Первобытные религии и их особенности. Возникновение первобытных религий. Происхождение искусства и религии Возникновение искусства и религии информация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История открытия пещерной живописи Археолог Марселино де Саутуола начал исследовать пещеру Альтамира в Испании в 1875 году. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет, которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию. Из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма. В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Искусство и религия первобытных людей Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Хронология открытия пещерной живописи 1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания. 1895 – открытие живописи в пещере Ла-Мут, Франция. 1901 – открытие живописи в пещерах Комбарель и Фон-де-Гом, Франция.

Хронология открытия пещерной живописи 1912 – открытие живописи в пещере Тюк-де-Одубер, Франция. 1914 – открытие живописи в пещере Труа-Фрер, Франция. 1940 – открытие живописи в пещере Ласко, Испания. 1959 – открытие живописи в Каповой пещере, Урал, Россия.

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Наскальные изображения являются формой магического действия

Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых.

Миром управляют высшие силы – духи. Шаманы с помощью магии, по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями.

Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка. Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь Деметры (богини плодородия и земледелия) и Персефоны (богини плодородия и царства мёртвых) в Элевсине. Главное содержание их - миф о похищении Персефоны. Дочь Деметры была похищена Аидом, богом подземного мира. Деметра после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав о её судьбе, она удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал Аиду вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести. Но так как Аид дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

Рефлексивный экран Аргументированные ответы на вопросы: 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. В чем вы видите собственное развитие? 5. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? 6. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? 7. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы в следующий раз сделать нашу работу на уроке более успешной.

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.12

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Искусство и религия первобытных людей (1 час).

Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Задачи занятия:

образовательные: объяснить понятия искусство и религия .

развивающие: сформировать умение интерпретировать произведения искусства и содержание мифов.

воспитательные: показать длительный путь духовной эволюции древнего человека.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

Устный опрос:

1. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?

3. Какое наблюдение помогло человеку в изобретении лука и стрел?

4. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?

Мотивация, актуализация знаний

6 мин

1 слайд

На слайде изображены археолог Марселино де Саутуола и его 9-летняя дочь Мария де Саутуола. Они стали первооткрывателями того, о чем мы сегодня поговорим. Давайте познакомимся с их историей. 2 слайд

Какую сферу жизни древнего человека открыли археолог и его дочь?

Искусство древнего человека.

Целеполагание

2 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О первобытном искусстве.

Запись в тетрадь темы занятия:

Изучение нового материала

20 мин

Пещерная живопись,

Закон сопричастности,

Магия,

Духи,

Шаман,

Религиозные верования,

Миф,

Ритуал

1. Человек становится художником.

4, 5 слайды

Давайте с вами рассмотрим основные произведения пещерной живописи и посмотрим на хронологию ее открытия.

Первую дату необходимо записать в тетрадь.

1. Кто изображен на фотографиях?

2. Насколько эти изображения сложны?

3. Почему нет изображения растений, а люди изображены схематически?

4. Как вы думаете, зачем древний человек рисовал?

5. Как Марселино понял, что эти изображения принадлежат Каменному веку?

2. Закон сопричастности.

Первобытный человек не мог объяснить природные процессы, происходящие вокруг него, с помощью естественных причин. Поэтому он прибегал к мистическому объяснению. Мистика окружала человека, с ее помощью человек объяснял сны, смерть, болезни, рождение и т.д. Все элементы мира находились друг с другом в мистической связи.

Из этого факта вытекают все остальные выводы.

6 слайд

Необходимо разобрать термин:

Магия

Для наглядности можно рассказать о куклах вуду, как наиболее ярком примере.

7, 8 слайды

Как изображения могли помочь людям?

9, 10 слайды

Неандертальцы впервые начали хоронить своих сородичей, о чем это может говорить?

11 слайд

Так как все в мире взаимосвязано, то на будущие процессы можно повлиять. Со временем такую функцию в обществе пробрели шаманы.

Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями .

3. Что такое мифы.

12 слайд

Необходимо обратить внимание на символизм мифа: смена времен года. Элевсинские мистерии необходимы для обеспечения правильного порядка смены сезонов, и для этого на этих мистериях воспроизводили сюжет мифа.

Откуда историки могут узнать о древнейших мифах?

Ученики записывают:

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

1. Животные, на которых человек охотился.

2. Довольно сложны, мало кто сможет нарисовать животных с таким же мастерством.

3. По какой-то причине растения были не интересны, а человек интересен в гораздо меньшей степени.

4. Видимо, изображение животного имело значения в реальной жизни человека, может быть, это часть магического действия.

5. Изображения довольно примитивны по содержанию, видно, что жизненная действительность состояла преимущественно из охоты.

Ученики записывают определения в тетрадь.

Изображая охоту, охотник, таким образом, моделировал будущую ситуацию охоты.

Это может говорить о вере в сопричастность между жизнью и смертью.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

Ученики записывают определения: Миф Ритуал

Закрепление

3 мин

Точечные вопросы:

1. Почему в рисунках древних художников преобладают изображения крупных животных?

2. Почему к шаманам часто относились с почтением?

