Виды села ижма. Карта от ухты до поселка ижма. Населенные пункты в районе Ижмы

Административный центр: с. Ижма

Площадь: 18 400 кв.км.

Граничащие территории: Усть-Цилемский, Усинский, Печорский, Сосногорский и Ухтинский районы Республики Коми.

Численность населения: 17 600 человек.

Ведущие отрасли: сельское хозяйство, в выпуске продукции которого преобладает животноводство, производство мясных и молочных продуктов, заготовка леса, добыча нефти, включая газовый конденсат.

Официальный сайт муниципального района: http://www.izhma.ru/

Муниципальный район «Ижемский» расположен в северо-западной части Республики Коми. На юге район граничит с Сосногорском и Ухтой, на востоке – с Печорой, на западе – с Усть-Цилемским районом, на северо-востоке – с Усинском. Дата образования: 15 июля 1929 г.

Население на берегах реки Ижмы и средней Печоры жило с давних времен, что подтверждается археологическими раскопками, датированными VIII-V вв. до н.э. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство.

Коренные жители района называют себя «изьватас» или по-русски «коми-ижемцами» и считают себя отдельной народностью. Для этого есть все основания. Дело даже не в том, что долгое проживание в изоляции породило свой диалект коми языка. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живущих от земли и от промысла, ижемцы – оленеводы. Весной они уходят в кочевье на тундровые луга к берегам Карского моря, поздней осенью возвращаются к своим домам.

Неповторимость ижемцев в том, что именно они многовековым опытом жизни освоили и разработали совершенно уникальную модель оленеводства, совместив в своей культуре кочевые навыки ненцев, бытовую культуру русских, сохранив при этом культуру этническую – коми-зырян. Нигде в мире нет такого «бригадно-вахтового» способа оленеводства, как в России, в основе которого лежит опыт ижемцев, уже два-три века назад отказавшихся от постоянной кочевой жизни и научившихся пригонять стада на зимний период к своим селам.

Мало кто знает, что в конце XIX - начале XX века в каждом селе небольшого притока Печоры, Ижмы, были свои миллионщики. Семейные кланы изьватас контролировали огромнейшие территории российского севера от Кольского полуострова до Обской губы. Именно ижемские семьи вели всю мелкооптовую торговлю на европейском севере России. В конце XIX – начале XX века замша – кожа из шкуры оленя – завоевала парижскую моду.

В советский период огромные территории ижемцев были раздроблены административными границами. Начало добычи нефти на притоке Ижмы Ухте послужило появлению Ухтинского района, строительство железной дороги разделило Сосногорский и Печорский районы, открытие месторождений газа отделило и северную часть в самостоятельную административную единицу – Усинский район.

Сегодня оленьи стада ижемцев, кочующие по вековечным дедовским проходам, передвигаются по «чужим» районам, выпасаются в тундрах «чужой» территории – Ненецкого автономного округа. Но для кочевого образа жизни границы регионов не имеют значения, и это не повлияло на уклад ижемских оленеводов. Их сезонное кочевье с обязательным возвращением осенью к родовым домам из года в год продолжается.

Достопримечательности

Туризм в Ижемском районе представлен событийным туризмом – традиционным праздником коми-ижемцев «Луд», который проходит в канун начала сенокосной страды.

На празднике проходят выступления народных фольклорных коллективов всего района, конкурс народного костюма «Хоровод невест», где молодые женщины представляют не только народный костюм, но и определенные знания по традиционной культуре, импровизированное представление знакомств потенциальных женихов и невест из разных сел района, а также из других регионов Российской Федерации, где проживают коми-ижемцы. Ярким зрелищем праздника являются показательные выступления спортсменов по национальным видам спорта (прыжки через нарты, метание аркана). Праздник также необычен и отличителен конными верховыми скачками по заливным лугам. Собираются всадники со всего района.

Праздник получил высокую оценку и положительные отзывы гостей, стал популярен среди населения. Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» вошёл в число 11 чудес Республики Коми.

