В чем разница между вегетарианством, диетой и постом? Вегетарианство и его отличие от христианского поста Как церковь относится к вегетарианству

Отказ от мяса в христианстве как «учение для посвященных»
В сознании современных людей идея вегетарианства, как обязательного компонента духовной практики, связана в большей степени с восточными (ведическими, буддистскими) традициями и мировоззрением. Однако причина такого представления вовсе не в том, что практика и учение Христианства не содержит идеи отказа от мяса. Она в другом: с начала возникновения Христианства на Руси его подходом была определенная «политика компромисса» с потребностями простого народа, не желающим «углубляться» в духовную практику, и с прихотями власть имущих. Показательным примером является «Сказание о выборе веры князем Владимиром», содержащимся в «Повести временных лет» за 986 год. О причине неприятия ислама Владимиром сказание говорит так: «Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Не можем без того быть, ибо веселие на Руси есть питие». Нередко эту фразу толкуют как начало широкого распространения и пропаганды пьянства среди русского народа. Сталкиваясь с подобным мышлением политиков, церковь не проповедовала широко о необходимости отказа от мяса и вина для основной массы верующих. Не способствовал этому также климат и сложившиеся кулинарные традиции Руси. Итогом стало следующее положение вещей. Для восточных духовных школ требование отказа от мяса является экзотерическим наставлением: знанием, которое раскрывается публично и является обязательным требованием для каждого. В христианстве же идея воздержания от мяса является эзотерической, т.е. тайной, передающейся внутри традиции среди тех, кто желает серьезно практиковать аскетизм и обуздание плоти, прежде всего, в монашеской среде.
Посты в христианстве
Единственный случай воздержания от мяса, хорошо известный и монахам и мирянам — это Великий Пост. Этот пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также его называют Святой Четыредесятницей, в память о 40 днях поста Иисуса Христа, пребывающего в пустыне. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная неделя - воспоминание страданий (страстей) Христовых, которые добровольно принял на себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная неделя заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением. Во все дни поста запрещается употреблять «скоромную» пищу: мясо и молочные продукты. Строго запрещено также курить и пить алкогольные напитки. Церковный устав разрешает в субботние и воскресные дни Великого поста испивать на трапезе не более чем три красовули (сосуд размером со сжатый кулак) вина. Рыба разрешается в пищу только немощным, в виде исключения. В наши дни во время поста многие кафе предлагают специальное меню, а в магазинах появляются выпечка, майонез и другие широко распространенные продукты без яиц. В действительности, количество предписанных постов в Христианстве гораздо больше. Православный интернет-ресурс «Просто Пост» сообщает: «Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот». Постными днями, в частности, считаются среда и пятница каждой недели.
Воздержание от мяса в Ветхом завете
Согласно Книге Бытия, первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (1.29). Ни человек, ни какое-либо из животных изначально не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда. Всеобщая «вегетарианская» эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным Потопом. В Библии противопоставляются друг другу два образа: питание овощами, фруктами и злаками - чистая жизнь и преданность Богу, жизнь Адама и Евы до грехопадения и питание мясом - жизнь в блуде и чревоугодии, идолопоклонничество и развращение людей. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу - это лишь уступка упрямому желанию человека. Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение духа началом материальным, вопрос «кто накормит нас мясом?» (Числ. 11, 4) расценивается Библией как «прихоть» - ложное устремление человеческой души. В Книге Чисел рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел птиц, были поражены моровой язвой: «33. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34. И нарекли имя месту сему: Киброт - Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11, 33-34). Вкушение мяса жертвенного животного имело, прежде всего, символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). Древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала, фактически, лишь ритуальное употребление мяса.
