Предложение как синтаксическая единица классификация предложений. Предложение как основная синтаксическая единица языка. Характеристики простых предложений

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение».

Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)».

Представитель формально-грамматического направления Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Основные признаки предложения

Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация (предицирование), т.е.

Раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.

Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная.

Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению. Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план.

Кроме того, простое предложение – основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению (Краткая русская грамматика, с.405). Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения – формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения – члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам (там же, с.407)

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. – Род.п. сущ. + гл. в ф.3-го л.ед.ч. Схема выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. – Им.п. сущ. – констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром (Кр.русская грамматика, с.408)

Грамматическим значением простого предложения является предикативность – категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Значения времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется объективной модальностью.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого (там же, с.409)

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В.Виноградова (указ.статья) и его школы (Грамматика русского языка-54, -80) термином «предикативность» обозначают также свойство сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий «предикативная связь», «предикативные отношения», которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое (В.В.

Бабайцева, с.58).

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин «предикативность» понимается как синтаксическая категория.(См. литераратуру).

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит – субъект и его наличие, существование; Светает – наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости – субъект и его количественный признак и т.д.

Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения (Кр.рус.гр., с.410).

Таким образом, семантическая структура – это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект – носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер – Вечереет; Сын учится – Сын – учащийся.

Кроме значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

Предыдущие характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая структура являются статистическими (см. В.А.Белошапкову, указ.раб.), а коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует (см.лекцию1). Выделение статического и динамического аспектов предложения началось в 20-40-е годы нашего века почти одновременно в трудах ученых из разных славянских стран.

Наибольшее развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В.Матезиус – основоположник актуального членения), позднее других, лишь во 2-й половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая структура (одной из первых работ стала статья Ф.Данеша «О трех аспектах синтаксиса», Прага,1964). См.подробнее: И.П.Чиркина, ч.4, с.72-89).

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением (см. Прагматика в ЛЭС).

Таким образом, предложение в понимании современной синтаксической науки – сложное, многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь изучено.

Предложение? это основная коммуникативная единица. Без предложения нет общения.

1. С точки зрения коммуникативной цели предложения бывают: повествовательные; побудительные; вопросительные. Большинство предложений повествовательные.

Они содержат сообщение. Побудительное предложение? это предложение, главная цель которого побудить служащего к какому-либо действию. Особенностью структуры таких предложений является наличие глагола-сказуемого в повелительном наклонении. (Сходи в магазин). В некоторых случаях побуждение в таких предложениях может выражаться инфинитивом в значении приказа. (Встать!) Побуждение в виде вежливой просьбы может быть передано вопросительным предложением. (Не поможете перейти через дорогу?). Вопросительные предложения? которые содержат вопрос. Выделяют: 1) Те, которые содержат общий вопрос. 2) Содержат специальный вопрос.

Предложения, которые содержат общий вопрос, не включают в свой состав вопросительных слов. Значение вопроса создаётся интонацией. Ответом на такой вопрос является либо утверждение «да», либо отрицание «нет». (Ты вчера был в кино?)

Предложение со специальным вопросом включает специальное вопросительное слово, т.е. местоимение: где, когда, как, почему, зачем. Ответом на специальный вопрос является развёрнутые предложения. Среди вопросительных выделяют: 1) Предложения, которые являются не собственно вопросительными. Содержится побуждение, либо утверждение. (Кто не знает нашей Маши?) Разновидностью таких предложений является риторический вопрос. Риторический вопрос? стилистическая фигура, которая используется с определённой целью.

Предложения могут быть: -Эмоционально окрашенными, это восклицательные предложения, повествоват., побудит., вопросит. –Неэмоционально окрашенными.

Существуют модель восклицательного предложения со словом «что за»

С точки зрения модальности предложения могут быть утвердительными и отрицательными. Отрицание создаётся с помощью частиц не, ни, нет.

В большинстве предложений можно без изменения структуры добавлять частицы или убирать без изменения структуры.

Такого типа предложения бывают: общеотрицательными, частноотрицательными.

В общеотрицательных отрицание относится к сказуемому. (Я не играю в лото).

В частноотрицательном отрицание относится к другому члену предложения. (Я играю не в лото). Существуют модели предложений всегда только утвердительных. Это номинативные предложения. (Зима. Ночь. Улица). Есть предложения, которые по структуре являются только отрицательными.

Безличные предложения. (У меня нет этой книги. Не слышно шума городского).

С точки зрения наличия главного члена предложения они могут быть двусоставными и односоставными. Двусоставные? предложения, которые включают в свой состав подлежащее и сказуемое (слышится музыка). Предложения, которые включают либо подлежащее либо сказуемое называются односоставными (Смеркается. Утро).

