Блок членения текста на предложения, пунктационные и лексические синтагмы - блог веб-программиста. Блок членения текста на предложения, пунктационные и лексические синтагмы - блог веб-программиста Примеры синтагмы в русском языке

Синтагма. Фонетическая целостность синтагмы, межсинтагменная связь. Функции синтагмы. Классификация синтагм.

1) цельная синтаксическая интонационно - смысловая единица (слово или группа слов): Три девицы |под окном| пряли| поздно вечерком. (П.). Строчка делится на четыре синтагмы;

2) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого: везущий молоко - молоковоз;

3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом.

Синта́гма

(от греч. σύνταγμα, букв. - вместе построенное, соединённое) - 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при домини­ру­ю­щей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструк­ции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагма­ти­че­ско­го членения необяза­тель­но. Разное синтагма­ти­че­ское членение одного предложения создает различные высказы­ва­ния, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в Москву». Синтагма­ти­че­ское членение может служить средством разли­че­ния смысла внешне омонимичных, но различных по синтакси­че­ской структуре предложений, напри­мер: «Как удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

Синтагма является речевой единицей, в рамках которой реализуются правила коартикуляции и варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения звуков на стыке слов (сандхи). Будучи минимальной интонаци­он­ной едини­цей, в которой реализуются интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на ритми­че­ские группы, объеди­нён­ные словесным ударением.

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформ­ле­ни­ем границ между синтаг­ма­ми, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы - пауза, которая обычно выступа­ет в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым синтагма­ти­че­ским). В случае особого выделения одного из слов (напри­мер, при противопоставлении) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы - единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонаци­он­ный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длитель­но­сти.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные ), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные ) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершенные, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем - «дом-ик», слов - «старый дом», словосочетаний, предложений), соединённых определённым типом связи (напри­мер, определительной). Употребление термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. Синтагматика).

Целостность синтагмы обеспечивается усилением последнего слога, это называется синтагматическое ударение. Цепочка синтагмы образует фразу. Фразы объединяют синтагмы благодаря фразовому ударению.

Синтагма выполняет две функции :

1) фонетическую (синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку);

2) семантическую (семантическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания).

Классификация синтагм:

Если проанализировать словарный состав любого естественного языка, то из него можно выделить несколько групп слов и синтагм, которые представляют для наших целей большой интерес.

К первой группе относятся все те слова или синтагмы, которые можно с некоторой натяжкой назвать именами.Они служат для персонификации конкретных объектов и явлений. Иван Иванович, дом № 5 по улице Дыбенко, номер дела 128 - вот лишь некоторые примеры таких имен. Число имен потенциально бесконечно и при необходимости всегда можно придумать еще одно новое имя.

Ко второй группе относятся те слова или синтагмы, которые соответствуют понятиям. Понятия бывают нескольких различных типов. Одним из самых важных, с нашей точки зрения, является тип понятий, который может быть назван понятиями-классами. К ним относятся слова или синтагмы, обозначающие класс однородных с некоторой точки зрения объектов или явлений реального физического мира. Примерами их могут служить такие слова и синтагмы, как человек, стол, житель города Москвы. Выделение элементов из классов, определяемых понятиями-классами, происходит с помощью имен. Например, из класса объектов, определяемого с помощью понятия-класса, паспорт, конкретный объект выделяется путем указания серии и номера паспорта, которые выступают в качестве его имени и персонифицируют его. Вторым типом понятий являются такие физические понятия, как место, время, объект и т. п. Особый тип образуют понятия, которые обычно называют абстрактными. Примерами их могут служить здоровье, интеллигентность, цель, стратегия и т. п. Как и имен, понятий в любом естественном языке имеется потенциально бесконечное число. В любом живом языке каждодневно возникают новые понятия, и этот процесс обогащения языка понятиями, пока язык живет, никогда не прекращается.

