Учение о частях речи в русском языке. Принципы классификации частей речи в отечественной грамматической науке. Реферат: Теория частей речи в русском языке Сколько частей речи в русской грамматической науке

1. Предмет морфологии

Грамматика представляет собой собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию - собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe - форма, logos - слово, учение), и синтаксис - собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения (греч. syntaxis - сочетание, построение).

Морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами.

К задачам морфологии относят следующие:

1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;

2) установление принципов грамматической классификации слов;

3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;

4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем, реализующих указанные грамматические значения.

Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.

Кроме того, традиционным в русской лингвистической науке является и отнесение к морфологии вопросов словообразования отдельных частей речи (общие вопросы словообразования, типы словообразования, изменения в морфологическом составе слова и другие выносятся в отдельный раздел).

Таким образом, морфология изучает грамматические свойства слов (грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории), группируя слова и их словоформы в грамматические классы, разряды, типы.

Слово как единица языка принадлежит одновременно лексике и грамматике, и потому является объектом не только лексикологии, но и раздела грамматики, который академик В.В. Виноградов (1895-1969) называл “грамматическим учением о слове”, – морфологии.

В морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова. Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом. Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (высший пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже). Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, прежде всего имеет дело с такими понятиями, как грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма.

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д.

Грамматическое значение слова выступает как добавочное к лексическому значению слова и выражает различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении и т.д.) при помощи формальных грамматических средств. В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.

2. Понятие о частях речи

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т. е. в грамматические классы слов, объединенные по трём признакам: обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; общностью основных синтаксических функций.

Другими словами, говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, – категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

В русском языке традиционно выделяется десять частей речи, образующих две группы: самостоятельные (или знаменательные слова) и служебные части речи (или частицы речи). В особую группу слов выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Знаменательные (самостоятельные, полнозначные) слова – это слова, которые обладают самостоятельным лексическим значением и выполняют номинативную (назывную) функцию.

Знаменательные слова, называя предметы (листья, эти), их качества и свойства (желтые, опавшие, другие), количество (десять, много), действия и состояния (жгут, горит), признаки этих действий и состояний (обычно, осенью), выступают в предложении в качестве его членов.

Знаменательные слова, обладая формально выраженным комплексом грамматических значений, группируются в следующие классы, или части речи: имя существительное; имя прилагательное; имя числительное; местоимение; глагол; наречие.

Внутри знаменательных слов, пересекая их основное грамматическое деление на части речи, проходит деление слов, во­первых, на собственно­знаменательные (слова неуказательные) и местоименные (слова указательные) и, во­вторых, на несчетные и счетные . К указательным (местоименным) словам относятся слова, не называющие предмет или признак, а лишь указывающие на него, в том числе слова, указывающие на количество и количественный признак, например: я , ты , он ; тот , такой , некоторый ; там , туда ; столько , сколько .

К счетным словам относятся слова, называющие количество предметов (числительные), признак по месту в считаемом ряду (порядковые прилагательные), количественные характеристики (наречия), например: пять , двое , шестой , втрое , вдвоем . Ни среди указательных, ни среди счетных слов нет глаголов.

Среди знаменательных частей речи выделяются две группы: основные части речи, к которым относятся существительное, прилагательное, глагол и наречие, и неосновные части речи , к которым относятся местоимение­существительное и числительное.

Основные части речи обладают всем комплексом признаков, характеризующих часть речи как особый грамматический класс слов. Состав слов, входящих в эти части речи, постоянно пополняется за счет новообразований и заимствованных слов.

Неосновные части речи – местоимение­существительное и числительное – это замкнутые, непополняющиеся классы слов. У местоимения­существительного система морфологических категорий близка к существительному; отличие от существительного состоит в непоследовательности выражения местоимением­существительным морфологических значений рода и числа.

