Послание к римлянам глава 11. Библия онлайн. Введение к посланию к римлянам

Отвержению подверглась только часть Израиля (1–10). Отвержение Израиля имеет особенную цель и – не окончательное (11–24). Отвержение Израиля – только временное, и в конце концов Израиль, как и все, будет помилован (26–36).

Рим.11:1. Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

Хотя Израиль и отвержен Богом, но это отвержение коснулось только части народа. И теперь, как во дни Илии пророка, есть значительное число верующих из Израиля, которых Бог Своею благодатною помощью укрепил в вере во Христа, тогда как народ еврейский, в своем целом, впал в то ожесточение, какое предвозвещено было ему еще ветхозаветными пророками…

«И я Израильтянин». Апостол указывает на самого себя, как на доказательство того, что Бог не отверг евреев, как народ, как племя, вовсе не способное стать христианским. Если он, Павел, стал христианином, членом Царства Мессии, то, значит, и другие евреи могут стать членами этого царства: происхождение их и теперь в этом им не мешает. – «Из колена Вениаминова». Это колено, вместе с Иудиным, составило собою теократическое ядро нации иудейской после плена (1 Езд 4:1, 10:9).

Рим.11:2. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

«Наперед знал». Здесь указана другая причина, по которой нельзя допустить возможности отвержения Израиля, как нации. Бог знал заранее, каков будет тот народ, который должен был стать Его народом – и тем не менее призвал его. Значит, Бог предусматривал для Израиля возможность обращения на истинный путь – иначе бы Он его и не призвал. Речь идет, как показывает ст. 1-ый, о судьбе, об обращении к Богу и Христу всего народа, а не части его.

Рим.11:3. Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

Апостол приводит место из 3 Цар XIX:10, 14 свободно, по тексту LХХ. «Один» – т. е., по мысли Апостола, один из всех верных Иегове.

Рим.11:4. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.

«Семь тысяч» – т. е. очень много (число семь означает большое количество, ср. 1 Цар IÏ5). – «Пред Ваалом». Замечательно, что здесь, как и в некоторых других местах (Соф 1:4; Ос 2:8), пред именем Ваал у LXX поставлен член женского рода. По всей вероятности, LXX, как евреи, не хотели произносить имени Ваала и заменяли его словом стыд, позор (boschet – αισχύνη). Таким образом, получилось странное обозначение мужского божества – ή Βααλ.

Рим.11:5. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

«По избранию благодати». Апостол имеет в виду новое, недавно совершившееся благодатное избрание или призвание ко Христу части иудейского народа.

Рим.11:6. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

Выражение: «а если по делам» и т. д. не читается в лучших кодексах.

Рим.11:7. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,

Апостол делает заключение к сказанному о судьбе народа израильского.

«Чего искал» – точнее с греч.: чего ищет. Израиль не оставил своего намерения и продолжает стремиться к праведности, – к той праведности, которая будто бы может быть заслужена собственными подвигами человека (Рим.10:3). – «Ожесточились» (έπωρώθησαν) – точнее: были ожесточены (от Бога). Они стали в известное враждебное отношение ко Христу и предлагавшейся Им праведности, и за это Господь попустил им дойти до крайней степени ожесточения в своем неверии (см. Гал 1:23). В этом ожесточении Апостол видит суд Божий над упорным еврейским народом.

Рим.11:8. как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.

«Дух усыпления» – точнее, с евр. текста, дух опьянения, состояние полной бесчувственности, невосприимчивости.

Рим.11:9. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

Рим.11:10. да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

Под трапезою можно разуметь закон Моисея, который был предметом гордости еврейского народа. Этот закон, который евреи не поняли как должно, в котором они не захотели увидеть детоводителя людей ко Христу, жестоко отомстит им за это непонимание. Он, как тиран, будет мучить их, пугать и судить (сеть, тенета, петля). Служение закону теперь будет навлекать на иудея только проклятие, и закон сделается для них невыносимым игом, бременем, под которым гнется спина обращенного в рабство пленника. Так наказаны иудеи за то, что отвергли Христа! Впрочем, этот суд над народом иудейским начался еще во время земной жизни Христа Спасителя (Ин 12 и сл.).

Рим.11:11. Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

Но ожесточение народа израильского не было конечною целью Бога, а только средством для спасения язычников. Это же последнее пробудит и в евреях соревнование в деле достижения спасения во Христе; и вот, когда еврейский народ обратится ко Христу, жизнь христианская еще более оживится. А что еврейский народ может обратиться ко Христу, за это говорит его происхождение от глубоко веровавших в Бога патриархов. В силу этого Апостол советует христианам из язычников не презирать отломившиеся от дерева ветви – отвергнутый на время народ израильский, потому что эти ветви снова могут быть привиты к тому дереву, от которого они отсечены.

