Первые записи христианского учения. Презентация на тему "первые христиане и их учение" Зарождение христианства первые христиане и их учение























Включить эффекты

1 из 23

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Первые христиане и их учение" призвана познакомить учащихся с первыми христианами, помочь изучить рассказы первых христиан о жизни Иисуса, а также выяснить чему обучал Иисус Христос земных людей. Состоит из двадцати трех информативных слайда.

  1. Что рассказывали первые
  2. Христиане о жизни Иисуса.
  3. Кем были первые христиане.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Слайд 2

План урока:

  1. Что рассказывали первые
  2. Христиане о жизни Иисуса.
  3. Кем были первые христиане.
  4. Вера в различные судьбы людей после смерти.
  • Слайд 3

    Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    Слайд 4

    Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины.

    Слайд 5

    Почти 2000 лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Первые христиане

    Слайд 6

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 7

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 8

    Слайд 9

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 10

    У Иисуса было 12 ближайших учеников. Были у него и враги. Для римлян Иисус был просто смутьяном, подрывавшим власть императора.

    Слайд 11

    Один из 12 учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за 30 серебряных монет. Ночью Иуда привёл стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    Слайд 12

    Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 13

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 14

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 15

    Что рассказывали первые христианео жизни Иисуса

    Воскрешение Христа

    Слайд 16

    Апостолы – (в переводе с греческого) «посланцы»

    Слайд 17

    Кем были первые христиане

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Запишем определение:

    «Евангелие» (по-гречески) - «благая весть».

    Слайд 20

  • Слайд 21

    Параграф 56, вопросы, записи, задание в тетради

  • Слайд 22

    Антоненкова А.В.учитель историиМОУ Будинской ООШТверская область

  • Слайд 23

    В работе использованы:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

    Материал разработан учителем истории

    МОУ Будинской ООШ Тверской области

    Антоненковой Анжеликой Викторвной

    Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

    Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

    Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

    Оборудование : презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационное начало урока.

    2. Проверка домашнего задания:

    устный ответ

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 2) План урока:

    1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

    2. Кем были первые христиане.

    3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

    (сл. 3) Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    - (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

    �(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.�(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

    - (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    - (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

    - (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

    - (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

    Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

    - (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

    3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

    Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

    «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

    Дополнительный материал:

    Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

    Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

    Из ответного письма Траяна Плинию:

    Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

    Стр. 258, 260 – в синей рамке

    5. Подведение итога урока:

    Вопросы на стр. 261

    6. Домашнее задание:

    Параграф 56, вопросы, термины.

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе

    Ранний период истории христианства охватывает первые три века нашей эры – до проведения первого Вселенского собора. Событие эпохальной важности состоялось в городе Никея, расположенного на территории современной Турции, в 325 году. На Никейском соборе были приняты главные догматы христианской веры.

    Первый век нашей эры исследователи называют апостольским. На этом этапе ближайшие ученики Иисуса Христа отправились проповедовать его учение. Апостолы вышли из Иерусалима в то время, когда в этом древнем городе начались гонения на христиан. В 49 г. н.э. (по другим данным – в 51 году) прошел Апостольский собор – это важнейшее событие в истории христианства. Главной причиной созыва собора стала попытка некоторых проповедников связывать иудейским законом обращенных в христианство язычников. Итогами проведенного собрания стал отказ от некоторых норм, которые до этого времени соблюдались в среде крещеных язычников:

    • Отказ от жертвоприношений животных;
    • Отказ от обрезания;
    • Отказ от брачного обычая левирата;
    • Отмена обрядов, которые были введены книжниками и фарисеями в жизнь иудеев.

    При этом сохранялись обряды, установленные старцами, и многие другие законы, изложенные в Торе.

    Решение собора устроило не всех – вскоре в среде «иудействующих» сформировались две группировки:

      Эбиониты – христиане, которые предпочитали придерживаться традиций обрезания, кашрута, соблюдали субботу. Предположительно название возникло от еврейского слова «бедняк» или от имени основателя этого учения. Возникло течение во второй половине I века, а исчезло, предположительно в V-VII веке.

      Назореи – иудеи, соблюдавшие обеды: не употреблять виноград, не обрезать волосы, не прикасаться к покойным. Приверженцы этого течения были аскетами, что противоречило сущности самого иудаизма. Назорейство не было распространено, но упоминания о назореях встречаются в источниках периода средневековья в контексте обозначения монаха.

    Первая половина I века характеризуется сосуществованием иудаизма и христианства, но этому симбиозу положила конец Иудейская война 66-70 годов. Во времена иудео-христианства приверженцы новой веры еще посещали Иерусалимский храм.

