Где в тибете находится храм золотого дракона. Храм и монастырь джоканг, лхаса. Музеи. Какие стоит посетить

Храм Джоканг (Jokhang, тиб.: ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) – «сердце Лхасы», «Великий Храм Лхасы» – является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ.

История храма Джоканг

Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн – китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.

В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.

Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из связенного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».

Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.

Архитектура храма Джоканг

Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма, но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей – тремя телами Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.

Святыни храма Джоканг

В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Тсамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.

Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.

Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушиным лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары – бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.

Джоканг сегодня

В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношение мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.

Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев – как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус.

В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.

«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» – Джамьянг Кхьенце Вангпо

Буддийский храм Джоканг был возведен приблизительно в 646 году первым правителем Тибетской империи Сронцзангамбо в центре исторической части города Лхаса. В те времена и сейчас это место входит в число наиболее величественных храмов Тибета, интересных с точки зрения паломничества и эзотерического туризма, а также отнесено к перечню всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Джоканг на карте

История

История построения храма в Лхасе довольно необычна и связана с помолвкой правителя и непальской принцессы Вэньчэн. Осматривая свои новые владения, ставшая царицей Вэньчэн испугалась небольшого озера, которое напомнило ей сердце дьявола. Дабы ублажить царицу был принят указ, согласно которому водоем должен быть полностью засыпан землей, а на месте бывшего озера возведен величественный храм, знаменующий собой победу над злыми силами. К проектированию и строительству храма были привлечены лучшие мастера Тибета, Китая и Непала, о чем говорит уникальное сочетание древних стилей зодчества.

Со временем храм и монастырь Джоканг (Дом Будды) стал священным не только для всех буддистов из Тибета, но и для паломников, странствующих в поисках просветления и ответов на извечные философские вопросы.

Достопримечательности и особенности

Центральный зал храма Джоканг украшает статуя Шакьямуни – изображение 8-летней девочки в натуральную величину, привезенное в страну самой царицей Вэньчен в качестве приданного. Собственно, ради сбережения этой статуи и возводился Джоканг. Статуя полностью отлита из золота и украшена бесчисленной россыпью драгоценных камней, что делает ее не только чрезвычайно величественной и ценной, но и вызывает духовный трепет у паломников. Поклонения статуе Шакьямуни проходят практические ежедневно.

Не менее уникальной достопримечательностью монастыря Джоканг в городе Лхаса является ива, растущая перед входом в храм . Монахи считают, что дерево было посажено самой царицей. Рядом с ивой установлен каменный монумент высотой три метра, на котором в 823 году были высечены условия сотрудничества между Китаем и Тибетской империей.

Необыкновенно зрелищное событие можно наблюдать в Джоканге и его окрестностях в дни празднования тибетского нового года. К стенам храма стекаются тысячи последователей буддизма, совершая красочные ритуалы и обряды во славу памяти предков. Сие действо носит название Праздник тысячи молитв .

Дадим несколько ценных советов туристам, которые решили посетить храм Джоканг в Лхасе (Тибет):

  1. Спланируйте распорядок дня таким образом, чтобы попасть в Джоканг ближе к вечеру. В это время ламы занимаются чтением сутр. Их смысл вы не поймете, но ритмичное песнопение завораживает и гипнотизирует.
  2. Храм принимает посетителей весь день. Если вы желаете попасть на экскурсию с гидом, то приходить стоит пораньше, так как экскурсоводов не так много.
  3. Соблюдайте правила приличия. Не смейтесь, громко не разговаривайте, не тыкайте пальцами и уж тем более не трогайте священные для буддистов реликвии.

Напоследок — подборка фото монастыря и храма Джоканг:

храм-Джоканг

8242bfbe9f4a1c3234888f0eef9

000097404_prevstill

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим вам рассказать о главной достопримечательности не только Лхасы – главного тибетского города, но и всего Тибета.Имя этой святыне – Джоканг.

Статья унесет вас на другую сторону света и на сотни лет назад. Из нее вы узнаете, что такое Джоканг, где он находится, что интересного в себе таит, какая удивительная история скрывается за его стенами. Вперед, в наше очередное виртуальное путешествие!

