Налог на имущество физических лиц льготы чернобыльцам. Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс? Кому полагаются льготы

Многие свидетели и непосредственные участники событий на Чернобыльской АЭС, несмотря на прошедшие с тех пор десятилетия, до сих пор пользуются определёнными льготами, полагающимися им по закону. К их числу следует отнести и ещё сохранившиеся в большинстве регионов нашей страны льготы чернобыльцам на транспортный налог.

Для более полного понимания данного вида компенсационной привилегии, прежде всего, следует вникнуть в суть используемых при её назначении понятий. Именно поэтому под рассмотрение вопросов о том, кто такие чернобыльцы и что такое транспортный налог в статье выделены самостоятельные разделы.

Какие льготы положены чернобыльцам?

Согласно определению, содержащемуся в законодательном акте №796-XII от «28» февраля 1991 года к числу граждан, имеющих статус «чернобылец», относятся:

  1. лица, которые к моменту событий 1986 года проживали в заражённой зоне и получили опасные дозы радиации, приведшие к заболеванию с диагнозом «лучевая болезнь». Кроме того, к чернобыльцам относят и других бывших граждан СССР, получивших облучение и временно присутствовавших в районе катастрофы (участвовавших в мероприятиях по устранению последствий аварии, например);
  2. жители близлежащих к Чернобыльской станции регионов и рабочие-аварийщики, инвалидность которых связана с повышенной дозой облучения;
  3. лица, эвакуированные или отселённые из зоны отчуждения по принуждению или на добровольной основе;
  4. рабочие, рекрутированные для устранения последствий аварии.

Обратите внимание: В эту категорию обычно включаются и дети, находящиеся в то время в утробе матери, а также лица, добровольно оставившие зону отчуждения начиная с 1986 года.

В связи с опасностью проживания в близлежащих к аварийной зоне местностях жители районов и областей, в которых уровень радиации оставался достаточно высоким, также получили статус черонобыльцев.

Получить полную информацию по этому вопросу, а также ознакомиться с расширенным перечнем чернобыльцев можно будет в том же законодательном акте под номером 796-XII. В нём под описание признака этой категории граждан отведена отдельная статья (№13), после ознакомления с которой вы сможете узнать и о ряде дополнительных мер по государственной поддержке этих людей.

Законодательная основа

К законодательному обоснованию льгот по налогам на транспорт для чернобыльцев относится тот же перечень законов и актов, который определяет их подтверждённый на государственном уровне статус. Прежде всего, это законодательный документ под номером 12441-1 от «15» мая 1991 года, определяющий большую часть льгот и пособий, на которые имеют право жители опасной зоны, а также все ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.

Льготы пострадавшим от Чернобыля рассматриваются несколькими законодательными актами

Ещё одним законодательным подтверждением права этих лиц на транспортные льготы является документ, известный большинству заинтересованных лиц как нормативный акт под номером 796-XII от «28» февраля 1991 года. В этом документе все относящиеся к катастрофе 1986 года лица разделены по категориям, учитывающим степень их причастности к произошедшим в Чернобыле событиям.

Итак, в основу системы гарантий транспортных льгот заложен действующий Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (настоящая его редакция от 28.12.2016) с внесёнными впоследствии дополнениями и поправками. Одной из его последних редакций является законодательный акт с тем же наименованием, но в трактовке от 18.06.1992 N 3061-1 (с изменениями от 28.12.2016 года).

Порядок непосредственной оплаты налога на транспорт с льготными скидками регулируется НК РФ и местными налоговыми службами на основе региональных распоряжений и постановлений.

Именно этими двумя документами определяется не только величина взимаемого транспортного сбора, но и устанавливается перечень льготников, имеющих законное право частично или даже полностью не оплачивать его.

Транспортный налог: что это такое?

Транспортный налог — что это?

Под транспортным налогом понимается денежный сбор, который начинает взиматься с частных владельцев самодвижущихся средств непосредственно после их регистрации.

Указанная форма налогового сбора находится в ведении региональных служб, так что его величину, порядок и сроки платы устанавливают местные органы власти.

Ими же определяются типовая форма предоставления отчётности, а также существующие налоговые льготы для отдельных групп лиц, владеющих определёнными видами самодвижущегося транспорта.

К объектам такого налогообложения относятся не только автомобили, автокары, мотоциклы и другие самодвижущиеся механизмы, но личные самолёты, вертолёты, яхты, моторные лодки и катера, а также транспортные средства, которые в установленном законодательством порядке зарегистрированы в соответствующих органах.

Налог, уплачиваемый всеми российскими гражданами за пользование своим личным транспортом, введен в РФ с 2003 года, так что, начиная с этого времени, все его владельцы должны в оговоренное местными властями время вносить определенную сумму в государственную казну.

Однако, как и всякое правило, это установление не обошлось без исключений, в соответствии с которыми некоторым категориям граждан могут представляться льготы по транспортному налогу. К этой группе лиц принадлежат и рассматриваемые в нашей статье ветераны Чернобыля.

Кому полагаются льготы

Разряд льготников на транспортный налог регламентируется Актом N 1244-1 15.05.1991

К разряду льготников в отношении налога на транспорт относятся граждане, находившиеся в 1986 году в районах и областях, непосредственно примыкающих к Чернобыльской АЭС.