    Война началась восстанием против центральной римской власти иерусалимских националистов – в это время Римской империей правил Нерон. Император направил на усмирение восставших Тита и Веспасиана. Война закончилась уничтожением Иерусалима, который христиане успели покинуть. Такую версию виденья событий I века предлагают светские историки.

    Церковная история отрицает существование симбиоза иудаизма и христианства. Согласно этой концепции, иудеи изначально не принимали христианство и отрицали его, выступали в качестве гонителей. Свидетельства тому церковная история находит в Новом Завете. Упоминается восстание евреев в Палестине, которые выступали против христиан. Рабби Акива был провозглашен мессией и рекомендовал убивать евреев-христиан.

    Апостольский период закончился смертью Иоанна Богослова – одного из 12 апостолов – приблизительно, в 100 году. Время правления Нерона ознаменовало начало масштабных гонений на христиан со стороны императоров Римской империи. Религиозным центром после разрушения Иерусалима становится Рим, а наиболее христианизированными областями – восточные регионы империи.

    Второй этап развития раннего христианства – время «мужей апостольских». Период охватывает I-II века и характеризуется активной деятельностью учеников апостолов, которые стали первохристианскими писателями. Наиболее известные из них на территории восточной части Римской империи – Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец.

    Игнатий Богоносец, третий епископ Антиохийский был учеником Иоанна Богослова. Игнатий известен своей полемикой с поклонниками докетизма – христианского еретического учения, отрицавшего муки и смерть Иисуса. Докеты считали, что если Иисус умер на самом деле – это иллюзия и Боговоплощение в материальном теле невозможно в принципе. По мнению, Игнатия Богоносца, спасение возможно только в реально существующей церкви.

    Поликарп Смирнский – ученик Иоанна Богослова, считался отцом и вождем христианства всей Азии. У епископа были ученики, среди которых знаменитейшим был Ириней Лионский. Поликарп – автор «Послания к Филиппийцам», некоторые исследователи считают, что именно он написал некоторые тексты Нового Завета.

    Западная часть империи имела два важных религиозных центра – Рим и Афины. Наиболее известными «мужами апостольскими» на этой территории были:

    • Святой Климент – проповедник, папа Римский, автор «Послания к коринфянам».
    • Дионисий Ареопагит – был первым епископом Афин и учеником апостола Павла, мыслитель, святой. Получил хорошее образование в Афинах, изучал астрономию в Египте. Принял крещение и был рукоположен в сан епископа по возвращению из Египта.

    Следующим этапом после времени «мужей апостольских» был период появления апологий. В это время зарождалось богословие. Апология была оправдательным словом о справедливости христианства, которое отцы церкви адресовали императорам-гонителям. Апологии представляют собой христианские истины, которые богословы «перевели» на язык разума для борьбы с противниками и еретиками.

    Во второй половине II века был созван Лаодикийский собор и основана традиция Александрийского богословия. «Пять книг против ересей» — одна из наиболее известных и масштабных работ того времени, авторства Иринея Лионского.

    В середине III века начался самый кровавый период гонений на христиан, связанный с началом правления императора Деция. На этом этапе появилась категория «отпавших» христиан – ради спасения жизни они отрекались от веры. В разных частях империи возникли новые ереси – богомилы, вальденсы, катары. Длительный период гонений укрепил христиан в их вере.

    Вяткина Елена Арсентьевна

    МОУ «Забелинская СОШ» д. Федотовская Котласского района Архангельской области

    Учитель истории

    Урок «Первые христиане и их учение»

    Цель: способствовать формированию умений выделять главное, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

    Задачи урока :

      определить причины возникновения христианства как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;

      формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому;

      способствовать нравственному воспитанию учащихся.

    Раздел курса: Римская империя в первые века нашей эры.

    Тип урока : изучение нового материала.

    Форма : комбинированный.

    Основные понятия : Иисус Христос, Рождество Христово, Страшный суд, Царство Божие на земле, Иуда, апостолы, христиане, евангелие.

    Основная дата : Рождество Христово, наша эра.

    Основные этапы урока:

      актуализация изученных знаний, подготовка к восприятию нового материала;

      постановка проблемного задания;

      изучение нового материала: работа в группах; беседа; работа с историческими источниками: «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.), «Поучение Иисуса в Нагорной проповеди»; комментированное чтение по учебнику; работа с нравственными законами общества;

      закрепление изученного материала – ответ на проблемное задание и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;

      домашнее задание.