В зависимости от способности или неспособности слов к изменению (образованию форм) части речи знаменательных слов разделяются на изменяемые (все знаменательные части речи, кроме тех наречий, которые не образуют форм сравнительной степени) и неизменяемые (те наречия, которые не образуют формы сравнительной степени).

По характеру словоизменения изменяемые части речи разделяются на склоняемые и спрягаемые . Склоняемые части речи объединяют в себе все имена: существительное, прилагательное, числительное и местоимение­существительное; все они изменяются по падежам, т. е. склоняются. Спрягаемой частью речи является глагол; все глаголы изменяются по временам, наклонениям, лицам и числам (в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам), т. е. спрягаются.

Служебные (неполнозначные) слова противостоят словам знаменательным. Они не называют предметов, признаков или иных явлений действительности, а указывают на отношения, существующие между ними. Служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). Служебные слова на основе общности выполняемых функций группируются в следующие части речи: предлоги; союзы; частицы.

Выделенные в особую группу модальные слова , как и служебные части речи, не обладают номинативный функцией. Они выражают оценку говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности (безусловно, к сожалению и др .).

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т.д.). Как и модальные слова, междометия неизменяемы и обычно не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с предложением, к которому примыкают.

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений.

В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую.

3. Пути ораторского искусства

Термины “ораторское искусство” (лат. orator

Риторика - это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н.э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правилораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.

Практика высокоразвитого общества знает многообразные виды и типы устной публичной речи. Оставляя в стороне художественную игровую речь - театральную и декламационную, с ее сложным генезисом и специфической структурой, мы встречаемся с различными формами устной публичной речи в более узком смысле, как речи «деловой»: агитационной, пропагандистской, научно-теоретической и пр.; здесь и митинговая речь, и дипломатическая, и научно-исследовательский доклад, и судебная речь, и университетская лекция, и научно-популярная «публичная лекция», и «вступительное слово» перед спектаклем, и «застольный спич», и «траурная речь».

Все эти формы являются различными видоизменениями и проявлениями публичной речи. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь – это всегда искусство.

Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

Нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно».

Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была близка, интересна и лично значима оратору.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.

3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые, так или иначе связаны с темой выступления.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и начувства и на сознание. Если речь действует только на способностьлогического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Каковы же основные базовые пути ораторского искусства и риторики?

ЛОГИКА РЕЧИ

Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности. Эти законы прежде всего распространяются на словесное определение понятий, логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.

Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

В процессе логического обоснования, доказательного суждения большую роль играет подбор фактов, примеров. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Важно, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.

Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты (отсылочное доказательство).

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие - вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях современных деловых людей. Кратко охарактеризуем их.

Штампы в речи - это лексически неполноценные слова и выражения, их иногда справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но сильно перегружают его речь. К речевым штампам можно отнести выражения типа «развернули работу широким фронтом», «новая методика взята на вооружение», «мероприятием было охвачено», «на данном этапе».

Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности. К таким выражениям относятся: «в отчетный период », «зафиксировать число опоздавших», «налаживать работу».

Также мало чего общего имеют с речевой культурой вульгаризмы - нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения: «заткнуть глотку», «дать в лапу»,«рожа», «заткнись».

Жаргоны - например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира: «кореш» (друг), «завязать» (решительно покончить), «пристегнуть» (прибавить).

Говоря о культуре речи, следует предостеречь оратора от того, чего в процессе публичного выступления необходимо избегать: избытка иностранных слов; устаревших выражений; напыщенных слов и выражений.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально–образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.

Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно...»

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например: «Однажды прохожий спросил у строителя: „Что ты делаешь?“ Тот подумал и ответил: „Не видишь? Вожу камни“. Второй строитель на тот же вопрос ответил: „Зарабатываю деньги!“

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: „Редкая птица долетит до середины Днепра“.

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, „проглатывания“ отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве (»универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора.

