильно. Круг. Этот круг нам показывает, что мы широко открываем рот, когда произносим звук А, и что он принимает форму круга.

Найдите в своих корзинках трафарет круга, приложите его к основному трафарету.

У нас получилась схема произношения звука [А].

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что находится в верхнем левом углу трафарета. (Буква А).

Правильно. Это печатная буква А – заглавная и маленькая. Обведите контур букв красным карандашом.

Возьмите в корзинке трафареты заглавной и маленькой букв А, приложите их к основному трафарету, обведите недостающие детали.

Теперь выньте трафареты, а на получившиеся буквы мы нанесем штриховку в следующем направлении. (Логопед показывает направление штриховки, дети наносят ее красным карандашом или ручкой).

Ребята вы видите посредине трафарета маленькие окошечки. Впишите в эти окошечки прописные маленькие буквы а. (Напоминает: буква а состоит из овала и крючка с правой стороны).

Окошечки расположены у нас на трафарете волной. Давайте пропоем по очереди звук А так: волна вниз – голос звучит тихо, волна вверх голос звучит громко. (Поет логопед, затем каждый из детей, затем хором, при этом пальцем проводят по рельефной волне).

Ребята, послушайте загадку.

С виду он – как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

Беззаботно круглый год

В теплом климате растет.

Кисло – сладкий цитрус этот!

Поспеши скорей с ответом!

В нем полезный витамин –

Фрукт зовется …

Правильно – апельсин. Найдите в своих лотках шаблон апельсина, приложите его к трафарету.

Послушайте внимательно слово «апельсин», какой звук в этом слове первый? (Звук [А]).

В левом нижнем углу вы видите схему слова апельсин, на которой есть три окошечка. Они обозначают начало, середину и конец слова. Поскольку звук [А] в слове «апельсин» стоит на первом месте, напишите в первом окошечке красной ручкой букву а. Пишем овал, а справа от него крючок.

В правом нижнем углу трафарета вы видите прописные буквы А – заглавную и строчную, вышитые нитками. Поставим пальчик на заглавную букву А и проведем по ней, как будто пишем ее в тетради. А теперь проведем пальчиком по строчной букве А.

Посмотрите чуть выше вышитых букв. Здесь мы видим трафареты заглавной и строчной букв А. Обведите их красным карандашом. Теперь в лоточке найдите шаблоны этих букв, приложите к трафарету и обведите недостающие детали.

Физкультминутка.

Логопед: Какие буквы мы сегодня учимся различать? (о – а ).

Выполним физминутку, в которой очень часто слышится звук А.

Аист над землей летает

(взмахи руками),

Аист ветки собирает

(приседания),

Аист собирает ветки,

Помогите ему детки.

Логопед показывает обруч. Что это, ребята? (Обруч). Какой звук первый в слове обруч? (Звук [О]). На какую букву похож обруч? (На букву О). Поиграем с буквой О. Учащиеся становятся парами и перекатывают обруч друг другу, а логопед читает стихотворение:

Не по тропе, а около

Катилося и охало.

О охало, О окало,

Не по тропе, а около.

  1. Трафарет с буквой О.

Логопед: Ребята, какая фигура находится в правом верхнем углу? (Овал).

Правильно овал. Этот символ говорит нам о том, что когда мы произносим звук [О] наши губы становятся похожими на овал. А теперь найдите в своих лотках шаблон овала, подходящий по размеру, приложите его к основному трафарету. Получилась схема произношения звука [О].

В левом верхнем углу трафарета вырезаны два овала. Обведите их по трафарету красной ручкой. Найдите в лотках овалы, подходящие по размеру, вставьте их в основной трафарет и проведите еще по одному овалу. Выньте трафареты. Какая буква у нас получилась? (Буква О).

Правильно, ребята, получилась буква О. Нанесем на нее штриховку в следующем направлении. Логопед показывает образец, дети выполняют.

Ребята, отгадайте загадку:

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

Что это? (Облако). Правильно. Найдите в своих лотках шаблон облака, приложите к трафарету.

Какой звук в слове «облако» слышится на первом месте? (Звук О).

Под облаком у нас расположена схема слова «облако», покажем на ней, что звук [О] стоит на первом месте, впишите в окошко букву О.

Буква О печатная и прописная пишутся почти одинаково, только в тетради мы пишем ее с наклоном.

