Игры на развитие объема внимания младших школьников. Упражнения на развитие внимания и памяти у младших школьников. Памятка для учащихся

Развитие концентрации внимания. Корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация. Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия не должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

6. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Следует объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова, написанные в упражнении, надо читать вслух так, как они написаны, называя непроизносимые буквы, знаки препинания и т.д.При проверке выполненного ребенком письменного задания педагог должен подчеркнуть, что читать -написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произноси каждую букву так, как она пишется». Нужно обратить специальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будто оно выполнялось кем-то другим -«другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения. Детям предлагается: читать текст до заранее указанного учителем выражения. Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца. Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

«Найди слова». На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке. В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

«Перепутанные линии». Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания. Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12Ч7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

Игра проводится с детьми 6-7 лет по 3-5 мин ежедневно в течение 3-4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке, от тройки к тройке и т. д. Все понятно?» По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями, соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семеркой и т. д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.

«Найди отличия». Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности. Для сравнения могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). А) В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее без ошибок.

Б) Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. Пример задания:

Игра «Муха». Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3Ч3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки). Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке. Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка - «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?» Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди. Игра втроем занимает не больше 10 мин, т. е. по 3 мин на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев. Детям предлагают короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все». Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно». В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке - свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики.

«Счет с помехой». Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

«Чтение с помехой». Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Обучение младших школьников «внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий. Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.Как показывают исследования, наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Именно поэтому все призывы учителя «проверить свою работу» оказываются безрезультатными. Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом нужно учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого.

Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает. Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформированость внимания.

Таким образом, проведенное исследование дает основание утверждать, что включение в урок коррекционно-развивающих упражнений и заданий является эффективным средством развития внимания младших школьников, а выдвинутая гипотеза подтверждена.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу:

Чтобы успешно провести учебные занятия в школе учителю необходимо при подготовке к каждому уроку учитывать индивидуальные особенности внимания школьников;

Внимание учеников полностью зависит от деятельности учителя на уроке, от разнообразия способов объяснения материала.

Для поддержания внимания учащихся можно предложить следующие рекомендации:

На этапе оргмомента проводить игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания у детей;

На каждом уроке выделять наиболее сложные ситуации, в которых учащимся требуется помощь; не лишая работу посильной трудности, постараться предотвращать возможные неудачи у детей. При этом подчеркивать малейшие достижения детей, что повышает их уверенность в своих силах и способствует усилению внимания к предмету;

При решении различных практических задач ставить учащихся в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя.

Младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

Учителя начальной школы отмечают, что переход к школьному обучению - это достаточно трудный период для детей, так как в это время происходит перестроение памяти, внимания, мышления. Под влиянием обучения познавательные процессы становятся произвольными. Такие бурные изменения часто приводят к трудностям в обучении, потому что у детей еще не до конца сформированы определенные навыки и умения, чтобы управлять произвольными процессами при помощи волевых усилий. Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на объекте, у них сохраняются повышенная отвлекаемость, наблюдается небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать иллюстрации и слушать рассказ учителя, решать задачу и запоминать правило. Они не умеют выделять главное и существенное в учебном материале, отвлекаясь на яркие второстепенные детали, например, при чтении научного текста с красочными иллюстрациями. Поэтому важной задачей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие внимания и внимательности.

В развитии внимания детям помогают не только учителя на уроках, но и родители в домашних занятиях. Чтобы правильно организовать своевременную поддержку маленькому ученику, родителям надо понимать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания - процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Виды тренировочных упражнений на развитие внимания

В методике школьного обучения разработано много эффективных упражнений на внимание. Это классические задания, творческие занятия, упражнения комплексные и направленные на решение какой-либо конкретной задачи. Подбор упражнений будет зависеть от следующих причин:

  • цели, которая стоит перед родителями;
  • уровня сформированности свойств внимания у ребенка.

Графические диктанты

Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам, которые учителя проводят как разминку на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою очередь, упражнение способствует развитию зрительного восприятия, слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3 клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более сложная тематика, увеличение количества просчитанных клеточек, усложнение направлений. Темами таких заданий могут быть: животные (жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко, лимон, помидор); окружающие предметы (дом, зонт, кораблик, ключик). Взрослые могут самостоятельно придумать темы для таких заданий.

Проводятся диктанты в двух вариациях:

  • Учащемуся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем раскрасить по своему усмотрению. Этот вариант больше подходит медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое восприятие.
  • Взрослый диктует последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в каких направлениях они располагаются. Такое задание считается более сложным, предлагается школьникам, у которых развито произвольность действий.

Важно : родителям в домашних условиях лучше начинать диктанты с простых изображений, постепенно переходя к сложным, например, мышка, собака, верблюд. Для достижения хорошего результата нужен положительный настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 - 25 минут.

Развивающее упражнение «Божья коровка»

Задание очень похоже на описанные выше графические диктанты. Взрослый предлагает учащемуся стилизованного жучка (игрушка, вырезанное изображение), которого надо передвигать по клеточному полю под диктовку. Упражнение предполагает, что ребенок должен проследить путь жучка глазами, не используя подручных средств (карандаша, ручки). Задание трудное, проводится после соответствующей подготовки ребенка. Направлено на развитие произвольного внимания у младших школьников.

«Корректурная проба»

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном бланке (правильно подобранном тексте). Учителя советуют родителям выполнять такое упражнение с младшим школьником каждый день в течение 5 минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим вариантом задания будет зачеркивание знаков разным способом, например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить кружочком первую букву. Упражнение хорошо вырабатывает навык распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть внимательным и сосредоточенным».

«Перепиши правильно»

Педагоги начальных классов часто на уроках письма или чтения проводят упражнения, в которых ученики манипулируют с буквами и словами. Популярным является задание, в котором школьникам предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи. Задание сложно для ребятишек из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности. Для выполнения упражнения необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9 лет.

Методика Мюнстерберга

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком. Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять периодически.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть выделенные курсивом слова, например, слбмуха кенгсад уджалето мцбк;
  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарога куцвчира бюдкарова с;
  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурец зескапуста дыйквишня ткбпомидор чшя;
  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруда невытащишь рыбкуиз пруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому первоклассникам его еще сложно выполнять, лучше начинать работу со второго класса.

Диктант с комментированием

Такое упражнение проводится с учениками 2-3 класса, когда они уже владеют произвольным поведением. Взрослый подбирает текст (на первых порах несложный для детского восприятия), затем один раз медленно читает каждое слово с проговариванием всех орфограмм (правил написания). После комментирования слово записывается ребенком. Для стимуляции школьника можно использовать поощрительный приз. Примерный текст для комментированного письма:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают , воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях. Желаем удачи в развитии ваших детей!

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

Поделиться