С точки зрения наличия второстепенных членов предложения они могут быть нераспространёнными и распространёнными. Нераспространённые включают только грамматическую основу (льёт дождь). Распространённые включают второстепенные члены предложения. (Всё ещё льёт проливной дождь).

С точки зрения наличия грамматических основ, предложения могут быть простыми и сложными. Простые? предложения, которые включают одну грамматическую основу. (Сверкнула молния). Сложное? предложение, которое включает две или более грамматические основы. (Гремит гром и сверкает молния).

С точки зрения неполноты/полноты предложения могут быть неполными и полными. В полных заняты все синтаксические позиции, необходимые для передачи смысла. В неполных не все синтаксические позиции заняты. (-Когда ты вернёшься домой? –Вечером (неполное предложение, т.е. Я вернусь домой вечером)).

Предикативность. Это грамматическое значение предложения. Предикативность указывает на отношение содержания предложения к действительности. Выражается в двух категориях: 1. Синтаксической модальности. 2. Синтаксическом времени.

Синтаксическая модальность? это и есть по-существу отношение к действительности. Центром категории модальности является категория наклонения сказуемого (изъяв., сослаг., повелит.). (Дети играют в мяч. – реальная модальность; Поиграл бы в мяч. – желательная модальность; Поиграй в мяч. – побудительная модальность).

Однако синтаксическая модальность шире, нежели морфологическая. Модальность утверждения может выражаться в номинативных предложениях. Или вопросительные предложения передают модальность побуждения. В создании синтаксической модальности принимает участие интонация, порядок слов.

Синтаксическое время. Указывает на время совершения действия, описываемого в предложении. Центром является морфологическое время сказуемого. (Я приеду завтра. – синтаксическое будущее; Я пишу. – синтаксическое настоящее). Категория времени шире, нежели морфологическое. В создании учавствуют интонация, порядок слов и другие морфологические средства, а главное контекст.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.:

  1. 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности
  2. 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.
  3. 21. Синтаксис, его предмет и основные понятия. Единицы синтаксиса.
  4. 1. Общее понятие о СП, его многоаспектный хар-р и структурно-семантические типы.
  5. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения

Аннотация.

Грамматические признаки простого предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский язык».

Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе: диагностиче­ская, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.

Виды контроля в обучении: предварительный, текущий, тематиче­ский, итоговый.

Методы и формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84

Пусть даны мн-ва х и у. Если каждому элементу мн-ва Х соответствует единственный элемент у из мн-ва У, то говорят, что задана ф-ция.

Если мн-ва Х и У – некоторые числовые мн-ва, то ф-цию называют числовой. у=f(х), где х- аргумент (независимая переменная), у – функция.

Мн0во Х называют область определения, т.е. область определения ф-ции – это мн-во, каждый элемент кот-го м.б. значением переменной х.

Мн-во значений ф-ций – это мн-во всех тех значений, кот-е принимает переменная у.

Рассмотрим основные способы задания ф-ций:

1. аналитический – если ф-ция задана припомощи 1ой или нескольких формул. Формула: у=х в квадрате.

2. графический. Т.е. дан график ф-ции. Графический способ нагляден, он дает возможность упростить изучение св-в ф-ции.

3. табличный. Для отдельных значений аргумента даю точные знач-я ф-ции.

Это позволяет видеть как изменяется знач-е ф-ции в зависимости от изменения аргумента. Недостаток – неизвестно определина ли ф-ция в промежутках м-ду указанными значениями аргумента. И если определена, то сему равны е1ё значения.

4. словесный способ. – словесное описание закона соответствия м-ду элементами м-ва Х и У. Иногда для таких ф-ций вводят специалшьное обозначение. у=[х].

Основные св-ва ф-ции:

1) ф-ция у=f(х) называется возрастающей на промежутке [а,в], если болшему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее значение ф-ции.

2) ф-ция у= f(х) назыв-ся убывающей на промежутке [а,в], если болльшему знач-ю аргумента из этого промежутка соответствует меньшее знач-е ф-ции.

3) если ф-ция на всей области определения или возрастает или убывает. её называют монотонной.

4) ф-ция у= f(х) назыв-ся четной, если область её определения есть мн-во симметричное относительно нуля и для любого х из области определения выполняются равенство: f(-х)=f(х) (т.е. с изменением аргумента на противоположное число, знач-е ф-ции не меняется)

5) ф-ция у= f(х) назыв-ся нечетной, если область её определения есть мн-во симметричное относительно нуля и для любого х из области определения выполняются равенство: f(-х)= - f(х) (т.е. с изменением аргумента на противоположное число, знач-е ф-ции т.ж. меняется на противоположное число)

6) ф-ция у= f(х) назыв-ся периодической с периодом Т, если f(х+Т)= f(х - Т)= f(х)

Прямая пропорциональная зависимость явл-ся частным случаем линейной ф-ции вида у=кх, где к – угловой коэффициент прямой.