* Написание изолированных букв.

В левом нижнем углу расположен «Лабиринт». Что такое «лабиринт»? (Это запутанные ходы). Мы с вами постараемся сейчас не запутаться и правильно вписать буквы в окошечки под мою диктовку. Логопед диктует учащимся изолированные буквы О и А, дети вписывают их в окошечки, пока не дойдут до середины. Затем читают «лабиринт» хором в прямом и обратном направлении.

  1. Массаж пальцев рук.

Учащимся предлагаются ладошки, на пальчиках которых наклеены аппликаторы. Пальцами учащиеся нажимают на аппликаторы, массируя их.

  1. Различение букв О и А в слогах.

Игра «Аквариум».

В «аквариуме» рыбки, на которых написаны слоги с буквами О и А. Ребята по очереди вылавливают из аквариума рыбок при помощи магнитной удочки, читают слоги, бросают рыбок в ведерки с буквами О и А.

  1. Различение букв О и А в словах.
  1. Игра «Яблони».

Оснащение: две яблони, сшитые из ткани и оснащенные крючками; яблоки, выполненные из картона, на которых написаны слова с буквами О и А, оснащенные петельками.

Логопед предлагает учащимся брать по одному яблочку, прочитывать слово, которое на нем написано, и размещать на левую яблоню слова, в которых есть буква О, на правую – слова с буквой А. Учащиеся также должны определить место букв в слове.

Слова: 1) С буквой А: парк, пенал, капля, пурга, кепка, танк, салат, канат, труба.

  1. С буквой О: стол, кот, болото, порог лото.
  1. Подведение итогов занятия.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Чем отличаются буквы О и А?

Какой звук мы обозначаем буквой О?

Какой звук мы обозначаем буквой А?

Как называются эти звуки?

Логопед: На следующем занятии мы продолжим различать буквы О и А в словах, предложениях и тексте. Давайте не будем торопиться, будем выполнять все задания вдумчиво и правильно, тогда наше письмо будет грамотным, а оценки в тетрадях хорошими.

Трафареты можно изготовить на все буквы. Использование трафаретов букв на логопедических занятиях позволяет развивать различные навыки и процессы:

  1. Ребенок обводит трафарет буквы, схему артикуляции, таким образом, запоминает её графический образ и развивает мелкую моторику. Закрепляется связь артикулема - графема - кинема. Обведенную букву можно заштриховать в заданном направлении, а можно раскрасить.
  1. Ребенок имеет возможность поработать не только с трафаретом, но и с шаблоном буквы, который предназначен для вставки в трафарет. Учащиеся исследуют букву руками, что позволяет запомнить ее графический образ при нарушении зрительного восприятия. Развивается умение зрительно соотнести букву с вырезкой.
  1. Каждый трафарет имеет различные мелкие вставки – буквы мозаики, буквы магнитной азбуки, геометрические формы. Для детей с нарушенной моторикой работа с таким материалом представляет определенные трудности. При систематической работе с трафаретами это умение постепенно развивается. С учащимися первого класса проводится работа с геометрическими формами: ребята находят по инструкции логопеда правый верхний, левый нижний угол и т.д., определяют форму, которая там находится. Можно предложить ребенку обвести вырезку формы, раскрасить, заштриховать, вставить нужную форму. Этот прием является необычным для ребенка и представляет особый интерес.
  1. На материале трафаретов можно развивать процессы элементарного фонематического анализа. На каждом трафарете есть вырезка картинки, название которой начинается со звука изучаемой буквы.

Закрепляется связь звука с буквой.

  1. На материале трафаретов можно с успехом развивать навыки чтения. На начальных этапах процесс чтения представляет для ребенка с ОВЗ значительные трудности. Трафарет позволяет сделать процесс обучения легким и привлекательным. Ребенок вставляет в окошечки различные буквы и читает прямые и обратные слоги с ними. Дорожка, из тесьмы, соединяющая одну букву с другой позволяет ребенку научиться плавно сливать звуки в слоги.

По мере формирования плавного слияния звуков в слоги, можно заменить рельефные дорожки на нарисованные.

  1. На трафаретах имеются буквы, выполненные вышивкой. Ребенок пальцем проводит по вышивке, запоминает графический образ буквы.

Трафареты можно изготовить из линолеума, плотного картона (который можно покрыть краской после вырезания деталей), что обеспечивает их долговечность и гигиеничность.