Не было ли это ожесточение большинства народа еврейского настоящей целью, какую имел Бог, когда предлагал евреям новое средство для достижения праведности, к которому они не чувствовали никакой симпатии? Преткнулись ли они (ср. Рим.11:32) для того, чтобы не встать более (совсем пасть)? Нет, Бог вовсе не имел намерения погубить еврейский народ. Падение евреев имело другую, высшую цель. Именно падение Израиля или отвержение его открыло двери в Царство Христово язычникам. (Каким образом одно повело за собою другое – Aпостол пока не объясняет, но ему могла предноситься здесь притча о званных на вечерю (Мф 22:1-14), в которой Христос Спаситель предсказал, что за отказом евреев принять участие в пиршестве Господнем на их место будут приглашены язычники). Была при этом у Бога и еще цель – возбудить соревнование к получению спасения и в иудеях, которые, увидя, как хорошо жить язычникам, обратившимся ко Христу, в Царстве Мессии, должны были раскаяться в своем неверии и устремиться также в это светлое царство.

Рим.11:12. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их.

«Если... падение их» (т. е. целого народа израильского) или лишение мессианского спасения дало богатство миру (т. е. дало возможность языческому миру войти в Царство Христово) «и оскудение» (ήττημα) или, правильнее, их состояние несчастное (в нравственном смысле) дало богатство язычникам, то какое великое значение для жизни человечества будет иметь противоположное падению, их совершенное состояние! («Полнота» (рус. пер.) представляет собою букв. перевод стоящего здесь греч. слова πλήρωμα, но это слово здесь, как видно из контекста речи, соответствует выражению оскудение – ήττημα и должно означать состояние жизненной полноты; πλήρωμα здесь πλήρωσις и указывает на окончательное осуществление Израилем своего предназначения и вместе на усвоение им спасения во всей его полноте).

Рим.11:13. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

Рим.11:14. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

Распространяя Евангелие среди язычников, Ап. Павел через это косвенно содействовал обращению ко Христу и своих единоплеменников. – «Прославляю», т. е. хвалю, горжусь своим служением, раз оно имеет такую великую пользу и для язычников, и – косвенно – для евреев.

Рим.11:15. Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?

«Жизнь из мертвых» (ζωή έκ νεκρών). Одни (Ориген, Златоуст, Феодорит и др.) понимают под этим новую жизнь в «будущем веке», какая начнется с воскресением мертвых; но с этим объяснением нельзя согласиться. В Ев. Матфея (Мф.24:14) и в 1 Кор 15:23, где идет речь о начатии нового века, ничего об обращении Израиля, как сигнал к этому «началу», не говорится. И потом, к чему бы Апостол поставил здесь слово ζωή, когда он для обозначения понятия о новой жизни употребляет другое слово – ανάστασις (воскресение)? Другие понимают (Феофилакт) под жизнью из мертвых тот расцвет христианской жизни, какой будет иметь место со вступлением в лоно Церкви полноты еврейского народа. Но у Ап. Павла нет следов представления, что предваряющее этот великий факт состояние христианской Церкви должно быть каким-то омертвением. Напротив, повсюду у него проходит мысль о том, что и среди христиан из язычников духовная жизнь бьет ключом… Проще и правильнее видеть здесь обозначение совершенно полного раскрытия спасения, принесенного Христом. Принятие иудейского народа в лоно Церкви Христовой образует собою заключение к истории домостроительства человеческого спасения, подобно тому, как прославление тела, какое совершится у людей при воскресении из мертвых, образует заключение благодатного о них примышления Божия.

Рим.11:16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

Израиль и сам по себе имеет право на получение спасения. Ведь он представляет собою известное целое смешение или массу теста (φύραμα), из которого уже испечено несколько хлебов, которые, как начатки (Чис. 15:19-21), принесены Богу в дар. Эти начатки – патриархи народа израильского, принятые уже в общение с Богом. Их же Апостол разумеет и под корнем святым, от которого произросли ветви, т. е. народ израильский.

Рим.11:17. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,

Рим.11:18. то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

Так как среди христиан из язычников, вероятно, существовала некоторая гордость своим новым положением, какое они заняли в Царстве Христовом, заступив место богоизбранного народа, то Апостол увещевает своих читателей – христиан из язычников припомнить, что они собственно получают спасение, которое давно уже готовилось к открытию в среде иудейского народа, который долго был носителем этой идеи спасения (о прививке деревьев Апостол говорит, по признанию Opигена, несогласно действительными приемами садовнического искусства).

Рим.11:19. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».

Рим.11:20. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

Рим.11:21. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

Бедственная судьба евреев должна научить христиан из язычников быть особенно внимательными к своему положению. Ведь они не так близки к святому корню, как иудеи, и им еще легче отпасть от истинной веры и за это подвергнуться гневу Божию.

Рим.11:22. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

Рим.11:23. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.

Рим.11:24. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Апостол повторяет в заключение своей речи об отношении христиан из язычников к иудейскому народу, что Бог, с одной стороны, благ, а с другой – строг к грешникам. Пусть читатели послания постараются закрепить за собою добрым своим поведением благость Божию. С другой стороны, Апостол обещает иудеям, что Бог в отношении к ним преложит гнев Свой на милость, как скоро они поборят свое неверие по отношению ко Христу. Это изменение в положении народа еврейского тем вероятнее, что между этим народом и Царством Божиим (маслиной) существует внутреннее сродство.

