Начало колонизации. Становление колониального строя

Понятие «колония» (лат. «поселение») возникло в античной древности и использовалось для обозначения поселений, расположенных в стороне от первоначального центра, а то и достаточно далеко от него. Исторически первыми, с широким размахом реализовавшими практику колонизации, были финикийцы - для них торговля и мореплавание были едва ли не основным занятием. Позже эстафету колонизации финикийцы передали грекам, а те - римлянам. В какой-то степени процессом такого же рода можно считать и эллинизацию Ближнего Востока после походов Александра, хотя характер колонизации в это время был все-таки несколько иным. В средние века колониальные анклавы создавали такие торговые республики, как Венеция или Генуя, а также торговые союзы типа Ганзы. Итак, колонизацией в интересующем нас смысле следует считать создание на чужой территории замкнутых административно-автономных анклавов, копировавших метрополию, тесно связанных с ней и опиравшихся на ее действенную и заинтересованную поддержку. Совершенно очевидно, что такого рода анклавы могли создаваться и реально создавались лишь там, где частнособственническая предпринимательская деятельность официально считалась ведущей и активно поощрялась заинтересованным в ее процветании государством. Именно такого типа колонии и были тем истоком, на основе которого в XV-XVI вв. сложился колониализм как явление уже несколько иного порядка, отличавшееся иными формами и, главное, иными масштабами. Связь этого колониализма с нарождавшимся европейским капитализмом вполне очевидна. Как и прежде, в древности и средневековье, она была основана на принципиальных структурных различиях в образе жизни тех, кто колонизовал, и тех, кто был объектом колонизации. Но ровно настолько, насколько пред- и раннекапиталистическая Европа по своей мощи, возможностям и потенциям превосходила античную (и тем более торговые союзы и республики раннего средневековья), настолько же и новая волна колонизации оказалась мощнее всех прежних. Началось все, как только что упоминалось, с Великих географических открытий, с революции в мореплавании, которая позволила успешно преодолевать океаны.Транзитная торговля со странами Востока издавна создавала у европейцев заметно преувеличенное представление о сказочных богатствах восточных стран, особенно Индии, откуда шли пряности и раритеты. Транзитная торговля, как известно, стоит дорого, а полунищей Европе платить было практически почти нечем. Это было одним из немаловажных стимулов, подстегивавших европейцев найти новые пути в Индию - пути морские, наиболее простые и дешевые. Поиски новых морских путей сами по себе еще не были проявлением именно капиталистической экспансии. После XVI в. на передний план в уже активно развивавшейся колонизации (имеется в виду не только колониальная торговля, но и освоение чужих земель переселенцами), как и в капиталистическом развитии, вышли другие страны: вначале Голландия, затем Англия и Франция. Именно они наиболее удачно использовали полученные от колониальной активности средства в качестве того самого первоначального базового капитала, который в конечном счете способствовал ускорению и даже радикализации их капиталистического развития. й достаточно крепкие феодальные монархии. Колониализм в широком смысле слова - это то важное явление всемирно-исторического значения, о котором только что было упомянуто. Это хозяйственное освоение пустующих либо слабозаселенных земель, оседание на заморских территориях мигрантов, которые приносили с собой привычную для них организацию общества, труда и быта и вступали в весьма непростые взаимоотношения с аборигенным населением, находившимся, как правило, на более низкой ступени развития Но при всей уникальности конкретных обстоятельств есть и некоторые общие закономерности, которые позволяют свести феномен колониализма к нескольким основным вариантам.Один из них - постепенное освоение отдаленных чужих, но пустующих либо слабозаселенных земель поселенцами-колонистами, являющими собой более или менее компактную общность и составляющими на освоенной ими новой территории подавляющее большинство населения. Аборигены при этом обычно оттесняются на окраинные и худшие земли, где они постепенно вымирают либо истребляются в стычках с колонистами. Так были освоены и заселены Северная Америка, Австралия, Новая ЗеландияДругой вариант - миграция новопоселенцев в районы с значительным местным населением, опирающимся к тому же на весомые собственные традиции цивилизации и государственности. Этот вариант гораздо более сложен и в свою очередь может быть подразделен на различные подварианты. В Центральной и Южной Америке такая традиция была, причем многовековая, но она оказалась непрочной и локально ограниченной, что в немалой степени объясняет ту легкость, с которой ее слабые ростки были уничтожены колонизаторами.Вариант третий - колонизация районов с неблагоприятными для европейцев условиями обитания. В этих нередких случаях местное население, независимо от его численности, было преобладающим. Европейцы оказывались лишь малочисленным вкраплением в него, как то имело место повсюду в Африке, в Индонезии, Океании и кое-ще на Азиатском континенте (хотя о развитом Востоке речь впереди). Слабость, а то и почти полное отсутствие политической администрации и государственности здесь помогали колонизаторам легко и с минимальными потерями не только укрепиться на чужих землях в форме системы форпостов, портов, торговых колоний и кварталов, но и взять в свои руки всю местную торговлю, а то и практически все хозяйство прилегающих районов и навязать местным жителям, порой целым странам свою волю, свой принцип свободных рыночных связей, в которых решающую роль играл материальный интерес.