Воссоединение рпц и рпцз. Акт о каноническом общении. Когда началась активная фаза процесса объединения

Написание статьи о Старце Арсении (Петре Андреевиче Стрельцове в миру) , навеяло мысли о непростых отношениях между двумя русскими православными церквями - Русской Православной Церкви Московского патриархата (далее - РПЦ МП) и Русской Православной Церкви за рубежом (далее - РПЦЗ). Казалось бы, что институт Русской православной церкви один и имеет единые многовековые корни, но советский период вносит серьезный раскол в отношения, не способствуя объединению двух практически идентичных церквей в единую Русскую Православную Церковь. Да и обид, и претензий за много десятилетий советского периода накопилось много у обеих сторон, но надо отдать должное, что их почему то особенно много у РПЦЗ по отношению к РПЦ МП. Так ли эти претензии справедливы на самом деле, а обиды серьезны? Вот об этом и хотелось бы немного порассуждать в данной статье.

История РПЦЗ, которую иногда называют «зарубежной», "карловацкой", или "синодальной" церковью, началась в годы гражданской войны на юге России, который был занят белой армией. В мае 1919 г. состоялся Церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), как старейший русский иерарх. Первое заседание этого Управления состоялось в ноябре 1920 г. уже на пароходе с беженцами, следовавшем из Крыма в Константинополь. Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Управления №362, который был выпущен в 1920 году в условиях гражданской войны. Это постановление позволяло епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения. Однако вскоре решением Сербского Собора Епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся Церковный Собор, открыто не признававший коммунистическую власть в России. В ответ на этот Собор в России под давлением большевиков был издан Патриарший Указ №348, в свою очередь упраздняющий Высшее Церковное Управление. Эти самые действия и можно считать началом раскола Русской Православной Церкви. В мае 1923 г. Архиерейский Собор при личном участии 12 епископов и с письменными отзывами от шестнадцати других, принял постановление, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Митрополит Сергий (Страгородский) Фото 1937 года. Тот самый митрополит, породивший понятие "сергианства", оценка жизни и деятельности которого является одним из самых спорных и трудных вопросов церковной истории.

Окончательный разрыв отношений РПЦЗ с Москвой произошел после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней. Подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, которые конечно же отказались это делать. Новым поводом для размежевания в отношениях между церквями стал взятый после войны (конечно же не без давления на РПЦ МП со стороны государства) курс на экуменизм - движение к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантов. Эти два фактора - сотрудничество с советской властью и попытка начала разговора с представителями других религиозных конфессий и стали главным препятствием для налаживания отношений между РПЦ МП и РПЦЗ. После распада СССР РПЦЗ стала требовать от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, выставив это чуть ли не главным условием для диалога.

Так возник главный вопрос, за что извиняться? И нужно ли извиняться перед западными коллегами за то, что РПЦ МП в тяжелейших условиях гонений на православных священников и гнета верующих осталась со своим народом и испила вместе с ним полную чашу сталинских репрессий? Конечно некоторые священники работали на НКВД, вернее сказать были вынуждены работать под давлением сотрудников этой структуры, которые, как говаривал один мой бывший преподаватель, работать умели и "даром свой хлеб не ели". И конечно это их совсем не извиняет. Это никого не извиняет. И грех этих священников, доносивших на своих прихожан "куда надо", исключительно на них самих. Но не все же сотрудничали с НКВД.

Большинство православных священников в СССР прошло через лагеря и расстрелы сохранив силу духа и веры. Человек, к великому сожалению, слаб и не все готовы жертвовать собой во имя идеи или веры. Не все были готовы идти по стопам Христа и принять мученическую смерть. Но ведь были и такие! И те кто готов кинуть камень в сторону тех пастырей, которые сотрудничали с органами, пусть попробует поставить себя на их место и ответить честно самому себе, а смог ли бы он сам отказаться от сотрудничества и поехать из за этого отказа в лагеря ГУЛАГа практически на верную смерть?

Одна из главных претензий к РПЦ МП со стороны РПЦЗ - так называемое "сергианство" - сотрудничество с "безбожной" советской властью.