Рим.11:25. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;

Если до сих пор Апостол говорит о будущем обращении народа израильского ко Христу исходя из известных теоретических положений, то теперь он прямо и определенно говорит, что это обращение непременно совершится, так как об этом ему, Павлу, сообщено было в особом откровении. Сроком исполнения этого пророчества Апостол поставляет тот момент, когда полнота язычников войдет в Церковь Христову. Не даром иудейский народ и был некогда избран Богом! При этом Апостол бросает общий взгляд на план домостроительства Божия о спасении всего человечества. Бог ведет все народы ко спасению путем судов Своих, величию и мудрости которых апостол удивляется от всего своего благодарного сердца.

«О тайне сей». Апостол вовсе не хочет сказать этим, что ожесточение Израиля есть нечто непонятное. В Новом Завете слово тайна обозначает истину или событие, которые открыты человеку свыше (ср. Еф 3:3-6). Апостол говорит, следовательно, здесь о том, что ему известно из особого откровения (ср. 1 Кор 15и 1 Сол 4:15). – Эта тайна, во-первых, содержит указание на то, что ожесточение коснулось Израиля только «отчасти». Объяснение этого слова дается в 7-м ст. («прочие ожесточились») и в 17-м («некоторые»). Ясно отсюда, что слово это имеет значение численное: ожесточение коснулось только известного числа израильтян (ср. ст. 26). – Во-вторых, в этой тайне содержится указание на то, что ожесточение это продлится, пока не обратится ко Христу «полное число язычников». Это понятие (τо ηληρωμα των εθνών) нельзя понимать с математической строгостью. Апостол хочет просто сказать, что языческий мир в своем целом (причем на отдельных лиц он не обращает внимания), войдет в Церковь Христову.

Рим.11:26. и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

В-третьих, эта тайна сообщает, что потом спасется Израиль, как целое. «И так» и потом. – «Весь Израиль», т. е. израильтяне, как нация, как народ. – «Спасется», т. е. войдет в Церковь Христову. На судьбу отдельных лиц, которая может быть иная, чем судьба народа в его целом, Апостол здесь не обращает внимания. – «Придет от Сиона». У LXX поставлено здесь выражение ενεκεν Σιών (Ис 51:50), т. е. ради Сиона, согласно с евр. текстом (lezijon). – «Избавитель», т. е. Мессия. Апостол имеет в виду здесь, вероятно, второе пришествие Мессии, когда Господь и простит грех ожесточения еврейскому народу, который к тому времени обратится ко Христу. – «И отвратит нечестие от Иакова», т. е. удалит всякое нечестие из среды Израиля. Здесь разумеет Апостол, очевидно, не нравственное изменение, какое может совершиться в душах евреев, а искупляющую деятельность Мессии по отношению к целому народу израильскому (ср. ст. 27).

Рим.11:27. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

«И сей завет им» – т. е. в прощении грехов они, евреи, увидят, найдут осуществление завета, заключенного у них со Мною. Прощение грехов и есть та благодать, какая дается Заветом.

Рим.11:28. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.

Рим.11:29. Ибо дары и призвание Божие непреложны.

Рим.11:30. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

Рим.11:31. так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

Апостол здесь объясняет настоящее положение Израиля и говорит о его будущем. – «В отношении к благовестию» – т. е. ради положения, какое Израиль занял по отношению к проповедникам о Христе. Бог стал поступать с евреями, как с врагами Своими, и отсек их от маслины – Царства Божия. Это послужило ко благу язычников, которые получили возможность быть привитыми к означенной маслине. – «В отношении к избранию» – т. е. ради того, что народ еврейский был избран Богом еще в лице праотцев этого народа к тому, чтобы быть народом Божиим. Поэтому и теперь он не утратил окончательно значения в очах Божиих. Бог продолжает питать к нему любовь.

Рим.11:32. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

«Ибо всех заключил Бог в непослушание». Бог сделал со всем человечеством, пребывавшим в грехах, то, что люди стали чувствовать себя как бы заключенными в темницу, в оковы, стали крайне тяготиться своим греховным состоянием. След., Апостол говорит не о том, что Бог привел людей ко греху непослушания, а о том, что Он возбудил в грешниках чувство бессилия в деле спасения и сознание своей ответственности пред Богом. А сделал Он это через то, что предоставил язычникам погрязать во грехах и страстях, а евреям – пребывать в ослеплении и суетном служении букве закона.

Рим.11:33. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

Рим.11:34. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

Рим.11:35. Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

Рим.11:36. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Апостол заключает отдел IX-ХI гл., а вместе и всю дидактическую часть послания благодарением и славословием Богу, Который неисследимыми для человека путями ведет все к предназначенной Им от века цели. Все от Бога, через Бога и к Богу – вот основная мысль этого славословия. В частности, напр., народ израильский обратится. – «Премудрость» (σοφία) – это премудрость Божественная, которую имеет Бог и которую Он проявляет в деле домостроительства человеческого спасения. – «Ведение»(γνώσις) – это познание, какое мы приобретаем о существе и действиях Божиих, размышляя о великом деле спасения. Бог есть источник света – это и есть Его премудрость, обнаруживающаяся в Евангелии, а в Его свете и мы видим свет – это и есть ведение о Боге, или познание о Боге, какое мы получаем из Евангелия.

