Муравей. Муравей Для чего создал аллах муравьев

1. (1). Та син. Это - знамения Корана и ясной книги.

2. (2). руководительство и радостная весть для верующих,

3. (3). которые выстаивают молитву, и приносят милостыню, и в последнюю жизнь веруют.

4. (4). Тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы разукрасили их деяния, и они скитаются слепо.

5. (5). Они - те, для которых - злое наказание, и в последней жизни они несут больший убыток.

6. (6). А ты ведь получаешь Коран от мудрого, ведающего.

7. (7). Вот сказал Муса своей семье: "Я заметил огонь; я приду к вам оттуда с вестью или приду к вам с горящей головней, - может быть, вы обогреетесь".

8. (8). Когда он подошел к нему, было возглашено: "Благословен тот, кто в огне и кто около него, и хвала Аллаху, Господу миров!

9. (9). О Муса, поистине, Я - Аллах, великий, мудрый.

10. (10). И брось свою палку!" Когда же он увидел, что она извивается, как змея, обратился вспять и не возвратился. "О Муса, не бойся, ведь не боятся у Меня посланные, -

11. (11). а если кто совершит несправедливость, а потом заменит добром после зла, - то ведь Я - прощающий, милосердный!

12. (12). И вложи руку свою за пазуху, она выйдет белой без всякого вреда, среди девяти знамений к Фирауну и его народу. Ведь они были народом распутным".

13. (13). Когда же пришли к ним Наши знамения уясняющими, они сказали: "Это - явное волшебство!"

14. (14). И отрицали их, хотя души их убедились в истинности, по неправедности и превознесению. Посмотри же, каков был конец вносящих порчу!

15. (15). Мы даровали Дауду и Сулайману знание. И сказали они: "Хвала Аллаху, который дал нам преимущество пред многими из Его рабов верующих!"

16. (16). И унаследовал Сулайман Дауду и сказал: "О люди, научены мы языку птиц, и даровано нам все! Поистине, это - явное преимущество!"

17. (17). И собраны были к Сулайману его войска джиннов, людей и птиц, и они распределялись.

18. (18). А когда они дошли до муравьиной долины, одна муравьиха сказала: "О муравьи, войдите в ваше жилье, пусть не растопчет вас Сулайман и его войска, не замечая этого".

19. (19). Он улыбнулся, засмеявшись от ее слов, и сказал: "Господи, внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты ниспослал мне и моим родителям, и чтобы я делал благо, которое Тебе угодно, и введи меня Твоей милостью в число рабов Твоих праведных!"

20. (20). И он стал разыскивать птиц и сказал: "Почему это я не вижу удода? Или он отсутствует?

21. (21). Я накажу его наказанием сильным, или убью его, или он придет ко мне с явной властью".

22. (22). Тот пробыл недолго и сказал: "Я узнал то, чего ты не знаешь, и пришел к тебе от Сабы с верным известием.

23. (23). Я нашел женщину, которая ими правит, и даровано ей все, и у нее великий трон.

24. (24). Я нашел, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха, и сатана разукрасил им их деяния и отвратил их с пути, и они не идут прямо, -

25. (25). чтобы они не поклонялись Аллаху, который выводит скрытое в небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что обнаруживаете.

26. (26). Аллах - нет божества, кроме Него, Господь трона великого!"

27. (27). Он сказал: "Мы посмотрим, сказал ли ты правду, или ты лжец.

28. (28). Ступай с моим письмом этим и брось его им, а потом отвернись от них и посмотри, что они возразят".

29. (29). Она сказала: "О знать, брошено мне письмо почтенное.

30. (30). Ведь оно от Сулаймана, и ведь оно во имя Аллаха милостивого, милосердного.

31. (31). "Чтобы вы не превозносились предо мною, и приходите предавшимися".

32. (32). Она сказала: "О знать, дайте мне решение в моем деле, я не могу решить дело, пока вы не будете при мне".

33. (33). Они сказали: "Мы обладаем силой и обладаем великой мощью, а власть у тебя. Смотри же, что ты прикажешь".

34. (34). Она сказала: "Цари, когда входят в селение, губят его и делают славных из его жителей униженными - и так они поступают.

35. (35). и я пошлю им подарок и посмотрю, с чем вернутся посланные".

36. (36). Когда же он пришел к Сулайману, он сказал: "Разве вы мне помогаете богатством? Ведь то, что даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Только вы своим дарам радуетесь.

37. (37). Вернись к ним, а мы придем к ним с войсками, против которых им не устоять, и выведем их оттуда униженными, и будут они ничтожны".

38. (38). Он сказал: "О знать, кто из вас придет ко мне с ее троном, прежде чем они придут ко мне покорными?"

39. (39). Сказал Ифрит из джиннов: "Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места; я ведь для этого силен и верен".

40. (40). Сказал тот, у которого было знание из книги: "Я приду к тебе с ним, прежде чем вернется к тебе твой взор". Когда же он увидел его утвердившимся у себя, то сказал: "Это - из милости Господа моего, чтобы испытать меня - буду ли я благодарен или неверен. Кто благодарен, тот благодарен для самого себя, а кто неверен - Господь мой богат, милостив".

41. (41). Он сказал;"Измените для нее ее трон; посмотрим, найдет ли она прямой путь или будет из тех, кто не идет прямым путем".

42. (42). А когда она пришла, ей сказали: "Таков ли твой трон?" Она сказала: "Как будто бы это он. Нам было даровано знание до этого, и мы стали покорными".

43. (43). Ее отвратило то, чему она поклонялась вместо Аллаха; поистине, она была из народа неверного!

44. (44). Ей сказали: "Войди во дворец!" Когда же она увидела его, приняла за водяную пучину и открыла свои голени. Он сказал: "Ведь это дворец гладкий из хрусталя".

45. Она сказала: "Господи, я обидела сама себя и предалась вместе с Сулайманом Аллаху, Господу миров!"