С перечнем этих субъектов Федерации можно будет ознакомиться в приложении к правительственному Постановлению за номером 1582.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (Редакция 2016 года) к категории граждан, располагающих правом на получение данного вида льгот, следует отнести:

  1. лиц, получивших при ликвидации последствий аварии различные заболевания, связанные с превышением допустимой нормы облучения (включая лучевую болезнь);
  2. граждан, ставших инвалидами той или иной степени вследствие нахождения в зоне радиоактивного заражения или получивших инвалидность после оказания помощи людям из соседних с ней регионов;
  3. военных, медицинских и гражданских работников, принимавших самое непосредственное участие в устранении катастрофических последствий, а также задействованных в спасательных мероприятиях в период по 1990 год.
  • военнослужащие, состоящие на срочной службе с 1986 по 1990 годы и проходившие её в районе Чернобыля;
  • граждане, которые были эвакуированы с места катастрофы или добровольно покинули опасную зону в период времени, начиная с 1986 года;
  • частные лица, проживающие во время аварии или работающие в зонах с различным статусом обитания, а также сотрудники различных специальных служб (пожарные, милиция и т. п.).

Полный перечень всех граждан, которые вправе рассчитывать на транспортные льготы, приводится в разделе №13 законодательного акта № 796-XII.

Льготы, полагающиеся жителям различных регионов

С полным списком городов и областей, жителям которых предоставляются льготы по транспортному налогу, можно будет ознакомиться здесь:

В этом же источнике указывается и та скидка, которую могут получить льготники в каждом из перечисленных в документе территориальных образований (городов и областей). После изучения этого списка можно сделать вывод, что размер льготной скидки практически для всех перечисленных регионов и городов одинаков и составляет 100%.

Размер скидки зависит от авто

Различия наблюдаются лишь в отношении того, на пользование каким транспортным средством и с какой предельной мощностью двигателя предоставляется льгота. Так для проживающих в Москве чернобыльцев 100%-ая скидка распространяется на автомобили с мощностью двигателя, достигающей 200 лошадиных сил (л.с.). А в Брянской области, например, та же скидка действительна лишь для авто с мощностью до 100 л.с., а также для мотоциклов до 40 л.с.

В отличие от них в Ленинградской области и Санкт-Петербурге при стопроцентной скидке льготы распространяются на автомобили с заявленной мощностью до 150 л.с. Одновременно с указанием на мощность в Северной Пальмире вводится поправка на то, что эта же льгота действительна и для техники, выпущенной 15 лет назад и ранее.

Для получения полной картины с данной категорией льгот следует добавить, что в Белгородской, Пензенской и Рязанской областях, например, никаких льгот вообще не предоставляется.

А в Карелии они предусмотрены всего лишь в размере 50% от общей суммы налога.

Даже после поверхностного ознакомления с этим перечнем можно сделать вывод, что точные данные о категории и мощности двигателей всего перечисленного транспорта, на который распространяются льготы чернобыльцам, в большинстве случаев определяются местными законодательными органами.

Порядок подачи заявления

Получить указанные выше скидки по налогу на транспорт можно будет лишь после того, как вы самостоятельно обратитесь в расположенную по месту регистрации службу сбора налогов и подадите туда личное заявление.

Дополнительная информация: В отдельных случаях допускается подавать такое заявление через почтовую службу или же (при наличии персональной электронной подписи) – через Интернет.

В заявлении обязательно нужно будет указать следующие данные:

  • основные сведения о себе как о налогоплательщике;
  • основание для предоставления льгот;
  • дату оформления данного документа и свою личную подпись.

Необходимые документы

Какие документы необходимы?

Для оформления положенных по закону транспортных льгот в 2017 году лицу, претендующему на них, потребуется подготовить следующий комплект документов:

  1. Личное заявление.
  2. Копии страниц паспорта, содержащих основную информацию о заявителе.
  3. Документ, свидетельствующий о вашем праве владения средством передвижения, на которое должны быть оформлены привилегии.
  4. И, наконец – документальное подтверждение принадлежности заявителя к одной из групп льготников, которые полностью или частично освобождены от уплаты налога.

Важно! В ситуации, когда подающий заявление гражданин относится сразу к нескольким группам транспортных льготников – ему следует выбрать одну из них, на основании которой он сможет получать полагающиеся ему преференции. Пользоваться льготами по каждой их этих групп законом не предусматривается (а точнее – запрещено).

После того, как необходимый комплект документов подготовлен, заявителю следует обратиться в ближайшее отделение налоговой службы, к которому он прикреплен постоянно. Подавать заявление на льготы допускается лично или через официальное лицо, полномочия которого должны быть удостоверены нотариально.

Заключение

Часто исполнение законов в регионах проходят более медленными темпами

В заключении обратим ваше внимание на то, что рассматриваемые нами льготы чернобыльцам на транспортный налог касаются давно прошедших трагических событий, так что вполне естественными кажутся те сложности, с которыми приходится сталкиваться при их оформлении.

Дело усугубляется ещё и тем, что местные законодательные органы проводят собственную налоговую политику и не спешат со снятием определённых запретов, тормозящих решение многих важных вопросов.

Вопросы эти порой касаются и самой возможности предоставления законно обоснованных льгот, полагающихся чернобыльцам.

В тех случаях, когда по какой-либо причине районная налоговая служба отказывает нуждающемуся лицу в предоставлении таких скидок (при полной обоснованности его прав) – решением этого вопроса должен будет заняться арбитражный суд.