11:1-10 Павел переходит непосредственно к вопросу: не отверг ли Бог Свой народ? Сам апостол - живое доказательство тому, что Бог не отверг полностью и окончательно Свой возлюбленный народ. Как во времена Илии в Израиле можно было найти верующий остаток, так и сейчас по благодати сохраняются избранные. Искавшие спасения, получили его по благодати. Остальные ожесточились.

11:1 неужели Бог отверг народ Свой? Словом "отверг" переведен греческий глагол со значением "оттолкнул с силой прочь от Себя". Форма вопроса на греческом предполагает отрицательный ответ.

я Израильтянин. См. Флп. 3,5.6. Происхождение Павла восходит к великому патриарху Аврааму, а также к Вениамину, единственному из сыновей Иакова, родившемуся в Израиле. Но территории, принадлежавшей колену Вениаминову, стоял Иерусалим, из этого колена происходил царь Саул.

11:2 который Он наперед знал. Павел указывает, что особая любовь Божия и избрание по благодати не позволяют думать, будто Бог окончательно отверг весь народ, несмотря на то, что народ этот, отвергнув Христа, отступил от Бога.

11:5 Время Илии было временем всеобщего отступничества, тем не менее наличие остатка верующих указывало, что Бог не полностью и не окончательно отверг Свой народ. Слова Павла об остатке основаны на учении Исаии, символически выраженном в имени его сына: Шеарясув - "остаток вернется" (9,27; Ис. 7,3; ср. Ис. 1,9; 6,13; 10,20-22; 11,11-16).

11:6 А если по благодати, то не по делам. Благодать противопоставляется делам закона (3,20.27.28; 4,2.6; 9,12.32).

11:8-10 Цитаты (Втор. 29,4; Пс. 68,23.24; Ис. 29,10) передают, как именно, согласно Библии, Бог, осуществляя Свой суд, ожесточает сердца. Павел усматривает в своем времени подобные же признаки.

11:11-24 Отвержение иудейского народа не полно и не окончательно. Отвержение иудеями Христа привело к тому, что Евангелие приняли язычники; Бог желает возбудить в иудеях стремление к спасению.

11:11 неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Отвержение иудеями Христа не является необратимым. За неверием, в котором повинны иудеи, апостол усматривает божественный промысел. Итак, ход мысли Павла в ст. 11 таков: 1) отступничество иудеев привело к оправданию язычников; 2) спасение язычников возбудит ревность иудеев; 3) ревность иудеев приведет их к спасению наравне с язычниками.

11:12 полнота их. В контексте рассуждений Павла "полнота" может означать лишь принятие Христа иудеями и их возвращение к Богу. Труднее решить, означает ли слово "полнота" возвращение остатка или народа в целом.

11:13 Вам говорю, язычникам. Стихи 17-24 поясняют, почему Павел обращается отдельно к верующим из язычников в римской церкви.

Апостол язычников. См. Деян. 9,15; Гал. 2,8; Еф. 3,1. Здесь Павел рассматривает свое служение язычникам.

11:15 жизнь из мертвых. Это выражение может просто означать небывалое благословение свыше. Хотя такая формулировка несколько отличается от привычной Павлу эсхатологической терминологии ("воскресение мертвых" - 1,4; 1 Кор. 15,12. 13.21.42), однако позволяет предположить, что возвращение иудеев в Царство Божие во Христе будет предвестником всеобщего воскресения и, таким образом, само по себе явится событием последнего времени.

11:16 Если начаток свят, то и целое. Павел распространяет на духовную область общее правило: первые плоды показывают, каков будет весь урожай (ср. Чис. 15,17-21).

11:17 ты, дикая маслина, привился. См. Иер. 11,16; Ос. 14,7, где Израиль назван маслиной. Как побеги дикой маслины искусственно прививают к культурным деревьям, так и язычники были привиты к народу Божию "не по природе" (ст. 24).

11:18 не превозносились. Поскольку спасение язычников целиком зависит от милости, им нечем хвалиться и у них нет основания презирать верующих из иудеев. Такое превозношение язычников над иудеями явилось бы отражением той духовной гордости, которая привела иудеев к ожесточению (2,17).

11:20 Хотя иудеи отпали, словно отломившиеся ветви, во исполнение справедливого суда над неверием, а язычники привились по благодати, и, следовательно, по вере, прививка язычников не обоснована каким-то их превосходством.

но бойся. Страх (трепетное благоговение), а не высокомерие - вот подобающий ответ на милость Божию.

11:22 видишь благость и строгость Божию. См. 2,4 и ком. к ст. 17,18,20.

11:23-24 Отсечение Израиля произошло из-за неверия, а не из-за того, что язычники от природы лучше приспособлены к жизни. Кроме того, верующие из язычников должны всегда помнить, что Евангелие было принесено иудеям (1,16.17).