46. (45). Мы послали к самудянам брата их, Салиха: "Поклоняйтесь Аллаху!" Но вот - их две партии, которые враждуют.

47. (46). Он сказал: "О народ мой! Почему вы ускоряете злое раньше доброго? Отчего вам не попросить у Аллаха прощения? Может быть, вы оказались бы помилованными!"

48. (47). Они сказали: "Мы по птицам судили о тебе и о том, кто с тобой". Он сказал: "Птица ваша у Аллаха. Да, вы народ испытываемый!"

49. (48). А было в городе девять человек, которые на земле распространяли нечестие, а не благо.

50. (49). Они сказали: "Поклянитесь Аллахом друг другу, мы ночью нападем на него и его семью, а потом мы скажем его заступнику: "Мы не были при гибели его семьи, и мы говорим правду".

51. (50). Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали.

52. (51). Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ - всех.

53. (52). И вот - это дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине, в этом - знамение для людей, которые знают!

54. (53). И спасли Мы тех, которые уверовали и были богобоязненными.

55. (54). И Лута... вот сказал он своему народу: "Неужели вы будете совершать мерзость, когда вы видите?

56. (55). Неужели вы будете приходить к мужчинам по страсти вместо женщин? Да, вы народ невежественный!"

57. (56). И ответом народа его было то, что они сказали: "Выведите род Лута из вашего селения: ведь они - люди которые хотят быть чистыми".

58. (57). Мы спасли его и его семью, кроме его жены, которую мы сделали оставшейся.

59. (58). И пролили Мы на них дождь; и плох дождь тех, кого увещали!

60. (59). Скажи: "Хвала Аллаху, и мир над Его рабами, которых Он избрал! Аллах лучше ли или то, что вы делаете Его сотоварищами?

61. (60). Тот ли, кто создал небеса и землю и низвел вам с неба воду, и Мы вырастили ею сады, обладающие блеском, - вы не в состоянии были вырастить их деревья? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, они люди уклоняющиеся!

62. (61). Тот ли, кто сделал землю твердой, и устроил в расщелинах ее каналы, и устроил для нее прочно стоящие, и устроил между двумя морями преграду? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, большинство их не знает!

63. (62). Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Мало вы вспоминаете.

64. (63). Тот ли, кто сведет вас во мраке суши и моря и кто посылает ветры радостной вестью пред Своим милосердием? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Превыше Аллах того, что Ему присоединяют!

65. (64). Тот ли, кто впервые начал творение, а потом возобновляет его, и кто питает вас с неба и земли? Или какой-то бог вместе с Аллахом?" Скажи: "Дайте ваше доказательство, если вы говорите правду!"

66. (65). Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха, и не знают они,

67. когда будут воскрешены!"

68. (66). Да, распространилось их знание на будущую жизнь - да, они в колебании относительно нее, да, они слепы!

69. (67). И говорят те, которые не веруют: "Разве когда мы станем прахом и отцы наши, разве мы будем изведены?

70. (68). Было уже обещано это нам и нашим отцам раньше. Это только сказки первых!"

71. (69). Скажи: "Ступайте по земле и посмотрите, каков был конец грешников!"

72. (70). И не тоскуй по ним и не будь в стеснении от того, что они замышляют.

73. (71). Они говорят: "Когда это обещание, если вы говорите правду?"

74. (72). Скажи: "Может быть, идет уже вслед за вами кое-что из того, с чем вы торопите".

75. (73). И поистине, твой Господь - обладатель милости к людям, но большинство их неблагодарны!

76. (74). И поистине, твой Господь знает, что скрывают их груди и что обнаруживают!

77. (75). Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего бы не было в ясной книге.

78. (76). Поистине, этот Коран повествует сынам Исраила большую часть того, в чем они расходятся.

79. (77). И поистине, он - руководительство и милость для правоверных.

80. (78). Поистине, твой Господь решит между ними Своим судом. Он - великий, ведущий!

81. (79). Полагайся же на Аллаха, ведь ты у явной истины!

82. (80). Поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь слышать глухих зов, когда они обратятся вспять.

83. (81). И ты не выведешь на прямой путь слепых от их заблуждения. Ты заставишь слышать только тех, кто верует в Наши знамения, а они - предавшиеся.

84. (82). А когда падет на них слово, Мы выведем им животное из земли, которое заговорит с ними - люди, которые не были убеждены в Наших знамениях.

85. (83). В тот день, когда Мы соберем из каждого народа толпу из тех, кто считал ложью Наши знамения, - и вот они распределены.

86. (84). А когда они пришли, сказал Он: "Разве вы считали ложью Мои знамения, не обнимая их знанием, или что вы делали?"

87. (85). И пало на них слово за то, что они были несправедливы, и они не говорят.

88. (86). Разве они не видели, что Мы сделали ночь, чтобы они отдыхали во время нее, а день - освещающим. Поистине, в этом - знамения для людей верующих!

89. (87). И в тот день, когда затрубят в трубу и устрашатся те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах, и все придут к Нему с унижением.

90. (88). И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, - вот они идут, как идет облако по деянию Аллаха, который выполнил в совершенстве все. Поистине, Он сведущ о том, что вы творите!

91. (89). Кто приходит с хорошим, тому - еще лучшее и они в тот день от всякого страха в безопасности.

92. (90). А кто приходит с дурным, - лики тех повергнуты в огонь. Разве вам не воздается только за то, что вы делали?

93. (91). "Мне повелено поклониться Господу этого города, который Он сделал запретным. Ему принадлежит все, и мне повелено быть предавшимся

95. (93). И скажи: "Хвала Аллаху, Он покажет вам Свои знамения, и вы узнаете их, и ваш Господь не небрежет тем, что вы делаете!"