Воздержание от мяса в Новом Завете и апостольская традиция
«Новый Завет» содержит ряд описаний, внешне не согласующихся с идеей вегетарианства. Например, знаменитое чудо, когда Иисус накормил множество людей двумя рыбами и пятью хлебами (Мф.15:36). Однако следует помнить не только о буквальном, но и о символическом значении данного эпизода. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» - рыба. В действительности он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theоu Uios Soter» - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Отдельного разбора заслуживает история переводов Евангелий на различные языки мира. Например, еще в английской Библии времен короля Георга ряд мест Евангелий, в которых употребляются греческие слова «trophe» (питание) и «broma» (пища), переводились как «мясо». К счастью, в православном синодальном переводе на русский язык большинство таких неточностей исправлены. Однако в фрагменте об Иоанне Крестителе говорится: он питался «акридами», что нередко трактуется как «род саранчи» (Матф. 3,4). В действительности же, греческое слово «locusts» относится к плодам псевдоакации или рожкового дерева, что и было хлебом Св. Иоанна. В апостольской традиции мы встречаем упоминания о пользе воздержания от мяса для духовной жизни. У апостола Павла находим: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). «Потому, если пища соблазняет брата моего, то не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Коринф. 8:13). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской и Никифор - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство Филона - иудейского философа, современника апостолов. Хваля добродетельную жизнь христиан египетских, он говорит: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. <…> Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп (горькую траву)».
Отказ от мяса в христианском монашестве
В подвижническом христианском монашестве пост понимался как одна из важнейших практик обуздания страстей, путь к «бытию ангельскому на земле», и стяжанию полноты богопознания. Сохранился знаменитый «Устав отшельнической жизни» Св. Антония Великого (251-356 гг.), одного из основателей института монашества. В главе «О пище» Св. Антоний пишет: (37) «Мяса совсем не ешь», (38) «к месту, где точат вино, не подходи». Насколько эти изречения отличаются от широко пропагандируемых образов полных, не вполне трезвых монахов с чашей вина в одной руке, и сочным окороком в другой! Упоминания об отказе от мяса, наряду с прочими практиками духовного делания, содержатся в биографиях многих выдающихся подвижников. «Житие Сергия Радонежского, чудотворца» сообщает: «С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие, мать вовсе отказалась от мясной пищи». Строгим вегетарианцем был и столь почитаемый в народе Св. Серафим Саровский. «Житие» свидетельствует: «Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его келии». Сохранились также воспоминания о том, как Св. Серафим кормил хлебом, который ему приносили из монастыря, огромного медведя. Достаточно ознакомиться с биографиями христианских подвижников и святых, чтобы заметить, сколь часто практиковалось ими воздержание от мяса. Например, блаженная Матрона Анемнясевская (XIX в.) с детства была слепой. Особенно строго соблюдала она посты. С семнадцати лет не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Св. мученик Евгений, митрополит Нижегородский (нач. XX в.) с 1927 по 1929 годы находился в ссылке в Зырянском крае (Коми А.О.). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Последнее из воплощений образа христианского старца на телеэкране - это гениальный, признанный церковью фильм Павла Лунгина «Остров». В одном из эпизодов главный герой, отец Анатолий, говорит: - Все продать подчистую. - Все? - Все подчистую. Слышь? Продашь, не пожалеешь. За твоего хряка, я слышал, хорошие деньги дадут. Славный хряк. Ты знаешь, кабы я мясо ел, я б у тебя его сам бы купил».
Станислав Зюзько

