Условия среды обитания. Определение и классификация. Четыре среды жизни на земле Растительность и среда обитания человека

Почва представляет собой рыхлый тонкий поверхностный слой суши, контактирующий с воздушной средой. Важнейшее ее свойство - плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Почва представляет собой не просто твердое тело, а сложную трехфазную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, и поэтому в ней складываются чрезвычайно разнообразные условия, благоприятные для жизни множества микро- и макроорганизмов. В почве сглажены температурные колебания по сравнению с приземным слоем воздуха, а наличие грунтовых вод и проникновение осадков создают запасы влаги и обеспечивают промежуточный между водной и наземной средой режим влажности. В почве концентрируются запасы органических и минеральных веществ, поставляемых отмирающей растительностью и трупами животных (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Почва неоднородна по своей структуре и физико-химическим свойствам. Неоднородность условий в почве резче всего проявляется в вертикальном направлении. С глубиной резко меняется ряд важнейших экологических факторов, влияющих на жизнь обитателей почвы. Прежде всего это относится к структуре почвы. В ней выделяют три основных горизонта, различающихся по морфологическим и химическим свойствам (рис. 1.4): 1) верхний перегнойно-аккумулятивный горизонт А, в котором накапливается и преобразуется органическое вещество и из которого промывными водами часть соединений выносится вниз; 2) горизонт вмывания, или иллювиальный В, где оседают и преобразуются вымытые сверху вещества, и 3) материнскую породу, или горизонт С, материал которой преобразуется в почву.

Колебания температуры резки только на поверхности почвы. Здесь они могут быть даже сильнее, чем в приземном слое воздуха. Однако с каждым сантиметром вглубь суточные и сезонные температурные изменения становятся все меньше и на глубине 1-1,5 м практически уже не прослеживаются.

Рис. 1.4.

Все эти особенности приводят к тому, что, несмотря на большую неоднородность экологических условий в почве, она выступает как достаточно стабильная среда, особенно для подвижных организмов. Все это определяет большую насыщенность почвы жизнью.

В почве сосредоточены корневые системы наземных растений. Чтобы растения могли выжить, почва как среда обитания должна удовлетворять их потребность в минеральных элементах питания, в воде и кислороде, при этом важны значения pH (относительная кислотность и соленость (концентрация солей).

1. Минеральные элементы питания и способность почвы их удерживать. Для питания растений необходимы такие минеральные питательные компоненты {биогены), как нитраты {N0 3), фосфаты (Р0 3 4),

калий (К +) и кальций (Са 2+ ). За исключением соединений азота, которые образуются из атмосферного N 2 при круговороте этого элемента, все минеральные биогены изначально входят в химический состав горных пород наряду с «непитательными» элементами, такими как кремний, алюминий и кислород. Однако эти биогены недоступны растениям, пока они закреплены в структуре пород. Чтобы ионы биогенов перешли в менее связанное состояние или в водный раствор, порода должна быть разрушена. Порода, которую называют материнской, разрушается в процессе естественного выветривания. Когда ионы биогенов высвобождаются, они становятся доступными растениям. Будучи исходным источником биогенов, выветривание все же слишком медленный процесс, чтобы обеспечить нормальное развитие растений. В естественных экосистемах основной источник биогенов - разлагающиеся детрит и метаболические отходы животных, т.е. круговорот биогенов.

В агроэкосистемах происходит неизбежное удаление биогенов с собранным урожаем, так как они входят в состав растительного материала. Их запас регулярно пополняют, внося удобрения.

  • 2. Вода и водоудерживающая способность. Влага в почве присутствует в различных состояниях:
  • 1) связанная (гигроскопическая и пленочная) прочно удерживается поверхностью почвенных частиц;
  • 2) капиллярная занимает мелкие поры и может передвигаться по ним в различных направлениях;
  • 3) гравитационная заполняет более крупные пустоты и медленно просачивается вниз под влиянием силы тяжести;
  • 4) парообразная содержится в почвенном воздухе.

Если слишком много гравитационной влаги, то режим почвы близок к режиму водоемов. В сухой почве остается только связанная вода и условия приближаются к наземным. Однако даже в наиболее сухих почвах воздух влажнее наземного, поэтому обитатели почвы значительно менее подвержены угрозе высыхания, чем на поверхности.

