Молитва псалом 50 на русском языке. Объяснения церковных и домашних молитв. Толкование утренних молитв. возрадуются кости смиренныя

Псалтирь - одна из важнейших книг в Библии, которая была по большей части написана царем Давидом. Псалом 50 - это песнь покаяния царя в страшном грехе, который он совершил.

История

Песнь 50 была написана царем Давидом вскоре после прелюбодеяния с Вирсавией.

Израиль в то время воевал с аммонитянами, но царь остался в Иерусалиме и не возглавлял войско. Однажды вечером он видел купающуюся женщину и возжелал ее, несмотря на то, что она была женой одного из воинов. Царь провел ночь с Вирсавией и отпустил ее, а чуть позже она сообщила, что ждет ребенка.

Царь Давид и Вирсавия

Давид вначале пытался подстроить все так, чтобы муж Вирсавии Урия провел ночь с женой и думал, что она носит их ребенка. Но тот отказался пребывать в блаженстве, пока товарищи воюют и отбыл вновь на войну.

Тогда Давид решил руками военачальника отправить Урию в самую гущу сражения, чтобы он погиб. Когда Вирсавия оплакала своего мужа, он взял ее в жены. Но Господь, видя грех, который совершил Давид, несмотря на то, что сильно любил псалмопевца, решил наказать и ребенок, которого чуть позже родила Вирсавия, умер.

Пророк Нафан пришел к царю и от лица Господа объявил, почему так произошло и призвал царя Давида к покаянию. Результатом этого стало написания покаянного 50 псалма.

1. Начальнику хора. Псалом Давида,

2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.

9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18. ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Толкование псалма

Для того чтобы лучше понять смысл текста, следует толковать построчно, прослеживая мысль Давида и учитывая культурно-исторический аспект:


Важно! Таким образом, песнь является острым криком покаяния царя Давида, как и каждого человека, который его читает. Псалом содержит полное признание вины, раскаяния и осознания того, что только в Боге и только Богом человек получает прощение и спасение.

Чтобы лучше понять, смысл данной песни можно посмотреть несколько фильмов, где его исполняют:

Или послушать проповедь о покаянии игумена Нектария на основании данного текста.

Правила чтения

Псалом 50 является самым распространенным священным текстом, который регулярно читается. При этом его можно читать самостоятельно в моменты острой нужды и раскаяния, как утреннюю или вечернюю молитву, как часть канонов к Богородице, Ангелу-Хранителю. Регулярно читают в храмах на богослужениях перед Причащением.

Чтение данной песни как бы приводит человеческий дух в состояние сокрушения и покаяния о совершенном грехе. Человек просит Бога помиловать его и даровать ему обновленную совесть и вернуть сердце в состояние благоволения и спокойствия.

  • в моменты сокрушения и печали;
  • во время тяжести от совершенных грехов;
  • перед Причастием;
  • для очищения души;
  • каждый вечер, как молитву-прощение за день, полный грехов.
Важно! Следует помнить, что Псалтирь - это книга, наполненная мудростью и полная переживания человека о его взаимоотношениях с Господом. Читать ее полезно для наставления и улучшения отношений с Небесным Отцом.

Псалом 50 «Помилуй меня, Боже»

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворйих; яко да оправдишися во словесéх Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресéх роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирéнныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвéржи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путéм Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровéй, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устнé мои отвéрзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотéл еси жéртвы, дал бых убо: всесожжéния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушéн; сердце сокрушéнно и смирéнно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволéнием Твоим Сиона, и да созиждутся стéны Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношéние и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Псалом 50 - Видео

Для просмотра нажмите на заставочную картинку.

Для просмотра видео ролика требуется установленный Flash проигрыватель. Для пользователей устройствами от компании Apple, есть возможность просмотра ролика, установив дополнительный сервис или браузер, поддерживающий проигрывание flash роликов.

Псалом 50

Псалом 50 на Викитеке

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Текст молитвы псалом 50 переложен на множество музыкальных композиций, и сопровождает православного человека во время каждого богослужения. Однако далеко не все знают об истинном предназначении этого богослужебного текста.

Значение 50 псалма

Псалом 50 является одним из важнейших богослужебных текстов, используемых в качестве дополнения к литургии как в православной, так и в католической традиции. Псалом 50 известен также как «покаянный». Начинается он со слов «Miserere mei Deus», что на церковнославянский переводится, как «Помилуй мя, Боже».

Данный псалом состоит из 12 строк, в каждой из которых происходит последовательное обращение к Господу, с целью получить покаяние и прощение от Всевышнего. Читать такую молитву можно и нужно после совершения греховного деяния либо же после страстных мыслей, которые могут в дальнейшем ввести человека во грех.

