Политическая система общества. Презентация на тему политическая система общества Политическая система презентация к уроку по обществознанию

Разделы: История и обществознание

Тип урока: урок лекция, с элементами лабораторной работы.

Цель урока: В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система».

Задачи:

  1. Ученики в процессе изучения новой темы усваивают понятие «политическая система», ее структуру и функции.
  2. Учащиеся формируют навыки структурного анализа на примере политических институтов.
  3. Ученики совершенствуют умение групповой работы и практического применения знаний.

Оборудование: презентация урока, мультимедиа, экран, документы.

Данный урок 1-ый в теме «Введение в политологию», поэтому проводится в форме лекции.

План урока:

  1. Мотивационно-организационный этап.
  2. Актуализация.
    – Что такое политика? Что такое система?
  3. Изучение нового материала – лекция.
    – Что такое политическая система.
    – Структура политической системы.
    – Институты политической системы.
    Политические отношения.
    – Политическая культура.
    – Политические нормы и ценности.
    – Политический режим.
  4. Лабораторная работа по документам и с высказываниями.
  5. Обобщение: обсуждение документов и мнений учащихся.
  6. Подведение итогов – выделение проблем для подготовки творческих проектов – опережающее домашнее задание

Ход урока

I. Организационно-мотивационный.

Вступительное слово учителя: Какую роль на ваш взгляд играет политика в современной жизни человека?

Обсуждаются ответы учащихся.

– Может ли человек не зависеть от политики в своей жизни?

Проводится минидискуссия, учащиеся приходят к выводу, что современное общество и человек зависят от политики и той политической системы,в которой они живут. Поэтому необходимо изучение структуры политической системы и различных ее видов.

II. Основная часть.

Работа с презентацией (приложение ) – метод кластера.

Что такое политическая система?

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – целостный и взаимосвязанный комплекс всех элементов. Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Проводится анализ схемы из презентации – Структура политической системы.

Дается характеристика институтов политической системы.

1. Государство как основной институт политической системы (формы государства) . Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).

  • формы правления
  • формы государственного устройства
  • формы политического режима

2. Партии.

3. Общественные организации. (слайд № 9, 10, 13)

1. Нормативная подсистема

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. К ней относятся:

  • правовые нормы
  • моральные нормы
  • политические традиции
  • корпоративные нормы

2. Коммуникативная подсистема, в нее входят политические отношения

– взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа – отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

3. Культурно-идеологическая подсистема

Являясь отражением и, формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей. Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико- управленческих решений и т.п.

4. Функциональная подсистема .

III этап урока

Класс делится на 6 групп, каждая группа получает задание:

1 гр. – объясните высказывание: «Политика - игорный притон, в котором зрители рискуют проиграться также, как игроки» Г. Мабли

2 гр. – объясните тезис «Человек есть существо политическое…» Аристотель

3-6гр. – работа с документами.

IV этап урока – Рефлексия

– обсуждение результатов работы групп по методу вертушки.

Домашнее задание:

Подготовить проектные работы по темам:

  • «Политические партии России – мой выбор»;
  • «Избирательная система в РФ – ее плюсы и минусы»;
  • «Работа органов местного самоуправления в нашем поселке».

Слайд 2

Вопросы кодификатора

  • Понятие власти
  • Политическая система
  • Демократия. Ее основные ценности и признаки
  • Государство, его функции
  • Политическая элита
  • Политические партии и движения
  • СМИ в политической системе
  • Избирательная кампания в России
  • Политический процесс
  • Политическое участие
  • Политическое лидерство
  • Органы гос. власти РФ
  • Федеративное устройство РФ
  • Не рассмотрены
  • Слайд 3

    Понятие власти

    • Вла́сть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей
    • Власть – это отношения «господства – подчинения» возникающее между людьми. Одни главенствуют, проявляя свою волю, другие подчиняются этой воле.
    • Источниками власти (по М. Веберу) :
    • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применение силы)
    • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
    • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция
  • Слайд 4

    Политическая система, ее компоненты

  • Слайд 5

    Типология политических режимов

    В результате взаимодействия указанных компонентов ПС, складывается определенный политический порядок или режим, т. е. способ функционирования политической системы. Система методов осуществления власти.

    Выучить характеристику режимов

    Слайд 6

    Демократия и Её основные принципы

    • ДЕМОКРАТИЯ

    Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти

    Народовластие

    Принцип большинства, воля большинства выявляется через выборы и референдум

    Уважение прав меньшинства – право меньшинства на оппозицию

    Парламентаризм – гос. власть, в которой ведущая роль принадлежит народному представительству - парламенту

    Политический плюрализм (многообразие):

    многопартийность, многообразие политических идей, СМИ и т. д.

    Гласность – открытость деятельности политических институтов, доступность информации, свобода слова

    Правовое государство, основой которого является верховенство закона и гарантия прав и свобод граждан

    ПРИНЦИПЫ

    Слайд 7

    Демократия и Её формы

    Представительная

    • Прямая (непосредственная)

    Власть осуществляется самим народом без политических посредников. Как?