В листьях растений существуют тонкие поры, через которые происходит поглощение углекислого газа (С0 2) и выделение кислорода (0 2) в процессе фотосинтеза. Однако они же пропускают пары воды из влажных клеток, находящихся внутри листа, наружу. Чтобы компенсировать эти потери водяных паров листьями, называемые транспирацией, необходимо по меньшей мере 99% всей поглощаемой растением воды; на фотосинтез расходуется менее 1%. Если воды недостаточно для восполнения потерь на транспирацию, растение вянет.

Очевидно, что если дождевая вода стекает по поверхности грунта, а не впитывается, пользы от нее не будет. Поэтому весьма важна инфильтрация, т.е. впитывание воды с поверхности почвы. Так как корни большинства растений в нее не очень глубоко проникают, вода, которая просачивается глубже, чем на несколько сантиметров (а для мелких растений - на гораздо меньшую глубину), становится недоступной. Следовательно, в период между дождями растения зависят от запаса воды, удерживаемого поверхностным слоем почвы, как губкой. Величина этого запаса называется водоудерживающей способностью почвы. Даже при редких осадках почвы с хорошей водоудерживающей способностью могут запасти достаточно влаги для поддержания жизни растений на протяжении довольно длительного сухого периода.

Наконец, запас воды в почве сокращается не только в результате его использования растениями, но и за счет испарения с поверхности почвы.

Итак, идеальной будет почва с хорошей инфильтрацией и водоудерживающей способностью и покровом, снижающим потери воды от испарения.

3. Кислород и аэрация. Чтобы расти и поглощать биогенные элементы, корням необходима энергия, генерируемая при окислении глюкозы в процессе клеточного дыхания. При этом потребляется кислород и в качестве отхода образуется углекислый газ. Следовательно, обеспечение диффузии (пассивного движения) кислорода из атмосферы в почву и обратное перемещение углекислого газа - еще одна важная черта почвенной среды. Его называют аэрацией. Обычно аэрацию затрудняют два обстоятельства, приводящих к замедлению роста или гибели растений: уплотнение почвы и насыщение ее водой. Уплотнением называют сближение между собой почвенных частиц, при котором воздушное пространство между ними становится слишком ограниченным, чтобы происходила диффузия. Водонасыщение - результат переувлажнения.

Потери воды растением при транспирации должны компенсироваться запасами капиллярной воды в почве. Этот запас зависит не только от обилия и частоты осадков, но и от способности почвы впитывать и удерживать воду, а также от прямого испарения с ее поверхности когда все пространство между частицами почвы заполняется водой. Это можно назвать «затоплением» растений.

Дыхание корней растений - это поглощение ими кислорода из окружающей среды и выделение в нее углекислого газа. В свою очередь, эти газы должны иметь возможность диффундировать между частицами почвы

  • 4. Относительная кислотность (pH). Большинству растений и животных требуется близкое к нейтральному значение pH = 7,0; в большинстве естественных сред обитания такие условия соблюдаются.
  • 5. Соль и осмотическое давление. Для нормальной жизнедеятельности клетки живого организма должны содержать определенное количество воды, т.е. требуют водного баланса. Однако сами они не способны активно закачивать или выкачивать воду. Их водный баланс регулируется отношением - концентрацией солей с внешней и внутренней сторон от клеточной мембраны. Молекулы воды притягиваются ионами соли. Клеточная мембрана препятствует прохождению ионов, а вода быстро движется сквозь нее в направлении большей их концентрации. Это явление называется осмосом.

Клетки контролируют свой водный баланс, регулируя внутреннюю концентрацию соли, а вода поступает внутрь и наружу под действием осмоса. Если концентрация соли вне клетки слишком высока, вода поглощаться не может. Более того, под действием осмоса она будет оттягиваться из клетки, что приведет к обезвоживанию и гибели растения. Сильно засоленные почвы практически представляют собой безжизненные пустыни.

Обитатели почвы. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда.