В 2015 году Традиционный народный праздник «Луд» Ижемского района и его организаторы стали лауреатами профессиональной премии «Грани театра масс» за 2013-2014 годы и победителями в номинации «Лучший национальный праздник».


Еще одной достопримечательностью Ижемского района являются Галфедьские камни. Данная достопримечательность находится возле деревни Малое Галово. Здесь, на берегу реки Ижмы лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации.
Несколько лет назад «галфедьса изъяс» (так ижемцы называют малогаловские камни) были признаны одним из чудес районного масштаба. Кажется, что какой-то древний великан разбросал по берегу каменные шары. Большая часть камней потрескалась, а некоторые даже полностью разломаны. Но попадаются и целые. Самые маленькие из них около метра в диаметре, а наибольшие достигали трех-четырех метров. Некоторые находятся на берегу, другие скатились в воду. В данный момент разрабатывается туристический маршрут к необычным малогаловским камням.

Сизябск

Уже 11 лет развивается туристический бизнес в поселке Сизябск. Сначала на холме появился небольшой домик, а затем и настоящий оленеводческий чум. Тут гости могут примерить малицу, прокатиться на ватрушках-тюбингах, сфотографироваться с настоящим оленем. На Базуе (так называется холм) есть свой музей истории и культуры XX века. Здесь собраны атрибуты пионерии и комсомола, граммофон, печатная машинка и другие экспонаты, обнаруженные в домах земляков. Есть в музее школьная форма советской эпохи и лозунги. Под одной крышей с «советским» музеем в сенях находится музей охоты и рыболовства, в котором собраны старинные снасти и современные трофеи: широкие охотничьи лыжи, старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур, в избушке – птичий хвост и старинный пистолет или обрез. Туристы в Сизябске могут попробовать оленину, рыбу, шаньги, прочие местные деликатесы и главное блюдо туристического меню – вареная оленина.

Куда пойти


Ижемский этнос начал складываться во второй половине 16 века. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. К концу феодального периода ижемские коми выработали в основном ту языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми.

Ижемская слобода, согласно некоторым данным, была основана в 1567 году.

Согласно ижемским преданиям село Ижма несколько раз меняло место своего расположения: первые поселенцы вначале осели на высоком берегу на месте современной Мохчи, затем перебрались на правый берег, на шесть верст выше по течению (ныне урочище «Олемин») и, наконец, прочно обосновались на месте современной Ижмы.

Смешанный состав раннего населения Ижемской слободы не должен вызывать удивления, так как конец 16-го - начало 17-го веков были отмечены значительными движениями по Печоре и ее притокам различного промышленного и торгового люда. Одним их важных путей, ведших на Печору и в Зауралье, стала Вымско-Ижемская водная система. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь, замши, шкур, мяса, стала основой ижемской экономики.

Расположение Ижемской слободы на оживленном торгово-промышленном пути способствовало относительно быстрому росту ее народонаселения.

Торговые связи Ижемской слободы с ярмарочными центрами Вычегодского края - Турьей, Усть-Вымью, Яренском, Туглимом и Сольвычегодском - были значительными. Таможенные книги третьей четверти 17 века изобилуют описанием продуктов, доставляемых из села Ижмы и Печоры на Сольвычегодскую ярмарку - главным образом рыбы, оленьих шкур и изделий из них. В Ижемской слободе происходил пушной торг приезжих московских скупщиков.

Ижемцы - прекрасные знатоки природы, они наблюдательны и ловки, обладают богатым творческим потенциалом, сохранили традиционное мировоззрение, высокую нравственность, заветы предков. Скудность почв и суровость климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного труда, ижемцы отогревалис

ь в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, плясали. Нет такого ижемца, который бы не любил петь. Песня сопровождала его от рождения до самой смерти. Послушав пение ижемцев, в душе невольно остается настроение песни: радость, веселье или грусть.
Большая часть коми-ижемцев проживает на территории Республики Коми в бассейне средней Печоры, по берегам притоков Печоры - Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде, в Тюменской области, в Ненецком автономном округе и Ловозерском районе Мурманской области.