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 25 Различие Аль ФурканAl-Furqan

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 27 Муравьи АннамльAn-Naml

Из книги Хёрай. Японские сказания о вещах не совсем обычных автора Древневосточная литература Автор неизвестен --

Сура 28 Повествование Аль К’асасAl-Qasas

автора Мухаммед

Сура 29 Паук Аль АнкабутAl-Ankabut

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 30 Аррум АррумAr-Rum Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! 1. Алеф - Лям - Мим. 2. Побеждены восточные римляне 3. На близлежащих землях (к вам). Но за победою над ними (Вновь) победить им (предстоит) 4. Спустя недолгий срок, - Решение всего - во власти Бога (Как было)

Из книги автора

Из книги автора

Сура 98 АЛЬ-БАЙЙИНА «ЯСНОЕ ЗНАМЕНИЕ» (Мединская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Медине. Она состоит из 8 айатов. Людям Писания (евреям и христианам) было известно из своих Писаний, какими качествами будет обладать последний пророк -

Из книги автора

Муравьи В провинции Тайсю когда-то жил один очень бедный и набожный человек. В течение многих лет он свято исполнял все буддийские обряды и каждый день горячо молил всемогущих богов ниспослать ему удачу. Однажды утром, как раз во время молитвы, в его комнату вошла

Из книги автора

Сура 27 Муравьи 1. (1). Та син. Это - знамения Корана и ясной книги.2. (2). руководительство и радостная весть для верующих,3. (3). которые выстаивают молитву, и приносят милостыню, и в последнюю жизнь веруют.4. (4). Тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы разукрасили их деяния, и

Из книги автора

Из книги автора

Глава 27-ая Муравьи. Меккская. Девяносто пять стихов. Во имя Бога милостивого, милосердного. 27.1 Твердо, слово. Сии знамения Корана и ясного писания.27.2 Руководство и благовестие верующим.27.3 Тем, которые совершают молитвы, дают очистительную милостыню, будучи такими, которые

Из книги автора

Сура 27 Муравьи Во Имя милосердного милостивого Бога (Т.

    Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.

    Творец трансцендентен и нематериален, но заботится об ограниченных земными законами и пределами людях, низводя на их уровень Свою милость и мудрость, обращаясь к ним и информируя их через Своих избранников из числа самих же людей.

    См. также следующие аяты Св. Корана: 7:108, 20:22, 26:33.

    «Мусе (Моисею) Мы [говорит Господь миров] дали девять очевидных [основных] знамений» (см. Св. Коран, 17:101).

    Другой вариант перевода данной части аята: «[Отправляйся] с девятью [очевидными] знамениями [которые Мы тебе даровали] к фараону и его народу…»

    О тех, кто все-таки преклонил колени перед явными Божьими знамениями, см., например, следующие аяты Св. Корана: 7:119–122, 20:70, 26:46–48.

    Фараон, свита и «непобедимое» войско были потоплены здесь, на земле, и окажутся навечно там, в Аду. Горькая участь и справедливая расплата.

    См. об этом следующие аяты Св. Корана: 7:136, 137.

    Насколько бы это ни было странно, но огромное количество «образованных» и «современных», далеких от «средневековой» религиозности людей не знают, как жить и зачем , а потому в мире невероятно много наркоманов, алкоголиков, казнокрадов, самоубийц, людей, преднамеренно совершающих тяжкие преступления да и просто потерянных, пытающихся пристать то к одному, то к другому берегу в поисках смысла жизни, но каждый раз разочаровывающихся. Божьи пророки и посланники бескорыстно учили других, как жить и зачем, ожидая щедрого воздаяния лишь от Господа. Учили, дабы как можно большее число людей имели возможность стать счастливыми в обоих мирах без ущерба и излишних мучений, страданий, истязаний. Часто можно встретить тех, кто впадает в крайность, кому не хватает знаний и мудрости понять, что Творец не нуждается в их «жертвах», а направляет человека по пути минимальных трений и потерь, к счастью и благополучию, где нет тесноты, тщетной суеты и переполняющих душу ненависти, зависти, где хватит места всем, кто думает не только о себе, но и о других. Таковым, кстати сказать, значительно легче преодолевать лень и неповоротливость, неуклюжесть «толстой жабы» внутри себя, которая мешает всем нам двигаться вперед, преодолевать трудности и достигать высокого, преобразуясь в благородную, позитивную Личность. А ведь каждому из нас следовало бы ее (эту толстую и неуклюжую жабу) растормошить, привести в чувство, в соответствующую «спортивную» форму, дабы со знанием дела и переполняющим нас в каждом прожитом не впустую дне чувством счастья идти не останавливаясь, словами и делами благодаря Того, Кто даровал нам бессчестное количество благ, возможностей, напомню, имеющих ограниченный срок реализации.

    Взглянув сквозь призму сказанного на свою жизнь, которую мы зачастую мало когда ценим (сильно при этом переоценивая временные земные блага), вернемся к двум великим пророкам - Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону), прожившим насыщенную жизнь мирскую и удостоенным бесконечного счастья и благополучия в жизни вечной.

    Смысл именно таков, с нотой скромности.

    Постарайтесь услышать отклик этой молитвы в своем сердце: благодарность , как полноводная река, выходящая из берегов от обильного дождя Божественной щедрости…

    Сулейман (Соломон) был одним из девятнадцати детей Дауда (Давида). Наследование, о котором говорится в аяте, не подразумевает материальные блага. Последние, если имели место, то были распределены поровну, справедливо между всеми детьми.

    Сулейман (Соломон) также, с Божьей на то помощью, имел возможность управлять ветрами и могущественными джиннами. В Коране сказано: «И Мы [говорит Господь миров] подчинили ему (Сулейману) ветер, смирно и спокойно (мягко) движущийся туда, куда он пожелает. И [подчинили ему] джиннов-дьяволят, искусных строителей [возводивших прекрасные здания, архитектурные шедевры, непосильные для человека] и ныряльщиков (джиннов-ныряльщиков) [которые, ныряя на недоступные для людей глубины, доставали драгоценные дары моря]. И [передали под его руководство] других (джиннов), закованных попарно в цепи. Это [предоставленная ему мудрость, знания, а также власть над джиннами, ветром, как и многое другое] - Наш дар. Делись [о Сулейман] с кем пожелаешь [пользуйся этим без ограничений по своему усмотрению], и не будет с тебя спрошено [за то, кому, что и сколько дал, а кому - отказал].