Страсти – первая ступенька на пути к совершению деяния, и молитва «покаяния», прочитанная в период смятения чувств, может спасти вашу душу. Однако чтение ее после греха даже более важно, поскольку Господь принимает и прощает тех, кто нашел в себе силы покаяться и попросить благословения Господнего на лечение души своей и возмещение греха. Молитва покаяния успокаивает в тяжкие минуты, очищает сознание, облагораживает душу и дает надежду.

Что касается места и времени, то святые отцы рекомендуют читать данный текст в церкви. Как уже было сказано, псалом 50 является обязательной частью богослужения, чаще всего воскресного, когда проводится таинство евхаристии (причащение «кровью и плотью» Господними). Прежде всего необходимо выстоять службу и пройти все этапы воздействия святого духа во время заутреней. Во время литургии принято читать общую молитву, во время которой прихожане молятся за себя и просят помиловать Господа за свой грех.

Первая молитва, самая искренняя и самая тяжкая, в то же время является самой важной, поскольку естество человека находится в состоянии сильного подъема, и никакие темные мысли не заслоняют ее чистоты. И уже после того, как прощение о своем духе выспрошено у Отца нашего, человек может приступить к молитве отдельным святым и мученикам, а также попросить милости для своих родных и близких.

Значение 50 псалма в христианстве огромное, поскольку произнесение этого священного текста способно не только предотвратить последствия злодеяния, но и его возможность.

Видео «Молитва покаяния царя Давида»

В этом видео вы узнаете историю составления 50-го псалма и его значение.

Текст молитвы для чтения

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Читаем 50 Псалом на современном русском языке.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Этот псалом есть, молитва о милости. Псолом покаяния, который возвещает нам радость нашего спасения.

Покаянный псалом Царя Давида, есть ещё 31 псалом, а 50 псалом хоть мы в народе и называем псалом покаяния, однако это молитва Царя Давида и молитва именно о милости. И когда мы читаем этот псалом мы испрашиваем у Бога для себя милости.

Вообще слово ПСАЛОМ переводится как "хвалебная песня ", это лирическая молитвословная поэзия.

50 псалом, он очень широко распространён в молитвах Православной и Католической Церквей. В Латыни этот псалом начинается словами «Miserere mei Deus » , а в церковно-славянском языке «Помилуй мя, Боже » (церк.-слав.)

Этот Псалом в Православной Церкви читается и во время утренних молитв, и перед чтением канонов и в общей исповеди, он читается во время Третьего часа и во время Утрени после Евангелия. Во время Часов, когда кадится храм, дьякон или священник тоже про себя читает этот псалом.

В Католической Церкви этот псалом поётся во время воскресной мессы, поётся при окроплении верующих святой водой, Читается на утрени по пятницам, в Пепельную среду и в течении Великого поста.

Составлен этот псалом Царём Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией (о чём можно читать во 2й книге Царств в 11-12 главах ). Выражает псалом глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании.

У Царя Давида был один мрачный эпизод в жизни, когда он совершил прелюбодеяние и чтобы его скрыть, Царь совершил косвенное убийство. Но угрызения совести сломили его. Бог простил Царя Давида, но сказал ему: "Не отступит меч от дома твоего во веки ". Царь Давид сполна расплотился за свой грех. Его дочь Фамарь была износилована своим же братом Амноном, который в свою очередь был убит другим братом Авессалоном. Авессалон востал против отца своего и тоже был убит. Жён Царя Давида публично изнасиловали, как сам он тайно прелюбодействовал с женой Урии. Так казалось бы нам, славное Царство Давида было омрачено бесконечными неурядицами.

Эта история даёт всем нам урок, кто считает, что можно грешить, грешить, грешить и всё это нам сойдёт с рук.

Однако Царь Давид был Богу угодным человеком. И вот из этого горького жизненного опыта среди 150 псалмов написанных Царём Давидом, он пишет два покаянных псалма, под номерами 31 и 50.

И вот 50 Псалом мы сегодня и рассматриваем, как наиболее часто читаемый.

Сознание своей вины и своей греховности пред Богом за грех прелюбодеяния и убийства было у Царя Давида на столько глубоким, что он просит о прощении и очищении себя, обращаясь к великому милосердию Бога. У Давида было мучительное недовольство собой и осуждения себя. Давид низко пал сам в своих глазах. Он просит прощения, омовения, очищения себя.

И Царь Давид в этом псалме не только приносит покаяние за свой единственный грех, а говорит, что он уже был в беззаконии зачат и во грехе рождён, то есть склонность греховного господства он признал как враждённую и за все свои грехи он просит прощения у Бога. Все его грехи, это наследственность первородного греха и Царь Давид это признаёт.

