Как отмечают праздник рождества пресвятой богородицы. Что можно и что нельзя делать на рождество пресвятой богородицы. Народные традиции празднования

Рождество Пресвятой Богородицы, которое верующие отмечают 21 сентября, один из наиболее почитаемых в христианстве дней памяти. Он объявлен праздником и приурочен ко дню рождения Богородицы, Пречистой девы Марии. В народе этот день также известен под названиями Осенины, Аспасов день, Спожка, Пасиков день.

1771-1773 гг. Франциско Гойя. Рождение Богоматери. Фреска

Значение праздника Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась ко времени, когда нравственный упадок человечества достиг низших пределов и потребность в исправлении веры все громче провозглашалась лучшими умами человечества. В итоге Дева Мария была избрана Спасителем достойной стать Богородицей и воплотить Сына Божия в облике человеческого естества.

Рождество Богородицы приблизило человечество к Царству Божию на земле, познанию добродетели и бессмертной жизни, а сама Пресвятая является не только Матерью Господа, но и милосердной Заступницей верующих.

Церковь Рождества Богородицы в Чкаловске, Россия

Рождество Богородицы — дата празднования

Для разных направлений христианства даты празднования отличаются, что связано с использованием разных календарей. У православных Рождество Богородицы отмечают 21 сентября. У католиков и англиканцев Богородичин день празднуют 8 сентября. Соответственно день Зачатия отмечается 22 и 9 декабря, то есть разница между этими торжествами составляет ровно 9 месяцев.

Стоит отметить, что в некоторых источниках имеются сведения, что Мария родилась без отца раньше срока, через 7 месяцев после зачатия, но эта версия не рассматривается как верная, так как не имеет никаких подтверждений.

Большинство других церквей также отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, но некоторые обряды отличаются смещением даты. Например, у коптских христиан это 9 мая.

Собор Рождества Богородицы в г. Козелец Черниговской области, Украина

История праздника Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица известна как мать Иисуса Христа. Кроме того, она является покровительницей детей, рожениц и девушек на выданье. Ее образ часто можно встретить как в православном религиозном искусстве, так и католическом. В некоторых случаях ее популярность превосходит всех прочих святых, в том числе и Иисуса Христа. Это объясняется тем, что образ Святой Марии более понятен народу. Она считается заступницей людей, избавительницей от горя и скорби, целительницей и помощницей.

В день Рождества Пресвятой Богородицы отмечается ее появление на свет. И хотя сведения об этом событии практически отсутствуют, в священных писаниях все же содержится некоторая информация, которая указывает на то, что великое событие было ниспослано свыше.

Родителями Марии являются праведники Иоаким из Назарета в Галилее и Анна и Вифлеема. Они состояли в браке 20 лет, но были бесплодны, а потому не знали истинного счастья. Внутренние переживания из-за отсутствия потомков и осуждение людей заставили Иоакима уйти пустыню, где он 40 дней и ночей молился. Его жена, Анна, тоже просила Господа даровать им с мужем дитя. Наконец, Бог услышал их молитвы и послал ангелов, которые известили их о предстоящей радости: Анна зачнет дитя и родит дочь Марию.

Придя в Иерусалим, Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот, которые стали символом непорочного зачатия. Этот день также празднуется в христианстве. Когда родилась дочь, счастливые родители дали ей имя, которое указал Господь – Мария. Они также дали обет, что отдадут ребенка во служение Всевышнему. Семья обрела покой и счастье, а день рождения Марии впоследствии стал великим христианским праздником.

Установление праздника

Когда впервые был установлен праздник рождения Богородицы достоверно неизвестно. Тем не менее, упоминания о нем встречаются еще в V веке, хотя истинных доказательств этому нет. Именно поэтому периодом введения праздника принято считать начало VI столетия, что связано с Эфесским собором. Он зародился в греческой церкви, а затем распространился на Рим и по другим направлениям. Упоминания о рождении Богородицы отмечены в гимнах, датируемых 536-556 годами.

До XII-XIII веков в западных источниках латинского обряда встречались лишь единичные упоминания о торжествах в честь Рождества Богородицы. В ранг обязательных церковных праздников этот день был зачислен лишь после Лионского собора в 1245 году. Сегодня для латинского обряда этот день является одним из важнейших христианских торжеств с обязательным постом и особыми службами.