В следующем видео Вы узнаете подробнее о транспортном налоге:

Июн 28, 2017 Контент Менеджер

Любой свой вопрос вы можете задать ниже

Закон, касающийся льгот для чернобыльцев, последние изменения претерпел в октябре 2014 года. Эта часть законодательства формулирует статус чернобыльца и перечень положенных льгот гражданам, получившим данный статус. Целями существующего закона можно назвать обеспечение компенсаций и социальной поддержки тех граждан, которые вследствие проживания либо в ходе устранения последствий катастрофы подверглись влиянию вредных факторов. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущими годами произошла отмена некоторых льгот.

Права граждан, имеющих статус чернобыльцев

Согласно основной формулировке действующего на территории РФ законодательства, чернобыльцы имеют следующие права:

  1. На возмещение вреда, причиненного здоровью.
  2. На возмещение вреда личному имуществу.
  3. На компенсацию риска, которому подвергся человек, проживавший в опасной зоне.
  4. На компенсацию риска, которому подвергся человек, работающий в зоне распространения вредных веществ.
  5. На получение социальных выплат.

Общая территория заражения радиацией вследствие происшествия на ЧАЭС относительно уровня заражения была разделена на четыре зоны. Классификация выглядит следующим образом:

  1. Зона отчуждения. Это территория, которая непосредственно окружает ЧАЭС. На этом участке прямо запрещено поселение и/или использование природных ресурсов, ведение хозяйственной деятельности. Также запрещено распространение или использование продуктов хозяйственной деятельности, произведенных в области отчуждения.
  2. Зона отселения. Переселение граждан, проживающих на территории данной категории, осуществляется в другие области до максимального снижения ущерба от радиоактивного поражения. Лицам, решившим покинуть зараженную область, по закону положена соц. помощь.
  3. Зона права на отселение. Территория постоянно проверяется специалистами, ведется медицинский мониторинг жителей, также проводятся мероприятия, направленные на улучшения здоровья местного населения. Лица, выезжающие с этой области, где показатели заражения превышены, могут рассчитывать на получение компенсаций и льгот.
  4. Зона граждан, которым положены социальные экономические льготы.

Кто может рассчитывать на льготы

  • лица, которым диагностировали лучевую болезнь и/или заболевание другого характера, причиной чего стала катастрофа на ЧАЭС и/или устранение последствий пришествия;
  • перенесшие лучевую болезнь либо иное заболевание, причиной которого стала катастрофа на ЧАЭС и/или устранение последствий;
  • получившие официальный статус инвалида вследствие происшествия на ЧАЭС и/или работ, направленных на устранение ее последствий;
  • вдова чернобыльца.
  • временно направленные либо командированные в область происшествия для ликвидации последствий;
  • военнослужащие, которые участвовали в устранении последствий;
  • военнообязанные, участвовавшие в устранении последствий;
  • работники ОВД, а также противопожарных служб, ведущих трудовую деятельность в зараженной зоне отчуждения;
  • эвакуированные лица и семьи с территории пораженной радиацией зоны;
  • отдавшие для пересадки пострадавшим во время катастрофы свой костный мозг. Такие лица могут рассчитывать на получение льгот, несмотря на сроки проведения трансплантации либо сроки развития инвалидности;
  • все службы МЧС, медработники и другие служащие, работавшие в зоне отчуждения при эвакуации либо ликвидирующие последствия происшествия на ЧАЭС;
  • лица, переселенные из зоны отчуждения. Это касается и детей граждан, проживающих на данной территории;
  • дети, которые на момент происшествия были в утробе матери;
  • жители территории с правом отселения и лица, осуществлявшие трудовую деятельность на данной территории;
  • ведущие трудовую деятельность в зоне отселения;
  • военнослужащие, которые служат в зоне катастрофы.

Перечень льгот для чернобыльцев в 2019 году

В 2019 году пенсия инвалидов-чернобыльцев первой и второй группы составляет 12 399,63 рублей, третьей группы – 6199,81 рублей.

На данный момент удостоверение чернобыльца дает право воспользоваться следующими льготами:

  • улучшение жилищных условий;
  • 50%-ная скидка на оплату жилплощади;
  • 50%-ная скидка на оплату коммунальных услуг;
  • 50-ная скидка на приобретение топлива с целью обогрева жилплощади;
  • право избежать сокращения на официальном месте работы;
  • вступление вне очереди в круг участников строительных и/или гаражных кооперативов;
  • внеочередное выделение земельного участка при необходимости строительства жилплощади;
  • приобретение дачи вне очереди;
  • право получения медицинской помощи вне очереди;
  • право внеочередного обслуживания в пунктах и аптеках;
  • право внеочередного предоставления детям мест в санаторных, лечебных учреждениях, а также учреждениях образовательно-дошкольного характера. Вдобавок ежедневно государство обязано выделять 90 рублей на питание и содержание ребенка в данных заведениях;
  • предоставление мест в пансионатах для инвалидов и престарелых, а также домах ветеранов;
  • в зависимости от региона, чернобыльцы имеют налоговые льготы – вносят только часть или не платят совсем транспортный налог;
  • право внеочередного трудоустройства после переселения на новое место проживания;
  • при поступлении в ВУЗы дети чернобыльцев имеют приоритет.

Перечень выплат для пострадавших:

  • компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
  • компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
  • денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
  • компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.