Также нельзя забывать о «эффекте мортиры» - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди нелояльные оратору.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется:

Использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

Таковы базовые идеи ораторского искусства и риторики. Но также незаменим и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Библиографический список литературы

1. Андреев В.И. Деловая риторика. - М.: Народное образование, 1995.

2. Большой словарь русского языка. - М.: Дрофа, 1998.

3. Львов М.Р.Риторика, - М.: Высш. шк, 1995.

4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - М.: Издательство Агентства Яхтсмен, 1995.

5. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - С. 174-175.

6. Современный русский язык. //Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Тележова М. А. - М.: Международные отношения, 1995.

· Классификация лексем и словоформ

Наиболее общие и необходимые в грамматике каждого языка категории – это части речи.

Проблема сущности частей речи, проблема принципов их выделения, их классификации в различных языках мира – одна из сложных и актуальных в современном языкознании.

Одни ученые полагают, что части речи – это лексические группы слов и их классификация должна строиться на понятийно-предметных основаниях.

Другие считают частями речи грамматические классы слов, которые выделяются на основе учета морфологических и синтаксических свойств слов.

Другая группа ученых считает, что части речи – это функционально-семантические классы слов, при классификации следует учитывать общую семантику слов.

В современном языкознании наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при этом выделяют несколько признаков, принципов классификации.

1. Одним из принципов классификации является возможность или невозможность функционирования словоформ в качестве члена предложения.

Те словоформы, которые являются или могут являться членами предложения, называются самостоятельными словами, полнозначными, или знаменательными словами. (Можно сказать, что это самостоятельные части речи).

К знаменательным словам (частям речи) относятся 7 разрядов:

1. имена существительные,

2. имена прилагательные,

3. имена числительные,

4. местоимения,

5. глаголы:

Причастия,

Деепричастия,

6. наречия,

Кроме того, что они являются членами предложения, имеют ряд важнейших особенностей:

1) отражают в себе различные явления объективной действительности (предметы и их качества, процессы, состояния и т.д.): дом, красивый, бежишь, весело;

2) обладают номинативной (назывной) функцией. Могут функционировать в качестве предложения.

Словоформы, которые не являются членами предложения, относятся к служебным словам (или частям речи). К служебным словами (или частям речи) относятся:

– предлоги,

– частицы.

Кроме того, что они не являются членами предложения, они не имеют самостоятельной номинативной функции и выполняют лишь служебную речь (как бы «обслуживают» самостоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребности. Функционировать в качестве предложения не могут). Эта особенность была подчеркнута в исследованиях А.А. Потебни и Л.В. Щербы.

В особые группы выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрения их отношения к объективной реальности (действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.).



Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удивлению, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати и др.);

3) слова, указывающие на связь мыслей порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам (во-первых, наконец, напротив, значит и др.).

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы!) и волеизъявлений (вон! стоп!).

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков (кря-кря, ку-ку, му-у).

Семантический признак части речи – это ее общее, категориальное значение. Так, имена существительные имеют категориальное значение предметности, которое распространяется и на семантику существительных, обозначающих качество – краснота, белизна, действие – бег, хождение, состояние – задумчивость, успокоение. Семантика этих и подобных существительных абстрактное значение предметности. Глагол имеет категориальное значение действия или состояния, имя прилагательное – качества или признака предмета, наречие – признака действия или состояния.

При этом возникают определенные трудности: куда отнести слова типа булочная, суточные.

Синтаксический признак части речи – это ее обычная, первичная синтаксическая функция.



По синтаксическому признаку к одной части речи относят слова, способные стоять в предложении в одинаковых синтаксических позициях или выполнять одинаковые синтаксические функции. При этом учитывается не только набор синтаксических позиций и функций, но и характерность каждой из них для данной части речи. По степени характерности синтаксические функции делят на первичные и вторичные. Так, первичная синтаксическая функция существительного как части речи – выступать в роли подлежащего и дополнения. Первичная функция глагола – быть сказуемым, прилагательного – определением, наречия – обстоятельством.

