Афазия: что это означает и как лечится? Причины возникновения и формы сенсорной афазии. Симптомы заболевания, лечение У больных с сенсорной афазией нарушено

Навигация

Патологические реакции, протекающие в коре головного мозга, сопровождаются расстройствами, нарушениями привычных для человека функций организма. Поражение теменного, лобного или височных отделов грозит афазией – проблемами со сформировавшейся речью. В зависимости от локализации процесса, болезнь может принимать разные формы. Афазия сенсорная развивается на фоне поражения участка верхней височной извилины, а конкретно, первичного слухового поля. Состояние характеризуется яркой клинической картиной, требует комплексного подхода к лечению.

Сенсорная афазия – симптомы и типы заболевания

У патологии есть еще несколько названий: афазия Вернике, акустико-гностическая, беглая, рецептивная. В народе болезнь называют «глухотой на слова», что точно передает особенности состояния.

Недуг развивается в результате поражения зоны Вернике, отвечающей за слуховое восприятие человеком речи. Результатом становится появление трудностей с распознаванием смысла слов при сохранении способности к их восприятию и возможности повторения.

Родная речь, обращенная к больному, кажется ему иностранной, а в тяжелых случаях имеет вид белого шума.

Особенности типа акустико-гностической афазии зависят от ее симптомов:

  • беглость, многословность и низкий уровень информативности речи. Пациент активно использует парафразы и иносказательные выражения, пропускает важные слова, активно использует союзы и предлоги;
  • больной общается исключительно с помощью поговорок, пословиц, пересказов;
  • письменная речь нарушена;
  • очевидны проблемы с пониманием и восприятием сказанного. Пострадавшему не понятен смысл простых просьб или вопросов, связанных с изложением информации. При этом он способен выполнять простые команды, требующие действия. Например, больной не в состоянии ответить, как его зовут, но может повернуть голову в ответ на такую просьбу;
  • пострадавший не осознает наличия у него проблем, поэтому сильно раздражается, когда окружающие не могут его понять.

Акустико-гностическая афазия редко становится единственным признаком базовой патологии. Она обычно сопровождается выраженным возбуждением, доходящим до паранойи. Носогубная складка сглаживается, что делает выражение лица застывшим, похожим на маску. Из поля зрения могут выпадать целые поля. Клиническая картина дополняется симптомами, характерными для болезни, вызвавшей речевое расстройство.

Сенсорная афазия у детей имеет свою специфику:

  • симптомы возникают и развиваются в короткие сроки. При правильном подходе и отсутствии серьезных осложнений утраченные функции быстро восстанавливаются. Если в течение нескольких недель состояние ребенка не улучшается, прогноз резко ухудшается, а шансы на выздоровление падают;
  • клиническая картина размытая, симптоматика скудная. Если речь еще не до конца сформирована, установить форму расстройства сложно;
  • нормализация речи обеспечивается повышением активности участков коры головного мозга, расположенных в непосредственной близости от пораженных.

В детском возрасте акустико-гностическую афазию можно спутать с алалией. Первая патология приводит к проблемам с уже развившейся речью, провоцирует ее регресс. Второе расстройство характеризуется первичным отсутствием навыка.

Формы данного заболевания

В 95% ситуаций поражение зоны Вернике сопровождается снижением функциональности сенсорного речевого центра. Это приводит к дополнению стандартной картины специфическими симптомами. По набору таких признаков заболевание разделяют на несколько вариантов клинического течения.

Формы акустико-гностической афазии:

  • семантическая – у пациента страдает определение взаимосвязи между словами и предметами, он не способен делать очевидные логические выводы. Сильно нарушено восприятие пространства и ориентация в нем;
  • акалькулия – нарушение речевой функции строго локализовано, поэтому ограничено. Больной испытывает проблемы со счетом при сохранении других речевых форм;
  • сенсорно-моторная – поражение участка коры головного мозга захватывает более внушительную площадь, из-за чего у пострадавшего нарушается артикуляция. Он не способен правильно интерпретировать слова, произнесенные другими людьми, четко выговорить их самостоятельно. Понимание проблемы отсутствует, что вызывает у пациента раздражительность, агрессию;
  • тотальная – сочетание сразу нескольких типов расстройств речевой функции. Больной не понимает окружающих, сам не способен членораздельно выражать свои мысли. Деградация устной речи дополняется проблемами с письмом;
  • субкортикальная –нарушено только восприятие устной речи. Пациент может читать и способен адекватно воспринимать написанную информацию;
  • транскортикальная – больной не понимает и не воспринимает обращенные к нему слова, но может их повторить. Услышанное не имеет для него смысловой нагрузки и напоминает иностранный язык.

В зависимости от того, чем была спровоцирована акустико-гностическая афазия, картина перечисленных форм будет дополняться неврологическими или общими симптомами. Особенно тяжело расстройство протекает при обширных поражениях мозгового вещества, например, инсультах.