Что за место

Каждый, кто приезжает в Лхасу, в первую очередь стремится попасть в монастырь Джоканг, известный среди жителей города также как Цуклаканг. Именно поэтому здесь всегда так много народу: монахи, местные буддисты, паломники Тибета, шедшие сюда пешком в течение нескольких дней, любопытные интуристы и просто неравнодушные к буддийской культуре люди.

Название монастыря можно перевести как «жилище Господа». Он находится на главной площади города Баркхор. Джоканг, относящийся к тибетскому направлению , с каждым годом растет, и сейчас общая площадь храмового комплекса насчитывает 25 тысяч квадратных метров.

Это самый древний лхасский монастырь. Сегодня он по праву входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его главная достопримечательность – статуя Джово Будда, на которой запечатлен Учитель в полный рост в возрасте двенадцати лет.

Внешний вид храма впечатляет: четыре этажа, изящная крыша, покрытая позолотой и подвальное помещение, где священным огнем сияет тысяча лампадок. Каждый, кто приходит сюда, совершает подношения в виде , масла для лампад, делает простирания перед центральным входом.

Обход территории верующие совершают по определенному маршруту – это так называемый «кор ». Посетители проходят несколько кругов по часовой стрелке, при этом крутя попадающиеся на всем пути .

Тут происходили и происходят все обряды посвящения главных лам мира: сменяющих друг друга Далай-лам и Панчен-лам. Также здесь ежегодно, обычно на Новый год, происходит красочное празднество – Великая молитва, когда сотни буддистов собираются и вместе совершают уникальные обряды.


Большое количество посетителей привлекло сюда торговцев, владельцев ресторанов, сувенирных лавок. Поэтому в Джоканге можно не только познакомиться с основами буддийской философии, но и прикоснуться к впечатляющей тибетской культуре, попробовать местную кухню и увезти с собой частичку Тибета.

История

История храма Джоканг берет свое начало в 639 году нашей эры благодаря тибетскому правителю по имени Сонгцен Гамбо. Философия буддизма увлекла его, и он за свою жизнь сделал многое, чтобы распространить ее на своих владения, где на протяжении многих столетий господствовала древняя религия бон.

Однажды, занимаясь медитацией, Гамбо воспарил над землей и увидел, что очертания Тибета похожи на тело демоницы, лежащей на спине. Чтобы ее укротить, нужно было построить по всей территории страны буддийские храмы.

Между тем у царя было две жены: красавица из Китая Вэньчэн и непалка Бхрикути. Они были непростыми девушками.


Царь Гампо и его жены

Во-первых, обе они были из благородных знатных семей, родство с которыми помогло Тибету укрепить связь с Поднебесной и Непалом. Во-вторых, они обладали неплохим приданым, в числе которого у Вэньчэн было изваяние двендцатилетнего Шакьямуни – Джово Будда, а у Бхрикути – статуя Учителя, когда он был восьмилетним мальчиком – Джово Микьо Дордже. И, в-третьих, они были умными принцессами и обладали знаниями в области строительства, а также фэн-шуй.

Вэньчэн выяснила, что сердце дьяволицы находится прямо на месте озера Охтанг, поэтому необходимо было его осушить, чтобы построить на этом месте монастырь.

Есть легенда, что землю, которой собирались засыпать озеро, привозили на козах. Чтобы почтить их старания, местность назвали Раса-Трул-Снанг. При этом слог «ра» переводится как «коза», «са» – «земля», «трул-снанг» – «волшебное видение». Но и это еще не все: раньше Лхаса называлась «Раса» – «козлиная земля». Позже она получила свое привычное название и стала «божественной землей».

Наконец в 647 году удалось сравнять с землей озеро и закончить строительство Джоканга. Рядом был возведен Малый Джоканг – Рамоче, где стала обитать китаянка Вэньчэн, а также хранилась привезенная ею статуя Джово Будда.

Всего было построено двенадцать храмов: они образовывали три круга, по четыре сооружения на каждую сторону света. Первый круг удерживал корпус дьяволицы,который приходился на территорию Лхасы. Следующий круг держал коленные и локтевые сгибы, а третий – конечности.