Синтаксические функции частей речи подвижны: в русском языке глагол выступает сказуемым, но не всякое сказуемое – глагол; существительное может быть подлежащим, но не всегда и не всякое подлежащее – существительное.

Морфологический признак части речи – это система ее морфологических категорий и морфологических разрядов.

Так, существительные русского языка имеют морфологические категории рода, числа, падежа, а также морфологические разряды собственных и нарицательных, собирательных и вещественных существительных и некоторые другие. Русский глагол имеет морфологические категории вида, залога, времени, лица, наклонения и т.д., а также – разряды личных и безличных глаголов, возвратных глаголов. Морфологические признаки одной части речи могут проявляться в той или иной степени и в другой части речи.

Например, заимствование слов в русском языке породило группу несклоняемых существительных (кофе, пальто, шоссе), хотя несклоняемость – признак в первую очередь наречия.

Переход группы прилагательных в существительные (портной, столовая, ванная, гостиная) породил среди существительных особую группу слов, которая не обнаруживает при словоизменении и словообразовании тех формальных признаков, которые свойственны существительным.

По морфологическому признаку в русском языке выделяются слова неизменяемые, например, наречия, и изменяемые, например, существительные и глаголы, имеющие систему форм словоизменения.

Морфологические признаки при выделении частей речи не являются универсальными, они значимы только для флективных и агглютинативных языков.

В языках с богатой морфемикой выделяют словообразовательный признак части речи – набор ее словообразовательных моделей и словообразовательных средств, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи. Так, для глагола как части речи русского языка типично внутриглагольное префиксальное словообразование, для имени существительного – внутрисубстантивное суффиксальное словообразование. Глаголы в русском языке выделяют основы для образования отглагольных имен существительных.

Трудность классификации состоит в том, что одно и то же слово приходится рассматривать то как явление морфологическое (имя существительное, глагол, наречие и т.д.), то как явление синтаксическое (подлежащее, сказуемое, дополнение и др.).

Например, в предложении Берёзы вновь зазеленели каждое слово мы можем обозначить морфологическими терминами «существительное», «глагол», «наречие», но те же слова мы можем обозначить и синтаксическими терминами – «подлежащее», «сказуемое», «обстоятельство». Значит, в одном и том же слове могут существовать и морфологические и синтаксические (естественно, и семантические) признаки.

· Части речи разных языков

Структурное своеобразие каждого языка привело к тому, что система частей речи каждого языка должна быть своеобразна. Поэтому при описании частей речи отдельных языков начинают вводиться новые термины, чтобы обозначить и выделить это «своеобразие».

Наличие нескольких допустимых признаков выделения частей речи привело к тому, что в перечне частей речи одного языка в один и тот же исторический период устанавливалось различное количество частей речи. Например, для русского языка А.А. Шахматов устанавливал 14 частей речи, Д.Н. Кудрявский – 4 части речи, а в «Академической грамматике русского языка» пишут о восьми частях речи.

В современном арабском языке одни ученые выделяют три части речи (имя, глагол, частица), другие – шесть частей речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глагол, частица), другие – одиннадцать частей речи (существительное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, модальные слова и междометия.

Например, в китайском языке М. Цзяньчжун устанавливает пять частей речи у знаменательных слов. Он пишет: «Все знаменательные слова, которые обозначают явления и предметы, мы называем существительными». «Все знаменательные слова, посредством которых мы указываем на имена, мы называем местоимениями». «Все знаменательные слова, которые рассказывают о движении явлений и предметов, мы называем глаголами». «Все знаменательные слова, которые передают внешние формы явлений и предметов, мы называем прилагательными». «Все знаменательные слова, которые характеризуют глаголы и прилагательные, мы называем наречиями» (цит. по 146, 11).

А.А. Драгунов выделяет в китайском языке две группы, имя и предикат. Среди них ведущими являются соответственно существительное и глагол.

Количество примеров и по китайскому языку, и по другим языкам можно было бы увеличить, но картина ясна.