Не хочется говорить, что православные священники за границей были в значительно лучших условиях. Но это так. Конечно они "не катались как сыр в масле" и у них безусловно были свои проблемы, в основном материальные. Но им не надо было делать такого сложного нравственного выбора, как их коллегам в СССР. Им не надо было ехать в лагеря за их священнический труд и не надо было принимать мучений от пыток в застенках НКВД. Рассуждать из довольно таки благополучной заграницы о том, что не надо было сотрудничать с советской властью было очень легко. Потому что тогда не надо отвечать на другой вопрос, а как тогда надо было сохранять православие в народных массах? Легко требовать жертвы от других. Сложнее себя принести в жертву. Именно поэтому РПЦЗ за время своего существования практически не дала святых мучеников из своих рядов, если можно так выразиться. А те святые, которых они канонизировали (Иоанн Кронштадтский, Ксения Блаженная) умерли еще в дореволюционный период. Зато очень много мучеников было зафиксировано со стороны РПЦ МП. В отличие от РПЦЗ, священники в России остались со своим народом и продолжали свой трудный путь по пути мессианства, поддержки и сохранения православия в народе. И во время Великой Отечественной войны они внесли свой ощутимый вклад в разгром немецко-фашистких войск. Достаточно вспомнить знаменитый крестный ход перед решающими сражениями за Москву, на который беcпрецедентно для того времени дали свое согласование советские власти.

А о том, что и священники РПЦЗ были далеко не герои говорит и тот факт, что во время второй мировой войны новое руководство РПЦЗ пришлось перевело Архиерейский Собор в Мюнхен и сотрудничало с гитлеровскими властями. Митрополит Анастасий (глава Архиерейского собора) благославлял Русскую Освободительную Армию генерала Власова на "освободительный поход" против большевиков. Здесь можно было бы припомнить и скандально знаменитую Псковскую православную миссию, организованную нацистами на оккупированных советских территориях и много чего еще, непростительного и неприемлемого с точки зрения человека родившегося в нашей стране. В 1950 г. Заграничный Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк и возникает резонный вопрос - а что они делали для улучшения отношений с СССР и материнской РПЦ на исторической Родине во время "холодной войны"? Осознав все это возникает вполне резонный ответ на все их претензии: каяться РПЦ МП перед РПЦЗ не в чем.

В годы второй мировой войны многие православные иерархи за рубежом сотрудничали с гитлеровскими властями, а глава РПЦЗ Митрополит Анастасий приветствовал "освободительный поход" власовцев на СССР.

А теперь об экуменизме. Первоначально на Московском Всеправославном Совещании, которое состоялось в 1948 году в Москве, Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Греческая, Албанская, Польская и Русская Православные Поместные Церкви высказались против экуменизма. Однако десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который был в то время председателем ОВЦС, выступая в Московской духовной академии фактически отменил решения московского Всеправославного Совещания и декларировал изменение позиции РПЦ МП по отношению к участию в экуменическом движении. Официально основным предлогом для отступления от решений Совещания послужило мнение о необходимости проповеди Православия среди инославных. Более того, митрополит Николай утверждал, что «благодаря участию одних Православных Церквей» произошла «эволюция экуменического движения»… «соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии». А потому митрополит Николай, предлагал «усилить внимание к его развитию».

Так ли это было на самом деле. Думаю что частично и так. Но, с другой стороны, со стороны советской власти было желание взять под контроль все религии, а проще всего это конечно же делать через контроль одного религиозного института. Прибавьте сюда еще проповедовавшийся со стороны советской власти коммунистический интернационализм и объединение всех народов под эгидой единого коммунистического строя, и станет понятно почему экуменистическое направление было поддержано РПЦ МП. Пришлось пойти на это под давлением власти, как бы не хотелось сохранить чистоту православного христианства, тянущегося корнями еще к самому раннему довизантийскому христианству. Пришлось, чтобы сохранить то немногое, что удалось в прошлые годы добиться от властей для сохранения церкви в СССР. А наступили уже Хрущевские времена, а вместе с ними и новый виток борьбы с религией на государственном уровне.