Как отмечают Рождество Богородицы

Блюда к празднику. Среда и пятница круглый год являются постными днями. Если праздник Рождества Богородицы приходится на один из этих дней недели, то мясные блюда под запретом — подают рыбные блюда, грибные, овощные и фруктовые. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то готовят изобильное застолье и подают все подряд. Хозяйки пекут всевозможные караваи, пироги — , ; пирожки — например, — и угощают ими домочадцев и гостей своего дома.

Еще одна особенность этого дня – хозяйки готовили небольшие с буквами Р. Б., раздавали их близким и использовали для лечения недугов. Сушеные хлебцы запивали святой водой, чтоб прогнать болезнь. Даровать исцеление могут и просто молитвы Святой Богородице, так как она несет избавление от мук и хворей, помогает людям справиться с любой бедой.

Подавать бедным. Также нужно оделить просящих, чтобы заслужить милость и покровительство Святой Богородицы. Крошки праздничного пирога не выбрасывались, а собирались и относились к овину, чтобы защитить свое хозяйство от вреда и несчастий, а скоту и птице дать здоровье и плодовитость.

Поздравительная открытка ко Дню Рождества Пресвятой Богородицы

Как празднуют католики

Для католиков Святая Мария является особым церковным образом, а потому дни Зачатия и Рождества Богородицы отмечаются торжественно. В церквях исполняют праздничную службу, в частности поют тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», который также входит в программу богослужения у православных христиан. Люди возносят молитвы Марии и Господу, просят благополучия для своей семьи, избавления от горя, поминают умерших, радуются рождению Девы.

Народные традиции

Что нужно делать в праздник. От верующих требуется в это праздник соблюдать чистоту души, молиться и поститься, творить добро, помогать словом и теплом своей души. помогать ближним словом и теплотой души.

Согласно народным традициям, праздник Рождества Богородицы женщины должны были встречать у воды, у озера или речки. По поверьям, умывшись водой до восхода солнца в этот день, женщины продлевали себе молодость, а девушки приближали свадьбу.

В день Рождества Богородицы принято ходить в гости или принимать их у себя дома с праздничным пирогом. Раньше в этот праздник родители и родственники ходили к новоиспеченным молодоженам, чтобы проверить, как они обустроили свой быт и справляются с хозяйством. Пирог, испеченный молодой женой, пробовали гости, и если он приходился им по вкусу, ей вручали подарок. Если блюдо не удалось, мужу вручали кнут и заставляли его самого съесть пирог.

Молодожены также ходили в гости к своим родным. Они одевались в нарядную одежду и брали с собой особенные лакомства. Под пояс жена повязывала ленточку с буквами Р.Б., чтоб уберечь себя и мужа от сглаза. Когда лента развязывалась, то кто-то пожелал им зла.

Еще один обряд Богородичного дня – прошение Богородицы о милости. Для этого нужно было поставить в церкви свечку, на которую продевали записку с просьбами. Какие прошения затронул огонь, те и были услышаны Святой Марией.

В сентябре заканчивается сбор урожая. За щедрые дар земли благодарят Деву Марию, так как Богородица считается покровительницей сельского хозяйства и нередко отождествляется с матерью-землей.

Что нельзя делать в праздник. Если праздник приходится на среду или пятницу, то нельзя употреблять мясо и не постную пищу.

Лучше отказаться от физической нагрузки, домашней работы, не ссориться с окружающими людьми, не судить и не осуждать, избегать ссор и сквернословия. Нельзя употреблять алкоголь.

Народные приметы

Также 21 сентября известно, как день осеннего равноденствия. Поэтому в этот праздник можно предсказать погоду, причем не только на осень, но и на зиму:

✔ В первую очередь наблюдали за тем, какая погода стояла в данный день. Если утром был туман, то осень следует ожидать дождливую.

✔ По росе смотрели — насколько снежной будет зима: чем скорее солнце высушит капли росы, тем меньше осадков следует ожидать.

✔ При ясном дне будет теплая погожая осень, а при дождливом – снежная лютая зима, которую следует ожидать уже через месяц — полтора.

✔Звезды тоже могут предсказать будущее. Ясное небо и яркие звезды – знак того, что морозы придут рано, но снега ожидать следует нескоро.