    Ход урока

    Сегодня у нас урок необычный- присутствует много гостей. Думаю, что это нам только поможет. Сегодня каждый из вас будет работать с Рабочим листом, который останется у вас. 1.Актуализация знаний. А) Игра «Да»-«Нет» по теме «Император Нерон» и «Император Траян» (ученицы зачитывают вопросы, составленные учащимися) -император Нерон был актёром?-Колоны появились при императоре Траяне ?-колоны-это здания с колоннами?-колоны –это земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет?-по ночам злодейские действия со своими дружками негодяями совершал император Траян ?-При императоре Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку?-в поджоге Риманарод обвинял императора Траяна ?-император Нерон объявил поджигателями христиан?-Христиане поклонялись римским богам?-за поклонение Иисусу христиан распинали на крестах и отдавали на растерзание собакам?Б)Задание 3 группам: соотнести богов и государства, разместив на магнитах на доске и сделать вывод: Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, бог Амон-Ра, бог Геб, Бог Яхве, апостолы, богиня Маат, Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест, бог Марс, богиня Веста, Иисус, христиане, единобожие.Итог: 1) Древняя Греция: Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест – вывод - язычество 2)Древний Рим : бог Марс, богиня Веста –язычество, христиане и Иисус - единобожие 3)Древний Египет : бог Амон-Ра, бог Геб, богиня Маат – язычество Посмотрите на группу «Древний Рим». Попробуйте сформулировать вопрос, над которым мы сегодня будем думать.

    Проблемное задание : почему на территории Римской империи возникает и распространяется христианство – одна из мировых религии.

    2. Новая тема «Первые христиане и их учение» Эпиграф (записать, евангелие – благая весть) «... Во всем, как хотите, чтобы с вами
    поступали люди, так поступайте
    и вы с ними»
    /из Евангелия от Матфея
    План урока (записывают): 1.Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. 2.Кем были первые христиане. 3.Поучения Иисуса.У нас осталась надпись «Бог Яхве». -Какое древнее племя поклонялось богу Яхве? (еврейские племена, Главная книга евреев - Библия: Ветхий Завет (мифы, предания, древние законы, заповеди). Новый завет? Работа с модулем: схема «Библия».

    Ученики делятся на 3 группы, каждая из которых получает Рабочий лист с заданием. Работа длится 5 мин. 1 группа: прочитать и дописать предложения, сформулировать вывод. В ходе выступления учащихся учитель добавляет материал об апостолах.(О проповедовании апостолами по всему миру-звуковой модуль) 2 группа : ответить на вопросы, которые записать в виде схемы Картина 3 группа: работа с историческим документом.Ученики рассказывают, используя записи и делая выводы.

    Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям. Обратимся к картине Иванова «Явление Христа народу».

    О чём же говорил Иисус Христос с людьми? Об этом мы узнаем из «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди». Комментированное чтение стр. 258 учебника Вигасина А.А.,Годера Г.И., Свенцицкая И.С.

    Иисус говорил: «Блаженны /счастливы / плачущие / страдающие /, ибо они утешатся».

    Плачущие, т. е. люди, сожалеющие о своих поступках, недостатках. Бог их простит, даст на земле утешение, а на земле вечную радость, блаженство.

    «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся ».

    Помогай ближнему советом, примером и достатком. Сделав доброе дело, не хвались и не жди похвал.

    «Не противься злу».

    На зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

    На зло отвечай добром.

    «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Любите всех людей – все люди – дети одного отца – Бога, поэтому одинаково надо любить всех людей».

    «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».

    Если вы простите людям поступки, недостатки, то и вам простят.

    «Не судите, да не судимы будете» .

    Не осуждайте других, и вас никто не осудит. Каким судом вы судите, таким и вас будут судить.

    «Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят» .

    Иисус сказал, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит. Если такой человек, у которого бы вы попросили бы хлеба, а он бы вам подал камень? А вместо рыбы – змею?

    Всякое доброе дело мы должны делать не из-за награды, а из-за любви к ближнему, любви к Богу, – так говорил Иисус.

    «И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».

    Тебе неприятно, когда тебя обижают – не обижай ни словом, ни делом. Ты желаешь себе счастья и здоровья, желай это и другим.

    Так говорил Иисус в Нагорной проповеди. Это были законы Божественной любви и счастья, однако есть законы строгой правды.

    Какие это законы?

      не убий.
      Не только не «убий», но если человек сердится на другого человека, то он уже виновен.
      Иди и помирись, а в душе уничтожь злобу.

      не лги;

      не кради;

      почитай отца и мать;

      не завидуй.