Но такое ли это страшное преступление со стороны церкви, как это пытаются многие представить? А может действительно экуменистическое движение - это единственная возможность христианству сохраниться в сильно изменившемся современном мире? В мире, в котором авторитет христианской церкви, в так называемой Западной цивилизации, упал практически до нуля из за сильно развившегося атеизма, и вообще для мирового христианства наблюдается колоссальнейший спад. А вот мусульманство наоборот переживает новый очень сильный идеологический подъем. Христианство теряет свои позиции во всем мире, а в Африке и Азии идет просто поголовное истребление христиан - самый настоящий геноцид по религиозному признаку. Конечно об объединении всех христианских конфессий в одну можно только мечтать, потому что это никогда не произойдет. Но то, что всем конфессиям нужно как минимум сотрудничать друг с другом и выступать единым фронтом для отстаивания христианских ценностей и морали, это на мой взгляд неоспоримо. И в этом ключе экуменистическое движение имеет право на существование. И занимать здесь догматическую и непоколебимую позицию как минимум глупо, а как максимум преступно, потому что ведет к вырождению христианства как религии. Это ли надо представителям Русской Православной церкви за рубежом?

Однако, несмотря на все имеющиеся противоречия, 17 мая 2007 года все таки состоялось объединение двух церквей, к которому шли многие годы. И объединение произошло не без участия Президента РФ В.В. Путина, что безусловно является еще одним большим плюсом для его исторической оценки. Очень хорошо, что церкви все таки нашли в себе силы подавить все внешнее и наносное для того великого свершения, которое должно поставить точку в разъединении русского народа, произошедшее в результате революции и последующей Гражданской войны. Но говорить, что все хорошо, к сожалению не приходится. На многих религиозных и главным образом зарубежных форумах нет-нет, но промелькнет упрек или раздражение в сторону Московского патриархата. Поэтому данная статья наверное больше предназначена для таких непримиримых верующих догматиков, упертых в непогрешимости и единственноверности РПЦЗ. Кроме того, далеко не все иерархи РПЦЗ восприняли объединение положительно, и событие сближения РПЦ МП и РПЦЗ послужило в свою очередь очень серьезному расколу внутри самой РПЦЗ.

Плохая новость заключается также в том, что все эти противоречия никуда не ушли. И так называемый Западный мир, возглавляемый США, в своей большой геополитической игре против России будет обязательно играть на этих противоречиях и на этом поле. Да и уже, откровенно говоря, такая игра идет на той же самой Украине руками украинских националистов. В погоне за независимостью от "клятых москалей" в том числе и на идеологическом фронте, Украина вольно, или невольно, пытается разрушить единство Русской Православной Церкви. То ли еще будет.

Который им предоставился", - считает зампред комитета Госдумы по международным делам, президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.

"Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которого государство - просто территория с полезными ископаемыми, а нация - это просто народонаселение. Вера превращает народонаселение в нацию", - сказала Нарочницкая.
По ее мнению, очень важно для нации найти внутреннее согласие и устранить разделение, особенно в современных условиях, когда не все страны в мире относятся к России благожелательно.

"Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не поминать тех слов, которые с двух сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие", - говорит настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов .

В чем заключаются основные противоречия, которые разделяли церкви столько лет?

"Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с неправославным христианским миром.... На сегодня, в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто", - рассказывает протоиерей Максим Козлов. "Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами", - разъясняет доцент МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения Алексей Светозарский.

Каковы главные доводы противников объединения?

По словам протоиерея Максима Козлова, "главные аргументы противников объединения извне за последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, что состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Эта проблема урегулирована принятием основ социальной концепции РПЦ на том же Соборе, где говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда последняя выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года - "Принципы отношения РПЦ к инославию" и выраженной готовностью продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. На сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед неискренностью побуждений Московской Патриархии. Перед тем, что реально мы руководствуемся внецерковными мотивами. Как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в эти годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы".

Почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

"Прежде всего, потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции в отечестве и зарубежье", - считает Алексей Светозарский.