Историческая Справка


В истории развития и жизни этнографической группы коми-ижемцев много любопытных событий и фактов, заставляющих современных историков, этнографов, ученых еще и еще раз обратить свое внимание на живущее более 450 лет берегах р. Ижмы и средней Печоры население.

На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей. Осваивая этот суровый край, предки коми-ижемцев добывали себе пропитание охотой, рыбалкой, постепенно осваивая земледелие и животноводство.

С развитием торговых отношений произошло расслоение общества. К началу ХIХ века беднейшая часть крестьянства находилась в очень тяжелом положении. Крестьяне кроме денежных податей и налогов несли еще натуральные повинности. Тогда произошло событие, которое заставляет пересмотреть взгляд о неприглядной забитости провинциальных крестьян. Это событие - восстание ижемских крестьян против повинности - строительства Тинско-мезенской дороги, почти за 1000 верст от Ижмы. С 1833 по 1838 год ижемские крестьяне под руководством правозащитника Балина боролись за свои права и добились успеха.

Почти через 200 лет в конце ХХ века на Ижемской земле произошли подобные события. Местное население выступило за защиту своих прав на чистую окружающую среду и против незаконных нефтепереработок в местах традиционного природопользования населения. Дело дошло до суда с Главой Республики Коми и опять коми-ижемцы выиграли. Этот беспрецедентный случай вошел в учебники по юриспруденции.

Но, как отмечают исследователи и путешественники конца ХIХ начала ХХ веков (Лепехин, Мартынов), население отличается мирным нравом, терпением и добропорядочностью. Судя по большому количеству православных храмов (почти в каждом селе), христианская вера была в чести у ижемцев. Много было священнослужителей из местного населения. Школы в конце 19 века были, в основном, церковно-приходскими. Строительством храмов как деревянных, так и кирпичных занимались мастера из местного населения. Кирпич производили тут же. Ижемский край отличался двухэтажными деревянными жилыми постройками. Вся центральная улица с. Ижмы в начале ХХ века была застроена такими домами. Многие из них стоят и используются и поныне.

Интересен факт вступления коми-ижемцев в северное оленеводство. Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине ХVIII века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.

Заслуживает внимания факт стремления населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме и открыл ее на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году. Конечно, в Петербурге в это время уже действовал университет, но развитием окраин России царское правительство не было заинтересовано. И вот буквально по истечении одного века в этой самой окраине, т.е. в Ижемском крае, действовали три средних учебных заведения. Это педтехникум, где готовили учителей для начальных классов, речной техникум готовил специалистов для всего Печорского пароходства и зооветтехникум, где готовили специалистов для оленеводства и сельского хозяйства.

Организаторами всех этих учебных заведений были представители местного населения. В 30-40 годы 19 века Ижма поистине была кузницей национальных кадров.

Интересны факты экономического развития края в 20 веке.

В течение 70 лет в п. Щельяюр Ижемского района строили и ремонтировали суда. За это время судостроителями были построены баржи грузоподъемностью 100, 150, 200 и 600 тонн, грузопассажирские суда, брандвахты, дебаркадеры, буксиры-толкачи и т.д. Высок был уровень развития сельского хозяйства в районе. Было развито молочно-мясное животноводство, овцеводство, выращивали кур, в большом количестве выращивали овощи: картофель, капусту, турнепс.

Добыча и переработка древесины являлась важнейшей составляющей экономики с 30-х по 80-е годы ХХ века.

Славной страницей в истории края является история развития спорта. Особенно почитаем всегда был лыжный спорт.

Феномен, что население района численностью 23560 имеет трех олимпийских чемпионов. И какого уровня!

Лыжница планеты, четырехкратная олимпийская чемпионка Раиса Сметанина родом из с. Мохча Ижемского района. Семья лыжников Рочевых является национальной гордостью Республики Коми. Василий Рочев старший родился и вырос в с. Бакур. Часто потом на каникулах жил у бабушки и Василий Рочев младший, нынешний чемпион мира по лыжным гонкам.

