Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти. Политология. Субъектами политической власти являются

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти: тоталитарную авторитарную; демократическую.

Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории существовали три основные разновидности политической власти: анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Гоббс называл государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

Таким образом, политическая власть – это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Категория Категория (от греческого слова kathgorew, обвиняю) – логический и метафизический термин, введённый Аристотелем, ныне употребляемый в значении данном Кантом: К. – априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЯ) автора БСЭ

Род (таксономич. категория) Род (genus), основная надвидовая таксономическая категория, объединяющая филогенетически наиболее близкие друг другу (близкородственные) виды. Например, разные виды кошек (лесная, камышовая, бенгальская и др.) объединяют в Р. кошки (Felis); разные виды

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Раздел III Политическая власть Политическая власть – одна из краеугольных тем политической науки. В данном разделе мы приводим отрывок из работы американских социологов Петра Бергера и Бриджит Бергер, посвященный анализу веберовской теории власти. Как отмечал М. Вебер,

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6.46. Категория вида Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Он охватывает всю глагольную лексику и всю глагольную лексему.Значительная часть русских глаголов имеет противопоставленные формы типа решить – решать. Сравнивая члены каждой пары, мы

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

6.49. Категория залога Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома. – Дома строятся рабочими. В первой конструкции (которую принято называть действительным оборотом речи, активом) субъект

Из книги Рига. Ближний Запад, или Правда и мифы о русской Европе автора Евдокимов Алексей Геннадьевич

6.51. Категория наклонения Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как долженствование или необходимость.Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называется

Из книги автора

6.53. Категория времени Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают реальные действия, охарактеризованные с точки зрения времени. В связи с этим они обладают формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Эти глагольные формы характеризуют время действия не

Из книги автора

6.55. Категория лица Категория лица указывает на субъект действия, выраженного глаголом: говорящий (первое лицо), собеседник говорящего (второе лицо), лицо или предмет, не участвующий в речи (третье лицо). Формы 1-го и 2-го лица отличаются от форм 3-го лица тем, что указывают

Из книги автора

7. ПОВЕДЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ Поведение – совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся условиях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных

Из книги автора

КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак) - предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает

Из книги автора

Языковая категория Среди особенностей жизни в Латвии, что иностранцам кажутся диковиной и даже дикостью, но являются непреложными основами этой самой жизни, видное место занимает так называемая «языковая категория». Не иметь удостоверения («аплиецибы», как говорят тут

Политическая власть как политологический феномен: о категории, сущности и функциях

Глава I. Политическая власть - основополагающая категория политологии

Политическая власть является основополагающей категорией политологии. Она предоставляет ключ к пониманию предназначения политической системы общества. Именно поэтому настолько необходимо знать сущность данной категории, ее ресурсы и источники, функции, которые она выполняет. Важно понимать роль экономических факторов. влияющих на становлении и развитии политической власти, знание современных тенденций в ее развитии.

Политическая власть является осью, вокруг которой в любой стране вращается политическая жизнь. Это основополагающее и разнообразное понятие, явление. Его содержание развивается в различных политических категориях. Наиболее значимые из них конкретизируют и раскрывают ту или иную грань, сторону политической власти.

Власть неразрывно связанна с политикой. Именно через нее выражается потребность людей в организации и саморегуляции. В обществе всегда существуют разнообразные групповые и индивидуальные интересы, которые необходимо, снимая социальную напряженность, соподчинять и регулировать.

Политическая власть исторически развивается с государством и неразрывно связана с ним. Усложнение социально-политических институтов, развитие всех сфер общества, усиление взаимодействия между общественными и государственными образованиями влечет и усложнение по формам выражения политической власти и по своей структуре.

Следовательно, властные отношения служат механизмом для регулирования жизни общества, древнейшей формой организации различных обществ, гарантом их целостности.

В условиях гражданского общества, где развитая правовая система функционирует, созданы конкретные предпосылки для политического и идеологического плюрализма (то есть разнообразие), гарантии свободного развития личности и самостоятельности и независимости органом местного самоуправления. Политическая власть на определенных уровнях обладает тройственной формой проявления: она существует в виде государственно - политической власти, также общественно - политической власти, власти муниципальных образований.

Любая власть нуждается в поддержке со стороны граждан и общества. Политическая система не может эффективно действовать без поддержки основного элемента политической жизни, которым является индивид, Она не способна обеспечивать собственную жизнеспособность. Политическая система функционирует, пока она способна и может поддерживать веру индивидов в ее законность и справедливость. Именно поэтому политической системе важно и необходимо способствовать добровольному принятию людьми политических целей, которые она предлагает, формировать положительные установки личности на систему.

