Владыка иннокентий. О грехе и его последствиях. Епископ Благовещенский, в Белбалтлаге

Четвертая часть земной жизни архиепископа Иннокентия (Тихонова) прошла в тюрьмах, лагерях и ссылках. В возрасте 48 лет, будучи правящим архиереем Винницкой епархии, владыка принял мученическую кончину – 29 ноября 1937 года он был расстрелян по приговору НКВД.

Архиепископ Иннокентий прославлен в 1993 году в числе новомучеников и исповедников Слободского края как местночтимый святой Харьковской епархии (память 1 июня по новому стилю). Через пять лет, в 1998 году, посмертно реабилитирован.

Теперь же, согласно решениям Священного Синода УПЦ от 1 апреля сего года, священномученик Иннокентий (Тихонов) вошел в состав Собора Винницких святых с титулом архиепископа Винницкого. День памяти владыки установлен 29 ноября по новому стилю.

Борьба с раскольниками, «Русская Голгофа» и другие лагеря

Священномученик Иннокентий (Тихонов) принял монашеский постриг в 23 года в Александро-Невской Лавре. С началом Первой мировой войны был духовником больных и раненных, позже – полковым священником Терского казачьего полка. Закончив духовную академию со степенью кандидата богословия и Петроградский археологический институт, занимался изучением церковной истории. Стал основателем Александро-Невского братства и сподвижником священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.

Во годы Первой мировой войны

Владыка Иннокентий активно выступал против раскольников-обновленцев, именовавших себя «прогрессивным духовенством», и ратовавших за т.н. «демократизацию управления Церкви» и «модернизацию богослужения». Обновленчество возникло на волне Февральской революции 1917 года, и несколько лет было единственной православной церковной организацией, официально признаваемой советской властью.

Иеромонах Иннокентий слева

В годы гонений на Церковь архиепископ Иннокентий был правящим архиереем четырех епархий и членом епископского совета Русской Православной Церкви.

С 1922 года владыка по нескольку лет находился в ссылке в Архангельской губернии, Туркестане, отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения, который в народе прозвали «Русская Голгофа», а также в Беломорско-Балтийском ИТЛ.

Обвинение в контрреволюционной деятельности, тюрьма, расстрел

В 1937 году архиепископ Иннокентий получил назначение на Харьковскую кафедру, чуть позже стал архиепископом Винницким. На территории Винницкой области тогда действовало около 120 церквей, принадлежавших канонической Церкви. Несколько месяцев владыка защищал вверенную ему паству от посягательств раскольников, стараясь сохранить в единстве Православную Церковь.

«Особо тяжелым ударом по всему священству Украины стал приказ народного комиссара внутренних дел УССР Израиля Моисеевича Леплевского на проведение в сжатые сроки широкой операции с целью «решительного разгрома церковно-сектантских контрреволюционных кадров» , – пишет церковный историк Ростислав Моцпан. – «28 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали».

Архиепископ обвинялся в контрреволюционной деятельности, и «13 ноября в отношении него был проведен первый и единственный допрос. Архиепископ не назвал ни одной фамилии, отрицал обвинения, не соглашался со свидетельствами и ни в какие переговоры со следователем не вступал» .

По приговору Винницкого НКВД архиепископ Иннокентий был расстрелян 29 ноября 1937 года в полночь. В центре Винницы, во дворе НКВД, людей тогда расстреливали тысячами и хоронили тайно в братских могилах.

Епископ Иннокентий (Ладожский)

«Тело владыки опознано по протоколу обыска и выписке найденных вещей»


– В 1943 году в Виннице проходили раскопки могил жертв репрессий, в которых принимала участие международная комиссия. Было найдено 9432 тела, из которых 679 человек смогли идентифицировать по документам, обнаруженных при телах, и каким-то вещам и приметам, которые узнавали их родные и близкие
, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский. – В отчете международной комиссии 1944 года представлен список опознанных людей. Номер 599 – Тихонов Борис Дмитриевич – мирское имя владыки Иннокентия. И указан г. Хмельник, где проживал владыка, потому что в Виннице тогда не было возможности совершать служения. Тело владыки опознано по протоколу обыска и выписке найденных вещей.

Как рассказал о. Назарий, немецкие оккупанты тела найденных людей перезахоронили на территории центрального кладбища и создали там мемориал:

– Тело владыки Иннокентия почивает в братской могиле. Согласно архивным данным, это семь больших и длинных могил, которые теперь нельзя найти, потому что после окончания войны советская власть все это уничтожила.

Молитвенные ночи в память владыки, крестный ход и «Чин моления о святых иконах»

Храм Вознесения Господнего, где служит о. Назарий Давидовский, расположен возле того самого центрального винницкого кладбища, где были перезахоронены тела репрессированных. В 2013 году, в ночь расстрела владыки Иннокентия, в Вознесенском храме впервые совершалась Божественная Литургия в память священномученика.

– В 2014 году молитвенная ночь и память владыки Иннокентия, по благословению владыки Симеона, совершалась в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Винницы, где Литургию служило духовенство епархии, – рассказывает о. Назарий. – После этого мы крестным ходом пошли ко всем трем местам расстрелов и первых захоронений жертв репрессий. Там установлены кресты, и на каждом из них мы совершили заупокойные богослужения. А на месте братской могилы, где покоится тело архиепископа Иннокентия, мы спели Величание владыке как святому.

А 1 марта 2015 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению митрополита Винницкого и Барского Симеона, впервые в Украине в ряде храмов Винницкой епархии был совершен особый «Чин моления о святых иконах», написанный в 1922 году священномучеником Иннокентием (Тихоновым) в Петрограде. Владыка составил этот особый чин священнодействия, чтобы обновить в сердцах и сознании людей благоговейное и почтительное отношение к иконам, которые находятся у них дома.