В 1952 году Россия впервые участвовала в Олимпийских играх. Среди бронзовых призеров был и ижемец Александр Ануфриев.

Много славных страниц вписано ижемцами в экономику, культуру, образование Республики Коми.

Река Ижма протекает по территории Республики Коми. Она является левым притоком Печоры.

Месторасположение реки

Река Ижма практически целиком находится на территории одной республики Российской Федерации. Ее общая длина весьма внушительно. Она составляет 531 км. При этом общая площадь бассейна этой реки немногим больше 30 тыс. м 2 .

Свое начало река Ижма в Коми берет на южной стороне Тиманского кряжа. Отсюда она начинается и направляется на северо-запад. В самых верховьях река значительно меняет свой внешний облик. Ее берега покрываются массивными лесными насаждениями. В низовье река течет сквозь болота и луга.

Пороги Ижмы

Ее русло сильно извилистое, чем привлекает многих туристов. Например, любителей путешествовать на байдарках. Ведь в среднем и верхнем течении часто встречаются пороги и сложные для прохождения каменистые перекаты.

Самый большой из них на реке Ижма находится неподалеку от города Сосногорска. Несколько ниже по течению относительно населенного пункта. Этот порог называется Селет-Косьет, что в дословном переводе с языка местных народностей означает "Сердечный".

На большом протяжении эта река является судоходной. Корабли и теплоходы могут ходить от устья реки Ухта. Именно отсюда начинается судоходства на реке Ижма в Республики Коми.

В нижнем течении Ижма существенно расширяется. При этом становясь непростой для прохождения судов. Появляется большое количество заводей и протоков. В тоже время течение реки сильно ослабевает. А вдобавок появляются большие острова, которые постоянно приходится огибать.

В Печору Ижма впадает в районе небольшого села, которое так и называется Усть-Ижма. У реки есть немало притоков. По правую сторону крупнейшими являются Сэбысь и Айюва. А по левую сторону эти речушки называются Ухта, Седью и Кедва.

Примечательно место в районе устья этой реки. Историки и археологи обнаружили древнее городище, которое известно под названием Поганый Нос. На нем ученые нашли артефакты, которые датировали XI-XIII веками. Среди них железный топор с широким лезвием, наконечники копий и стрел, кресало, оснащенное бронзовой рукояткой. Предположительно все эти предметы принадлежали новгородским жителям, которые относили себя к государственным людям. Они непосредственно занимались сбором дани.

Населенные пункты в районе Ижмы

Из этой статьи вы узнали, где находится река Ижма. Стоит отметить, что по ее берегам находится большое количество различных населенных пунктов.

Например, в верхнем течении река протекает через достаточно крупный поселок под названием Верхнеижемский. Он относится к муниципальному району Сосногорску. В поселке около 10 улиц. Согласно последней переписи населения, в нем проживают почти 900 жителей.

В среднем течении реки находится сам городок Сосногорск. В этом месте в Ижму как раз впадает речка Ухта. Примечательно, что до 1957 года этот город так и назывался - Ижма. Этот населенный пункт расположен почти в 350 км от центра региона - Сыктывкара. В нем проживают около 26 тыс. человек. Следы первобытных общин еще каменного века обнаружили ученые на месте Сосногорска. Современная история города берет свое начало в период советской индустриализации в 1930-1940 года.

В 8 км вверх по реке стоит город Ухта. Это второй по численности населенный пункт Республики Коми. Его население составляет почти 100 тыс. человек. Статус города Ухта получила в 1943 году. После окончания Великой Отечественной войны здесь активно развивалась перерабатывающая и другая промышленность, производились строительные материалы. Для поставки нефти и газа в другие регионы строились магистральные трубопроводы.

Сегодня это крупный промышленный город, в котором хорошо развита сырьевая база. Экономика славится развитой транспортной и производственной инфраструктурой.

Здесь множество квалифицированных работников. В городе функционируют несколько проектных и исследовательских институтов.