И наконец, вариант четвертый, для Востока наиболее типичный. Это те многочисленные случаи, когда колонизаторы попадали в страны с развитой многовековой культурой и богатой традицией государственности. Здесь большую роль играли различные обстоятельства: и представления европейцев о богатстве той или иной страны Востока, например Индии, и реальная сила колонизуемой страны, англичане сумели укрепиться и овладеть Индией в немалой степени потому, что этому способствовала исторически сложившаяся социально-политическая система этой страны с ее слабой политической властью. В рамках четвертого варианта колонизаторы не могли ни создать структуру по европейской модели (как в первом), ни создать гибридную структуру (как во втором), ни просто придавить своей мощью и направить целиком по желаемому пути жизнь отсталого местного населения, как то было в Африке, на островах пряностей и т. п. (вариант третий). Здесь можно было лишь активно развивать торговлю и за счет рыночного обмена получать выгоду.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Аффонсу де Албукерки (1453-1515) Первой европейской державой, начавшей успешную заокеанскую колонизацию, стала Португалия. Этот процесс был связан с деятельностью Аффонсу де Албукерки - одной из крупнейших фигур в португальской истории. Его личность и деяния в связи с этим идеализируются португальскими историками (см. большую статью, посвящённую Албукерки в журнале «Новая и новейшая история» №3, 2002 г.). Сын советника короля, воспитание и образование Аффонсу де Албукерки получил при королевском дворе. Король Жуан II, назначил его своим оруженосцем и офицером конной гвардии. В первые годы 16 века Албукерки участвовал в Индии в сражениях против правителя Каликута и в строительстве крепостей. В 1506 г. он во второй раз в своей жизни отплыл в Индию в составе военной экспедиции. Албукерки вез секретное предписание, полученное им лично от короля, которое обязался хранить в строжайшей тайне. Согласно этому предписанию он становился преемником первого вице-короля Индии Франсишку де Алмейды. Албукерки осуществил военную экспедицию в Персидский залив. Подчинив Португалии все крупные порты, включая сильнейший из них – Ормуз, находящийся у входа в Персидский залив. В Ормузе Албукерки начал строить крепость. Вице-король Франсишку де Алмейда, опасаясь конкурента, приказал штурмовать крепость. В разгар битвы Албукерки был предан несколькими офицерами и потерпел поражение. По приказу вице-короля он был арестован и обвинен в самоуправстве. Албукерки в свою очередь объявил Франсишку де Алмейда ответственным за потерю Персидского залива. Жуан II заранее был на стороне Албукерки и в 1509 г. Албукерки сместил Франсишку де Алмейду на посту вице-короля. В отличие прежнего вице-короля Индии Албукерки, считал, что одного сильного флота недостаточно для установления эффективного португальского контроля в бассейне Индийского океана. Чтобы Португалия могла стать "владычицей Востока", он предлагал создать цепь опорных баз на побережье Атлантики и Индийского океана. В то время португальские купцы, торговавшие пряностями и специями, полностью зависели от местных правителей в Азии и Африке, без разрешения которых они не могли иметь стоянки для кораблей, склады и т.п. Албукерки предлагал покончить с этой зависимостью, построив собственные крепости и флоты, которые позволят Португалии поставить под свой контроль главные торговые пути в Индийском океане. Предложенный им план предусматривал не захват обширных территорий, а "точечную оккупацию" – создание опорных пунктов на побережье. Резиденцию вице-короля Албукерки решил перенести из Каликута в индийский город Гоа, так как он был главным судостроительным пунктом мусульман и снабжался лучше других городов. Первыми военными акциями нового вице-короля стали разгром арабского флота у индийского порта Диу в 1509 г. и завоевание Гоа в 1510 г. Правители местных княжества были мусульманами и преследовали на захваченных ими территориях индусское население. Албукерки был не в состоянии справиться с мусульманской верхушкой Гоа собственными силами и использовал помощь индийцев против мусульман, играя на их религиозной вражде. Затем в течение пяти лет правления Албукерки в Индии уничтожались и мечети, и индуистские храмы. При создании колониальной империи Албукерки прославился своей жестокостью. Он использовал тактику запугивания населения: в завоёванных городах убивали всех – и женщин, и детей, – а разрубленные части тела раскидывали по местности. В 1511 г. Албукерки направляется с флотом к Малакке. В это время в Малакке было 100 тыс. вооруженных защитников малайцы имели сильные укрепления, а также значительный военный флот. Малакка была главным поставщиком пряностей через Каир и Мекку в Венецию. Если португальцы овладеют Малаккой, Каир и Мекка как центры торговли придут в упадок, и Венеция не сможет получать специй, из-за чего ее купцы вынуждены будут покупать их в Португалии. После взятия Малакки Албукерки заручился поддержкой всех местных держав, враждовавших с Малаккой, и подготовил этим дальнейшую португальскую экспансию на восток. Португальцы пробыли в Малакке 130 лет, пока в 1641 г. их не разгромили голландцы. Затем Албукерки получил приказ от короля Мануэла захватить порт Аден и проникнуть в Красное море, Албукерки отплыл из Гоа в начале 1513 г. с флотом из 20 кораблей. Аден служил убежищем для мусульманских купцов, опасавшихся португальских военных судов и складом транзитных товаров из Индии. Владея Аденом, португальцы легко могли заблокировать арабскую торговлю в Красном море. Португальская атака на Аден окончилась неудачей. Албукерки отступил в Красное море, но до этого приказал сжечь все корабли, стоявшие в Аденском порту. Вскоре после этого он вновь захватил Ормуз и там готовился взять Аден и отправить экспедицию против Мекки, чтобы покорить главную святыню мусульман. Но в 1515 г. Албукерки умер, не осуществив своих намерений.