Вклад Т. Парсонса в формирование методологии сравнительной политологии

Власть в данном сочинении Т. Парсонса понимается здесь как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри того, что мы называем политической системой...

Власть в современном обществе

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть разума», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии»...

Власть как социальный феномен

Власть. Легитимность политической власти в России

Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральную позицию в политической науке. Поэтому для понимания политических процессов, ориентации в происходящих в политике явлениях необходимо понимать сущность данной категории...

Политичекая власть

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от её содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов...

Политическая власть

Политическая власть

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества...

Политическая власть

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них. Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы...

Введение

Власть - одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот - где есть власть, есть общество.

Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть - не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Государственная власть - фундаментальная категория государство ведения и самый трудно постижимый феномен общественной жизнедеятельности людей.

В понятиях "государственная власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Видов власти много. Все зависит от того, по каким основаниям власти квалифицируются.

По сферам воздействия власти делятся на политическую, экономическую, информационную, духовную и др.

По принадлежности к какому-либо органу - на государственную, партийную, власть местной администрации, международную и т.д.

По структуре - на единоличную, единоначальную, групповую.

По применяемым методам - на господство, насилие, авторитет.

По режиму правления - на демократическую, авторитарную, деспотическую и т.д.

Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций.

В государственно-правовой сфере власть трактуется неоднозначно. В "Большом юридическом словаре" государственная власть - это совокупность полномочий по изданию законов, управлению государственными делами, осуществлению правосудия, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти

Основой политики является власть. Политика отличается от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной) тем, что её основой является власть.

Власть - это возможность с опорой на различные средства (авторитет, закон, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает как главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.

По своей природе власть - явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, саморазрушение социальных связей. Общество пронизано властными отношениями. Например, они имеют место в семье, т.к. родители могут оказывать воздействие на своих детей, до достижения ими определённого возраста; по традиции все члены семьи должны подчиняться отцу, а это также властные отношения. Тоже и в учебных заведениях, там есть люди, которые принимают решения и подчиняющиеся им. Не существует сферы, в которой нельзя было бы обнаружить хотя бы очень слабых властных отношений.

Власть можно классифицировать по разным основаниям. Если за основу взять сферу, в которой имеют место властные отношения, то выделяют:

Ш Экономическую власть;

Ш политическую;

Ш идеологическую;

Ш психологическую власть и т.д.

Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами, власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:

Ш Поведенческий. Сторонники этого подхода объясняют природу власти психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти - отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналитическая, мифологическая).

Ш Социологический. С позиции этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Наиболее распространенным является позитивистско-социологическое определение власти, данное М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства-подчинения.

Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные концепции.

Будучи социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, "распыленной" среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетворения потребностей заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это требовало концентрации власти в руках вождей, групп для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

Но в результате нарастания социального неравенства обнаружилась слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институализация власти. Т.е. она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, различных групп, партий и других организаций.

Власть как общественное явление имеет ряд специфических "измерений":

· Она выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных);

· Связана с деятельностью лидеров элит, масс, т.е. проявляется в действиях;

· Опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти);

· Ей свойственны изменения, т.е. снижение или повышение эффективности легитимности; эффективности, соотношения функций законодательных и исполнительных органов;

· Результаты реализации власти.

Существует несколько вариантов определения власти:

Власть как тип социального воздействия, в основе которого лежит возможность одних людей оказывать влияние на поведение других (бихевиористский);

Власть как достижение целей определённых групп интересов (телеологический);

Власть как средство управления обществом (инструменталистский);

Власть как возможность перераспределения ценностей в конфликтных ситуациях (конфликтологический).

В политологии различают два типа власти: власть-авторитет и власть-могущество. Власть-авторитет предполагает влияние, основанное на признании одними людьми права других отдавать распоряжения и требовать подчинения. Источниками авторитета, согласно типологии Вебера, являются традиции, закон и харизматические качества политического лидера. Власть-могущество означает способность воздействовать на поведение других желательным образом, что предполагает как идею управления государством, так и ее конкретное осуществление.

Власть имеет несколько целей: противостояние разрушению, кризису, упадку системы; нейтрализацию возникающих конфликтов; стабилизацию общества и его продвижение по пути прогресса.

Структура власти представляет собой совокупность институтов, посредством которых осуществляется процесс воздействия, реализуются властные отношения.

В рамках веберовской концепции можно выделить индивидуализированную, институциализированную и персонализированную власть. Индивидуализированная власть осуществляется одним человеком в различных формах. К её недостаткам относят прерывный характер (отсутствует разработанный механизм преемственности) и отсутствие правовых границ. Институциализированная власть характеризуется разделением власти и осуществляющих её лиц, фиксированным механизмом передачи власти. Персонализированная власть отличается усилением личных факторов, оказывающих влияние на внешние ее проявления, но чаще всего не меняющих её содержания.