    Воистину, у него (Сулеймана) пред Нами [говорит Творец] особое положение в мирской обители, и прекрасно то, куда он вернется [чего будет удостоен в вечности. Иными словами: сколь бы предоставленные ему возможности в виде власти и богатств ни были безграничны и величественны, они отрицательно никак не повлияли на положение Сулеймана пред Господом миров, ни в мирской обители, ни в вечной]» (см. Св. Коран, 38:36–40).

    Слова «все есть » говорят не столько о том, что у них было абсолютно все, что присутствует на земле, а раскрывают наличие искреннего чувства довольства имеющимся, приумножающего мирские блага и подводящего к вечным. В Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то нет сомнений, дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усидчивости], знайте - Мое наказание сурово» (Св. Коран, 14:7).

    Возможности человека огромны, если он не прячет голову в песок.

    Совершение благого является одной из форм благодарности Всевышнему за предоставленные возможности, дары и некоей гарантией сохранения их и приумножения. В Коране сказано: «Зачем Господу наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает» (Св. Коран, 4:147).

    Благочестие - это набожность в сердце и одновременное следование предписаниям Бога. Благочестивый человек всегда добрый, справедливый.

    Замечу, что религиозность человека не подразумевает обязательного наличия в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие - от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего». См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих».

    Значение слова «салих», примененного в аяте и подразумевающего качество пророков и праведников, по отношению к обычному человеку следующее: он настолько добродетелен, что всегда готов совершать благое, сколь бы «несвоевременным» это для него ни оказалось; не стоящий на месте, а изменяющийся и изменяющий в лучшую сторону. См., например: Аль-Му’джам аль-’араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 744.

    Доволен - значит благодарен , ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации.

    См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан» (часть хадиса); аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85 (часть хадиса); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-’ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118 (часть хадиса); Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89.

    «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то - нет сомнений - дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность - это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и постоянны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству], знайте - Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

    Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

    Удод - птица с пестрым оперением, веерообразным хохолком и длинным, слегка изогнутым клювом. Уничтожает вредителей-насекомых.

    Во всех тафсирах упоминается, что царицу звали Билькыс.

    Считается легендарной правительницей государства Сабы (Савы), возникшего в X в. до н. э., она также известна как царица Савская. Государство Саба располагалось примерно на территории нынешнего Йемена. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 712.

    См.: Св. Коран, 7:54 и комментарии.

    Ее государственный совет состоял из 312 мужчин, каждый из которых представлял 10 тысяч граждан. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 669.

    Тем самым он, Сулейман, без малейших потерь решил убедительно продемонстрировать свое полное превосходство.

    Упоминается, что расстояние меж двух государств превышало 2000 километров, а ее трон находился за семью замками и строго охранялся.

    Бо льшая часть комментаторов склоняется к тому, что это был один из министров и приближенных к Соломону людей.

    В Коране сказано: «Одежда набожности [когда сторонишься явно запретного и делаешь в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и людьми] - наилучшее» (см. Св. Коран, 7:26). Это та одежда, которая сокроет изъяны и недостатки, закроет «наготу», «согреет» и обережет.

    Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 114, хадис № 17/111; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1039, хадис № 55–(2577).

    Имеется в виду не духовное родство, а кровное, он был одним из этого народа, местным.

    Они сравнили пророка Салиха и уверовавших вместе с ним с птицей, предвещающей дурное. В их народе существовала примета, что увидеть в полете птицу с определенным образом сложенными крыльями или движущуюся по некой определенной траектории - не к добру...

    Салих же на их реплику ответил: «Ваша птица у Бога», то есть какие-либо происходящие явления, «предзнаменования» не имеют значения в предсказании будущего, все в распоряжении Всевышнего: что определяемо Им, утверждено в качестве наказания, поощрения, испытания, то человек и получает. А потому необходимо иметь верный и позитивный настрой, сопровождаемый правильностью поступков.

    См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248 (157).

    Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118 (2941); ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».

    См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 384.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

1. Та. Син. Это - аяты Корана и Ясного Писания,

2. верное руководство и благая весть для верующих,

3. которые совершают намаз, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни.

4. Воистину, тем, которые не веруют в Последнюю жизнь, Мы представили их деяния прекрасными, и они блуждают в растерянности.

5. Они - те, которым уготованы злые мучения, а в Последней жизни они понесут наибольший убыток.

6. Воистину, ты получаешь Коран от Мудрого, Знающего.


7. Вот Муса [Моисей] сказал своей семье: «Воистину, я вижу огонь. Я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться».

8. Когда он подошел туда, раздался глас: «Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него. Пречист Аллах, Господь миров!

9. О Муса [Моисей]! Воистину, Я - Аллах, Могущественный, Мудрый.

10. Брось свой посох!» Когда он увидел, как тот извивается, словно змея, то бросился бежать назад и не вернулся [или не обернулся]. [Аллах сказал]: «О Муса [Моисей]! Не бойся, ибо посланникам нечего бояться, когда они находятся предо Мною.

11. А если кто совершил несправедливость, а затем заменил зло добром, то ведь Я - Прощающий, Милосердный.


12. Сунь свою руку за пазуху, и она выйдет белой [цвета молока, светящейся], без следов болезни. Вот некоторые из девяти знамений для Фараона и его народа. Воистину, они являются людьми нечестивыми».

13. Когда Наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это - очевидное колдовство».

14. Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!


15. Мы даровали знание Давуду [Давиду] и Сулейману [Соломону], и они сказали: «Хвала Аллаху, Который предпочел нас многим из Своих верующих рабов».


16. Сулейман [Соломон] наследовал Давуду [Давиду] и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего. Это и есть явное превосходство [или: явная милость]».

17. И собраны были к Сулейману [Соломону] его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки.

18. Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман [Соломон] и его воины не погубили вас, даже не почувствовав [этого]».


19. Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов. Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов».

20. Осматривая птиц, он сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих?

21. Я подвергну его суровым мучениям или же зарежу его, если он не приведет ясного довода».

22. Он оставался там недолго и сказал: «Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы [Савы] с достоверным известием.

23. Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей даровано все, и у нее есть великий трон.


24. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Дьявол представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем.


25. Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете.


26. Нет иного божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона».

27. Он сказал: «Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься одним из лжецов.

28. Отправляйся с этим посланием от меня и брось его им. Затем встань поодаль и погляди, что они ответят».

29. Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо.

30. Оно - от Сулеймана [Соломона], и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

31. Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными”».

32. Она сказала: «О знать! Посоветуйте, как мне поступить. Я никогда не принимала решений самостоятельно, пока вы находились рядом со мной».

33. Они сказали: «Мы обладаем силой и великой мощью, но решение остается за тобой. Подумай, что ты прикажешь делать».


34. Она сказала: «Когда цари вторгаются в селение, они разрушают его и превращают его самых славных жителей в самых униженных. Вот так они поступают.

35. Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы».


36. Когда они прибыли к Сулейману [Соломону], он сказал: «Неужели вы можете помочь мне богатством? То, что даровал мне Аллах, лучше того, что Он даровал вам. Нет, это вы радуетесь преподнесенным вам дарам.

37. Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными».

38. Он сказал: «О знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными?»

39. Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места [до окончания собрания]. Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого».


40. А тот, который обладал знанием из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Увидев установленный перед ним трон, он сказал: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или же буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь - Богатый, Великодушный».

41. Он сказал: «Переделайте ее трон так, чтобы она не узнала его, и мы посмотрим, следует она прямым путем или же является одной из тех, кто не следует прямым путем».

42. Когда она прибыла, ей сказали: «Таков ли твой трон?» Она сказала: «Будто это он и есть». [Сулейман сказал]: «Знание было даровано нам раньше, чем ей, и мы являемся мусульманами».

43. Ей мешало то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ведь она принадлежала к неверующему народу.


44. Ей сказали: «Войди во дворец». Увидев его, она приняла его за водную пучину и обнажила свои голени. Он сказал: «Это – отшлифованный дворец из хрусталя». Она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом [Соломоном] Аллаху, Господу миров».


45. Мы послали к самудянам их брата Салиха, чтобы они поклонялись Аллаху, но они стали двумя препирающимися группами.


46. Он сказал: «О мой народ! Почему вы торопите зло прежде добра? Почему вы не просите у Аллаха прощения? Быть может, вы будете помилованы».

47. Они сказали: «Мы видим дурное предзнаменование в тебе и тех, кто с тобой». Он сказал: «Ваше дурное предзнаменование - у Аллаха, но вы являетесь народом, который подвергают искушению».

48. В городе было девять человек, которые распространяли на земле нечестие и ничего не улучшали.


49. Они сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом, что ночью мы обязательно нападем на Салиха и его семью, а потом скажем его близкому родственнику, что мы не присутствовали при убийстве его семьи и что мы говорим правду».

50. Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали [этого].

51. Посмотри же, каким был конец их хитрости! Мы уничтожили их вместе со всем их народом.

52. Вот их дома, разрушенные за то, что они поступали несправедливо. Воистину, в этом – знамения для людей знающих.

53. А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли.

54. Вот Лут [Лот] сказал своему народу: «Неужели вы будете совершать мерзость, видя [это]?

55. Неужели вы будете приходить с вожделением к мужчинам вместо женщин? О нет! Вы – невежественный народ!»


56. В ответ его народ смог лишь сказать: «Прогоните семью Лута [Лота] из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься».

57. Мы спасли его вместе с его семьей, кроме его жены. Мы предопределили ей оказаться в числе оставшихся позади.


58. Мы пролили на них дождь. Как же пагубен дождь тех, кого предостерегали!

59. Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого они приобщают в сотоварищи?»


60. Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины [или: равняют с Аллахом вымышленных богов].


61. Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями? Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает [этого].


62. Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!


63. Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!


64. Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду».

65. Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят.

66. Более того, они не знают о Последней жизни [или но их знание станет совершенным в Последней жизни]. Более того, они сомневаются в ней и даже слепы к ней».

67. Неверующие говорят: «Неужели после того, как мы и наши отцы превратимся в прах, мы будем выведены [из могил]?

68. Это было обещано нам и еще раньше - нашим отцам. Но это - всего лишь легенды древних народов».

69. Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец грешников».

70. Не печалься о них и пусть не стесняет тебя то, что они замышляют.

71. Они говорят: «Когда же сбудется это обещание, если вы говорите правду?»

72. Скажи: «Возможно, некоторое из того, что вы торопите, уже находится позади вас».

73. Воистину, твой Господь оказывает милость людям, но большинство их неблагодарны.


74. Воистину, твой Господь знает то, что таят их сердца, и то, что они обнаруживают.

75. На небе и на земле нет такого сокровенного, которого бы не было в ясном Писании.

76. Воистину, этот Коран рассказывает сынам Исраила [Израиля] большую часть того, о чем они расходятся [во мнениях].

77. Воистину, это - верное руководство и милость для верующих.

78. Воистину, твой Господь рассудит между ними Своим судом. Он - Могущественный, Знающий.

79. Уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься очевидной истины.

80. Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять.


81. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи мусульманами.


82. Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях.

83. В тот день Мы соберем из каждого народа толпу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать.

84. Когда они придут, Он скажет: «Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не постигнув их? Что же вы совершали?»


85. Слово свершится над ними за то, что они поступали несправедливо, и они будут безмолвствовать.


86. Разве они не видели, что Мы создали ночь для того, чтобы они отдыхали в течение нее, и день для освещения? Воистину, в этом - знамения для верующих людей.


87. В тот день подуют в Рог, и перепугаются те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить. Все предстанут перед Ним смиренными.