Португальское господство в Индийском Океане и его исторические последствия.

Благодаря стратегии Албукерки, к середине XVI в. португальцы создали огромную колониальную империю, представлявшую собой систему военно-морских баз, опоясывавших дугой Индийский океан и разбросанных на большом расстоянии друг от друга: между этими пунктами ни одно судно не осмеливалось проходить без согласия португальцев. Правительство Португалии искусственно поддерживало в Европе высокие цены на пряности, чтобы не лишаться высоких процентов прибыли. Ежегодно разрешалось ввозить в Лиссабон только 5-6 кораблей пряностей, лишнее уничтожалось. Один из негативных результатов португальской экспансии в Индийском океане состоял в том, что на много веков были разорваны давние торговые и культурные связи между Африкой и странами Красноморского бассейна, с одной стороны, и Индией и странами Восточной и Юго-Восточной Азии, с другой. Военное присутствие португальцев в бассейне Индийского океана положило конец торговой деятельности арабов, обеспечивавших интенсивность этих связей. В то же время Албукерки потерпел полную неудачу в своих попытках уничтожить мусульманские государства в Красном море. Недостаток сил был, прежде всего, результатом чрезмерного размаха экспансии, проводимой португальцами. Но это привело к распылению ограниченных военных ресурсов Португалии на огромном пространстве. Несоответствие между проектами Албукерки и теми средствами, которыми располагала Португалия для их реализации, не беспокоило ни Мануэла I, ни его преемника Жуана III. Ни один из них не хотел ни сокращать программу завоеваний, ни выделять на ее выполнение больше средств. У португальского колониализма по-прежнему был хороший аппетит, но уже были плохие зубы. При Жуане III (1521–1557) страна стала ощущать нехватку государственных средств. Португальской монополии на торговлю с Востоком бросили вызов французские, голландские а затем и английские купцы. Вследствие этого у португальских торговцев возникла необходимость занять всю Бразилию, чтобы компенсировать уменьшение доходов от торговли с Востоком.

Завоевание Америки и гибель древних цивилизаций.