Существуют и другие типологии власти: с институционально-правовой или функционально-юридической точки зрения выделяют законодательную, исполнительную, и судебную власть; согласно способам реализации - явную и тайную, легитимную и нелегитимную, формальную и неформальную, информационную власть.



В современной политологии отмечают два основных подхода к проблемам власти - реляционистский и системный. Реляционистский подход послужил основанием трём вариантам интерпретации власти: теории «сопротивления», рассматривающей властные отношения как подавление сопротивления объекта власти ее субъектом; теории «обмена ресурсами», подчёркивающей не отдельные ситуации, а совокупность социальных взаимодействий и изменяемость ролей их участников. Системная концепция также включает в себя три подхода к пониманию власти: власть как свойство и атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон); власть как атрибут конкретных систем - семьи, организации, группы (М. Крозье); власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (Кларк, М. Роджерс).

Современная политическая наука выделяет три взгляда на процесс влияния субъекта власти на ее объект. Во-первых, власть как процесс принятия решений. Во- вторых, власть как определение повестки дня, что означает возможность избежать принятия тех или иных решений, «процесс непринятия решений. В- третьих, власть как контроль над мыслями, когда влияние осуществляется через формирование образа мыслей, желаний и потребностей, идеологический и психологический контроль.

6. Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.
Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти. Легитимность означает не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существую­щие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно под­чиняться. Большой вклад в теорию легитимации господства внёс Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил 3 главных типа легитимности власти:



1. Традиционная легитимность . Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном подчинении старшим. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя, которого иногда обожествляют, создают культ его личности. Этот способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют исполнители власти. Характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

Легитимность власти не ограничивается её тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и соответственно типы легитимности. Один из них – идеологическая. Её суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, её право управлять.

Наряду с типологией обычно выделяются источни­ки легитимности власти. К ним относятся:

1) идеологические принципы и убеждения граждан в государ­ственной власти как самой справедливой и передовой;

2) привязанность к структурам и нормам госу­дарственной власти, которая базируется на доверии к традицион­ной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

3) преданность власти благодаря положительной оценке лич­ных качеств субъектов власти; в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кла­дется рациональный расчет граждан в их отношении к полити­ческому лидеру;

4) политическое принуждение; оно су­ществует при любом политическом режиме, но чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности а как фактор ее падения. Можно говорить о степени легитимности государственной власти. Чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

Режим может оставаться легитимным при выраженном недоверии к отдельным институтам или руководителям государства. Это означает необходимость разграничения понятий леги­тимности власти и доверия к политическим институтам или популярности их руководителей.

Объекты легитимации в обществе :

1) государственная власть как таковая.

2) конкретная форма и воплощающие ее институты вместе с процедурами их формирования.

3) конкретные субъекты, олицетворяющие эти институты вместе с процедурами возведения во власть в рамках данных институтов, а также политика конкретных субъектов, их программы и действия. Легитимность государственной власти оказывается, таким образом, трехуровневой. Ее фундамент образует легитимность государственности как таковой. Вторым уровнем является конкретная форма государственной жизни. Третьим уровнем легитимности являются конкретные личности и способы их вхождения во власть в рамках данных государственных институтов.

7. Принцип разделения властей: его сущность и особенности реализации в России .

Родоначальниками теории являются Локк и Монтескье . Дж. Локк . В работе "Два трактата о правлении" впервые аргументирует идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная является верховной. Кроме того, Локк утверждает, что для управления международными делами в обществе необходимо существование федеральной власти. Судебная власть не выделяется, а является составным элементом исполнительной власти. Монтескье впервые объявляет разделение властей высшим законом государственного устройства. Выделяет три рода власти: законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье также подчеркивает важность независимости властей и органов их осуществляющих, которые будучи разделенными, должны дополнять друг друга. Сложность этих взаимоотношений ставит задачу создания системы сдержек и противовесов.

Российскому государству на протяжении всей его истории принцип разделения властей был чужд. Он отвергался самодержавной природой власти монарха. Этот принцип не был воспринят в эпоху советской власти, поскольку она строилась как носительница формального полновластия Советов. К признанию идеи "разделения властей" привел поиск путей преодоления политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов. Однако только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России. Наконец, Конституция Российской Федерации установила, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником является многонациональный народ Российской Федерации. Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. Предусмотренная в статье 117 Конституции Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства. Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализация функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита,; политические лидеры; отдельные личности в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса). В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами -- если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Легитимность и легальность власти.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти. Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти - это а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин - легальность власти.

Легальность власти означает, что а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону. Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти. Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%. Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия - подчинение власти.

Подчинение власти - это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть - это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или - люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Поделиться