Причины возникновения патологии

В группу риска по сенсорной афазии входят пожилые люди, лица с заболеваниями сердца и сосудов.

У детей патология регистрируется значительно реже, чем у взрослых. В одних случаях повреждающее воздействие на ЦНС проявляется сразу, в других с момента появления проблемы проходит время вплоть до нескольких лет.

Афазия Вернике у взрослого может стать результатом воздействия таких факторов:

  • острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульты ишемического и геморрагического типа считаются самыми частыми провокаторами расстройства;
  • снижение функциональности церебральных сосудов. Эмболии, гипоксия тканей в результате сужения просвета кровеносных каналов, нестабильность кровотока представляют серьезную опасность для речевых функций головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы. Способны спровоцировать одномоментное или отсроченное повреждение структуры тканей в черепной коробке;
  • доброкачественные и злокачественные образования в головном мозге;
  • аневризмы церебральных сосудов. Акустико-гностическая афазия может возникнуть в результате разрыва выпячивания стенки канала или его давления на кору головного мозга в височной области;
  • воспалительные поражения ЦНС;
  • абсцессы, которые в височной области могут сформироваться после осложненного течения отита;
  • заболевания, приводящие к дегенерации и демиелинизации тканей головного мозга, его оболочек.

В детском возрасте акустико-гностическое расстройство чаще всего становится результатом травмы головы. Особую опасность представляют осложненные роды, последствия которых могут проявиться через несколько лет. Также в качестве факторов повышенного риска выступают врожденные сосудистые патологии, опухоли, инфекции и воспалительные процессы.

Лечение сенсорной афазии

Подход к борьбе с речевыми расстройствами должен быть комплексным. Прежде всего надо выявить причину проблемы и избавиться от нее. Параллельно с этим или уже после устранения провоцирующего фактора можно подключать профильные приемы для нормализации утраченных функций. Для получения максимального эффекта не стоит ограничиваться сеансами со специалистом. Самостоятельная работа и помощь близких повышают шансы пострадавшего на выздоровление.

Методы лечения акустико-гностической афазии:

  • медикаментозный – основные препараты подбираются в соответствии с типом заболевания. При ишемическом инсульте показаны тромболитики, при геморрагическом – кровоостанавливающие. Для борьбы с инфекцией или воспалением используют антибиотики, НПВС, противовирусные или противогрибковые средства. Дополнительно пациенту показаны витамины, ноотропы, нейропротекторы и лекарства, улучшающие питание тканей;
  • логопедический – с помощью специальных методик, приемов, манипуляций логопед переводит издаваемые больным звуки в осмысленную речь. Это позволяет восстановить и расширить словарный запас, заново отточить артикуляцию;
  • хирургический – иногда устранение причины, вызывающей акустико-гностическую афазию, возможно только при прямом воздействии на поврежденный участок мозга. Это может быть удаление опухоли, остановка кровотечения, восстановление проходимости сосуда хирургическим путем;
  • дополнительные медицинские подходы – для повышения функциональности проблемной зоны ЦНС используют массаж и ЛФК, физиотерапию, иглоукалывание. Сегодня все чаще применяют компьютерные программы, призванные стимулировать зону Вернике;
  • средства народной медицины – с разрешения врача пациентам рекомендуется употреблять натуральные лекарства, оказывающие благоприятное влияние на головной мозг. Сегодня все чаще используются лечебные методики, основанные на контакте с животными.


Сроки реабилитации зависят от типа повреждения головного мозга, формы акустико-гностической афазии, возраста пациента, качества выполнения медицинской программы. В одних случаях на полное восстановление уходит несколько месяцев, в других даже годы не позволяют полностью избавиться от проблемы.

Для устранения признаков акустико-гностической сенсорной афазии больному предстоит в течение длительного времени выполнять ряд особых упражнений. Они призваны стимулировать пораженный центр головного мозга, потенцировать компенсаторные свойства окружающих тканей.

Основные приемы и типы упражнений:

  • использование предметных картинок для их распределения по общим признакам, выбора правильного предмета из предложенных или в соответствии с названием;
  • отработка умения различать слова, близкие по звучанию;
  • составление рассказов о предметах, их свойствах, действиях;
  • построение логичных ответов на заданные вопросы, начиная с простейших с последующим усложнением;
  • чтение про себя с пересказом и вслух;
  • письмо – сначала изображение букв и слогов, затем слов и предложений.

Точный перечень приемов и специфику выполнения упражнений устанавливает лечащий врач. По мере появления признаков положительной динамики программа должна корректироваться, чтобы прогресс не останавливался.

Афазия после инсульта

Среди осложнений острого нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства занимают одно из ведущих мест. Для борьбы с акустико-

гностической афазией на фоне мозговой катастрофы реабилитационные мероприятия рекомендуется начинать как можно раньше. После стабилизации пациента можно вводить в его режим процедуры, подобранные логопедом в индивидуальном порядке. На начальном этапе хороший эффект дает исполнение песен, чтение стихов, счет, порядковое перечисление дней недели, месяцев. Работа, продолженная после выписки из стационара, способна вернуть функции, утраченные на фоне обширных поражений головного мозга.