Приведенные формы работы с трафаретами являются примерными, каждый логопед-практик может использовать трафареты по своему усмотрению, разрабатывать все новые приемы работы с ними.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.


Тема:

Цели:

Учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И - У;
. развивать зрительно-пространственную ориентировку;
. развивать навык звукового анализа;
. развивать мелкую моторику;
. развивать логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имя, в котором есть буква «И»
(Инна, Ира, Илья, Игорь, Кира, Лиза, Мила, Вика, Дима, Никита)
Логопед знакомит детей с героями занятия, девочками Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У)
Формулируется тема занятия.

II. Основной этап

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.


Логопед предлагает детям записать в тетради имен героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» - перевёрнутый треугольник, «И» - круг.
Логопед выставляет на доску карточку с изображением треугольников и кругов, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо треугольника - «У», вместо круга - «И».


Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».



(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

(Круг, крик, пух, лист, ухо, игла)

Детям предлагается поделить тетрадь на 3 столбика. В первом столбике будут слова с буквой «У», во втором столбике слова с буквой «И», в третьем - слова, в которых есть буквы «И», «У».

(Первый столбик - лук, петух, муха; второй столбик - иголка, нитки, лист, книги; третий столбик - улитка, курица, изумруд, кувшин)

III. Итог занятия

Логопед просит детей самостоятельно дописать в каждый столбик по одному слову.


ББК 74.3 М12

МАЗАНОВА Е.В.

М12 КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИ И. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.

ISBN 5-296-00683-6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий , предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды детских садов и воспитатели коррекционных групп.

Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области


Москва 2006

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить. динамику состояния письменной речи ребенка.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий , а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:


  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

  3. Развивать зрительный анализ и синтез.

  4. Развивать зрительно-моторные координации.

  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);


  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

  • проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи


  1. Проведение первичного обследования.

  2. Оформление документации и планирование работы.
4 Методические рекомендации

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы , размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.


  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.


  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

  2. Развитие зрительно-моторных координации.
Методические рекомендации 5

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи


  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

  2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи


  1. Закрепление полученных навыков.

  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах ; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

Дифференциация букв «о - а» 9

II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.

10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.


  1. Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.


  1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

  1. Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.

Дифференциация букв «о - а» 11


  1. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

  2. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

  3. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки , а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-

12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.


  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

  2. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.

4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.


  1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

  2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.

14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида

учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Цель:

Совершенствовать умение детей различать оптически сходные строчные буквы И – Ш на письме .

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв И и Ш , выявить сходства и отличия.
  2. Уточнить артикуляцию звуков [И] и [Ш], закрепить связь между звуком и буквой.
  3. Тренировать учащихся в различении букв И и Ш в изолированном написании, в слогах и словах, в предложениях и тексте.
  4. Совершенствовать навык чтения.

Коррекционные:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
  2. Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать умение координировать речь с движением.
  5. Уточнить и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные».

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся с вами на прогулку в лес. Давайте представим, что мы находимся в лесу. В лесу свежо, дышится легко, свободно. Сделайте вдох - выдох, вдох – выдох. Закроем глаза и прислушаемся к звукам, которые нас окружают.

  1. Звучит запись звуков леса.

Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали? (дуновение ветра, шелест листвы, пение птиц, журчание ручейка, стрекот кузнечика).

  1. Сообщение темы.
  1. На доске вывешен плакат с изображением леса.

Логопед: Ребята, в нашем волшебном лесу заблудились буквы, давайте их отыщем. (Ученики по одному подходят к доске, внимательно смотрят на плакат и обводят найденные буквы черным фломастером).

Логопед: Ребята, какие буквы вам встретились в нашем волшебном лесу? (буквы И и Ш).

Итак, тема нашего занятия: «Различаем прописные буквы И – Ш».

  1. Уточнение написания изолированных букв И – Ш.

Логопед: Из каких элементов состоит буква И? (из двух крючков).

Два крючка соедини

И получишь букву И.

  1. Учащиеся выкладывают прописную строчную букву И из двух крючков красного цвета.

Логопед: Из каких элементов состоит буква Ш? (из крючков, их три).

Посмотри на букву Ш,

Буква очень хороша:

Три крючка рядком стоят –

Ш запомнить нам велят.