11:25-32 Основательно построенную аргументацию Павла в этом отрывке понимали по-разному, главным образом в следующих трех направлениях: 1) Павел показывает, каким образом Бог спасает всех тех, кого он избрал (при условии, что выражение "весь Израиль", ст. 26, по существу равнозначно Церкви, т.е. духовному Израилю); 2) Павел показывает, каким образом Бог спасает всех избранных в Израиле, которые предназначены к спасению; 3) Павел показывает, каким образом Бог в будущем дарует спасение иудейскому народу столь широко, что в общем смысле можно сказать, что "весь Израиль спасется" (ст. 26). Последнее мнение является наиболее вероятным по следующим причинам. Во-первых, намеки на это уже содержатся в ст. 11,12,15,16,24. Во-вторых, ст. 25 указывает, что предстоит конец частичному ожесточению Израиля. В-третьих, Израиль в ст. 26, конечно, не понимается как нечто иное, чем Израиль, о котором шла речь в ст. 1-24 и 28-31, где имеется в виду народ израильский, а не духовный Израиль. В-четвертых, слово "тайна" в ст. 25 представлялось бы неуместным преувеличением, если бы Павел говорил лишь о том, что будут спасены избранные иудеи. Наконец, это мнение хорошо согласуется с Исаией (59,20.21) и Иеремией (31,33.34), говорящими, по-видимому, о полном упразднении того греха, который был причиной отчуждения Израиля от Бога.

11:25 о тайне. Некоторые толкователи полагают, что тайну составляет то, о чем говорится дальше (вероятно, обращение множества иудеев). Другие считают, что тайну составляет то, как именно Бог будет строить взаимоотношения иудеев и язычников (ст. 11).

полное число. Букв.: "полнота". Ср. ст. 12.

войдет. Ср. Мк. 9,47.

11:26 весь Израиль. См. ком. к 11,25-32.

придет от Сиона Избавитель. Ср. Ис. 59,20.

11:30 Павел подчеркивает, что иудеи и язычники едины в греховном непослушании и дарованной им милости Божией. Премудрость и милость Божий явлены в том, каким образом исполняются Его судьбы: через непослушание иудеев милость Божия простирается на язычников; милость Божия к язычникам ведет к тому, что и иудеи получают помилование. Никакого различия: все (иудеи и язычники - равно) согрешили (3,23); и тех и других Бог помиловал (1,16).

11:33-36 То, как Бог относится к иудеям и язычникам, являет Его величие, в котором ярко выступает сочетание Его суверенной воли ("из Него"), суверенных действий ("Им") и суверенной славы ("к Нему") (ст. 36).

11:1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова
Итак, глядя на все предсказания, можно прийти к выводу, будто Бог отверг народ Свой Израиль. Но это было бы неправильно. Ибо и Павел был израильтянином, потомок Авраама через Вениамина, да и другие апостолы и множество учеников - тоже от Израиля. Просто теперь язычники тоже получили возможность примирится с Богом, а израильтянам было показано, что автоматически из- за того только, что они по плоти - от Авраама рождены, они ещё не становятся достойными спасения. Чтобы стать достойными - им надлежит принять Христа, во многом раскаяться и исправить путь свой.

11:2- 4 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом

Не отверг Бог народ СВОЙ. О том, что у Него непременно будет народ, чтущий Его – Бог знал ещё и в древности. Это ясно из разговора с Илией, который, находясь в народе Иеговы, тем не менее - переживал о том, что он совсем один остался из хранящих верность Богу. Остальные – предались идолопоклонству. Но Бог укрепил его сообщением о том, что и среди этого народа - кроме него есть ещё остаток от Израиля, хранящий верность Иегове, и их -7000 человек. Просто Илия лично никого из них не знает.

11:5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток
Так и в настоящее время (во время Павла) - остаток верных Иегове есть среди Израиля, значит, нельзя сказать, что Он отверг Израиль. Этот остаток ныне избран по благодати Божьей и Бог указал, КТО же относится к остатку ЕГО народа – тот, кто принял Иисуса Христа (иудеи, ставшие христианами, к числу которых относит себя и апостол Павел).

Получилось, что и духовный народ (христиане) произошел от Израиля по плоти (израильтян), ведь Авраам, Исаак, Иаков - их отцы; от них пришли и обетования, и вождь христианства - Христос по плоти, от них набраны и апостолы как некий начаток христианства, от кого духовный народ стал распространятся и в дальнейшем.

11:6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело
но Бог показал, что остаток для дара благодати - Он обнаружил не по делам Моисеева закона, а иначе какая бы то была благодать Божья, если бы пришлось её делами Моисеева закона зарабатывать? В том-то и дело, что не за заслуги исполнения Моисеева закона – Бог остаток СВОИМ признал, а по доброте Своей избрал тех, кто принял Христа, поверив в него - независимо от дел закона (грешники, рыболовы и мытари, например, вместо ожидаемых образованных законников) Ему нужны хранящие верность ЕМУ , а не закону дел: во времена Илии – Валаам идолом был, а во времена Христа –руководители и закон - идолом для всех стали, увы.