Особенности питания при сенсорной афазии

Соблюдение определенных правил при составлении рациона способствует улучшению работы головного мозга. Делая ставку на полезные продукты, можно простимулировать обмен веществ в нервных клетках, запустить их восстановление и обновление. Также это снизит риск усугубления основной патологии, предупредит ее рецидив.

Основные принципы питания при акустико-гностической сенсорной афазии:

  • в сутки должно быть 5-6 приемов пищи, состоящих из небольших порций;
  • приветствуется основа рациона из нежирной морской рыбы и морепродуктов;
  • мясо лучше вообще исключить из меню или отдавать предпочтение нежирной курятине, крольчатине, индейке;
  • репчатый лук желательно употреблять почаще, в свежем виде;
  • перекусы следует делать из орехов, свежих фруктов, ягод и овощей;
  • обязательно присутствие в рационе кисломолочных изделий – творог, кефир, йогурт. Они не должны быть жирными или обезжиренными;
  • на гарнир рекомендуется есть бобовые, макароны из твердых сортов пшеницы, злаки;
  • планируя меню, на обед следует выделять 40% суточного объема продуктов, на завтрак – 20%. Остальное равномерно распределяется между другими приемами пищи.

При тяжелом течении болезни пациенту может понадобиться более строгая диета. Для предупреждения авитаминоза или дефицита минеральных веществ ему назначают витаминно-минеральные комплексы. В ситуациях, когда афазия сопровождается проблемами с глотанием, дополнительные требования выдвигаются к структуре пищи.

Лечение сенсорной афазии народными средствами

Применение методов нетрадиционной медицины обязательно согласовывают с лечащим врачом. Народной медицине известно немало рецептов приготовления составов, стимулирующих работу мозга, ускоряющих восстановление поврежденных клеток. При речевых расстройствах в ход пускают не только подобные лекарства, но и более необычные приемы.

Народные способы лечения акустико-гностической афазии:

  • лечение лошадьми – время, проведенное с животным, снимает стресс и провоцирует выплеск положительных эмоций. На таком фоне больной расслабляется, что повышает эффективность параллельных занятий с логопедом. Дополнительным плюсом становятся сами физические нагрузки во время конных прогулок;
  • лечение кошками – уникальность подхода в том, что животные способны своим мурлыканьем создавать вибрацию. Такая стимуляция становится хорошим средством от стресса и активатором высшей нервной деятельности;
  • лечение дельфинами – ультразвук, излучаемый этими млекопитающими, оказывает общее благоприятное воздействие на организм. Параллельно отмечается положительный эффект от общения человека с животным, который все чаще используется психологами и психотерапевтами.

Практика показывает, что люди с акустико-гностической афазией, просто проводящие время с домашними животными, восстанавливаются быстрее. Главное, чтобы эмоции от таких занятий были положительными.

Последствия и осложнения сенсорной афазии

Игнорирование речевых расстройств или попытки их самостоятельного лечения грозят прогрессированием недуга. Даже при изначально смазанной клинической картине терапия нужна срочная и комплексная. В противном случае со временем незначительные признаки перерастут в потерю навыков общения, чтения, письма, понимания окружающих. Даже при своевременном начале терапии у акустико-гностической сенсорной афазии могут развиться такие последствия, как заикание, дефекты произношения, проблемы с социальной адаптацией. Отказ от лечения основного заболевания может привести к смерти пациента.

Профилактика сенсорной афазии

Основным способом предупреждения сенсорной афазии Вернике остается профилактика болезней, провоцирующих расстройство. Здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, физическая активность, правильное питание снизят вероятность нарушения структуры тканей головного мозга. Регулярное прохождение диспансеризации позволит выявлять потенциальные риски и вовремя на них реагировать.

Обычно сенсорная афазия – это лишь одно из проявлений опасного заболевания головного мозга. Даже в случае самостоятельного развития патология способна привести к серьезным негативным последствиям, снижению качества жизни человека. При малейшем подозрении на расстройство необходимо срочно посетить невролога и пройти диагностику.

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими при поражении центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы. Эти нарушения обозначаются термином «афазия».

Мучает какая-то проблема? Введите в форму "Симптом" или "Название болезни" нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! .

Симптомы

Медики выделяют основные типы заболевания в зависимости от места локализации патологии и конкретных проявлений дисфункции речи:

  1. Страдающие моторной афазией понимают обращенные к ним слова, но затрудняются или не могут произнести фразу либо отдельное слово. В тяжелых случаях способность говорить полностью утрачивается или сокращается до воспроизведения однотипных коротких обрывков.
  2. При сенсорной форме афазии, или афазии Вернике, больной может говорить, но не понимает родную речь.