Для мелких почвенных животных, которых объединяют под названием микрофауна (простейшие, коловратки, тихоходки, нематоды и др.), почва - это система микроводоемов. По существу, это водные организмы. Они живут в почвенных порах, заполненных гравитационной или капиллярной водой, а часть жизни могут, как и микроорганизмы, находиться в адсорбированном состоянии на поверхности частиц в тонких прослойках пленочной влаги. Многие из этих видов обитают и в обычных водоемах. Однако почвенные формы намного мельче пресноводных, и, кроме того, попадая в неблагоприятные условия среды, они выделяют на поверхности своего тела плотную оболочку - цисту (лат. cista - ящик), защищающую их от высыхания, воздействия вредных веществ и т.д. При этом физиологические процессы замедляются, животные становятся неподвижными, принимают округлую форму, перестают питаться, и организм впадает в состояние скрытой жизни (инцистированное состояние). Если инцистированная особь вновь попадает в благоприятные условия, происходит эксцистирование; животное покидает цисту, превращается в вегетативную форму и возобновляет активную жизнедеятельность.

Для дышащих воздухом несколько более крупных животных почва предстает как система мелких пещер. Таких животных объединяют под названием мезофауна. Размеры представителей мезофауны почв - от десятых долей до 2-3 мм. К этой группе относятся в основном членистоногие: многочисленные группы клещей, первичнобескрылые насекомые (напрмер, двухвостки), мелкие виды крылатых насекомых, многоножки симфилы и др.

Более крупных почвенных животных, с размерами тела от 2 до 20 мм, называют представителями макрофауны. Это личинки насекомых, многоножки, энхитреиды, дождевые черви и др. Для них почва - плотная среда, оказывающая значительное механическое сопротивление при движении.

Мегафауна почв - это крупные землерои, в основном из числа млекопитающих. Ряд видов проводит в почве всю жизнь (слепыши, слепушонки, сумчатые кроты Австралии и др.). Они прокладывают в почве целые системы ходов и нор. Внешний облик и анатомические особенности этих животных отражают их приспособленность к роющему подземному образу жизни. У них недоразвиты глаза, компактное, вальковатое тело с короткой шеей, короткий густой мех, сильные копательные конечности с крепкими когтями.

Кроме постоянных обитателей почвы, среди крупных животных можно выделить большую экологическую группу обитателей нор (суслики, сурки, тушканчики, кролики, барсуки и т. п.). Они кормятся на поверхности, но размножаются, зимуют, отдыхают, спасаются от опасности в почве.

По целому ряду экологических особенностей почва является средой, промежуточной между водной и наземной. С водной средой почву сближают ее температурный режим, пониженное содержание кислорода в почвенном воздухе, насыщенность его водяными парами и наличие воды в других формах, присутствие солей и органических веществ в почвенных растворах, возможность двигаться в трех измерениях.

С воздушной средой почву сближают наличие почвенного воздуха, угроза иссушения в верхних горизонтах, довольно резкие изменения температурного режима поверхностных слоев.

Промежуточные экологические свойства почвы как среды обитания животных позволяют предполагать, что почва играла особую роль в эволюции животного мира. Для многих групп, в частности членистоногих, почва послужила средой, через которую первоначально водные обитатели смогли перейти к наземному образу жизни и завоевать сушу. Этот путь эволюции членистоногих доказан трудами М.С. Гилярова (1912-1985).

В таблице 1.1 приведена сравнительная характеристика абиотических сред и адаптации к ним живых организмов.

Характеристика абиотических сред и адаптации к ним живых организмов

Таблица 1.1

Среда

Характеристика

Адаптация организма к среде

Самая древняя. Освещенность убывает с глубиной. При погружении на каждые 10 м давление возрастает на одну атмосферу. Дефицит кислорода. Степень солености возрастает от пресных вод к морским и океаническим. Относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени

Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей, осморегуляции

Почвенная

Создана живыми организмами. Осваивалась одновременно с наземно-воздушной средой. Дефицит или полное отсутствие света. Высокая плотность. Четырехфазная (фазы: твердая, жидкая, газообразная, живые организмы). Неоднородная (гетерогенная) в пространстве. Во времени условия более постоянны, чем в наземно-воздушной среде обитания, но более динамичны, чем в водной и организменной. Самая богатая живыми организмами среда обитания