Для тех людей, которые были вынуждены переселиться с зараженной территории, предусмотрены компенсационные выплаты за следующее имущество, а также связанные с переселением неудобства:

  • жилая площадь и дача, которые на момент 01. 01. 1994 находились в собственности гражданина;
  • имущество, находившееся на жилой площади в зоне заражения;
  • домашний скот, облученный радиацией;
  • утраченный посев;
  • плата погрузки, разгрузки, перевозки различного багажа. Однако такие выплаты положены не всем, а только нетрудоспособным и недееспособным гражданам, одиноким матерям, многодетным семьям, а также одиноким женщинам.

Отпуск чернобыльцев

Каждый гражданин, который пострадал от происшествия на ЧАЭС либо при устранении последствий, имеет право на очередной отпуск, оплачиваемый работодателем. Дату выхода гражданин назначает самостоятельно. Помимо него, чернобыльцам полагается дополнительный небольшой отпуск сроком до 14 дней. Граждане, которые находились на территории с правом переселения и родившиеся не позже 01. 04. 1987, могут рассчитывать на дополнительный отпуск сроком в 7-14 дней.

На нашем сайте вы можете в течение 5 минут получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот - компенсации - это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется:

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы.

Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

¨ 21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы - с 26 апреля 1986 года;

¨ 14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение - с 26 апреля 1986 года;

¨ 7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

ü лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, - со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, - со 2 декабря 1995 года;

ü лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), - до 2 декабря 1995 года;

¨ 14 календарных дней:

ü лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

ü участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

ü гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Пример 1.

Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на в размере 500 рублей:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражена сумма денежной компенсации, выплачиваемой работнику взамен 14 дней дополнительного отпуска, подлежащая возмещению из федерального бюджета

Отражена задолженность перед работником в сумме денежной компенсации, выплачиваемой ему взамен 14 дней дополнительного отпуска

Удержан НДФЛ с суммы компенсации (3556-500) х 13%

Произведена выплата денежной компенсации работнику

При получении из бюджета отражена сумма выплаченной Котову компенсации взамен дополнительного отпуска

Окончание примера.

Согласно Закону №1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы.

Напомним, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе и по уходу за больным ребенком) за полный календарный месяц не может превышать 11 700 рублей.

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨ инвалидам вследствие катастрофы;

¨ участникам ликвидации последствий катастрофы;

¨ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения;

Средства для финансирования расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности перечисляются из федерального бюджета исполнительным органам ФСС Российской Федерации, которые в дальнейшем отчитываются о целевом использовании этих средств.

В организации начисление пособия по временной нетрудоспособности отражается обычной проводкой:

При расчете суммы пособия рассчитывается средний заработок работника, непрерывный стаж работника не принимается во внимание и пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка.

Обратите внимание: суммы, превышающие размер пособий, назначенных по общим основаниям, должны быть выделены в отчетах, представляемых в ФСС Российской Федерации, так как они возмещаются фонду из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ пособия по временной нетрудоспособности подлежат обложению НДФЛ. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ эти суммы не подлежат обложению ЕСН.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 статьи 13 Закона №1244-1, гарантируется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций и учреждений различных форм собственности, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Данная льгота предоставляется:

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение;

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Размер вознаграждения определяется в зависимости от стажа работы в зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.

Порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 года №101 «О Порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятых на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Дополнительное вознаграждение за выслугу лет выплачивается работнику за время, отработанное в данном году на предприятии, в организации и учреждении, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая время оплачиваемых отпусков, периоды временной нетрудоспособности, а также время, в течение которого за работником полностью или частично сохранялась .

Право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет возникает у работника, проработавшего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, более 1 года. Первая выплата вознаграждения производится за фактически отработанное время после возникновения права на это вознаграждение. Начисление вознаграждение за выслугу лет производится исходя из установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной оплаты труда, действующей на 31 декабря расчетного года. Вознаграждение выплачивается один раз в год в течение первого квартала следующего за расчетным годом.

Лицам, проработавшим в течение календарного года в различных зонах радиоактивной загрязненности, размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется из расчета этого вознаграждения за фактически отработанное время в каждой из зон.

Размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет составляет (в процентах от МРОТ):

Стаж работы, дающий право на дополнительное вознаграждение за выслугу лет, исчисляется, начиная с 26 апреля 1986 года. Стаж исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января. В этот стаж включается время непрерывной работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях. Кроме того, в стаж включаются следующие периоды:

¨ время действительной срочной военной службы, если работник до призыва на военную службу работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на радиоактивно загрязненной территории, и возвратился после увольнения в запас на прежнее место работы в течение трех месяцев (не считая времени переезда);

¨ время обучения на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы и после их окончания работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

¨ время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Стаж работы, дающий право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, не прерывается, но время перерывов в этот стаж не включается в следующих случаях:

¨ при переводе или командировании работника в установленном порядке на срок свыше трех месяцев за пределы территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

¨ при поступлении на работу в течение месяца после прекращения инвалидности или болезни, продолжавшейся свыше четырех месяцев и вызвавшей увольнение, если работник вернулся на предприятие, в организацию, учреждение, расположенные на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Месячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности или изменения инвалиду трудовой рекомендации по заключению ВТЭК, позволяющей принять (перевести) его на работу;

¨ при поступлении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, после увольнения в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ликвидацией предприятия, организации, учреждения, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, если перерыв в работе не превышает трех месяцев, не считая времени переезда к новому месту работы;

¨ при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, если перерыв между окончанием учебы либо досрочным отчислением его из учебного заведения и поступлением на работу не превышал трех месяцев;

¨ при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, пенсионеров по старости (впервые после ухода на пенсию), которые до ухода на пенсию были заняты на этих работах.