При сенсорной форме афазии у пациентов отмечаются проявления:

  • Страдающий хорошо слышит все, что произносится, но не может интерпретировать звуки речевого потока. Слова, сказанные на родном языке, кажутся ему полнейшей бессмыслицей, как иностранная речь, как шум, лишенный информационного смысла.
  • Больные не испытывают трудностей в произнесении фраз, часто бывают многословны, но их речь бесконтрольна, обрывочна, бессвязна, лишена смысла. Она насыщена служебными словами, собственными неологизмами в ущерб глаголам и существительным.
  • Поведение больного часто возбужденное, он эмоционален, много двигается. Сильно раздражается из-за того, что его не понимают, но сам не в состоянии оценить неинформативность своего речевого потока.
  • При нетяжелых формах патологии больной понимает и выполняет отдельные простые команды. Эта особенность позволяет медикам дифференцировать сенсорную афазию от заболеваний, которые связанны с нарушениями слуха или психики. Страдающий улавливает в речевом потоке отдельные слова, может точно повторять фразы, общее содержание речи остается для него непонятным.
  • Патологии часто сопутствуют нарушение зрения — гемианопсия, когда выпадает правая половина или верхняя четверть поля зрения обоих глаз. Ограничена подвижность лицевых мышц справа.

С течением болезни могут появляться новые очаги поражения, вызывая дополнительные речевые нарушения.

Формы

На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно:

  • Транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • Проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
  • Амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • При акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
  • Больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • Наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.


Причины

Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры мозга.

Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Видео

Лечение

Достаточно долгое и трудоемкое лечение сенсорной афазии включает занятия у врача-логопеда, прошедшего специальную подготовку.

Коррекционная работа направлена на восстановление слухового восприятия, понимания речи, чтения, письма.

Взаимодействие доктора и пациента осложняется трудностью общения с человеком, который не интегрирует смысл из звуков родного языка.

Терапия этого патологического состояния включает:

  • Медикаментозные средства: ноотропные и нейротрофические препараты, витаминотерапия.
  • Дополнительные лекарства прописывают в зависимости от причин, вызвавших появление патологии.
  • Показаны занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры.
  • В восстановительной терапии используют специализированные компьютерные программы, помогающие улучшить речевые способности.
  • В домашних условиях пациенту необходима доброжелательная комфортная атмосфера, терпение близких. Родные помогут речевой реабилитации, если будут чаще разговаривать с больным, и размеренно произнося простые фразы, вовлекая в общую беседу, выслушивая его мнение.

Посильное участие в домашних делах несет положительное действие.

Упражнения

С лечебной целью рекомендуются упражнения:

  • Работа с предметными картинками: классификация изображений по их названиям, признакам, общим категориям.
  • Выбор правильного наименования из нескольких предложенных.
  • Дифференциация близких по звучанию слов.
  • Соотнесение изображений и текста: составление рассказов по сюжетам картинок.
  • Ответы на вопросы: сначала получают односложные ответы, затем отрабатывают диалоги от простых к более развернутым.
  • Чтение и письмо: начинают с отдельных букв и слогов, которые затем складывают в слова. Затем пишут несложные диктанты. Чтение вслух начинают с небольших текстов, постепенно переходя к более пространным произведениям. Осваивают пересказ, отвечают на вопросы по содержанию текста.

Афазия после инсульта

Если патология развилась в результате инсульта, коррекционные логопедические занятия начинают с первых недель, как только позволит лечащий врач.

Вначале реабилитации нужно опираться на речевые стереотипы: порядковый счет до 10, пение известных песен, припоминание известных стихотворных строк.

Для таких больных важна поддержка родных. Здесь необходимо осознать, что быстрого восстановления ждать не следует.

Старайтесь концентрировать внимание на достижениях, пусть самых маленьких.

Позитивная обстановка способна сократить восстановительный период.

Чем раньше были начаты лечебно-коррекционные мероприятия, чем слаженнее совместная работа доктора, пациента и его семьи, тем прогноз благоприятнее.

В медицинской практике имеются примеры значительного улучшения речевой способности, даже если афазия возникает при поражении большого объема мозга (после травм и мозговых кровоизлияний).

Особенности питания

Курс лечения афазии долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошо подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь стопроцентного результата от лечения, нужны постоянные занятия с логопедом, психологом, неврологом, полезное, здоровое питание. Во время лечения головной мозг больного постоянно работает.

Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. Рацион больного афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.

В питание нужно ввести то, что помогает хорошей работе мозга:

  • Креветки, нежирная рыба;, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, помогающие хорошему вниманию и памяти;
  • Репчатый лук — он хорошо преодолевает усталость и нервное напряжение, разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
  • Орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты, ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
  • Нежирное мясо (говядина, курица);
  • Молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
  • Бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.