11:7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились
В итоге получилось, что Израиль в целом - не получил ожидаемого: не оценил его Бог оценкой праведников. Избранные же Богом - те из Израиля, кто принял Христа - признаны праведниками. Остальные из Израиля – ожесточились, не признавая христиан - избранниками Бога.

11:8-10 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.

но и это было предсказано: трапеза Израиля – стала сетью для них, и то, чем они увлеклись, поклоняясь Иегове - ослепило глаза их, и уши их не слышат благой вести даже и во времена Павла. Бог допустил эту ситуацию, зная, что остаток бодрствующих и слышащих - всё равно сохранится.

11:11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
Итак, рассмотрев положение Израиля в глазах Бога, можно подумать, что народ этот, ожесточившийся, преткнулся крепко и никогда не сможет подняться, приняв Христа. Однако это не так. Благодаря их падению – стало возможным спасение и язычников: они распяли Христа и тем самым сделали возможным искупление и язычников.А спасение язычников может пробудить в них ревность: дескать, как это – язычники спасены, а мы – нет? (Ревность побуждает шевелиться разум, как правило, и это – полезно)

11:12 Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их
И если их падение и уменьшение количества верных - принесло огромную пользу миру, то насколько же хорошо будет, когда они поднимутся (обратятся) во всей полноте своей численности и примут Христа?

Вот ведь как у Бога бывает, что от падения одних - другим выходит польза, видя которую и сами упавшие могут пожелать подниматься.

11:13,14 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
Однако не надо на всех упавших - сразу жирный крест ставить и из списков пригодных для жизни - вычёркивать. Язычники должны знать кое-что в отношении упавшего на тот момент Израиля: хотя Павел был рад обращению язычников в христианство, но у него были и другие намерения в отношении их: не захотят ли и хотя бы некоторые его сородники по плоти, глядя на то, как Бог принимает язычников – и сами пожелать быть принятыми Иеговой? (возбудить в них ревность для спасения).

Так что упавшие – и сами могут сделать правильные выводы из своих падений, встать, отряхнуться и продолжить путь к Богу, как сделали это некоторые иудеи 1 века даже из священников –Деян.2: 41, 6:7.

11:15 Ибо если отвержение их - примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?
ибо если отвержение их Богом на данный момент - примирило с Ним весь мир, то что же будет, когда Он их сможет их принять? Не воскреснут ли они из мёртвых? (не будут больше отверженными)

11:16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви
Так как апостол Павел говорит в контексте о "маслине" Израиля и о том, что Иегова не отверг народ Свой (несмотря на то, что в большинстве своём Израиль отверг Христа), то значение начатка и корня "маслины" Израиля следует искать в самой "маслине" (в народе Бога). С маслиной сравниваются служители Бога, которые надеялись не на множество богатства своего, а исключительно на Иегову (Псал.51:9,10). Поэтому древо маслины - подходящий символ народа Иеговы.

Ниже в контексте Павел говорит об отпадении некоторых природных ветвей от "маслины" Израиля и привитии к ней диких "ветвей" язычников. То есть, Павел разъясняет картину образования христианства от "маслины" Израиля , в котором сам Израиль оказался в положении многих "засохших и опавших ветвей" (отвергли Христа, кроме небольшого остатка принявших его), а язычники "привились" (Рим.11:5; 16,17).

Значит, начаток в данном случае - это качественный остаток "ветвей маслины" Израиля, принявший Иисуса Христа (христиане из иудеев, Иак.1:18). Если Бог освятил духом святым малый остаток Израиля, ставший последователями Христа (Де.2 гл.; 1Пет.2:9), значит, и весь Израиль в глазах Бога не утратил своей ценности: не может "маслина" (Израиль) дать хорошие "ветви" (христиан из иудеев), если она сама и её корень ни на что не пригодны в глазах Иеговы (см принцип Мтф.12:33).

А кто же корень "маслины" Израиля?
Родоначальником древа буквальной маслины является её корень: она возрождается от корня , даже если засохли все ветви. Кто же родоначальник "маслины" Израиля, давшей миру и Иисуса Христа, и святой начаток ?
Если учесть, что и народ Иеговы (весь Израиль), и глава христианства(Иисус Христос), и начаток (иудеи-христиане),- произошли от Авраама (Рим.11:1; Гал.3:16), то корень "маслины" Израиля - это Авраам .
Почему Авраам - свят? Его вера была испытана Богом множество раз, он избран в пророки Иеговы, а все пророки были освящены святым духом Иеговы, они были святыми Божьими человеками (Быт.20:7; 2Пет.1:21).
Потому и сказано, что если корень "маслины" свят (Авраам) - то от него свята и вся "маслина" (весь Израиль освящён Иеговой через В.З.).

Почему так подробно рассмотрели значение этого текста? Кто-то может думать, что корень "маслины" Израиля - это Иегова или сын Его, Иисус Христос. Однако, Иегова - это Творец корня "маслины", не корень. А Иисус - - это самая мощная "ветвь" от "корня" маслины. А от Христа "отрос начаток" качественных "ветвей маслины" Израиля (Иисус - обетованное семя Авраама, давшее миру христиан - сначала из иудеев, а позже - и из язычников).