Когда началась активная фаза процесса объединения?

"Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные тысячелетию крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ (Речь идет о торжествах в России). Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента РФ В.В.Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности, церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины, послужившие разделению, коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода", - рассказал доцент Алексей Светозарский.

Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

"Стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения", считает Алексей Светозарский.

Есть ли вероятность того, что теперь появится право на свободное обучение в академии и семинариях России и зарубежья?

"Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и на секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха", - подчеркнул Алексей Светозарский.

Акт о каноническом общении размещен на официальном портале Московской Патриархии. Также ознакомиться с документом можно .

Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), а также ее отношения с Русской Православной Церковью после революции 1917 года и прихода в России к власти большевиков до недавнего времени принято было называть карловацким расколом (от названия города Сремские Карловцы, где до 1944 года заседал Архиерейский собор РПЦЗ). Однако, как поясняет магистр богословия, кандидат исторических наук , это некорректное наименование Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), использовавшееся в полемике 1920-1990-х годов:


Собор иерархов РПЦЗ в Югославии. 1929 г. В центре на фото - основатель и предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний Храповицкий

Разделение Церкви в Отечестве и за рубежом было следствием политики большевистской власти, которая требовала от Московской Патриархии подвергнуть каноническим прещениям (вплоть до анафемы) русское эмигрантское духовенство за его антисоветские политические выступления. (Такие выступления действительно были. Так, например, в 1922 году старейший из русских заграничных иерархов митрополит Антоний обратился к Генуэзской конференции с призывом помочь честным русским гражданам изгнать из России и всего мира большевизм -- «этот культ убийства, грабежа и богохульства».) Однако, несмотря на сильнейшее давление, ни патриарх Тихон вплоть до своей кончины в 1925 году, ни митрополит Петр, ставший после его смерти патриаршим местоблюстителем, ни заместитель местоблюстителя митрополит Сергий в 1926 году не стали учинять суда над заграничными иерархами. Они исходили из того, что не дело Церкви судить за политическую деятельность. Церковь может судить за грехи, но греха под названием «контрреволюция» нет. В результате сначала был арестован патриарший местоблюститель (1925 год), а затем и его заместитель (1926 год.). После трех месяцев тюрьмы митрополит Сергий принял условия власти и, выйдя на свободу, потребовал летом 1927-го от русского заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству (Декларация 1927 года). Отказавшиеся подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Исполнить это требование Русская Зарубежная Церковь не могла, так как оно означало отказ говорить правду о гонениях на Церковь в СССР (любое правдивое слово трактовалось советской властью как проявление нелояльности). Христианская совесть не позволяла русскому зарубежью принять условие Московской Патриархии, поскольку ясно было, что за ним стоит безбожная власть. Именно веления совести, а не какие-то властолюбивые, честолюбивые или иные греховные мотивы, характерные для настоящих раскольников, побудили большую часть русского зарубежного духовенства (как, впрочем, и значительную часть духовенства в России) уйти в оппозицию заместителю местоблюстителя. В результате Зарубежный синод заявил о прекращении административных отношений с митрополитом Сергием. Это не было расколом, поскольку главой Русской Церкви был не митрополит Сергий, а заключенный митрополит Петр, местоблюстительские права которого Зарубежная Церковь продолжала признавать и имя которого по-прежнему возносилось за богослужением в русских заграничных храмах. Конечно, с формальной точки зрения действия Карловацкого синода не были канонически безупречными, но и канонический статус митрополита Сергия был далеко небесспорен. Он действовал как полноправный первоиерарх Русской Церкви, в то время как в действительности был тогда лишь временным заместителем заместителя патриарха. Причем сам патриарший местоблюститель митрополит Петр не одобрял действий своего заместителя, которые тот предпринимал с 1927 года, и настойчиво призывал его из ссылки «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение». В дальнейшем РПЦЗ не приняла провозглашение митрополита Сергия местоблюстителем (в 1937 году) и патриархом (в 1943 году), считая эти акты неканоничными. Начавшаяся затем «холодная война» усугубила противоречия между двумя частями Русской Церкви, поэтому последующие московские патриархи со стороны РПЦЗ также признаны не были. В пылу развернувшейся полемики раздавались даже взаимные обвинения в безблагодатности, хотя до принятия официальных постановлений на этот счет дело не дошло. Наиболее трезвомыслящие церковные люди по обе стороны «железного занавеса» понимали искусственность навязанного политикой разделения. Незримые духовные нити продолжали связывать Церковь в Отечестве и за рубежом.