Завтрак больного этим заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта, фрукты. На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или съесть 100 — 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном. Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.

Рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что помогает быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.

Лечение народными средствами

Народных средств против такого заболевания нет. Заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, помогающие нормализовать работу мозга, что, восстанавливает иммунную систему. Когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то через несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами — это прекрасный способ избавиться от этой болезни, восстановиться после разных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что помогает скорейшему выздоровлению.

Общение с такими животными играет лечебную роль, вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Последствия и осложнения

Если афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение — это полное отсутствие речи, неумение писать, читать и понимать речь окружающих. Если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или к дальнейшему грубому изменению речевого развития. Неожиэто купирование моторной афазии приводит к заиканию.

Если долго не лечить такую патологию, то она в дальнейшем приводит к следующим последствиям:

  • Развитие необратимых дефектов речи;
  • Затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • Летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия — это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Эта проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Профилактика

Лечение афазии — это процесс долгий и трудный, который требует вмешательства логопеда, невролога, психолога и всех близких родственников. Полноценная речь у пациента восстанавливается намного быстрее, если вовремя начать курс лечения медикаментами и логопедическими занятиями.

Насколько будет успешен прогноз восстановления речи, можно сказать после локализации размеров зоны нарушения, стадии речевого расстройства, начального времени восстановительного обучения. Это зависит от возраста и основных показателей здоровья пациента. Наиболее хорошие результаты в основном отмечаются у молодых пациентов.

Чтобы не стать жертвой такого страшного и неприятного заболевания, надо при первых признаках неожиэтих болей в голове провериться у специалиста, чтобы заранее выявить все проблемы и вовремя выявить небольшие опухоли головного мозга. Еще в качестве профилактики нужно постоянно следить за артериальным давлением для предупреждения нарушений мозгового кровообращения.

Сенсорная афазия характеризуется отклонениями в устной речи или в понимании слов, вызванными нарушением в коре головного мозга. Симптоматика обычно ярко выраженная, часто у больного наблюдается неспособность строить простейшие предложения, бедный словарный запас. Сенсорная афазия возникает при органическом поражении центра мозга, отвечающего за устную речь, поэтому не всегда скудная риторика сопровождается таким же лексиконом, иногда человек знает значение слова, но не может воспроизвести вслух.

Участок мозга, который отвечает за распознавание слов и слогов, находится в левой височной зоне коры, по-научному этот отдел называется – зона Вернике. Самая распространенная форма заболевания – афазия Вернике (сенсорная), при такой патологии наблюдается заторможенность в распознавании слов, больные не различают воспроизводимые кем-то звуки, путают их, вследствие чего не могут понять звучание и значение услышанного слова.

Таким людям легко спутать звук «п» со звуком «б». Близких по звучанию слов в русском языке достаточно, например, «дочь» и «ночь», «раб» и краб» – такие слова чаще всего и путают пациенты с сенсорной афазией, причем слух здесь не играет никакой роли, он может быть стопроцентным, и человек слышит все правильно, но понимает иначе.

При этом сами пациенты разговаривают много и быстро, это связано с психологическим дискомфортом: понимая, что у них имеются проблемы с распознаванием слов, начинают компенсировать данный недостаток многословием, чаще всего их длинные предложения даже не имеют смысла, так как больные не умеют контролировать свою речь.

Данный вид сенсорной афазии Вернике возникает при поражении височной доли коры головного мозга и является самой часто встречаемой формой нарушения. Очаг поражения может задевать соседние отрезки, например, теменную область, в таком случае у пациента наблюдается не только расстройство письма, чтения и устной речи, но и отсутствие способности к последовательному счету.

Классификация патологии

Сенсорная афазия – сложное нарушение, которое имеет множество форм локализации очага поражения в мозге, проявляется различными видами и симптоматикой.

Виды заболевания:

  • афазия Вернике – поражение височной доли коры головного мозга, с нарушением понимания фонетики слов. Услышанные пациентом слова совершенно не понятны по смыслу для него. Заболевание имеет несколько стадий по тяжести, если нарушение тяжелое, то страдают все отделы речи: устная (экспрессивная и импрессивная), письмо, чтение;
  • – очаг поражения располагается от височной до затылочной части левого полушария, при этом наблюдается отсутствие связи между словом и значением, назвать вещь своим именем становится сложным для таких пациентов и на это уходит много времени;
  • моторная афазия, в свою очередь делится на два вида:
    • – очаг поражения находится в нижней части коры мозга, симптоматика наблюдается не только в проблемах с устной речью, но и с движениями, в тяжелой стадии – больной может вымучить из себя лишь некоторые звуки и совершенно не владеет мышцами языка;
    • эфферентная – поражение нижних премоторных участков коры мозга, при котором происходит нарушение быстроты переключения с одного артикуляционного движения на другое;
  • –очаг поражения находится в средней трети височной доли, характерно проявление нарушения слуховой и речевой памяти, когда пациент полностью воспринимает на слух речь и понимает ее, но запомнить и повторить не может. Из-за такой патологии со временем скудеет лексикон.