88. И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными, придут в движение, словно облака. Таково творение Аллаха, Который выполнил все в совершенстве. Воистину, Он ведает о том, что вы делаете.

89. Те, которые предстанут с добрым деянием, получат нечто лучшее. В тот день они будут защищены от испуга.

90. А те, которые предстанут с дурными деяниями, будут повергнуты в Огонь ничком: «Разве вы не получаете воздаяние только за то, что совершали?»


91. [Скажи]: «Мне велено только поклоняться Господу этого города [Мекки], который Он провозгласил заповедным. Ему принадлежит всякая вещь, мне же велено быть одним из мусульман


92. и читать Коран». Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А тому, кто впал в заблуждение, скажи: «Я – всего лишь один из тех, кто предостерегает».

93. Скажи: «Хвала Аллаху! Он покажет вам Свои знамения, и вы узнаете их». Твой Господь не находится в неведении о том, что вы совершаете.

Осматривая птиц, он сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих?

Однажды пророк Сулейман производил осмотр птиц. Сам факт подобного осмотра свидетельствует о твердой воле, решительности и благоразумии святого пророка. Он заботился о порядке в своем огромном войске и лично занимался как значительными, так и менее важными делами. Он не упускал даже возможности осмотреть боевые построения птиц и убедиться в том, что все его воины присутствуют на поверке. В этом и состоит истинный смысл обсуждаемого нами аята. Однако существует ошибочное представление о том, что пророк Сулейман искал удода для того, чтобы тот сообщил ему о местонахождении источников питьевой воды. О том, что удоды могут чувствовать воду под поверхностью земли, существуют различные легенды, однако они не имеют под собой никаких оснований. Более того, логические доводы и священные тексты свидетельствуют об ошибочности подобных взглядов. Что касается логических доводов, то опыт, практика и наблюдения показывают, что удоды не способны обнаруживать воду под поверхностью земли. Если бы это было так, то Всевышний Аллах непременно упомянул бы об этом в Священном Коране, потому что такая удивительная способность была бы одним из величайших знамений для человечества. А что касается священных текстов, то в них не сообщается ничего о том, что пророк Сулейман искал удода именно для этой цели. Будь это так, то это непременно нашло бы отражение в кораническом тексте, потому что в арабском языке достаточно слов для того, чтобы недвусмысленно изложить подобную мысль. Однако Всевышний Аллах сообщил, что пророк Сулейман производил осмотр птиц для того, чтобы выяснить, кто присутствует на поверке, а кто отсутствует, и убедиться в том, что все они выполняют порученные им дела. А для того, чтобы обнаружить воду, он не нуждался в поисковых работах удода, потому что в его подчинении находились шайтаны и могучие джинны, которые могли раскопать для него воду, на какой бы глубине она ни находилась. Кроме того, Аллах подчинил ему ветер, которым одним утренним дуновением проходил месячный путь и одним полуденным дуновением преодолевал такое же расстояние. Разве ж он нуждался в помощи удода для того, чтобы обнаружить местонахождение воды?!! Возвращаясь к широко распространенному толкованию об удивительной способности удода, надо отметить, что оно опирается исключительно на сказания сынов Исраила. Многие мусульмане опираются на него, не задумываясь над тем, что оно противоречит здравому смыслу. Если мы будем и дальше пересказывать подобные ничем не обоснованные рассказы, то они распространятся настолько широко, что очень скоро их будут принимать за сущую правду. В результате некоторые толкования Священного Корана могут оказаться опасными и даже губительными. Здравый разум подсказывает нам, что Священный Коран, ниспосланный на ясном арабском языке и являющийся посланием ко всему человечеству, должен быть понятен как ученым, так и малообразованным людям. Мы обязаны размышлять над смыслом его прекрасных аятов и сопоставлять различные толкования с оригинальным текстом Священного Корана, который понятен каждому чистокровному арабу. Это касается только тех толкований, которые не опираются на хадисы Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Если они не противоречат очевидному смыслу и тексту коранического откровения, то мы можем принять их. Если же они противоречат смыслу или тексту коранических аятов, то мы обязаны отвергнуть их и не сомневаться в их ошибочности, потому что они противоречат самой сути коранического откровения. Таким образом, пророк Сулейман производил осмотр птиц и увидел, что отсутствует удод. Это свидетельствует о том, что святой пророк лично управлял своими войсками и отличался проницательностью и внимательностью. Для него не осталось незамеченным даже отсутствие такой маленькой птички, как удод. Он сказал: «Почему это я не вижу удода? Я не вижу его потому, что он скрылся от моего взора посреди этой несметной рати, или потому, что он отсутствует без моего разрешения?»