В современном языкознании вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным.

Таким образом, задача установления частей речи в разных языках сводится к следующему: 1) к современной оценке сложившихся ранее критериев определения частей речи и к выяснению вопросов о степени их применимости; 2) к рассмотрению таких критериев выделения частей речи, которые были бы пригодны для всех известных современной науке языков, т.е. были бы универсальны.

Как свидетельствуют исследования частей речи в самых различных, родственных и неродственных, языках, части речи в языках различных типов выступают как наиболее общие и универсальные явления в грамматической системе языков. Нельзя назвать ни одного языка, в котором не было бы, например, существительного или глагола. Наличие частей речи – это универсальное явление. Универсальная система частей речи следующая:

1. Части речи всегда образуют систему, т.е. их общеграмматические значения находятся в определенном соотношении и противопоставлении друг другу.

2. Система частей речи, как и другие языковые явления, в основе своей двучленна, поэтому состоит минимум из двух взаимосвязанных и взаимопротивопоставленных компонентов.

3. Система частей речи исторична. Она возникла и развивалась с развитием человеческого сознания, органически связана с человеческим мышлением и служит одним из важнейших языковых средств формирования и выражения мыслей.

4. Основной частью речи во всех известных науке языках является существительное. В основе его лежит значение грамматической предметности, которое проявляется: 1) в лексическом значении слова, 2) в формах словосочетания, З) в его словообразовательных возможностях и 4) в синтаксических функциях. Любой предмет и любое явление окружающего нас мира человек может выразить предметно, и всегда это представление является словом, имеющим общеграмматическое значение предметности, т. е. существительным.

5. Словам со значением предметности, т.е. существительным, противопоставляются слова-признаки (глагол, прилагательное) и слова – признаки этих признаков (наречие). Слова-признаки делятся на слова-признаки статические (прилагательное) и слова-признаки динамические (глагол).

Такова универсальная система частей речи.

Таким образом, любой из принципов, критериев классификации словоформ (лексем) не приводит к той системе частей речи, которая традиционно существует в том или ином языке. Обычно выделяемые части речи – это результат целого ряда компромиссов между синтаксическим, семантическим и морфологическим принципами классификации.

Компромиссный характер решений, принимаемых по вопросу о частях речи, приводит к тому, что проблема частей речи относится к числу «вечных» проблем в грамматике.

В различных пособиях можно найти такое определение:

Части речи – это основные лексико-грамматические разряды (группы, классы), по которым распределяются слова языка исходя из принципов: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и др.), 2) морфологического (морфологические категории слов) и 3) синтаксического (синтаксические функции слова).

Первая русская грамматика – «русская грамматика Ломоносова» 1755 – впервые дана классификация ч.р. главные (имя и глагол), служебные (местоимения, причастия, наречия, предлог, союз междометие). Благодаря Востокову выделено в 19 веке имя прилагательное (обозначает признак предмета).

Павский впервые выделил имя числит в 19 в. Буслаев выделял 9 ч.р (Ломоносов + прилагательное). Пешковский – 4 ч.р (сущ, прил, глаг, наречия, остальные - служебные). В 19-20 в Потебня и Фортунатов выделили формальные классы полных слов по наличию и хар-ру форм. Выделили слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Полные – слова, обладающие формами изменения – спрягаемые, склонения. Частичные - слова, не обладающие формами изменения (частицы, предлоги, связки). Междометные – ах, мяу. Петерсон довел его классификацию до завершения и отказался от термина чести речи. Шахматов заложил синтаксич принцип классификации частей речи (возможность – невозможность функционир словоформы в кач-ве членов предложения и целого предложения. В труде «синтаксис р.я» им предложена классификация частей речи на основе синт особенностей с учетом морф признаков. Он выделил 1)знаменательные (сущ, прил, глагол, наречие), 2)незнаменательные (числит местоимение и наречия), 3)служебные (предлоги, союзы, частицы, префиксы), 4)междометия. Особенности: *деление на знам-незнамен ч.р, *префикс как часть речи, *определил местоименные наречия. Щерба предложил учитывать все принципы (сем, синт и морф). Он впервые выделил слова категории состояния. Его поддержал Виноградов.