    • Выборы на основе всеобщего избирательного права
    • Референдумы
    • Сходы и собрания граждан
    • Обращения граждан в органы власти
    • Митинги, демонстрации
    • Осуществление власти представителяминарода – депутатами
    • Обязательно наличие представительного законодательного органа – ПАРЛАМЕНТА
    • В процессе представительной демократии участвуют профессиональные политики
  • Слайд 8

    Понятие «Государство»

    ГОСУДАРСТВО

    СТРАНА= ГОСУДАРСТВО

    Слайд 9

    Государство: признаки, функции, формы

  • Слайд 10

    По Форме правления государства бывают

    • Монархия (единовластие)- форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является один человек, занимающий престол по праву рождения
    • Республика – форма правления, при которой источником и носителем гос. власти является народ и выборные органы- парламент и президент
    • Абсолютная (неограниченная) единоличное правление
    • Конституционная (ограниченная) монарх царствует, но не правит
    • Парламентская:
    • Верховенство парламента
    • Прав-во ответственно перед Парламентом
    • Премьер-министр формирует ивозглавляетправ-во
    • Президентская:
    • Президент – глава государства и прав-ва
    • Президент избирается населением или выборщиками
    • Прав-во ответственно перед Президентом
    • Смешанная (парламентско-президентская): Сильный парламент и сильный президент; баланс полномочий
  • Слайд 11

    Форма государственного устройства

  • Слайд 12

    Гражданское общество и государство

    Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

    Слайд 13

    Становление гражданского общества связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это тип государства деятельность которого реально ограничена правом, имеет место разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), гарантия прав и свобод личности и контроль за властью со стороны общества

    Слайд 14

    Признаки правового государства

    Слайд 15

    Политическая элита

    Политическая элита – группа или совокупность групп занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти

    Теория элит Г. Моска и В.Парето:

    1.Общество делится на класс правящих и класс управляемых;

    2. Элита – это люди, способные к управлению другими людьми, они обладают моральным, материальным, интеллектуальным превосходством

    3. Кроме правящей элиты образуется оппозиционная элита – контрэлита, она стремиться к власти и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. Состав: главы государств, правительство, руководители парламента, лидеры партий и др.

    4. Главный признак элит – оказание постоянного влияния на принятие политических решений

    Слайд 16

    ПАРТИЯ(partis, pars – часть, группа) – группа единомышленников, объединенных в политическую организацию, с целью выражения и защиты интересов определенной социальной группы общества

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ – солидарная (совместная) активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели

    Политическая цель

    Слайд 17

    Классификация партий

    • Центр
    • Левые
    • Правые
    • Находящиеся у власти
    • Коммунисты
    • Фашисты
    • Социал-демократы
    • Либералы
    • Консерваторы
    • По отношению к власти: правящие и оппозиционные
    • По организационной структуре: массовые и кадровые
    • По программным установкам: крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые

    Функции партий:

    1.Связь гражданского общества и государства

    2.Электоральная – участие в выборах

    3. Политическая социализация граждан

    4. Воспитание политических элит

  • Слайд 18

    Политическое лидерство

    Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе

    Характеристики политического лидера

    • Программа
    • Выражение интересов опред. группы
    • Настойчивость, воля, мужество
    • Имидж, ораторские способности
    • Команда помощников
    • Поддержка власти и масс

  • Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий. Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


    Государственная Дума РФ Гос. Дума Гос. Дума - нижняя палата Федерального собрания РФ (парламента). Гос. Дума состоит из 450 депутатов, входящие в свои фракции, спикера Гос. Думы и его заместителей. С 2007г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах с сроком на 5 лет (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Полномочия: одобрение кандидатур, принимает ФЗ, принимает гос. бюджет РФ.


    Совет Федерации РФ Совет Федерации Совет Федерации верхняя палата Федерального собрания РФ (парламента). В Совет Федерации РФ входят: по 2 представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, назначение выборов Президента РФ, принятый в Гос. Думе федеральный закон может быть либо одобрен, либо отклонен в Совете Федерации РФ, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.


    Правительство РФ Правительство РФ Правительство РФ это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом). Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром. Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


    Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ Конституционный Суд РФ это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Полномочия: Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, По запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ, По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ


    Верховный Суд РФ Верховный суд РФ Верховный суд РФ - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды. Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, окружным (флотским) военным судам. Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей. Кандидатура на должность судьи: возраст не менее 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет.


    Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Система Арбитражных судов: -ВАС РФ; -Федеральные арбитражные суды; -Арбитражные апелляционные суды; -Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ. Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.


    Прокуратура РФ Прокуратура РФ Прокуратура РФ – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Функции прокуратуры: -Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации и т.д. и за соответствие издаваемых ими нормативных актов федеральным законам; -Надзор за соблюдением прав и свобод человека; -Надзор за соблюдением законов органами следствия; -Дознание и предварительное следствие; -Надзор за соблюдением законов органами исполнения наказаний. Генеральный прокурор назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ.


    ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛОСТНА И ОБЛАДАТЬ СТРУКТУРНЫМ СТРОЕНИЕМ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦЕННОСТИ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА коммуникативный элемент ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ПОЛИТЕЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И ОБЩЕСТВОМ








    ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ) ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И СРЕДОЙ)


    ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНД.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД Д.ИСТОН, К.ДОЙЧ, Г. АЛМОНД – ИССЛЕДОВАЛИ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ КАК СИСТЕМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Д.ИСТОН Политическая система – одна из подсистем общества, выполняющая функции интеграции и приспособления к требованиям среды.




    ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ДИКТАТУРА (НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ) 1.ОТСУТСТВИЕ СВОБОД. 2. ОТСУТСТВИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 3.ОТСУТСТВИЯ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА. АВТОРИТАРНЫЕ АВТОРИТАРНЫЕ: 1.ДОМИНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА НАД ОБЩЕСТВОМ; 2.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НАД ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ. ТИПЫ: 1) ТРАДИЦ. АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОЛИГАРХИИ 2) НОВЫЙ АВТОРИТАРИЗМ. (АЗИЯ, АФРИКА). ТОТАЛИТАРИЗМТОТАЛИТАРИЗМ (ОТ ЛАТ. TOTALIS- ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ, ПОЛНЫЙ) ПОЯВИЛИСЬ В ХХ В.- ПОДАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ – ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА, НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. ВИДЫ ТОТАЛИТАРИЗМА: ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ. ПРАВЫЙ ФЛАНГ- ФАШИЗМ И НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМ. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ- ДИКТАТУРЫ В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА.


    АВТОРИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ: МОНАРХ, ХУНТА, ОЛИГАРХИЯ И ТД. НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ, ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И КОНТРОЛЯ. ЗАКОНЫ ПО СВОЕМУ УСМОТ РЕН ИЮ. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ. НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ НЕДОПУЩЕНИЕ ОППОЗИЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ. ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ ЗАКРЫТОСТЬ ЭЛИТЫ, НАЗНАЧЕНИЕ СВЕРХУ.


    ТОТАЛИТАРИЗМ. ЭЛЕМЕНТЫ: 1.НАЛИЧИЕ ОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ; 2.ГОСПОДСТВО ОДНОЙ ПАРТИИ; 3 СЛИЯНИЕ ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА; 4. ПОГЛОЩЕНИЕ ПАРТИЕЙ- ГОСУДАРСТВОМ СЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР 5. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ТЕРРОР. К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: К. ФРИДРИХ И З. БЖЕЗИНСКИЙ: - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - СХОДНОСТЬ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. - УНИКАЛЬНОСТЬ ТОТАЛИТАРИЗМА. ПРИЗНАКИ: 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 1.ОДНА ИДЕОЛОГИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 2.ОДНА ПАРТИЯ 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 3.ТЕРРОР И КОНТРОЛЬ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 4. КОНТРОЛЬ НАД СМИ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 5.КОНТРОЛЬ НАД ОРУЖИЕМ. 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ 6.КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИКОЙ


    Политический режим (лат. regimen- управление) – совокупность способов и средств осуществления политической власти. Характеризующие показатели: -взаимоотношения между властью, обществом и личностью; -доминирующая идеология; -тип политической культуры общества; -наличие или отсутствие многопартийности (политический плюрализм), легальной оппозиции, разделения властей; -глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; -роль институтов гражданского общества.


    Домашнее задание: п. 15, с (работа с источником). Дополнительно: составить тест по данной теме (не менее 20 вопросов).

      Слайд 2

      Государство, как элемент политической системы общества

      Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Основными элементами политической системы являются политические институты: 1. государство; 2. политические партии; 3. общественные организации и объединения; 4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

      Слайд 3

      Функции государства

      Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач: управление хозяйством и обществом; оборона собственной территории. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

      Слайд 4

      Классификация функций государства

      Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), по значению: на основные и дополнительные, по видимости: на явные и латентные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

      Слайд 5

      Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

      Внутренние функции государства: Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов, с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

      Слайд 6

      Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

      Слайд 7

      Внешние функции государства:

      Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

      Слайд 8

      Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завоевания. Категория «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования политической системы является обеспечение власти в обществе.

      Слайд 9

      Политическая система включает в себя четыре компонента: 1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.; 2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения; 3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; 4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

      Слайд 10

      Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны. Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания: = распределительного типа, рыночные, конвергентные, = либерально-демократические, тоталитарные, авторитарные, = открытые и закрытые и др.

      Слайд 11

      Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов: » Государство решает общие проблемы страны. » Оно является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны. » Оно определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого человека. » Является официальным представителем общих интересов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

      Слайд 12

      Политическая система общества - это категория, которая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсистемами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую. К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Элементы политической системы

      Слайд 13

      Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

      Слайд 14

      Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

      Слайд 15

      Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

      Слайд 16

      Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Поделиться