3. С какими мифами вы уже знакомы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

4 мин

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Как взаимосвязаны искусство и религиозные верования?

13 слайд

Рефлексивный экран.

Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

14 слайд

Домашнее задание:

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Искусство и религия первобытных людей

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Наскальные изображения являются формой магического действия. Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых. Миром управляют высшие силы – духи . Шаманы с помощью магии , по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями . Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка.


Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик - Коба и Тешик - Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик - Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Тотемизм - это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть какой-то вид животных, реже растений, предметов или явлений природы. Род носил имя тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил, что находится с ним в кровном родстве. Считалось, что тотем помогает сородичам, поэтому его нельзя было убивать, причинять ему вред и употреблять в пищу. Тотемизм идеологически отражал связь рода с природной средой.

Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Ученые подчеркивают тот факт, что представления о нематериальном (или раздвоении материального) свидетельствовало об относительном развитии абстрактного мышления у первобытного человека, а это длительный этап эволюции его интеллекта, накопления жизненного опыта. Поэтому исходными видами религиозных воззрений были вероятнее всего тотемизм и магия.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев, определенных орудий труда или предметов обихода, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Фетишем становилась спасшая людей от бури пещера, насытившее их после голодовки дерево, добывшее пищу копье и т.д.

Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы. Человек считал, что с помощью определенных действий и слов, он может помогать или вредить людям, обеспечивать добычу или неудачу в промысле, вызывать или прекращать бурю. Различают производственную или промысловую, лечебную, любовную и прочую магию. При этом магия может быть «белой» (охранительной) и «черной» (вредоносной).Со временем религиозные представления и культы усложняются, приобретают эклектичный характер. Они смешиваются между собой, образуя почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов. Постепенно возникает иерархия объектов культа - от обычных духов до нескольких особенно могущественных божеств (космических, природных явлений, плодородия, войны). Новым этапом в духовной культуре человека становится утверждение политеизма, т.е. веры во множество богов и поклонение им.

Изобразительное искусство зарождается в период верхнего палеолита 40-35 тыс. лет назад. К числу археологически представленных памятников, сохранившихся с тех времен, принадлежат пластика, графика и живопись. В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры. Оно закрепляло общественный опыт людей в эстетически опосредованной форме, в конкретных и реалистичных образах.

Основную массу сюжетов наскального искусства в эпоху палеолита составляли изображения животных, выполненные, как правило, в натуральную величину примитивными одиночными контурами: мамонта, носорога, дикой лошади, оленя, лани, быка, зубра, бизона, лося. Палеолитические рисунки сохранили также следы зачатков письменности в форме пиктографии. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции), обозначая направление пути, число убитых животных или план местности, служили своего рода информационным дополнением к изображению. Для росписей применялись естественные и минеральные краски. Специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью или жиром. К мезолиту восходят выразительные пещерные фрески и многофигурные композиции охотничьего и бытового характера (охотничьи и военные сцены, пляски и религиозные церемонии). Первобытный художник учился обобщать, абстрагировать, приобретал навыки рационального распределения элементов рисунка на плоскости, экспериментировал с цветом и объемом. Свидетельством развития абстрактного мышления стал отход от принципа натурализма, схематизм и уменьшение размера изображений в период неолита. Главное назначение рисунков вытекало из практических потребностей людей и носило магический характер. Живопись должна была привлечь на территорию племени промысловых животных или способствовать их размножению, принести удачу на охоте и т.д.

В период неолита в связи с развитием керамического производства небывалого размаха получает искусства орнамента. Разным племенам присуща собственная специфика росписи керамический изделий, что позволяет ученым достаточно точно определять направление их миграции.

Пластическое искусство широко представлено скульптурными изображениями животных (или их голов), женских фигурок - так называемых палеолитических Венер, которые символизировали плодородие, женское начало земли. Монументальная скульптура - явление более позднее, отразившее социальную дифференциацию общества. Вождям и выдающимся воинам сооружали надгробные статуи Тайлор Э. Первобытная культура. М., 2009. С. 63..

С развитием общественных отношений, в частности, выделением ремесла связан расцвет прикладного искусства. Мастера создавали ювелирные изделия, дорогое оружие, домашнюю утварь, украшали одежду. Получили распространение художественное литье, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом и т.д. Знаменитые скифские и сарматские изделия, украшенные реалистическими или условными изображениями людей, животных, растений, свидетельствуют о высоком уровне художественной обработки металла.

К памятникам протоархитектуры относят известные уже в неолите мегалитические сооружения (от греч. - большой камень). Они воздвигались во многих регионах мира, имели различные формы и назначение. Монолиты-менгиры представляют собой отдельно стоящие камни высотой до 20 м, их параллельные ряды называются алиньеманы. Дольмен - это два или более крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Самая сложная мегалитическая конструкция - кромлех - состоит из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. В период разложения первобытнообщинных отношений возникает монументальная архитектура. Появляются сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, построенные, как, например, в Древней Месопотамии и Египте, для нужд крупных вождей. Уникальным мегалитическим сооружением является Стоунхендж.

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие - при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего - добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий - земледелия, пророк Илья - дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Поделиться