Системность частей речи проявляется в противопоставлении (имена глаголам, род сущ и прилаг). Знаменат слова: *выполн номинатив фун-ю, *лексически самостоятельны, *явл-ся членом предлож, *обладают грамматич категориями, *имеют логич ударение, *подвергаются морфемному анализу, могут образовываться морфологич способами. Служебные части речи – все наоборот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Красноярский аграрный техникум

по русскому языку

тема: «Учение о частях в русской грамматике»

Исполнитель:

Антонов Денис Александрович

Руководитель:

Зарецкая Ольга Николаевна

Введение

3. Части речи в русском языке

Список литературы

Введение

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов и др.

Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи, какова их роль?

Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. речь морфологический синтаксический

Выделяются отдельные части речи на основании присущего словам, относимым к данной группировке слов, одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим? Если верно первое, то, что является ведущим признаком? Лексическое значение слова? Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией? Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?

Познания в области природы слова, в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи - еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.

В определении роли, сущности частей речи есть еще одна проблема. Это проблема универсальной природы частей речи, т.е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли набор частей речи во всех языках.

Анализируя исследования в области частей речи цель данной контрольной работы - определить роль частей речи.

1. Из истории учения о частях речи

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков с делением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.

Яска и Панини (V - III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ""падеж"" и ""действие"". Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы - это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).

Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского языка.

В XIX - XX вв. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых.

В XIX вв. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова. Части речи, называемые им ""формальными классами"", Ф. Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые. Исходя из этого, существительное - такой формальный класс (согласно Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное - такой формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа.

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно лексическим значением, части речи начали обозначать как ""лексико-грамматические разряды слов"".

2. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых

По Ф. И. Буслаеву в языке девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел.

Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных - к знаменательным. Тем самым получается, что членение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением по частям речи.

Интересно наблюдение Ф. И. Буслаева над закрытым характером списка служебных слов и открытым характером списка глаголов, существительных, прилагательных и наречий, которых, по его словам, ""бесчисленное множество""; но он отрицает открытый характер списка числительных.

Наиболее важным в отношении определения частей речи (которые Ф. И. Буслаев рассматривал в синтаксисе) представляется его утверждение о том, что ""для того, чтобы составить себе полное понятие об отдельных словах, употребляемых в речи, их нужно рассмотреть в двояком отношении: 1) в отношении к словарю 2) в отношении грамматическом. В первом отношении обращается внимание на выражение представлений и понятий в отдельном слове, а в последнем - на значение и принадлежности каждой части речи в отдельности"". Эта констатация является, в сущности, ключевой для определения понятия частей речи в современной лингвистике.

В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе углубленного анализа понятия слов, его формы и структуры в языке.

Классификация не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль, причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в ""органическое единство"", так как нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова привел В. В. Виноградова к выделению четырех основных грамматико-семантических категорий слов:

1. Слова-названия, к которым примыкают местоимения, образуют предметно смысловой, лексический и грамматический фундамент речи и являются частями речи.

2. Частицы речи, т.е. связочные, служебные слова, лишенные номинативной функции, ближайшим образом связанные с техникой языка, причем их лексические значения тождественны с грамматическими, слова, лежащие на грани словаря и грамматики.

3. Модальные слова и частицы, лишенные, как и связочные слова, номинативной функции, но более ""лексичные"": ""вклинивающиеся"" в предложение, отмечающие отношение речи к действительности с точки зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению, модальные слова оказываются за пределами и частей речи и частиц речи, хотя ""по внешности"" могут походить и на те и на другие.