Молитвенная ночь в винницком храме Вознесения

Винницкое духовенство и православные винничане с большим воодушевлением восприняли совершение «Чина моления о святых иконах» - многие плакали и говорили, что чувства у них – как на Пасху.

Чин моления о святых иконах

Фотографии, письма и очевидец из Австралии

А о. Назарию Давидовскому понадобилось шесть лет, чтобы собрать документы по пребыванию владыки Иннокентия на Винницкой кафедре, его духовному наследию и мученической кончине на винницкой земле. Как рассказал о. Назарий, география его поисков расширилась от Санкт-Петербурга и Москвы до США и Австралии.

Например, удалось найти свидетеля раскопок в 1943 году – он был сыном винницкого священника. Сейчас Георгию Кишковскому 88 лет, он проживает в Австралии, и ко дню освобождения Винницы даже участвовал в конференции по скайпу, которую о. Назарий проводил в педагогическом колледже.

В результате многолетних трудов о. Назария и всего исторического отдела Винницкая епархия подала прошение на рассмотрение Священным Синодом УПЦ возможности установления отдельного дня памяти владыки Иннокентия как архиепископа Винницкого.

– В прошении на Синод мы указали, что найдены документы, подтверждающие служение владыки Иннокентия в Винницкой епархии, его расстрел и перезахоронение. Говорят, есть фотография с винницким духовенством, но пока что не удалось ее найти. Еще сохранились письма из Хмельника, которые владыка писал своим духовным детям, – говорит о. Назарий Давидовский. – Теперь, когда Церковь установила отдельный день памяти священномученика Иннокентия (Тихонова), архиепископа Винницкого, у нас есть в полной мере свой святой – покровитель Винницы, нашей епархии и области в целом.

Архиепископ Херсонский и Таврический
ИННОКЕНТИЙ

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника.

В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1823 году Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустам». Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.

Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», - вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.

Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

28 января, в воскресенье, в Успенском храме в Неделю о мытаре и фарисее прошла особая Божественная Литургия.

А с понедельника началась первая из трех подготовительных недель Великого поста. В эти дни, когда православные готовятся к приближающемуся Великому посту, Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисеее. И настоятель Успенского храма епископ Иннокентий упомянул ее в своей пропоповеди:

-Сегодня Неделя о мытаре и фарисее. В день сегодняшний мы прочли в Евангелие отрывок, каждому, кто давно ходит в храм известную, поэтому подробно его пересказывать я не буду, но давайте попытаемся вместе с вами еще раз поразмышлять о значении этого текста. В этом отрывке мы сталкиваемся с двумя людьми: один - фарисей, другой - мытарь. Фарисей занимался своей благочеситивой и правильной деятельностью, думая о том, как ему угодить Богу через исполнение всего того, что написано в законе. Правда еще вопрос: исполнял ли он и мог еще исполнять все то, что было прописано в Ветхозаветном законе. Это было сделать сложно и, вообще, невозможно для человека, но тем не менее для себя самого он таковым казался. Мытарь - человек, который занимался другой деятельностью, собирая налоги в пользу Римскоо государства, который, как известн, был для Израиля оккупантом и потому израильтяне не уважали мытарей и называли их предателями, обманщиками и другими нелицеприятными словами, и в храме с ними не общались. И вот два этих человека в храме, они совершенно по разному ведут себя, указывая на свое расположение к Богу. Один - фарисей, прежде чем приступил к молитве, посмотрел на мытаря, сравнил себя с ним и стал перед Богом радоваться и благодарить Его за то, что он фарисей не таков, как этот мытарь, презренно сказав, что, мол, я не таков, как этот и вообще я все делаю в отличае от таковых так, как положенно по закону - и пощусь, и жертву подаю. Мытарь не имел возможности всецело выполнять предписания религиозные, может быть по роду своей деятельности, но он смиренно себя осознавал пред Богом недостойным и потому лишь только стоял и просил Бога о милости, котору ему, может быть будет ниспослана от Господа.

Два человека в притче Христа представляют вам два образа, два примера религиозного сознания отношения между человеком и Богом. Прежде чем мы вернемся к этой теме о мытаре и фарисее, давайте также вспомним, что с нынешнего воскресенья в храмах мы начали слышать снова слова покаяния о первой неделе пред постом. Слова, которые нас заставляют задуматся о нашей жизни, о том, имеем ли мы покаяние перед Богом и настроены ли мы на то, чтобы свою жизнь изменять. Помните, когда в Предтечи я выходил на проповедь, то слова, обращаемы от них к людям были просты и достаточно ясны: Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное. Покайтесь, ибо в этом есть суть спасения души человеческой. И вот в нынешний воскресный день мы снова слышим эти призывные слова покаяния, чтобы нам было даровано от Господа Его благословение. Между прочим каждому из нас надо задуматься над этим. Покаяние - это есть не просто лишь одно наше желание, выдавливание из себя то, что мы видим в себе греховного. Покаяние - это еще и дар Господний, дар Божий.

А все объясняется просто - для Церкви православной, которая готовится к Великому посту, который начинается у нас уже очень скоро, примерно через месяц, для Церкви важно, чтобы мы для себя поставили правильную цель, которую имеет Господь для нас, а он желает нашего спасения. Но он не может спасти человека без его собственного произволения, если у него нет произволения на покаяние, то как можно избавить его от грехов. Вот почему Церковь перед Великим постом установила такие определенные периоды приготовления, чтобы мы уже сейчас осознавали и видели пред собой те цели, которые нам надо будет решить прежде всего по отношению к самим себе и к своей душе. Мы поем, мы читаем, мы задумываемся о том имеем ли мы должное покаяние перед Богом.