На территории Америки к 16 веку сущестовало четыре наиболее крупных цивилизации: Майя – полуостров Юкатан; Ацтеки – центральная Мексика; Чибча и муиски - Север Южной Америки; Племя Кечуа покорившее и начавшие ассимилировать все племена населявшие Анды. Европейцы назвали их Инки по наименованию их верховного правителя – великого инки. У Майя, в отличие от инков и ацтеков не было централизованного государства. Они независимыми родами, каждое из них образовало город-государство. Во всех этих цивилизациях сохранялась традиция человеческих жертвоприношений. Ацтеки приносили жертвы каждый день, чтобы взошло и зашло солнце. У майя и ацтеков этот обряд сопровождался людоедством. Инки и чибча-муиски совершали жертвоприношения не каждый день, а только по праздникам, но они были более масштабные по количеству жертв – от нескольких сотен, до нескольких тысяч. Эти деструктивные традиции с одной стороны вели к постепенному вырождению и лишали возможности мобилизации сил в критических ситуациях, с другой стороны, их языческая жестокость и ассоциации с дьявольскими силами в глазах европейцев не оставляли шансов на сосуществование этих цивилизаций с христианской культурой. Что касается Майя, то они вымерли в течение 16-17 веков главным образом от болезней, завезённых европейцами, к которым они не имели иммунитета – оспы, гриппа и кори. Гибель остальных цивилизаций связана с личностями наиболее прославившихся завоевателей (по испански – конкистадоров) и миссионеров, которых побуждали к походам рассказы и легенды о стране Эльдорадо сказочно богатой золотом (dorado – по испански золотой) . Эрнан Кортес (1485-1547) – завоеватель ацтеков. В 1519 г. конкистадор Эрнан Кортес сошел на берег Мексиканского залива. Гибель империи ацтеков ускорило одно совпадение. В этом году в соответствии с предсказаниями должен был вернуться Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, - бог света и плодородия. Его появления ждали со стороны океана - поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога, ведь только боги могли иметь бороду. Ацтекский император Мотекусома (Монтесума) сам торжественно привел отряд Кортеса в свою столицу город Теночтитлан. Теночтитлан стоял посреди большого озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, плавали на воде на плотах из влаголюбивой растительности. Столкнувшись с одной стороны с кровожадными обычаями, с другой стороны, с огромным количеством золота и драгоценностей, Кортес решил разрушить Теночтитлан. После более после нескольких сражений с многотысячными армиями индейцев и осады, в августе 1521 г., Теночтитлан пал. На его руинах в 1525 г. был основан город Мехико. Современной мексиканцы почитаю Кортеса как основателя своей страны, его портрет изображён на мексиканских деньгах. Энкомьенда. Форма эксплуатации индейского населения в испанских колониях Америки в 16-18 веках получила название Энкомьенда. Испанское слово encomienda переводится как попечение, защита. С первых лет колонизации развернулась борьба между королем и дворянами-конкистадорами за власть над индейцами, за право собственности на землю. В ходе этой борьбы в 20-е годы 16 века возникла особая форма эксплуатации индейцев – энкомьенда. Условием формирования энкомьенды стало то, что экономическая и административная система Испании оказалась совместимой с теми формами организации общества, которые существовали в государствах Нового Света. Испанцы сохранили индейскую общину в районах с высокой плотностью земледельческого населения. Трудовой повинности общинников в пользу их уже несуществующих государств испанцы преобразовали в привлечение индейцев к работе на рудниках. Часть урожая, отдаваемая раньше Индейским правителям, шла теперь на уплату налогов испанскому королю, а часть, предназначавшаяся жрецам, шла - на церковную десятину. Энкомьенда не давала права на владение землей. Ее владелец получал право на эксплуатацию индейцев-общинников, живших на земле, и должен был следить за уплатой налогов и отработкой повинностей. Испанскому правительству была невыгодна такая система, стимулировавшая дворянский сепаратизм. Оно хотело заменить её централизованным бюрократическим аппаратом и использовало для этого католических миссионеров. Бартоломе де Лас Касас (1474-1566) – главный миссионер Мексики, испанский монах, гуманист, историк и публицист. В начале 16 в. Лас Касас участвовал в путешествиях колумба и был соавтором и писцом дневников Колумба. В 1520-м году, Лас Касас, которого император Испании Карл V назначил "защитником индейцев" сумел изгнать конкистадоров в одном из городков на территории нынешней Венесуэлы и безуспешно попытался наладить добрые отношения между индейцами и колонистами. В конце концов, индейцы восстали и перебили почти всех колонистов. Добросердечный Лас Касас тяжело переживал эту трагедию и десять лет пробыл в монастыре. В 1531 г. одному индейцу явилась Дева Мария и запечатлела свой облик на его накидке. Конечно, скорее всего, это была спланированная акция. С этого момента началось планомерное обращение индейцев в христианскую веру. Лас Касас с друзьями-монахами пошли в индейские деревни босиком, с крестом и библией. Они окрестили индейцев, побудили их признать власть католического короля, перевели на местный язык священные книги, учили индейских детей читать. В 1540 году Лас Касас вернулся в Испанию и представил правительству доклад о разорении американской Новой Испании. Принц Филипп издал "новые законы": всем колонистам было приказано освободить порабощенных индейцев и впредь не допускать никаких насилий. "Новые законы" побудили конкистадоров к мятежу. Однако монарх оказался сильнее, мятежники были разбиты. Энкомьенда была постепенно упразднена. В 1544-50 гг. Лас Касас был епископом в Мексике. Его миссия была успешной. Население Мексики по сей день – одно из самых набожных в католическом мире. В 1552 г. Лас Касас издал книгу "Кратчайшая история разрушения Западных Индий" которая принесла ему всеевропейскую известность и является одним из главных исторических источников о завоевании Америки (книга переведёна на русский язык). Франсиско Писарро (1475-1541) – завоеватель инков. Инки, как и остальные американские народы, не знали ни колеса, ни письменности, но в отличие от остальных они имели узелковое письмо и государственную почту в виде эстафеты бегунов, а также занимались животноводством, используя для этого горных Лам. Символом могущества страны был город Куско на территории современного Перу (индейцы называли эту страну – Биру). В конце 1532 г. отряд испанцев-конкистадоров во главе с Писарро, перейдя через Анды, вступил на землю инков. Воспользовавшись распрями, начавшимися у инков в борьбе за престол. В 1535 г. Писарро завоевал Куско и на побережье Тихого океана основал город Лима, ставший центром экспансии, которая полностью завершилась через 40 лет. Гонсало Хименес де Кесада (1500-1579) – завоеватель чибчей и муисков. В отличие от полуграмотных идальго Кортеса и Писсаро, Хименес Кесада не был авантюристом и грабителем. Он стал конкистадором "по несчастью". Его отец в Испании был преуспевающим торговцем тканями, а сам он окончил университет, был очень набожен и успешно начал карьеру юриста. Однако он не смог выиграть в суде дело своей семьи, которую городские власти обвинили в использовании некачественной краски для тканей. Семья разорилась, и Кесада, чтобы поправить дела отправился за океан в составе одной из экспедиций в качестве судьи. Прибыв в Америку, он не планировал никаких походов. Губернатор города, куда прибыл Кесада, снарядил экспедицию для поисков Эльдорадо. Её должен был возглавить сын губернатора, однако тот в последний момент украл отцовские драгоценности и сбежал в Испанию, предпочтя спокойную жизнь рискованным походам. Наиболее достойным кандидатом для руководителя экспедиции оказался Кесада. Экспедиция началась весной 1536 г.. Вступив на территорию современной Колумбии, Кесада встретился с племенами чибчей-муисков, возделывавших картофель и маис (кукурузу) и покрывавших крыши своих деревянных храмов золотыми пластинками. Здесь конкистодоры собрали огромные сокровища. Главный город государства чибчей-муисков назывался Муекетой. Кесада вышел к этому городу в 1539 г. В этом же году Муекета сгорел в пожаре, а на его месте Кесада основал году город Санта-Фе-де-Богота. Сейчас это столица Колумбии. В 1539 г. здесь появились другие отряды конкистодоров, и хотя Кесада уже провел торжественную церемонию ввода земель во владения испанского короля, ему ещё много лет пришлось добиваться в Испании признания своих заслуг, после того как соперники несправедливо обвинили его в сокрытии части сокровищ.