Первозданный облик Джоканга времен царя Гамбо не менялся почти тысячелетие, пока в 17-м веке к власти не пришел Далай-лама V. При нем некоторые постройки были отреставрированы или сооружены заново. Тогда же храм наполнился множеством изваяний, барельефов, настенной живописью, сохранившейся до наших дней.

Не лучшие времена Джоканг переживал в 60-70-е годы прошлого столетия, когда в Китае разбушевалась культурная революция. Тогда в стенах святыни организовали свинарник, а с другой стороны – казармы для китайских военных. После окончания революции монастырь, к счастью, восстановили.


Архитектура и культурные ценности

Внешний облик Джоканга неоднократно менялся. Строительством комплекса руководила вторая жена тибетского царя – непальская принцесса Бхрикути. Тогда архитектура Джоканга вобрала в себя разные стили: наследие Тибета, Китая, Индии, Непала с явным преобладанием неварских мотивов. Благодаря подобному попурри лхасский монастырь можно назвать поистине уникальным в своем роде.

По задумке девушки главное здание должно было состоять из трех ярусов. Но при ее жизни этому не суждено было случиться – супруга Сонгцена Гамбо скончалась, когда храм был двухэтажным.

Впрочем, третий этаж позже все-таки достроили. А за ним – четвертый. Именно таким выглядит монастырь сегодня.

Главной духовной драгоценностью комплекса можно назвать изваяние Джово Будда, где изображен двенадцатилетний принц из рода Шакьев в натуральную величину – высотой около полутора метров.

Говорят, статуя способна исполнять желания, стоит лишь преклониться перед ней и коснуться головой стоп .

Скульптура находится в основном здании – Тсамканг Ума. Она щедро украшена драгоценными камнями, покрыта позолотой.


Сейчас Будда, изображенный на статуе, выглядит более полным, чем в действительности – это связано тем, что скульптуру за все время покрывали не одним слоем позолоченного напыления.

Рядом с Джово Буддой устроился «отец» Джоканга – принц Гамбо вместе с двумя известными спутницами – не сам, конечно, а в виде статуи. Кроме того, по всей территории можно увидеть священные изваяния божеств, будд, . Главными из них можно назвать скульптуры Падмасамбхавы, Палден Лхамо с ликом лягушки, Будды Будущего и Авалокитешвары, которого в буддизме очень почитают как будду сострадания.

Здесь также поражает огромное количество:

  • росписей;
  • шедевров деревянного зодчества в виде многочисленных колонн и дверей;
  • изображений, которые проявились сами собой.

Вместе онистали невероятным наследием тибетской буддистской мысли.


Полезная информация

Джоканг находится в самом центре Лхасы, поэтому дойти до него легко пешком по прибытии в священный город. Лучшая панорама – на весь центр города с его , в том числе на дворец Потала – открывается с крыши, которая открыта для посетителей.

Комплекс работает с 8 утра до 8 вечера. Но нужно учесть, что с 8 до 11.30 здесь проходит служба, поэтому вход разрешен только буддистам. Лучшим временем для посещения, по признанию многих, является вечер, когда можно спрятаться от палящего солнца, храм утопает в предзакатных лучах, а вокруг обволакивают волшебные вибрации доносящихся отовсюду мантр.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам понравилось наше увлекательное приключение в буддийский мир спокойствия и равновесия. Пусть все ваши путешествия сбудутся!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о восточной культуре. До встречи!

Материал из Энциклопедия буддизма

Джоканг

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг - самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в столице Тибета - Лхасе, имеющий 1,5 -тысячелетнюю историю. Сейчас он принадлежит традиции Гелуг .

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею http://allcastle.info/temple " >храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но http://allcastle.info/monastery " >монастырь принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

История

Джоканг был построен предположительно в 639 - 647 гг. н.э. первым правителем - дхармараджей Тибетской империи - Сронцзангамбо для небольшой бронзовой статуи Джово Микьо Дордже , изображающей Будду Шакьямуни в возрасте 8 лет. Статуя была привезена в Тибет в качестве приданого непальской принцессой Бхрикути, ставшей женой тибетского царя. Джоканг был резиденцией непальской принцессы. Фасадом он был обращен на запад - в сторону Непала, чтобы принцесса, вспоминая родной дом, могла смотреть в его строну.
Одновременно был построен храм Рамоче для статуи Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, называемой Джово Шакьямуни , или Джово Ринпоче ("Драгоценный Господин"), привезенной китайской женой Вань-чен.