  1. Учащиеся выкладывают прописную строчную букву Ш из трех крючков синего цвета.
  1. Закрепление связи между звуком и буквой.

Какой звук мы обозначаем буквой И? (Звук [И] ).

гласный .

Губы принимают форму улыбки, язык приподнимается кверху, между зубами расстояние. Преграды во рту нет. Звук легко тянется, поется.

* Логопед прикрепляет артикуляцию звука И к лицу мальчика.

Какой звук мы обозначаем буквой Ш? (Звук [Ш] ).

Дадим характеристику этому звуку: согласный, глухой, твердый .

Губы принимают форму рупора, язык – форму чашечки, поднимается к верхним коренным зубам. Во рту язык создает преграду, поэтому тянуть и петь звук [Ш] мы не можем.

* Логопед прикрепляет артикуляцию звука [Ш] к лицу мальчика.

  1. Уточнение сходства и различия изолированных букв.

Логопед: Ребята, чем же похожи буквы? (Они обе состоят из крючков).

- А чем отличаются? (У буквы И – два крючка, а у буквы Ш – три).

- Обозначим это отличие символами: у буквы И – символ «Цифра 2 красного цвета», а у буквы Ш – символ «Цифра 3 синего цвета».

Потренируемся в различении букв И – Ш.

* Логопед предлагает учащимся карточки с заданием, на которых изображены шишки с цифрами 2 и 3 и пустыми окошечками, в которые учащиеся должны вписать букву И или Ш, соответственно цифре.

  1. Различение букв И – Ш в слогах.
  1. Логопед предлагает учащимся карточки с заданием: на карточках изображены два грибочка. На шляпке одного гриба написана буква И, второго буква Ш.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут там грибок, читают написанный на нем слог, и все вместе записывают этот слог на своих карточках на соответствующий гриб.

  1. Физминутка.

Мы идем, идем, идем,

Мы грибы сейчас найдем Шагают высоко поднимая ноги.

Под листочком, под травинкой,

На пенечке, под осинкой Наклоняются и касаются руками пола.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай! Хлопки в ладоши.

  1. Различение букв И – Ш в словах.

Логопед: В лесу росли дикие яблоньки. Посмотрите, сколько яблок с них упало. Давайте соберем их. Но яблочки не простые – на них написаны слова. Яблочки, на которых написаны слова с буквой И – отдадим ежику. Яблочки, на которых написаны слова с буквой Ш – положим себе в корзинку.

А теперь запишите по три слова себе на карточках (учащимся предлагаются карточки, на которых изображены ежик и корзинка, они записывают слова в зависимости от наличия в них букв И и Ш.

  1. Различение букв И – Ш в предложениях.

Логопед: Ребята, посмотрите, зайчишка принес нам письма с заданиями.

  1. Каждому учащемуся вручается конверт, в котором лежат слова. Из данных слов учащиеся составляют предложение.

А теперь запишите получившиеся предложения себе в тетрадь, выделив буквы И и Ш цветными карандашами: И – красным, Ш – синим.

  1. Различение букв И – Ш в тексте.

Логопед: Посмотрите, в лесу бродят разные животные. Подойдите к доске и возьмите себе по одному животному. На обратной стороне животного – текст с пропущенными буквами И – Ш. Прочитайте текст, вставьте вместо пропусков нужные буквы: букву И – красной ручкой, букву Ш - синей.

Текст 1.

Л_с_ца – х_трый зверь. Ночью л_с_ца выход_т на охоту. Л_са лов_т лягу_ек, охот_тся за пт_цам_, зайцам_, мы_ам_. Л_су называют «Л_са – рыжая краса». Уж больно крас_ва л_сья _убка и пу_ _ стый л_с_й хвост!

Текст 2.

У_к_ у зайца дл_нные, а хвост_к - пу_ _стый и коротк_й. Задн_е лапы дл_ннее передн_х. _курка зимой у зайч_ка белая, а летом серая. Днем зайч_ки спят, а ночью выходят на кормежку. _ногда они подходят бл_зко к деревне и лакомятся сеном и кочерыжкам_.

Текст 3.

Белочка – очень хоро_ая хозяйка. Белка наполняет кладовые орехам_, гр_бам_, _и _кам_. Гр_бы она высу_ивает и нан_зывает на голые сучк_. Весной в бел_чьем дом_ке появляются бельчата. Белка – бесстра_ная мать. Она смело защ_щает сво_х малы_ей.