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345- 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Климент Александрийский (160-240 н. э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса».

«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов».

Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром? Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство. В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи.
К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264-349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных. Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.

Многие раннехристианские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей. Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси.
Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам. Средневековые христиане получили от Фомы Аквинского (1225-1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют.
Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию.

Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа: А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).
Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых XX века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе - nefesh («душа») и chayah («живая»). Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных совсем не обязательно есть «душа», точный перевод обнаруживает нечто прямо противоположное: у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии.
Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа - совсем не та, что есть у человеческих существ.

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия.

О ранних христианах: «Не проливали они потоков крови. Не было изысканной кухни. Оттуда не доносится ужасное зловоние и невыносимый дым не клубиться в кухнях их.»
Св. Христосомос, 347-404 гг.

Говорят, что император Константин в качестве наказания за велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам. Но не смотря на это первые христиане питались вегетарианской пищей.

Апостол Матфей «жил растительной пищей и не прикасался к мясу»
Клеменс Александрийский (150-215)
в книге книге «Paedagogus» (II, 1)

Раннее христианство и вегетарианство

Климент Александрийский (160-240 н. э.), один из основателей церкви писал: «Те же, кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяс а».

«Так же Христос есть Альфа и Омега, мессия, поставивший всё на свои места. Более не дозволено разводиться или есть мясо. Итак, если ты желаешь быть совершенным, то не следует пить вино и есть мясо » - Св. Иероним (340-420 гг.), давший миру Вульгату, латинскую , которой пользуются по сей день.

«Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу... мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

св. Иоанн Златоуст(345- 407 н. э.),
выдающийся апологет христианства своего времени

Фома в соответствии с ранне-христианскими документами «носил лишь одно платье в любую погоду; что имел, то отдавал другим, а также воздерживался от поедания плоти и пития вина .» (Джеймс Вернон Бартлет, магистр искусств. Апокрифические Евангелия. Из истории христианства в свете современных знаний.)

Отец церкви Евсевиус, цитируя Эгесиппуаса (около 160 г. н.э.) говорит: «Иаков, брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина и не ел плоти животных ». Он поучал воздержанию и труду, а ради поддержания вечной жизни - наслаждаться произнося молитвы, не принимая мясной пищи, но лишь хлеб.

Интересное мнение современника

Не считая одного телесного достаточным для спасения, подвижники благочестия в то же время не признавали и того, чтобы этот был для всех всегда обязателен (как хотят того вегетарианцы); ибо, говорит св. Нил Сорский: «все организмы невозможно подчинять одному и тому же правилу: тела имеют большое различие в силе, как медь и железо в сравнении с воском» . Проповедуя только постоянную умеренность в пище и питии и сами воздерживаясь от вкушения мяса, они для других не запрещали вкушения по временам мясной пищи. «Нужно все употреблять во славу Божию,- говорили они,- ни от чего совершенно не удаляясь, как делают еретики, безрассудно отвергающие то, что Бог сотворил весьма хорошим. От всех находящихся снедей, хотя бы и сладких, нужно брать понемногу. Таково рассуждение мудрых, а не то, чтобы некоторые роды пищи выбирать, а другие оставлять; дабы и Бога благодарить и сохранить ненадменность души: так мы избегнем возношения и не будем гнушаться тем, что Бог сотворил хорошим» . Тех же людей, которые останавливаются на веществе снедей и питания, оставляя в стороне «разумение»,- таковых отцы называют «нерассудительными». «Эти нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей, и предает таковых совершенной гордыне. Ибо ничто столь удобно не побуждает к гордости, как знающая о многих своих заслугах совесть и дума, живущая в уповании на оные» . К таким людям обращается с предостережением и пресвитер Исидор: «Если подвизаетесь, — говорит он,- то не гордитесь; если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться». А отцы Гангрского собора даже возглашают анафему тому: «если кто осуждает человека, который с благоговением и верою вкушает мясо (кроме крови и идоложертвенного)».

Таков по истине мудрый взгляд Святой Церкви на вкушение мяса. В своих постановлениях она всегда имеет в виду не какого-то отвлеченного, бесстрастного и бесплотного человека, какового нередко имеют в виду разные мечтатели вроде вегетарианцев, а человека живого, плоть носящего, человека со всеми его нуждами, потребностями, немощами; и к ним Церковь, следуя примеру Своего Божественного Основателя, относится с величайшей снисходительностью и милосердием. Бывали примеры, что великие подвижники и святые мужи — эти лучшие выразители церковных воззрений,- «разсуждая немощному естеству человеческому», не только не укоряли тех, которые ели в «неподобающия снеди», но даже и сами «мало» вкушали от сих снедей.