После падения коммунистического режима причины, приведшие в 1927 году к разделению, постепенно стали отпадать. В 2000 году в Москве состоялся Архиерейский собор, сформулировавший новые принципы отношений Церкви с государством: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви (чем советская власть усиленно занималась все время своего существования. -- иер. А. М.), а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении… При наступлении гонений Церкви надлежит продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа». Такое твердое заявление Собора не могло не вызвать положительного отклика со стороны русского зарубежья. В 2001 году Первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Лавр (Шкурла) -- замечательный подвижник, сторонник восстановления единства Русской Православной Церкви. В 2004 году по приглашению Святейшего Патриарха Алексия, переданному Президентом России В. В. Путиным, митрополит Лавр нанес первый официальный визит в Россию. В 2007 году был подписан Акт о восстановлении канонического единства двух частей Русской Церкви. Важно отметить, что принятие в общение иерархов РПЦЗ не сопровождалось требованием покаяния в якобы учиненном «расколе» (что имело место, например, при ликвидации обновленческого раскола в 1940-е годы). Были признаны все хиротонии, совершенные в РПЦЗ и полученные ее клириками церковные награды, что также не делается при приеме настоящих раскольников (тех же обновленцев в свое время принимали в том сане, который они имели до уклонения в раскол). Условия жизни Русской Церкви в ХХ веке (особенно в 1920-1930-е годы, когда произошло разделение) были чрезвычайными, не имевшими прецедентов в церковной истории. Оценивая произошедшие тогда события, нельзя формально оперировать канонами III-IX веков и видеть раскол там, где в действительности был поиск пути отстаивания церковной Истины.

В четверг утром, в православный праздник Вознесения Господня, в храме состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении, воссоединяющий Русскую православную церковь в России и за рубежом. Документ, содержание которого было зачитано в храме Христа Спасителя в присутствии всех собравшихся, подписали патриарх Московский и всея Руси и первоиерарх Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) митрополит Лавр.

Первым на подписание под торжественный колокольный звон прибыл митрополит Лавр, вслед за ним — Алексий II. На церемонии также присутствовал президент .

Официальная делегация РПЦЗ прилетела из Нью-Йорка в Москву для завершения процесса воссоединения с РПЦ еще во вторник. Помимо делегации, возглавляемой митрополитом, в Москву на подписание объединительного документа приехали певчие сводного хора, представители духовенства и паломники из США.

В день объединения церквей-сестер в течение всей торжественной службы открыты царские врата храма Христа Спасителя, что обычно бывает только в пасхальную неделю. «Миряне хотят своими глазами увидеть, как это произойдет в первый раз, когда митрополит Лавр и зарубежные священники будут вместе с нашими впервые причащаться из одной чаши», — заявил секретарь Отдела внешних церковных связей РПЦ Московского патриархата протоиерей .

19 мая Алексий II вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове (на этом месте в годы сталинского правления было расстреляно большое число священнослужителей). Храм первоиерархи совместно заложили три года назад. И 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно совместное богослужение первоиерахов.

Все эти мероприятия подведут черту под трехлетним переговорным процессом о воссоединении РПЦ и РПЦЗ.

Попытки установить контакты между двумя ветвями Русской церкви с 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократно. Но только с 2003 года встречи между делегациями стали регулярными. В течение трех последующих лет объединительный процесс набирал обороты. Сначала в России, в октябре 2004 года, высшее духовенство РПЦ, собравшись на Архиерейский собор, проголосовало за восстановление единства с Русской православной церковью за границей. А затем и за рубежом – в мае 2006 года Архиерейский собор утвердил резолюцию IV Всезарубежного собора о согласии РПЦЗ начать процесс воссоединения с РПЦ.