Св-ва: 1- Д(f): хЄR (область определения)

2- т.к. f(х)=кх, то f(- х)= - кх => ф-ция нечётная

3- если к>0, то ф-ция возрастает, если к

В иерархической системе синтаксических единиц предложения занимает центральное место. Оно рассматривается, с одной стороны, как единица, образуется из слов и словосочетаний, а с другой - как единица, вычленять овуеться из текста. Создавая предложения, слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями и выражают мнение, есть какое-то сообщение о предметы и явления действительности. В предложении выражается в авлення говорящего к фактам действительности с точки зрения утверждения, отрицания, неуверенности, вероятности, недостоверностисті.

Подавляющее большинство предложений имеет типичную формально-синтаксическое строение - наличие предикативного пары (подлежащего и сказуемого)

Предложение - многоаспектная единица, выделение которого базируется на таких признаках, которые представляют его структурно-семантическое единство:

1) самостоятельность функционирования;

2) предикативность;

3) интонационная оформленность и смысловая завершенность;

4) грамматическая организованность

Совокупность этих признаков и характеризует предложение как единицы языка и речи

Итак, предложение - это грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка коммуникативная единица, которая является основным средством формирования, выражения и сообщения мыслей, волевых чувств, эмоций:/ спасет того в скорби наша мечта золота, наш лозунг и цель: родной язык в родной школе;. Живите!. Олесяя).

Предложение соотносится с логическим суждением:. Моя мать - наивность, тихая печаль и доброта безгранична (М. Хвылевой). В этом предложении утверждается мысль, которая является суждением, а формой выражения его есть предложения

Предложение и суждение - понятия соотносительные, но не тождественны. Суждение является предикативным сочетанием субъекта, т.е. понятие о определенный предмет, и предиката, выражающего признак субъекта. Субъект выражается декабря. Рупо подлежащего, а предикат - группой сказуемого:. Язык (субъект)) есть удивительное и совершенное творение народного духа (предикат)

В суждении всегда есть два главные члены, а предложение может состоять и из одного: озарить землю безщасную надо (Леся Украинский);. Поздний вечер . Темнота (В. Козаченко). В первом предложении словесно не выражен субъект, во втором - предикат

Суждение выражается лишь предложением, а предложение может выражать, кроме суждения, чувства, эмоции, переживания человека:. Весна,. Весна! лазурь, который кругом прозрачные (П. Тычина)

Итак, каждое суждение является предложением, но не каждое предложение является суждением (не являются суждениями вопросительные, побудительные бажальни предложения)

Наиболее существенными признаками предложения является предикативность, модальность и интонация

предикативность - это отношение сообщаемого к действительности. Она охватывает те особенности предложения, представляют:

а) сообщаемое как реальное (в настоящем, прошлом или будущем времени):. В синих скалах поэзии волей и умом я обтесую слово, как камень твердое (Л. Забашта);. Пошив себе ежик из. Будякова колючек к прелестных полушубок (О. Олесь). Я тебя искать, искать, я тебя ждать, ждать, я о тебе у людей спрашивать, все отдам за тебя без веса (С. Летюк)к);

б) сообщаемое как ирреальное, т.е. возможно, желательно, необходимо:. Нежную нежную, как дыхание былины, я хотел бы вам песню сплести. С лучей звезды, из нитей паутины (О. Олесь). В приведенных примерах не только говорится об отдельных событиях, утверждается наличие их, но и выражает ется отношение авторов к содержанию сообщения (его желательность или нежелательность, необходимость, вероятность). Оценка содержания говорящим реальности / ирреальности называетсяається модальной . Средствами выражения модальности являются формы способов глаголов-сказуемых, интонация, модальные слова, частицы. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия реальные, происходящие или не происходящие глагола нак сказочных образа выражают действия желательные, а глаголы сослагательного наклонения - действия ирреальные, вероятные. К модальным словам относятся знаменательные слова, с помощью которых выражается оценка сообщаемогоо (к счастью к сожалению, видимо, наверное, бесспорно, кстати и др.). Модальные частицы (как, будто языков, как, будто), интонация могут предоставлять выражению характера невизначности. Пор:. Он думает -. Наверное, он думает -. Он словно думает

Существенным признаком предложения является интонация которая выступает средством оформления предикативности и модальности. Интонация оформляет предложение как целостную коммуникативную одининю зависимости от коммуникативного назначения предложение выделяют интонацию сообщение ения, вопрос, побуждение и т.п.. А в звонкой прохладной синие проплывают ключи клюкве! щук)

Интонация выполняет и роль сопроводительного способа выделения коммуникативного центра высказывания. Интонационные особенности являются важным средством различения типов предложений по цели высказывания: повествовательных, пи итальних и побудительныех.

предикативность и интонационная завершенность являются основными признаками предложения, отличающие его от словосочетания и слова

Поделиться