Особый интерес для нас представляет третья группа слов и синтагм естественного языка. Элементы этой группы мы будем называть отношениями. С помощью отношений описываются связи и взаимодействие между понятиями и именами, а также между различными понятиями. Именно они позволяют получить тексты на естественном языке, в которых описана структурированная ситуация, имеющаяся в данной задаче. Мы будем выделять среди отношений два типа: статические и динамические отношения. Различие между отношениями разных типов на самом деле не является строгим и, как мы увидим ниже, в зависимости от конкретной задачи одно и то же отношение может принадлежать тому или другому типу.

И целого . Л. В. Щерба определил синтагму как единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при доминирующей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, и вставные конструкции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагматического членения необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения создаёт различные , передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в Москву». Синтагматическое членение может служить средством различения смысла внешне , но различных по синтаксической структуре предложений, например: «Как удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы - , которая обычно выступает в комплексе с , интенсивностью и и может замещаться резкими изменениями в значениях этих признаков. Целостность синтагмы достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым синтагматическим). В случае особого выделения одного из слов (например, при противопоставлении) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы - единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длительности.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершённые, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) ( - «дом-ик», - «старый дом», ), соединённых определённым типом связи (например, ). Употребление термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. ).

  • Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963;
  • Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;
  • Буланин Л. Л., Фонетика современного русского языка, М., 1970;
  • Гордина М. В., Фонетика французского языка, Л., 1973;
  • Виноградов В. В., Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка, в его кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике, М., 1975;
  • Соссюр Ф. де , Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по языкознанию, [пер. с франц.], М., 1977.

Н. Д. Светозарова.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Синтагма" в других словарях:

    СИНТАГМА - (греч.). 1) отделение в строю греческой фаланги. 2) сопоставление, сличение. 3) общественное дело, конституционное учреждение. 4) назв. сочинения, дающего обзор предмета одной какой либо научной или практической области. 5) часть древнегреческой… … Словарь иностранных слов русского языка

    Синтагма - см. Синтаксис. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    СИНТАГМА - СИНТАГМА (от греч. σύνταγμα соединение) система этических ценностей и принципов (у Эпикура и эпикурейцев). У Гассенди синтагма организация философско этического знания, которое отличается от системы. У Р. Эйкена жизненная система, выражающая… … Философская энциклопедия

    синтагма - единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 единство (55) знак … Словарь синонимов

    синтагма - ы, ж. syntagme, нем. Syntagma < syntagma букв. нечто соединенное. лингв. Синтаксическая интонационно смысловая единица, состоящая из одного или нескольких слов. БАС 1. Лекс. Толль 1864: синтагма; БАС 1: синта/гма; Крысин 1998: синта/гма … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СИНТАГМА - (греч. syntagma букв. вместе построенное, соединенное),1) интонационно смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.2) Сложный языковой … Большой Энциклопедический словарь

    СИНТАГМА - СИНТАГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    синтагма - СИНТАГМА последовательность единиц языка, выражающая некоторое понятие или объединенная общим смыслом. Может состоять из группы слов или целого предложения. Единицы языка в пределах С. связаны синтагматическими отношениями (см.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Структура блока членения входного текста на предложения, пунктуационные и лексические синтагмы представлена на рис. 4.9.

Членение текста на предложения. Синтез речи осуществляется по предложениям, которые характеризуются достаточной степенью интонационной автономности в тексте и допускают наличие достаточно длительной паузы между ними (0,5 – 1,5 сек.). Предложение - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или только одно слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью.

Предложением считается отрезок текста, ограниченный знаками [.], [?], [?!], [!], [!!!]. Конец предложения может быть обозначен также знаком […], при условии, что следующее за ним слово начинается с большой буквы.

Предложением будем считать также заголовок всего текста или его части, в конце которого знак [.] может отсутствовать. Конец такого предложения обозначим знаком [*]. Кроме того, в отдельный тип выделяется предложение, ограниченное точкой в конце абзаца. Конец абзаца обозначим знаком [#].