В медицине существует несколько классификаций данного заболевания, в зависимости от уровня развития науки во время исследования развития устной речи. В нашей стране принято опираться на классификацию А.Р. Лурия, которая была изложена во время Великой Отечественной войны.

Степени развития заболевания могут быть самыми разными, все зависит от смежных нарушений или причин поражения. Если появлению болезни предшествовала травма головы или нарушение кровообращения, то у больных с сенсорной афазией резко нарушается устная речь и способность к пониманию слов.


Причины возникновения

Самой распространенной причиной сенсорной афазии, является любое воздействие на мозговую деятельность, в том числе:

  1. травмы головного мозга, в частности височной доли;
  2. растущие новообразования различной этимологии;
  3. инсульт;
  4. энцефалит, менингит;
  5. осложненный отит;
  6. аневризма сосудов головного мозга;
  7. эпилепсия.

Важно! Специалистами выявлено, что в отдельных случаях предшествовать сенсорной афазии могут некоторые виды психических отклонений.

Больной с сенсорной афазией не может выдавать связанную устную речь, часто замена слов и слогов проявляется и на бумаге в письменной речи, при излишней эмоциональной нагрузке поток слов становится все более путанным. При этом пациент может повторить любую фразу за врачом, но он не будет понимать, о чем она.

Симптоматика

Сенсорная афазия похожа по проявлениям на , главным отличием в симптомах является нарушение письменной речи при афазии.

Симптоматика афазии Вернике:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Громкость и тональность сказанных слов для больного не имеет значения, он одинаково плохо понимает любую устную речь так, как будто его собеседник разговаривает на иностранном языке, то есть звуки он слышит, но смысл не понимает.

У больных с сенсорной афазией нарушено восприятие и нарушение собственной речи, происходит угасание словарного запаса, вместе с ним и интеллекта. Одно небольшое нарушение в цепочке речевого аппарата непременно несет за собой полную гибель речи у человека.


Диагностика

Диагностированием данного поражения мозга занимается целая команда специалистов: невролог, логопед, психолог, дефектолог, нейрофизиолог, психиатр. Точное заключение врачи могут поставить только после того, как удастся выяснить, где находится очаг поражения в мозге.

Способы диагностирования данного заболевания:

  1. проверка устной и письменной речи пациента с помощью логопедических методик;
  2. люмбальная пункция;
  3. УЗИ сосудов головного мозга, доплер сосудов;
  4. МРТ и МКТ;
  5. проверка слуховой памяти;
  6. магнитно-резонансная ангиография;
  7. кроме того, важно оценивать динамику развития болезни.

Важно! Диагностика должна быть комплексной, чтобы исключить наличие тугоухости, дизартрии и других, похожих по симптоматике, заболеваний. От правильного диагноза зависит успех борьбы с болезнью.

Лечение

Редко при легком течении заболевания речевая функция способна к самовосстановлению, поэтому особенного протокола лечения не требуется, достаточно убрать причину патологии, например, нарушение кровотока в мозге. Процесс восстановления речевой функции – длительное мероприятие, требующее много нервов и свободного времени.

Общие правила поведения родственников и близких людей больного афазией, которые помогут в борьбе с нарушениями:

  • разговаривать с пациентом нужно четкими короткими фразами, медленно их проговаривая;
  • нельзя постоянно поправлять больного и указывать на его ошибки, делать замечания нужно в позитивной форме, подбадривая человека;
  • не стоит говорить с больным афазией, как со слабоумным;
  • самое главное правило – не торопиться и не подгонять пациента, помогать формулировать мысль; иногда больному нужно лишь подсказать правильный звук, и он сможет продолжить речь самостоятельно.

Важно! Медикаментозные препараты должны приниматься больным строго по назначению врача, самостоятельным лечением можно навредить и усугубить течение заболевания.

Назначаются врачами, как вспомогательная мера в коррекционной работе, а не как основное лечение. Чаще всего, врач может выписать:

  1. ноотропные препараты;
  2. тонизирующие средства;
  3. антидепрессанты.

В работу логопеда входят занятия по коррекции речи с помощью компьютерного оборудования и определенного сценария артикуляционных и логопедических упражнений.

Если причиной проявления афазии названа травма, опухоль и другие механические повреждения, сначала лечат причину, потом проводят коррекционные манипуляции по восстановлению речи. Нормализация осложняется тем, что врач не может полноценно общаться с пациентом и получать от него обратную связь.

Профилактика афазии

Преодоление проявлений сенсорной афазии – долгий и трудоемкий процесс, близким нужно запастись терпением и вступить в тесное сотрудничество с логопедами и врачами. Многие логопедические и психологические центры проводят консультации для родственников без присутствия лица с сенсорной афазией, для поддержки и правильного настроя.