Рамоче (Малый Джоканг) был резиденцией этой китайской принцессы. Он строился воротами на восток, обращенным в сторону Китая, в честь прибытия в Тибет китайской невесты царя. Браки с принцессами Непала и китайской империи Тан скрепляли дипломатические отношения этих стран и Тибета.

Предположительно после смерти Сонгцэнгампо китайская принцесса, из-за военной угрозы со стороны империи Тан, спрятала статую Джово Шакьямуни в секретной комнате храма Джоканг. Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате принцесса Джинченг около 710 г. Эта статуя остается в Джоканге по сей день, являясь самой почитаемой статуей Будды во всем Тибете.
Джово Шакьямуни - древнейшая и единственная в своем роде статуя. Считается, что она создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим.
Статуя сделана в натуральную величину, 1, 5 метра высотой, из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, чем изначальный образ 12-летнего Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.
По преданиям, она появилась в Капилавасту во время юности Будды и, впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи. В письменных источниках она начинает упоминаться, начиная со времен правления тибетского царя Сонгцэнгампо, когда китайская принцесса привезла Джово Ринпоче в Тибет в качестве приданого.
Панкратов, Борис Иванович на обсуждении книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) прокомментировал: "В Лхасе известны два храма, построенных царем Сронцзангампо, в главном из них - "Чудесного сияния" - была поставлена статуя, приподнесенная непальской принцессой. В XV веке ее убрали, заменили китайской. Позже храм пришел в запустение, там поселились нищие. Замечательный ученый XV века Цонкапа в 1408 уже пользовался уважением и свое утверждение начал с реформ обрядовой стороны буддизма. Он изгнал нищих из храма: велел за городом приготовить обед на всех, когда все ушли туда, запер храм. В 1409 он ввел новшество: позолотил обе статуи, надел на них короны, мантии, украсил драгоценностями. Обе статуи, выделенные Цонкапой, стали пользоваться особым почитанием".
Путешественники, прибывшие в Лхасу, первым делом посещают Джоканг. Он расположен в центре Лхасы, до него легко добраться пешком. Храм открыт для туристов с 9.00 до 20.00. С открытой крыши монастыря открывается прекрасный вид на Лхасу и дворец Потала.
Паломники совершают его ритуальный обход (кора) Джоканга, а затем направляются в главный зал храма к древней статуе.
Сегодня площадь храмово-монастырского комплекса составляет 25 тысяч кв.м. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления Далай-ламы V.
Большинство росписей и статуй, которые сейчас можно увидеть в храме, были созданы в XVIII и XIX веках.

В Джоканге находятся знаменитые изваяния Авалокитешвары , Падмасамхавы , принесшего в Тибет тантрический буддизм. В этом же храме расположены три статуи - Царя Сронцзангамбо и двух его знаменитых жен, Вэнь-чен и Бхрикути, которые способствовали проникновению буддизма в Страну Снегов.
На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые покрываются золотом.
Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (порядка 800), а также тысячи тханок (свитковая живопись). Однако все они не выставлены на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надежно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, и являются древними и редкими, датируются VII-IX вв. и представляют огромную историческую ценность.
В настоящее время Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди тибетцев Джоканг часто именуют Цуглакханг, теперь это имя носит храм и резиденция Его Святейшества Далай ламы XIV в г. Дхарамсала (Индия).

Как добраться, контакты

Адрес: Тибет,Barkhor Street, Chengguan District

Телефон: +(86 891) 632 31 29

Монастырь Джоканг открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 монастырь открыт только для верующих).

Литература

Обсуждение книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) Ленинградhttp://gumilevica.kulichki.net/matter/Article23.htm " target="_self" > здесь

Тибетская автономия, или Сицзан, как ее называют китайцы, является третьим по величине районом КНР. Историческая столица Тибета - город Лхаса. Расположена автономия высоко над уровнем моря, на самом большом и высоком в мире. Отсюда берут свое начало великие реки Индии и Китая - Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы, Хуанхэ. Специфичный, необыкновенный и таинственный Тибет - место, где путешественники достигают состояния духовного катарсиса. Он популярен, притягателен, его невозможно забыть.