В устье Ижмы стоит деревня Аким. Она возникла в середине XIX века. Названием получила в честь основателя, которого звали Яким. Сейчас деревня в упадке. По последней переписи населения в ней проживает всего 21 человек.

Печорский бассейн

По данным водного реестра, Ижма относится к Двино-Печерскому бассейновому округу.

Водохозяйственные участки реки поделены следующим образом: это сама Печора от впадения Усы до Усть-Цильма, а затем Печора ниже впадения реки Уса.

Непосредственно Ижма относится к речному бассейну Печоры.

Гидрология объекта

В основном, река питается за счет тающего снега. Обычно водоем замерзает к середине ноября. Вскрывается лед на реке весной. Происходит это уже после майских праздников.

Максимальные расходы воды составляют около 1 300 метров в секунду. Такие показатели образуются в мае. Минимальные показатели в феврале-марте. Не более 80 кубометров в секунду. В апреле резко вырастает почти до 250. Это не позволяет реке выходить из берегов и пересыхать. Благодаря этому сохраняется ее флора и фауна.

Согласно данным карты расстояние от Ухты до поселка Ижма составляет 1277 км. Наш сервис позволяет вам самостоятельно работать с расположенной выше картой. Используя эту карту, вы можете точно построить необходимый вам маршрут от Ухты до поселка Ижма , а также узнать расстояние между этими пунктами. Чтобы принять решение о том, как доехать из Ухты до поселок Ижма , следует просто ввести пункт отправления и пункт назначения. После этого система сама найдет самое короткое расстояние и представит возможный план проезда (Он определяется путем построения маршрута по автодорогам). Дорога из Ухты в поселок Ижма отображается на плане жирной линией. Карта покажет населенные пункты, которые встретятся на вашем пути при движении по трассе Ухта - поселок Ижма. Предложенный на карте-схеме маршрут Ухта-поселок Ижма является лишь одним из возможных. Вы можете проложить свой путь через любой выбранный вами транзитный пункт. Чтобы детально ознакомится с информацией о населенных пунктах, развилках, мостах, ж/д путях и др. объектах на вашем пути, можно воспользоваться различными функциями, такими как увеличение/уменьшение масштаба, переключение слоев (спутник, схема, гибрид, народная карта). При помощи функции "линейка" можно определить расстояние по прямой до любого пункта на карте. Некоторые автомобилисты предпочитают пользоваться картами, распечатанными на бумаге. Чтобы распечатать схему проезда, следует нажать на кнопку "Печать маршрута".

Ижма

Ижма (Изьва) - село на правом берегу Ижмы (левый приток Печоры), центр сельской администрации и Ижемского района, в 544 км от Сыктывкара , древнейшее коми селение на р.Ижме. Неподалёку от с.Ижмы археологами обнаружены два древних поселения, одно из них относится к VIII-III вв.до н.э. Село Ижма возникло в 1567-1576 . Побывавший здесь в к.XIX в. архангельский губернатор Энгельгардт А.П. упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви ; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 (эта летопись не сохранилась). По др.публикации XIX в. селение было основано в 1572 переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платёжной книге 1575, в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населённом пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка - сегодняшнее село Ижма.

Его основателями были коми , переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла её по числу жителей. В 1638 в Ижме было 37 крестьянских дворов , а в 1646 - уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679. Тогда в Ижемской слободке было 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др. Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов . Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Сёмгу и сёмужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, гл.образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдалённых районах - на Печоре и в Зауралье.


Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург , Новгород и др.города. Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов . Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей ("роч" - "русский"). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в с.XVII в. С Пинеги в Ижму пришёл крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозёрска - Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев ("новокрещённые самоядины"). 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655 , 1661-1662 и 1678-1679 , вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 ижемцы жаловались, что у них "хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся... травою". В 1678 очевидец сообщал: "Жители... гладом тают и умирают... и такая нужда в сей стране повсюду на... Ижме, Усть-Цильме и на Пустозёрском остроге".