Текст 4.

Медведь – громадный, одетый в теплую _убу. Ход_т медведь так т_хо, что ни од_н сучок не треснет под ногам_. Лапы медведь став_т пальцам_ внутрь, а пяткам_ наружу, оттго и прозвал_ его косолапым. Голова у медведя боль_ая, _ея мохнатая, глазк_ - маленьк_е. Нюх у медведя очеь хоро_ _ й.

  1. Подведение итогов.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Из каких элементов состоят буквы И и Ш?

Сколько крючков у буквы И? А у буквы Ш?

Посмотрите, сколько шишек я набрала в лесу. Возьмите из корзинки столько шишек, сколько вы заработали на занятии. Давайте отдадим шишки белочке, а вас я награжу сладкими призами.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.


Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школы, постоянно растёт. Одной из составляющих данного факта является несформированность или атипичное формирование навыков письма и чтения и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных предметов. Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так и у детей, не имеющих ярко выраженных нарушений высших психических функций. Обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению парциальных нарушений устной речи. Вот почему проблема коррекции нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.

Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.

Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:

  1. Сохранный слух, зрение и интеллект;
  2. Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);
  3. Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений;
  4. Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза;
  5. Готовность руки к письму.

Становлению навыка письма предшествует сложная психомоторная деятельность, подготавливающая перевод фонемных знаков в автоматизированные движения руки (кинемы), которые являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Анализ и сравнение букв, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы не являются для ученика начальной школы простой задачей. Одновременно с движением руки при письме должен осуществляться кинестетический контроль. По мере написания букв и слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, т. е. чтением написанного. Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов и методы их коррекции описаны в ряде работ (Б.Г.Ананьев, 1976, И.Н. Садовникова, 1997, А.В. Ястребова, 1997, А. Н. Корнев, 2003, Р.И. Лалаева, 2004, Л. Г. Парамонова, 2006 и др)

Учеными выделяются разные виды дисграфии (акустическая, моторная, аграмматическая и др.), но в большинстве классификаций (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева Р. И. Лалаева и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия .

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме. Исследователи проблемы нарушений письменной речи выделяют различные проявления оптической дисграфии и виды специфических ошибок.

По мнению О.А.Токаревой , оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками и в различные моменты воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.

М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге. Вследствие чего нарушается формирование зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с -, э - ; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау - “а”), лишние (ш - ии”) и неправильно расположенные элементы (х - “сс”, т - “ш”).

При психолого-педагогическом обследовании видно, что у детей с оптической дисграфией ведущим является нарушение в рече-зрительном анализаторе: они могут не производить тонкие зрительные дифференцировки (путать чайник и чашку, клубнику и малину), а также демонстрировать грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе. В связи с этим при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики оптических нарушений с фонематическими и ошибками кинетического запуска, имеющими другую этиопатогенетическую природу.

Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя начальных классов, логопеда и родителей.

Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям :

1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

2. Расширение объема зрительной памяти;

3. Формирование пространственных и временных представлений;

4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;

5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;

6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:

Называние контурных изображений предметов;

Называние наложенных изображений предметов;

Называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;

Дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;

Определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);

С целью развития восприятия цвета предлагается:

Подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает...);

Называние цветов предметов, изображенных на картинке;

Группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;

Закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;

Закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;

Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:

Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;

Соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);

Подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;

Построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;

С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:

Показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;

Расположить игрушки по высоте;

Расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;

Обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;

Обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)

Прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.

На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др.

Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:

Запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;

Запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;

Игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.

Игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд

Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.

В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.

Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:

Ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;

Ориентировка в окружающем пространстве;

Ориентация на листе бумаги.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:

Показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;

Закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)

Соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;

Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:

Положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;

Покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)

Рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.

После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения

Учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?

Кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.

Развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;

Заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.

Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.

После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.

Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).

Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.

Просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.

Выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.

Аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.

Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:

Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;

Рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.

Выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.

Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И)

Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.

Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).

Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:

1) изолированное написание букв;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:

Нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;

Определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;

Превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.

Дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;

Написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;

Нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;

Написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.

Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.

  • Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  • Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.
  • Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  • Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
  • Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С. 190-212.
  • Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.
  • Поделиться