      Итак , основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить это: /текст «Христианские заповеди» магнитами закреплен на учебной доске, учащиеся вслух читают заповеди/ Не убий. Не лги. Не укради. Почитай отца и мать. Не завидуй. Не суди, да не судим будешь. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.

    Можете ли вы теперь ответить на вопрос : почему на территории Римской империи возникает христианская религия? Ответьте, пожалуйста, письменно на листочках. Зачитывают и прикрепляют на доску

    Это религия спасения от зла и несправедливости. В учении Иисуса бедняки искали утешение, надежду на лучшую жизнь.

    Христиан заставляли отречься от Христа и совершать жертвоприношение Богам. Христиан травили на аренах амфитеатра хищными зверями, сжигали заживо, распинали на крестах.

    Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.

    «Словесная эстафета» - подведём итоги- каждый одним предложением ( Что же сегодня вы изучили на уроке? Что взволновало вас? Что для себя вы решили?)

    На доске - Д/З: 1.вопросы 1,2,4стр.261 или подобрать ситуацию из вашей жизни и соотнести с одной из заповедей Список использованных источников: 1.Г.А.Цветкова «Дидактические материалы по истории Древнего мира» 5 класс, М., «Владос-пресс», 2003г.,с.248

    2.Элемент открытого урока "Возникновение христианства". Казаковой Виктории Анатольевны, социального педагога, учителя истории и обществознания «

    3.А.Гин «Приёмы педагогической техники», М., «Вита»,2007г.

    Рабочий лист по теме «Первые христиане и их учение»

    1.Прочитайте пункт 1 стр. 256 параграфа 56 и допишите: Родина Иисуса – Родители Иисуса Христа – Город, в котором родился Иисус – Какие чудеса творил Иисус – Страшный суд наступит для_________________________________________________ Царство Божие на земле – это царство ________________________________________

    Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»?

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Апостолы – это______________________________________________________________ Апостолы разнесли учение Христа по ___________________________________________ Евангелие – это______________________________________________________________ Вывод (о чём узнали?) ________________________________________________________

    2. Прочитайте пункт 2 «Кем были первые христиане» стр. 259,260, ответьте на вопросы и запишите в виде схемки. -Кто мог стать христианином?_________________________________________________ -Какой национальности были христиане?_________________________________________________________________ -При каком условии верующий мог войти в Царство Божие? -Как относились римские власти к христианам? Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________

    3.Прочтите текст «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.). Ответьте на вопросы: А) что удивляло римлян в учении христиан? Б) расскажите, что римлянам казалось «неправильным» в облике и поведении Иисуса, кому, по их мнению, был подобен Иисус больше: богу или человеку; В)каким, по представлениям римлян, должен быть человек, в которого мог воплотиться бог; Г) составьте ответ римлянам от имени христиан , объясните, почему Иисус выглядит, страдает и умирает как обыкновенный человек, но именно в него воплотился божественный дух. Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________

    События всемирной истории делятся на два хронологических периода - до нашей эры и нашей эры. На эти периоды историю делит важнейшее событие - Рождество Христово, ставшее началом распространения новой мировой религии. События Римской истории в первые века нашей эры неразрывно связаны с историей христианства. Где и когда родился Иисус Христос? Что проповедовал Иисус Христос и апостолы? Как изменилась жизнь Рима под влиянием нового вероучения? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

    Предыстория

    Христианство возникло среди евреев Палестины в I в. н.э. В этот период Иудея становится провинцией Рима, в которой правил царь Ирод Великий. По свидетельствам евангелистов, Иисус Христос родился в Галилее , которая противостояла проримской политике Ирода.

    События

    I в. - возникновение христианства, которое стало распространяться на территории Римской империи.

    313 г. - гонения на христиан в Риме прекратились. Они получили право свободно собираться и молиться.

    325 г. - Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткий текст, выражающий основы вероучения).

    Участники

    Ирод Великий - правитель Иудеи, назначенный Римом.

    Ирод Антипа - сын Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи.

    Апостолы - (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов - 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.

    Заключение

    Основы христианского учения изложены в Новом Завете, включающем в себя тексты четырех канонических евангелий. Тексты евангелий рассказывают о том, как Иисус Христос - Сын Божий - принес себя в жертву ради искупления первородного греха .

    Благодаря проповедям апостолов христианство стало распространяться среди народов Римской империи. После падения Западной Римской империи христианство стало основой новой культуры, объединившей средневековую Европу (см. урок ).

    Палестина (рис. 1) - родина еврейских племен. В 6 в. до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину. После завоеваний Александра Македонского евреи расселились по всей территории античного мира. От остального населения эллинского мира евреев отличало нежелание поклоняться языческим богам. Они поклонялись единому богу-творцу Яхве. Евреев преследовали за их веру, но находились люди, которые становились последователями единобожия.