Форма тела вальковатая (гладкая, округлая, цилиндрической или веретеновидной формы), слизистые покровы или гладкая поверхность, у некоторых имеется копательный аппарат, развитая мускулатура. Для многих групп характерны микроскопические или мелкие размеры как приспособление к жизни в пленочной воде или в воздухоносных порах

Наземновоздушная

Разреженная. Обилие света и кислорода. Гетерогенная в пространстве. Очень динамичная во времени

Выработка опорного скелета, механизмов регуляции гидротермического режима. Освобождение полового процесса от жидкой среды

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Перечислите структурные элементы почвы.
  • 2. Какие характерные особенности почвы как среды обитания Вы знаете?
  • 3. Какие элементы и соединения относятся к биогенам?
  • 4. Проведите сравнительный анализ водной, почвенной и наземно-воздушной сред обитания.

Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда растение черпает пищевые материалы, затем перерабатывает их в своем теле, создавая такие же вещества, как те, из которых состоит тело растения,-- совершается усвоение почерпнутых из среды веществ, их ассимиляция. Одновременно с этим процессом в организме совершается разрушение составных частей тела; разложение их на более простые. Этот противоположный процесс называют диссимиляцией. Ассимиляция, диссимиляция, неразрывно связанное с ними поступление веществ из окружающей среды и выделение в среду ненужных, отработанных -- все это и есть обмен веществ. Следовательно, обменные явления тесно связывают организм растения со средой. Связь эта двоякая. Во-первых, растение оказывается зависимым от среды. В среде должны быть все необходимые для жизни растения материалы. Недостача, тем более отсутствие той или иной категории пищевых материалов должны привести к замедлению или даже прекращению жизненных явлений, к смерти. Во-вторых, поглощая из среды питательные вещества и выделяя в среду продукты своей жизнедеятельности (например, в форме опадающих листьев, омертвевших поверхностных слоев коры и т. п.), растение изменяет окружающую его среду. Следовательно, не только растение зависит от среды, но и среда всегда в какой-то мере зависит от растений.

Изменения среды растениями связаны не только с внесением в нее продуктов обмена веществ, но и с той физической работой, которую осуществляет растение. Когда корни растения внедряются в почву, они производят механическую работу разрушения или местного уплотнения субстрата. Работа, производимая растением, не ограничивается механическим воздействием на субстрат. В сущности, все физиологические функции растения представляют определенные формы работы. Это подводит к представлению о связях между растениями и средой и в ином плане: всякая работа связана с затратой энергии. Но энергия, как известно, «не исчезает и не творится вновь». Поэтому если растение расходует энергию, то, очевидно, оно должно откуда-то ее получать.

Источником энергии для растений, содержащих хлорофилл, служит лучистая энергия света, за счет которой растение строит органическое вещество, содержащее как бы законсервированную энергию. У растений, не имеющих хлорофилла, например грибов, источником энергии служит органическая пища, т. е. либо само созданное зеленым растением органическое вещество, либо оно же, но в форме, уже измененной другими организмами.

Энергия, в той или иной форме поступающая в растения, претерпевает в нем сложные изменения, выделяясь в конечном счете в окружающую среду. Можно сказать, что связь между растением и средой не ограничивается обменом и преобразованием веществ -- параллельно этому совершается и энергетический обмен.

Среда жизни растения неоднородна, в составе ее можно отличить много компонентов, тесно связанных друг с другом. Каждый из элементов среды, оказывающий воздействие на организм, называют экологическим фактором. Разнообразие экологических факторов можно объединить в две категории: факторы биотические и факторы абиотические.