В Псалме есть трудные слова для понимания читателя, это: "Окропи меня иссопом и буду чист " . Упоминаемый в тексте псалма иссоп — трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Ниже слова «избавь меня от кровей » указывают на кровь убитого Давидом человека.

Но есть самые главные строки этого Псалма:Сердце чистое сотвори во мне, Боже , и дух правый обнови внутри меня . Царь Давид для себя просит СЕРДЕЧНОЙ ЧИСТОТЫ . "" - я думаю нам бы всем эти слова следовало бы произносить постоянно. Понимаете разницу, нашей молитвы, о чём просим Бога мы...о земном благополучии нашем и слова молитвы святого человека Царя Давида, который просит дать ему сердечную чистоту! Вы просили когда нибудь сердечной чистоты себе своими словами не читая этот псалом? Вы просили когда нибудь у Бога, чтобы открылось у вас духовное зрение и вы бы смогли увидеть свои грехи? Вы просили у Бога дать сил не грешить? Зато бытового и проходящего, не важного для нашего сердца и души мы просим потребительски постоянно словами "Подай Господи".

При этом, эти слова: "Сердце чисто сотвори во мне, Боже " - были обращены к Богу Отцу ещё за долго до Рождества Христова. Ведь Царь Давид, это человек Ветхого Завета. А мы с вами живём в Новом Завете, мы Христиане и пользуемся христианским учением, где апостол Павел говорит в послании к Коринфянам : "Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло и теперь всё новое " . Эти слова как бы добавляют или объясняют нам слова того же апостола Павла в послании к Галатам : " Ибо во Христе Иисусе ни чего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ".

Вот сегодня 14 января как раз в Православной Церкви празднуется праздник Обрезание Господне . Обрезание в иудейском мире является как бы очищение от первородного греха, совершается на восьмой день от рождения и младенцу даётся имя. Господь наш родился в той стране, где по закону этой страны, он тоже был обрезан и Ему было дано имя Иисус. Но вот когда появилось Христианство, то апостол Павел и говорит, что в христианстве обрезание ни чего не значит и что человек обрезан, что он не обрезан, человек одинаков, а для христианства важно быть "новой тварью"...новым творением, то есть Христианином. Кто во Христе, тот и есть новая тварь, древнее всё прошло и теперь всё новое.

Праздник Обрезание Господне у нас остался как память о этом событии, но самого обрезания у нас нет, древнее очищение ушло, теперь новое очищение Христос нам даровал, это крещение в воде. Хотя есть такие христианские народы в традиции которого есть и Обрезание младенца и его Крещение, в память о том, что и Христос был Обрезан и Крещён. Такое можно наблюдать у христиан азиатских стран и стран Африки.

Опять же апостол Павел пишит к Ефесеянам : "Ибо мы (христиане) - Его (Бога) творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела , которые Бог предназначил нам исполнить ".

А сами слова 50 Псалма: "Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня" , разве не напоминают нам слова молитвы Господа, молитвы которую единственную нам оставил Христос... "И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого "?

Для нашего покаяния недостаточно придти в храм и поставить свечу. Для покаяние Царя Давида недостаточно было приносить многократные жертвы всесожжения на ветхозаветном жертвеннике.. Для покаяние нужно: иметь соответствующее настроение, сокрушенный дух и сокрушенное смиренное сердце. Сознание своего греха, болезнь, страдание за него. Покорное сердце перед Богом .

Когда мы читаем этот 50 Псалом, мы его читаем не от лица Царя Давида, а как молитву от себя . Псалом очень ярко изображает покаянное состояние грешника. А грешники - это все люди, каждый человек и мы в том числе. Псалом должен передавать каждому из нас чувство смирение, с каким должен обращаться к Богу каждый молящийся человек. Силу смирения и глубину покаяния каждого молящегося грешника , вот что нашими устами должен передавать этот Псалом . И как мало читая этот Псалом, мы вникаем в его историю и его значения.

Краткий смысл этого Псалма, мы можем изложить (пересказать словами) так: Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою. Я зачат и рождён во грехе. Ты сообщил мне откровение, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения. Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя Такой вид богоугождения Тебе приятний всех внешних жертв .

Почему мы можем сказать, что этот Псалом не только Покаянный, но в нём красной главной чертой проходит МОЛИТВА О МИЛОСТИ Божий. Ибо Давид просит "Возвратить ему радость спасения". И такая бы милость от Бога была бы для Царя Давида наполнена радостью и веселием.

игумен Филарет (Романов)

Поделиться