«Революция цен»

В первой половине XVI в. были созданы два вице-королевства: Новая Испания (Мексика, Центральная Америка, Венесуэла и острова Карибского моря) и вице-королевство Перу, охватывавшее почти всю остальную территорию Южной Америки, за исключением Бразилии, принадлежавшей португальцам. В 1540-х годах на территории современной Боливии конкистадоры обнаружили "серебряную гору" Потоси – крупнейшее из до сих пор известных месторождение серебра на планете. Были мобилизованы десятки тысяч индейцев; сменяя друг друга, они прорыли многокилометровые штольни (немецкое слово – горизонтальные шахты) и построили более ста дробильных мельниц. Это были крупнейшие рудники мира, дававшие ежегодно до 200 тонн серебра – во много раз больше, чем добывали в Европе. Благодаря таким богатствам Испания превратилась в великую державу, диктующую свою волю народам. В американские колонии направлялись исключительно дворяне, въезд крестьян был запрещён, а бюргерство в Испании было малочисленным и бесправным. Вследствие такого характера колонизации золото и серебро накапливалось в форме сокровищ или расходовалось на поддержку заговоров и военных авантюр в Европе. Богатства не использовались для предпринимательства, не превратились в капитал и не способствовали развитию Испании, а напротив снижали её конкурентоспособность. Англичане, французы и голландцы с завистью смотрели на богатства, которые доставляли испанские корабли из Америки; английские пираты, которые прежде грабили корабли в проливе Ла-Манш, стали плавать к берегам Нового Света и нападать на "серебряные галионы". Каждое плавание испанского флота сопровождалось сражениями. Богатства, доставляемые из Америки, были столь велики, что стоимость золота и серебра на протяжении XVI века упала в два с лишним раза – это была так называемая "революция цен" (инфляция). Революция цен многократно повысила стоимость основных продуктов питания, с одной стороны, она способствовала первоначальному накоплению капитала спекулянтами, с другой способствовала социальным кризисам и восстаниям.

Начало колонизации.

Открытие европейцами Нового Света повлекло за собой конкисту по-испански conquista завоевание, названную перуанским исследователем Марьятеги последним крестовым походом. После изгнания мавров с Пиренейского полуострова остались не у дел те, для кого военные доспехи служили основным источником существования. Но открылась вдруг сказочная перспектива за океаном оказался беспризорным неведомый в Европе мир. И потянулись в Новый Свет вчерашние солдаты, монахи, разорившиеся идальго.

От инквизиции бежали за Атлантику те, кто не мог смириться с религиозным гнтом нищета гнала туда тех, кто только там надеялся на благосклонность фортуны. После открытия Америки десятки тысяч переселенцев из Англии, Франции, Германии, Нидерландов, Испании и Португалии поспешили в Новый Свет. Куда также посылали отбывать наказание каторжников, сюда же продавали детей, похищенных из английских трущоб. В США также прибыли участники неудачных революционных баталий середины Х1Х века из Германии, Ирландии, Франции, России, Австро-Венгрии, Финляндии.

Значительную часть населения Америки составили потомки африканских рабов. Внимание конкистадоров, отправлявшихся в Южную Америку, по меткому выражению испанского монаха Бартоломе Лас Касаса, с крестом в руке, но с жаждой золота в сердце, было обращено прежде всего на густонаселнные андийские высокогорья. Помимо богатств мифической страны золота Эльдорадо их привлекала возможность воспользоваться достижениями доколумбовых цивилизаций.

Надежды и слухи порождали вс новые и новые легенды и о стране амазонок, и о неповторимых городах, где дома из чистого серебра, и об источнике вечной молодости, и, конечно же, об Эльдорадо крае несметных сокровищ и позолоченных людей. Играя на противоречиях между местными правителями, действуя обманом, подкупом и просто грубой силой, конкистадоры во главе с Франсиско Писарро, впервые попавшие в Перу в 1527 году, всего за десять лет полностью овладели Центральными Андами.

Они установили энкомьенду опеку над сельскими общинами горных районов, фактически заставив индейцев работать на себя, а для добычи золота, серебра и драгоценных камней использовали миту введнную ещ инками обязательную трудовую повинность. Америка того времени это страна разбойников, воров, убийц, разного вида преступников, потоком хлынувших из цивилизованной Европы, не принимавшей эти отбросы общества, и коренного населения индейцев. Англия заявила о своих правах на территории в Северной Америке еще в 1497 г но лишь столетие спустя накопила достаточно материальных и людских ресурсов, чтобы основать постоянные поселения в Новом Свете. В течение 16 в. численность населения Англии и Уэльса почти удвоилась, так что колонизацию стали рассматривать как панацею от перенаселенности и средство избавления страны от полчищ назойливых попрошаек. В 1607 г. в устье реки Джеймс, впадающей в Чесапикский залив, англичане основали первый город в Северной Америке Джеймстаун.