Основным документом для определения непрерывного трудового стажа для начисления дополнительного вознаграждения за выслугу лет является . Подтверждение непрерывного стажа работы, дающего право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, свидетельскими показаниями не допускается.

Следует отметить, что во всех случаях исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, за периоды временной нетрудоспособности, при начислении пенсии и так далее), дополнительное вознаграждение за выслугу лет не учитывается.

Начисление дополнительного вознаграждения за выслугу лет оформляется проводкой:

В Письме Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №03-05-02-04/8 указано, что в соответствии с абзацем 1 статьи 19 Закона №1244-1 дополнительное вознаграждение за выслугу лет, предусмотренное пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1, является одной из мер социальной поддержки и производится только работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому, по мнению Минфина Российской Федерации, указанная выплата не рассматривается как «возмещение вреда», то есть в качестве компенсации, а, следовательно, подлежит обложению НДФЛ и ЕСН в установленном порядке, являясь одной из форм оплаты труда.

Все льготы по налогам и сборам предоставляются только в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 7, 17 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

¨ инвалиды I и II групп;

¨ граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пунктом 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21 февраля 2000 года №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации и полностью освобождаемых от уплаты земельного налога, отнесены все категории граждан, имеющих право на льготы и компенсации в соответствии с Законом №1244-1. Данным Законом льготы по этому налогу предоставлены:

ü гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

ü инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, включая III группу из числа:

1. граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

2. военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

3. граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

4. граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

ü гражданам, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

ü лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;

ü гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

ü младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

ü гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;

ü гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения;

ü гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемые), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

ü гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

ü гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);

ü гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

ü военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящим (проходившим) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Однако, Законом установлено, что в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен (по решению суда) в случае, если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего.

Основанием для предоставления льгот перечисленным лицам являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что лица, получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1 освобождаются от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.

Закон №1244-1 предусматривает предоставление льготы по этому налогу. Кроме того, Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 года №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» конкретизирован круг лиц, освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 указанной Инструкции от уплаты налога освобождаются следующие категории граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1, в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами Российской Федерации:

· граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

o граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

o военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

o граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

o граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

· граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

· военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

· лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;

· граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

· младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

· рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;

· граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

· граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);

· граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

· граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

· граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);

· граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 году из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; и переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот;

· дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.

Лица, имеющие право на льготы, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Для получения льгот представляется специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства гражданам выдаются справки установленного образца.

Обратите внимание: в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится по письменному заявлению налогоплательщика, но не более чем за три года.

Законом №1244-1 было предусмотрено освобождение от уплаты налога на транспортные средства следующим категориям граждан:

¨ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

¨ инвалидам вследствие катастрофы (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

¨ гражданам, работающим в зоне проживания с правом на отселение;

¨ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

¨ гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения – сроком на пять лет со дня эвакуации (переселения).

С 1 января 2003 года налог на транспортные средства отменен в связи с вступлением в действие главы 28 НК РФ «Транспортный налог». Статьей 356 главы 28 НК РФ определено, что льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими и вводящими налог на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы о транспортном налоге, в частности:

Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края»;

Закон Тверской области от 6 ноября 2002 года №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»;

Закон Ленинградской области от 22 ноября 2002 года №51-ОЗ «О транспортном налоге» и так далее.

Следует заметить, что некоторые субъекты Российской Федерации при введении транспортного налога вообще не установили никаких льгот для налогоплательщиков: Закон Ульяновской области от 15 ноября 2002 года №056-ЗО «О транспортном налоге», Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края». Но большинство субъектов Российской Федерации решили предоставить отдельным категориям налогоплательщиков льготы при уплате транспортного налога. Таким образом, законодательные органы власти по-разному определяют льготные категории налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года №48 «О транспортном налоге» льгот для физических лиц, являющихся участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действующим налоговым законодательством не предусмотрено (Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 12 апреля 2004 года №23-10/3/24519).

Но в случае освобождения от уплаты налога каких-либо организаций или физических лиц в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, такие лица не производят исчисление налога с зарегистрированных на них транспортных средств.

В соответствии со статьей 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) инвалидами через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ. Согласно пункту 33 указанных Методических рекомендаций физические лица, отнесенные законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц и льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Порядок ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц. Чернобыльская авария: льготы и компенсации ».

Льготы чернобыльцам установлены федеральным законом № 1244-1 от 15.05.1991. Пострадавшие граждане и их потомки обеспечиваются дополнительными выплатами, гарантиями по улучшению жилья и бесплатными услугами медицинских учреждений.

Нормы российского законодательства

Статьей 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 определены четыре категории зон воздействия радиации. Льготный статус граждане получают в зависимости от проживания в конкретном регионе, а также с учетом факта участия в ликвидации последствий катастрофы.