11:17,18 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя

и если некоторые ветви "маслины Израиля" по ходу жизни – засохли и отломились (отвергли Христа), а язычники – дикая "маслина" – привились к корню культурной "маслины" Израиля и стали питаться от его корня (стали частью народа Иеговы и сынами Авраама по вере (Гал.3:7), то они не должны превозноситься над Израилем. А если кто-то станет погордиться - пусть вспомнит, что не корень на нём держится, а он - на корне. Если бы не верный остаток от Израиля – не к чему было бы привиться и язычнику (они не смогли бы стать христианами).

11:19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
кто-то из язычников может сказать: так ведь эти ветви (ожесточившийся Израиль) отломили специально для того, чтобы мне было место привиться (я, стало быть, лучше).

11:20,21 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя

Допустим, их отломили. Но их отломили из-за неверия. А ты держишься за счёт своей веры. А потому даже в этом случае – не гордись, но бойся: ибо если Бог не пощадил родные ветви корня, пощадит ли тебя – присоседившуюся ветвь?

11:22,23 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен. 23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их
итак, можно увидеть и благость и строгость Бога. Строг Бог к отпадшим, милостив – к тебе, язычник. Да и то при условии, что ты сохранишь Ему верность. А если нет – то и ты будешь отсечён. Но и отпадшие - смогут быть снова привиты Богом, при условии, что обратятся и примут Христа.

11:24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине
Почему нетрудно будет привить их снова? Потому, что если дикую и чужеродную ветвь удалось привить к маслине, то гораздо легче это будет проделать с родной, с «окультуренной» масличной ветвью.

Маслина - древо живучее: к ней не только легко привить её природные ветви, но даже если все ветви её срубить, корень снова обязательно даст поросли со временем. Так и с Израилем: кто имеет в себе начаток веры Авраама, тот сможет дать здоровый рост, пусть и не сразу и даже не в этом веке: Израиль сможет принять Иисуса Христа, воскреснув в Миллениуме.
Эти мысли Павел озвучивает далее по тексту:

11:25,26 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова
Павел хотел, чтобы братья-язычники, знали кое-что о великой тайне Божьей. Это помогло бы им не превозноситься над отпавшими ветвями Израиля. Так вот, ожесточение в Израиле - не навсегда. Как только Бог наберёт для Себя нужное количество язычников для Своих намерений (в 144000), то ситуация с Израилем по плоти - изменится. В конечном итоге придёт время и ВЕСЬ Израиль по плоти спасётся, как написано: «придёт от Сиона избавитель и отвратит нечестие от Иакова ».

Что это означает? ВЕСЬ Израиль – это не та его часть, которая жила во время прихода Христа. Или- которая будет жить незадолго перед Армагеддоном. Это - ВЕСЬ род потомков Авраама через Исаака и Израиля-Иакова, включая и самого Авраама с Сарой, ибо и Авраам искуплен, и весь дом Иакова – Ис.29:22, 41:14.

Как возможно спасение ВСЕГО Израиля? Только путём принятия им искупительной жертвы Христа.

А КАК возможно ЭТО? Только через воскресение Израиля по плоти в Миллениуме, которое станет возможным и для всего древнего и ожесточённого Израиля тоже - благодаря смерти Христовой.

Итого по спасению ВСЕГО Израиля по плоти: как только состав небесного правительства (144000) обозначится на земле и в него войдёт определённое Богом число язычников в добавок к иудеям – Бог позаботится об Армагеддоне с последующим воскресением ВСЕГО состава Своего народа древности. Ну и о воскресении остальных – тоже.
А потому, кто сегодня, опираясь на этот текст, пытается внедрить учение о принятии Христа – евреями как признак последних дней - заблуждается.

Почему можно сказать о том, что принятие Иисуса Христа - некоторыми евреями по национальности и предоставление евреям места для жительства в современном государстве Израиль в 1948 г. - не являются исполняющимися пророчествами о последних днях?
По нескольким причинам:

1) Библия говорит об Израиле как о потомках Авраама по родовой линии Иакова -Израиля, а не обо всех евреях в принципе, ибо и Измаил - еврей от Авраама, и дети Авраама от Хеттуры - также евреи, но к обетованию конкретно для ИЗРАИЛЯ –ИАКОВА - все эти евреи, как, впрочем, и множество евреев по линии Лота - отношения никакого не имеют. Ибо не тот Израиль, кто еврей и в современном Израиле живёт, но тот, кто от Иакова-Израиля по плоти произошёл.

2) Обрезание не является признаком принадлежности к потомкам Иакова-Израиля, ибо и Измаильтяне и арабы, от него произошедшие, обрезывают мужской пол свой. Мусульмане не семитских народов - также обрезание для мужского пола приняли, а потому, не тот Израиль, кто обрезан, но тот, кто по линии Иакова-Израиля произошёл.