Рис. 4.9. Структура блока членения текста на предложения, пунктуационные и лексические синтагмы

Членение предложения на пунктуационные синтагмы. Индикаторами пунктуационных синтагм (ПС) являются знаки препинания. Пунктуационными синтагмами будем считать предложение (при отсутствии в нём знаков препинания) или части предложения, ограниченные следующими знаками:

– точка с запятой [ ; ],

– двоеточие [:],

– запятая [,],

– тире [ – ],

– открывающая скобка [ (],

– закрывающая скобка [) ],

– комбинация знаков [,– ],

– знаки открытия кавычек [«], [“],

– знаки закрытия кавычек [»], [”]

Таким образом, если предложение включает n знаков препинания (включая знак конца предложения), то оно разбивается на n пунктуационных синтагм (n=1,2,3,…). Определённым исключением из этого правила может служить ситуация, когда знак препинания стоит после сочинительного союза: и, да, но и, так и, а, но, однако, зато, или, либо, то и др. В этом случае предпочтительнее будет отказаться от установки синтагматической границы на месте этого знака препинания, хотя она и допустима для некоторого индивидуального стиля речи.

Пример: “Он быстро вошел и, увидя нас, внезапно остановился”.

Членение пунктуационных синтагм на лексические синтагмы. Очевидно, что пунктуационная синтагма может быть самой разнообразной длины, не включая внутри себя ни одного знака препинания. Если длина синтагмы слишком большая (например, более 4-х слов), то следует убедиться, не содержит ли она некоторые простые лексические признаки (определённые слова или словосочетания), которые позволили бы разбить её на более мелкие лексические синтагмы (ЛС). Экспериментальные исследования показали, что во многих случаях к таковым может быть отнесено присутствие следующих лексических признаков:

– соединительного союза «И».

Пример: «Они посидели / и пошли гулять дальше». Раздел синтагмы

– перед «И».

– разделительного союза «ИЛИ».

Пример: «Стоит ли нам сейчас пообедать / или подождать до 3-х часов»? Раздел синтагмы – перед «ИЛИ».

– имён собственных (ИС).

Пример: «Сегодня певица Алла Пугачёва / решила выступить в нашем городе». Раздел синтагмы – после последнего из следующих подряд ИС.

– аббревиатур (АБ).

Пример: «Возможность победы БНФ / вызывает большие сомнения». Раздел синтагмы – после АБ.

– названий разрядов чисел (РЧ).

Пример: «Два миллиона / десять тысяч / сто пять целых / двадцать пять сотых». Раздел синтагмы – после каждого РЧ.

– названий месяцев, слов «час, минута» при расшифровке даты и времени (ДВ).

Пример: «Десять часов / пять минут / десятого июня / седьмого года». Раздел синтагмы – после ДВ.

Указанный перечень не является полным и может быть расширен в процессе анализа всё более обширного текстового корпуса.


"А теперь послушайте, какие предметы изучают в немецкой гимназии. Что совпадает с нашей школой, а что нет?" (Познавательный аспект включается через аудирование, см.2).

"Можете ли вы сказать, уроков по какому предмету больше всего в неделю? Не помните? Просмотрите и прослушайте расписание еще раз (даю вам 30 секунд) и запишите их." (Через чтение и письмо включается развивающий аспект, см.3).

"Какие из этих предметов вы бы не включили в расписание?" или “Составьте то расписание, которое бы хотели вы”. Эти установки дают повод для беседы о значимости того или иного предмета, когда учитель, не навязывая своего мнения, покажет свое отношение к предмету, что может иметь воспитательный эффект (см. 4).