Уникальная страна

Туристическая популярность Тибета основана на его древнейшей истории, религии - не зная базовых сведений об этом государстве, невозможно до конца насладиться прелестью его природы и архитектуры. Все созданное рукотворно и высшими силами придает стране свой шарм.

Более-менее точные данные говорят о возникновении первого тибетского государства в долине реки Ярлунг (отсюда и название правящей династии - Ярлунгская) в III веке нашей эры. А уже начиная с VII века история Тибета апеллирует конкретными именами, цифрами, подробностями. С той поры до наших дней сохранились подлинные фрагменты, входящие в конструкции знаменитых монастырей. Время и войны не пощадили неповторимые постройки уникальной культуры. Но отреставрированные, они манят к себе туристов и паломников со всего мира. Комплекс, которым обладает и гордится столица Тибета, находится под охраной ЮНЕСКО. Своеобразие тибетской культуры и веры объясняется не только труднодоступностью и закрытостью для внешнего мира, но и территориальным положением - Тибет граничит с такими самобытными странами, как Индия, Непал и Китай. Исторически сложилось так, что он долго находился под сильным влиянием Монголии.

Великий тибетский царь

У каждой страны на протяжении её существования бывал сильный руководитель, яркая личность. Государство во время его правления расцветало, расширялось, становилось доминирующим в регионе. В VII веке нашей эры у Тибета появился мудрый правитель Сонгцэн Гампо (604-650 годы). Он объединил под своей властью разрозненные провинции. Две его жены, китайская и непальская принцессы, привезли в страну вместе со данными им в приданное, и сам буддизм. Распри с соседями, ставшими родней, на время утихли. Под влиянием жен - китаянки Вэньчэн и непалки Бхрикути, перевоплотившихся позднее в Зеленую и Белую Тару, главную богиню буддизма, столица Тибета была перенесена в Лхасу (с тибетского - «обитель богов» или «божественное место»), которая превратилась в этом регионе в оплот буддизма. Для двух статуй в Лхасе правителем были выстроены два храма - Джокханг и Рамоче. Неоднократно переделанные, они существуют и сейчас и олицетворяют собой VII век. Кроме того, облюбовав Красную гору, Сонгцэн Гампо построил на ней девятиэтажный на 999 комнат дворец, от которого до наших дней сохранилась пещера, где правитель в уединении медитировал. Сюда стекается поток туристов, желающих проникнуться мудростью веков и насладиться торжеством Духа.

Война вероисповеданий

Сейчас на этом месте возвышается легендарный Потала. Три этих строения входят в комплекс, находящийся под опекой ЮНЕСКО. Столица Тибета Лхаса еще 250 лет после смерти Сонгцэна Гампо была оплотом Ярлунгской династии.

Но буддизм был популярен здесь только среди небольшой аристократической прослойки, тогда как подавляющая масса тибетцев исповедовали бон по, веру предков. Религиозные разногласия и послужили основной причиной развала централизованного Тибетского государства. Однако буддизм, наоборот, стал набирать популярность, приобретая новые отличительные черты. В Европе это учение прочно утвердилось под названием ламаизм, представляя собой переплетение философии буддизма и веры в таинственную магию. Называют его еще тибетско-монгольской формой махаяны, северной ветвью буддизма или его поздней формой.

Возникновение на этих территориях буддизма

Как государственная форма ламаизм представляет собой церковную страну, во главе которой стоит священник, называемый здесь далай-ламой. Столица Тибета с XIII века - оплот ламаизма, который проник в отдельные регионы Монголии, Непала, Индии и Китая.

Буддизм в Тибете завоевывал популярность в первую очередь при помощи строительства культовых монастырей, первым из них был Самье. Возведен он был в 770 году усилиями Тисонга Децэна, 38 царя Тибета. После этого тогдашняя столица Тибета потеряла значение главного города государства. Но и сегодня это место является одной из основных и популярных точек туристического маршрута.