Участница праздника "Луд"

Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавление от нищеты и голода: Филиппов А.А. "сшол от голоду в Пермь Великую", Кузьминых С.Ф. "умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозёрском остроге", Бабиков К.И... "от голода сшел в Кевролу (на Пинегу) з женою и з детьми...". Первая деревянная ижемская церковь "во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка" была построена, по данным Тентюковой Ф.А., в 1678 . Она не раз сгорала при пожарах. Один из них, "истребивший большую часть домов и церковь", случился в 1700 . В 1728 была построена новая деревянная одноэтажная церковь, впоследствии также сгоревшая. Лепёхин И.И., побывавший здесь в 1772 , отметил, что при церкви была "колокольня деревянная... высокая и искусно построенная". В петровскую эпоху велись активные поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян . Было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе , Кузбассе, районе Воркуты , нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли де Геннин Г.В., Татищев В.Н. , Брюс Я.В . Предпринимались спорадические попытки наладить промышленную добычу нефти при впадении р.Ухты в Ижму.


С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, привнеся в него немало рациональных приёмов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей". Завезя из Устюга молочный скот, ижемцы вывели на его основе новую породу, причём столь удачную, что в с.XIX в. даже писали: "Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме... где можно делать сыры не хуже голландских". Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До первой пол.XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. - село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селений Архангельской губернии . В с.XIX в., как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей - Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стояли 2 церкви (на четырёхугольной площадке) "между домами - по обе стороны от церквей - тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки.


Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей - небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору". В 1801 было получено разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви с двумя престолами. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 . 29 НЯ 1821 освятили первый престол, 22 НЯ 1828 - второй. В 1829 разобрали деревянную церковь (построенную в 1773 ). В 1833 и 1848 каменную церковь перестраивали, в 1884-1888 построили третий престол. В 1860 была разобрана ещё одна деревянная церковь, существовавшая с 1794). В 1862 построили новую деревянную церковь. В 1820 в Ижме открылась церковно-приходская школа, в 1850 преобразованная в приходское училище, а в 1869 - в двухклассное сельское училище Министерства просвещёния для мальчиков, при котором в 1871 был открыт ремесленный класс (обучали здесь портняжному и сапожному ремеслам). 28 МР 1873 открылось женское училище, 7 ЯН 1891 - церковно-приходская школа. В 1833-1838 происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжёлой дорогостроительной повинности. В 1862 построили также новую деревянную церковь.


В 1873 в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 человека . В к.XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский п-ов, где потомки переселенцев живут до с.п. В 1897 в селе было 2166 человек. В 1905 в Ижме было 277 дворов, 2746 человек: в 1918 - 365 дворов, 2406 человек, в 1926 - 458 дворов, 2192 человека. В 1921 коми составляли 97,4% человек, русские - 1,4%, ненцы - 1,2%. 19 ОК 1927 здесь открыли профтехшколу для подготовки кадров речного флота (в 1930 переведена в Щельяюр). В 1930 в селе имелись районные учреждения, зубоврачебный кабинет, консультация для женщин и детей, фельдшерско-акушерский пункт, пароходная стоянка, школа, изба -читальня, райдом крестьянина, детский сад, районная центральная библиотека, народный дом, агропункт, зоопункт, камера нарсуда , бактериологический институт, заготпункт госторга , крестьянский комитет общественной взаимопомощи, райагроном. При советской власти Ижма - так же ходовое название лагерей , выделенных в самостоятельное управление из Ухтпечлага в 1933 . В 1932-лето 1933 в селе работал Ухта-Печорский горно-нефтяной техникум, переведённый в Чибью . В 1950-х разрушили старинную деревянную Преображенскую церковь. К 1959 численность населения увеличилась до 2495 человек, к 1970 - до 3090 человек, к 1989 - до 3595 человек, из них 79% коми; к 1992 - до 3914 человека. В 2000 в Ижме жили 3838 человек.


Сыктывкар Археология Бюджет Власть государственная Воркута Государство Губерния ГУЛАГ Двор Действие социальное Донбасс Зыряне Изба

Поделиться