Мы, увлеченные садоводы, очень влюбчивые создания. Открыв очередной каталог или посетив сайт питомника вдруг видим ЕГО и … «О-О-О, я ХОЧУ это растение у себя в саду!» — решаем мы. И началось… письма, звонки, заказ, трепет ожидания и предвкушение. И вот свершилось!!! Растение крепенькое, здоровенькое получено, посажено на место. Но что это? О горе мне горе, оно погибло!!! Знакомая, я думаю всем ситуация. А ведь очень часто садоводы сами губят растения, не разобравшись как за ними лучше всего ухаживать. Так давайте попробуем разобраться, в чем нуждаются наши питомцы и как помочь им надолго поселиться у нас в саду.
Растениям, так же как, и людям, нужна вода и пища. Только питаются растения двумя способами – получая элементы питания с помощью корней (корневое питание) и синтезируя вещества в своих зеленых частях с помощью энергии света (фотосинтез). В живой природе очень высокая конкуренция, и растения живет там, где успешно смогло приспособиться к местным условиям. Давайте подробнее рассмотрим и рассортируем все нужды наших зеленых любимцев.
По потребностям в воде растения можно разделить на:
Водные – погруженные в воду полностью или частично, растения увлажненных местообитаний, растения, обитающие в местах со средней обеспеченностью водой, растения, обитающие в местах с недостатком воды.

Фото 1.
По условиям корневого питания растения подразделяются на: «любителей» кислых почв, нейтральных и щелочных (кальцефилы). А также на растения с высоким уровнем потребности в питательных элементах и низким. Кроме этого есть растения с воздушным типом питания – живущие на скалах, деревьях, не касаясь земли. Есть любители органики, например, кабачки, тыквы, а есть любители тяжелой, глинистой земли (роза).
По потребностям к свету – растения гор и предгорий. У них самые высокие требования к количеству света. Их нельзя садить даже в легкой полутени. Растения переносящие частичное затенение. Растущие в легкой полутени. И самые теневыносливые, которые можно садить в глубокой тени зданий или деревьев.
Как же все это применить на практике? Давайте разберемся вместе. Можно пойти по сложному пути – смоделировать идеальные для определенного растения условия. Это самый затратный и сложный путь. Путь «садового самурая». Но я предпочитаю не менять природу, а жить и созидать в гармонии с ней. Поэтому всегда подбираю растения для определенных условий, а не наоборот. Чтобы было проще, давайте распределим места для обитания наших питомцев на зоны по сочетанию воды, света и качеству почв:
Жаркие, сухие , открытые места с бедной почвой – здесь лучше всего разместить альпийскую горку или рокарий и посадить сюда горные растения (гвоздики, камнеломки, очитки, астрагалы).
Хорошо освещенные участки с нормальным уровнем влажности и достаточно бедными почвами – подходят для большинства деревьев и кустарников. Из травянистых растений – злаки, вероники, маки, тысячелистники
Хорошо освещенные участки с нормальным уровнем влажности и достаточно богатыми почвами – на таких участках мы садим самые привередливые: розы, клематисы, пионы. Такие условия идеальны для садоводства и огородничества, их лучше всего отвести для большинства садовых и огородных культур.
Участки с легким затенением и сухой глинистой почвой – в таких условиях лучше всего себя чувствуют василистники, клопогоны. Здесь очень хорошо разместить коллекцию гейхер, если добавить в глину песок и мелкий гравий.
Участки с легким затенением и сухой бедной почвой под большими деревьями — луковичные весенние и осенние (тюльпаны, нарциссы, пролески, подснежники, безвременники).


Фото 2
Участки с легким затенением и влажной почвой – подходят для медуницы, манжетки, гортензий
Глубокая тень с бедной сухой почвой – это самые сложные для растений условия. Но и такие участки не безнадежны. Здесь можно посадить барвинки, ландыши.
Глубокая тень с влажной почвой – идеально подходит для хоста, астильб, папоротников, аквилегий. Из деревьев такие условия больше всего любит ель. Если позволяют обстоятельства, в таких местах замечательно смотрится самое «хитовое» направление садового дизайна — сад мхов .


Фото 3.
Если подвести итоги нашей беседы, то получается, что прежде чем выбрать растение для своего сада, нужно узнать откуда оно родом. И примерно обрисовать себе его природные условия обитания. При этом надо учесть, что большинство сортовых растений более капризны и требовательны, чем их природные собратья. Это и неудивительно, чтобы сильнее цвести, расти, иметь более декоративные формы, растению нужно и питаться сильнее.
Кроме всех вышеназванных условий для нашего региона еще актуальна информация о зимостойкости растений. А для тех, кто подбирает растения для городских условий – газо- и пылеустойчивость. Но это материал для отдельной статьи.