А скажите мне имел ли фарисей это покаяние пред Богом? С одной стороны, когда мы читаем завершение этой притчи, то в ней есть такая фраза, что мытарь вышел из храма более оправданным, но там нет совершенного отвержения фарисея. Он ведь делал все, что ему приписано законом, как мы уже ранее сказали. Так почему же он вышел менее оправданным, чем мытарь, который вопиял: "милости буде мне грешнику Господи". Потому что у фарисея не было настоящего желания каяться, потому что у фарисея или у человека определенного религиозного настроения, такого, который желает для того, чтобы в его жизни было хорошо, надо исполнять определенного рода действия - правила. На самом деле, скажем так, правила есть и мы их, скорее всего, исполняем. Вопрос лишь связан с тем, как мы к этим правилам относимся? Мы их считаем вседостаточными или все-таки есть, что-то еще другое, помимо этих правил, что позволяет нам с Богом иметь мир, иметь покой, иметь прощение. Вот такая философия. Только одни внешние правила - они не спасают человека. На что надеялся фарисей? На что предполагали и надеялись ветхозаветные иудеи? Они думали, что есть таковые и все надо выполнять: жертвы приносить, определенные проценты от своего достатка в храме оставлять, подавать нуждающимся маленькие проценты. Они размышляли, мол делаем все правильно, а что еще нужно? Бог обязан теперь делать так, чтобы у нас все было хорошо. Чтобы и царь был у нас свой, не римский, а свой - иудейский. Так размышляло большинство. Почему Господь в лице фарисея показывает, что таковые размышления они губительны для душевного настроения человека потому, что человек в таком состоянии становится постепенно горделивым, неприемлющим другой точки зрения, отказывающийся вообще рассматривать эту точку зрения, считающий себя правым во всем. Согласитесь, что подобное настроение нередко бывает у нас - в наших семьях, когда между мужем и женой, или между детьми и родителями возникают какого либо рода дискуссии. И нередко никто не желает понять и уступить, и нередко все заканчивается скандалами и каждый остается при своем мнении. И все это опять же происходит от того, что в душе человека не происходит умаления самого себя перед лицом другого человека, чтобы понять его, по крайней мере, понять и услышать, чтобы можно было попытаться найти мир и единство между друг другом. Вот в этом плане для нас - это поучение о мытаре и фарисее накануне наступления Великого поста указывает на то, что без внутреннего осуждения себя, без смирения себя самого пред всем и вся, без внутреннего смирения человек не сможет найти подлинного покаяния. Он с тайной гордостью, которая будет проявляться в том, что он - это человек будет мало-помалу всё и вся осуждать, всех критиковать, кроме себя самого, все ему будет не нравииться, на все будет роптать и мало-помалу внутри такого человека будет присходить очерствение и для такого человека, может быть не в полной мере, будет закрыта действие Благодати Божией и Благодати покаяния. Не будет подаваться такому человеку благодати покаяния пока не придет сознание своего смирения. Вот мытарь, в этой притче, пришел к осознанию своего смирения. Он понимал прекрасно не чем ему гордиться. Может было у него богатство, но не праведное же богатство. Все знали, что мытари воровали, а он пришел и сам себя за это осудил. Он понял, что так жить нельзя. Изменяться надо, изменять надо самого себя, свое отношение к окружающим и Бог этому человеку отвечает. Он вышел из храма более оправданным потому, что он сам себя осудил, он понял в чем он грешен.

Для нас, братья и сестры, время, которое приближается Великого поста - есть время, как вы знаете, кто в храм уже много лет ходит, насколько это время благодатное может быть, потому что в этом времени, и когда мы совершаем пост телесный, и когда мы много молимся и совершаем иные действия - учимся смиряться, вот в это время человек становится стать наиболее восприимчивым к действию Благодати Божией. Ну а основой этого являет дух смирения и дух самоосуждения. Без этого не бывает просто человека, даже в миру, вы знаете прекрасно, что человек не будет себя сам критически рассматривать, не будет подвергать исследованию критическому своих действий. Он в итоге просто остановится, его конкуренты обойдут. И в духовной жизни так же получается. Важно уметь себя нелицемерно перед лицом Божиим поставить таким, каким ты есть. И в этом отношении представит правде перед Богом, а если мы это сделаем, то мы вдруг узнаем, что нам не на что надеяться кроме как на милость Божию. Подлинно узнаем и когда смиримся, тогда в Благодати Божией обретаем подлинное покаяние.

Братья и сестры, с сегодняшнего дня мы начинаем готовиться ко времени Великого поста и наступающая Неделя, наступающая седмица, тоже будет смирящая нас в быту. Мы, в большинстве своем, привыкли в среду и пятницу поститься, а на этой неделе - пост в среду и пятницу отменяется, хотя сами по себе среда и пятница, как священные дни поминания Спасителе для нас остаются, но пост отменяется. Церковь приписывает своим уставом в эти дни не поститься для того, чтобы мы все научились в эти дни смиряться и не надеясь на свои, часто, мнимые подвиги, которыми мы думаем ублажить Господа и всех святых, чтобы нам были прощены грехи. Это важно и пост, и молитвы, и стояния, но важно и нечто иное, соединяемое нас с нашим постом, то внутреннее состояние, которое привело мытаря к большему оправданию перед лицом Господа. Желаю всем вам, дорогие братья и сестры, обрести внутри себя праведное расположение и встать на путь смирения, любви и к Богу, и к ближнему. Аминь!

- (в миру Александр Дмитриевич Пустынский).

23 сентября 1868 года в Александро – Коровиной Пустыни в семье священнослужителя Дмитрия и Александры Павловны Пустынских родился мальчик, которому нарекли имя Александр. Крещён в Свято – Троицкой церкви 26 сентября. Эти земли в то время входили в состав Грязовецкого уезда Вологодской губернии, а Свято – Троицкая церковь относилась к четвёртому благочинному округу. Всего церквей в уезде было 70.