Так, о святителе Тихоне рассказывают, что когда он жил на покое в Задонском монастыре, то однажды в пятницу на посетил монастырского схимника Митрофана. У сего последнего в это время был гость, некто Косма Студеникин, елецкий гражданин, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник и распорядился сряду же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в , пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас; любовь — выше поста». При этом сел сам за стол, съел ложки две ухи и угощал коему. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им известно было, что святитель Тихон во весь по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы .

А о другом подвижнике благочестия, еще при жизни прославившемся даром чудотворения, святителе Спиридоне Тримифунтском, рассказывается, что некто зашел к нему с пути уже по наступлении , когда святитель с домашними держал по обыкновению и вкушал пищу только в известные дни, оставаясь в прочие совсем без пищи. Видя, что странник очень устал, Спиридон велел дочери своей предложить путнику покушать. Та отвечала, что нет ни хлеба, ни муки, ибо запас этого по причине был бы излишен. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить случившегося в доме соленого свиного мяса. После изготовления его Спиридон, посадив с собой странника, начал есть мясо и убеждал и своего гостя делать тоже; а когда последний отказывался, называя себя христианином, святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит. 1, 15) .

Не знаем, известны ли эти случаи вегетарианцам и как они к ним относятся; но думается, что с вегетарианской точки зрения указанные святые мужи представляются «немощными». Однако святой Апостол Павел в Послании к римлянам (гл. 14, ст. 2), где тоже в свое время были споры о том, есть ли мясо или только овощи, называет немощным того, кто считает позволительным для христианина есть только овощи — и кто на вкушение мяса смотрит как на что-то безнравственное и преступное (как и смотрят наши вегетарианцы).

И действительно, такой человек есть немощный христианин, готовый, по словам Апостола, возвратиться к немощным и бедным вещественным началам и снова поработить себя им (Гал. 4, 9). Такой человек думает, что пища сама по себе может приблизить нас к Богу (I Кор. 8, 8), как будто Царство Божие есть пища и питие, а не праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); он забывает, что все чисто (Рим. 14, 20), и всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (I Тим. 4,4). Не предосудительно посему и вкушение мяса в те дни, когда оно разрешается Святой Церковью. Вначале роду человеческому были назначены Богом в пищу семена и плоды (Быт. 1, 23). Но когда человек грехом повредил всю свою природу и навлек проклятие и на землю, то растительная пища оказалась недостаточной для рода человеческого, и из Библии мы знаем, что после потопа Сам Бог наряду с зеленью травной дает в пищу людям и животных, и птиц, и рыб (Быт. 9, 3). Стало быть, употребление мясной пищи разрешено самим Богом и, как такое, оно не заключает в себе ничего противозаконного и безнравственного.

Но убивая животных в пищу, человек этим самым, по словам вегетарианцев, нарушает принципы справедливости и сострадания к животным. Он лишает их жизни, которую дал им не он, и причиняет им столь ужасные страдания, что даже привычным людям иногда становится жутко при виде мучений, испытываемых животными. В сочинениях вегетарианцев («Научные основания вегетарианства», «Этика пищи») целые страницы посвящены картинному описанию тех жестоких мучений, которым подвергает животных человек, этот «сластолюбивый обжора», «ненасытный чревоугодник», «злой палач». Сострадание, конечно, чувство в высшей степени почтенное, но только в таком случае, если оно носит трезвый и здравый характер, а не ложный и сентиментальный. Встречаются иногда особы, которые падают в обморок при визге собаки, но которые остаются безучастными к слезам и горю человека. Кто же такое чувство сострадания признает здравым и истинным? Или кто одобрит индейцев, устраивавших госпитали для кур, голубей и в то же время допускавших, чтобы парии тысячами умирали от жажды во время засухи, и не позволявших им пользоваться водой из колодцев людей знатных. В таких случаях сострадание и любовь к животным развивается за счет людей и в прямой ущерб этим последним.