4. Междометия в широком смысле слова, не имеющие познавательной ценности, синтаксически неорганизованные, неспособные сочетаться с другими словами, обладающие аффективной окраской, близкие к мимике и жестам.

В. В. Виноградов отмечает, что способы выражения грамматических значений и сам характер этих значений неоднородны у разных семантических типов слов. В системе частей речи, по В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают грамматические различия между разными категориями слов. Членение частей речи на основные грамматические категории обусловлено:

1. Различиями тех синтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в связной речи, в структуре предложения;

2. Различиями морфологического стоя слов и форм слов;

3. Различиями вещественных (лексических) значений слов;

4. Различиями в способе отражения действительности;

5. Различиями в природе тех соотносительных и соподчинительных категорий, которые связаны с той или иной частью речи.

В. В. Виноградов, отмечая, что в разных языках может быть разный состав частей речи, подчеркивал динамизм системы частей речи в одном языке.

3. Части речи в русском языке

Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол -- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.

2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.

Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи -- это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. Но наиболее продуктивным и универсальным представляется подход к частям речи как к лексико-грамматическим разрядам слов с учетом их синтаксической роли.

2. Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке: в грамматике, в фонетике, в лексике, в морфологии языка. Язык служит для передачи определенной информации. Роль частей речи в языке бесспорно велика, поскольку с помощью них мы можем обмениваться информацией, выражать эмоции, описывать действия, называть предметы и т.д.

Список литературы

1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., Высшая школа, 1986. 639с.

2. Кочергина В. А. Введение в языковедение. М., Изд. МГУ, 1970. 526 с.

3. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. 272с.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.Учебн. пособие. М., Высшая школа, 1998. 239с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1977. 316с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Выполнение заданий по фонетике, словообразованию и грамматике русского языка. Составление предложений со словами иноязычного происхождения. Исправление нарушений лексических норм в речи. Определение стилевой окраски текстов и слов (книжной, разговорной).

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    Рассмотрение понятия и категориального значения местоимений как части речи; их семантические и функциональные признаки. Ознакомление с грамматическими особенностями местоимений, такими как одушевленность/неодушевленность, склонение и категория лиц.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2011

    Обучение иностранному языку на билингвальной основе. Коммуникативная роль родного языка в обучении лексике и грамматике китайского языка в начальной школе. Методика оценки уровня развития речи у школьников и определение активного словарного запаса.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Раскрытие понятий "звук", "слог", "состав слова", "синоним", "словосочетание", однозначных и многозначных слов в русском языке. Самостоятельные части речи. Простые и сложные предложения, его главные и второстепенные члены. Причастие и деепричастие.

    шпаргалка , добавлен 08.12.2010

    Слова категории состояния в системе частей речи английского языка, их понятие и содержание, семантические группы. Сравнительный анализ частотности слов категории состояния, их комбинаторика и особенности функционирования в современном английском языке.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2011

    Теоретические основы исследования слов категории состояния как самостоятельной части речи. Основная проблематика учения о процессах переходности на уровне частей речи. Анализ категории состояния как самостоятельной части речи в современном русском языке.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2017

    Основные группы исконных русских слов, объединенных по своему происхождению. Причины проникновения иноязычных слов в лексику русского языка. Заимствование слов старославянского и неславянского происхождения, примеры их использования в современной речи.

    доклад , добавлен 18.12.2011

    Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Современное состояние русского языка в России. Засорение терминами и словесными оборотами иностранного происхождения. Нормы литературного языка. Широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера. Языковая культура россиян.

    реферат , добавлен 08.12.2014

    Формирование американского варианта английского языка. Различия в лексике, орфографии, произношении, грамматике. Образцы речи в американском варианте английского языка. Распространение американского английского в британском варианте английского языка.

Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол -- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

  • 1) обобщенное значение;
  • 2) морфологические признаки;
  • 3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

  • 1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • 2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
  • 3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
  • 2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
  • 3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
  • 2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;
  • 3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.

Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

  • 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
  • 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Поделиться