✔По поведению птиц в Богородичий день тоже можно было многое узнать. Например, если они летают высоко в небе, осень будет теплая и затяжная. Когда же птицы сбиваются в группы и занимаются поиском корма у земли, нужно готовиться к заморозкам и ранней зиме.

День Рождества Пречистой Богородицы – великий праздник как у православных, так и у христиан западного обряда. Он отмечается одинаково торжественно, с благодарственными и прославляющими Богородицу и Господа молитвами. Это день стоит посвятить посещению церкви и своей семье, чтобы весь последующий год в доме царили мир и благодать.

Согласно Церковному Преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарет. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Долгое время они были бездетны.

Однажды Иоаким, будучи уже в преклонном возрасте, во время одного из еврейских праздников пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, однако первосвященник отклонил дары, поскольку Иоаким не имел детей (как считалось раньше, по причине своей греховности).

Иоаким и Анна долго молили Господа послать им дитя и однажды супругам явился ангел и сообщил о том, что их молитва была услышана, и у них скоро родится ребенок. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь и назвала Марией, как повелел ей Ангел.

Когда и как празднуется Рождество Богородицы в 2019 году?

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство.

Предпразднство - один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

В этот день поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.

Рождество Пресвятой Богородицы 2019: традиции

В православных храмах в день Рождения Пресвятой Богородицы совершается богослужение. В службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Народные традиции празднования и приметы

Праздник Рождества Богородицы в народном календаре связывают с приходом осени и праздником урожая. Этот праздник еще называют Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками.

В этот день устраивали гуляния на целую неделю и ходили друг к другу в гости. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и укрепления добрых отношений между членами семьи.

В это время также убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Все летние работы заканчивались и крестьяне благодарили Богородицу за урожай и просили ее помощи на год будущий.

В народе говорили:

  • На Пречисту в поле чисто.
  • Придет Пречиста, будет чисто-чисто.
  • Пречиста - картопля чиста (укр.).
  • На вторую Пречистую заготавливают калину» (укр.).
  • Если в этот день хорошая погода - будет теплой осень.

Что нельзя делать в Рождество Пресвятой Богородицы

Одним из важных моментов является то, что на Рождество Пресвятой Богородицы не следует употреблять мясо и непостную пишу, а также алкоголь. В этот день нужно соблюдать пост, отказаться от физической нагрузки, домашней работы, ссор с близкими людьми, осуждения.

Близкие, родственники, друзья собираются вместе на Рождество Пресвятой Богородицы. Праздничный пирог кушают с особой осторожностью. Даже крошки сметать со стола нельзя. Если крошек много, их отдают домашним животным.

Этот день требует абсолютной чистоты помыслов от всех православных людей. Нельзя ругаться, кричать друг на друга, портить свое настроение плохими мыслями, желать кому-то зла.

Рождение Богородицы олицетворяет светлые понятия христианства. В этот день важно много молиться, посещать богослужения, преклоняться пред могуществом высших сил и благодарить Всевышнего за все, что есть в доме.

Что делают в Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария олицетворяет семейную гармонию, плодородие и благополучие в семейной обители. К этому празднику люди завершали основную работу на поле. Поэтому Богородицу часто благодарили за урожай и уже собранные осенние богатства.

В храмах традиционно проводят торжественные службы. В домах православные хозяйки выпекают хлеб с инициалами «Р» и «Б». Этот хлеб хранят под иконами. Во время горестей, падения духа или хворей от выпечки отламывают небольшой кусочек и съедают.

На Рождество Пресвятой Богородицы (приметы и обычаи отличаются особой толерантностью и позитивным настроем) разрешают употреблять рыбу, не смотря на то что празднование всегда приходиться на один из самых строжайших постов в христианстве.

На стол также подают грибную юшку с пирогами. Выпечкой угощают не только гостей, но и раздают всем нуждающимся. Это своеобразные ритуал привлечет еще больше богатства в дом.

В этот день посещают молодоженов, которые должны радужно принимать гостей и накормить всех досыта, выслушать со смирением советы и наставления гостей и старших родственников.

Считается, что если в праздник Рождество Пресвятой Богородицы женщина умоется до восхода солнца - то красота сохранится до самой старости, а если девушка умоется до восхода солнца - то быть ей в том году просватанной. Правда для этого нужно пойти на речку и умываться речной водой.

На Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром шли в церковь и ставили свечки, обмотанные бумажными цветами, на которых были написаны просьбы Пречистой Деве. Какая бумажка обгорит первой,та просьба и исполнится. Если же бумажные цветы сгорали полностью, значит все пожелания будут услышаны.

В этот день девушкам с именами Анастасия, Алена и Анна не рекомендуется носить косу или по-другому собирать волосы.

Существует еще одна примета: если в этот день вы испачкаете руки в чем-то черном, то ждите хорошего предложения на работе. Правда чтобы примета сбылась, нужно встать на веник обоими ногами и постоять хотя бы пару минут.

21 сентября наблюдали за погодой. Обычно день радовал солнцем и теплом. Это считалось хорошим знаком. Значит вся осень будет теплой и комфортной.

Что приготовить на праздничный стол

— легкий вкусный супчик;

— вкусные и мягкие;

— пышная и ароматная в духовке;

— вкусный и нежный десерт к праздничному столу;

» — апокриф, т. е. эта книга не была признана Церквоью богодухновенной. Евангелие же ничего об этом событие не упоминает. Вот что этот текст сообщает о Рождесвте Богородицы:

I. В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господней, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.

II. А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господнен, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господнен, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности, Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.

III. И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи.

IV. И тогда предстал пред ней ангел Господнен и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей:

муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем. И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

V. Утром он понес свои дары, говоря: Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне. И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе. И сказал Иоаким: теперь я знаю, что Господь смилостивился ко мне и отпустил мне все грехи, и вышел из храма, оправданный, и пошел в дом свой. Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь. По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария.

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием в православном христианстве. На данный период существует немало вариантов икон рождества Богородицы, где изображается дева Мария во младенчестве и благочестивые Анна и Иоаким. Празднование рождества Богородицы имеет существенное значение, включен в двунадесятые праздники ведь благодаря именно этому событию смог воплотиться и Спаситель на земле.

История Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.


Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Значение иконы рождества Богородицы

Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.


Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.

Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.

Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры

Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.

Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.

Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.

Молитвы иконе рождества Пресвятой Богородице

Молитва первая Рождеству Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим: умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим по­лезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде Благословение, н, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас тойже

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рожде­стве Твоем. То празднуют и людне Твои, вины прегреше­ний избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Бого­родицу и Питательницу жизни нашея.

История праздника

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка. «Из Назарета может ли быть что доброе?» - презрительно отзывались евреи о нем. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.


Родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна - младшая дочь священника от племени Ааронова Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетны, так как святая Анна была неплодна. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и 40 дней со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Узнав об этом, жена его, бывшая дома, сильно скорбела. Как-то Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.»

С той же вестью явился ангел в пустыне и Иоакиму. Благодаря всем сердцем Бога, тот с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой с твердой верой в исполнение обетования Господа.


После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда» . Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Место Рождества


Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

О католическом догмате «Непорочного зачатия»

Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы, называя это зачатие преславным и святым. Однако она не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь , которая в XIX веке провозгласила догмат «Непорочного зачатия». Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом - от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.»

Установление праздника

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот день празднуется рождение Той, через Которую пришёл Христос Спаситель.

Этот праздник установлен Церковью уже в древности. Первоначально он возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Cв. равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы.

Текст праздничного тропаря «Рождество Твое, Богородице Дево» имеется и в римско-католической службе, что является едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России - ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Значение праздника

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Ветхий Завет по преимуществу был временем Божиих обетований о спасении и человеческих упований на грядущее спасение. Господь из всех народов земли избирает Себе народ израильский и из всех родов израилевых - род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Господь Иисус Христос. Последним звеном цепи Божественных избраний и началом нашего спасения было Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы , которое Святая Церковь празднует в начале церковного года.

Рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества . Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы:

Лестница Иакова (Быт. 28:10-17);
- Пророчество Иезекииля (Иез. 43:27, Иез. 44:1-4);
- Слова Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9:1-11).

В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Документальный фильм. «РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

Величание Рождеству Пресвятыя Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва в день Рождества Пресвятыя Богородицы
О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная! Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми. О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго. Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще: Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему. Слава девству Твоему, Мати Безневестная. Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, Емуже слава подобает, честь и покланение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. А минь.

Поделиться