Чем больше будет установок, тем чаще включаются и аспекты ИК, и виды речевой деятельности, и тем успешнее и прочнее овладение речевым материалом (в данном случае - названиями предметов, умением их охарактеризовать, высказать о них свое отношение и т. д.). Главное при этом заключается в том, что ни одного задания, которое бы работало на учебный аспект непосредственно (типа: запомните, выучите и т. п.) ученикам не задается. Овладение речевым материалом происходит как бы непроизвольно, на втором плане, в то время как идет нормальный процесс общения по поводу факта культуры, идет упражнение-общение, точнее, упражнение, закамуфлированное в общение. Это и есть реализация формулы "культура через язык, язык через культуру", когда общение играет роль механизма образовательного процесса.


. Что такое технология?

Говоря о технологии, мы понимаем под ней совокупность приемов , используемых учителем. Любой прием как структурная основа упражнения состоит из четырех компонентов:

а) прежде всего, из того действия , которое совершает ученик: имитация, подстановка, трансформация, репродукция, рецепция, комбинирование, осознание, антиципация , догадка и т. д.;

б) во-вторых, из того материала , которым ученик оперирует и который бывает трех видов: вербальный (лексические единицы, речевой образец, микротекст, план, ЛСС, ФСТ1 , грамматическая таблица и др.); иллюстративный (рисунок, картина, фото, плакат, символика и т. п.); схематический (схема, диаграмма и др.);

в) в-третьих, из способов , которыми совершается любое действие ученика: с речевой задачей или без, с ситуативной отнесенностью или без, самостоятельно или с помощью учителя (памятки), быстро или нет, ограничено во времени или нет, индивидуально, в парах, в группах, коллективно ; с фонограммой, с видеограммой;

г) наконец, из тех условий , при которых совершается действие: внутренних - индивидные свойства ученика (память, слух, способ­ности), субъектные свойства (умения выполнять учебную деятель­ность), личностных (опыт, интересы, желания, чувства, статус в классе); внешних - ступень обучения, численность группы и др.

Таким образом, использовать прием, адекватный цели, - это значит подобрать необходимое действие, вернее, так сформулировать установку, чтобы ученик выполнял именно требуемое действие (в учебнике установки уже есть, учитель только определяет, какое действие совершают ученики), затем выбрать материальные средства, которые будут лучше способствовать достижению цели, скажем, речевой образец плюс фото, плюс схема, далее, определить способы совершения действия, например самостоятельно, индивидуально, с фонограммой, а затем уже учесть все свойственные для данного ученика условия.

Технология коммуникативного образовательного процесса достаточно нова и своеобразна и реализуется в специально разработанных Липецкой методической школой упражнениях, видах работы, опорах, стратегиях и др. Приведем наиболее значимые и характерные примеры коммуникативной технологии.

3. Расширяющиеся синтагмы (РС).

поддержал..?

Каким другом он оказался?

на родном

настоящим?

Надежным?

внимательным?

Почему Саша сделал такой подарок?

на родном

не было денег?

Не нашел подарка?

Хотел сделать приятное?

Хотел поступить оригинально?

не учел интересы?

Почему они дружили?

на родном

уважали друг друга?

Жили вместе?

Учились вместе?

Помогали друг другу?

не думали об этом?

Что будет потом?

на родном

Они поссорятся?

они помирятся?

Посочувствует?

Поверит?


Быть другом надо уметь!

ФСТ-1б

Друг должен быть...

на родном

внимательным?

справедливым?

откровенным?

Дружат, чтобы...

на родном

иметь поддержку?

Вместе проводить время?

помогать друг другу?

Заботиться друг о друге?

выручать друг друга?

Никогда нельзя...

на родном

предавать?

Подводить?

ссориться?

завидовать?

Самое важное в дружбе - это...

на родном

уважать друг друга?

Доверять друг другу?

быть надежным?

говорить правду?

сочувствовать?

Хорошо, когда...

на родном

интересы совпадают?

Волнует одно и то же?

понимают друг друга?

Надеются друг на друга?

уступают друг другу?