Этот недостаток индусов, религией которых так восхищаются вегетарианцы главным образом за ее «возвышенные принципы милосердия к животным», присущ и вегетарианству. Защищая права животных, вегетарианцы, как говорится, «хватили через край». Очень многие из них признают, что «животные совершенно однородны с человеком и в физическом, и в нравственном отношении», как и человек «наделены разумом и нравственным чувством», иногда даже «в большей степени», «имеют те же понятия, чувства и способности» ; «животные одного с человеком класса», «имеют одинаковое с ним право на жизнь», «они наши братья», и посему убиение их есть «братоубийство».

Но рассуждая так вегетарианцы этим самым заявляют себя сторонниками материализма, который тоже не видит существенной разницы между человеком и животными. А материализм давно уже потерял всякий кредит в глазах ученого мира: нет ни одного серьезного и беспристрастного ученого, который бы стал утверждать, что внутренний мир человека и животных один и тот же .

Эти материалистические тенденции очень вредят чистоте вегетарианского учения и нельзя не пожалеть, что вегетарианцы вместо того, чтобы вести дело проповеди своих идей в союзе со Святой Церковью и в духе учения Христова, предпочитают черпать подкрепление своим воззрениям из мутных кладезей ложных учений.

Лишь некоторые вегетарианцы допускают употребление в пищу молока и яиц (прим. авт. здесь и далее).

Все эти данные подробно раскрыты в сочинениях «Научные основания вегетарианства», «Вегетарианская кухня» и др.

Например профессор Бекетов в брошюре «Питание человека» и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона т. V с. 691.

«Первая ступень» в предисловии к «Этике пищи», XXI-XXIII.

Уильямс «Этика пищи» с. 27.

«Этика пищи», с. 138, 140.

«Этика пищи», с. 280.

«Этика пищи», с. 215.

«Монашеская жизнь по изречениям по ней подвижников», вып. I, с. 77-78.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 101.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 68.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 69, 81.

«Монашеская жизнь…», вып. I, с. 98.

«Жизнь св. Тихона Зад.» М. 1863. С. 165-167.

Созомен «Церк. история», кн. I, гл. 11.

На это Уильяме, автор «Этики пищи», возражает, что если защищать мясоедение на основании Библии, то придется, чтобы быть последовательным, защищать и рабство, и многоженство, и самые варварские войны (с. 208 примеч.). Но для всякого непредубежденного человека ясно видно, что есть существенная разница между вкушением мясной пищи и хотя бы например многоженством, и из Библии видно, что первое Бог разрешает и благословляет, а второе только на время попускает.

Например, Освальд, Бентам, Никольсон, Глейзе, Мишле, Гольтц и наконец сам автор «Этики пищи» Уильямс.

«Неужели души всех животных, кроме человеческой смертны или созданы совершенно иначе?» — вопрошает один вегетарианец («Этика пищи» с. 346).

Если и были «философы» которые утверждали противное, то еще св. Василии Великий говорил своим современникам: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и говорить о себе, что они были некогда и деревьями, и морскими рыбами. А я хотя и не скажу бывали ли они когда-нибудь рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что когда писали сие то были бессмысленнее рыб».

Добрый день, дорогие наши посетители!

О вегетарианстве, наверняка знает каждый из Вас. Это всемирное течение, приветствующее лишь растительную пищу. То есть, круглый год Великий пост 🙂

Как же Церковь относится к вегетарианству?

Вегетарианство представляет собой учение и движение, которое основной путь к решению нравственных и общественных проблем видит в воздержании от животной пищи (от лат. vegetalis - растительный), - отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. - Подход этот — ложный. Он сеет иллюзии. Господь призывает людей ко спасению. Путь к нему один - исполнение заповедей Божиих. По слову св. апостола Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей»(Рим.14:17–18).

Святые отцы учат, что подлинный пост предполагает воздержание от зла. Установленный нашей Церковью телесный пост - не самоцель, а лишь средство к стяжанию добродетелей. Опыт убеждает, что немало людей вкушали только растительную пищу, а были обуреваемы страстями. Христианский пост, предполагающий не только телесное воздержание, но хранение души от греховных навыков, ведет человека к чистоте и духовному совершенству.

Поделиться