Тогда же произошло и первое сражение с индейцами поухотанами, населявшими эти земли.

Начался 200-летний период вытеснения коренных американцев с их исконных земель. С тех пор аборигены стали подданными британской короны. Англичане, на словах признавая право индейцев на собственные земли, где хитростью, а где и силой лишили большинство коренных жителей Америки их территорий. 3. Миграции населения. Наиболее крупные международные миграции последних столетий были связаны с заселением Америки европейцами.

Эмигранты от лат. emigro выселяюсь люди, добровольно или вынужденно покинувшие одну страну и поселившиеся в другой, уезжали из Европы и поселялись в основном в США. Другие переселенцы выбрали Австралию, Новую Зеландию, Южно-Африканский Союз ныне ЮАР. Много иммигрантов от лат immigrans вселяющийся приняли Канада, Бразилия, Аргентина. За период с 1815 по 1900 из Великобритании эмигрировало около 13 млн. человек, из них 65 направлялись в США, 15 в Канаду, 11 в Австралию, 5 в Южную Америку.

Второе место занимала Германия, за 1841 1900 из нее эмигрировало 4,9 млн. чел в основном в США, меньшая часть в Бразилию и другие страны Америки. Потоки переселенцев из Италии 3,9 млн. человек, с 1876 по 1900 направлялись большей частью в Аргентину, Бразилию, США. На протяжении второй половины 19 в. около 1,5 млн. человек эмигрировало из стран Северной Европы. Продолжалась колонизация Америки испанцами и португальцами. Международные миграции населения происходили и из стран Восточной Европы, но их учет был неудовлетворительным.

Как мы видим, на протяжении всего периода колонизации Америки туда из Старого Света эмигрировало огромное количество людей, стремящихся найти лучшие условия жизни. И из этих людей складывались многонациональные государства. В зависимости от первоначально преобладавшего состава мигрантов страны, заселявшиеся ими, имеют разный этнический облик США и Канада англоязычные в последней большая франкоязычная провинция Квебек, бывшая французская колония Мексикаи многие другие испаноязычные Бразилия португалоязычная.

Среди эмигрировавших в Северную Америку вначале преобладали выходцы из Великобритании и Ирландии затем увеличился поток переселенцев из Германии и стран Северной Европы, а позднее из Восточной Европы так, в Канаде сейчас немало потомков украинцев, Аргентина и многие другие испаноязычные Бразилия португалоязычная. С самого начала, наплыв иммигрантов заставил старожилов Нового Света думать о путях противодействия беспрепятственному доступу новых переселенцев на территорию Америки.

Это стало результатом того, что в 1639 году английские колониальные власти запретили переселяться в североамериканские колонии преступникам и нищим. Однако, это эмбарго большого влияния не возымело. Первый законодательный акт, целенаправленно ограничивающий иммиграцию в страну, был принят в 1875 году в США было запрещено переселяться людям, ранее совершавшим преступления. В 1882 году был принят позорный закон, запрещавший этническим китайцам переселяться в США. Тем китайцам, которые на тот момент уже проживали в США, было запрещено претендовать на американское гражданство.

Этот закон был принят из-за наплыва китайских рабочих кули, которые считались самой дешевой рабочей силой и которых привлекали для строительства железных дорог. Законодатели США посчитали, что присутствие китайцев негативно влияет на уровень безработицы и зарплаты коренных американцев. Только в 1943 году этот закон был отменен. По иронии судьбы этнические китайцы ныне составляют одну из наиболее многочисленных и влиятельных общин в США. Первый закон об иммиграции был принят в 1882 году. Он предусматривал установление контроля за качеством иммигрантов подразумевалось, что страна нуждается в трудолюбивых специалистах, а не бездельниках, а также запрещал въезд душевнобольных и психически недоразвитых людей.

Этот закон также установил налог в 50 центов на каждого прибывающего иммигранта. Однако, несмотря на введение более жестких правил доступа иммигрантов в США и экономические трудности, переживаемые американской экономикой, наплыв переселенцев не особо уменьшился. 4.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование населения Америки

Естественно, что при такой разнице в количествах народов и стран, во многих государствах представлены несколько народов, т.е. существуют как.. Больше всего таких стран можно найти в Европе, в Латинской Америке, в.. Пожалуй, это и есть главная причина выбора мной этой темы реферата.Процесс формирования населения страны, особенно..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Родовые отношения у южноафриканских банту не составляют какого-либо исключения, они подобны родовым отношениям всех народов на этой стадии развития. Так же как и у других народов, зулус, например, называет отцом не только своего настоящего отца, но и всех его братьев, матерью называет не только свою родную мать, но и сестер матери, жен дядей и т. д. Все члены рода имеют определенные права и связаны различными обязательствами. Когда молодой человек женится, родственники помогают ему выплатить лоболу; когда он будет выдавать замуж свою дочь, то из полученной лоболы уделит кое-что и родственникам. Он должен от случая к случаю делать им подарки, а они оказывают ему помощь советами и, если нужно, кормят. Они помогают ему в случае беды, при постройке хижины, уборке урожая и т. д. У членов каждого рода есть свои праздники и церемонии.