    Рис. 1. Палестина в I в. до н. э. ()

    В I веке до нашей эры небольшое государство Иудея стало провинцией Рима. Правил в ней царь Ирод. После смерти Ирода провинция была разделена на две части: Галилея отошла под власть сына Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники - прокураторы. Внутренними делами Иудеи занимался синедрион - совет старейшин и священников. В этот период среди евреев распространяется учением фарисеев, которые неукоснительно соблюдали ветхозаветные заповеди, постоянно соблюдали посты и молились.

    В это время по свидетельству четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - в Галилее родился Иисус Христос. По преданию римские власти объявили перепись населения, Мария - мать Иисуса - и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем, но не найдя места ни в одной гостинице, были вынуждены заночевать в вертепе (пещере, куда на ночь пастухи загоняли скот). Здесь и родился Спаситель мира Иисус Христос. Чудесное событие произошло в момент Его рождения - на небе появилась яркая звезда, указавшая путь трем пастухам и трем волхвам, пришедшим поклониться младенцу. До 30 лет Иисус помогал Иосифу в плотницком ремесле, а после принятия крещения от Иоанна Крестителя (рис. 2) отправился проповедовать новое учение. Иисус учил делать добро, не отвечать злом на зло, не творить обиды. Всюду, где он проповедовал и творил чудеса, у него появлялись последователи, а двенадцать его ближайших учеников стали называть апостолами.

    Рис. 2. Крещение Иисуса Христа ()

    За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело Спасителя, сидит Ангел. Ангел возвестил ученикам Христа о его воскрешении. В течение сорока дней Иисус являлся своим ученикам, а на сороковой день вознесся на небо.

    Ученики Христа, получившие особую благодать, стали распространять христианское вероучение по всему миру. В Риме прославился апостол Павел, который при жизни Христа не был его учеником. Павел был ревностным гонителем христиан, но однажды ему явился Христос и упрекнул в неверии. Павел, уверовав, отправился проповедовать христианство среди язычников.

    Кроме устной проповеди стали распространяться письменные произведения христианских авторов. Основой христианского вероучения стал Новый Завет, в который вошли такие произведения как Евангелия - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна (рис. 3); деяния и послания апостолов, Апокалипсис, написанный Иоанном Богословом и повествующий о втором пришествии Иисуса Христа и страшном суде.

    Рис. 3. Евангелисты ()

    В I веке н. э. христианство распространилось на территории Римской империи. Христиане за свои проповеди о Едином Боге подвергались жестоким преследованиям. При императоре Нероне их травили дикими животными, при императоре Диоклетиане были казнены тысячи последователей Христа. Но христианское вероучение продолжало распространяться, и в 313 году император Константин издал эдикт, разрешавший христианам свободно исповедовать свою религию.

    Возникнув в античном мире, христианство определило дальнейшую историю многих народов и государств.

    Список литературы

    1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
    1. Zakonbozhiy.ru ().
    2. Azbyka.ru ().
    3. Wco.ru ().

    Домашнее задание

    1. Где возникло христианское вероучение?
    2. Чему учил Иисус Христос?
    3. Почему первые христиане подвергались преследованию?
    4. Кто такие апостолы?

    Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

    Возникновение

    У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

    Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

    Рождение Спасителя

    Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности - Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия - четыре канонических и многочисленные апокрифические.

    В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

    Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

    По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

    В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства - путешествие на праздник в Иерусалим.

    Деяния Мессии

    Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

    В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

    Гонения на Иисуса

    Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей - Иуда.

    Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом - синедрионом - и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни - распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» - воскресли некоторые умершие.

    Воскрешение

    Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история - возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

    Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

    Тайны истории

    Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий - апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус - Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

    Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

    После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

    Предпосылки возникновения новой религии

    Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

    • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
    • Поражениями повстанцев-рабов.
    • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
    • Социальная потребность в новой религии.

    Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

    В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

    Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

    Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

    Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

    • Иудейский мессианизм.
    • Иудейское сектантство.
    • Эллинистический синкретизм.
    • Ориентальные религии и культы.
    • Народные римские культы.
    • Культ императора.
    • Мистицизм.
    • Философские идеи.

    Сплав философии и религии

    Немалую роль оказала на возникновение христианства философия - скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

    Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

    Проблема датировки

    Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт - возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

    Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

    Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

    Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

    • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
    • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
    • по Дунаю.

    Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес - греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники - христиане.

    Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

    Третий путь - придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

    Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

    Вывод

    Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

    Поделиться