В детстве его звали Кено, он очень рано осиротел. Летом пас крестьянский скот, а потому его кормили поочереди. Был он очень одарённым мальчиком. Самоучкой научился читать и писать. Часто обращался к местному священнику, который давал ему читать священные книги. Он пристрастился к религии. У него был очень хороший голос и по большим праздникам священник приглашал его на клирос на песнопение. Видя такие способности мальчика и веру его к Богу священник стал хлопотать, чтобы дать мальчику духовное образование. Прежде всего он обратился к прихожанам о сборе средств на учёбу Кены. Вскоре необходимые средства были собраны. Кено уехал из Пустыни в Вологду и в 1883году пятнадцатилетним подростком поступает в Вологодскую духовную семинарию. После окончания семинарии в1890 году Александр Пустынский поступает в Киевскцю Духовную Академию, которую блестяще заканчивает в 1893 году со степенью кандидата богословия его направляют в Троице – Сергиеву Лавру, что тоже считалось очень престижным. На его проповедях присутствовали члены императорской фамилии.

В 25 лет (в1893г.) его направляют псаломщиком кафедрального Собора в Сан – Франциско в Америке.

В 1894 году пострижен в монашество. Возведён в сан иеродиакона, а через две недели – в иеромонаха.

1895 год – помощник инспектора Новгородской дух. Семинарии.

1897 год - пом. Инспектора Московской дух. Академии.

1899 год - член СПб дух. Ценз. Комитета в сане Архимадрида.

За свой труд «Пастырское богословие в России за 19 век» получил степень магистра богословия и назначен Ректором Тверской духовной семинарии. Кроме магистерской диссертации в общем списке наиболее известных его научных работ числятся статьи-проповеди «Многое и единое», «Дары земные небесному жителю», «Три искушения», «Два пути».

В начале 1903г. – наместник Кремлёвского Чудова монастыря.

Он стал общаться с сильными мира сего. Проповедник, духовный писатель, эрудированный и самостоятельно мыслящий богослов, знающий иностранные языки – таким был Иннокентий. Синод, как мне кажется, побаивался держать его в Москве, и его отправили за три девять земель, в Русскую Америку, в подчинение к епископу Тихону, будущему Патриарху всея Руси.

Решение Синода об учреждении в Алеутской епархии викариатства с присвоением викарному епископу наименования «епископ Аляскинский» и с назначением ему местопребывания в Ситке, было утверждено императором Николаем II 29 ноября 1903 года. В тот же день император утвердил доклад Святейшего Синода о назначении наместника Московского Чудова монастыря архимандрида Иннокентия (Пустынского) епископом Аляскинским. В Указе от 3 декабря 1903 года говорилось, чтобы наречение и посвящение его в епископский сан было произведено в столице. 14декабря 1903г. в Казанском соборе г. Санкт-Петербурга была совершена хиротония архимандрида Иннокентия во епископа Аляскинского, викария Северо-Американской епархии. Хиротонию совершали восемь епископов, в том числе и епископ Тихон. Именно наш земляк, Александр Дмитриевич Пустынский, стал первым Викарием Северо – Американской епархии.

Викарный епископ – правая рука главы епархии. Через него проходит масса основных документов, отчётов, прошений, рапортов. Он в курсе всех событий, происходящих как в центре, так и на периферии. К его мнению прислушиваются, с ним советуются, а за душевность и ум уважают.

1906 год (38 лет) – Иннокентий в Вашингтоне встречался с президентом США Т. Рузвельтом и имел с ним беседу. Основной темой для обращения к главе государства были положение и права коренного населения на Аляске. Он говорил о просвещении туземцев, незаконной продаже спирта белыми людьми туземцам, о контроле над полицией и младшими судьями, о даровании Аляске права иметь в Конгрессе своих представителей и др. Президент выслушал епископа Иннокентия и пообещал обратить внимание на поставленные вопросы. Этот разговор был без переводчиков, так как епископ Иннокентий в совершенстве владел английским языком.

После встречи с президентом Т.Рузвельтом губернатор, занимавший недружественную позицию по отношению к Православной Церкви, вскоре был отозван из Ситки. Новый губернатор с уважением относился к Православной Церкви. Жители Аляски получили право делегировать своего представителя в Конгресс.

Работа священнослужителей на Аляске была очень сложной. Не было нормальных бытовых условий. Чтобы прихожане Аляски понимали Священное Писание, духовно-нравственную и богослужебную литературу – её переводили на эскимосский, и языки народов Аляски. Изданию переводов уделялось много внимания. Преосвященный Иннокентий служение на Аляске приравнивал к подвигу и подвигу нелёгкому, подобно апостольскому.

С 1907 по 1909г.г. епископ Иннокентий исполняет обязанности Архиепископа Северо – Американского святителя Тихона, которого перевели служить в Россию. Два года о. Иннокентий замещал иерарха, отвечая за всё, что происходило в заграничной епархии. Это немаловажный факт в его биографии.

Весной 1909 года, после выезда из Сан – Франциско, Иннокентий назначается епископом Якутским и Вилюйским. До февраля 1912года он руководит далёкими северными приходами, посещал даже Чукотку в зимние холода.

В 1911г. (в 42года) – представлен императору Николаю II и Императрице Александре Фёдоровне и имел с ними получасовую беседу. О чём шёл разговор - пока не известно.

В это время в Священном Синоде решался вопрос о заполнении вакансии Архиепископа в самой трудной и горячей точке – Туркестане. Священники очень неохотно ехали из России в края, где бывали частые землетрясения, антисанитария, нехватка воды, отсталость и дикость коренного населения, эпидемии и другие невзгоды. Местные чиновники всячески сопротивлялись распространению православия. Генерал – губернатор Ташкента фон Кауфман заявлял: «Я не потерплю здесь ни архиереев, ни жандармов!». Представительство православной миссии было отнесено на самую окраину Туркестана в городок Верный, откуда зачастую до Ташкента даже добраться было невозможно. Ещё в 1869 году духовенство края возбудило ходатайство об учреждении епархии в Ташкенте, но мечта миссионеров так и не осуществилась.