Возрождение после монгольского нашествия

В XI веке страна стала возрождаться, но вторгшиеся на её территорию в 1239 году монголы разорили большинство монастырей. Со временем и завоеватели, осевшие здесь, приняли буддизм. И когда в 1350 году монах Джанчуб Гьялцен (первый ученик школы Сакья) начал их восстанавливать, охотно ему помогали. В конце XIV - начале XV веков в Тибете начинает набирать популярность и увеличивать свое влияние школа Гелуг (истинная). Построенные ею монастыри Ганден, Дрепунг и Сэра становятся местами паломничества. Древний город Лхаса, столица высокогорного Тибета, становится центром новой религии, для формирования и расцвета которой очень много сделал далай-лама V, имеющий имя Нгаванг Лобсанг Гьяцо Великий (1617-1682 гг.). Судя по слову «великий», можно представить, как много он сделал для Тибета. На месте сгоревшего в результате попадания молнии дворца на Красной горе он стал возводить жемчужину мировой архитектуры - дворец Потала, который по замыслу должен был стать и резиденцией лам и их усыпальницей. На сегодняшний день дворец является визитной карточкой Тибета, его символом.

Легендарный дворец

Потала - гора в Южной Индии. По буддийским легендам, на ней обитает Авалокитешвара (Ченрези), от которого и произошел весь тибетский народ. Далай-лама - земное воплощение Бодхисаттвы. И, естественно, дворец назвали Потала, и он стал резиденцией религиозных правителей Тибета вплоть до 1950 года, когда китайские войска заняли Тибет, и XIV далай-лама вынужден был эмигрировать в Индию.

Новые хоромы стали возводить в период правления V далай-ламы, в 1645 году, на месте, где когда-то высился 9-тиэтажный замок Сонгцэна Гампо. С того времен во дворце сохранилась лишь легендарная пещера Фа-Вана, где он, 33 Великий царь Тибета, читал священные тексты. Уникальное сооружение на вершине горы является как бы ее продолжением, уходящим в небеса. Сейчас двухцветный красавец взят под охрану (в нем проживает несколько монахов) и представляет собой исторический и архитектурный памятник, служащий в основном для привлечения туристов в Тибет. Лхаса, открытая для посещения лишь в 1980 году, сейчас представляет собой популярнейший туристический центр.

Китай делает все для увеличения потока туристов

Уделяет огромное внимание. Уникальная Тибетская автономия со столицей Лхаса - это сокровище, которое становится туристической меккой. Конечно, открытый для посещений совсем недавно, Тибет долгое время был совсем непубличным религиозным центром. Здесь нет такой мощной инфраструктуры, рассчитанной на нескончаемый поток посетителей, как, скажем, в Швейцарии - старейшем курортном центре мира. Но упущенное быстро наверстывается.

Уже сейчас Лхаса, историческая столица Тибета, имеет туристические комплексы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Можно назвать несколько высококлассных пятизвездочных отелей, лучших из 296 существующих на сегодняшний день в столице Тибета. Это Shangri-La, который находится всего в 700 метрах от дворца Норбулинка и Музея Тибета. За ним следует необыкновенно красивый St. Regis Lhasa Resort. Не уступает им Shambhala Palace и Tashitakge Hotel.

Поездка в Тибет доступна многим

Но это «лучшие из лучших» гостиничных комплексов, находящиеся в центре столицы, в шаговой доступности от главных достопримечательностей Лхасы. Вся система туризма в Тибете продумана до мелочей. Есть гостиницы с весьма демократичными ценами, а также с гибкой системой льгот, например с талонами на питание, бесплатной отменой бронирования, скидками на авиабилеты и многое другое. Подавляющее число гостиниц имеют очень высокие рейтинги и хорошие отзывы. Сейчас Лхасу так и зовут - «город отелей». Но это и город уникальных достопримечательностей. К ним относятся Дворец Потала и храм Джоканг, улица Беркхор и монастыри Дрепунг, Сэра, Ганден, Trugo и женский монастырь Цанггу. Список основных достопримечательностей будет неполным без Обители Пабонка и гробниц ранних тибетских царей.

Поделиться