Правда, до принятия канонического акта, который бы официально определил новый статус РПЦЗ, тогда дело так и не дошло.

Предполагалось, что «Акт о каноническом общении» РПЦЗ и РПЦ примет Архиерейский собор зарубежной церкви в Сан-Франциско 15–19 мая 2006 года. Происходящее на соборе какое-то время оставалось неясным. Но так как одобрение документа казалось чем-то само собой разумеющимся, СМИ стали сообщать об этом еще до закрытия собора.

Однако вскоре выяснилось, что на самом деле сделано ничего не было: канонический акт был не принят, а лишь отправлен на доработку комиссий по преодолению разногласий. В итоге документ одобрили лишь в сентябре, на заседании архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке. А 7-10 декабря 2006 года состоялось расширенное заседание Архиерейского синода Русской зарубежной церкви, на котором были установлены дата и место подписания акта о каноническом общении и подписан документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви». 26 декабря 2006 года и Священный синод РПЦ одобрил процедуру подписания «Акта о каноническом общении».

На каких условиях произойдет воссоединение, было обозначено год назад: зарубежная православная церковь дала понять, что видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви».

Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга. В ближайшие годы, как предполагают эксперты, административного объединения церквей не произойдет, и стороны действительно будут общаться на равных.

Но эта автономия вряд ли будет постоянной. Не исключено, что стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10-15 лет, а после этого возможны разные сценарии, считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии . По его мнению, произойдет либо спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ.

Вместе с тем, только договоренность об автономии РПЦЗ и позволила сгладить многие спорные вопросы, которые мешали процессу воссоединения — в том числе касающиеся недвижимости. Вопрос о спорной церковной собственности был одним из самых острых в переговорном процессе. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости православных приходов является патриархия, в РПЦЗ – прихожане. Другой расклад для прихожан РПЦЗ будет по сути покушением на ценности западного демократического общества.

Некоторые «зарубежники», не таясь, говорили об опасениях, что административное объединение приведет к тому, что у РПЦЗ отберут ее храмы — поэтому решение об автономии стало компромиссом.

Существовали и менее болезненные, хотя также принципиальные расхождения. Зарубежные православные иерархи заявляли, например, о том, что их смущает участие Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей – руководящего органа экуменического движения, куда сейчас входят более 300 церквей из 100 стран мира, в основном православные и протестантские. Проблема в том, что протестантов в РПЦЗ недолюбливают, приравнивая их к сектантам.

Кстати, предстоящее объединение уже спровоцировало дробление в РПЦЗ. Часть клириков Зарубежной церкви по-прежнему опасаются, что объединение обернется просто поглощением, поэтому предпочитают уйти в раскол. И хотя большинство «зарубежников» все-таки за объединение, обстановка накануне подписания документа не самая спокойная.

Но, несмотря на все эти сложности, РПЦ и РПЦЗ нужны другу.

Московская патриархия твердо нацелена на воссоединение как на беспроигрышный вариант. Объединение, считают аналитики, даст возможность РПЦ решить серьезную геополитическую задачу – фактически иметь представительства на всем земном шаре, а зарубежная православная церковь осознает необходимость такого шага, прекрасно понимая, что со времен первой волны эмиграции и паства РПЦЗ, и ее финансовые возможности заметно сократились.

Советую прочесть всем, истинно верующим и закоренелым атеистам, касается каждого...
Писала уже не раз об опасности слияния РПЦ и РКЦ, об окатоличивании РПЦ -
1.
2.

Сегодня же, 18.06.17 - только кажется, что легкий звоночек, а на деле - набат, для тех, кто в теме, кто нет - ознакомьтесь, пока не поздно, это только начало:
В Москве откроют памятник воссоединению РПЦ с зарубежной Церковью
МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. Памятник воссоединению Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) откроют в воскресенье в Москве, монумент освятит патриарх Кирилл.