У каждого организма, популяции, вида существует среда обитания - та часть природы, которая окружает все живое и оказывает на него какое-либо воздействие, прямое или косвенное. Именно из нее организмы берут все необходимое, чтобы существовать, в нее же и выделяют продукты своей жизнедеятельности. Условия среды обитания у разных организмов не одинаковы. Как говорят, что хорошо одному, то другому - смерть. Она состоит из множества органических и неорганических элементов, оказывающих влияние на определенный вид.

Среда обитания и условия существования

Условия существования - те факторы среды обитания, которые являются жизненно необходимыми для определенного вида организмов. Тот минимум, без которого существование невозможно. К ним можно отнести, к примеру, воздух, влагу, почву, а также свет и тепло. Это первоочередные условия. В отличие от них, есть и другие факторы, которые не являются столь жизненно необходимыми. Например, ветер или атмосферное давление. Таким образом, среда обитания и условия существования организмов - понятия различные. Первое - более общее, второе - обозначает лишь те условия, без которых живой организм или растение не может существовать.

Экологические факторы

Это все те элементы среды обитания, которые способны оказывать влияние - прямое или косвенное - на Эти факторы вызывают адаптации организмов (или приспособительные реакции). Абиотические - это влияние неорганических элементов неживой природы (состав почвы, химические ее свойства, свет, температура, влажность). Биотические факторы - формы воздействия живых организмов друг на друга. Одни виды являются пищей для других, служат для опыления и расселения, оказывают другие воздействия. Антропогенные - деятельность человека, влияющая на живую природу. Выделение данной группы связывается с тем, что в наши дни судьба всей биосферы Земли практически находится в руках человека.

Большинство вышеперечисленных факторов - условия среды обитания. Одни находятся в процессе видоизменения, другие постоянны. Их изменение зависит от времени суток, например, от похолодания и потепления. Многие факторы (одни и те же условия среды обитания) играют первостепенную роль в жизни одних организмов, а у других - выполняют второстепенную. Например, почвенный солевой режим имеет большое значение в питании минералами растений, а у животных - не так важен для той же местности.

Экология

Так называют науку, изучающую условия среды обитания организмов и их взаимосвязь с ней. Впервые термин был определен немецким биологом Геккелем в 1866. Однако активно развиваться наука стала лишь к 30 годам прошлого века.

Биосфера и ноосфера

Совокупность всех живых организмов на Земле называют биосферой. В нее входит и человек. И не только входит, но и оказывает активное влияние на саму биосферу, особенно в последние годы. Так осуществляется переход к ноосфере (по терминологии Вернадского). Ноосфера предполагает не только грубое использование природных ресурсов и науки, но и общечеловеческое сотрудничество, направленное на охрану нашего общего дома - планеты Земля.

Условия водной среды обитания

Вода считается колыбелью жизни. Многие из существующих на земле животных имели предков, обитавших в этой среде. С образованием суши некоторые виды выходили из воды и становились вначале земноводными, а затем эволюционировали в сухопутные. Водой покрыта большая часть нашей планеты. Многие организмы, живущие в ней - гидрофилы, то есть не нуждаются в какой-либо адаптации к среде обитания.

Прежде всего, одно из важнейших условий - это химический состав водной среды. В различных водоемах он разный. Например, солевой режим мелких озер - 0,001% солей. В пресных больших водоемах - до 0,05%. Морских - 3,5%. В соленых континентальных озерах уровень соли достигает более 30%. С повышением солености фауна беднеет. Известны водоемы, где отсутствуют живые организмы.

Немаловажную роль в условиях среды играет такой фактор, как содержание сероводорода. Например, в (ниже 200 метров) вообще никто не живет, кроме сероводородных бактерий. И все из-за обилия содержания этого газа в среде.

Важны также и физические свойства воды: прозрачность, давление, скорость течений. Одни животные обитают только в прозрачной воде, другим подходит и мутная. Некоторые растения живут в стоячей воде, а другие предпочитают путешествовать с течением.

Для глубоководных обитателей отсутствие света и наличие давления - наиважнейшие условия существования.