  1. Та, син. Это - аяты Корана, ясного Писания,
  2. руководство [к прямому пути] и добрая весть для уверовавших,
  3. которые совершают обрядовую молитву, вносят закат и веруют в будущую жизнь.
  4. Воистину, тем, которые не веруют в будущую жизнь, Мы представили их деяния в прекрасном свете, так что они блуждают в растерянности.
  5. Они - те, которым уготовано наихудшее наказание, а в будущей жизни они - потерпевшие наибольший урон.
  6. Воистину, ты [, Мухаммад,] обретаешь Коран от Мудрого, Знающего.
  7. [Вспомни, Мухаммад,] как Муса сказал своему семейству: «Воистину, я вижу огонь. Я принесу вам весть о нем или горящую головню. Может быть, вы обогреетесь».
  8. Когда он подошел к огню, раздался глас: «Благословен тот, кто в огне и кто вблизи него. Пречист Аллах, Господь [обитателей] миров!
  9. О Муса»! Воистину, Я - Аллах, великий, Мудрый.
  10. А ты брось свой посох!» Когда Муса [бросил и] увидел, что посох извивается, словно змея, он бросился назад без оглядки. [Аллах сказал]: «О Муса! Не бойся, ибо предо Мною не следует бояться посланникам.
  11. [Бояться надлежит лишь тем], кто совершил беззаконие. А если после злодеяния он совершит взамен доброе деяние, то Я ведь - прощающий, милосердный.
  12. Сунь свою руку за пазуху, и она станет [совершенно] белой, безо всякого пятна, - [это одно] из девяти знамений для Фир’ауна и его народа, ибо они - грешный народ».
  13. Когда же Наши явные знамения были представлены перед ними, они заявили: «Это - очевидное колдовство».
  14. Они отвергли их неправедно и кичась, хотя в душе они убедились в [истинности] их. Посмотри же, чем кончили творящие беззаконие!
  15. Мы даровали знание Давуду и Сулайману, и они сказали: «Хвала Аллаху, который возвысил нас над многими из Своих уверовавших рабов».
  16. Сулайман наследовал Давуду и сказал: «О люди! Мы были обучены языку птиц, и нам были дарованы все блага. Воистину, это и есть явное благоволение [Аллаха]».
  17. К Сулайману были призваны его войска из джиннов, людей и птиц, и они были разделены [на дружины], и им [был дан приказ] двинуться в поход.
  18. Когда они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: «О муравьи! Спрячьтесь в ваших муравейниках, чтобы Сулайман и его воины не растоптали вас ненароком».
  19. Сулайман улыбнулся, засмеялся от ее слов и сказал: «Господи! Внуши мне благодарность за милость Твою, оказанную мне и моим родителям. [Внуши мне] вершить добро, которым Ты будешь доволен. Прими меня Твоей милостью в число Твоих праведных рабов».
  20. [Однажды Сулайман] разглядывал птиц и спросил: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Может быть, его нет?
  21. Я непременно накажу его сурово или отрежу ему голову, если он не приведет убедительного оправдания».
  22. [Сулайман] прождал недолго, [и прилетел удод] и сказал: «Я узнал о том, чего ты не ведаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверными сведениями.
  23. Воистину, я обнаружил там женщину, которая владычествует над ними, ей даровано все, и ей принадлежит великий трон.
  24. Я узнал, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха. Шайтан представил им их деяния в прекрасном свете, сбил их с правого пути - так что они не идут прямым путем,
  25. чтобы они не поклонялись Аллаху, который выводит [на свет] все, что сокрыто на небесах и на земле, который знает то, что вы скрываете, и то, что вы говорите открыто.
  26. [Он] - Господь, кроме которого нет бога, Господь великого трона».
  27. [Сулайман] сказал: «Мы посмотрим, говоришь ли ты правду или лжешь.
  28. Ступай с этим моим посланием и брось его им. Потом отвернись [от них] и погляди, что они ответят».
  29. [Удод доставил царице письмо от Сулаймана. Прочитав,] она сказала: «О знатные мужи! Воистину, мне доставлено письмо достохвальное.
  30. Оно ведь от Сулаймана, и в нем [говорится]: «.
  31. Не превозноситесь передо мною и предстаньте передо мною покорными»».
  32. [Царица] сказала: «О знатные мужи! Подскажите мне решение в моем деле. Я никогда не принимала окончательного решения без вашего [совета] «.
  33. [Вельможи] ответили: «У нас есть сила и великая мощь. А решать - тебе. Поразмысли и прими решение».
  34. [Царица] сказала: «Воистину, цари, когда вторгаются в какую-либо страну, разоряют ее и превращают знатных мужей в униженных. Так поступают они.
  35. Но я пошлю им дары и буду ждать, с чем вернутся послы».
  36. Когда [посланец царицы] прибыл к Сулайману, царь сказал: «Неужели вы хотите ублаготворить меня богатством? То, что Даровал мне Аллах, лучше того, что даровал вам. Да, вы гордитесь своими дарами.
  37. Воротись к ним, [посланец], а мы нагрянем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их из страны униженными и презренными».
  38. [Потом Сулайман] сказал: «О знатные мужи! Кто из вас принесет ее (царицы) трон, до того как они предстанут передо мной покорными?»
  39. Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия».
  40. А тот, у которого было знание из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Когда [Сулайман] увидел установленный перед ним [трон царицы], он подумал: «Это - милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я [по природе] или же неблагодарен. Кто благодарен, тому пойдет на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах - всевластный, великодушный».
  41. [Потом Сулайман] сказал: «Переделайте для нее этот трон, и мы посмотрим, следует ли она прямым путем или же она из тех, кто не идет по прямому пути».
  42. Когда [царица Сабы] прибыла, ее спросили: «Таков ли твой трон, как этот?» Она ответила: «Да, будто он самый и есть «, [И сказал Сулайман:] «Нам дано было знание до этого испытания, и мы были предавшимися [Аллаху]».
  43. Ее удерживало [от поклонения Аллаху] то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ибо она принадлежала к народу неверному.
  44. Ей сказали: «Войди во дворец». Когда она взглянула, ей показалось, что [перед ней] водная пучина, и она обнажила ноги до колен, [приподняв платье]. [Сулайман] сказал: «Это высокий дворец, вымощенный стеклом». [Царица Сабы] воскликнула: «Господи! Воистину, я нанесла урон самой себе, [ныне] же вместе с Сулайманом предаюсь Аллаху, Господу [обитателей] миров».
  45. Мы послали к племени Самуд их брата Салиха с наказом: «Поклоняйтесь Аллаху», но они распались на два препирающихся толка.
  46. [Салих] сказал: «О мой народ! Почему вы стремитесь больше ко злу, нежели к добру? Почему вы не просите прощения у Аллаха? Быть может, вас бы помиловали».