С августа 1912 года преосвященный Иннокентий (Пустынский), прибыл по месту архиерейского служения в Ташкент. Это было самое трудное поручение, выполняя которое русский священник принимал на себя бремя тяжёлых обязательств по закреплению русской церкви в восточно – азиатском регионе страны. Человек очень начитанный, образованный, автор ряда трудов по истории Церкви, создатель учебника «Пастырское богословие». Епископ Иннокентий славился своими проповедями и аскетической жизнью. По прибытии новый владыка две недели провел в Ташкенте: совершал Богослужения, посетил Свято-Никольский женский монастырь, выступал в учебных заведениях. В Ташкенте преосвященный Иннокентий снарядил поезд, в который входили церковь-вагон и три вагона для архипастыря, причта и певчих. На этом поезде владыка объезжал приходы.

В дальнейшем епископ Иннокентий занимается упорядочением епархиальных дел. При нем округов в епархии стало насчитываться двадцать один. Преосвященный Иннокентий сумел окружить себя высокообразованным духовенством, владыка интересовался историей научного и культурного развития Туркестанского края.

Епископу Иннокентию наконец-то удалось то, что не получалось у всех его предшественников. Летом 1916 года он выехал в Петербург, где выхлопотал указ о перенесении кафедры туркестанских епископов из города Верного в Ташкент. Переезд в Ташкент состоялся всего за два месяца до Февральской революции. Но этот факт позволил владыке Иннокентию в полной мере сохранить управление епархией.

Указом Святейшего Патриарха Тихона на Пасху 1918 года владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Преосвященный Иннокентий сделал много невозможного в годы богоборчества, когда в Туркестане постановлением ЦК начался «красный террор». В июне того же года был созван съезд представителей Туркестанской епархии в расширенном составе. В это же время был возобновлен выпуск в Ташкенте епархиального печатного органа под новым названием – «Туркестанский церковный вестник».

Архиепископ Иннокентий хорошо читал проповеди, мог легко убедить людей в совершении того или другого деяния. В своих воспоминаниях выдающийся хирург, Лауреат Сталинской премии Валентин Феликсович Войно – Ясенецкий, известный впоследствии под именем епископа Луки, так писал о своей первой встрече с Владыкой в Ташкенте в 1920 году: «Он взял меня под руку и повёл на перрон, окружавший собор. Обойдя два раза вокруг собора, он заговорил о большом впечатлении, которое произвела на него моя речь на собрании, восторгался глубиной и искренностью моей веры и, неожиданно остановившись, сказал мне: «Доктор, Вам надо быть священником!» У меня не было и мысли о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыка! Буду священником, если это угодно Богу!»

В 1922 году, по попустительству большевицких властей, образовалось обновленческое высшее церковное управление (ВЦУ), которое стало диктовать условия православным епархиям. Архиепископ Иннокентий, видя антицерковную сущность этой организации, объявил епархию самоуправляемой. Созванный вскоре съезд духовенства и мирян отверг все притязания ВЦУ. Но местные власти начали жестокую травлю владыки Иннокентия, в результате которой он вынужден был покинуть епархию, получив предписание от чекистов о немедленном выезде из Ташкента, ему дали 3 часа на сборы, а потом «услужливо» посадили на поезд, идущий в Россию.

Архиепископ Иннокентий оставляет свою Ташкентскую резиденцию и едет в Москву, в центр всех перемен, за прояснением обстановки.

В Москве Обновленческий Синод предложил ему работу здесь, зная его опыт и знания. Он начинает колебаться, не даёт конкретного ответа, а Синод всё же подбирает для него престижное и авторитетное место. За все сложные годы работы на Аляске, Якутии, Туркестане о. Иннокентий сильно устал, развивающаяся болезнь лёгких даёт о себе знать и он уезжает в родные края, в Александро – Коровину Пустынь. Проводит службы в местной церкви. Люди, когда узнали в округе, что Иннокентий вернулся – в Александро – Коровину Пустынь- началось паломничество, очень много людей хотели послушать его проповеди. Он проводит службы в Свято-Троицкой церкви, крестит малышей, венчает, отпевает умерших.

Обновленческий Синод назначает о. Иннокентия в 1923 году Архиепископом Курским и Обоянским, а в 1924 году подобрали работу в основе основ русского православия, городе Киеве, назначив его митрополитом Киевским и Галичским. Одновременно Украинский Синод выбирает его на должность заместителя председателя, с прицелом на бедующее Председательство в целом, но последнего назначения не состоялось. Украинский Синод возглавил другой человек.

Митрополит Иннокентий до 1929 года служил в Киево – Печёрской Лавре, но какой он след оставил, каковы его заслуги на Украине – предстоит ещё выяснить.

В июле 1929 года Иннокентий Пустынский подаёт рапорт об уходе на покой. Он возвращается на свою малую родину, в Александро-Коровину Пустынь. Владыка везёт из Киева свой скарб – это обширная библиотека, физгармония, наградные вещи привезённые из Америки: за отличную службу о. Иннокентий был награждён золочёной парчовой ризой, украшенной торжественными бубенцами (по другим сведениям колокольчиками), так же раззолоченной митрой и наперстным крестом. Ещё в повозках были иконы для домашнего иконостаса и всё необходимое для проведения церковных служб. Прожил Владыка в Пустыне 3года, жил более чем скромно.

В 1932году Обновленческий Синод разыскивает среди лесов и болот вологодчины отставного священника и просит его возглавить Церковное управление Северного края, в состав которого входили Архангельская и Вологодская губернии. Как ответственный человек, преданный раз и навсегда избранному пути Иннокентий Пустынский соглашается возглавить ЦУ Северного края. Со всех деревень и хуторов пришли люди, чтобы простится с уважаемым земляком. Звенели колокола, а местное население прощалось с Владыкой навсегда. За о. Иннокентием приехали милиционеры и увозят в Шуйское, а оттуда – в Архангельск.