После просмотра фильма учитель задает первый вопрос (см. ФСТ-1а): "Так как же поступил Игорь?" и включает магнитофон, где каждое слово звучит с вопросительной интонацией и с интервалом в несколько секунд, чтобы ученик успел услышать, как звучит новое слово и произнести его. Если услышанное слово соответствует отношению ученика, он вполголоса отвечает: "Да, бескорыстно" или "Да, предал"; если не соответствует, то "Нет, не бескорыстно", "Нет, не предал" и т. д. Поскольку русские соответствия расположены во второй колонке, а иностранные (благодаря лесенке) находятся на одном с ними уровне, найти быстро необходимое слово не составляет труда. Так прорабатываются все горизонтали.

    Синтагма как интонационная единица.

    Основные фонетические средства интонации.

    Интонационные типы и их характеристика.

1. С синтаксической точки зрения основной единицей, передающей значение высказывания, выступает предложение. Отдельные слова объединяются в более крупные единицы. С фонетической точки зрения представляет интерес, каким образом происходит это объединение при порождении речевого высказывания и как это последнее членится на слова при восприятии.

Минимальным линейным отрезком речевой цепи, содержащим в своем составе одно или несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Впервые определение синтагмы как семантико-синтаксической единицы, обладающей фонетической цельнооформленностью, дал Л.В. Щерба: «Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли» (Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1953. – С.8)

Смысловые отношения обуславливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения: рус. резать яблоко, разъезжать по разным городам, говорить стихотворение наизусть.

Таким образом все слова, предшествующие последнему, несут только обычное словесное ударение, тогда как это последнее характеризуется усиленным ударением, которое называется синтагматическим. если предложение имеет несколько синтагм, то и синтагматических ударений может быть несколько. Словесное ударение внутри синтагмы может значительно ослабляться. Крайний случай такого ослабления – утрата собственного словесного ударения: не уходи, передо мной, под гору.

Членение высказывания на синтагмы не связано жестко с синтагматическим членением: одна и та же синтагматическая конструкция может быть реализована в речи по-разному: Мы читали книгу . Мы / читали книги . Деление на синтагмы – универсально, но отлично в разных языках.

Цепочка синтагм, объединенных в более крупное смысловое целое, образует фразу. Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. Можно сказать, что фразовое ударение – это усиленное синтагматическое ударение, находящееся на последней синтагме.

По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением, а по своим фонетическим характеристикам она зависит от интонационного оформления синтагм, входящих в нее. Верно и обратное утверждение: фонетические характеристики синтагм, образующих фразу, зависят от интонации целой фразы.

Итак, интонация служит для организации целостности синтагмы и фразы . Однако это не единственная функция интонации.

Прежде чем перейти к другим функциям рассмотрим фонетические средства, которые используются для интонационного оформления.

2. Фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление, называют компонентами интонации.

К компонентам интонации относятся средства фонетической характеристики:

1) методика (изменение частоты колебания голосовых связок, которое приводит к изменению частоты голоса, что воспринимается как изменение высоты);

2) длительность (изменение скорости артикуляции – изменение темпа речи). Этот компонент называют также временной организации речи;

3) громкость (изменение силы артикуляционных движений);

4) пауза (отсутствие звучания).

Роль различных компонентов в интонационном оформлении различна.

понятие о тоне – интонация.

Некоторые западные исследователи под интонацией понимают только мелодику.

В русском языкознании интонация понимается широко, как совокупность всех выше перечисленных средств.

Кроме термина интонация используется просодика и просодия.

    мелодика восходящее – нисходящее движение; средняя … частота; минимальная, максимальная частота; мелодический диапазон – расстояние между минимальной и максимальной частотой.

Понижение тона – интонация завершенности, повествования, утверждения: Он ушел.

Если на ударном гласном слова, находящегося под фразовым ударением, … повышается, то мы имеем дело с вопросительной интонацией: Он ушел?

Восходяще-нисходящая: Он ушел (эмоциональная окраска).