Растения

Условия среды обитания растений также определяются многими факторами: наличием освещения, температурными колебаниями. Если растение водное - условиями водной среды. Из жизненно важных - наличие в почве питательных веществ, естественный полив и орошение (для культурных растений). Многие из растений привязаны к определенным климатическим поясам. В других местностях они не способны выживать, а тем более размножаться и давать потомство. Декоративные растения, привыкшие к «тепличным» условиям, требуют искусственно созданной среды обитания. В уличных условиях они уже не могут выжить.

На земле

Для многих растений и животных актуальна почвенная среда обитания. Условия среды зависят от некоторых факторов. К ним относятся климатические зоны, смена температурного режима, химический и физический состав почвы. На земле, как и на воде, для одних хорошо одно, для других - другое. Но в целом почвенная среда обитания дает приют многим видам растений и животных, обитающих на планете.

Урок по познанию мира для 3 класса «Среда обитания растений»

Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район

село Сортобе, средняя школа № 48

учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна

Тема : Среда обитания растений

Цели : углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к Родине.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: урок - исследование

Методы : словесный, практический, наглядный, самоорганизации, репродуктивный

Оборудование : образцы растений, презентация к уроку, схемы-опоры

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Настроение каково? Во

Все такого мнения? Все без исключения.

Может, вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

- Может, ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём!

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей.

2. Сообщение темы и цели

Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске появляется слово «СРЕДА»)

Какие ассоциации возникают?

Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?

Сегодня у нас урок – исследование. Тема нашего урока «Среда обитания растений » (слайд) + на доске открывается тема

Объект исследования (схема-опора) – это то, что рассматривается.

Что мы рассматриваем в этом разделе?

Нашим объектом исследования будут растения,

Предмет исследования (схема-опора ) – проблема, которую мы должны изучить на уроке

А предмет исследования сегодняшнего урока - “Среда обитания растений ” .Мы исследуем, как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания

При исследовании выдвигается гипотеза: (схема-опора) - предположение: Как среда обитания влияет на особенности строения растений

3. Проверка домашнего задания

Мы заканчиваем раздел «Многообразие растений».Что нового узнали из этого раздела?

В проверочный тест включены вопросы из пройденных тем.

1. Тест по вариантам (разно уровневый)

1вариант (низкая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. В какой группе перечислены только деревья?

а) сирень, тополь, сосна

б) берёза, клён, дуб

в) клевер, осина, ель

2. Выбери из перечисленного влаголюбивое растение :

а) саксаул б) иван-чай в) молочай

3. Какое из перечисленных растений является однолетним?

а) сосна б) морковь в) пшеница

4. Светолюбивое растение – это:

а) ель б) сосна в) ландыш

5. Лиственница – это растение:

а) цветковое б) папоротниковое в) хвойное

2вариант (высокая мотивация)

Тест «Многообразие растений»

1. Самые простые по строению растения?

2. Самые сложные по своему строению растения:

а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи

3. Как называются растения, которые не приспособлены к существованию без участия человека?

а) культурные б) многолетние в) дикие г) благородные

4. Помидор, перец, огурец, баклажан – это растения:

а) холодостойкие б) засухоустойчивые в) теплолюбивые г) теневыносливые

5. Что объединяет эту группу растений: дуб, берёза, ель?

а) это кустарники б) это деревья в) это все светолюбивые растения г)это двулетние

Устная проверка

2. Фронтальный опрос

Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

Расскажите об этих группах растений.

Водоросли. Слово водоросли произошло от двух слов: вода и расти. Значит водоросли, в основном это водные растения. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в морях и океанах. По цвету водоросли бывают зелёные, сине-зелёные, бурые и красные. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. (слайд)

Мхи. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад. Это низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по земле. Большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – очень ценное удобрение и топливо. (слайд)

Папоротники. Папоротники относятся к числу наиболее древних растений. Они распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Папоротники никогда на цветут. У папоротников нет семян. Они размножаются спорами. Вырасти папоротник можно и в домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. (слайд)

Хвойные. Ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница – хвойные растения, семена образуются в шишках. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период. Хвоинки сосны держатся 2-3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образуют новые. Это лиственница. У хвойных растений вместо листьев – хвоинки. (слайд)

Цветковые. Самые распространённые на Земле – это цветковые растения. У них есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Учёные-ботаники насчитывают более 250 тысяч видов растений. Значение цветковых растений для человека значительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. Они растут повсюду – в лесу, на лугу, в водоёме, в пустыне, в горах. (слайд)

А по внешнему виду как можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)

Почему растения не могут жить без солнечного света? (Потому что, солнце источник энергии. Оно даёт тепло всему живому.)