По приезде в Архангельск (в начале 1932г.) Иннокентий Пустынский возглавляет Церковное управление Северного края и является Митрополитом Архангельским и Холмогорским. «С первых дней работы в Архангельске он в своей практической деятельности доказал, что его пребывание в рядах руководителей обновленчества является лишь своеобразной маскировкой его истинно-политической ориентации».

В качестве доказательства приводятся показания прихожанки, некой Кузьминой: « За весь период работы в Архангельске Пустынский проявил себя как противник обновленчества. Мне не раз приходилось от него слышать: «Я к обновленческому течению не принадлежал и принадлежать не буду, ибо цель обновленчества не созидать церковь, а разрушать».

Со страниц следственного дела №914/33 встаёт перед нами облик человека, вызывающего глубокое сочувствие и уважение, не потерявший присутствия духа, сохранивший чувство собственного достоинства. Он не увиливает от ответа, его показания предельно откровенны, хотя он знал, что за этим последует.

14 марта 1933 года Владыка был арестован по обвинению в «несогласии с политикой Советской власти по отношению к церкви» и приговорён к 3 годам тюрьмы с отбыванием наказания в Казахстане. В Алма- Ате (бывший Верный, где некогда размещалась его архиерейская кафедра) он сделался простым звонарём Покровского храма. Современник вспоминает: «Трезвонил Иннокентий замечательно красиво, чему способствовал его серьёзный музыкальный талант».

Среди «церковников», расстрелянных в 1937 году одновременно с Преосвященным Алма-Атинским и Казахстанским Тихоном (Шараповым) упомянут Александр Дмитриевич Пустынский (именно таково было мирское имя архиепископа Иннокентия). Весьма вероятно, что он успел принести покаяние в обновленческом прошлом перед епископом Тихоном, был схвачен вместе с ним и искупил все былые грехи кровью мученичества.

Так закончилась жизнь нашего земляка, Митрополита, Архиепископа, всю жизнь отдавший служению Русской Православной церкви.

Высокопреосвященный Иннокентий (в миру Александр Дмитриевич Пустынский), наместник Чудова монастыря, викарный епископ Северо-Американской епархии, епископ Аляскинский, епископ Якутский и Вилюйский, член Санкт-Петербурского Духовного Цензурного комитета в сане архимандрида, секретарь Поместного собора 1917 года, архиепископ Туркестанский и Ташкентский, митрополит Киевский и Галицкий, Председатель Совета и Ректор Высшей Богословской школы в Киеве, митрополит Архангельский и Холмогорский, учёный – философ, магистр- богослов урожденец земли Вологодской был дважды реабилитирован: 2 августа 1989 года – по решению областной прокуратуры г. Архангельска по следственному делу, заведённому в 1933 году, и 7 сентября 1993 года – по ходатайству Алма – Атинской Епархиальной комиссии по канонизации новомучеников по следственному делу 1937 года, а вот церковной реабилитации пока нет. Просвещенный народ надеется, что она будет!

26 апреля 1994 года в газете «Красный Север» была опубликована статья Ассии Хайретдиновой «Архипастырь Богомудрый» , после которой посыпались упрёки некоторых священнослужителей, вроде как «не достоин поминания», предал веру, пошёл по неправильному пути» и т.д.

Очень доходчиво ответили через ту же газету бывшие жители села Пустыни: Анатолий Васильевич Ширкунов и др. – «Доколе будет русский бить русского, православный православного? Разве это по христиански, по-божески? Где же милосердие у священнослужителей, которые родились позднее, а то бы и им была такая же участь!?»

В 2009 году Митрополитом Калужским и Боровским Климентом (Капалин) издана книга «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917года». В предисловии напечатано обращение к читателям Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который отметил добрые плоды миссионерских трудов наших достойных предшественников, одним из которых был наш земляк Иннокентий Пустынский. В биографическом очерке про Иннокентия Пустынского сказано так (стр.489): «В марте 1923годауволен на покой. В том же году он уклонился в обновленчество, но позднее восстановился с Церковью ».

Ещё хотелось бы сказать, что Иннокентий Пустынский сумел распознать в известном хирурге, профессоре с мировым именем Валентине Феликсовиче Войно – Ясенецком великого проповедника Православной церкви, впоследствии Архиепископа Луки. В 1996 году Святейший Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение о причислении Высокопреосвященного Архиепископа Луки к лику местночтимых святых как Святителя и исповедника веры. Похоронен он в городе Симферополь, скончался в день всех Святых 11 июня 1961 года.

7 октября 1994 года в пос. Кирпичное был открыт Музей памяти митрополита Иннокентия. В его экспозиции – документы, архивные материалы, произведения самого митрополита, газетные статьи, дискуссионные публикации, материалы радиопрограмм «Голоса России», воспоминания старожилов, а так же этнографические экспонаты, в какой-то мере воссоздающие быт жителей Александро – Коровиной Пустыни конца 19 начала 20 века.

Вот этот материал собрала член Союза журналистов СССР, диктор « Голоса России» Ассия Сафановна Хайретдинова.

Однажды, посетив посёлок Кирпичное и узнав от жителей об забытом Архиепископе Иннокентии Пустынском, Ассия не могла поступить иначе, как посвятить 20 лет жизни этому замечательному нашему земляку Грязовецкого уезда Иннокентию, в миру Александру Дмитровичу Пустынскому, который из мальчика – подпаска дослужился до очень высокого церковного сана.

Собрав материал, Ассия Сафановна издала книжку: «Пусть память будет живой» сначала в 2000 году, а затем в 2010 году с дополненным материалом.

В июне 2011 года я познакомился с Ассией Сафановной в посёлке Кирпичном, где ранее находился музей Владыки.