Общие характеристики мелодического контура по-разному проявляются в различных языках.

    интенсивность – общефонетическая закономерность: падение интенсивности к концу фразы.

3. 2 различных подхода:

1) семантический подход:

1. повествовательная или завершающая интонация

2. вопросительная

3. интонация незавершенности

4. интонация выделенности (восклицательная).

2) от фонетической формы к языковому значению – классификация интонационных контуров (ИК), созданная Е.А. Брызгуновой.

Всего 7 ИК.

Каждая ИК имеет центральную (центральную, постцентровую) часть.

Значения:

ИК-1 – повествование

ИК-2 – вопрос (повествование, возражение)

ИК-3 – вопрос (незаконченное)

ИК-5 – повествование (желания, сожаления, предпочтения)

ИК-6 – незаконченная синтагма (вопрос, недоумение)

ИК-7 – повествование (невозможность, отрицание).

Создание взаимообратимой классификации – одна из задач теории интонации.

Слог

    Фонологический и фонетический слог

    Фонетическая структура слога

    Теории слога

    Слогом называется сочетание гласного с одним или несколькими согласными, которые составляют определенную звуковую единицу.

2 подхода к определению слога.

При фонетическом подходе общим признаком, объединяющим гласный и окружающие его согласные в один слог, считается некоторое фонетическое свойство.

При фонологическом подходе считается, что гласный и согласный объединяются в слог благодаря существующим в данном языке правилам сочетания фонем.

Обычно сочетание этих правил строится на материале односложных слов, которые как бы реализуют все возможные типы сочетаний гласного с согласным. Например,

всплеск черств

Если в абсолютном начале и в абсолютном конце возможны четыре согласных, то «идеальная» модель фонологического слога может быть представлена FFESVSFEF, где V – вершина, центр фонологического слога, а каждый из согласных занимает место в соответствии с правилами, установленными при анализе фонемного состава односложных слов. Все реально встречающиеся сочетания сравниваются с такими моделями (их в каждом языке может быть несколько). Так, в слове плеск начальное сочетание характеризуются двумя незаполненными позициями: FFESV, а конечное – также двумя, но расположенными иначе: VSFEF.

Таким образом, в слове плеск представлена неполная FFESVSFEF модель сочетаемости.

Необходимость изучения законов сочетаемости фонем в пределах значимых единиц не подлежит сомнению, однако эти законы не могут быть определены только на основе использования понятия о фонологическом слоге. Дело в том, что только в случае односложных слов границы слога, то есть его начало и конец, ясны. Как только мы обращаемся к многосложным словам, границы «фонологического слога» приходится определять уже на основе совсем других критериев: так, в двусложном слове плеска первый слог кончается гласным, а не сочетанием согласных, которые полностью «уходит» в следующий слог: пле-ска.

Слогоделение чаще всего осуществляется не на основе правил сочетаемости фонем в односложных словах, а на основе разнообразных фонетических правил (об этом ниже).

Таким образом, целесообразно исследовать сочетаемость фонем как в пределах значимых единиц (слово или морфема), так и в пределах слога, однако границы слога нужно определять на основе фонетических критериев, то есть изучать фонетическую природу слога.

2. Абсолютная (каноническая) модель слога существует в слоговых языках. Эта модель включает в себя 4 элемента:

Начальный слоговой согласный (инициаль ),

Неслоговой гласный (медиаль )

Слогообразующий гласный (централь )

Завершающий элемент (терминаль ) – это словесный или полугласный сонант.

Три последних элемента образуют финаль . (Обязательным элементом слога в слоговых языках является тон ).

Встречаются слоги неполного состава, в которых отсутствуют один или несколько элементов.

В слоговых языках слог совпадает по своей напряженности с морфемой . В языках фонемного строя слог не связан какими-либо однозначными связями ни с морфемой , ни со словом : слово или морфема могут быть односложными, многосложными и вообще быть короче, чем слог (предлоги к , с , в , суффиксы –н, -л, -к в русском языке).