Перечень загрязненных зон:

Зона: Характеристика
Отчуждения На данных территории запрещено расселение. Хозяйственная деятельность ограничена. Конкретные виды природопользования определяются Правительством РФ.
Отселения В районах осуществляется комплекс медицинских мероприятий, направленных на защиту населения от последствий радиоактивного заражения
С правом на отселение Разрешено заселение регионов. Проводится постоянный контроль за уровнем радиации. О результатах население информируется через СМИ.
Со льготным экономическим статусом Территории с допустимым уровнем радиации. Правительство реализует здесь особые экономические и экологические программы, направленные на повышение уровня жизни населения
Внимание: во всех зонах ведется постоянный мониторинг уровня радиации. По результатам принимается решение об изменении категории отдельных районов и переводе в иную зону (с большей или меньшей опасностью для здоровья людей).

Заражению подверглись районы, ныне принадлежащие различным странам. Льготы пострадавшим от чернобыльской катастрофы на законодательном уровне предоставляются не только в России. Свои законодательные акты приняты:

  • в Беларуси;
  • на Украине;
  • в Казахстане.
Внимание: статус чернобыльца дает право на получение преференций в рамках Трудового кодекса (ТК) РФ. Скачать для просмотра и печати:

Кому предоставляется статус чернобыльца

Льготное удостоверение полагается всем пострадавшим вследствие ядерной катастрофы. Таких граждан много. И отличаются они:

  • условиями получения поражения;
  • степенью развития недуга.

Кроме того, в число пострадавших включены члены семейств, пораженных лучевой болезнью, людей. Их качество жизни также ухудшилось из-за того, что родной подвергся облучению.

Полный перечень чернобыльцев на 2019-2020 год:

  • люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
  • специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
  • граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
  • получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
  • доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
  • проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.

Внимание: льготный статус полагается:

  • гражданским лицам, в том числе детям, еще не рожденным в момент аварии (находившимся в материнской утробе);
  • военным и сотрудникам МЧС;
  • врачам и иным специалистам.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Перечень преференций для чернобыльцев

В рамках федерального законодательства владельцам чернобыльского удостоверения предоставляются привилегии, описанные в таблице ниже.

Вид льготы Размер
Скидка на коммунальные платежи:
  • электроэнергию;
  • водоснабжение (горячее и холодное);
  • водоотведение;
  • содержание жилья по социальному найму;
  • вывоз мусора
50%
Приобретение твердого топлива (если дом оборудован печным отоплением) 50%
Право на вступление в жилищный кооператив или товарищество Вне общей очереди
Преимущественное право оставления на службу при сокращении Согласно Трудовому кодексу
Обязательное предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска
Первоочередное трудоустройство при смене места жительства При наличии соответствующей вакансии
Внеочередное обеспечение малолетних услугами дошкольного образования, оздоровительными, лечебными При необходимости
Привилегии, связанные с восстановлением здоровья В лечебных и фармакологических учреждениях
Помещение в дома престарелых Без очереди
Пенсионные преференции Снижение возраста оформления содержания по старости
Для сведения: каждый регион включает в социальную программу собственные льготы для пострадавших от радиации.

Льготные выплаты


В указанном выше законе запланированы меры денежной поддержки чернобыльцев в тех или иных ситуациях. Полный перечень приведен в таблице:

Вид денежной преференции Размер (руб.)
По месту работы
Пособие при переводе на иное место службы в связи с изменениями в состоянии здоровья Рассчитывается от оклада
По временной трудоспособности 100% от среднего заработка за предшествующий период
Дополнительный оплачиваемый отпуск

Детям, рожденным до 01.04.19867

До 14 дней

С 7 до 14 дней

В адрес эвакуированных из зоны отчуждения
Ежемесячно на оздоровление 260,0
Компенсация затрат на переезд (на человека) 1 120,0
Компенсационные выплаты за потерю ценного имущества:
  • домовладений;
  • утраченного урожая;
  • зараженных сельскохозяйственных животных
Рассчитывается по особой формуле
Инвалидам-чернобыльцам доплата
1 группы 16 338,0
2 группы 8 169,0
3 группы 2 367,0
Льготная пенсия по инвалидности
1 группы 23 845,45
2 группы 11 922,73
3 группы 5 961,36

Привилегии для детей чернобыльцев и иных родственников

В связи с особенностями воздействия радиации на репродуктивную функцию человека, поддержка оказывается детям, чьи родители пострадали от катастрофы.

Вид льготы Размер (руб.)
На каждого несовершеннолетнего
До 14 лет 300,0
С 14 до 18 800,0
Инвалиду-иждивенцу, потерявшему родителя вследствие катастрофы на АЭС 20 000,0
Ребенку-инвалиду Соответствующее пенсионное содержание
Компенсация на похороны Устанавливается правительственным постановлением
На каждого малолетнего (до 14 лет) компенсация на питание (только пострадавшим от взрыва) 781,4
После совершеннолетия
Преимущественное зачисление абитуриента в ВУЗ при равных баллах
Скидка на оплату коммунальных услуг 50%
Предоставление места в детском саду (ребенку или внуку льготника) Без очереди
Преференции, установленные в Трудовом кодексе Кроме дополнительного отпуска
Другим родственникам
Сохранение скидки на оплату ЖКХ 50%
Преимущественное предоставление места в домах престарелых
Пенсия по утрате кормильца Установлен соответствующим законом

Где можно получить льготы


Преференции чернобыльцам, установленные на федеральном уровне, обязаны предоставлять организации и предприятия всех форм собственности.
Особые выплаты начисляют и выдают:

  • органы соцзащиты;
  • Пенсионный фонд;
  • работодатели (отпускные, больничные и другое).