Она попросила меня этот музей перенести на Вохтогу, так как в Кирпичном не осталось ни одного жителя, а в 1999 году из музея были похищены два портрета Иннокентия Пустынского, написанные аргентинской художницей Нормой Нава и вологодским художником С. Кулаковским. Это очень ценные портреты, к сожалению, не найдены милицией.

14 сентября 2012 года в посёлке Вохтога был открыт краеведческий музей, в котором есть и экспозиция о митрополите Иннокентии Пустынском.

Хочется закончить жизнеописание Иннокентия Пустынского словами одной из крупнейших аргентийских живописцев Норма Нава, которая написала портрет Владыки: «Когда моя рука касалась полотна, я чувствовала эту магическую тяжесть, которая возвращает к жизни то, что и есть жизнь. Под этим бесконечно мудрым взглядом митрополита я тысячу раз спрашивала себя: чего они смогли добиться пулей? Смерти? Но ведь Владыка Иннокентий продолжает жить в самом святом месте – в сердцах людей. В писании говорится: «Хорошие никогда не умирают»…».

Примечания

  1. Хайретдинова А.С.// «Пусть память будет живой». Москва 2010г. Изд. «Глобус»
  2. Митрополит Климент (Капалин) // «Русская Православная церковь на Аляске до 1917 года». М.2009г. ОЛМА Медиа Групп.

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. По преданию, родился он в семье священника Кольчицкого (или Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию эту вместе с дворянским достоинством пращуры будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго. При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия.

Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо, каждый предмет изучал основательно и не было ни одной дисциплины, которую бы он не освоил с успехом. С особенным прилежанием он занимался словесностью, надеясь впоследствии подвизаться в проповеди Слова Божия. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Появление образованного, благочестивого инока стало заметно на общем фоне подвизавшихся, и молодой монах скоро обратил на себя внимание императора Петра I. Опираясь на мнение Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. Митрополит рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия, мужа вполне достойного царева доверия.

На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. Таинство в присутствии Всероссийского самодержца свершили члены Святейшего Синода митрополит Рязанский Стефан (Яворский) и Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович).

Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в страну неведомых хинов. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

В то время в Пекине неожиданно большое влияние приобрели иезуиты, которые под различными предлогами склоняли, местных чиновников уклоняться от принятия русского епископа. И повод для отказа был найден. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван «богдо» - то есть «великий», а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Не получая жалования, а назначено ему было 1500 рублей в год, он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

«Где мне главу преклонити и прочее жития моего время окончати Святейший Правительственный Синод заблагорассудит? - писал он в Синод. - Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад… понеже и лисы язвины имут на починок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюсь бо со двора на двор и и из дому в дом переходящи».

Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири - Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. Управлял монастырем в отсутствие архимандрита Антония Платковского игумен Пахомий. Он отвел высокому гостю и его свите помещение на восточной стороне обители, на берегу Ангары. Здесь же, на монастырских землях, им выделили участки под огород, и таким образом жизнь обрела некую стабильность, особенно летом, когда нужно было заниматься огородничеством. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы.

В тот же год скончался император Петр I. Вдова и наследница престола Екатерина I назначила чрезвычайным послом в Китай графа Савву Владиславовича Рагузинского и обязала его взять с собой в Пекин епископа Иннокентия, если, конечно, китайцы согласятся.

В Иркутск Рагузинский прибыл 5 апреля 1726 года. Встретившись с владыкой, он предложил ему возвратиться в Селенгинск и там ждать его, а сам задержался в Иркутске для необходимых дорожных приготовлений. В это время в Иркутск из Москвы вернулся архимандрит Антоний Платковский, ранее уже бывавший в Пекине с послом Измайловым. Очень ему хотелось быть начальником тамошней миссии, и он постарался расположить к себе графа Рагузинского. Всю ловкость, хитрость, услужливость и хлебосольство, даже наветы и хулу на епископа Иннокентия, постарался употребить архимандрит Антоний. Следствием этих маневров архимандрита было письмо посла Рагузинского в Петербург, в котором говорилось, что он не надеется на то, что китайцы примут владыку, а потому находит способным к должности начальника миссии архимандрита Антония Платковского. Письмо было отравлено с нарочным в Петербург и там принято без проверки. В марте следующего года святитель Иннокентий получил новый указ - опять переселиться в Вознесенский монастырь. Начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский.

Только владыка успел устроиться в Вознесенском монастыре, как из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

Водворившись на новом месте, владыка Иннокентий столкнулся с теми же проблемами, что и в Селенгинске. По-прежнему не на что было жить, все так же не было крыши над головой. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. В то время Иркутск еще не разросся до пределов Вознесенского монастыря, и владыке приходилось часто путешествовать по плохой дороге в город и обратно. Будучи не очень здоровым человеком и тяжело перенося переезды, он просил граждан Иркутска дать ему на время помещение. Не нашлось среди иркутян того, кто бы принял в свой дом будущего молитвенника и заступника пред престолом Божиим за всю иркутскую паству. Наконец в 1828 году провинциальная канцелярия сжалилась над владыкой и отвела ему дом боярского сына Димитрия Елезова. Теперь на этом месте в память жительства здесь святителя воздвигнута каменная часовня.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра.

Пастырь добрый не только руками трудился, но и на мгновение не оставлял главного дела - проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

Надлежало ему по должности творить суд, и никогда не перекладывал он на других это неприятное дело. Всегда решал сам, входил во все обстоятельства дела, быстро принимал решения, покрывая любовью строгую правду закона.

При всех неблагоприятных условиях сообщения с городом в его правление почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. При Вознесенском монастыре еще архимандритом Платковским была устроена монгольская школа. Святитель Иннокентий не только поддержал это полезное для края начинание, но открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

От трудов праведных любил владыка отдохнуть в небольшом селении Малая Еланка, в пятнадцати верстах от Вознесенской обители. Здесь жили направленные из монастыря на полевые работы послушники, монахи и крестьяне. Помогая в будние дни «труждаю-щимся и обремененным», он следил за тем, чтобы воскресные и праздничные дни никакие заботы не отвлекали бы их от службы Божией. В самой Малой Еланке была организована часовня и, владыка не раз предсказывал, что со временем на месте ее будет возведен храм. Пророчество это исполнилось в конце XIX века. При жизни владыка не раз еще поражал современников своей духовной прозорливостью.