Для положительного результата лечения коррекция должна начинаться незамедлительно, сразу после постановки диагноза врачом. Прогноз и протокол лечения зависят от тяжести и локализации очага поражения. Быстрое восстановление речи происходит у молодых пациентов.

Профилактикой данного заболевания является предупреждение инсультов, инфекционных заболеваний мозга, травм головы. Также своевременное обнаружение новообразований в головном мозге может помочь избежать впоследствии появления афазии.

Подразумевают приобретенное нарушение речи, которое является результатом органического поражения речевого центра коры головного мозга. Причиной заболевания является поражение разных отделов неокортекса опухолями, инсультами, воспалительными заболеваниями, травмами головного мозга.

У детей афазия обусловлена повреждением или задержкой развития речевой функции, которая связана с биологическим созреванием головного мозга в младенчестве и раннем детстве.

Для афазии характерным является обеднение лексикона, изменение структуры речи, неспособность больного сформировать простые предложения. Бывают случаи, когда пациент понимает значение того или иного предмета, но он не в состоянии произнести его название. Для того, чтобы в полном объёме узнать о болезни необходимо ознакомиться с формами афазии и некоторые из них рассмотреть подробней.

Сенсорная афазия является речевой агнозией. Для неё характерна частичная или полная утрата понимания речи при сохранении слуха. Пациент слышит то, что ему говорят, но не понимает смысла слов. Звуки речи он воспринимает как нечленораздельный шум. В некоторых случаях понимание речи отсутствует вообще. При сенсорной афазии можно наблюдать у пациента недостаточность моторной речи, которая проявляется нарушением структуры слов, их повторений, наличием парафазий.

Также для этого заболевания характерно: логорея, нарушение контроля над собственной речью, повышение речевой активности с отчуждением смысла слов. При сенсорной афазии у человека возникают проблемы, как с чтением, так и с письмом (перестановка слов и слогов, искажение смысла слов, пропуски).

При локализации патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верхней височной извилины) возникает сенсорная(акустико-гностическая) афазия. Основным дефектом, который сопровождает афазию Вернике, является нарушение синтеза и анализа, фонематического слуха, что в результате приводит к потере понимания обращённой речи. Если очаг поражения распространяется на теменную область левого полушария, то заболевание сопровождается нарушением способности счета — синдромом акалькулии.

Когда поражается височно-теменно-затылочная область левого полушария происходит симптомокомплекс семантической афазии (происходят нарушения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, которые выражают пространственные отношения (справа, слева, спереди, сзади). При этом пациент забывает слова, но ели ему подсказать слог или звук, то он будет в состоянии воспроизвести всё слово.

Причины развития сенсорной афазии

Существует множество причин развития сенсорной афазии.

Приведем некоторые из них:

  • Травматические повреждения головного мозга;
  • Энцефалит, лейкоэнцефалит;
  • Поражение опухолевым процессом некоторых отделов неокортекса;
  • Инсульты, болезнь Пика;
  • Заболевания воспалительного характера.

Также специалисты утверждают, что определённые виды психических расстройств могут провоцировать афазию.

Пациент, который страдает синдромом сенсорной афазии, может воспроизводить лишь обрывки слов, которые между собой не имеют никакой связи. Также данное состояние может сопровождаться выраженной двигательной активностью и повышенной общей эмоциональностью. В частых случаях пациент способен выполнять простые команды, такие как: помахать рукой, сесть, закрыть глаза.

По просьбе специалиста больной может повторить за ним отдельные фразы и слова, но при этом он не видит в них вообще никакого смысла и не осознаёт их значение. При сенсорной афазии речь больного насыщена эхололиями, неологизмами, вербальными парафазиями. Также у пациента может проявляться жаргон-афазия, логорея — многоречие.

Для данного заболевания характерна измененная структура речи. Пациент не может сформировать простые предложения и имеет очень скудный лексикон. Очень часто бывают случаи, когда пациент осознаёт и представляет, как выглядит тот или иной предмет, но затрудняется вспомнить, или вообще не может воспроизвести его название.

Чтобы иметь большее представление о таких нарушениях, необходимо ознакомиться с их классификацией и выделить некоторые их формы. В данной статье мы более подробно рассмотрим сенсорную афазию.

Это важно! Афазия Вернике — это ещё одно название сенсорной афазии. Потеря способности к восприятию устной речи — самая характерная черта данной болезни. Если рядом с больным будут беседовать другие люди, он в беседе участвовать не будет, так как он не понимает смысла разговора. Помимо этого, текст в письменном виде, для него тоже ничего не значит.

Особенностью данной патологии является то, что у пациента может быть идеальный слух, но, так как имеется поражение коркового отдела слухового анализатора, то интерпретировать разговор больной не в состоянии.

Бессвязные звуки — это то, что слышит больной сенсорной афазией, независимо от громкости и тональности. Также родной для себя язык, пациент может воспринимать как иностранный. С этим связано то, что сенсорную афазию ещё называют акустико-гностической афазией.