Какие виды растений по условиям произрастания вы знаете? (Влаголюбивые и водные, засухоустойчивые, теплолюбивые, холодостойкие, светолюбивые, теневыносливые.)

3. ФИЗМИНУТКА

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали –

Великанами вы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы прогулялись,

Вновь за дело вместе взялись!

4. Работа по теме

Мы сегодня продолжим говорить о растениях, о среде обитания растений.

Тема нашего урока «Среда обитания растений»(слайд) - уже открыт

Актуализация знаний

Растения – часть какой природы? (живой)

Докажите, что растения – часть живой природы? ) (слайд)

Что дают нам растения? (слайд)

Как можно назвать это одним словом? (флора – слайд)

Где могут обитать растения? (слайд)

Выведите определение «среда обитания»

Среда обитания - это место,где обитают, т.е. растут, растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.

Назовите необходимые условия для жизни растений? (слайд)

Скажите, в каких местах на Земле не обитают растения (ответы детей)

Почему там не обитают растения? (вечный холод)

чтение текста в учебнике страница 118

ВЫВОД: просмотр видеоролика «Среда обитания растений»

Растения на Земле встречаются повсюду, они образуют леса, луга, поэтому растения называют «зелёной одеждой Земли». Действительно, зелёный наряд украшает нашу планету. Растения можно разделить на 3 среды обитания.

3 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

ВОДНАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ почвенная

Водная среда обитания связана с водоёмами: океанами, морями, реками, озерами и другими. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, солёные и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 метров глубины свет вообще отсутствует. Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда ещё проникает свет. Большинство водных растений – это водоросли. Однако среди водных растений встречаются и высшие растения. (слайд)

В наземно-воздушной среде обитания растёт подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток. Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещённых участках, другие в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых местах, другие – приспособлены к сезонным колебаниям температуры.

Почва – это поверхностный плодородный слой земли. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород перегноя в результате разложения растительных и животных остатков. Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений.

Растения способны жить в той среде, к условиям которой они приспособлены.

Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»? (у детей – на столах памятки)

Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде? (у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)

Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.

Кто скажет, что такое паспорт?

Для чего он нужен?

Какие данные указываются в паспорте человека?

А как вы думаете, что может быть отражено в паспорте растения?

Паспорт растения (на столах у детей)

1.Название

2. Внешнее описание

3. Продолжительность жизни

4. Среда обитания

5. Угроза исчезновения

Ваш объект исследования: (показ слайдов)

1 ряд – лотос 2 ряд – кувшинка 3 ряд - ландыш

Работа по рядам (работа в парах - заполнение паспорта растения) – чтение текста учащимися.

Лотос орехоносный (слайд) Крупный ярко – розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.

Кувшинка белая. (слайд)
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ.
Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.

Ландыш майский (слайд)
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство.
Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.

Защита проекта - паспорта растения – чтение текста.

Какие из этих растений обитают в нашем регионе? (в естественных условиях - кувшинка, ландыш; в искусственных -лотос)

Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев - рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.

Игра "Пойми меня" (по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)

Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК

- Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? (подснежник слайд)

Среда обитания этого растения -почвенная. Этот колючий многолетний кустарник получил своё название за острые шипы, которые причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. (шиповник слайд)

- Что ещё знаете об этом растении? (полезное лекарственное растение)

- Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара. (камыш -слайд)

Как вы думаете, есть ли польза от этого растения? (Многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)

5. Домашнее задание: прочитать дополнительный материал, подготовить сообщение-пересказ

1 вариант «Растения пустынь»

2вариант«Растения степей»

6. Закрепление. Итог урока

Какой объект исследовали на уроке?

Предмет нашего исследования?

Какой бывает среда обитания растений?

Как зависит строение растения от среды обитания?

Поделиться