Льготное медицинское обслуживание предоставляет медучреждение, к которому пострадавший «приписан». Некоторые привилегии обязаны выделять местные властные структуры:

  1. Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
  2. Предоставление вне очереди мест:
    • в дошкольных образовательных учреждениях;
    • в домах для престарелых.
  3. Выделение оздоровительных путевок и другое.
Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

Правила получения удостоверения

Для получения привилегий необходимо написать заявление и приложить к нему удостоверение, подтверждающее право. Оформлением таковых занимаются органы социальной защиты населения. Для получения нужно:

  1. Собрать документы, подтверждающие:
    • личность:
      • паспорт;
      • свидетельство о рождении ребенка;
    • льготную категорию:
      • справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
      • подтверждение участия в ликвидации;
      • справку об инвалидности;
      • бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
      • иное.
  2. Написать заявление в соцзащиту:
    • придя лично в отделение по территориальному признаку;
    • в многофункциональном центре;
    • через портал Госуслуг.

Оформление удостоверения занимает не более десяти дней. Этот документ дает основание для получения всех преференций, обусловленных федеральным и местным законодательством.

Подсказка: региональные власти утверждают собственные инструкции для предоставления преференций пострадавшим. Список бумаг в них может быть шире.

Поддержка пострадавших в иных странах

На Украине принят соответствующий закон (№ 796-XII от 28.02.1991). Структура его подобна российскому:

  • пораженные облучением люди разделены на категории;
  • инвалиды получают пенсию;
  • иные граждане - компенсации.
Для сведения: в связи с бюджетным кризисом в стране, длящемся не первый год, выплаты вряд ли будут увеличиваться.

В Белоруссии также действует подобный нормативный акт. Он регулярно финансируется из государственного бюджета. Пострадавшие от катастрофы получают широкий спектр поддержки.

В Казахстане работа построена иным образом. Преференции для чернобыльцев включены в различные законы. Льготники в этой стране имею право:

  • на предоставление жилья;
  • медобслуживание на льготных условиях;
  • налоговый вычет и иные социальные гарантии.
Скачать для просмотра и печати:



Согласно принятому правительством законопроекту были усложнены условия получения льгот данной категорией граждан. К новым критериям относятся: постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением льгот.

Права чернобыльцев

Приведём перечень чернобыльских льгот . Если вы относитесь к льготной категории, то:

  • имеете право на ;
  • платите только половину и основных коммунальных расходов (газ, свет, вода, отопление);
  • можете на 50% дешевле получить топливо, если нет центрального отопления;
  • при сокращении штатного расписания вас смогут уволить только в последнюю очередь (стаж не учитывается);
  • льготы при поступлении в ВУЗ;
  • во внеочередном порядке сможете вступить в жилищно-строительный, гаражный или же садоводческий кооперативы;
  • вам будут компенсированы расходы на проезд к или профилакторию;
  • вам в первую очередь выделят землю для строительства;
  • медицинские и аптечные услуги будут оказываться вне очереди (особенно в этом нуждаются чернобыльцы 2 категории);
  • могут претендовать на льготы чернобыльцам при установки памятника;
  • на пенсии вы останетесь прикрепленными к тем медицинским учреждениям, что и раньше;
  • ваши дети имеют преимущественное право получить услуги в детских садах, санаториях и больницах;
  • вам обязаны предоставить места в домах престарелых и домах инвалидов;
  • на новом месте жительства вас обязаны взять на работу во внеочередном порядке (естественно, при соответствующей квалификации);
  • у вас будет дополнительный отпуск.

Отдельные льготы могут различаться в зависимости от региона. Так в Москве граждане, пострадавшие от воздействия радиации, сохранили право на бесплатный проезд в городском транспорте (но только если у них была такая привилегия до 1.01.2005 года).

Особо регулируются вопросы по пенсии. Чернобыльцы имеют право досрочного выхода на заслуженный отдых. Минимальный страховой стаж – 5 лет. У инвалидов возраст выхода на пенсию снижается на 10 лет. При отсутствии таковой – на 5 лет.

Перечень предоставляемых льгот в 2018 году

Льготы чернобыльцам в 2018 году остались без изменений. Например, доплата, позволяющая сохранить прежний размер заработка, если гражданин был переведён на иную работу по здоровью или льготы при поступлении в ВУЗ. Деньги будут выделяться или до восстановления здоровья, или до признания человека инвалидом. Не коснулась отмена льгот пособия по временной нетрудоспособности, оно по-прежнему составляет сто процентов от заработка. Каждому пострадавшему от последствий аварии (включая детей до 14 лет) ежемесячно выделяется пособие размером 300 рублей.

Отдельной строкой идут инвалиды. Инвалид 1 группы раз в месяц получает компенсацию размером 5000 рублей, инвалид 2 группы – 2500 рублей, третьей – 1000 рублей.

Планируется ли вводить новые льготы чернобыльцам в 2018 году ? Да. В начале февраля кабинетом министров был внесён на рассмотрение новый законопроект. Он призван повысить социальную защищённость ликвидаторов аварии в Чернобыле. Им будут увеличены регулярные выплаты. Повысятся пособия для инвалидов, потерявших здоровье из-за аварии на ЧАЭС. На увеличение выплат в бюджете зарезервировано не менее 520 миллионов рублей. Льготы чернобыльцам добровольно выехавшим из зоны отселения не увеличатся.