"Памятник "Воссоединение" будет открыт в Москве в историческом месте – у храма Христа Спасителя, где и был подписан 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении между Русской православной церковью заграницей и Русской православной церковью в Отечестве. В композиции из бронзы запечатлены патриарх Алексий II и митрополит Лавр, стоящие на разломленном земном шаре и держащие в руках Храм Христа Спасителя и подписанный активным", - сообщили РИА Новости в пресс-службе патриарха Московского и всея Руси.
Аналогичные монументы были открыты в 2015 году в Курской области на территории монастыря "Коренная Пустынь" и в епархиальном центре Восточно-Американской епархии РПЦЗ в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе города Ховелл, штат Нью-Джерси.
РПЦЗ возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в российской столице Акт о каноническом общении, который установил, что "Русская православная церковь заграницей… пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви".


Напоминаю - 9 сентября 2009 Православная церковь за рубежом реабилитировала генерала Власова
Плохо все это, но ничего неожиданного, казалось бы, да, якшается РПЦ с предателями-коллаборационистами из РПЦЗ, что поделаешь, "разные взгляды на историю"...
Ошибаетесь, это не прошлое, это будущее - РПЦЗ взяла с места в карьер, она, давно мутившая воду, теперь и вовсе бесстыже откровенно заявившая о своих намерениях...
РПЦЗ призвала вынести Ленина из мавзолея и начать декоммунизацию 18 июня 2017 г.
Архиереи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали власти России вынести тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом говорится в совместном заявлении Архиерейского собора РПЦЗ, подписанном митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который является первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.
«Поэтому мы вновь и вновь с упованием призываем (…) распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней», - говорится в их заявлении.
Участники собора отметили, что в этом году их «наполняют радостные переживания» по поводу 100-летия восстановления патриаршества и 10-летия восстановления единства внутри Русской Церкви. Но при этом столетие «страшных кровавых событий 1917 года» в РПЦЗ «отмечают со скорбью»
.

---

Неовласовцы из РПЦЗ на связи.
Сегодня народы, как в Отечестве, так и за рубежом стоят перед выбором: развивать духовное строительство душ или отдаться исключительному поиску материального благополучия. Не дай нам Бог вновь узреть жестокие последствия ложного духовно-нравственного выбора, добровольной отдачи своих душ лукавым подменам. Поэтому мы вновь и вновь с упованием призываем – не в свете политическом, но ради обретения духовной преемственности – очищать совесть, взирая на путь святых Новомучеников, и распрощаться с символами богоборчества, избавляться от былого прославления убийц названиями городов и сел, улиц и площадей, станций и парков; призываем убрать с центральной площади страны тело того, с кем связано становление богоборческой власти, принесшей в жертву своей идеологии миллионы жизней. (с)
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Иларион. Бухендорф. 16.06.2017
http://www.synod.com/synod/2017/20170616_soborepistle.html - цинк

На Украине мечты Иллариона сбылись. Для этого понадобились государственных переворот и гражданская война. Видимо есть желание устроить это и в России. Впрочем, учитывая, что в годы Холодной Войны РПЦЗ окормлялась в тех же около ЦРУшных структурах занимавшихся подрывной работой против СССР, что и бандеровцы, нет ничего удивительно в трогательном единстве их целей. Чуть более подробно уже писал про этих деятелей весной http://colonelcassad.livejournal.com/3297260.html Как не трудно заметить, они продолжают гнуть свою линию направленную на повторение украинского опыта декоммунизации в России. Последствия их видимо не волнуют или наоборот, понятные последствия ими крайне желаемы.

---
Познавательное про РПЦ, РПЦЗ, Николая II, мантры "Прости нас Государь" и прочее


P.S. Про этих гитлеровских подстилок из РПЦЗ как вспомнишь, так они и всплывают:
РПЦЗ призвала вынести Ленина из мавзолея и начать декоммунизацию. Архиереи Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) призвали власти России вынести тело Владимира Ленина из мавзолея на Красной площади. Об этом говорится в совместном заявлении Архиерейского собора РПЦЗ, подписанном митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который является первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

Поделиться