Как-то на день Кирилла, патриарха Александрийского (9 июня), жители селения Фекского просили владыку отслужить у них Божественную литургию. «Хорошо, - ответил владыка, - отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме». В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях.

Был и другой удивительный случай, утвердивший всех в том, что владыка был подлинно сосудом избранным, исполненным Духа Свята. Однажды, при совершении крестного хода вокруг города, начался ливень и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля!

Такие проявления на нем Божией благодати стяжали ему еще при жизни любовь и уважение паствы, а по кончине стали основанием к благоговейному почитанию его памяти.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в воскресный день 3 октября. После этого немощи человеческие приковали владыку к одру. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В минуты ухудшения здоровья владыка созывал братию, благодарил служивших ему за любовь и попечение, раздавал на память кое-что из своих вещей, а тем, кому подарков не хватило, обещал при первом укреплении сил обязательно вознаградить. Очень скорбел владыка, что оставляет Вознесенский храм в неисправном состоянии и не раз высказывался, что если бы положили ему жалованье, то первую тысячу рублей употребил бы на построение каменной церкви.

Жалованья при жизни он так и не дождался. Решение о начислении ему содержания и удовлетворения некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался.

В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников. Почившего облекли в его власяницу, поверх которой надели китайского шелка подрясник и шелковую мантию. Голову владыки покрыли клобуком, в котором он ходил при жизни.

О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Вице-губернатор, непомерно корыстный и алчный человек, решил воспользоваться случаем и отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Обобрав таким образом обитель, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.

Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки. Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голов Оба эти события поразили промыслительностью всех, даже самых закоснелых в неверии.

Но если часть маловеров еще нуждалась во внешних убеждениях, верная паства хранила сердечное чаяние, что Господь не даст «преподобному своему видети истления». Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.

Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий, будущий светильник Сибирской Церкви, прославленный Господом в 1984 году, в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. О нетленных останках святителя он был достаточно наслышан и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на праздник епископ Софроний, также будущий угодник Божий, изменить решение губернатора не удалось. Владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, но … не смогли увидеть гроба - он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. После отъезда губернатора даже следов снега не могли обнаружить.

Спустя семнадцать лет после этого чуда, после многочисленных заявлений частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия после молитвы у честных его останков, было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим.

11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Весь Иркутск от мала до велика прибежал на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило все каменные строения обители и, конечно, деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. «Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, - ответил тот, - то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь.» В ту же минуту огонь потерял силу над осененной благодатью церковью. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви - две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен».

Чудеса от мощей святителя множились. Вера в его заступничество перед Господом передавалась из рода в род. Многие служили панихиды у него на могиле и получали просимое! Слава о новом заступнике множилась среди православных. Угодник Божий не отвергал молитв почитателей ни в Туле, ни в Якутске, ни в Петербурге. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Последнее требование привело владыку Вениамина в некоторое недоумение, разрешение которому помогло секретное инспектирова-ние Иркутского края. По высочайшему повелению здесь находились сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили владыке Вениамину письмо. «Как самовидцы, - писали сенаторы, - не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору».

Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. Доклад это содержал подробное описание освидетельствования мощей, проведенное для большей достоверности в присутствии светских лиц - губернатора Алексея Ивановича Толстого с чиновниками, городского головы купца Петра Авдеева со многими почетными гражданами. Все участники освидетельствования подтвердили действительную сохранность останков святителя. Гроб и облачение святителя были также в совершенном нетлении. Это более чем через семьдесят лет после погребения!

Донесение епископов Вениамина и Иустина ввело Святейший Синод в глубокую задумчивость. Спустя два года Синод направил владыке Вениамину запрос о том, не наблюдаются ли изменения в теле святителя Иннокентия и не было ли за это время достопамятных событий.

Преосвященный Вениамин отвечал, что перемен в состоянии мощей по-прежнему не наблюдается, всенародное почитание святейшего продолжается и ширится, что сам он, епископ Вениамин, «убежден совестью признавать ходатайство святого Иннокентия у милосердия Божия уважаемым». Но и это письмо не возымело действия. Синод безмолвствовал еще год. Наконец к первенствующему члену Синода митрополиту Амвросию и к обер-прокурору Голицыну было направлено представление от генерал-губернатора Сибири Селифонтова, в котором он, лично свидетельствуя нетленность мощей святителя, выразил свое и всей Сибири настояние об открытии нетленных мощей.

Дальше тянуть было невозможно, и в первый день декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: «Ноября 26 числа память преставления Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца».

Вожделенное известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. В ближайшее же воскресение, буквально через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен Господу Богу. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству.

2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.

Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня.

В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан.

С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. Был арестован и подвергнут пыткам настоятель монастыря епископ Иркутский Зосима (Сидоровский). 1 февраля в монастыре арестовали видных иерархов Сибири, приехавших на поклонение мощам святителя Иннокентия: епископа Барнаульского Гавриила (Воеводина, (1938), епископа Петропавловск (Красноперова, (1921), епископа Березовского Иринарха (Синеокова-Андреевского, (1933).

В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, (1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении…

Осиротела иркутская паства. Вместе со всей Русской Православной Церковью рыдала она над своими грехами, смиренно принимая Божие попущение.

Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными, но только Господь «не до конца прогневается, не век враждует». В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью (!) совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

И ныне, уповая на заступничество вновь явленного нам угодника Божия святителя Иннокентия, мы обращаемся к нему с молитвами.

Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Поделиться