Понимать таких больных очень сложно, поэтому окружающие могут их принимать за психически неуравновешенных людей. Писать по диктовку пациент не может, письмо и чтение у него грубо нарушено. В редких случаях, больной может копировать текст.

Для данной болезни характерны такие симптомы: акалькулия, верхнеквадратная , нарушение ориентировки (право-лево). Бывают случаи, когда сенсорная афазия протекает в более легкой форме, в таком случае, пациенту трудно понимать сложные фразы, метафоры. В медицине очень малоизвестны случаи «чистой» афазии. Моторная и сенсорная афазии в «чистом» виде встречаются крайне редко, чаще можно наблюдать комплексные заболевания.

Методы лечения заболевания

Процесс лечения афазии является очень долгим и трудоемким, поэтому приступая к лечению пациент, и его родные, должны быть готовы к серьезной борьбе за здоровье. Для достижения желаемых результатов необходимо объединение усилий пациента и его лечащего логопеда-физиолога.

Это важно! Самым сложным в лечении является то, что очень трудно обмениваться информацией врачу с пациентом. Больной не может описать свое состояние и ощущения, которые он испытывает, он не понимает вопросов специалиста и не в состоянии изложить своё мнение в письменном виде.

Если у пациента имеется сенсорная афазия на фоне ранее перенесённого инсульта, то лечебно-восстановительные мероприятия с логопедом необходимо начинать сразу на следующей неделе. В такой ситуации, большое значение имеет помощь родственников. Быстрых результатов конечно же не последует, и полное восстановление речи может проявиться через несколько лет. Очень редко восстановление речи не происходит вообще.

Для восстановления речи при сенсорной афазии необходимо постоянно разговаривать с больным, не торопить его, давать время обдумать и высказать своё мнение. Нужно поощрять каждое его маленькое достижение. Если пациент проявляет интерес к скорейшему выздоровлению, то оно наступает значительно быстрее.

). Человек, страдающий сенсорной афазией, все слышит, но не может понять содержания слов. Звуки слов не имеют для него никакого значения, с ними не ассоциируются никакие представления, а родной язык звучит, как иностранный. В основе сенсорной афазии лежит повреждение коры, которое ведет к утрате индивидуального опыта речевого восприятия, поэтому ее часто называют глухотой на слова.

Афазия Вернике - корковая сенсорная афазия. Сенсорная афазия возникает при поражении верхней височной извилины и характеризуется нарушением понимания речи из-за неспособности выделять и различать речевые звуки. Речь больного остается беглой и иногда грамматически правильной, но теряет всякий смысл и содержит множество иносказаний и парафазии . Обилие парафазии иногда превращает речь в сплошной поток неологизмов и делает ее совершенно непонятной ("жаргонная афазия"). Речь больных перегружена служебными словами (предлогами и союзами) при недостатке существительных и глаголов. Высказывания многословны, но неинформативны. Пример: в приемное отделение был доставлен 76-летний мужчина, который "начал странно говорить" во время игры в карты. Он пытается рассказать, как его жена случайно выбросила что-то нужное - по всей вероятности, его зубные протезы: "Она говорит, нам это больше не нужно. И с этим, когда это попало вниз, были мои зубы.... Дан... дан... мой дантист... Они были в этой... в сумке... понимаете? Как это получилось? Как такое получилось?.. Так она говорит, нам это больше не нужно... Я думаю, мы не будем этим пользоваться. Вот теперь, если у меня будут трудности, через месяц, через четыре месяца, через шесть месяцев у меня будет новый дантист. Где мои два... эти две маленькие зубные штучки, которые я ношу... которые я... пропали. Если она все выбрасывает... она пойдет к своим друзьям, и она не может их выбросить". Жесты и мимика не помогают донести смысл высказываний. Больной не осознает, что речь у него нарушена, и раздражается, если его не понимают.

Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным состоянием . Понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища, сохранено. Больной не понимает простых вопросов ("как вас зовут?") и в то же время правильно реагирует на команды "закрыть глаза", "сесть", "повернуться" - эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости , психических заболеваний или симуляции .

Таким образом, больные с сенсорной корковой афазией не находят нужных слов для выражения своих мыслей и не понимают значения слов, воспринимаемых как на слух, так и зрительно. Иначе говоря, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства , так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто "сенсорной" или "рецептивной". Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо.

Очаг поражения обычно локализован в задних отделах речевой системы и хотя бы частично захватывает сенсорный центр речи . Самая частая причина - эмболия одной из нижних ветвей средней мозговой артерии, в частности эмболия задней височной артерии или эмболия артерии угловой извилины.

Другие причины - внутримозговое кровоизлияние , застойный инфаркт , тяжелая черепно-мозговая травма и новообразования.

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией , в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки - каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание - шизофрению или МДП . Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до ее развития.

Поделиться