Род был экзогамным: мужчина не мог жениться на девушке своего рода, хотя бы она и приходилась ему очень дальней родственницей, он должен был брать в жены девушку из другого рода. Каждый род имел свое название, отличавшее его от других родов, историю своего происхождения, формулу приветствия и т. д. У машона сохранялась тотемная организация рода. Каждый род имел свой тотем - животное, с которым род считал себя находящимся в родстве и по имени которого род получил название. Животное это считалось неприкосновенным. Например, люди рода антилопы полагали, что они находятся в состоянии кровного родства с антилопой, покровительницей рода; ее не убивали и мяса не употребляли в пищу. Нарушение этого правила якобы было чревато серьезными последствиями: предполагалось, например, что если поесть мяса антилопы, выпадут зубы. В некоторых родах находили способ обхода этого правила: если в котел, где варится мясо антилопы, положить особый камень и кору определенного дерева, тогда мясо можно есть.

Брачный союз между людьми, имевшими один и тот же тотем, категорически запрещался: считалось, что брачущиеся потеряют способность производить потомство. Но в большом тотемном роде это создавало трудности в подыскании жены. Поэтому тотемные роды дробились на более мелкие подразделения, носившие разные фамильные прозвища и объединявшие людей, происходивших от одного не очень далекого предка. Тотем на языке машона называется мутупо, а фамильное прозвище - чидаво. Мужчина мог жениться на женщине с другим чидаво, хотя бы она и принадлежала к тому же мутупо.

Оригинальной была родовая организация у гереро. У них сосуществовали материнский и отцовский счет родства, две формы организации рода. Каждый человек по своему рождению принадлежал к материнскому роду - эанда, с которым он не порывал связи в течение всей своей жизни. Каждый член эанда имел право наследовать по материнской линии своему дяде по матери. Во главе эанда стоял старший брат самой старшей женщины эанда. Но каждый гереро принадлежал одновременно и к другой организации - орузо; эта принадлежность наследовалась по мужской линии - от отца к сыну. Женщина же при выходе замуж переходила в орузо мужа. Во главе орузо стоял старший из мужчин орузо, его родоначальник и глава. Особая часть имущества наследовалась по линии орузо. Эта двойственность создавала у гереро крайне сложную систему наследования. К приходу европейцев ведущим началом социальной организации гереро являлось, безусловно, патриархальное, но эанда была еще сильным, живым пережитком матриархата.

Однако род, как основная ячейка первобытно-общинного строя, уже давно прекратил свое существование, распался на большие патриархальные семьи. К началу европейской колонизации сохранялись лишь некоторые, более или менее сильные, пережитки родовой организации.

Земля все еще была коллективной собственностью племен и их подразделений, но пользование землей было уже частным. Скот и орудия труда являлись частной собственностью больших патриархальных семей. В их пользовании находились усадьбы и обработанная земля, они по собственному усмотрению распоряжались продуктами своего труда. Это было уже общество мелких производителей, связанных коллективной собственностью на землю и общими интересами защиты от внешних нападений. Уже существовало имущественное неравенство „среди рядовых общинников: были богатые и бедные. Существовала ссуда скотом и, следовательно, экономическая зависимость бедных от богатых. Родоплеменная верхушка эксплуатировала своих соплеменников и держала в своих руках значительные богатства. Вожди племен и родовые старейшины были крупными скотовладельцами, а уход за их стадами ложился тяжелой повинностью на рядовых общинников. Общинники обязаны были бесплатно обрабатывать их поля, строить жилище, загоны для скота и т. д. Это была форма производственных отношений, характерная для периода перехода от отношений сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей к отношениям господства и подчинения.

Высшей формой социальной организации было племя. Каждое племя было самостоятельно, но уже появились отношения зависимости, сложилась иерархия, соподчинение вождей племен. Описания первых европейских путешественников и миссионеров (конец XVIII - начало XIX в.) дают нам калейдоскопическую картину дробления одних племен, объединения других и исчезновения третьих. Устойчивые формы и границы племен исчезали, происходил интенсивный процесс перемешивания племен.

В основе расселения людей все еще лежал принцип кровного родства: соседи были родственниками. Но уже уходила в прошлое племенная замкнутость и племенная эндогамия. Производительные силы уже переросли рамки производственных отношений и не вмещались в границы племенной организации. Разрушение племенной структуры было выражением несоответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Во главе племени стоял выборный вождь. Сохранялось народное собрание, которое решало важнейшие вопросы жизни племени, избирало и смещало вождя племени. Но круг кандидатов был уже строго ограничен, выделялись династические семьи, и борьба за пост вождя сводилась к борьбе его наследников, а народу оставалась лишь возможность поддержать одного из них. «Человек, не принадлежащий к правящей династии, мог быть избран вождем лишь в исключительном случае» 1 . Энгельс писал об этой стадии первобытного общества: «избрание их {вождей племен. - Авт.) преемников из одних и тех же семейств мало- помалу, в особенности со времени установления отцовского права, переходит в наследственную власть, которую сперва терпят, затем требуют и, наконец, узурпируют; закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати» 2 .