Одна из трудностей при изучении слога – это отсутствие связи между слогом и каким-либо значимыми единицами языка.

В зависимости от расположения согласных по отношению к гласному различают слоги:

а) закрытые и открытые;

б) прикрытые и неприкрытые.

Закрытыми называют слоги, в которых за гласными следует один или несколько согласных (он, анг. best),

открытыми – слоги, которые кончаются гласными (ты, анг. too /tu:/).

Прикрытыми называются слоги, начинающиеся с гласного или с группы согласных (рус. мы, стриж, фр. thē, анг. stay /stei/,

неприкрытыми – слоги, начинающиеся с гласного: он, eat /i:t/, âme /a:m/.

3. Ученые по-разному понимают наиболее существенные свойства слога. Многочисленные теории слога можно разбить на 2 большие группы – акустические и артикуляционные.

Акустические теории слога.

При таком подходе основная функция слога заключается в его способности упорядочивать, организовать те изменения громкости речевого потока, которые зависят от свойств согласных и гласных . Каждый звук речи имеет собственную громкость (звучность, сонорность), и все звуки можно выстроить в порядке возрастания громкости в следующий ряд: глухие взрывные (р) – глухие аффрикаты (с, č) – глухие щелевые (s, š) – звонкие взрывные (b, d) – звонкие аффрикаты (dz, dž) – звонкие щелевые (z, ž) – носовые сонанты (m, n) – плавные сонанты (l) – закрытые гласные (i, e) – гласные среднего подъема - открытые гласные.

Слог представляет собой одну волну звучности, в вершине которой находится гласный. Организующая, упорядочивающая функция слога заключается в том, что согласные, находящиеся между гласными, распределяются по слогам так, что образуют как бы склоны волны. Тем самым обеспечивается постепенное нарастание звучности от начала слога к вершине и постепенный спад звучности от вершины слога к его концу.

Критерий объединения гласного и окружающих его согласных в один слог акустический, точнее перцептивный.

Однако в настоящее время нет исследований, подтверждающих перцептивную реальность слога.

Артикуляторные теории слога .

При таком подходе принимают во внимание разнообразные факты, связанные с процессами речепроизводства.

Слог – квант артикуляторных движений.

(дыхательная теория)

(единица мускульного напряжения)

слогообразующий // неслогообразующий: спор, де-ре-во.

конец слога – сильноначальный: ус, боб, раз.

сильноконечный: та, ссо-ра, ввод.

двувершинные – сочетание сильноначального с сильноконечным

(гемитаты): Ван-на, вил-ла.

Бондарко: Речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Слогоделение .

Трудная проблема

      не связана со смыслом: ста-ру-шка, па-пка

ста-руш-ка, пап-ка

      иногда деление на слоги производится не по морфемам:

ра-збить, раз-бить.

      фонетическая трудность.

Большинство исследователей в звук. … CVCV – стремление к открытому слогу бу-ма-га универсально. /e-di-fai/ю

Если между гласными находятся два или больше слогов, то место слоговой границы определяется однозначно: первый в сочетании согласных всегла отходит к предыдущему гласному, если этот сонант, а следующий шумный (или сонант) кар-ман, сум-ка.

Таким образом закрытый слог, это в первую очередь слог, завершающийся сонантом: ма-сло (по сонорности гл. сонанта, шумная).

неначальные слоги строятся не по правилам начальных: ша-пка, мо-сты, мя-мля, су-мрак, льды, рта, мстить.

Открытый слог

CVCCV, CVCCCCV – разбивается на открытые слоги независимо от качества согласных.

Существуют три вида критериев, которые используются при решении вопроса о слогоделении:

    Правила, которые формируются исследователем на основе собственного понимания сущности слога.

    Интуиция носителей языка.

    Механизмы, используемые говорящим в процессе речеобразования.

Поделиться