  47. [Самудиты] ответили: «Мы видим дурное предзнаменование в тебе и в тех, кто с тобою». [Салих] сказал: «Ваше дурное предзнаменование [зависит] от Аллаха. Да, вас подвергают испытанию».
  48. В городе было девять человек, которые творили на земле нечестие и не вершили добра.
  49. Они сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом, что, мол, мы ночью нападем на Салиха и его семью, а потом объявим его ближайшему родственнику: «Мы не присутствовали при убиении его семьи, и мы говорим правду»».
  50. Они замыслили коварство, и Мы замыслили [в отместку], но они не ведали [об этом].
  51. И посмотри же, каков был исход их коварства! Мы искоренили их вместе со всем народом.
  52. Вот [перед вами] их дома, разрушенные за чинимые ими насилия. Воистину, в этом - знамения для людей знающих.
  53. А тех, которые уверовали и были богобоязненными, Мы спасли.
  54. [Вспомни, Мухаммад], как Лут сказал своему народу: «Неужели же вы будете вершить мерзости в здравом уме?
  55. Неужели вы будете вожделеть мужчин вместо женщин? Да, вы люди безрассудные!»
  56. Эти люди не нашли другого ответа, кроме призыва: «Изгоните семью Лута из вашего города, ибо он и семейство его - праведники, [не нам чета] «.
  57. Мы спасли его вместе с семьей, кроме жены его, которой Мы предопределили остаться в числе нечестивцев.
  58. Мы низвергли на них [каменный] дождь. Ужасен дождь сей для тех, кого увещевают!
  59. Скажи, [Мухаммад]: «Хвала Аллаху и мир Его рабам, которых Он избрал. Аллах лучше или те, кому вы поклоняетесь наряду с Ним?
  60. [Идолы лучше] или Тот, кто создал небеса и землю, низвёл для вас с неба дождь, при помощи которого Мы вырастили прекрасные сады, [в то время как] вы не могли вырастить ни одного дерева? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Но они - люди, которые уклоняются[от правого пути].
  61. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто сделал землю жилищем, провёл по ней реки, воздвиг неколебимые горы и установил преграду между водами пресными и солёными? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Но большая часть их не ведает об этом.
  62. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, устраняет зло и назначает вас на земле наследниками? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? Мало вы призадумываетесь!»
  63. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто ведёт вас прямым путём во тьме суши и моря? Кто направляет ветры доброй вестью перед Своей милостью? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Превыше Аллах тех, кому [неверные] поклоняются [наряду с Ним]!
  64. [Скажи: «Они лучше] или Тот, кто порождает начало творения и потом повторяет его, кто даёт нам пропитание с неба и земли? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваши доводы, если вы говорите правду».
  65. Скажи: «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное, а [люди] не знают даже, когда их воскресят.
  66. Более того, [люди] не познали [сути] будущей жизни, они терзаются сомнениями относительно нее, они слепы перед ней».
  67. Неверные говорят: «Неужели мы и наши отцы, после того как превратимся в прах, поднимемся [живыми] из могил?
  68. Это было обещано нам и нашим отцам уже давно. Но это - всего лишь сказки древних людей».
  69. Отвечай [, Мухаммад]: «Побродите по земле - и вы увидите, чем кончили грешники».
  70. Не скорби ты о них и не тревожься из-за козней, которые они замышляют.
  71. Они спрашивают: «Когда же настанет обещанное, если вы говорите правду?»
  72. Отвечай [, Мухаммад]: «Быть может, уже приближается к вам то, что вы хотите ускорить».
  73. Воистину, твой Господь оказывает милость людям, но большинство их неблагодарно.
  74. Воистину, твой Господь доподлинно знает то, что таят они в сердце своем, и то, чего они не скрывают.
  75. И нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге [небесной].
  76. Воистину, этот Коран разъясняет сынам Исраила большую часть того, о чем они препираются друг с другом.
  77. Воистину, Коран - руководство к прямому пути и милость для верующих.
  78. Воистину, твой Господь рассудит между ними Своим [правым] судом. Он - великий, знающий.
  79. Уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься явной истины.
  80. Воистину, ты не заставишь услышать [твой] призыв ни мертвеца, ни глухого, [тем более] когда они поворачивают назад.
  81. Ты не выведешь слепых из [тьмы] заблуждения на прямой путь. Ты можешь заставить слушать только тех, кто верует в Наши знамения и кто предался [Аллаху].
  82. Когда же настигнет их [Наш] приговор, Мы выведем к ним из земли некое животное, которое провозгласит, что они (т. е. не обратившиеся) не верили в Наши знамения.
  83. [Подумай, Мухаммад,] о том дне, когда Мы соберем из каждой общины толпу из тех, кто отвергал Наши знамения, и распределим их по группам.
  84. Когда они предстанут [перед Аллахом], Он спросит: «Неужели вы отвергли Мои знамения, не постигнув [их смысла] ? Так что же вы делали?»
  85. Падет на них приговор за их бесчинства, и они слова не вымолвят [в оправдание].
  86. Разве они не удостоверились в том, что Мы создали ночь временем отдохновения для них и день - временем освещения [их деяний]? Во всем этом - знамения для верующих.
  87. [Помни, Мухаммад], о том дне, когда прозвучит трубный глас. И тогда устрашатся те, кто на небесах и на земле, кроме тех, к кому благоволит Аллах. И все предстанут перед Ним покорно.
  88. И ты увидишь, что горы, которые ты считал неколебимыми, движутся, словно [легкие] облака, сотворенные Аллахом, который исполнил все в совершенстве. Воистину, Он ведает о том, что вы вершите.
  89. Те, кто предстанет в тот день с добрыми деяниями, будут вознаграждены большим, [чем эти деяния], и не изведают никакого страха.
  90. А те, кто предстанет с дурными деяниями, будут повергнуты в огонь [со словами]: «Так воздается вам по делам вашим!»
  91. [Скажи, Мухаммад]: «Мне велено только поклоняться Господу этого города (т. е. Мекки), который он провозгласил запретным. Все сущее принадлежит Ему, мне же велено предаться [Аллаху]
  92. и возвещать Коран». Тот, кто идет прямой дорогой, идет на пользу себе. А тому, кто сошел [с прямого пути], скажи: «Я - только увещеватель».
  93. [Скажи]: «Хвала Аллаху. Он явит вам Свои знамения, и вы узнаете их. А Господь осведомлен о том, что вы творите».

Перевод смыслов М. – Н. О. Османова

Поделиться