Перед нами картина первобытно-общинного строя в его последней фазе развития: родоплеменная структура еще жива, но уже утратила свою былую стройность и устойчивость; существует частная собственность, появились богатые и бедные, но общество еще не раскололось на антагонистические классы; управление общественными делами сосредоточено в руках богатых династических семей, но государственного аппарата насилия еще нет. Исключение составляли машона, у которых уже существовало государство Мономотапа 3 .

Начало колонизации

Европейские колонизаторы появились в Южной Африке только в XVII в., т. е. триста лет назад. Морской путь из Европы вокруг Африки проло жили португальцы: в 1486 г. 1 португальская экспедиция под начальством Бартоломеу Диаша обогнула мыс Доброй Надежды 2 и дошла до устья р. Грейт Фиш. После этого прошло, однако, еще полтора столетия до поселения европейцев в Южной Африке.

Негостеприимные песчаные берега Юго-Западной Африки не привлекали путешественников; еще менее привлекательными казались берега южной оконечности Африки: около них постоянно разбивались корабли, и мореплаватели старались возможно скорее миновать их. Лишь восточное побережье, с его мягким климатом и богатой растительностью, могло привлечь португальцев. Но это побережье было населено воинственными племенами банту, и португальцы довольствовались кратковременными остановками для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. Главными опорными пунктами служили португальцам бухты, куда заходили корабли на своем пути в Гоа, к центру португальских владений в Индии.

С падением колониального могущества Португалии, владения ее в юго- восточной Азии перешли в руки голландцев. Голландская Ост-Индская компания захватила в свои руки торговлю пряностями во всей Индонезии. Голландцам также пришлось искать удобные бухты, где могли бы останавливаться их корабли на пути в Азию и запасаться продовольствием и питьевой водой. В 1652 г. представитель Ост-Индской компании Ян ван Рибек с небольшой группой солдат, рабочих и служащих компании высадился в бухте у Столовой горы и основал там укрепленное поселение, из которого потом вырос город Капштадт, нынешний Кейптаун, положив тем начало созданию Капской колонии.

Через пять лет (1657 г.) в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев - свободных бюргеров - из Голландии. С 1698 г. начали переселяться в новую колонию французы - гугеноты, бежавшие от религиозных преследований; за ними прибыли поселенцы из Германии и т. д. Национальный состав колонистов был довольно сложным, хотя большинство их все же составляли голландцы. Потомки этих первых колонистов получили впоследствии общее название - буры (от голландского Ьоег - крестьянин). Сейчас они предпочитают называть себя африкандерами.

Число поселенцев, сначала небольшое, через сто лет, в 1750 г., составило около 5 тыс.; к концу XVIII в. европейцев насчитывалось больше 15 тыс. чел. С ростом населения колонии расширялась постепенно и ее территория. Вновь прибывающие колонисты продвигались все дальше в глубь страны, захватывая земли готтентотских племен. Готтентоты пытались оказать сопротивление, но не могли противостоять колонистам, вооруженным огнестрельным оружием. Голландцы истребляли целые племена, а оставшихся в живых готтентотов и бушменов превращали в рабов.

В 1776 г. голландские колонисты появились в долине р. Грейт Фиш, населенной племенами банту - коса.Коса не представляли в то время единства, отдельные роды вели борьбу за раздел пастбищ, их вожди Ндламбе и Гайка враждовали между собою. Но тем не менее коса оказались в состоянии задержать дальнейшее продвижение колонистов, и р. Грейт Фиш в течение 40 лет оставалась границей между банту и голландской колонией.

Труд рабов в Капской колонии применялся очень широко. Большая территория, около 650 тыс. км 2 , полностью очищенная от готтентотов и бушменов, находилась в распоряжении 15 тыс. европейцев. Каждый колонист был крупным землевладельцем. До наших дней сохранились поместья размером до 10 тыс. га. Например, генерал Бота, потомок первых голландских колонистов, владел 12 тыс. га земли, и это не было исключением. Вместе с землей колонисты захватывали у готтентотов, а потом и. у коса скот. Каждый колонист становился поэтому и крупным скотовладельцем. Он был и рабовладельцем. На труде рабов зиждилось хозяйство колонистов. Вследствие массового истребления готтентотов в первый период колонизации и недостатка местной рабочей силы рабов ввозили с Мадагаскара, из Восточной Африки и Малайи. К началу XIX в. в колонии насчитывалось около 30 тыс. привозных рабов и около 20 тыс. готтентотов. Первые английские миссионеры, стараясь оправдать английские захваты в Южной Африке, собрали большой материал, свидетельствующий о тяжелом положении рабов и произволе рабовладельцев в Капской колонии. Возмущения рабов подавлялись с крайней жестокостью. Рабовладельческие порядки того времени сохраняются, как мы это увидим дальше, в модифицированном виде и после установления в современной Южной Африке английского господства.

В начале XIX в. Капскую колонию захватила Англия. В это время англичане вели войну с наполеоновской Францией. Французские войска одерживали победы над своими противниками в Европе, Англия же между тем постепенно захватывала французские колонии в Америке, Африке и Индии. Когда бонапартистская Франция присоединила Голландию и, объявив ее Батавской республикой, фактически включила ее в состав своих владений, Англия в 1806 г. захватила Капскую колонию.

Поделиться