3) В настоящее время, как, впрочем, и к 1948 году - ни один житель буквального Израиля не может доказать, что он является потомком Иакова – Израиля по плоти, ибо обрезанных в мире - много, а родословные свитки в Иудее были сожжены Римом в 70 г.н.э при разрушении храма Иеговы.
Христос уже пришёл, для того, чтобы доказать его происхождение от Авраама по линии Иакова- Израиля и Давида - родословные свитки уже использованы и подтвердили всё, что нужно было для подтверждения истории рождения Христа Божьего на Земле.

Исчезновение с лица земли родословных свитков Израиля по плоти и разрушение храма Иеговы в Иерусалиме подтверждает жителям Нового Завета другую сущность народа Бога, в котором родословные свитки Израиля по плоти, как и рукотворные храмы – ничто, ибо не тот Иудей, кто на плоти имеет признак Иудея, но тот, кто по духу таков – Римл.2:28,29.

А потому и сказать, что на неких евреях неизвестного происхождения, стекающихся сегодня в государство Израиль - исполняются пророчества о получении ими земли обетованной, где течёт молоко и мёд - было бы не по - Библейски.
Да и современный буквальный Израиль не похож на ту землю обетованную, которая завещана Аврааму и его потомкам -Евр. 11:13-16: Иерусалим, священный в прошлом город, разделён наполовину, жизнь государства отягощена постоянными военными конфликтами и раздираема политическими распрями.

4) Также нельзя сказать и о том, что принятие некими евреями неизвестного происхождения Иисуса Христа для своего спасения - является признаком исполнения пророчеств на последние дни, это было бы не по-Библейски, ибо неизвестно, есть ли среди евреев, принявших Христа, потомки Иакова-Израиля или - нет.

Сегодня исполняется пророчество о всемирной проповеди ВСЕМ народам из Мтф.24:14, среди которых, несомненно, есть и потомки Иакова- Израиля, однако пророчество о том, что ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ спасётся - как мы только что рассмотрели - во всей полноте обетования Божьего Аврааму может исполниться только в Миллениуме.

11:27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их
Этот завет с Израилем о снятии с них грехов через искупление Христом – Бог Сам для них предусмотрел.

1 1:28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов
Поэтому и выходит, что в отношении принятия благовествования о Христе - они пока что враги Богу, в результате - и язычники получили возможность откликнуться, ибо если бы иудеи приняли благовестие, то не распяли бы Христа.

Но в отношении избранников в народ Божий - израильтяне возлюбленные Божьи ради тех их отцов, которым Бог обещал спасение для ВСЕХ их потомков. (Авраама, Исаака и Иакова)

11:29 Ибо дары и призвание Божие непреложны
ибо дары, обетования Бога и призвание Им кого-либо – изменению не подлежат.

11:30,31 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

Ситуация с язычниками и Израилем – в общем похожа: язычники когда-то были непослушны Богу, а теперь – помилованы (из-за непослушания Израиля). Так же и Израиль: сейчас непослушен (для возможности принятия вас), а потом – тоже будет помилован. Из непослушных – все станут послушными, а потому – и помилованы будут. .

11:32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
Это входит в намерение Бога: допустить, чтобы все прошли этот путь от непослушания к послушанию. И всех послушных – помиловать. Иного пути оценить милость Божью – похоже, для несовершенных и упрямых людей нет: чтобы поняли как им хорошо – надо сначала прочувствовать, насколько им плохо.

Если бы какая либо группа или страна, к примеру, была бы в совершенстве преданной Богу, то она бы одна и получила бы спасение. Но поскольку все -рАвно не послушны Богу, то Бог и предоставил милость Свою - всем народам, как иудеям, так и язычникам.

11:33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
И кто может постичь сей замысел Бога? Непостижимы для человека пути Его и замыслы Его в полной картине вещей. Так себе, крошечные фрагменты из Божьей картины мироздания и бытия земли – и в тех разобраться очень сложно человеку.

11:34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
никто из людей ни советником не был у Него, ни ум Его вместить не может, ни в замыслах Божьих не разбирается.

11:35,36 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

а если кто-то считает, что Бог ДОЛЖЕН ему воздать (в огород законничества и законников – этот камень) – тот пусть знает, что Бог НИКОМУ и НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. Ибо для того, чтобы Ему у нас в должниках ходить – Он должен что-то у нас занять. А что может дать Владыке и нас и мироздания – какой-то там человечишка? Ничего. Поэтому все поклонники Моисеева закона, считавшие, что Бог у них - в должниках и за их праведность от Моисеева закона – ДОЛЖЕН воздать – глубоко заблуждались.

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

 1 По избранию благодати сохранился «остаток» Израиля. 11 От падения Израиля пришло спасение язычникам; маслина и прививка; Бог силен снова привить иудеев. 25 «И так весь Израиль спасется». Бездна богатства премудрости Божией.

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:

3 «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».

4 Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».

5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.

7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,

8 как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».

9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;

10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».

11 Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.

12 Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их.

13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение моё.

14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?

15 Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?

16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,

18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.

19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».

20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

22 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.

23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их.

24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;

26 и так весь Израиль спасётся, как написано: «придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.

27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».

28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию – возлюбленные Божии ради отцов.

29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?

36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Послание к Римлянам апостола Павла, 11 глава

Поделиться