Льготы детям чернобыльцев

Для получения льгот на ребенка необходимо подтвердить родственную связь с гражданами, которые пострадали от Чернобыльской аварии. Для этого представляют следующие документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт, другие справки, которые подтвердят родственную связь с потерпевшим лицом, находившимся на зараженной территории ЧАЭС;
  • справку о том, что несовершеннолетний находится на иждивении (касается не только случаев инвалидности);
  • справки о том, что родственник был участником ликвидации или пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС.

Не исключено, что социальная служба потребует и другие бумаги. К примеру, свидетельство о смерти родственника, если последний погиб или умер. Льготникам выдают удостоверение.

Родственники льготников, в том числе дети, также имеют право на получение льгот и социальной поддержки от государства. При этом наступившее совершеннолетие детей все еще оставляет возможность получения государственной помощи (Федеральный Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1 ).

Льготы детям чернобыльцев (категория несовершеннолетних):
  • ежемесячное пособие в размере 300 рублей (платится до наступления 14-летнего возраста) и порядка 800 рублей (до 18 лет);
  • при поступлении в ВУЗ такие абитуриенты проходят вне очереди;
  • инвалиды-иждивенцы, у которых погиб кормилец из-за аварии на ЧАЭС, получают ежемесячные компенсации в размере порядка 20 000 рублей ;
  • дети, которые стали инвалидами вследствие катастрофы, также обеспечиваются государством;
  • компенсации на похороны чернобыльцев.
Льготы детям чернобыльцев после 18 лет подразумевают следующее:
  • обладание правом на улучшение жилищных условий; возможность вне очереди получить место в детском саду для внука или ребенка чернобыльца;
  • скидки на оплату коммунальных услуг и жилой площади;
  • родственников чернобыльцев на работе увольняют в последнюю очередь.

Льготы для родственников чернобыльцев

Помимо самих ликвидаторов, некоторыми льготами пользуются и члены их семей. Например, вдовы чернобыльцев (и другие члены семьи в случае их совместного проживания с имеющим право на льготы) платят только половину квартирной платы. Пятидесятипроцентная скидка действует и на коммунальные услуги.

Если вдова и другие родственники находились на иждивении ликвидатора, то после его смерти они будут получать выплаты по потере кормильца.

На членов семей чернобыльцев распространяется право на внеочередное улучшение жилищных условий. С работы их могут уволить только в последнюю очередь. Их дети и внуки получат места в детских садах без очереди.

Порядок оформления льгот

В первую очередь необходимо подтвердить статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС. Подтверждением будет служить так называемое «Удостоверение чернобыльца ». Для его получения необходимо обратиться в орган социальной защиты (раньше он назывался собес).

Список документов

В соцзащиту вы обязаны представить следующие документы:

  • паспорт (для детей свидетельство о рождении);
  • документы, доказывающие, что вы действительно проживали или проходили воинскую службу на загрязнённой радиоактивным выбросом территории (записи в военном билете, справки из ЖЭКа, домовые книги, выписки из архивов и тому подобное);
  • в случае с родственниками может понадобиться подтверждение, как родственных связей, так и факта нахождения на иждивении.

Чернобыльские льготы в других странах

Украина . Здесь положение чернобыльцев регулируется Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 г. № 796-XII. Отличий с российским законом очень мало. Льготники также делятся на категории, в соответствии с которой назначаются выплаты и компенсации. Но, в связи с тяжёлым положением бюджета Украины, надеяться на рост компенсаций не приходится.

В Белоруссии тоже принят отдельный закон, призванный обеспечить социальную защиту чернобыльцев. Список льгот и компенсаций, предусмотренный в нём, достаточно велик. Денежные средства выделяются регулярно.

В Казахстане ликвидаторы могут рассчитывать на первоочередное предоставление жилья, льготное медицинское обслуживание, и другие социальные гарантии. Отдельного закона, регламентирующего их права и социальную защиту, в республике нет.

Заключение

  1. К категории чернобыльцев относят ликвидаторов, проживающих в загрязненных областях, а также членов их семей, получивших заболевания в связи с аварией.
  2. Чернобыльцы имеют широкий перечень льгот.
  3. В их число входит право на досрочную пенсию.
  4. Регионы могут устанавливать дополнительные льготы.
  5. Документом, подтверждающим статус, является удостоверение Чернобыльца.
  6. Жертвам аварии положены ежемесячные выплаты.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по чернобыльским льготам

Вопрос: Добрый вечер. Меня зовут Ирина, мне 53 года. Я отношусь к категории граждан, которые считаются чернобыльцами. Скажите, могу ли я выйти на пенсию раньше положенного срока?

Ответ: Здравствуйте, Ирина. Согласно Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Вы имеете право выйти на пенсию на 5 лет раньше установленного срока, т.е. такая возможность появилась у Вас еще 3 года назад. Если же Вы имеете группу инвалидности, то стать пенсионером Вы могли еще в 45 лет. Но стоит помнить о нюансах: недостаточно просто принадлежать к категории чернобыльцев, Ваш трудовой стаж должен быть не меньше 5 лет.

Вопрос: Доброго времени суток. Я являюсь ликвидатором последствий на ЧАЭС. Недавно услышал от знакомых, что мне положены . Так ли это? И на какие льготы я могу рассчитывать? Иван.

Ответ: Здравствуйте, Иван. В Законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указаны все льготы, на которое Вы имеете право. К большому сожалению, таможенных льгот среди них нет.

Поделиться